Российская Государственная Дума: история | История Российской империи
Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи
В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы. Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.
Император Николай II выступает с Манифестом о создании Государственной Думы
Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия. В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург
Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург
Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.
Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государс
www.rosimperija.info
Николай II и Дума
Две первые Государственные думы оказались неспособны вести регулярную законодательную работу: противоречия между депутатами, с одной стороны, и императором, с другой, были непреодолимы. Так, сразу после открытия, в ответном адресе на тронную речь Николая II левые думцы потребовали ликвидации Государственного совета (верхней палаты парламента), передачи крестьянам монастырских и казённых земель. 19 мая 1906 года 104 депутата Трудовой группы выдвинули проект земельной реформы (проект 104-х), содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.
Одновременно с роспуском Думы, вместо И. Л. Горемыкина на пост председателя Совета министров был назначен П. А. Столыпин. Аграрная политика Столыпина, успешное подавление смуты, яркие речи во II Думе сделали его кумиром некоторых правых.
Автограф Николая Второго в Золотой книге почётных посетителей Гос. Думы 9 февраля 1916 года
Вторая
дума оказалась
ещё более левой, чем первая, так как в
выборах участвовали социал-демократы и эсеры,
бойкотировавшие первую думу. В
правительстве созревала идея о роспуске
Думы и изменении избирательного закона;
Столыпин не собирался уничтожить Думу,
но изменить состав Думы. Поводом для
роспуска стали действия социал-демократов:
5 мая на квартире члена думы от РСДРП
Озоля была полицией обнаружена сходка
35 социал-демократов и около 30 солдат
петербургского гарнизона; кроме того,
полицией были обнаружены различные
пропагандистские материалы, призывающие
к насильственному свержению государственного
строя, различные наказы от солдат
воинских частей и фальшивые паспорта.
1 июня Столыпин и председатель
Санкт-Петербургской судебной палаты
потребовали от Думы отстранения всего
состава социал-демократической фракции
от заседаний думы и снятия неприкосновенности
с 16 членов РСДРП. Дума ответила на
требования правительства отказом;
следствием противостояния явился
манифест Николая II о роспуске II Думы,
опубликованный 3 июня 1907 года, —
вместе с
По мнению генерала А. А. Мосолова, Николай II смотрел на членов Думы не как на представителей народа, а как на «просто интеллигентов» и добавлял, что совсем иным было его отношение к крестьянским делегациям: «Царь встречался с ними охотно и подолгу говорил, без утомления, радостно и приветливо». [77]
studfiles.net
Правление Николая II — Государственная Дума
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной думы. Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. Законопроекты не могли быть внесены для обсуждения в Государственной думе без предварительного обсуждения в Совете министров. Бюджетные правила, которые были изданы в 1906 году, ограничивали деятельность Государственной думы в области утверждения бюджета. Членов думы распределяли по партийным группам, получивших название фракций. На заседаниях Государственной думы могли присутствовать министры. Депутаты, в количестве не мене 50 человек, имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров.
I Государственная дума
Первая половина членов Государственного Совета избиралась от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции, а вторая назначалась царём. Избираемая часть Совета обновлялась в течение 9 лет (на треть каждые три года). Император имел право досрочно распустить выборных членов Совета и назначить новые выборы. Он же ежегодно назначал председателя и вице-председателя, который выделялся из состава Государственного совета.
Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов». Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя, устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее. В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».
Выборы в I Государственную думу проходили весной 1906 года. Большинство оппозиционных («левых») партий (большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры, Всероссийский крестьянский союз) бойкотировали выборы. Неплохую предвыборную кампанию провела партия кадетов, которые в этой ситуации привлекли на свою сторону большинство демократических избирателей обещаниями провести радикальную крестьянскую и рабочую реформу.
Чувствительное поражение на выборах потерпели октябристы – им досталось всего 13 депутатских мест. Значительное число мест (107) получила крестьянская трудовая группа, в которую в начале работы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где они не бойкотировались. К концу существования I Государственной думы социал-демократы образовали отдельную фракцию из 17 человек. 63 депутата представляли в думе автономии (поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане). Благодаря создавшейся коалиции между националистами, трудовиками, беспартийными (105 человек) и кадетами, последние фактически руководили I Государственной думой. Председателем Государственной думы был также избран кадет С.А. Муромцев.
