945 957 год событие на руси – Киевская русь IX – XI вв. Ранняя Русская держава. Олег, Игорь. Походы на Византию. 879 – 945 гг.

Содержание

Игорь (912-945)

Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: «Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. «И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним…»

Князь Игорь. Восстание древлян.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). Игорь совершил два больших похода на Византию. Причиной послужило то обстоятельство, что Царьград не соблюдал соглашение с Русью. Первый поход оказался неудачным, сразу после него Игорь нанял варягов и печенегов, собрав дружину многих славных племен, он с огромным войском двинулся к Царьграду. Император увидив это поспешил уладить дело депломатческим путем, в 944 г. был подтвержден мирный договор с Византией на менее выгодных условиях (чем в 911г.).

При Игоре произошло первое народное выступление, описанное в летописи, — восстание древлян в 945 г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом, чье обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. Дружинники Игоря заявили: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам». Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Ольга (945-957)

Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями к правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей.

В истории Древнерусского государства оставили память о себе не только князья и бояре, но и княгини и боярыни, не только мужественные правители, но и образованные правительницы. Имя княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Из всех правителей «империи Рюриковичей» Ольга – единственная женщина.

Уроки и погосты.

Осенью 945 г. Погиб от рук восставших древлян. Сын Игоря – Святослав — был в то время еще совсем ребенком, и таким образом, княгиня Ольга стала фактически правительницей всей земли Русской. Обычай кровной мести, который в столь раннем средневековье был реальностью, обязывал Ольгу покарать убийц мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тыс. человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров, хранились необходимые запасы продовольствия и останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) появились погосты — видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти. По сути Ольга провела первую в истории Руси налоговую реформу, установив фиксированный размер дани.

Экономическое управление, последовавшее за административными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в международных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианское вере. Сделав первый шаг к сближению с христианским миром, Ольга обратила свои взоры на Запад.

При ее правлении Русь не воевала ни с одним из соседних государств. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, улицей и окончательно — древлян.

В 964 г. Ольга передала власть достигшему совершеннолетия Святославу, но во время его длительных походов продолжала управлять страной.

studfiles.net

Историческое сочинение период 945-972гг. (11 класс)

Историческое сочинение

период 945-972гг.

Данный период в истории России относится ко времени правления княгини Ольги (945—969), и князя Святослава Игоревича (957—972 гг.). Среди важнейших процессов этого периода четко прослеживаются следующие: во-первых становление налоговой системы. И, во-вторых, укрепление системы управления государством.

Важнейшим событием этой эпохи стало введение новой системы налогообложения, которая стала первой реформой в этой области. Реформа была проведена Ольгой. Причиной этому послужило убийство князя Игоря в 945 году восставшими древлянами из-за попытки повторного сбора дани. Полюдье было отменено. Вместо него установлена система уроков и погостов. Уроки — заранее определенный размер дани, погосты — места, куда доставляли дань. Благодаря этой реформе, Ольга значительно улучшила налоговую систему Древнерусского государства. Деятельность княгини Ольги в этом направлении укрепила как финансовую систему государства, так и сплоченность племен. Больше не было поводов для обвинений киевских князей в предвзятом отношении к тому или иному племени. Стремясь огородить сына от той же участи, сбором дани теперь вместо князя занимались данники. Следствием проведённой реформы стало укрепление государства и власти правителя.

Правление Святослава знаменито военными походами. Их цель — вывести Русь в число крупнейших и могущественнейших держав. Походы Святослава на восток привели к разгрому Хазарии и полной ликвидации хазарской опасности.. В 967—971 гг. Святослав совершил ряд походов на Балканы, стремясь создать единое славянское государство от Балтики до Средиземного моря. Также, важным событием данного периода стало укрепление системы управления государством князем Святославом Игоревичем. Причиной этому послужила необходимость иметь союзников среди местных князей в завоеванных территориях, дабы не допустить восстаний и попыток выйти из состава Русской земли. Для того, чтобы достичь эту цель, князь Святослав посадил наместниками в наиболее важных землях своих сыновей. Последствием данного события стала усобица между его сыновьями Ярополком, Олегом и Владимиром за киевский престол.

Период правления Ольги и Святослава оценивается историками как время становления и развития Древней Руси. Княгиня Ольга была первой и единственной женщиной, которая стала правительницей одного из самых больших по тем временам государств Европы — Киевской Руси. Ольга показала себя блестящей правительницей, мудрой женщиной, которая смогла управлять страной не хуже мужчины, а Святослав остался в истории , как талантливый и непобедимый полководец.

infourok.ru

Правление княгини Ольги (945-957).

Поиск Лекций

После гибели Игоря государство оказалось на грани развала. Древляне отложились от Киева и перестали выплачивать дань. Ольга проявила себя как решительная правительница. Ольга (Helga)жестоко отомстила древлянам. В ходе организованного ею карательного похода была истреблена родовая знать древлян и уничтожен их племенной центр город Искоростень. Ольга осталась с малолетним сыном Святославом взяла на себя управление княжеством. Она объезжала владения, и повсюду устанавливала новые нормы дани – их называли уроками. Были установлены также места (погосты), куда население обязывалось свозить дань. Это означало конец полюдья и начало системы организованного налогообложения на Руси. Ольга остается одним из ключевых персонажей древнерусской истории, символизирующим завершение эпохи язычества и провозвестие эры христианства. Ольга совершила путешествие в Царьград (Константинополь) и приняла христианство.

Сын Ольги Святослав (957-972) – варяг по отцу, воспитанник варягов Асмуда и Свенельда, но он же первый из русских князей – славянин и по матери. Святослав не только носил славянское имя, но и был по своему физическому облику и одежде типичным южным славянином, прототипом запорожских казаков. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься: «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», – говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь. Еще при жизни матери Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль).

Этот князь вошел в русскую историю как олицетворение воинского духа – отчаянной храбрости, суровой простоты и неукоснительного следования кодексу чести. «Иду на вы» и «Мертвые сраму не имут» – вот девизы, неразрывно слитые с образом Святослава и вошедшие в плоть и кровь русской воинской традиции.

