Адам смит исследование о природе и причинах богатства народов кратко – Адам Смит Исследования о природе и причинах богатства народов (краткая биография, философия + некоторые главы из одноименной книги) (стр. 1 из 3)

Содержание

Адам Смит Исследования о природе и причинах богатства народов (краткая биография, философия + некоторые главы из одноименной книги) (стр. 1 из 3)

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный

университет

Кафедра экономики

Дисциплина: история экономических учений

Р е ф е р а т
Адам Смит

Исследования о природе и причинах богатства народов

Студенты группы 2 Э 1

Клевцов С. В.

Прокофьева О. Н.

Руководитель

Жуков В. В.

Санкт-Петербург

1999

Вступление

Адам Смит (Smith) (1723-90 г.г.), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В »Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

Адам Смит (крещен 5 апреля 1723 г., Керколди, Шотландия — 17 июля 1790 г., Эдинбург), создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.

Жизнь и научная деятельность

Родился в семье таможенного чиновника. Несколько лет учился в школе, затем поступил в университет Глазго (1737 г.) на факультет моральной философии. В 1740 г. получил степень магистра искусств и частную стипендию для продолжения учебы в Оксфорде, где до 1746 г. изучал философию и литературу.

В 1748-50 г.г. Смит читал публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. С 1751 г. профессор логики в университете Глазго, с 1752 г. — профессор моральной философии. В 1755 г. опубликовал свои первые статьи в журнале »Эдинбургское обозрение» (»Edinbourgh Review»). В 1759 г. выпустил в свет философский труд по этике »Теория нравственных чувств», принесший ему международную известность. В 1762 г. Смит получил ученую степень доктора юридических наук.

В 1764 г. он оставил преподавание и отправился на континент в качестве наставника юного герцога Баклю. В 1764-66 г.г. посетил Тулузу, Женеву, Париж, встречался с Вольтером, Гельвецием, Гольбахом, Дидро, д’Аламбером, физиократами. По возвращении на родину жил в Керколди (до 1773 г.), а затем в Лондоне, полностью посвятил себя работе над фундаментальным трудом »Исследование о природе и причинах богатства народов», первое издание которого вышло в 1776 г.

С 1778 г. Смит занимал должность таможенного чиновника в Эдинбурге, где и провел последние годы своей жизни.

Философские и экономические взгляды

Экономическая теория, которую Смит изложил в »Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, однако, Смит ( в отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо, К. Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

Вместе с тем Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.

Сочинения:

Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

Теория нравственных чувств. М., 1997.

The Works of Adam Smit. London, 1825. V. 1-5.

Литература:

Аникин А. В. Адам Смит. 1723-1790. М., 1968.

Pike E. R. Adam Smith. Founder of the science of economics. London, 1965.

Глава III

О накоплении капитала или о труде производительном и непроизводительном

1 Бывает, один род труда прибавляет ценности объекту, которому он посвящается, а другой род труда не оказывает такого действия. Первый, поскольку он создает некоторую ценность, может быть назван производительным трудом, второй – непроизводительным. Так, труд мастерового обычно добавляет ценность к материалам, которые он обрабатывает, а именно прибавляет ценность в размере своего содержания и прибыли его хозяина. Труд домашнего слуги, напротив, ничему не прибавляет ценности. Хотя мастеровой получает заработную плату, авансированную ему хозяином, в действительности он не стоит последнему никаких издержек, так как ценность этой заработной платы обычно возвращается ему вместе с прибылью в увеличенной ценности того объекта, которому посвяшается труд работника. Напротив, расход на содержание домашнего слуги никогда не возмещается. Человек богатеет, давая занятие большому числу мастеровых; он беднеет, если содержит большое число домашних слуг. Тем не менее труд последних имеет свою ценность и заслуживает вознаграждения так же, как и труд первых. Но труд мастерового закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, годном для продажи, который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд. Тем самым некоторое количество труда как будто откладывается про запас и накопляется, чтобы быть употребленным, если понадобится, при каком-либо другом случае. Этот предмет, или, что то же самое, цена этого предмета, может впоследствии, если понадобится, привести в движение количество труда, равное тому, которое первоначально произвело его. Труд домашнего слуги, напротив, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи. Его услуги обычно исчезают в самый момент оказания их и редко оставляют после себя какой-либо след или какую-нибудь ценность, которая могла бы впоследствии доставить равное количество услуг.

2 Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой ценности и не закрепляется и не реализуется ни в каком постоянном предмете или годном для продажи товаре, который сохранился бы по прекращении труда и мог бы доставить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта деятельности остального населения. Их служба как бы почетна, полезна или необходима она ни была, не производит решительно ничего, за что потом можно было бы получить равное количество услуг. Защита и охрана страны — результат их труда в этом году — не купит защиты и охраны ее в следующем году. К тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр. Труд самого последнего из этих людей обладает известной ценностью, определяемой теми же правилами, которые определяют ценность всякого иного вида труда, но труд даже самой благородной и самой полезной из этих профессий не производит ничего такого, что могло бы потом купить или доставить равное количество труда. Подобно декламации актера, выступлению оратора или звукам музыканта, творение их всех исчезает в самый миг его создания.

mirznanii.com

«Исследование о природе и причинах богатства народов» в теории Адама Смита

Работы Адама Смита имели огромное влияние на классическую экономическую теорию. В первую же очередь заслугой автора стал тот вид четкой системы, который он придал экономической структуре общества.

Идея экономической свободы

Наибольшую популярность идеи Адама Смита приобретают в Европе в период становления и развития капиталистических отношений. Интересы класса буржуазии заключались в предоставлении ей полной экономической свободы, в том числе ориентированной на куплю-продажу земли, наем работников, использование капитала и др. Идея экономической свободы на практике, бесспорно, являлась прогрессивным моментом в развитии общества, так как сдерживала произвол монархов и давало широкие возможности развитию производительных сил в экономической системе.

Соотношение ролей индивида и государства в экономической системе

Философские основы, на которые опиралась теория Адама Смита, касались прежде всего системы получения и распределения прибыли, социально-этических норм экономической деятельности, роли государства в регулировании экономических процессов, а также роли отдельных субъектов (групп субъектов).

С позиции Адама Смита, государство должно выступать в качестве т. н. «ночного сторожа». Оно не должно устанавливать и регулировать экономические процессы, его основная функция – в осуществлении судебной, учредительной, а также защитной функции в обществе. Таким образом, роль государственного управления в экономике, с точки зрения Смита, должна иметь минимизированный характер.

Что касается роли индивида, то здесь следует обратиться к идее «экономического человека». «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита характеризует отдельного индивида в рамках экономического процесса как лицо с эгоистической направленностью, руководствующееся в своих действиях соображениями личной выгоды. Действия «экономического человека» построены по принципу эквивалентного возмещения. Данный принцип формирует систему экономического обмена, представляющую собой фундамент естественной для человеческой жизнедеятельности рыночной экономики.

Закон «невидимой руки»

Помимо государства и отдельных индивидов, экономические процессы в обществе регулируются определенными экономическими законами. Адам Смит называет их «невидимой рукой». Действие таких законов не зависит от воли и сознания общества. Однако при этом управление экономическими процессами осуществляется на порядок выше, чем управление на государственном уровне. В свою очередь, каждый индивид, руководствуясь собственной выгодой, может принести гораздо больше пользы обществу, чем если бы он был ориентирован на пользу обществу изначально.