Свою работу Государственная дума начала 27 апреля 1906 года. Естественно, что после событий 1905 году одним из первых обсуждаемых вопросов был аграрный. От основных фракций (трудовиков и кадетов) были внесены два законопроекта. Оба предусматривали создание государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малообеспеченных крестьян землей в пользование. Основные разногласия возникли в определении состава отчуждаемых земель и по вопросу о вознаграждении за эти земли. Декларация правительства гласила, что разрешение аграрного вопроса на основе принудительного отчуждения помещичьей земли «безусловно недопустимо». В ответ Государственная дума вынесла резолюцию о полном недоверии правительству. Но министры не собирались уходить в отставку, и решение думы игнорировали.
9 июля 1906 года вышел указ о роспуске Государственной думы и назначении новых выборов. В последовавшем за этим манифесте сообщалось: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область». Около 230 членов I Государственной думы (кадеты и трудовики) решили не подчинятся указу и провели в Выборге два заседания, на которых решили: «ни копейки в казну, ни единого солдата в армию». Деятельность I Государственной думы способствовала разрушению надежд демократической интеллигенции на переход к конституционной монархии и не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса.
II Государственная дума
Выборы в Государственную думу второго созыва проходили в обстановке революционного движения. Всего во II Государственную думу было выбрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами получили на 55 мест меньше. Часть II Государственной думы составили народнические партии, которые получили 157 мест (трудовики — 104, эсеры — 37, народные социалисты — 16). Социал-демократической партии досталось 65 мест. Однако оппозиция на этот раз оказалась в меньшинстве и составила лишь 43% голосов в Думе. «Правые» усилились за счёт черносотенцев, которые не вошли в состав первой думы.
II Государственная дума открылась 20 февраля 1907года. Председателем Думы был выбран правый кадет Ф.А. Головин. Основным по-прежнему оставался аграрный вопрос, по которому фракции представили свои проекты. В думе второго созыва обсуждался также продовольственный вопрос, государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве в армию.
Но и II Государственная дума не оправдала надежд правительства, поэтому министерством внутренних дел в тайне был подготовлен проект нового избирательного закона. В июне1907 года председатель Совета министров и министр внутренних дел Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Государственной думы социал-демократов и лишения некоторых из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к свержению правительства и императора.
Через 2 дня вышел царский манифест, возвестивший о роспуске II Государственной думы и изменении положения о выборах. Новый закон о выборах нарушал изданный ранее, согласно которому ни один закон не мог быть принят без одобрения его Думой. Это лишь утвердило мнение о том, что Государственная дума первого и второго созывов лишь формально являлась законодательным органом.
За 2,5 месяца работы I Государственной думы император утвердил более 200 законодательных актов, и только один рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. Больше чем за 3 месяца существования Государственной думы второго созыва император утвердил 390 законов, из них 2 прошли через Государственную думу и Государственный совет. По новому закону о выборах на 33% увеличилось число избирателей от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Городские избиратели были разбиты на 2 группы (курии), причём права избирателей второй группы, в которую входили представители мелкой буржуазии, квартиронаниматели, ремесленники, чиновники, были урезаны. Таким образом, число оппозиции в Государственной думе сократили до минимума.
III и VI Государственные думы
Закон о выборах (3 июня 1907 года) предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов, а также делить избирательные собрания на самостоятельные отделения на всех стадиях выборов. Резко сократилось представительство от национальных автономий (от Польши с 37 мест до 14, от Кавказа с 29 до 10). Общее число депутатов также сокращалось с 524 до 442 человек.
В итоге в III Государственную думу было выбрано: правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко. Как и следовало ожидать, в составе III Государственной думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой думой.
Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Думой было утверждено 2197 законопроектов, большинство которых касалось смет различных ведомств и управлений, ежегодно в государственной думе утверждался государственный бюджет. В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.
В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917. Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной думы IVсозыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.
Смотрите также:
istoriyadrevnegomira.ru
|
II Государственная Дума (вторая)См. в Википедии Государственная дума Российской империи II созыва Источник — Википедия Выборы Выборы во II Думу проходили по тем же правилам, что и в I Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная компания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции: «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 года охватили 32 губернии России, а в августе 1906 года крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России. В течение 8 месяцев революция была подавлена. По Закону от 5 октября 1906 года крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный закон от 9 ноября 1906 года разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли. По «сенатским разъяснениям» избирательного закона (январь — февраль 1907 года) от выборов в Думу была отстранена часть рабочих и мелких землевладельцев. Правительство любым путём стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы: от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т. д. По инициативе П. А. Столыпина в Совете министров дважды обсуждался вопрос об изменении избирательного законодательства (8 июля и 7 сентября 1906 года), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы. На этот раз в выборах участвовали представители всего партийного спектра, в том числе и крайне левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за укрепление самодержавия; октябристы, принявшие программу Столыпина; кадеты; левый блок, объединивший социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы. Устраивалось много шумных предвыборных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами. И всё же избирательная кампания носила иной характер, чем при предыдущих выборах в Думу. Тогда никто не защищал правительство. Теперь же борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий. Состав по возрасту: до 30 лет — 72 человека, до 40 лет — 195 человек, до 50 лет
?145 человек, до 60 лет — 39 человек, свыше 60 лет — 8 человек. Участие в выборах большего числа политических сил привело к большей пестроте политических сил по сравнению с прежней думой. По партийным фракциям они распределялись так: трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, которая состояла из собственно трудовиков — членов Трудовой группы (71 человек), членов Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующих (19), кадеты — 98, социал-демократическая фракция — 65, беспартийные — 50, польское коло — 46, фракция октябристов и группа умеренных — 44, социалисты-революционеры — 37, мусульманская фракция — 30, казачья группа — 17, народно-социалистическая фракция — 16, правых монархистов — 10, к партии демократических реформ принадлежал один депутат. Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Фёдор Александрович Головин. Товарищами председателя — Н.Н. Познанский (беспартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем — М.В. Челноков (кадет). Работа Думы Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. 1 июня 1907 П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи. На основании этого Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона. Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П. Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 (Третьеиюньский переворот) означал завершение российской революции 1905—1907. Итоги В парламент было внесено 287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.). Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь 3 получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая). Интересные факты Ссылки:
|
www.famhist.ru
Государственная дума Российской империи — РИА Новости, 01.02.2017
Государственная дума Российской империи — высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).
Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.
Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.
Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.
В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.
6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.
Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.
В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.
Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием «Третьеиюньского переворота».
Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.
Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.
Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
1-й и 2-й созывы Государственной думы России
Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.
Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.
6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Однако в 1905 г. Дума не была созвана в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. был обнародован указ о расширении избирательных прав граждан.
В феврале 1906 г. избран Государственный совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.
27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу 1-я Государственная дума России. Председателем был избран представитель кадетов, профессор гражданского права С.А. Муромцев. Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 — беспартийным делегатам, 107 — трудовикам. Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, так как черносотенцы не получили ни одного голоса.
1-я Государственная дума просуществовала лишь одну сессию — 72 дня. В различных комиссиях Думы обсуждались многочисленные проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный. Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства (проект 42 кадетов). Проект 104 депутатов-трудовиков требовал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования.
Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.
8 июля Николай 2-й распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.
Выборы во 2-ю Государственную думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А. Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты — 98, социалисты — 65, эсеры — 37 мест.
С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно 1-й Думе. Кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.
Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались положения столыпинской реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за ее смягченный вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.
Таким образом, 2-я Дума оказалась еще левее, чем 1-я. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической фракции, а днем был опубликован указ о роспуске 2-й Думы.
Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
historynotes.ru
1 и 2 государственные думы
В качестве главы правительства к середине 1906 г. С.Ю.Витте уже не удовлетворял черносотенную верхушку. Накануне открытия Думы царь заменил его консервативным сановником Горемыкиным, который, в свою очередь, оказался лишь промежуточной фигурой, подготовив переход власти к лидеру «Объединенного дворянства» — министру внутренних дел Столыпину.
Последние месяцы пребывания С.Ю.Витте на посту председателя совета министров были отмечены крупными внешнеполитическими успехами Российской империи.
4 апреля царское правительство, наконец, смогло получить крупный международный заем, предоставленный на 50 лет. Его номинальная сумма составила 2 тыс. 250 млн. франков — на 500 млн. меньше, чем добивался Витте. Правда, поступления до конца 1906 г. должны были составить 40% выручки, что давало необходимый минимум средств для покрытия бюджетного дефицита 1905 — 1906 гг.
Сам Витте считал размещение займа, в которое он вложил столько энергии И изобретательности, делом чрезвычайной важности. С экономической точки зрения заем позволил сохранить финансовую систему, основанную на золотом обращении, что дало возможность народному хозяйству быстрее оправиться после войны и внутренних потрясений.
Не менее существенными представлялись самому Витте и политические последствия: «заем этот дал императорскому правительству возможность пережить все перипетии 1906 — 1910 гг., дав правительству запас денег, которые вместе с войском, возвращенным из Забайкалья, восстановили порядок и самоуверенность в действиях власти»
Казалось бы, осуществление такой финансовой операции должно было укрепить позиции Витте. В действительности же спустя всего 10 дней ему пришлось подать в отставку.
Витте совершил роковой промах не во внешней, а во внутренней политике.
Оценивая положение в стране в начале 1906 г., он полагал, что ожидать в будущем повторения выступлений в городах в столь резкой форме, как в минувшем декабре, не приходится. Гораздо больше тревожила Витте ситуация в деревне. Он опасался, что аграрные беспорядки не только не улеглись, но могут вспыхнуть предстоящей весной с новой силой.
Для их предотвращения возглавляемый им совет министров предполагал усилить сельскую полицию, уже созданную в 49 губерниях европейской части России; еще энергичнее применять войска, передвинутые из пограничных районов и вернувшиеся с Дальнего Востока; шире прибегать к мерам судебного воздействия и координировать усилия властей на местах. Этот план был представлен Витте царю 10 января 1906 г. и получил одобрение.
После подавления декабрьского вооруженного восстания силы царского правительства пытались перейти в контрнаступление: свирепствовали карательные экспедиции, шли многочисленные аресты, активизировались черносотенно-монархические организации. Председатель совета министров старался удержаться на волне и не отставать от других главных организаторов репрессий. Он демонстрировал бдительность и твердость.
5 января Витте передал министру внутренних дел Дурново номер журнала «Молодая Россия» со статьей В.И. Ленина. В результате появилось распоряжение арестовать вождя большевиков за прямой призыв к вооруженному восстанию.
В январе же Витте представил царю доклад о недостаточно решительных действиях карателей на Сибирской железной дороге. Затем он вновь обращался к Николаю II, на этот раз по поводу мягкости главнокомандующего Линевича в отношении арестованного стачечного комитета на Китайско-Восточной железной дороге.
Вместе с тем временный спад революционного движения после декабрьских событий позволил Витте уделять больше внимания другой стороне своей программы — реформам. Преобразования должны были, прежде всего, охватить важнейший, по его мнению, крестьянский вопрос, а также основы государственного законодательства.
Правительство намеревалось предложить государственной Думе регулирование условий аренды, расширение переселений, признание надельных земель собственностью их владельцев и установление порядка добровольного выхода крестьян из общины. Эти замыслы, целиком укладывавшиеся в рамки прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве, были одобрены Николаем II ,Они предвосхищали будущее аграрное законодательство Столыпина.
В конечном счете предложения Витте послужили основой для двух правительственных актов: указа сенату от 4 марта о землеустроительных комиссиях и апрельского закона о борьбе с аграрными волнениями и стачками сельскохозяйственных рабочих.