Тем временем военные успехи молодого русского князя привлекли внимание византийских политиков. Посланник византийского императора ценою богатых даров склонил Святослава к войне против Болгарии. Святослав собрал войско 60 тыс. и обрушился на Болгарию. Он одержал ряд побед. Но такое усиление Святослава не входило в планы византийцев. Тем временем с юга появилась новая угроза в виде кочевников печенегов. Засуха X в. вынудила их откочевать из Средней Азии в низовья Днепра. Печенеги стали союзниками Византии. Они напали на Киев и осадили его. Святослав возвратился и нанес поражение печенегам. Лишь требование смертельно больной матери не покидать ее вынуждает Святослава задержаться в Киеве. Однако после ее кончины он возвращается в Болгарию с твердым намерением закрепиться там окончательно. В короткий срок он захватил Преслав и Филиппополь. К весне 970 г. он был на подступах к Константинополю. Святославу противостоял талантливый полководец Иоанн Цимихский. Святослав потерпел поражение и вынужден был покинуть Болгарию. Однако мало кому удалось вернуться на родину. На днепровских порогах их поджидали печенеги. Кочевники разбили дружину Святослава. Князь погиб. Из его черепа печенеги изготовили чашу для вина. В результате болгарского похода погибло около 50 тыс. славянских воинов.

В XI в. на историческую арену Восточной Европы вышли куманы. К середине века они захватили почти всю территорию современного Казахстана, пересекли нижнее течение Волги и появились в южно-русских степях. Голубоглазых, светловолосых куманов на Руси стали называть половцами. Половцы враждовали с печенегами. Кочевники препятствовали торговым караванам сплавлявшимся по Днепру из Киева в Царьград.

 

 

Принятие христианства

Святослав заблаговременно принял решение о разделе владений между сыновьями: на киевское княжение был посажен старший, Ярополк; среднему, Олегу, досталась древлянская земля; младший, Владимир был отправлен в Новгород. Вскоре Ярополк убил своего брата Олега. Владимир, опасавшийся, что он может стать следующим, бежал в Скандинавию. Через три года он вернулся. Явно ища ссоры со старшим братом, Владимир захватил его невесту Рогнеду, убил ее отца и братьев. Однако главной целью Владимира оставался Киев. Он подкупил киевского воеводу и взял город без боя и во время переговоров убил своего брата Ярополка.

Владимир правил с 980 по 1015 г., т.е. около 35 лет. Свой первый крупный поход Владимир предпринял в 981 г. против поляков, крестившихся за 15 лет до этого. На следующий год он дважды совершал рейды в землю вятичей. В 985 г. Владимир покорил волжских булгар. Через два года Владимир со своей дружиной появляется на Балканах в качестве союзника византийского императора Василия II . Эти события способствовали расширению его политического кругозора и резкому изменению его отношения к христианству. Киевские князья восхищались процветанием Византии, которое они связывали, прежде всего, с религией греков. Славянское же многобожие ослабляло и без того зыбкое единство государства Рюриковичей, не позволяло Киевской Руси стать частью цивилизованного мира, объединенного монотеистическими религиями — христианством, исламом, иудаизмом и др. Славянское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло успешно вести спора ни с одною из религий.

Придя к власти Владимир, первое время пытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна – покровителя князя и дружины, а также идолы Дажьбога, Стрибога, Хороса и Макоши. Соседние с Киевской Русью государства исповедывали религии, основу которых составлял монотеизм. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако более тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. Геополитическое положение Руси, ее культурные контакты определили выбор религии. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 г. в Киеве появились представители всех трех перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут сразу, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина. Князь говорил: «На Руси есть веселье пить и не можем быть без того». Иудаизм был отвергнут из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами Папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое приятное впечатление.

Утверждение новой веры сопровождалось разрушением символов старой. Повергнутые идолы были сожжены или изрублены. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов. После этого князь Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре в 988 г.

Православие привлекало правителей Руси тем, что несло понятие о верховной власти, поставленной от Бога. Византийские патриархи, в отличие от католических Пап, никогда не оспаривали пальму первенства у светских государей. Укрепление власти было особенно актуально для Владимира, который будучи сыном Великого князя Святослава от ключницы-рабыни Малуши, по представлениям того времени не мог быть законным наследником престола.

Крещение Руси было трудным и длительным процессом. В Новгороде, например, людей насильно вталкивали в реку Волхов. Из Византии на Русь прибыли священники, миссионеры, просветители. Получила распространение славянская письменность. Появилась русская литература. Продолжалось строительство православных храмов. Владимир вызвал из Византии мастеров, которые построили в Киеве Церковь Пресвятой Богородицы. Церковь назвали Десятинной, так как князь отдал ей десятую часть своих доходов. Владимир причислен православной церковью к лику святых, а в народных былинах он назван «красным солнышком».

Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозным событием: христианство для Руси в то время означало более высокую цивилизацию. В глазах самих русских обращение делало их частью цивилизованного мира.

Православие принесло глубокий нравственный переворот в русскую жизнь. Началась общая гуманизация общественных отношений. Владимир Мономах, например, не осаждал городов по воскресеньям, не воевал в великий пост, что напоминало дни «Божьего мира» в Европе. Люди отказывались от мучительных наказаний (садить на кол и тому подобное). Укреплялись семейно-брачные отношения. Христианство рассматривало семью как священный союз мужчины и женщины. Многожёнство категорически запрещалось. Княжеские уставы, вслед за церковными, закрепляли положение, по которому законным считался только первый брак, второй разрешался лишь при немощи природной, а третий приравнивался к блуду и строго наказывался. Церковь опекала слабых: нищих, калек, убогих. Утверждалась традиция милосердия.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять. «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование»,– говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Поэтому князь «есть Божий слуга», ему надлежит повиноваться. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в обществе. Все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные суды карали за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные суды разбирали все семейные дела. Церковь старалась искоренить умыкание и покупку жен, многоженство, изгнание жены мужем, скотоложество и другие пороки. В особенности восставало духовенство против рабства.

Церковь ввела в русское общество обычай благотворительного освобождения рабов по завещанию. Этот обычай был принесен из византийского общества. Закон императора К. Багрянородного (X в.) постановил посвящать богу треть имущества, оставшегося без прямых наследников. В состав этой трети включались все рабы. В X-XI веках русская церковь добилась, что раба, родившая детей от своего господина, по смерти его получала свободу. Мужчина, изнасиловавший рабыню, должен был –выкупить ее у господина.