Система богатства народов

«Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита выделяет в качестве основы богатства количество трудящихся субъектов в государстве и производительность труда данных субъектов. Источник же богатства, в свою очередь, определяется за счет годового труда каждой отдельной нации, народа в расчете на ее годовое потребление.

Система разделения труда является необходимым условием производительности труда. Благодаря ей в трудовом процессе совершенствуются рабочие навыки для той или иной конкретной операции. Это, в свою очередь, определяет экономию времени, необходимого при переходе рабочим от одной операции к другой. Разделение труда на микро- и макроуровне, как определяет «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита, по своему происхождению различно. В процессе работы мануфактуры специализацию рабочих определяет управляющий, между тем в народном хозяйстве функционирует упомянутая выше «невидимая рука».

Нижняя граница заработной платы рабочего должна определяться стоимостью минимума средств, необходимого для существования трудящегося и его семьи. Также здесь имеет место влияние материального и культурного уровня развития государства. Помимо этого, размер заработной платы зависит от таких экономических характеристик, как спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Адам Смит являлся активным сторонником высокого уровня заработной платы, которая должна улучшать положение низших слоев народа, заинтересовывая материально работника в повышении его производительности труда.

Сущность прибыли

Смит предлагает двоякое определение понятия прибыли. С одной стороны, она представляет собой вознаграждение деятельности предпринимателя; с другой – определенное количество труда, не оплаченное капиталистом рабочему. При этом прибыль зависит от размеров задействованного капитала и не связана с количеством затрачиваемого труда и его сложностью в процессе управления предприятием.

Таким образом, «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита сформировало особое представление о человеческом обществе как о гигантском механизме (машине), правильные и согласованные движения которой в идеале должны обеспечить эффективный для всего общества результат.

Впоследствии идея Смита о том, что для получения прибыли каждый индивид должен исходить из собственных интересов, была опровергнута американским математиком Джоном Нэшем. С его точки зрения, существуют ситуации, в которых имеет место «невыгода» (отрицательная сумма либо взаимовыгодная связь). При этом Нэш отмечает тот факт, что данное поведение экономических субъектов отвечает культурным нормам (отказ от насилия, вероломства и обмана). Доверительная атмосфера между субъектами рассматривалась Нэшем в качестве необходимого условия экономического благосостояния общества.

fb.ru

Адам Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов»

Адам Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов»

Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными-экономистами , сколь бы различных точек зрения они не придерживались . Книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г) стоила ему девяти лет полного отшельничества и принесла славу “отца экономической науки”.

Эта книга действительно знаменует собой рождение либеральной экономической теории. В отличие от меркантилистской системы. Богатство народов стремится показать всю пользу естественной свободы и конкуренции, которые действуют как невидимая рука и способствуют быстрому и гармоничному развитию общества.

Богатство народов состоит из пяти книг, но лишь первые две из них составляют суть теоретического построения Адама Смита.

В книге I рассматривается разделение труда как основной фактор экономического роста. Затем автор ставит проблему стоимости произведенных товаров и услуг. А. Смит считает, что именно труд создает эту стоимость (теория стоимости-труда). Первая книга заканчивается изложением теории распределения, где рассмотрены заработная плата, рента и прибыль.

Книга II посвящена накоплению капитала, необходимого для экономического роста, и значению экономии, позволяющей обеспечить это накопление.

Книга III дает авторское видение общественного развития и можно сказать, отходит от экономического анализа.

В книге IV, посвященной критике меркантилистских положений, автор впервые теоретически доказывает необходимость свободного обмена (абсолютное преимущество), принципы которого затем будут доработаны Давидом Рикардо (сравнительное преимущество).

Последняя книга посвящена общественным финансам. Анализ расходов государства, проведенный Адамом Смитом, до сегодняшнего дня остается непревзойденным достижением ли беральной мысли.

Адам Смит. Биографическая справка

Введение и план сочинения

КНИГА 1. Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами народа

Глава I О разделении труда

Глава II О причине, вызывающей разделение труда

Глава III Разделение труда ограничивается размерами рынка

Глава IV О происхождении и употреблении денег

Глава V О действительной и номинальной цене товаров или о цене их в труде и цене их в деньгах

Глава VI О составных частях цены товаров

Глава VII О естественной и рыночной цене товаров

Глава VIII О заработной плате

Глава IX О прибыли на капитал

Глава Х О заработной плате и прибыли при различных применениях труда и капитала

Глава XI Земельная рента

КНИГА 2. О природе капитала, его накоплении и применении

Глава I О подразделении накопленных запасов

Глава II О деньгах как особой части общих запасов общества или об издержках для поддержания национального капитала

Глава III О накоплении капитала, или о труде производительном и непроизводительном

Глава IV О капитале, ссужаемом под проценты

Глава V О различных помещениях капиталов

Полный английский текст находится здесь

Текст книги в формате .chm

«Классика экономической мысли»

Адам Смит. Беккариа и Бентам. Джон Милль. Прудон. Ротшильды. Биографии и мемуары. Беллетризированное жизнеописание.

А. Бейтон, К. Долло, А. М. Дре, А. Казорла «25 ключевых книг по экономике»

«Экономическая теория. Хрестоматия»

www.ek-lit.org

Адам Смит Исследования о природе и причинах богатства народов краткая биография, философия неко

Сочинения:


Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

Теория нравственных чувств. М., 1997.

The Works of Adam Smit. London, 1825. V. 1-5.

Литература:


Аникин А. В. Адам Смит. 1723-1790. М., 1968.

Pike E. R. Adam Smith. Founder of the science of economics. London, 1965.

Глава III

О накоплении капитала или о труде производительном и непроизводительном


1           Бывает, один род труда прибавляет ценности объекту, которому он посвящается, а другой род труда не оказывает такого действия. Первый, поскольку он создает некоторую ценность, может быть назван производительным трудом, второй – непроизводительным. Так, труд мастерового обычно добавляет ценность к материалам, которые он обрабатывает, а именно прибавляет ценность в размере своего содержания и прибыли его хозяина. Труд домашнего слуги, напротив, ничему не прибавляет ценности. Хотя мастеровой получает заработную плату, авансированнуюему хозяином, в действительности он не стоит последнему никаких издержек, так как ценность этой заработной платы обычно возвращаетсяему вместе с прибылью в увеличенной ценности того объекта, которому посвяшается труд работника. Напротив, расход на содержание домашнего слуги никогда не возмещается. Человек богатеет, давая занятие большому числу мастеровых; он беднеет, если содержит большое число домашних слуг. Тем не менее труд последних имеет свою ценность и заслуживает вознаграждения так же, как и труд первых. Но труд мастерового закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, годном для продажи, который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд. Тем самым некоторое количество труда как будто откладывается про запас и накопляется, чтобы быть употребленным, если понадобится, при каком-либо другом случае. Этот предмет, или, что то же самое, цена этого предмета, может впоследствии, если понадобится, привести в движение количество труда, равное тому, которое первоначально произвело его. Труд домашнего слуги, напротив, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи. Его услуги обычно исчезают в самый момент оказания их и редко оставляют после себя какой-либо след или какую-нибудь ценность, которая могла бы впоследствии доставить равное количество услуг.