В середине февраля состоялись секретные совещания в Царском Селе по выработке положений о Государственной Думе и Государственном Совете. Председательствовал сам император Николай II. На этих совещаниях Витте выступил инициатором сохранения за царем права издавать указы, минуя «народное представительство». Он настойчиво рекомендовал поставить деятельность Думы под контроль Государственного Совета, исключить из ее компетенции вопрос о займах, ограничить право Думы делать запросы правительству.
20 февраля новые положения о Государственной Думе и Государственном Совете были объявлены специальным манифестом.
Существо изменений, предусмотренных этими положениями, состояло в ограничении законодательных прав Думы и расширений полномочий исполнительной власти. Государственный Совет был превращен в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Думы. Разъяснялось, что Дума не правомочна изменять основные государственные законы. В промежутках между сессиями Думы совет министров получал возможность при чрезвычайных обстоятельствах представлять меры, требующие обсуждения в законодательном порядке, непосредственно на рассмотрение царя.
Немного позднее были опубликованы правила о составлении и исполнении государственной росписи, сужавшей компетенцию Думы в отношении бюджета Ограничению прав Думы способствовала также выработка новой редакции основных государственных законов. Они должны были не только придать самодержавию правовой характер и конституционную форму, но и предотвратить возможность превращения созываемой Думы в учредительное собрание. Управление внешними сношениями и вооруженными силами признавались исключительной прерогативой императора и могли составить предмет обсуждения Думы и Государственного Совета лишь с финансовой точки зрения.
Фиксировалось право монарха издавать указы, касавшиеся устройства государственного управления, а также преследовавшие цель ограждения безопасности и порядка. Устанавливалось, что основные законы будут подлежать пересмотру только по инициативе царя. Совет министров и его члены признавались ответственными за направления своей деятельности опять-таки лишь перед царем.
После пасхальных праздников Николай II созвал для рассмотрения основных законов специальное совещание. В нем участвовали все министры и управляющие ведомствами, члены Государственного Совета и по приглашению царя трое великих князей. Председательствовал сам император. Заседания проходили в Царском селе 7, 9, 11 и 12 апреля — уже после получения иностранного займа, но до открытия Думы, намечавшегося на конец месяца.
Хотя Витте только что добился успеха с займом, в тот момент выявился его серьезный просчет во внутренней политике, преобладание в Думе получили крайние элементы (кадеты, трудовики, автономисты и социал-демократы).
Крайне правые и сам царь винили в случившемся председателя совета министров, который-де провел слишком «широкий» закон о выборах в Думу и предписал властям не вмешиваться в выборную кампанию После этого, а также в связи с еще некоторыми разногласиями во внутренней политике, председателю совета министров ничего не оставалось как, не дожидаясь увольнения, самому подать в отставку.
Он сделал это на второй день после окончания царскосельских совещаний. 15 апреля отставка С.Ю.Витте с поста председателя совета министров России была принята.
27 апреля 1906 г. открылись заседания I Государственной Думы. Самой большой фракцией в Думе была кадетская. Открыто провозгласив себя в начале 1906 г. сторонниками конституционной монархии, кадеты прибавили к прежнему названию своей партии новое наименование — «Партия народной свободы» и не скупились на обещания во время избирательной кампании.
Вскоре после открытия I Государственной думы кадеты потерпели первое ощутимое поражение: несмотря на все усилия, им не удалось включить в свою фракцию депутатов от крестьян. Эти депутаты образовали отдельную фракцию трудовиков («Трудовую группу»), в состав которой вошли и некоторые интеллигенты народнического толка.
Трудовики отражали стихийную линию крестьянских масс, требовавших безотлагательно решить самый острый для них — земельный вопрос.
Обсуждение этого вопроса находилось в центре работы Думы. Кадеты внесли свой аграрный проект, который предусматривал принудительное отчуждение части помещичьих земель за плату по «справедливой» оценке. Это была попытка повторить реформу 1861 г.: с помощью небольшой и, к тому же, щедро компенсированной уступки, спасти помещиков от крестьянской революции.
Трудовики противопоставили кадетскому проекту свой проект (проект ста четырех). Его главным положением была передача всей земли народу — образование общенародного земельного фонда, из которого могли бы получать землю по уравнительным нормам все обрабатывающие ее своим трудом.
Трудовики рассматривали уравнительное распределение земли как залог освобождения крестьян от всякой, в том числе, капиталистической эксплуатации. Они стремились ликвидировать помещичье землевладение. Правда, в принципе трудовики не отказывались от вознаграждения помещиков за счет государства. Они не связывали свой проект с победой революции.
Но эта связь вытекала из их проекта, предусматривавшего, в частности, передачу подготовки и осуществление реформы в руки земельных комитетов, избранных на местах всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Именно это предложение вызвало наиболее яростные нападки не только правого крыла Думы, но и кадетского центра.
В июне 1906 г. в Думе начались прения по аграрному вопросу. Сведения о том, что происходит в стенах Таврического дворца (где заседала Дума), проникали и в деревни. Ходоки с наказами и «приговорами» сельских сходов, содержавшими требование безотлагательно решить вопрос о земле, прибывали в Петербург из самых далеких мест.
Крестьянское движение продолжало расти. Расчеты на примирение крестьян с помещиками терпели явную неудачу.
Царизм решил разогнать Думу, продемонстрировав этим свое твердое намерение не допускать каких-либо покушений на помещичью собственность. 8 июля 1906 г. Дума была распущена, а ее здание оцеплено войсками.
Депутаты-кадеты, пытаясь спасти свой престиж перед избирателями, собрались на частное совещание в Выборге и, идя навстречу предложению трудовиков, подписали воззвание к населению, которое призывало к пассивному сопротивлению (не давать рекрутов, не платить податей, не признавать займов). Но, опубликовав воззвание, кадеты поняли, что предприняли слишком радикальный шаг, и вскоре официально отказались от Выборгского манифеста.
Продолжающиеся волнения и революционные выступления вынудили правительство провести осенью 1906 г. новые выборы в Думу. Анализируя ход революции и изменившееся соотношение сил, большевистское крыло социал-демократии пришло к выводу о необходимости перехода от тактики бойкота Думы к использованию думской трибуны для проведения собственной политики.
Осуществление этой тактики создавало для них новые возможности.
В апреле — мае 1907 г. состоялся V съезд РСДРП. Он продемонстрировал усиление большевистского влияния в социал-демократии. По центральному вопросу — об отношении РСДРП к непролетарским партиям — с докладом выступил В.И.Ленин. Съезд призвал РСДРП к борьбе с черносотенными партиями и разоблачению либерально-монархических партии, в первую очередь кадетов.
По отношению к мелкобуржуазным партиям — трудовикам, эсерам и другим, требования которых в той или иной степени совпадали с требованиями социал-демократов, РСДРП могла идти на временные тактические соглашения (тактика левого блока). Съезд принял большевистскую резолюцию об отношении РСДРП к Государственной думе и о задачах думской социал-демократической фракции.
II Государственная дума, открывшаяся 20 февраля 1907 г., обнаружила еще более глубокое размежевание сил в стране. Численно возрос правый фланг. Кадеты потеряли почти половину прежнего количества мест. Особенно ослабели их позиции в деревне. Среди выбранных по рабочей курии не было ни одного кадета.
Левое крыло Думы составляло около двух пятых всех депутатов.
Кадетская тактика «бережения Думы» — сохранения ее любой ценой — потерпела поражение, лишь ускорив отход трудовиков от либералов и подорвав конституционные иллюзии мелкой буржуазии. В этих условиях Дума, избранная по «виттевским» законам, стала ненужной и опасной для правящих верхов.
Правительство перешло к осуществлению плана, продиктованного «Советом объединенного дворянства». 1 июня 1907 г. против социал-демократической фракции было выдвинуто обвинение в заговоре. В ночь на 3 июня последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы и издало новый, значительно более жесткий избирательный закон. Тем самым было грубо нарушено одно из главных положений манифеста 17 октября: никакой новый закон не может быть принят без одобрения Думы.
Этот акт правительства был равносилен государственному перевороту. Страна вступила в новый период политического развития.
histerl.ru