В XI веке на Руси появились монастыри. Одним из первых возник Киево-Печерский монастырь. Известно, что его основателем был Святой Антоний, принявший монашество на Афонской горе в Византии. Сначала Святой Антоний и его сподвижники оборудовали пещеры на одном из киевских холмов, затем построили деревянные кельи. Так возник монастырь (1062 г.). Правилом для иноков было ношение чёрной одежды, аскеза, обеды за общим столом, воздержание от собственности, трудовое подвижничество. На особом дворе был приют для нищих и калек. Иноками этого монастыря были первые русские летописцы, врачи и так далее. В монастырях писались летописные своды: XI век. – Повесть временных лет, Киевская летопись; XIII век – Волынская, Новгородская, Свод из летописей Владимирской, Ростовской и Переяславский. В домонгольский период возникло 58 монастырей.

Христианство создавало условия для формирования единой русской народности, её общих духовных и нравственных принципов. Однако православие не вытеснило язычества до конца. Сохранилось немало языческих праздников, ритуалов. Характерной чертой русского православного общества являлось так называемое «двоеверие», то есть сохранение в мировоззрении наряду с христианством элементов язычества. Некоторые историки церкви называют русское православие «обрядовым», имея в виду его поверхностное знакомство с догматикой вероучения, его крен в сторону внешней ритуальности: иконопочитания, молитв, соблюдения постов и так далее. Нельзя не отметить и негативных последствий вызванных принятием религии из клонившейся к упадку и порвавшей связи с Европой Византии, что привело Русь к длительной культурной и экономической изоляции от Запада.

Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказало могучее влияние на познавших его людей. В 1054 г. последовала схизма – то есть официальный разрыв церквей. Западная церковь стала называться римско-католической, а восточная – греко-кафолической, православной.

 

Расцвет Киевской Руси

После смерти Владимира-Крестителя осталось 12 сыновей. Киевский стол занял старший сын Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Последний был еще мальчиком. Православная церковь нарекла его «Святополк окаянный». В 1019 г. Святополка победил младший брат Ярослав, который княжил в Новгороде. Он собирал 3 тыс. гривен, а 2 тыс. отправлял в Киев. При помощи новгородцев и варяжских наемников он подчинил себе Киев. После этого у Ярослава вспыхнул конфликт с Мстиславом. Братья поделили Древне-русское государство по линии Днепра. Через несколько лет Мстислав умер и в 1036 г. Ярослав стал главой всех русских земель. В этом же году Ярослав разгромил печенегов, которые опять напали на Киев.

В первой половине XI века раннее русское государство переживало расцвет. Достижения этого времени связаны с князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.). Ярослав был сыном Владимира-Крестителя от его первой жены — литовской княжны Рогнеды. Возможно под влиянием матери Ярослав воспринял уважительное отношение к западной культурной традиции. В дружине князя было много варягов. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде (Анне), дочерей своих выдал замуж за европейских государей. Елизавета была супругой норвежского короля, Анна — французской королевой. Анастасия породнилась с венгерской королевской фамилией. Сыновья Ярослава женились на польской королевне и византийской принцессе. С помощью династических браков князь пытался укрепить престиж Руси.

В середине XI века (1051 г.) по волеизъявлению Ярослава впервые был созван Собор русских епископов, который избрал главой русской церкви митрополита Иллариона. Русь христианская начала свой путь к церковной самостоятельности. Ярослав известен как градостроитель. Некоторые города назывались именем князя. Это Ярославль на Волге, Юрьев (Юрий — христианское имя Ярослава) в Прибалтике и другие. Киев превращался в один из красивейших городов мира. Здесь были возведены Собор Святой Софии, Золотые Ворота и так далее. Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял митрополит киевский, назначенный патриархом Константинопольским, митрополит назначал епископов. Отличительной особенностью русской церкви того времени можно считать ее полное подчинение Византийской церкви вплоть до 1448 г. Епископы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. Русская митрополия делилась на епархии, которые соответствовали структуре светской власти. Ко времени Ярослава относится окончательное оформление церкви как организации. При нем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба.

С именем Ярослава Мудрого связано появление первого письменного общерусского свода законов — «Русской Правды» (11 век), который дополнялся в 11-12 веках. Судебник ограничивал варварские обычаи кровной мести, вводил штрафы (виру) за убийство, оскорбление чести и достоинства человека, защищал частное хозяйство, вводил наследственное право, ограничивал произвол судебных исполнителей. «Русская Правда», скорее всего под влиянием христианства, не знает позорящих и жестоких наказаний. Вместе с тем штрафы были достаточно велики. Они различались в зависимости от социального ранга пострадавшего. Княжеские мужи защищались двойным штрафом, в размере 80 гривен (так назывались серебряные слитки, выполнявшие функции денег). В связи с тем, что серебро не добывалось на Руси, а ввозилось из-за границы, деньги из него очень ценились. Кусочек серебра, равнявшийся ценностью меху куницы, получил название куны. В 10 в. гривна кун равнялась 1/3 фунта серебра. В 14 в. вследствие уменьшения гривны кун, появился новый меновой знак — рубль. Большая часть штрафов шла в казну князя.

Особо тяжёлым преступлением считалось умышленное убийство. Злоумышленник изгонялся из общины и лишался всего имущества, что в условиях того времени обрекало человека и его семью на гибель. Невыполнение имущественных обязательств наказывалось превращением свободного человека в холопа (раба). Сохранялись случаи внесудебной расправы. Ночного вора, например, можно было убить на месте преступления. Господин мог наказать своего слугу «за дело». От имени князя расследование проводили особые люди — вирники, которые кормились за счёт общины. С общины взимались мясо, хлеб, сыр, куры, пиво, корм для коней и так далее. Разбирательство дел проходило, как правило, на княжеском дворе. На суде рассматривались показания свидетелей, но сохраняла большое значение клятва. Особым доверием пользовались варяги.

Будучи грамотным, Ярослав заботился о народном просвещении, основал первое на Руси училище. В XI веке Русь простиралась от берегов Днестра и Вислы до Дона и Волги, от Северной Двины до Таманского полуострова (Тьмутаракань). Усилиями княжеской власти и под влиянием объективных обстоятельств (развитие городов, обменов, торговли) рушились родовые отношения. К 11 веку русское общество уже состояло из нескольких сословий, социальных групп, различавшихся по своим занятиям и привилегиям. К высшему сословию относились князь и его дружина —вооруженные отряды. Дружина, состоявшая изначально из варягов, постепенно пополнялась за счёт наиболее активных представителей славянских родов. Наиболее приближёнными к князю были старшие дружинники — бояре. С ними князь держал совет, из их числа назначались городские правители (посадники) и главы ополчений. Младшие дружинники (гридни-воины, отроки и т.п.) также выполняли важные общественные функции. Дружина была как бы постоянной армией князя. На период военных походов воинство пополнялось земскими полками. Покушение на жизнь княжеского дружинника строго наказывалось.