2           Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой ценности и не закрепляется и не реализуется ни в каком постоянном предмете или годном для продажи товаре, который сохранился бы по прекращении труда и мог бы доставить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта деятельности остального населения. Их служба как бы почетна, полезна или необходима она ни была, не производит решительно ничего, за что потом можно было бы получить равное количество услуг. Защита и охрана страны — результат их труда в этом году — не купит защиты и охраны ее в следующем году. К тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр. Труд самого последнего из этих людей обладает известной ценностью, определяемой теми же правилами, которые определяют ценность всякого иного вида труда, но труд даже самой благородной и самой полезной из этих профессий не производит ничего такого, что могло бы потом купить или доставить равное количество труда. Подобно декламации актера, выступлению оратора или звукам музыканта, творение их всех исчезает в самый миг его создания.

3           Производительные и непроизводительные работники, как и те, кто совсем не работает, одинаково содержатся все на счет годового продукта земли и труда страны. Продукт этот, как бы значителен он ни был, никогда не может быть безграничным, он должен иметь известные пределы. Ввиду этого в зависимости от того, меньшая или большая доля его употребляется в течение года на содержание непроизводительных категорий, для производительных работников останется в одном случае больше, в другом меньше, и соответственно этому продукт следующего года будет более значительным или сократится, ибо весь годовой продукт,если не считать естественных плодовземли, является результатом производительного труда.

7           Непроизводительные работники и те, кто совсем не трудится, все содержатся на доход — либо, во-первых, на ту долю годового продукта, которая первоначально предназначается на образование дохода некоторых частных лиц в виде ренты с земли или прибыли на капитал, либо, во-вторых, на ту долю, которая хотя первоначально предназначается на возмещение капитала и на содержание одних только производительных работников, однако, попав в их руки, может быть затрачиваема — в части своей, превышающей то, что необходимо для их существования, — на содержание безразлично как производительных, так и непроизводительных работников. Так, не только крупный землевладелец или богатый купец, но даже простой рабочий, если его заработная плата значительна, может содержать домашнего слугу или пойти иногда на спектакль или кукольное представление и таким путем вносить свою долю на содержание определенной группы непроизводительных работников; точно так же он может платить какие-то налогии такимобразом помогать содержать другую группу их, правда более почтенную и полезную, но столь же непроизводительную. Однако ни малейшая часть годового продукта, предназначаемая первоначально на возмещение капитала, никогда не обращается на содержание непроизводительных работников раньше, чем она приведет в движение весь свой состав производительного труда, то есть весь производительный труд, который она может привести в движение тем способом,каким она употребляется. Рабочий должен заработать свою заработную плату, выполнив свою работу, прежде чем он сможет употребить часть ее указанным путем. Притом эта часть обычно невелика. Это только сбережение из его дохода, а такие сбережения у производительных рабочих редко бывают велики. Но кое-что, как правило, уних имеется, и при уплате налогов их многочисленность может в известной мере компенсировать малость взноса каждого. Поэтому главный источник, из которого непроизводительные категории получают свои средства к существованию, везде составляют рента с земли и прибыль с капитала. Это именно такие два вида доходов, обладатели которых могут обычно сберегать больше всего. Они могут содержать без различия производительные и непроизводительные категории. Однако они, кажется, имеют некоторую склонность к последним. Расходы крупного землевладельца кормят обычно больше бездельников, чем трудолюбивых людей. Богатый купец, хотя на свой капитал он содержит только трудолюбивых людей, однако своими расходами, то есть употреблением своего дохода, онкормит обычно людей того же сорта, что и крупный землевладелец.

8           Поэтому соотношение между количеством производительных и непроизводительных работников в каждой стране в очень большой степени зависит от соотношения между той частью годового продукта, которая, будучи получена от земли или от труда производительных рабочих, предназначается на возмещение капитала, и той его частью, которая предназначается на образование дохода в виде ренты или прибыли. Это соотношение в богатых странах весьма отличается оттого, что мы находим в бедных.

10             В богатых странах Европы крупные капиталы вложены в настоящее время в торговлю и промышленность. Процветавшая в старину мелкая торговля и немногочисленные домашние простые производства, какие тогда велись, требовали лишь весьма небольших капиталов. Однако последние должны были приносить очень высокие прибыли. Норма процента нигде не спускалась ниже 10 %, и прибыли должны были быть достаточно высоки, чтобы давать этот высокий процент. В настоящее время в развитых частях Европы процент нигде не превышает 6 %, а в некоторых наиболее развитых странах он понижается до 4,3 и даже 2 %. Хотя доля дохода населения, которая получается из прибыли на капитал, всегда значительно больше в богатых странах, чем в бедных, однако это объясняется тем, что здесь сам капитал значительно больше, по отношению же к капиталу прибыль обыкновенно бывает гораздо меньше.

11             Следовательно, та часть годового продукта, которая по поступлении ее с земли или от производительных работников предназначается на возмещение капитала, не только значительно больше в богатых странах, чем в бедных, но она представляет также и значительно большую долю сравнительно с той частью, которая непосредственно предназначается на образование дохода в виде ренты или прибыли, фонды, предназначаемые на содержание производительного труда, не только значительно больше в богатых странах, чем в бедных, но они представляют и большую пропорцию по сравнению с теми фондами, которые хотя и могут быть употреблены на содержание как производительных, так и непроизводительных работников, но по общему правилу предрасположены к последним.

12             Соотношение между этими различными фондами неизбежно определяет в каждой стране характер ее населения в отношении трудолюбия или праздности. Мы более трудолюбивы, чем наши прадеды, потому что в наше время фонды, предназначаемые на содержание производительной деятельности, гораздо больше относительно фондов, которые, похоже, употребляются на содержание праздности, чем это было двести или триста лет назад…

13            Таким образом, соотношение между капиталом и доходом регулирует, по-видимому, повсюду соотношение между трудолюбием и леностью. Там, где преобладает капитал, господствует трудолюбие, где преобладает доход, там господствует леность. Поэтому всякое увеличение или уменьшение капитала естественно ведет к увеличению или уменьшению хозяйственной деятельности, количества производительных работников, а следовательно, и меновой ценности годового продукта земли и труда страны, реального богатства и дохода всех ее жителей.

14             Капиталы возрастают в результате бережливости и уменьшаются вследствие мотовства и разгильдяйства

16             Бережливость, а не трудолюбие является непосредственной причиной возрастания капитала. Правда, трудолюбие доставляет то, что накопляет бережливость. Но что бы ни добывало трудолюбие, капитал все же никогда не мог бы возрастать, если бы бережливость не сберегала и не накопляла.

17             Бережливость, увеличивая фонд, предназначенный на содержание производительных работников, ведет к увеличению числа тех рабочих, чей труд прибавляет ценности предмету, которому он посвящается. Она ведет поэтому к увеличению меновой ценности годового продукта земли и труда данной страны. Она приводит в движение добавочное количество производственной деятельности, которое придает добавочную ценность годовому продукту.

19          Своим годовым сбережением экономный человек не только обеспечивает содержание добавочному количеству производительных работников на этот или на следующий год, но подобно основателю общественной мастерской как бы учреждает вечный фонд для содержания такого же количества их на все будущие времена. Вечное назначение и предопределение этого фонда, конечно, не всегда гарантируется каким-либо положительным законом, правом доверенности или »мертвой руки». Но такое употребление всегда гарантиркется весьма могущественным началом – явным и очевидным интересом каждого отдельного человека, которому когда-либо должна будет принадлежать какая-нибудь доля этого фонда. Ни одна частица этого фонда не может быть никогда впоследствии употреблена на что-либо иное, кроме содержания производительных работников без очевидного ущерба для того лица, которое таким образом отвращает его от надлежащего назначения.

24            Напротив, с возрастанием ценности годового продукта страны должно естественно увеличиваться в ней и количество денег. В результате увеличения ценности потребительских благ, обращающихся в течение года в данном обществе, потребуется для их обращения и большее количество денег. Поэтому часть этого возросшего продукта будет естественным образом употреблена на покупку добавочного количества золота и серебра, необходимых для обращения остальной части продукта.

25            В чем бы ни состояли, по нашему представлению, реальное богатство и доход каждой страны — в ценности годового продукта ее земли и труда, как это, по-видимому, подсказывается здравым смыслом, или в количестве драгоценных металлов, обращающихся в ней, как это предполагает ходячий предрассудок,— в обоих случаях каждый расточитель оказывается врагом общественного блага, а всякий бережливый человек — общественным благодетелем.

26             Последствия неразумных действий часто бывают таковы же, как и последствия расточительности. Каждый неразумный и неудачный проект в области сельского хозяйства, горного дела, рыболовства, торговли или промышленности ведет точно так же к уменьшению фонда, предназначенного на содержание производительного труда. Каждый такой проект, хотя капитал потребляется при этом только производительными элементами, всегда сопровождается некоторым уменьшением производительного фонда общества, так как эти производительные элементы, ввиду неправильного использования их, не воспроизводят полностью ценность потребляемого ими.

27             В действительности редко бывает так, чтобы на положении большой нации сколько-нибудь значительно отзывались расточительность или ошибки отдельных лиц. Расточительность как неблагоразумие одних всегда более чем уравновешиваются бережливостью и разумным поведением других.

28             Что касается расточительности, в основе побуждения тратить лежит страсть к сиюминутному наслаждению, которая, хотя и бывает нередко острой и труднопреодолимой, все же обычно случайна и преходяща. Напротив, в основе побуждения сберегать лежит желание улучшить наше положение, желание, обычно спокойное и бесстрастное, присущее нам, однако, с рождения и не покидающее нас до могилы. На всем промежутке от одного до другого вряд ли бывает хоть один такой момент, когда человек был бы настолько доволен своим положением, что не стремился бы так или иначе изменить или улучшить его. Большинство людей предполагает и желает улучшить свое положение посредством увеличения свого состояния. Это — самое распространенное и самое очевидное средство; а самый надежный способ увеличить свое состояние — это сберегать и накоплять часть того, что приобретается то ли регулярно и ежегодно, то ли при каком-то исключительном случае. Поэтому, хотя почти у всех людей в некоторых случаях берет верх стремление тратить — а у некоторых оно преобладает почти всегда,— все же у большинства людей, если иметь в виду всю их жизнь, стремление к бережливости, по-видимому, не только преобладает, но и преобладает весьма.

30             Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти. Весь или почти весь государственный доход в большинстве стран употребляется на содержание непроизводительных категорий. Таковы те, кто составляет многочисленный и блестящий двор, обширную церковную организацию, большие флоты и армии, в мирное время не производящие, а во время войны не приобретающие ничего, что могло бы покрыть расходы на их содержание хотя бы во время военных действий. Эти элементы, поскольку они сами ничего не производят, содержатся за счет продукта труда других людей. И когда число их увеличивается сверх необходимого, они могут потребить за год столь значительную долю этого продукта, что не останется достаточно для содержания производительных работников, чтобы воспроизвести его в следующем году.

32             Годовой продукт земли и труда любого народа не может быть увеличен в своей ценности иначе как только посредством увеличения числа его производительных работников и производительной силы уже занятых. Число его производительных работников, само собой очевидно, может быть значительно увеличено только в результате увеличения капитала, то есть фондов, предназначенных на их содержание. Производительная сила неизменного количества рабочих может быть увеличена только в результате увеличения числа или усовершенствования машин и орудий, облегчающих и сокращающих труд, или в результате более целесообразного разделения и распределения занятий. В любом случае почти всегда необходим добавочный капитал. Только при помощи добавочного капитала предприниматель может снабдить своих рабочих лучшими машинами или провести более целесообразное распределение работы между ними. Когда подлежащая выполнению работа состоит из нескольких операций, чтобы держать каждого рабочего на выполнении одной из них, требуется гораздо больший капитал, чем в том случае, когда каждый рабочий переходит от одной операции к другой. Поэтому, когда мы сравниваем состояние какого-нибудь народа в два различных периода и находим, что годовой продукт его земли и труда заметно увеличился во второй период сравнительно с предыдущим, что его земли лучше обрабатываются, его промышленность более многочисленна и цветуща, а его торговля более обширна, то мы можем быть уверены, что его капитал возрос в промежутке между этими двумя периодами и что к нему было больше добавлено вследствие благоразумного поведения одних, чем взято из него вследствие беспорядочного поведения других или расточительности правительства. Но мы убедимся; что это наблюдается почти у всех народов в сколько-нибудь спокойные и мирные эпохи, даже у тех, которые не обладали наиболее благоразумными и бережливыми правительствами. Правда, чтобы составить себе правильное суждение на этот счет, мы должны сравнивать состояние страны в периоды, более или менее отдаленные один от другого. Прогресс часто происходит так медленно и постепенно, что за небольшие периоды он не только не заметен, но часто даже возникает подозрение, что страна беднеет и ее промышленность падает, если наблюдается упадок некоторых отраслей промышленности или некоторых районов, что действительно иногда может случаться даже при общем процветании страны.

37             Подобно тому как бережливость увеличивает, а расточительность уменьшает капитал общества, так и образ действий тех, у кого расходы точно совпадают с доходами без накопления или растраты капитала, не увеличивает и не уменьшает капитала общества. Однако некоторые виды расходования средств, по-видимому, в большей степени содействуют росту общественного богатства, чем другие.

38             Доход отдельного лица может затрачиваться либо на предметы, которые потребляются немедленно и расход на которые сегодня не может ни облегчить, ни поддержать расхода на них завтра, либо он может затрачиваться на предметы более долговременные, которые возможно поэтому накоплять и расход на которые сегодня может по желанию владельца облегчить, поддержать или повысить результат расхода на них завтра. Состоятельный человек, например, может расходовать свой доход на обильный и роскошный стол, на содержание большого числа домашних слуг и множества собак и лошадей; или наоборот, удовлетворяясь умеренной пищей и немногими слугами, он может затрачивать больше своего дохода на украшение своего дома или виллы, на полезные или красивые постройки, на полезную или красивую утварь и обстановку, на собирание книг, статуй, картин или на вещи более легкомысленные: на драгоценные камни, попросту безделушки всякого рода, или на самое пустячное дело — на составление большого гардероба из роскошных платьев, подобно фавориту и министру великого государя, умершему несколько лет тому назад.

39             Поскольку один род затрат более благоприятствует возрастанию богатства отдельных лиц, чем другой, постольку то же самое происходит и с национальным богатством. Дома, обстановка, утварь, одежда богатых людей спустя короткое время используются низшими и средними слоями народа. Эти последние оказываются в состоянии приобретать их, когда эти предметы приедаются богатым; таким образом, когда такой способ расходования средств становится общераспространенным у состоятельных людей, постепенно улучшается общая обстановка жизни всего народа. В странах, продолжительное время отличавшихся богатством, часто можно видеть низшие слои народа, обладающими вполне хорошими и добротными домами и утварью, которые, однако, не могли бы быть построены или изготовлены для них.

40             Вместе с тем расходы, производимые на предметы длительного пользования, благоприятствуют не только накоплению, но и бережливости. Если некто, бывало, проявлял неумеренность в этом отношении, он легко может поправить дело, не вызывая тем публичного порицания. Сильно сократить число прислуги, весьма изобильный стол заменить умеренным, отказаться от выезда, заведенного прежде,— все это перемены, которые не могут укрыться от наблюдения его соседей и которые внушают предположение о признании им недостойности своего поведения в прошлом. Поэтому немногие из тех, кто имел однажды насчастье зайти слишком далеко по пути такого рода расходов, имеют впоследствии достаточно мужества, чтобы поправить дело, пока к этому их не принудит разорение или банкротство. Но если некто, бывало, затрачивал много средств на постройки, на обстановку, на книги или картины, изменение им своего поведения не заставит говорить о былом его неблагоразумии. Ведь это все такие вещи, дальнейшие расходы на которые делаются излишними благодаря предыдущим расходам; и когда такой человек прекращает подобные затраты, всем будет казаться, что он делает это не потому, что исчерпал свои средства, а потому, что удовлетворил свою страсть.

41             Кроме того, затраты на предметы длительного пользования, служат обычно источником существования для большего числа людей, чем такие, которые употребляются в целях избыточного гостеприимства. Из двухсот или трехсот фунтов провизии, какие иной раз идут на угощение во время большого пиршества, половина, пожалуй, выбрасывается в помойку и очень много всегда пропадает задаром и портится. Но, если бы расход, потребовавшийся на это угощение, был произведен на то, чтобы дать работу каменщикам, столярам, плотникам, слесарям и т. п., равноценное количество съестных продуктов оказалось бы распространенным между еще большим числом людей, которые покупали бы их по мелочам, не растеряв и не выбросив ни унции. Кроме того, в одном случае такой расход дает содержание производительным элементам, в другом — непроизводительным; в одном случае, следовательно, он увеличивает, а в другом не увеличивает меновую ценность годового продукта земли и труда страны.

42             При всем том не следует понимать сказанное так, будто один вид затрат всегда свидетельствует о более щедром и широком характере человека, чем другой. Когда состоятельный человек затрачивает свой доход главным образом на гостеприимство, он делит значительную его часть со своими друзьями и знакомыми, но когда он расходует его на приобретение таких долговременных предметов, он часто затрачивает весь свой доход только на самого себя и не дает никому ничего без соответствующего эквивалента. Поэтому последний вид затрат, в особенности если они производятся на вещи никчемные, каковы разные украшения одежды и обстановки, драгоценные камни, безделушки и пустячки, часто указывает не только не легкомысленные, но и на низменные и эгоистические наклонности. Все, что я хочу сказать, сводится к тому, что один вид затрат, поскольку он всегда ведет к некоторому накоплению ценных предметов, более содействует частной бережливости, а следовательно, и увеличению капитала общества, а поскольку он дает средства к существованию больше прозводительным элементам, чем непроизводительным, он в большей степени, чем другой вид затрат, содействует росту общественного богатства.

coolreferat.com

Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов


Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается.

Таким образом, каждый человек живет обменом или становится в известной мере торговцем, а само общество превращается, так сказать, в торговый союз.

Но когда разделение труда только еще начинало зарождаться, эта возможность обмена часто должна была встречать очень большие затруднения. Предположим, что один человек обладал большим количеством определенного продукта, чем сам нуждался в нем, тогда как другой человек испытывал в нем недостаток. Поэтому первый охотно отдал бы часть этого излишка, а второй охотно приобрел бы его. Но если последний в данный момент не имел бы ничего такого, в чем нуждается первый, то между ними не могло бы произойти никакого обмена. Мясник имеет в своей лавке больше мяса, чем сам может потребить, а пивовар и булочник охотно купили бы каждый часть этого мяса; они не могут ничего предложить ему в обмен, кроме различных продуктов их собственного промысла, но мясник уже запасся тем количеством хлеба и пива, которое ему нужно на ближайшее время. В таком случае между ними не может состояться обмен. Мясник не может явиться поставщиком пивовара и булочника, а они — его потребителями; и, таким образом они все ничем не могут служить друг другу. В целях избежания таких неудобных положений каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, естественно, должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.

Надо думать, что самые различные товары выбирались и употреблялись последовательно для этой цели. В варварском состоянии общества таким общим орудием обмена, как говорят, был скот; и хотя скот был весьма неудобен для этой цели, однако мы находим, что в древние времена предметы часто оценивались по тому количеству скота, которое давалось в обмен на них. Вооружение Диомеда, как говорит Гомер, стоило только 9 быков, а вооружение Клавка стоило 100 быков. Как передают, в Абиссинии обычным средством торговли и обмена служит соль; на берегах Индии таким средством служат раковины особого вида, в Ньюфаундленде — сушеная треска, в Виргинии — табак, в некоторых наших вест-индских колониях — сахар, в некоторых других странах — шкуры или выделанная кожа, и, как мне рассказывали, в настоящее время в Шотландии существует деревня, где рабочий нередко вместо денег приносит в булочную или пивную гвозди.

Однако во всех странах люди, по-видимому в силу бесспорных доводов, сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам по сравнению со всеми другими предметами. Металлы не только можно сохранять с наименьшею потерею, ибо вряд ли какие-нибудь другие предметы обладают большею прочностью по сравнению с ними, но их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей, которые потом опять могут быть легко сплавлены в один кусок; этим качеством не обладает никакой другой продукт, отличающийся такою же прочностью, и именно это качество, больше чем какое-нибудь другое, делает их пригодными служить орудием обмена и обращения. Например, человек, которому нужно было купить соль и который в обмен на нее мог дать только скот, вынужден был купить соль в количестве, равном цене целого быка или целой овцы. Он редко мог купить меньше этого количества, потому что то, что он мог отдать за нее, редко можно было разделить на части без убытка; а если ему хотелось купить больше, то в силу той же причины он вынужден был покупать двойное или тройное количество, т.е. на стоимость двух или трех быков или двух или трех овец. Напротив, если вместо овцы или быка он мог дать в обмен за соль металл, он легко мог отделить количество металла, точно соответствующее количеству того товара, в котором он в данный момент нуждался.

Различные народы пользовались для указанной цели различными металлами. Древние спартанцы употребляли в качестве средства обмена железо, древние римляне пользовались для этого медью; золотом и серебром пользовались все богатые и торговые народы.

Первоначально, по-видимому, металлы употреблялись для этой цели в слитках, а не в монете. Так, Плиний (Plin. Hist. Nat., lib. 33, cap. 3.)рассказывает нам, ссылаясь на свидетельство Тимея, что до Сервия Туллия римляне не имели чеканной монеты, а для покупки нужных им предметов пользовались слитками меди без всякого чекана. Таким образом, эти неоформленные слитки металла в то время выполняли функцию денег.

Пользование такими слитками металла сопровождалось двумя очень значительными неудобствами: во-первых, трудностью взвешивать металл и, во-вторых, трудностью определения его пробы. По отношению к драгоценным металлам, когда даже ничтожная разница в количестве обусловливает громадную разницу в их стоимости, самое взвешивание с надлежащей точностью требует, по крайней мере, очень точных весов и гирь. Взвешивание золота в особенности представляет собою очень кропотливую и тонкую операцию. Конечно, с более грубыми металлами, когда небольшая ошибка не имеет большого значения, требуется меньшая точность. Однако мы нашли бы в высшей степени неудобным, если бы бедный человек, собирающийся купить или продать что-нибудь на мелкую монету, должен был каждый раз отвешивать надлежащее количество металла. Операция удостоверения чистоты металла еще более затруднительна, требует еще большей кропотливости, и если металл не расплавлен надлежащим образом в тигле и не обработан надлежащими кислотами, всякое определение пробы его будет в высшей степени неточно. И до введения чеканной монеты люди всегда должны были подвергаться самым грубым обманам и надувательствам, если не производили этой трудной и отнимающей много времени операции. Вместо фунта чистого серебра или чистой меди они могли получать в обмен на свои товары подделанный сплав из самых грубых и дешевых материалов, которые, однако, по внешнему виду походили на эти металлы.

Для предотвращения таких злоупотреблений, для облегчения обмена и содействия, таким образом, развитию всех видов промышленности и торговли во всех более или менее развитых странах было сочтено необходимым отмечать публичным клеймом определенные количества тех металлов, которые в этих странах обычно употреблялись при покупке товаров. Так возникли чеканная монета и те государственные учреждения, которые получили название монетных дворов. Учреждения эти имеют совершенно такой же характер, как и учреждения, созданные для надзора за правильностью мер и для клеймения сукон и полотен. Все эти чреждения имеют одну и ту же задачу — удостоверять наложением публичных клейм количество и установленное качество различных товаров, поступающих на рынок.

Первые публичные клейма такого рода, которые накладывались на находившиеся в обращении металлы, во многих случаях, по-видимому, имели в виду удостоверить то, что было труднее и важнее всего удостоверить, а именно доброкачественность или чистоту металла; они походили на пробу, которою в настоящее время клеймятся слитки серебра или серебряная посуда, или на испанскую пробу, которая иногда накладывается на слитки золота и которая, будучи наложена только на одну сторону слитка, не покрывая всю его поверхность, удостоверяет только чистоту металла, а не его вес. Авраам отвесил Ефрону четыреста сиклей серебра, которые обещал заплатить за Махпельское поле. Хотя сикли, по-видимому, были ходячей монетой в торговле, однако они принимались по весу, а не счетом, точно так же, как слитки золота и серебра в настоящее время. Как передают, доходы древних саксонских королей Англии получались ими не в монете, а натурой, т.е. всякого рода съестными и другими припасами. Вильгельм Завоеватель установил обычай уплачивать эти доходы монетой. Однако эта монета в течение долгого времени принималась в казначействе по весу, а не по счету.

Неудобства и затруднения, связанные с точным взвешиванием этих металлов, повели к установлению чекана монет, причем клейма, целиком покрывающие обе стороны монеты, а иногда также ее ребра, должны были удостоверять не только чистоту, но и вес металла. Поэтому такие монеты принимались, как и в настоящее время, по счету, без взвешивания их.

Названия этих монет первоначально, по-видимому, выражали вес или количество металла, содержащегося в них. Во времена Сервия Туллия, который первый стал чеканить в Риме монету, римский асс, или пондо, содержал римский фунт чистой меди. Подобно нашему тройскому фунту, он подразделялся на 12 унций, из которых каждая содержала унцию чистой меди. Во времена Эдуарда I английский фунт стерлингов содержал фунт серебра (по тауэрскому весу)[Смит отличает тройский фунт (Troyes pound) от тауэрского фунта (Tower pound). Под тройским фунтом понимается известная мера веса, употребляемая до сих пор при взвешивании золота и серебра. Что касается термина Tower pound, то русский переводчик Бибиков, по образцу французского перевода, передал его как «турский фунт». На самом же деле Смит, по-видимому, имеет в виду весовую единицу, употреблявшуюся в то время на монетном дворе в Тауэре, откуда и название «тауэрский фунт». Ср. Rogers. History of agriculture and prices in England. Vol. I, 1866, p. 173] установленной пробы. Тауэрский фунт, по-видимому, был несколько больше римского фунта и несколько меньше тройского фунта1. Последний был введен в английском монетном дворе только на 18-м году царствования Генриха VIII. Французский ливр во времена Карла Великого содержал тройский фунт серебра установленной пробы. Ярмарка в Труа в Шампани в это время посещалась всеми народами Европы, и потому меры и весы столь известной ярмарки были всюду известны и всеми признавались. Шотландская монета в фунт со времени Александра I до Роберта Брюса содержала фунт серебра того же веса и пробы, как и английский фунт стерлингов. Английские, французские и шотландские пенни содержали тоже первоначально действительный пенс серебра, т.е. одну двадцатую часть унции, или 1/240 часть фунта.

Шиллинг тоже первоначально, по-видимому, обозначал вес. Когда пшеница стоит 12 шиллингов за квартер, говорит старинный статут Генриха III, пшеничный хлеб ценою в один фартинг должен весить 112 шиллингов и 4 пенса. Однако соотношение между шиллингом и пенни, с одной стороны, и фунтом, с другой стороны, не было, по-видимому, так постоянно и единообразно, как соотношение между пенни и фунтом. Во время первой династии французских королей французское су, или шиллинг, в различных случаях содержало, по-видимому, пять, двенадцать, двадцать и сорок пенсов. У древних саксов шиллинг одно время содержал только пять пенсов; и представляется вероятным, что он был у них столь же неустойчив, как и у их соседей, древних франков. Со времени Карла Великого у французов и со времени Вильгельма Завоевателя у англичан соотношения между фунтом, шиллингом и пенни установились, по-видимому, такие же, как и в настоящее время, хотя стоимость их была совсем другая. Ибо во всех странах мира, как я полагаю, скупость и несправедливость государей и государственной власти, злоупотреблявших доверием своих подданных, постепенно уменьшали действительное количество металла, первоначально содержавшееся в их монетах. Римский асс в последние времена республики был уменьшен до 11/24 своей первоначальной стоимости и стал весить только пол-унции вместо фунта. Английские фунт и пенни содержат в настоящее время только около трети, шотландские фунт и пенни — около 11/36 а французские фунт и пенни — около 1/66 своей первоначальной стоимости. Посредством таких операций государи и правительства, совершавшие их, получали, как казалось, возможность уплачивать свои долги и выполнять свои обязательства при помощи меньшего количества серебра, чем требовалось бы без такой подделки. Однако это была только видимость, ибо их кредиторы фактически оказывались обманутыми ц лишались части того, что им следовало получить.

Все другие должники в государстве получали такую же привилегию и могли теперь погашать долги, сделанные ими в старой монете, такою же номинальною суммою новой и испорченной монеты. Поэтому подобные операции всегда оказывались выгодными для должников и разорительными для кредиторов; нередко они производили более значительные расстройства и всеобщие потрясения в имущественном состоянии частных лиц, чем потрясения, порождаемые великими общественными бедствиями.

Таким образом, у всех цивилизованных народов деньги стали всеобщим орудием торговли, при посредстве которого продаются и покупаются всякого рода товары или же обмениваются один на другой.

Теперь я приступлю к выяснению правил, согласно которым люди обменивают товары друг на друга или за деньги. Эти правила определяют так называемую относительную, или меновую, стоимость товара.

Надо заметить, что слово стоимость имеет два различных значения»: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую — меновой стоимостью. Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров.

Для выяснения основных правил, определяющих меновую стоимость товаров, я попытаюсь показать:
во-первых, каково действительное мерило этой меновой стоимости, или в чем состоит действительная цена всех товаров;
во-вторых, из каких частей состоит эта действительная цена;
и, наконец, какие причины повышают иногда некоторые или все части этой цены над ее естественным или обычным уровнем, а иногда понижают ее ниже этого уровня; или какие причины иногда препятствуют точному совпадению рыночной цены, т.е. фактической цены товаров, с их естественной ценой.

Эти три вопроса я попытаюсь выяснить со всей возможной полнотой и ясностью в трех последующих главах, причем должен весьма серьезно просить у читателя внимания и терпения: терпения — для усвоения того, что может показаться в некоторой степени неясным даже после самых обстоятельных объяснений, какие я в состоянии дать. Я всегда предпочитаю заслужить упрек в недостатке краткости, лишь бы быть уверенным, что мое изложение понятно; однако, несмотря на все мое старание быть возможно более понятным, вопрос все же может показаться недостаточно разъясненным ввиду его чрезвычайно абстрактного характера.

www.ek-lit.org

Исследование о природе и причинах богатства народов

Описание: Непосредственным поводом для написания «Богатства народов» послужило желание А. Смита привести в порядок свои лекции по так называемой «нравственной философии», которые он читал в университете города Глазго в 1751-1764 г. В те времена политическая экономия (точнее — ее некоторые проблемы) наряду с правом, политикой, этикой и теологией входила в состав некоей «единой науки» — «нравственной философии». В 1765 г. А. Смит приступил к этой задаче. Из работы в конце концов выросло произведение, принесшее ее автору всемирную известность.
В 1767 г. Смит поселился на своей родине в Шотландии в небольшом городе Киркальди, где он родился и провел свои детские годы. Отсюда четырнадцатилетним юношей он уехал на учебу в университет г. Глазго, а тремя годами позже — в Оксфордский университет.
В Киркальди в течение целого ряда лет Смит в полном уединении упорно и напряженно работал над своим сочинением. Он обладал большим опытом исследовательской работы и огромной работоспособностью. Свои энциклопедические знания Смит приобрел почти исключительно благодаря самообразованию. С горечью вспоминал он своих учителей-наставников, которые, за редким исключением, ничему не учили и никак не наставляли.
В 1773 г. Смит отправился в Лондон для завершения работы над книгой и оставался там до весны 1776 г., до выхода «Богатства народов» в свет. Прошло примерно одиннадцать лет после того, как Смит начал работу над этим сочинением. Замысел же написать обширное всеобъемлющее исследование о жизни человеческого общества возник у Смита давно. Уже в 1759 г., реализуя этот план, Смит издал работу под названием «Теория нравственных чувств», в основу которой положены лекции А. Смита по этике, читанные им в университете г. Глазго. Следующим этапом был выпуск в 1776 г. главного труда А. Смита «Исследование -о природе и причинах богатства народов». И поело выхода в свет «Исследования» он значительную часть времени отводил научной работе,
однако выполнить поставленную задачу ему помешала смерть. 17 июля 1790 г. в г. Эдинбурге Смит умер. План обширного всестороннего исследования человеческого общества не был завершен до конца.
Появление столь грандиозной задачи было отнюдь не случайным. Потребность в таком исследовании диктовалась всем ходом экономического п политического развития Англии второй половины XVIII в. К этому времени завершаются процессы первой стадии развития капитализма — первоначального накопления капитала, — создания основных предпосылок функционирования капиталистической экономики, и Англия вступает в новую стадию капитализма — стадию свободной конкуренции.
В XVIII в. в Англии завершается аграрный переворот, в результате которого земля концентрируется в руках крупных земельных сЬбствен-нпков и буржуазии, а многочисленное крестьянство разоряется, отделяется от земли и превращается в пролетариат. Новым в этом процессе явилось использование лендлордами силы государственного закона для захвата общинных земель. Насильственная узурпация общинной земельной собственности началась еще в конце XV в. «В XVIII в. обнаруживается прогресс в том отношении, — писал К. Маркс, — что сам закон становится орудием грабежа народной земли…» За 40 лет (1761-1801 гг.) было огорожено в 10 раз больше общинных полей и пастбищ, чем в предыдущие 60 лет (1700-1760 гг.).
В результате к середине XVIII в. в Англии общинное землевладение и мелкая крестьянская собственность были уничтожены и заменены крупными капиталистическими фермами. Сельскохозяйственные рабочие, капиталисты-фермеры, лендлорды — такова новая классовая структура английской деревни. Созданный в сельском хозяйстве избыток свободных рабочих рук вместе с разорившимися ремесленниками служил источником формирования промышленного пролетариата городов.
Происходит быстрое развитие мануфактурного производства. Огромные капиталы, накопленные в результате беспощадной эксплуатации и прямого грабежа обширных колоний, широко поставленной торговли рабами, спекуляций, системы государственного долга и покровительственных пошлин, начали вкладываться в производство.
В результате расслоения мелких товаропроизводителей, роста городского населения за счет сельскохозяйственного, развития разделения труда, а главным образом в результате образования гигантской колониальной империи Англии быстро расширились внутренний и внешний рынки. Мануфактурное производство оказалось уже неспособным удовлетворить возросший платежеспособный спрос. Назревала необходимость в переходе от мануфактурной промышленности к фабричной.
Наряду с этим назревали и технические предпосылки промышленного переворота. Разделение труда в мануфактуре вело к упрощению производственных операций, к облегчению их механизации. Развитие рабочего инструмента, его дифференциация в связи с развитием разделения труда, наличие квалифицированных рабочих, изобретение машин способствовали этому процессу. Именно во второй половине XVIII в. были сделаны изобретения, создавшие основу фабричной системы капиталистического производства. «Только машины Аркрайта и Кромптона и паровая машина Уатта, — писал Ф. Энгельс о развитии промышленного переворота, — дали полный размах движению, создав фабричную систему».
Усилившаяся английская промышленная буржуазия стремилась к политической власти внутри страны и к промышленной гегемонии во всем мире.
Буржуазная экономическая мысль Англии того времени не давала теоретического истолкования этим новым явлениям. Экономическая теория меркантилизма, обосновывающая процессы первоначального накопления капитала, становление основных предпосылок капиталистической системы хозяйства, пришла в противоречие с потребностями экономического развития капитализма в период, когда эти предпосылки были уже созданы. В этих условиях во весь рост встала задача объяснить накопление капитала на собственно капиталистической основе, функционирование капиталистической системы производства. Эту задачу бессильны были решить теоретики меркантилизма, исходившие из признания решающей роли в экономической жизни явлений сферы обращения и игнорировавшие законы производства. Ее решил А. Смит применительно к условиям мануфактурной стадии развития капитализма.
Вовсе не случайно А. Смит считал меркантилизм своим главным противником в области экономической теории.
скачать книгу: Исследование о природе и причинах богатства народов — Смит Адам

institutiones.com

Адам Смит Исследования о природе и причинах богатства народов (краткая биография, философия + некоторые главы из одноименной книги)

Кафедра экономики

Дисциплина: история экономических учений

Р е ф е р а т
Адам Смит

Исследования о природе и причинах богатства народов

Студенты группы 2 Э 1

Клевцов С. В.

Прокофьева О. Н.

Руководитель

Жуков В. В.

Санкт-Петербург

1999

Вступление

Адам Смит (Smith) (1723-90 г.г.), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В »Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

Адам Смит (крещен 5 апреля 1723 г., Керколди, Шотландия — 17 июля 1790 г., Эдинбург), создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.

Жизнь и научная деятельность

Возможно вы искали — Реферат: Возникновение и развитие экономической теории

Родился в семье таможенного чиновника. Несколько лет учился в школе, затем поступил в университет Глазго (1737 г.) на факультет моральной философии. В 1740 г. получил степень магистра искусств и частную стипендию для продолжения учебы в Оксфорде, где до 1746 г. изучал философию и литературу.

В 1748-50 г.г. Смит читал публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. С 1751 г. профессор логики в университете Глазго, с 1752 г. — профессор моральной философии. В 1755 г. опубликовал свои первые статьи в журнале »Эдинбургское обозрение» (»Edinbourgh Review»). В 1759 г. выпустил в свет философский труд по этике »Теория нравственных чувств», принесший ему международную известность. В 1762 г. Смит получил ученую степень доктора юридических наук.

В 1764 г. он оставил преподавание и отправился на континент в качестве наставника юного герцога Баклю. В 1764-66 г.г. посетил Тулузу, Женеву, Париж, встречался с Вольтером, Гельвецием, Гольбахом, Дидро, д’Аламбером, физиократами. По возвращении на родину жил в Керколди (до 1773 г.), а затем в Лондоне, полностью посвятил себя работе над фундаментальным трудом »Исследование о природе и причинах богатства народов», первое издание которого вышло в 1776 г.

С 1778 г. Смит занимал должность таможенного чиновника в Эдинбурге, где и провел последние годы своей жизни.

Философские и экономические взгляды

Похожий материал — Реферат: Актуальность идей Д. Рикардо

Экономическая теория, которую Смит изложил в »Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, однако, Смит ( в отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо, К. Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

Очень интересно — Реферат: Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова

Вместе с тем Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.

Сочинения:

Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

Теория нравственных чувств. М., 1997.

The Works of Adam Smit. London, 1825. V. 1-5.

Вам будет интересно — Реферат: Акции и акционерные общества

Литература:

Аникин А. В. Адам Смит. 1723-1790. М., 1968.

Pike E. R. Adam Smith. Founder of the science of economics. London, 1965.

Глава III

О накоплении капитала или о труде производительном и непроизводительном

Похожий материал — Курсовая работа: Акции, их виды, курсовая стоимость акций

1 Бывает, один род труда прибавляет ценности объекту, которому он посвящается, а другой род труда не оказывает такого действия. Первый, поскольку он создает некоторую ценность, может быть назван производительным трудом, второй – непроизводительным. Так, труд мастерового обычно добавляет ценность к материалам, которые он обрабатывает, а именно прибавляет ценность в размере своего содержания и прибыли его хозяина. Труд домашнего слуги, напротив, ничему не прибавляет ценности. Хотя мастеровой получает заработную плату, авансированную ему хозяином, в действительности он не стоит последнему никаких издержек, так как ценность этой заработной платы обычно возвращается ему вместе с прибылью в увеличенной ценности того объекта, которому посвяшается труд работника. Напротив, расход на содержание домашнего слуги никогда не возмещается. Человек богатеет, давая занятие большому числу мастеровых; он беднеет, если содержит большое число домашних слуг. Тем не менее труд последних имеет свою ценность и заслуживает вознаграждения так же, как и труд первых. Но труд мастерового закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, годном для продажи, который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд. Тем самым некоторое количество труда как будто откладывается про запас и накопляется, чтобы быть употребленным, если понадобится, при каком-либо другом случае. Этот предмет, или, что то же самое, цена этого предмета, может впоследствии, если понадобится, привести в движение количество труда, равное тому, которое первоначально произвело его. Труд домашнего слуги, напротив, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи. Его услуги обычно исчезают в самый момент оказания их и редко оставляют после себя какой-либо след или какую-нибудь ценность, которая могла бы впоследствии доставить равное количество услуг.

2 Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой ценности и не закрепляется и не реализуется ни в каком постоянном предмете или годном для продажи товаре, который сохранился бы по прекращении труда и мог бы доставить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта деятельности остального населения. Их служба как бы почетна, полезна или необходима она ни была, не производит решительно ничего, за что потом можно было бы получить равное количество услуг. Защита и охрана страны — результат их труда в этом году — не купит защиты и охраны ее в следующем году. К тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр. Труд самого последнего из этих людей обладает известной ценностью, определяемой теми же правилами, которые определяют ценность всякого иного вида труда, но труд даже самой благородной и самой полезной из этих профессий не производит ничего такого, что могло бы потом купить или доставить равное количество труда. Подобно декламации актера, выступлению оратора или звукам музыканта, творение их всех исчезает в самый миг его создания.

3 Производительные и непроизводительные работники, как и те, кто совсем не работает, одинаково содержатся все на счет годового продукта земли и труда страны. Продукт этот, как бы значителен он ни был, никогда не может быть безграничным, он должен иметь известные пределы. Ввиду этого в зависимости от того, меньшая или большая доля его употребляется в течение года на содержание непроизводительных категорий, для производительных работников останется в одном случае больше, в другом меньше, и соответственно этому продукт следующего года будет более значительным или сократится, ибо весь годовой продукт, если не считать естественных плодов земли, является результатом производительного труда.

7 Непроизводительные работники и те, кто совсем не трудится, все содержатся на доход — либо, во-первых, на ту долю годового продукта, которая первоначально предназначается на образование дохода некоторых частных лиц в виде ренты с земли или прибыли на капитал, либо, во-вторых, на ту долю, которая хотя первоначально предназначается на возмещение капитала и на содержание одних только производительных работников, однако, попав в их руки, может быть затрачиваема — в части своей, превышающей то, что необходимо для их существования, — на содержание безразлично как производительных, так и непроизводительных работников. Так, не только крупный землевладелец или богатый купец, но даже простой рабочий, если его заработная плата значительна, может содержать домашнего слугу или пойти иногда на спектакль или кукольное представление и таким путем вносить свою долю на содержание определенной группы непроизводительных работников; точно так же он может платить какие-то налоги и таким образом помогать содержать другую группу их, правда более почтенную и полезную, но столь же непроизводительную. Однако ни малейшая часть годового продукта, предназначаемая первоначально на возмещение капитала, никогда не обращается на содержание непроизводительных работников раньше, чем она приведет в движение весь свой состав производительного труда, то есть весь производительный труд, который она может привести в движение тем способом, каким она употребляется. Рабочий должен заработать свою заработную плату, выполнив свою работу, прежде чем он сможет употребить часть ее указанным путем. Притом эта часть обычно невелика. Это только сбережение из его дохода, а такие сбережения у производительных рабочих редко бывают велики. Но кое-что, как правило, у них имеется, и при уплате налогов их многочисленность может в известной мере компенсировать малость взноса каждого. Поэтому главный источник, из которого непроизводительные категории получают свои средства к существованию, везде составляют рента с земли и прибыль с капитала. Это именно такие два вида доходов, обладатели которых могут обычно сберегать больше всего. Они могут содержать без различия производительные и непроизводительные категории. Однако они, кажется, имеют некоторую склонность к последним. Расходы крупного землевладельца кормят обычно больше бездельников, чем трудолюбивых людей. Богатый купец, хотя на свой капитал он содержит только трудолюбивых людей, однако своими расходами, то есть употреблением своего дохода, он кормит обычно людей того же сорта, что и крупный землевладелец.

cwetochki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *