Асклепий в древнеримской мифологии – Асклепий — Википедия

Асклепий | Боги греческой мифологии

Назад к разделу

Асклепий

Асклепий (в древнеримской мифологии Эскулап) — в древнегреческой мифологии — бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.

 

Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида, в другой — Арсиноя. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия.

Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону. Либо его выхватил из огня Гермес. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине.

 

Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами, также воскресил Ипполита. Воскресил некоего мёртвого за плату.

Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай ), который был убит Зевсом у гипербореев. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.

Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания.

 

Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых . Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.

 

Смотрите также:

Назад к разделу


world-of-legends.su

Асклепий - это... Что такое Асклепий?

Асклепий

Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии[1] — бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.

Рождение

Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида[2] , в другой — Арсиноя[3]. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия[4].

Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон (или Гермес

[5]) выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону[6]. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине[7]. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей[8].

Предания

Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию[9].

В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Телесфор, Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, — Гигиея («здоровье»), Панацея (Панакея) («всецелительница») и Иасо («лечение»), а также Аглея, Акесо и Медитрина.

Аргонавт[10]. По версии, был аргонавтом

[11] и вернул зрение Финею[12].

Согласно речи Котты[13], было три Асклепия:

  1. Сын Аполлона, которому поклоняются в Аркадии. Изобрёл медицинский зонд и начал бинтовать раны.
  2. Брат Гермеса, поражен молнией и похоронен в Киносурах.
  3. Сын Арсиппа и Арсинои, открыл способы очищения желудка и удаления зубов. Его могила и роща около реки Лузия в Аркадии.

Смерть

Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины[14]. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших[15]. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами[16], также воскресил Ипполита[17]. Воскресил некоего мёртвого за плату[18].

Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия[19] (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай

[20]), который был убит Зевсом у гипербореев[21]. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.

Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых[22], и стал богом врачевания.

Посох Асклепия

Звезда жизни с посохом Асклепия

Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых (тот же миф рассказывали о Полииде, см. также Главк (сын Миноса)). Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.

Последующая традиция

Он стал созвездием Змееносца[23].

Упоминается в «Илиаде». Ему посвящены XVI гимн Гомера и LXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского «Асклепий», комедий Антифана и Филетера «Асклепий».

Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.

По сикионскому рассказу, бог (то есть его изображение) привезен к ним из Эпидавра на паре мулов и был подобен дракону, в храме были священные змеи. Его сыном считали политика Арата[24]. Змея Асклепия прибыла в Рим[25].

В честь Асклепия назван астероид (1027) Эскулапия (англ.)русск., открытый в 1923 году

См. также

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.192-193
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161
  3. Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М.-У.
  4. Павсаний. Описание Эллады II 26, 7
  5. Павсаний. Описание Эллады II 26, 6
  6. Пиндар. Немейские песни III 54
  7. Тертуллиан. К язычникам II 14; Лактанций. Божественные установления I 10, 2
  8. Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)
  9. Тацит. Анналы XII 61
  10. Гигин. Мифы 14 (с. 32)
  11. Климент. Строматы I 105, 2, ложная ссылка на «Аргонавтику» Аполлония Родосского
  12. Софокл. Финей, фр.710 Радт
  13. Цицерон. О природе богов III 57
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3
  15. Схолии к Пиндару. Пифийские песни III 56 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.422
  16. Секст Эмпирик. Против ученых I 260
  17. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6
  18. Платон. Государство III 408с
  19. Гесиод. Перечень женщин, фр.51 М.-У.
  20. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3.8; 14; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  21. Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.195
  22. Гигин. Мифы 251
  23. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6; Гигин. Астрономия II 14, 5
  24. Павсаний. Описание Эллады II 10, 3-4; 11, 8
  25. Овидий. Метаморфозы XV 622-
Хтонические
божества
Земля
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа
Портал

dic.academic.ru

Асклепий Википедия

Асклепий

Асклепий. Музей Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене.
Мифология древнегреческая религия
Пол мужской
Отец Аполлон[1]
Мать Коронида[1] или Арсиноя
Супруга Эпиона и Коронида[d]
Дети Махаон[1], Подалирий[1], Панакея[1], Телесфор, Акесо[d], Гигиея[1], Эгла[d], Иасо и Meditrine[d]
В иных культурах Эскулап
 Иллюстрации на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Асклепий (значения).

Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии

[2] — бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие. В «Герметическом корпусе» встречается как друг и ученик Гермеса Трисмегиста.[3]

Содержание

  • 1 Рождение
  • 2 Предания

ru-wiki.ru

Реферат Асклепий

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Рождение
  • 2 Предания
  • 3 Смерть
  • 4 Посох Асклепия
  • 5 Последующая традиция
  • Примечания

Введение

Асклепий

Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап) (др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии [1] — бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.


1. Рождение

Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида [2] , в другой — Арсиноя [3]. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия [4].

Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону [5]. Либо его выхватил из огня Гермес [6]. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине [7]. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей [8].


2. Предания

Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию

[9].

В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Телесфор, Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, — Гигиея («здоровье»), Панацея (Панакея) («всецелительница») и Иасо («лечение»), а также Аглея, Акесо и Медитрина.

Аргонавт [10]. По версии, был аргонавтом [11] и вернул зрение Финею [12].

Согласно речи Котты [13], было три Асклепия:

  1. Сын Аполлона, которому поклоняются в Аркадии. Изобрёл медицинский зонд и начал бинтовать раны.
  2. Брат Гермеса, поражен молнией и похоронен в Киносурах.
  3. Сын Арсиппа и Арсинои, открыл способы очищения желудка и удаления зубов. Его могила и роща около реки Лузия в Аркадии.

3. Смерть

Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины [14]. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших [15]. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами [16], также воскресил Ипполита [17]. Воскресил некоего мёртвого за плату [18].

Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия [19] (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай [20]), который был убит Зевсом у гипербореев [21]. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.

Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых [22], и стал богом врачевания.


4. Посох Асклепия

Звезда жизни с посохом Асклепия

Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых (тот же миф рассказывали о Полииде,). Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.


5. Последующая традиция

Он стал созвездием Змееносца [23].

Упоминается в «Илиаде». Ему посвящены XVI гимн Гомера и LXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского «Асклепий», комедий Антифана и Филетера «Асклепий».

Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.

По сикионскому рассказу, бог (то есть его изображение) привезен к ним из Эпидавра на паре мулов и был подобен дракону, в храме были священные змеи. Его сыном считали политика Арата [24]. Змея Асклепия прибыла в Рим [25].


Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.192-193
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161
  3. Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М.-У.
  4. Павсаний. Описание Эллады II 26, 7
  5. Пиндар. Немейские песни III 54
  6. Павсаний. Описание Эллады II 26, 6
  7. Тертуллиан. К язычникам II 14; Лактанций. Божественные установления I 10, 2
  8. Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)
  9. Тацит. Анналы XII 61
  10. Гигин. Мифы 14 (с.32)
  11. Климент. Строматы I 105, 2, ложная ссылка на «Аргонавтику» Аполлония Родосского
  12. Софокл. Финей, фр.710 Радт
  13. Цицерон. О природе богов III 57
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3
  15. Схолии к Пиндару. Пифийские песни III 56 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.422
  16. Секст Эмпирик. Против ученых I 260
  17. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6
  18. Платон. Государство III 408с
  19. Гесиод. Перечень женщин, фр.51 М.-У.
  20. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3.8; 14; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  21. Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.195
  22. Гигин. Мифы 251
  23. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6; Гигин. Астрономия II 14, 5
  24. Павсаний. Описание Эллады II 10, 3-4; 11, 8
  25. Овидий. Метаморфозы XV 622-

wreferat.baza-referat.ru

Асклепий — Википедия

Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии[2] — бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие. В «Герметическом корпусе» встречается как друг и ученик Гермеса Трисмегиста.[3]

Рождение

Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида[4], в другой — Арсиноя[5]. Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия[6].

Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон (или Гермес[7]) извлек из её чрева младенца Асклепия (это имя и значит «вскрытый») и отдал его на воспитание кентавру Хирону[8]. Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине[9]. По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течёт Лефей[10].

Видео по теме

Предания

Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию[11].

В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Телесфор, Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, — Гигиея («здоровье»), Панацея (Панакея) («всецелительница») и Иасо («лечение»), а также Аглея, Акесо и Медитрина.

Аргонавт[12]. По версии, был аргонавтом[13] и вернул зрение Финею[14].

Согласно речи Котты[15], было три Асклепия:

  1. Сын Аполлона, которому поклоняются в Аркадии. Изобрёл медицинский зонд и начал бинтовать раны.
  2. Брат Гермеса, поражен молнией и похоронен в Киносурах.
  3. Сын Арсиппа и Арсинои, открыл способы очищения желудка и удаления зубов. Его могила и роща около реки Лузия в Аркадии.

Смерть

Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины[16]. По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших[17]. По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами[18], также воскресил Ипполита[19]. Воскресил некоего мёртвого за плату[20].

Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия[21] (о чём упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай[22]), который был убит Зевсом у гипербореев[23]. Аполлон отомстил за смерть сына, перебив Циклопов, сковавших перун Зевса.

Но великий врач соизволением мойры вернулся из царства мёртвых[24] и стал богом врачевания.

Посох Асклепия

Звезда жизни с посохом Асклепия

Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых (тот же миф рассказывали о Полииде, см. также Главк (сын Миноса). Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.

Предположительно, Асклепию принадлежит и символ медицины — «Яд и противоядие» в виде чаши ( бокала, рюмки) со склонившейся на ней змеёй: яд, попадая в чашу, подставленную человеком, превращается в противоядие.

Последующая традиция

Он стал созвездием Змееносца[25].

Упоминается в «Илиаде». Ему посвящены XVI гимн Гомера и LXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского «Асклепий», комедий Антифана и Филетера «Асклепий».

Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.

По сикионскому рассказу, бог (то есть его изображение) привезен к ним из Эпидавра на паре мулов и был подобен дракону, в храме были священные змеи. Его сыном считали политика Арата[26]. Змея Асклепия прибыла в Рим[27].

В греко-римском Египте с Асклепием в качестве божества врачевания отождествляли таких мудрецов древности, как Имхотеп и Аменхотеп, сын Хапу.

Асклепий Имуфет - старший ученик Гермеса Трисмегиста считался сыном бога Птаха, ему посвящены трактаты Герметического корпуса II, VI, IX и X, а в XVI диалоге он сам является учителем царя Амона. Также с ним связаны сочинения практического герметизма и диалог Асклепий или Совершенное слово.[28]

В честь Асклепия назван астероид (1027) Эскулапия (англ.)русск., открытый в 1923 году

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Любкер Ф. Άσκλήπιός, Ἀσκλήπιος // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 166–167.
  2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.113-114; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.192-193
  3. Гермес Трисмегист. Герметический корпус. — Асклепий.
  4. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 74, 6; Гигин. Мифы 161
  5. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.50 М.-У.
  6. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 26, 7
  7. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 26, 6
  8. ↑ Пиндар. Немейские песни III 54
  9. ↑ Тертуллиан. К язычникам II 14; Лактанций. Божественные установления I 10, 2
  10. ↑ Страбон. География XIV 1, 39 (стр.647)
  11. ↑ Тацит. Анналы XII 61
  12. ↑ Гигин. Мифы 14 (с. 32)
  13. ↑ Климент. Строматы I 105, 2, ложная ссылка на «Аргонавтику» Аполлония Родосского
  14. ↑ Софокл. Финей, фр.710 Радт
  15. ↑ Цицерон. О природе богов III 57
  16. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3
  17. ↑ Схолии к Пиндару. Пифийские песни III 56 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.422
  18. ↑ Секст Эмпирик. Против ученых I 260
  19. ↑ Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6
  20. ↑ Платон. Государство III 408с
  21. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.51 М.-У.
  22. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3.8; 14; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  23. ↑ Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.195
  24. ↑ Гигин. Мифы 251
  25. ↑ Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 6; Гигин. Астрономия II 14, 5
  26. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 10, 3-4; 11, 8
  27. ↑ Овидий. Метаморфозы XV 622-
  28. ↑ Двинянинов Б.К. Образ Асклепия в неоплатонизме и герметизме // XXV научная конференция «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и античная наука». Санкт-Петербург, 21–22 июня 2017. Сборник статей. — СПб.: Издательство РХГА, 2017 - С. 76-84

Литература

wiki2.red

Бог врачевания в Древней Греции: история и интересные факты

Древнегреческим богом врачевания был Асклепий. Обстоятельства его жизни известны благодаря многочисленным мифологическим источникам. В период расцвета античной Греции в стране существовало около 300 храмов Асклепия, где жрецы лечили своих соотечественников с помощью магических и эмпирических приемов.

Сын Аполлона

Существует несколько теорий о происхождении Асклепия. Согласно самой распространенной из них, бог врачевания был сыном Аполлона и нимфы Корониды. Другие источники называют матерью Арсиною, дочь Левкиппа. Нимфа Коронида была возлюбленной Аполлона, но, будучи беременной от бога, изменила ему со смертным человеком Исхием. На Олимпе решили покарать обоих. Исхия испепелило молнией. Изменщицу Корониду Аполлон поразил одной из своих солнечных стрел. Затем он сжег нимфу, предварительно выхватив из чрева младенца. Это и был бог врачевания Асклепий.

Аполлон отдал мальчика на воспитание кентавру Хирону. Он сильно отличался от большинства своих сородичей. Почти все кентавры были известны своим пьянством, буйством и нелюбовью к людям. Хирон же славился своей добротой и мудростью. Когда к нему на воспитание попал греческий бог врачевания, кентавр жил на Пелионе – горе на юго-востоке Фессалии.

Обучение у Хирона

Хотя Асклепий известен как бог врачевания в Древней Греции, при рождении он не обладал никакими сверхспособностями. Его патрон Хирон начал обучать мальчика медицине, и вскоре тот добился удивительных успехов. В какой-то момент Асклепий в своем мастерстве даже превзошел мудрого кентавра. Он стал путешествовать по Греции и лечить людей, а жителей острова Кос даже обучил некоторым своим секретам (об этом в «Анналах» упоминает Тацит).

Асклепию поддавались и смертельные заболевания. Оттачивая свое искусство, Асклепий (бог врачевания в Древней Греции) научился воскрешать людей. Благодаря его помощи обычные жители Эллады обрели бессмертие. Секрет уникальной способности Асклепия заключался в крови Горгоны. Лекарь получил ее от богини войны Афины. Ферекид (один из самых почитаемых древнегреческих семи мудрецов) в своих трудах упоминал, что Асклепий воскресил всех жителей Дельф, где располагался храм его отца Аполлона.

Гибель

Когда Асклепий - бог врачевания у греков - начал массово воскрешать смертных, его ритуалы вызвали негодование у остальных богов. Живший на краю света Танатос, ставший для эллинов олицетворением смерти, отправился с жалобой на происходящее к главному олимпийцу Зевсу. Воскрешения нарушали мировой порядок. Получив бессмертие, обычные люди перестали отличаться от богов. Такой поворот событий не нравился большинству олимпийцев. Боги жаждали кары.

После некоторых раздумий Зевс решил наказать Асклепия. Древний бог врачевания был поражен молнией громовержца. Аполлон, узнав о гибели сына, пришел в ярость. Он не мог отомстить могущественному Зевсу и вместо этого атаковал циклопов, выковавших для того молнии. В результате все эти одноглазые существа были перебиты.

До сего момента Асклепий все еще считался смертным. Погибнув от молнии Зевса, он попал к духам судьбы мойрам. Именно они определяли момент рождения и смерти каждого человека. После гибели Асклепия они решили вернуть его к жизни. Так воскрешенный сын Аполлона стал богом. Позже общие биографические черты унаследовал римский аналог Асклепия – древнеримский бог врачевания Эскулапий.

Посох Асклепия

В любой мифологии боги-покровители врачевания обладают собственными легко узнаваемыми символами. У Асклепия таким знаком стал его посох, обвитый змеей. От древних греков этот образ перешел к римлянам, а затем распространился на большую часть человеческой цивилизации. Сегодня посох Асклепия – международный медицинский символ.

Его история связана с одним из мифов о боге врачевания. Согласно легенде, Асклепий прибыл на Крит, чтобы воскресить сына знаменитого царя Миноса. Идя по дороге, он наткнулся на змею. Животное обвило посох, и Асклепий, не медля ни секунды, убил его. Тут же появилась вторая змея с травой во рту, с помощью которой она чудесным образом воскресила первую. Удивленный Асклепийи стал искать чудодейственное лекарство и через некоторое время нашел его. С тех пор бог врачевания у древних греков всегда имел под рукой снадобье, изготовленное из критской травы. Посох Асклепия традиционно изображается в виде обвитой змеей деревянной палки.

В современной медицине влияние эллинской мифологии отразилось не только в виде графических символов. Значительная часть врачебных терминов имеет корни, относящиеся к древнегреческому прошлому. Истоки традиционных врачебных приемов впервые появились в литературе, написанной именно на этом античном языке. Еще важнее для современной международной медицины латынь, однако большей частью своих знаний римляне были обязаны как раз грекам.

Культ

Как и любой другой древнегреческий культ, культ Асклепия был особенно популярен в определенном регионе страны. С наибольшим рвением это божество почитали в Эпидавре – городе, расположенном на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Сегодня на его месте остались лишь руины древнего театра и, что особенно важно, храмов Асклепия. Там же находились бассейны с целительными термальными водами. Они скрывались в подземелье храма, построенного в V веке до н. э. знаменитым архитектором Поликлетом Младшим. Святилища Асклепия чаще всего строились на месте минеральных источников и отличавшихся целебным воздухом кипарисовых рощ. На раскопках в Эпидавре были обнаружены руины колонн, на стелах которых были высечены описания счастливых случаев исцеления больных. Кроме того, святилище оказалось наполнено редкими артефактами – сделанными из золота, серебра и мрамора изображениями вылеченных частей тела (рук, ног, сердец, глаз и ушей). Они доставались храму в качестве платы за услуги.

Святилища Асклепия существовали согласно своду сакральных правил. К примеру, в них нельзя было умирать. Из-за этого неизлечимо больных (даже прибывших с другого конца страны) в храм не пускали. Не имели права войти внутрь и роженицы. Жрецы Асклепия руководились жесткими принципами. Для них лечение было не медицинской услугой, а, скорее, религиозным ритуалом, правила которого сложились согласно строго оговоренному каноническому обряду. В частности, правила предписывали исключать из святилища все, что связано с рождением и смертью. Другая важная особенность храма Асклепия – соблюдение кристальной чистоты. Каждый новоприбывший должен был в первую очередь помыться в источнике.

Первые святилища в честь Асклепия, асклепейдоны, появились в Греции в VI-IV вв. до н. э. Помимо Эпидавра и Коса, центром медицины была еще и фессалийская Трикка. Всего в источниках античных авторов историки обнаружили свидетельства о более чем 300 святилищах Асклепия, разбросанных по всей Древней Греции. По сравнению с современными медицинскими учреждениями, они были скорее лечебными санаториями, а не больницами. В храмах сочетались как магические, так и светские приемы лечения. В древнегреческой медицине эти две школы не противопоставлялись друг другу. Например, если в храм Асклепия попадал особенно тяжелый больной, жрецы могли проконсультироваться со своими светскими коллегами, не работавшими в святилищах.

Жрецы

Античный бог медицины и врачевания имел собственных жрецов, принимавших пациентов-соотечественников. За исцелением к ним люди прибывали со всех концов Эллады. Здоровье у древних греков ассоциировалось со спортом, поэтом все тот же Эпидавр славился своим стадионом, гимнасием и соревнованиями, посвященными Асклепию. Там же находились храмы его дочери Гигиеи, Афродиты, Артемиды и Фемиды. Обряды лечения сопровождались жертвоприношениями животных (чаще всего петухов), поэтому обязательным атрибутом любого святилища был крупный жертвенник.

Бог врачевания обзавелся своим культом приблизительно в VII веке до н. э. Историки считают, что у этого мифологического персонажа был реально существовавший прообраз – ставший легендарным во время Троянской войны врач с точно таким же именем – Асклепий. Более того, он являлся еще и царем Фессалии, а также создателем собственной семейной врачебной школы.

Древнегреческое медицинское образование имело некоторые общие черты с современным. Археологами и историками доказано, что настоящие врачебные школы имели место в Пергаме и на Косе. На службу в храм допускались давшие священную клятву и приобщившиеся к сообществу асклепиадов. Впервые этот термин появился в древнегреческой литературе в VI веке до н. э.

Древнегреческая медицина

Врачевание в храмах сочетало магические и эмпирические приемы. Самыми распространенными средствами лечения стали лекарства, водные источники и гимнастические упражнения. Обряд священного врачевания каждый раз заканчивался ритуалом инкубации, проводившимся в длинной галерее вдоль стен храма, куда попасть можно было только со специального разрешения. Жрецы с помощью наркотических веществ и приемов гипноза вводили больных в состояние искусственного сна. Ритуал был знаменит театральными представлениями (явлением священных змей или даже самого бога).

В 430 году до н. э. Грецию поразила страшная чума, унесшая тысячи жизней. Традиционная медицина оказалась бессильной перед эпидемией, поэтому население стало все больше уделять внимание всевозможным магическим практикам. Тогда же священная змея Асклепия была перенесена из Эпидавра в Афины, где в Акрополе построили новый храм. Культ бога врачевания засиял с небывалой силой. Религиозные ритуалы приносили жрецам Асклепия колоссальные доходы. Античные храмы этого бога отличались выдающимся богатством своего убранства.

Любопытно, что далеко не все греки относились к инкубации и выдумкам жрецов с религиозным пиететом. В известной комедии «Плутос» (388 год до н. э.) автор Аристофан повествует о многочисленных горьких разочарованиях в эффективности ритуала магического сна.

Место Асклепия в древнегреческом пантеоне

Мифологический образ Асклепия со всеми его характерными атрибутами имеет определенные корни. Бог врачевания Греции часто ассоциировался с хтонической змеей-целительницей. Во всем древнем мире это животное почиталось как символ обновления, мудрости и могущества природных сил.

Другая сторона образа Асклепия – его принадлежность к поколению детей богов (героев), посягнувших на установление нового миропорядка. Целитель научился воскрешать мертвых, тем самым нарушив мировой баланс. Правила, установленные олимпийцами, оказались под угрозой, и именно за это Асклепий и поплатился. Бог врачевания своей судьбой напоминает других героев, бунтовавших против своих всесильных родителей.

У каждого бога древнегреческого пантеона было свое «хозяйство». Хотя с врачеванием ассоциируется именно Асклепий, некоторые его функции характерны и для других олимпийцев. Сестра Аполлона Артемида была не только владычицей зверей и покровительницей охоты, она почиталась еще и как защитница рожениц, детей и женского целомудрия. Супруга Зевса Гера заботилась о браке и хорошем самочувствии семьи. Приблизительно с этим же связана Гестия – богиня домашнего очага, счастья и здоровья. Нельзя не вспомнить и о Гипносе. Этот бог, живший на краю света, следил за полноценным и здоровым сном людей.

Семья и потомки

По преданию, Асклепий женился на Эпионе, дочери правителя острова Кос Меропса. В античную эпоху это место превратилось в один из важнейших центров античной медицины.

У Асклепия было несколько детей, также ставших известными персонажами древнегреческих мифов. Бог врачевания являлся отцом Махаона – знаменитого врача и хирурга. Считается, что он даже участвовал в Троянской войне и привел за собой 20 кораблей. Махаон не только сражался на стороне греков (ахейцев), но и лечил раненых. Хирург помог знаменитому лучнику Филоктету, укушенному ядовитой змеей. Рана была ужасной, из ноги сочился гной. Осаждавшие Трою тем временем все никак не могли взять город. Они крайне нуждались в своем лучшем стрелке. Тогда греков выручили боги. Аполлон погрузил Троянский берег в магический сон, а его внук Махаон прооперировал Филоктета. Позже выздоровевший лучник убил Париса и в компании своих товарищей спрятался в Троянском коне, с помощью которого ахейцы все-таки захватили неприступный город. С подачи биолога Карла Линнея распространенное семейство бабочек получило название Махаон именно в честь сына Асклепия.

Старшая дочь бога врачевания Гигиея – богиня здоровья. Греки изображали ее в виде молодой женщины, кормящей из чаши змею. По имени Гигиеи названа научная дисциплина гигиена. Кроме того, символы чаши и змеи стали международными атрибутами медицины и фармации. Сосуд Гигиеи можно встретить в любой аптеке и больнице. Как и древнегреческий бог врачевания, он связан со змеей – традиционным хтоническим существом древнегреческой мифологии. Сосуд Гигиеи вновь стал известен европейцам в конце XVIII века, когда этот символ выгравировали на памятной монете, заказчиком которой было Парижское общество фармации.

Следующая дочь Асклепия – Панакея, ставшая олицетворением исцеления. По ее имени названа панацея – легендарное лекарство от любых болезней. Интерес к чудодействующему снадобью вновь возрос в Средние века. Европейские алхимики той эпохи пользовались античными источниками, пытаясь синтезировать эту неведомую вакцину. Панацею так никто и не нашел, но фразеологизм сохранился. Другие менее известные дочери Асклепия – Иасо, Аглея, Медитрина и Акесо. Все они обучались искусству врачевания у своего мудрого отца.

Бог врачевания в древнегреческой мифологии считался далеким предком многих знаменитых античных врачей, существование которых подтверждено документально. Потомком Асклепия был Гиппократ (он родился на Косе в 460 году до н. э.) и даже Аристотель (его отец работал придворным лекарем у македонского царя).

Эскулапий

В 293 году до н. э. в Риме вспыхнула эпидемия моровой язвы. Люди гибли сотнями, а власти города ничего не могли поделать со страшной природной напастью. Тогда римские мудрецы посоветовали построить на берегах Тибра святилище древнегреческого бога врачевания Асклепия.

В Эпидавр отправилось пышное посольство. Римлянам удалось найти общий язык со жрецами древнего божества. Когда гости возвращались на свой корабль, за ними последовала священная храмовая змея – символ и олицетворение Асклепия. Животное поселили на расположенном в черте Рима небольшом Тибрском острове (Тиберине). В 291 году до н. э. на этом клочке земли построили и освятили храм Асклепия. Бог врачевания в римской мифологии получил имя Эскулапа. Первое время его жрецами в Риме были эллины. Как и многие другие боги пантеона Вечного города, Эскулап позаимствовал множество черт у своего греческого предшественника. К примеру, в жертву ему точно так же приносили петухов. Бог врачевания у римлян пользовался особенной популярностью в народе. Его культ исчез одним из последних после принятия Римской империей христианства.

fb.ru

Эскулап или Асклепий... - Темная и пушистая

10:44 pm - Эскулап или Асклепий...

Так..ну в честь вчерашнего праздника...пост про медицину и искусство)и про мифы...
 Эскулап в древнеримской или Аскле́пий (др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») в древнегреческой мифологии  — бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.


John William Waterhouse
A sick child brought into the temple of Aesculapius, 1877

Асклепий с посохом

 Асклепий (A s c l h p i o z) · бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену (Коронида предпочла Аполлону Исхия, когда Аполлон узнал об этом от ворона, он окрасил до этого белые перья ворона в черный цвет). Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца Асклепия и принес его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания. Асклепий пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка - сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил Асклепия молнией, ведь жизнями и смертями распоряжался Аид и никто кроме него не был вправе этого делать.

                 
Когда Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина дала ему кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части - использовалась Асклепием для спасения людей.

Культ этого божества был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия был жезл, который обвивала змея (или даже две). Иногда он сам ассоциировался со змеей, получавшей в храме Асклепия жертвоприношения. Позже его символом стала чаша, также обвитая змеей. Когда больной выздоравливал, в жертву Асклепию приносили петуха. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались его потомками и назывались Асклепиадами. Асклепий мыслился ипостасью Аполлона, известны их общие храмы и атрибуты. Сыновьями Асклепия от его супруги Эпионы были Подалирий и Махаон (погибший в Троянской войне), упоминаемые Гомером как прекрасные врачи. Среди дочерей - богини Гигиея ("здоровье"), Панацея (Панакея) ("всецелительница") и Иасо ("лечение") - женские коррелаты Асклепия. В святилище Амфиарая в Оропе находился жертвенник, одна из частей которого была посвящена Панацее, Гигиее и Афине Пеонии ("целительнице").


В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы и представление о передаче божественных функций детям богов - героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом, его культ был введен в Риме в начале III в. до н.э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.

Гигиея

Деталь полотна "Медицина"
Густав Климт, 1907 г.
Уничтожено огнем во дворце Иммендорф в 1945 г.

Медицина

Набросок композиции.
Густав Климт, 1897-98 гг.


 Асклепий и Гигиея. Римская скульптура, мрамор, 1 в.

 Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.
Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной,
Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине, -
Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.
Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.
Гомер

 Сон Эскулапа,Риччи Себастьяно  
из википедии
отсюда


pheonae.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о