В связи с тем, что земля не представляла особой ценности дружинники не стремились стать землевладельцами. Вотчины очень редко создавались на землях общинников. Источниками княжеского и боярского землевладения являлись пустоши, земли должников, а также покупные участки. Наполнив холопами свои городские дворы, продав излишки в рабство, служилые люди X-XI веков начали селить своих холопов на приобретаемых земельных участках. Так возникло русское частное землевладение. В XII-XIV вв. боярин был старшим служилым человеком князя. Он свободно переходил от князя к князю, мог иметь и не иметь земельной собственности. По мнению В. Ключевского, боярин был не столько советником, сколько помощником, ответственным исполнителем, тем, с кого можно спросить.

Князь находился в определенной зависимости от своей дружины. Чем щедрее он делился военной добычей с дружинниками, тем выше был его авторитет и сильнее власть. Князь и его дружинники жили, в основном, в городах. Власть князя постепенно укреплялась. Еще при князе Владимире старцы градские, выборные военные управители торговых городов, заседали в думе киевского князя рядом с его дружинниками – боярами. При Ярославе они уже не появляются в боярском совете, даже исчезают из городской администрации. После смерти Ярослава вече появляется в летописях все чаще, шумит все громче. При преемниках Ярослава наблюдалась борьба двух прав: княжеского и городового. В XII в. не считалось возможным решить дело соглашением одних князей, без согласия их бояр. Бояре считали себя в праве отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием. Князь часто советовался (думал) со своей дружиной. Князь мог пожаловать кого-либо в бояре. В княжеских дворах XII и XIII веков был уже довольно значительный штат сановников. То были: тысяцкий с сотскими, обыкновенно командовавший полком стольного города, дворецкий, печатник, стольник, меченоша, конюший и т.д. В XIII в. военный поход обыкновенно сопровождался рядом совещаний князя с боярами.

Основная масса русских людей жила в селах. Основой общественного устройства здесь была община, которая символически называлась «вервью» или «миром». Названия отразили коллективные формы жизни и зависимость общинников друг от друга. Община влияла на трудовую, бытовую, культурную деятельность человека. Все важнейшие решения принимались на собрании членов общины или так называемом «сходе». Каждая община владела своей территорией, которая включала личные крестьянские земли и общественные угодья (леса, луга, покосы и т.п.). Личные участки подлежали периодическому уравнительному переделу. В XI в. общинниками, в основном, были свободные крестьяне — смерды. Князья использовали общину в своих целях. Они сделали её ответственной за сбор дани, штрафов. О наличии в России в то время социальных классов можно говорить только с оговоркой. Бояре и другие собственники больших земельных имений вместе с богатыми купцами в городах могут быть названы высшими классами России этого периода. Средний класс в городах составляли купцы, ведшие меньшую по объему торговлю, и мастера-ремесленники; в сельской местности — владельцы средних и небольших имений. Низшие классы были представлены беднейшими ремесленниками и необученными работниками в городах, а в деревнях — работниками и крестьянами, заселявшими государственные земли, так называемыми смердами.

В Киевской Руси появились несвободные, зависимые сословия, которые пополнялись из не возвративших кредиты должников, пленников. Часть из них становилась холопами или рабами, не имевшими личных прав. Крестьяне, связанные долговыми и договорными обязательствами и потерявшие в силу этого часть своей свободы, назывались закупами и рядовичами. Эти термины происходят от слов «купа» — ссуда, кредит и «ряд» — договор. Среди других социальных групп следует назвать купцов, ростовщиков, ремесленников, служителей церкви. Православная церковь постепенно становится крупным землевладельцем. Князья дарили церкви «на помин своей души» большие участки земли и целые сёла.

В древнерусском обществе господствовала идея народоправства. Во многих городах — племенных центрах все общественные проблемы решались на вече — народных собраниях. На вече заключались договоры с князьями, обсуждались вопросы войны и мира, финансовые дела. Некоторые историки считают, что древнерусские города по своей структуре близки к античным городам-государствам (полисам) с их ранними формами демократии. В целом развитие Киевской Руси представляется сходным с европейскими раннесредневековыми аналогами. По своей структуре она напоминает империю Карла Великого. Из Киева на запад, в Богемию и Германию, шла сухопутная дорога. Восточная торговля осуществлялась посредством караванов, прибывавших в Киев из Каспийской и Азовской областей — через степи куманов. Безопасность купцов признавалась и куманами, и русскими. Волга была другой важной артерией восточной торговли. Город Булгар на Волге, ниже впадения в нее Камы, являлся главным местом встречи русских и восточных купцов. Среди основных предметов русского вывоза можно упомянуть меха, мед и воск. Льняная и шерстяная одежда также экспортировалась на восток, в определенный период серебро и серебряные изделия отправлялись на запад. Из Византии Россия ввозила вина, изделия из шелка, драгоценности и предметы из стекла. Восточная торговля давала пряности, драгоценные камни, шелк и оружие из дамасской стали. Импорт с запада включал шерстяную одежду более высокого качества, чем отечественное домашнее производство.

Свидетельством важности торговли в этот период являлась возросшая роль рынков в жизни каждого города России. Торговля имела не меньшее значение, чем политическая жизнь и управление, все официальные объявления делались в торговых местах. Там же продавались и покупались всевозможные товары, а раз в неделю созывалась ярмарка. Во внешней и внутренней торговле важную роль играли новгородские купцы. В Новгороде было два иноземных двора: готландский и немецкий. Большая колония немецких купцов процветала в Смоленске. В Киеве и некоторых других городах существовали влиятельные купеческие корпорации.

Политическая организация русских княжеств в домонгольский период представляла собой сочетание монархического, аристократического и демократического направления. Монархический элемент представлял собой князь, который, однако в древней России не был самодержавным правителем. Главной его функцией была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов. Среди других функций была судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья. Аристократический элемент был представлен советом, состоявшим из верхов княжеской дружины и бояр. Советники князя ежедневно собирались в его дворце и обсуждали наиболее важные дела управления, а также вносили новые предложения по законодательству. Бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор и поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем в одном княжестве, служил князю другого. Но тем не менее рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества имело влияние на вече менее крупных городов. Эти три элемента власти появились во всех русских княжествах киевского периода, но их относительное значение менялось от места к месту. Вече было особенно влиятельным в Новгороде. Новгород был скорее городом-государством, чем княжеством. С 1136 г. служба князя в Новгороде стала выборной, а город получил суверенитет — Господин Великий Новгород, как его называли. Чтобы предупредить возможность слишком честолюбивого князя утвердиться на новгородской земле, собрание горожан вынесло постановление, лишающее права князя и его наместников (не новгородцев) иметь земельные владения в пределах новгородского государства. Каждый вновь избранный князь обязан был подписать с городом Новгородом особое соглашение. Согласно обычным положениям такого трактата, князь принимал обязательство не вмешиваться в выборы официальных лиц и не смещать городских чиновников без решения веча или суда. Более того, собрание сохраняло за собой высшую судебную власть. Двумя главными официальными лицами в городе были глава города (посадник) и начальник городского ополчения (тысяцкий). Каждый переизбранный посадник сохранял уважение горожан и продолжал принимать участие в управлении Новгородом, являясь членом боярского совета, который в Новгороде был известен как «Господа». Формально этот совет не являлся высшим органом, а был как бы комитетом веча для предварительного обсуждения дел, подлежащих рассмотрению на общем собрании. На деле «Господа» во многих случаях были в состоянии направлять политику. Существование совета обеспечивало известную последовательность политики. О такой организации новгородского города-государства можно сказать, что это демократия, в определенной степени ограниченная в интересах высших классов.

 

Культурное развитие

После приобщения Руси к христианству церковь стала главным фактором византийской цивилизации славян не только в области религии, но и в литературе, искусстве и музыке. В городах язычество было отвергнуто без большого противодействия. Однако в сельской местности языческие представления сохранялись в народных верованиях и даже долгое время практиковались языческие обряды. Достаточно примечательно, что почти все мужские и женские монастыри киевского периода находились или в городах, или возле них. Наиболее знаменитым из них был Киево-Печерский монастырь — важнейший русский духовный центр того времени. Согласно учению Феодосия, игумена этого монастыря, основой монашества были молитва, смирение и благотворительность. Следуя этим правилам, игумен носил старое платье и не отказывался ни от какого физического труда. Может быть, наиболее важным результатом принятия христианства в старой России стал новый взгляд на человека — оценка с точки зрения морали его поступков и даже мыслей; этому способствовала идея о будущей жизни и Страшном Суде. Вначале только немногие могли понять символы церковных ритуалов. Но в службе было много элементов, которые привлекали большинство собравшихся, таких как чтение Ветхого и Нового заветов, пение гимнов и молитвы. Содержание библейских сюжетов помогали иллюстрировать иконы и фрески. Дополнительные разъяснения давались на проповедях.

Необходимо обратить внимание на то, что церковная служба велась не на латинском или греческом языках, а на языке церковнославянском. Славянский язык был введен в службу и Евангелие (Благая весть) переведено с греческого византийскими миссионерами — Кирилом и Мефодием. Они родились в Македонии и получили известность как славянские апостолы. В 863 г. они пришли в Моравию. Их работа была продолжена их учениками в Болгарии. Славянскую азбуку, именно глаголицу, изобрел (855 или 862 г.) святой Кирилл, апостол славянский, по образу греческого алфавита По замысловатости и вычурности букв глаголица оказалась очень трудною для чтения; тогда же ученик Кирилла, святой Климент, изобрел более упрощенные формы – кириллицу, которая в начале X века вытеснила из употребления глаголицу. Алфавит глаголицы и кириллицы один и тот же; разница лишь в форме (начертании) букв.

Церковнославянский язык стал основой русского литературного языка. Большое число славянских книг было доставлено в Россию из Моравии и Болгарии, перевод других был предпринят в Киеве. Постепенно в России появилась отечественная литература, основанная на византийских и болгарских образцах. Проповеди ведущих русских епископов и жития первых русских святых были частью этой литературы.

Русское искусство киевского периода также тесно связано с церковью. Музыкальных инструментов в Греции не было. Очень важную роль в службе православной церкви играло пение (особенно в унисон). Сначала греческие певцы и дирижеры нанимались для исполнительской деятельности и обучения русских хористов, но скоро русские овладели этими искусствами. Религиозная живопись в византийском стиле имела две главные формы: фрески на стенах церквей и иконы. В начале это также исполнялось греческими мастерами и только позже — русскими.

Строительство великолепных каменных соборов в Киеве, Новгороде и в некоторых других русских городах в конце X и XI веках производилось византийскими или прошедшими у них обучение мастерами. Первый каменный храм – Киевский храм Успения Богоматери (Десятинная церковь) возводилась с 990 по 996 гг. Владимир дал этой церкви десятую часть своих доходов. Храм Святой Софии в Киеве был построен греческими зодчими и украшен греческими художниками. Церкви Суздальского княжества 12 и начала 13 столетий, большинство из которых строили русские мастера, были меньше Святой Софии в Киеве, но в архитектурном отношении примечательны не менее ее. Такие прикладные виды искусства, как эмаль, филигрань и чернь по серебру, также достигли в киевский период высокого уровня.

Среди витязей княжеского двора были популярны героические баллады. Они отличались от народного эпоса более индивидуализированным и драматическим стилем. Только одна сохранилась полностью в копии XIV столетия. Это знаменитое «Слово о полку Игореве». Оно описывает в поэтической форме неудачный поход против куманов, предпринятый в 1185 г. одним из не очень значительных черниговских князей. Автор ее, вероятно, был членом дружины князя Игоря и участвовал в походе.

 


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Ответы@Mail.Ru: 970-971 событие древнерусской руси

860 год — Поход славян на Царьград (Константинополь)

862 год — Прибытие Рюрика в Новгород

862-879 годы — Правление князя Рюрика в Новгороде

ок. 863 года — Основание славянской письменности Кириллом и Мефодием

865 год — Вокняжение в Киеве варягов Аскольда и Дира

866 год — Поход русских на Византийскую империю

879-912 годы — Правление князя Олега

882 год — Объединение Новгорода и Киева Олегом. Образование Киевской Руси

883-885 годы — Подчинение Олегом кривичей, древлян, северян и радимичей

907 год — Поход Олега на Царьград

911 год — Второй поход Олега на Царьград. Заключение договора Киевской Руси с Византией

912-945 годы — Правление князя Игоря

913 год — Обложение данью древлян и уличей

913-914 годы — Поход русов через хазарские владения на Каспийское побережье Закавказья

915 год — Приход печенегов на Русь. Договор Игоря с печенегами

920 год — Поход Игоря на печенегов

922 год — Принятие мусульманства в Волжской Булгарии

941 год — Первый поход Игоря на Царьград

943-944 годы — Второй поход Игоря на Царьград и договор с византийцами

944-945 годы — Второй поход русов на Каспийское побережье Закавказья

945 год — Смерть Игоря в древлянской земле

945-964 годы — Правление Ольги

Ок. 957 года — Крещение Ольги в Константинополе

964-972 годы — Правление князя Святослава

965 год — Разгром Святославом Хазарии

964-966 годы — Походы Святослава на волжских булгар, племена Северного Кавказа и вятичей

966 год — Принятие Польшей католичества

968-971 годы — Походы князя Святослава в Дунайскую Болгарию и войны с Византией

969 год — Смерть княгини Ольги

971 год — Договор князя Святослава с Византией

972 год — Гибель Святослава в бою с печенегами у Днепровских порогов

972-980 годы — Правление великого князя Ярополка

980-1015 годы — Правление великого князя Владимира Святого

980 год — Языческая реформа Владимира. Попытка создать единый культ, объединяющий 6 основных божеств различных племен

981 год — Поход князя Владимира в Польшу и захват червенских городов (Перемышль, Червень и других)

985 год — Поход Владимира на волжских булгар

987,994-997 годы — Походы Владимира на волжско-камских булгар

988 год — Крещение Руси

990 год — Война с Польшей из-за червенских городов. Действия рати князя Владимира против войск польского князя Мечислава, а затем против его сына Болеслава Храброго

991 год — Искоренение язычества в великом Новгороде митрополитом Леоном, прибывшим туда вместо умершего митрополита Михаила

995 год — Набег печенегов на г. Василе

997 год — Безуспешная осада печенегами Белгорода

otvet.mail.ru

Князь Святослав Игоревич: правление и походы

Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.

Лао Цзы

Князь Святослав Игоревич родился в 940 году. Эту дату трудно назвать точной, поскольку в разных источниках она отличается. Он был сыном убитого князя Игоря, но в первый годы после смерти отца трон он не занимал, поскольку был совсем юнным, а страной правила его мать, княгиня Ольга.

Военные походы

В 964 году началась военная деятельность юноши – он повел свое войско на восток, против вятичей. После покорения этого племени князь Святослав Игоревич отправился дальше. На этот раз на его пути был Хазарский Каганат. Раньше это было великое государство, распростертое между Волгой и Доном, но на ту пору Каганат уже утратил былое величие.

Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов. На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян, по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу.

Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Следующим пунктом движения армии русского правителя был северный Кавказ. На своем пути князь Святослав Игоревич разрушал Хазарские города. Кроме того, в этот период правления русичами были нанесены поражения племенам ясов (осетин) и черкесов. Восточные походы князя Святослава этого периода отличались своей успешностью.

Поход на Болгарию

Дальнейшая деятельность Руси была скорректирова на Византийской империей. В 967 году император Византии с помощью Святослава вздумал решить свои давние проблемы. Греки хотели наказать болгар, земли которых часто использовались венграми для прохода к морую, чтобы в дальнейшем угрожать грекам. Византийцы отправили в Киев послов с обещаниями богатых даров, если князь Святослав Игоревич согласится напасть на болгар. Правитель Руси отличалось расчетливость и корыстностью. Он принял предложение послов и во главе 60-ти тысячного войска двинулся через Дунай в Болгарию. Поход в Болгарскую землю увенчались успехом. Болгары не могли на равных сражаться и сдались. Победители захватили великое множество богатств и остановились в городе Переяслаец, севернее современного города Варна.

В 968 году Киев был осажден печенегами. Из-за этого дальнейшее продвижение войск Руси на Запад было отложено, а сам князь спешил вернуться в Киев. В это же время в Болгарии вспыхнуло восстание, которое было направлено против славян, поскольку местные жители не хотели им подчиняться. Эти восстания были далеко не спокойными. Болгары собрали войско, с помощью которого отбили у русских Переяславец. В 970 году князь Святослав Игоревич со своей дружиной отправился в Болгарию и жестоко покарал восставших, подчинив себе всю Болгарию. Со своим войском он дошел до Адрианополя, где был встречен превосходящими силами византийцев, которые испугавшись возможности закрепления на территории Болгар русской армии, спешили разбить неприятеля. Силы были не равны.

Конец правления

Летописцы пишут о том, что со стороны русичей было едва больше 10 000 воинов, в то время, как византийцы смогли собрать более 80 000 человек. Но князь Святослав Игоревич, вдохновляя свое войско собственной храбростью, одержал победу. Греки предложили мир и богатый выкуп. Однако в следующем году они опять развязали войну. Византийский флот блокировал устье Дуная, лишая войско Святослава возможности отступления, и по суши пошли навстречу врагу.

В 871 году после долгой осады греки сожгли Переяславец, уничтожив большую часть русской армии. Великий князь в это время находился в городе Доростоле. Там он узнал печальную новость, там и разыгралось решающее сражение между русскими и греками. После продолжительного сражения русская армия отступила в крепость. С суши ее окружила греческая пехота, с моря – греческие корабли. Так началась осада Доростоля, продолжавшаяся 2 месяца. За это время русское войско значительно сократилось. В решающей же битве греки оказались сильнее, и Святослав был вынужден покинуть Болгарию и возвратиться в Русь. По дороге назад русское войско подкараулили печенеги во главе с князем Кури, который и отрубил голову Святославу. Произошло это в 972 году.

istoriarusi.ru

Внеклассный урок — Киевская Русь (IX-XII века)

Киевская Русь (IX-XII века)
 
В 9 веке торговля стала иметь большое значение. Появились купцы, которые скупали у соплеменников пушнину, мед, воск и продавали в других местах – в первую очередь в Византии.
На торговом пути «из варяг в греки» от Балтийского до Черного морей появлялись поселения купцов и ремесленников, которые перерастали в города. Для защиты купеческих караванов, судов и складов от пиратов и разбойников создавались дружины. Во главе дружины стоял князь. Дружины и князья стали играть большую роль в развитии торговли, городов, в жизни славян. Они поддерживали порядок в городах. И постепенно к ним переходило право осуществлять в городах власть. Со временем города подчиняли себе окрестные территории. Стали возникать местные княжения – территории, признающие власть того или иного князя. Чтобы защититься от печенегов на юге и норманнов на севере, княжения постепенно объединялись. К середине 9 века сложилось 2 крупных государственных объединения: на севере с центром в Новгороде и на юге с центром в Киеве. Ими правили варяжские князья: в Новгороде – Рюрик, в Киеве – Аскольд и Дир. Сложились предпосылки для появления первого русского государства – Киевской Руси.

 

882-912 годы: правление князя Олега в Киеве.

Олег стал новгородским князем после смерти Рюрика, которому он был родственником. В 882 году Олег собрал большое войско и двинулся на юг. Он подчинил себе ряд земель и подошел к Киеву. Выманив хитростью из Киева Аскольда и Дира, он убил их. Затем объявил Киев «матерью городов русских» и столицей своих земель. Таким образом, Олег объединил два главных центра (северный во главе с Новгородом и южный во главе с Киевом) и создал первое русское государство — Киевскую Русь.

Глава Руси стал именоваться великим киевским князем.

Все славянские племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем договор, по которому обязывались уплачивать дань мехами, хлебом и другими продуктами. С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем. Племена также были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение. Общерусским ополчением руководил воевода. Он был вторым лицом после князя.

Согласно преданию, Олег умер от укуса змеи, выползшей из черепа умершего любимого коня князя.

 

912-945 годы: правление князя Игоря в Киеве.

Игорь – сын Рюрика. В 945 году убит древлянами, которые были возмущены тем, что Игорь нарушил договор о полюдье и потребовал дани больше положенного. Древляне разгромили небольшую дружину Игоря и жестоко расправились с самим князем.

 

945-957 годы: правление княгини Ольги.

После смерти Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав. Ольга стала править от его имени.

— Ольга провела первую на Руси государственную реформу. Она установила точный размер дани – уроки. Кроме того, установила места сбора дани – погосты. И дань теперь собирали не князья, а специально назначенные люди.

— В 957 году Ольга отправилась в Византию и первой на Руси приняла православную веру.

 

957-972 годы: правление князя Святослава.

По возвращении из Византии Ольга передала княжение Святославу, достигшему совершеннолетия.

— Святослав разгромил Хазарский каганат, который чинил препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущем в богатые страны Востока. Благодаря победе над хазарами к Руси был присоединен последний восточно-славянский союз племен – вятичи, которые до этого платили дань Хазарии. При Святославе на Таманском полуострове образовалось Тмутараканское княжество.

— В 968 году захватил ряд болгарских поселений и объявил Переяславец столицей Руси. Долго воевал с из-за этого с Византией, которая была недовольна действиями Святослава. В 971 году начались ожесточенные бои византийских и русских войск. Они закончились переговорами: в обмен на обещание отступить от Болгарии византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой. В 972 году по пути домой был убит печенегами у днепровских порогов.

 

980-1015 годы: правление князя Владимира.

— При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Причины принятия: единому государству нужна была единая вера. У каждого племени были свои языческие боги, которые не объединяли племена, а разъединяли их. Владимир выбрал христианство, потому что оно было способно не только объединить народ, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия – самая могущественная страна тогдашней Европы. Принятие христианства, кроме того, укрепляло международный авторитет Руси, русские купцы больше не подвергались гонениям в Византии и других христианских странах.

 

1019-1054 годы: правление князя Ярослава Мудрого.

— Ярослав был Новгородским князем – такова была воля отца, киевского князя Владимира. Киевским князем он стал после смерти отца в результате междоусобной борьбы между братьями. Три брата (Борис, Глеб и Святослав) были убиты Святополком. После смерти самого Святополка в 1019 году Ярослав стал киевским князем, но теперь в борьбу за престол вступил еще один брат – Мстислав. И лишь в 1036 году, после смерти Мстислава, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

— Ярославу принадлежала высшая власть в стране. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником русской земли, определял внешнюю политику. Правил при помощи своих сыновей, которых отправлял в качестве наместников в крупнейшие земли государства. Но в городах еще сохранялись вечевые традиции.

— Издана Русская правда — свод древнерусских законов, древнейший памятник славянского права. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. На протяжении  нескольких веков Русская Правда  служила  основным руководством  при судебных разбирательствах.

— При Ярославе окончательно сложилась древнерусская народность. То есть люди уже не относили себя к тому или иному племени (например, полянам или древлянам), а начали считать себя единым народом.

— Стал зарождаться феодализм. Первыми феодалами стали князья, которые присваивали себе земли общин. Появились первые вотчины – наследственные земли. Но верховным собственником этих земель оставался князь. Он мог подарить вотчину за верную службу, а мог и отобрать. Начало формироваться сословие бояр. Кто такие были бояре? Княжеская дружина делилась на «старшую» и «младшую». Старшая дружина выполняла важнейшие поручения князя и имела привилегированное положение. Именно старшую дружину и стали называть боярами. Основную часть населения Руси составляли свободные земледельцы. Но появились и зависимые крестьяне: смерды – те кто выполнял определенные работы для князя; закупы – разорившиеся крестьяне, которые отрабатывали долг трудом. Наиболее бесправными были холопы – рабы, которые работали на земле князей и владельцев вотчин. Холопами становились военнопленные, но и свободный человек от нужды мог добровольно продать себя в холопы.

— При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Он положил начало русскому письменному законодательству, покончил с набегами печенегов, укрепил границы государства, международный авторитет Руси.

 

1113-1125 годы: правление князя Владимира Мономаха.

После смерти Ярослава Мудрого его сыновья и внуки вели междоусобные распри. Русь изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. В 1097 году в Любече собрались все князья. Съезд был организован по настоянию Владимира Мономаха, который тогда княжил в Переяславле. Было решено сообща бороться с половцами. В 1111 году Мономах, возглавивший общерусскую борьбу с половцами, нанес им сокрушительный удар. После смерти киевского князя Святополка Изяславича бояре под давлением населения пригласили Мономаха править страной.

— Издал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича».

— Написал первую светскую проповедь «Поучение детям». Оно адресовано его сыновьям, но князь обращается и к другим слушателям и читателям. Он призывает их иметь страх Божий в сердце, творить добро, помня о том, что жизнь на земле скоротечна. Будущим правителям Руси он завещает «держать» Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. Таким образом, «Поучение» представляет собой и отцовское завещание детям, и свод нравственных правил, и политическую программу.

— восстановил единство Руси. Однако после смерти Мономаха и его сына Мстислава Русь тем не менее распалась.

 

raal100.narod.ru

Древняя Русь — Энциклопедия Коммунист.Ru

Правление Игоря (912 — 945)

Олег, будучи в преклонном возрасте, передал власть сыну Рюрика Игорю. Сам вернулся на Север, где вскоре погиб от укуса змеи. Игорь был женат на варяжке Ольге, которую встретил в псковских лесах. После смерти Олега восстали древляне и печенеги, но Игорю удалось сломить их сопротивление. Также Игорю удалось осуществить планы Олега: захват Тамань, Керченского пролива, Тмутаракани. В 941 году Игорь предпринял поход на Византию, однако русские корабли были сожжены греческим огнём. В 944 году Игорь повторил попытку покорения Царьграда, которая увенчалась успехом. Византия вновь стала платить дань Руси, был заключён ещё ряд договоров. Русь в союзе с Византией стала называться Русской Землёй. Игорь был убит древлянами во время сбора дани с них.

Правление Ольги (945 — 962)

Сперва княгиня отомстила древлянам за убийство мужа. Она совершила поход на поселения древлян, убила их послов, восстановив над ними контроль и обрекая на дань. Ольга провела первые реформы на Руси. Если раньше сбор дани не имел определённой нормы, что порождало недовольство народа, то Ольга ввела уроки т.е. определённые размеры. А также при Ольге появились погосты — места сбора дани. Это дало толчок развитию налогообложения Руси. Наведя порядок в стране, княгиня занялась внешней политикой. В 957 году нанесла визит в Константинополь. Укрепила военный союз с Византией, направив его против Хазарии и Арабского мира. Под влиянием Византии Ольга приняла православие. Дело в том, что к тому времени вся Европа отказалась от язычества, в виду этого, опередила Русь на несколько сотен лет в своём развитии. Дело в том, что язычество обращалось к явлениям природы, а христианство к основами морали и человеческой психики. Приняв христианство, правительница раскаялась за совершённые злодеяния в своей политике. Понимая, что дальнейшее развитие Руси без христианства невозможно. Попытка Ольги крестить Русь оказалась тщётной.

Правление Святослава (962 — 972)

Желанием ввести христианство на Руси Ольга вызвала недовольство языческой верхушки, которая отстранила её от власти. Русь перешла в руки ярого язычника, сына Игоря Святослава. При нём в состав Руси вошли вятичи, платившие до этого дань хазарам. Святослав усовершенствовал систему управления страной. Уходя на войну, он оставлял своим наместником в Киеве старшего сына Ярополка, второго сына Олега отправлял княжить к древлянам, а Владимира — в Новгород. Во внешней политики Святослав был настолько силён, что был прозван «Александром Македонским Восточной Европы». В 964 году князь поставил себе цель сокрушить Хазарию. Прежде всего он разгромил союзников хазар: буртасов, Волжских булгар на Средней волге. Столица Булгарии была разгромлена. Рать Святослава спустилась вниз по Волге, разгромив Хазарский Каганат, в частности его столицу Итиль. Затем Святослав отправился на Кавказские владения хазар, разгромив осетин и черкесов. На Дону князь стёр с лица земли крепость Саркел. После похода Святослава Хазарское государство потерпело фиаско. После покорения Каганата князь устремился на крымские владения Византии. Однако, византийцы заплатили ему золотом за то, чтобы он изменил курс военной политики на Дунай. Взяв золото, но преследуя сугубо личные интересы, Святослав разбил войско Болгарского царя на Дунае молниеносными темпами. Руси перешла крепость Переяславец, всё северное Причерноморье, за исключением Крыма. Влияние Святослава на Дунае не нравилось византийцам, поэтому они заключили союз с болгарами и выбили русские войска из Дунайских городов. Одновременно, наняв Орду печенегов Византия осадила Киев. Святославу пришлось вернутся в столицу, чтобы их разбить. В 969 году Святослав собрал новое войско, в которое входили дружественные ему болгары и венгры, для войны с Византией. Сперва князь вернул себе огромные утраченные владения. А с Византии взял огромный выкуп за мир. В то время к власти в Византии пришёл император Иоанн Цамиский, которые в 970 году вступил в бой со Святославом, но был повержен. Тем не менее, отряды Святослава, рвавшиеся к Царьграду были остановлены. В итоге был заключен мир, согласно которому Византия признала владения Руси на Дунае и продолжала платить ей дань. В 971 году войско Цамисхия обрушалось на болгарские владения Руси. В это время союзники покинули Святослава, поэтому он отступил в крепость Доростол, которая терпела долгое осаждение византийских войск. В решающем сражении войска Иоанна бежали, однако русская армия была истощена. Святослав заключил с врагами мирный договор, согласно которому пришлось отдать завоеванные территории Дуная. На обратном пути в Киев, осенью 971 года, русская дружина попала в опалу к печенегам. Поэтому пришлось сделать перевал в местных селениях до зимы 972 года. При попытке перебраться через Днепр войско было уничтожено, вместе с лидером.

Первая усобица на Руси (972 — 980)

После гибели Святослава в Киеве стал править Ярополк. Древляне сплотились вокруг брата Ярополка, Олега. Киевляне хоть и не были в восторге от склонности Ярополка к христианству, но всё же поддержали князя в борьбе с древлянами. Ярополк совершил поход на древлянскую землю и подчинил их себе. Сам Олег погиб. Узнав об этом, третий брат Владимир бежал из Новгорода к варягам. Ярополк поставил туда своего наместника. Русь на некоторое время стала объединённой. Через несколько лет Владимир подчинил себе варяжскую дружину и захватил Новгород, затем Полоцк, потом и Киев. Воспользовавшись недовольством христианства Ярополка среди княжеского войска, Владимир повергнул соперника.

Правление Владимира (980 — 1015)

Владимир на первых порах был ярым язычником, и был обязан своим аналогам в захвате власти. Поэтому князь увеличил влияние политеизма на Руси: установил идолы языческих богов у своего дворца, ввёл жертвоприношение людей. Затем, в течение трёх лет, он возвращал родимичей и вятичей на орбиту влияния Киева. Своих сыновей он по

kommynist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *