1096 год — это… Что такое 1096 год?
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАканАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийРусскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмуртскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский
Все языкиАбхазскийАварскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийРусскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмуртскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский
dic.academic.ru
1096 год | Страницы Wiki
- «Поход бедноты» во главе с Петром Амьенским (ок.1050-1115). Крестоносцы (из «похода бедноты») перебиты турками.
- 15 августа — Принято решение о начале крестового похода.
- 1096—1099 — Начался первый крестовый поход (рыцари из Нормандии (герцог Роберт и граф Фландрский), Лотарингии (Готфрид Бульонский и его братья Евстафий и Балдуин), Южной Франции (Раймонд Тулузский) и Южной Италии (Боэмунд Тарентский, сын Робера Гюискара)). В походе участвует и Эдгар Этелинг. Лидером похода был Боэмунд, а затем — Готфрид. В походе участвует граф Гуго Вермандуа, сын Анны Ярославны от второго брака.
- Роберт закладывает Нормандию Вильгельму, чтобы найти средства на крестовый поход. Вильгельм возвращает к Нормандии графство Мейн.
- Примирение Германии с Генрихом IV.
- 1096, ноябрь-1097, май — Крестоносцы прибывают в Константинополь.
- Иерусалим держат Артукиды, вассалы Тутуша.
- Конец династии Укайлидов в Мосуле.
- Половецкий хан Боняк разорил окрестности Киева.
См. также: Категория:Родившиеся в 1096 году
См. также: Категория:Умершие в 1096 году
af:1096am:1096 እ.ኤ.አ. an:1096 ar:ملحق:1096 ast:1096 az:1096 be:1096 be-x-old:1096 bg:1096 bh:१०९६ bn:১০৯৬ bpy:মারি ১০৯৬ br:1096 bs:1096 ca:1096 co:1096 cs:1096 cv:1096 cy:1096 da:1096 de:1096 el:1096 en:1096 eo:1096 es:1096 et:1096 eu:1096 fa:۱۰۹۶ (میلادی) fi:1096 fr:1096 fy:1096 gan:1096年 gd:1096 gl:1096 he:1096 hi:१०९६ hr:1096. ht:1096 (almanak jilyen) hu:1096 hy:1096 id:1096 io:1096 is:1096 it:1096 ja:1096年 jv:1096 ka:1096 ko:1096년 ksh:Joohr 1096 ku:1096 la:1096 lb:1096 lij:1096 lt:1096 m. map-bms:1096 mi:1096 mk:1096 mr:इ.स. १०९६ ms:1096 nah:1096 nap:1096 nds:1096 new:सन् १०९६ nl:1096 nn:1096 no:1096 nrm:1096 oc:1096 pi:१०९६ pl:1096 pt:1096 qu:1096 ro:1096 sa:१०९६ scn:1096 simple:1096 sk:1096 sl:1096 sq:1096 sr:1096 su:1096 sv:1096 sw:1096 th:พ.ศ. 1639 tk:1096 tl:1096 tr:1096 tt:1096 uk:1096 uz:1096 vec:1096 vo:1096 war:1096 zh:1096年 zh-yue:1096年
ru.pages.wikia.com
|
События 1094–1096 гг.. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв.
События 1094–1096 гг.
В 1094 г. Святополк II заключил мир с половцами и взял в жены дочь хана Тугоркана.
Известия о событиях 1093 г. внимательно выслушивались в Тмутаракани. И в 1094 г. Владимир II со стен Чернигова наблюдал за стягами двоюродного брата Олега Святославовича, окруженного множеством половецких всадников. Чтобы Владимир II быстрее принимал решение, Олег Святославович велел жечь посад и подгородние монастыри и села.
Владимир II с семьей и дружиной выехал из ворот Чернигова и, заключив с Олегом мир, двинулся к Переяславлю. Олег занял Чернигов, некогда принадлежавший его отцу Святославу Ярославовичу.
Владимир II Мономах оставил литературный памятник, именуемый «Поучение Владимира Мономаха». Памятник включает рассказ Мономаха о своей жизни. Приведем отрывок, повествующий о событиях 1094 г. «И потом Олег на мя приде с Половечьскою землею к Чернигову, и бишася дружина моя с ним 8 дней о малу греблю, и не вдадуче внити им въ острог: съжаливъси хрестьяных душь и сел горящих и манастырь, и рех: «Не хвалитися поганым». И вдах брату отца его место, а сам идох на отця своего место Переяславлю. И выидохом на святаго Бориса день ис Чернигова, и ехахом сквозе полкы половьчские, не въ 100 дружине, и с детми и с женами. И облизахутся на нас акы волци стояще, и от перевоза и з гор, Бог и святый Борис не да им мене в користь, — неврежени доидохом в Переяславлю».
Год 1095-й не был спокойным. Начался он с набегов половцев на греков. Степняков влекло богатство черноморских портовых городов.
К Переяславлю подошли два половецких хана Итларь и Китан. Итларь стал под городской стеной, а Китан раскинул шатры среди змиевых валов, опоясывавших Переяславль многокилометровым овалом. Тюрки желали творить мир с Владимиром II. Князь дал Китану своего сына Святослава «оу таль» (в заложники), и Итларь въехал в Переяславль с отборными воинами.
Тем временем из Киева от Святополка II в Переяславль приехал боярин Славята «на некое орудье», и сел Владимир II думать с дружиной. Ратиборова чадь, приближенная к князю, предлагала погубить Итларя. Владимир II не желал этого. И дружинники сказали, что нет в том греха, а только половцы «губят землю Рускую, и кровь хрестьяньску проливають беспрестани».
Владимир II решил действовать, и в ближайшую ночь Славята с несколькими дружинниками и торками выкрал Святослава Владимировича у половцев и побил Китана и его воинов.
Итларь безмятежно отдыхал «на синици оу Ратибора». Ратибор «пристроил отроков в оружье» и велел затопить «изъбу». От Владимира II к Итларю пришел княжеский отрок Бяидюк и сказал хану, что зовет его князь. Ничего не подозревавший гость с воинами зашел в избу и попал в западню. Избу заперли, и на ее крышу забрались отроки князя «и прокопаша истьбу» (раскидали кровлю).
Ельбех Ратиборович из лука застрелил Итларя и его людей, уподобившихся попавшим в загон овцам.
Святополк II и Владимир II послали к Олегу Святославовичу в Чернигов, веля выступить вместе с ними на половцев. Олег обещал «и пошедъ не иде с нима, в путь единъ».
Святополк II и Владимир II вышли в степь и разгромили половецкие вежи, взяв «скоты и кони, и вельблуды. и челядь». По возвращении на Русь князья послали к Олегу гонца с гневным укором и требованием либо убить, либо выдать Итларевича, укрывшегося в Чернигове. Олег и на этот раз ослушался двоюродных братьев.
На реке Рось половцы чуть не все лето простояли под стенами города Юрьев. Дело кончилось тем, что половцы помирились со Святополком II и ушли за Рось, а жители Юрьева бежали к Киеву.
Святополк II велел рубить новый город на «Вытечевьскомь холъме», вблизи города Треполь, при устье реки Стугны. Юрьевцев с епископом Мюримом поселили в городе Витачов, а Юрьев сожгли.
А на севере русского государства происходило вот что. Князь Давид Святославович, старший и родной брат Олега, выехал из Новгорода к Смоленску. Посольство новгородцев пришло к Ростову и пригласило сидевшего в том городе Мстислава I Владимировича на княжение.
Видно, Давид ушел из Новгорода не по своей воле. Новгородцы не хотели портить отношения с Киевом и Переяславлем, а для этого нужно было избавиться от князя черниговского дома.
Еще один сын Мономаха Изяслав Владимирович выехал из Курска в Муром, схватил в городе посадника, присланного Олегом Святославовичем, и обеспечил отцу контроль над средним течением Оки.
В треугольнике Киев — Чернигов — Переяславль боролись внуки Ярослава. Отголоски этой борьбы мгновенно отзывались в большом круге, очерченном Новгородом — Муромом — Тмутараканью.
В 1095 г. посевы подверглись нашествию саранчи «ядуще траву или проса».
Год 1096-й начался с обычных для Руси тревог. Святополк II и Владимир II послали к Олегу с просьбой прийти в Киев «ать рядъ учинимъ о Рускои земьле». Олег в лице половцев имел стратегических союзников, и союз с братьями для черниговского князя был подобен удавке.
Когда князья поняли, что в Киев Олег не приедет, они сами подошли к Чернигову. А Олег ускакал в город Стародуб. И началось немирье на Руси.
Стоял май, природа оживала, дыша каждой былинкой и по-детски радуясь лучам солнца.
Пока три двоюродных Ярославовича с дружинами бродили в северских землях, под стенами Киева неистовствовал хан Боняк. Двор великого князя был сожжен. В то же время со стен Переяславля горожане наблюдали за Курей. Переяславль половцы не взяли, зато сожгли город «Оустье» (Городок Остерский).
Олег из Стародуба приехал к Смоленску, но не был принят горожанами. Тогда Олег приехал на берега Оки к Старой Рязани.
Великим князьям сообщили, что под Переяславлем стал тесть Святополка II хан Тугоркан. Ярославовичи спустились к югу от Киева правым берегом Днепра. У горы Заруб князья перешли вброд Днепр незаметно для половцев.
Радости горожан, не чаявших спастись, не было границ, когда они с крепостной стены увидели стяги подходивших к Переяславлю князей. Ворота города распахнулись, и народ, вооруженный кто мечом, а кто и дубиной, вышел на берег реки Трубеж. Владимир II собрался урядить дружину, но было не до того, и русь у Заруба «удариша в коне» и погнала половцев. Не удалось спастись и самому Тугоркану. Святополк II подобрал тело хана и схоронил в Берестове, в сожженной усадьбе.
Стоял июль, а события года только набирали бег.
Пока Святослав II и Владимир II сражались с половцами под Переяславлем, хан Боняк во второй раз за год появился по Киевом и едва не ворвался в столицу. И снова небо над Киевом застлал дым пожарищ. Не был пощажен и Печерский монастырь.
Одновременно на Оке разыгралась драма. Олег Святославович и его брат Давыд, сидевший в Смоленске, подошли к Мурому. Стерегший город Изяслав Владимирович послал за воинами в Ростов и Суздаль и на Белое озеро и отказался отдать Олегу Муром. Олег же доказывал, что Муром с волостью приналежал его отцу Святославу Ярославовичу и Изяславу следует идти в Ростов, ибо его отец выгнал Олега из Чернигова.
Спор окончился лютым сражением, произошедшим 6 сентября 1096 г. Изяслав Владимирович был убит, а его воины разбежались по дремучему муромскому лесу.
Тело Изяслава Владимировича привезли в Новгород и погребли в Софии, на левой стороне. В Новгороде сидел еще один сын Владимира II Мономаха Мстислав I, и именно он первым узнал о том, что Олег занял Суздаль, Ростов, Переяславль-Залесский и по всей Залесской земле посадил посадников и начал собирать дань.
Мстислав прислал к Олегу сказать, чтобы он шел в Муром и в чужой волости не хозяйничал. Олег, стоя в поле под Ростовом, помышлял о Новгороде и выслал вперед своего брата Ярослава «въ сторже».
Мстислав выслал свою стражу во главе с Добрыней Рагуиловичем. Боярин Мстислава похватал посланных Олегом для сбора дани людей.
Ярослав Святославович стоял на берегу реки Медведицы, и как услышал о Добрыне, тотчас бежал из негостеприимных северных лесов к Олегу под Ростов.
Тем временем Мстислав с новгородцами подошел к Волге. Олег начал отступать. По пути он сжег Суздаль. Жители Суздаля не могли простить Олегу сражения под Муромом. Во всем Суздале от огня уцелело лишь подворье Печерского монастыря с церковью св. Димитрия.
Олег вошел в леса к югу от Клязьмы и скоро достиг Мурома. Но мира это не принесло.
Мстислав I узнал, что Олег появился на Клязьме вблизи устья реки Колокши. Вокруг Мстислава стали собираться новгородцы, ростовцы, суздальцы. Из Южной Руси в помощь Мстиславу подошел брат Вячеслав Владимирович с половцами.
Когда полки стали строиться, Мстислав I дал стяг своего отца Мономаха половчанину Куману. Стяг Мономаха вознесся над правым крылом войск Мстислава. Олег и его воины, увидев стяг Мономаха, испугались, но предотвращать сражение было поздно. Полк Олега стал биться с полками Вячеслава и Мстислава. Как только стяг Мономаха зареял в тылу Святославовичей, их полки отступили и поле сражения осталось за Мстиславом.
Олег посадил брата Ярослава в Муром, а сам сел в Старой Рязани. Но теперь уже Мстислав I не пожелал оставлять двоюродного брата в покое. Кроме того, в Муроме и в Старой Рязани Олегом было заточено множество ростовцев и суздальцев. Всех их Мстислав освободил. Олег же бежал из Старой Рязани, и догнал его лишь гонец от Мстислава, передавший, чтобы тот, чем бегать, лучше бы помирился с братьями.
Зимой Мстислав I Владимирович вернулся в Новгород.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
1096 год — Циклопедия
Годы |
---|
1092 · 1093 · 1094 · 1095 — 1096 — 1097 · 1098 · 1099 · 1100 |
Десятилетия |
1070-е · 1080-е — 1090-е — 1100-е · 1110-е |
Века |
X век — XI век — XII век |
II тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX век — X век — XI век — XII век — XIII век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
Содержание
|
- «Поход бедноты» во главе с Петром Амьенским (ок. 1050 — 1115). Крестоносцы (из «похода бедноты») перебиты турками.
- 15 августа — Принято решение о начале крестового похода.
- 1096—1099 — Начался первый крестовый поход [рыцари из Нормандии (герцог Роберт и граф Фландрский), Лотарингии (Готфрид Бульонский и его братья Евстафий и Балдуин), Южной Франции (Раймонд Тулузский) и Южной Италии (Боэмунд Тарентский, сын Робера Гюискара)]. В походе участвует и Эдгар Ателинг. Лидером похода был Боэмунд, а затем — Готфрид. В походе участвует граф Гуго Вермандуа, сын Анны Ярославны от второго брака.
- Роберт закладывает Нормандию Вильгельму, чтобы найти средства на крестовый поход. Вильгельм возвращает к Нормандии графство Мейн.
- Примирение Германии с Генрихом IV.
- 1096, ноябрь — 1097, май — Крестоносцы прибывают в Константинополь.
- Иерусалим держат Артукиды, вассалы Тутуша.
- Первое упоминание Рязани в летописях.
- Конец династии Укайлидов в Мосуле.
- Половецкий хан Боняк разорил окрестности Киева.
- Битва на реке Колокша. Мстислав Владимирович Великий нанёс поражение черниговскому князю Олегу Святославичу.
См. также: Категория:Родившиеся в 1096 году
- Стефан (король Англии)
См. также: Категория:Умершие в 1096 году
- Ральф II, граф Восточной Англии
- Евдокия Макремболитисса
- Вильгельм, граф д’Э
- Вильгельм де Сен-Кале
- Вернер, 1-й граф Габсбурга.
cyclowiki.org
Трагедия 1096–1097 гг.. Древняя Русь
В течение долгих лет в исторической науке как дореволюционной, так и послереволюционной России существовало мнение, что после смерти Ярослава Мудрого Русь необратимо встала на путь феодальной раздробленности и – как следствие этого – политической децентрализации. Поводом для такого заключения стали факты многочисленных и масштабных междоусобиц, которые сотрясали Русь на протяжении второй половины XI в. и которые, приобретя еще большие масштабы с 30‑х гг. XII в., окончательно развалили страну как политическое целое.
Однако эта традиционная точка зрения в последние годы стала оспариваться. Действительно, если внимательно всмотреться в исторический путь Руси со второй половины XI в. до второй трети XII в., то окажется, что смуты перемежались в ней с длительными периодами политической стабилизации, когда политическое единство возрождалось. Более того, в эти годы стабилизации Русь набирала еще большую силу, чем во времена Владимира I и Ярослава Мудрого. Это касалось внутренней целостности русских земель и их внешнеполитической безопасности. Так, после междоусобицы 1073–1078 гг. наступило время, когда к власти на долгие годы пришел Всеволод Ярославич, поддержанный своими сыновьями и в первую очередь молодым, но уже снискавшим себе всерусскую славу Владимиром Мономахом. До 1093 г. «дом Всеволода» владел всей Русью. В его воле были и Новгород, и Чернигов со всей Северо‑Восточной Русью, и далекая Волынь. Лишь в Тмутаракани отсиживался мятежный Олег Святославич, но и сама тмутараканская Русь благодаря тому, что половцы заняли все причерноморские и приазовские степи, стала для «большой Руси» неким политическим образованием, которое отдалялось все более и более, переходя под контроль иных, иноязычных сил.
Восемнадцать лет сидел Всеволод в Киеве. Это ровно столько, сколько провел на троне в качестве единственного властелина его знаменитый отец Ярослав Владимирович. Это было время, когда Русь, снова сплоченная и единая, мощно противостояла центробежным тенденциям, властной рукой отводила от своих границ внешнюю опасность.
Всеволод и Мономах организовали успешную оборону страны от половцев и торков, подавляли мятежи племянников Всеволода.
При Всеволоде продолжалось строительство городов, создавался новый летописный свод, обустраивалось монастырское хозяйство. При нем связи Руси со странами Европы, Передней Азии, с Византией стали более масштабными, чем это было даже при Ярославе Мудром. Евпраксия Всеволодовна, его дочь, стала женой германского императора Генриха IV и играла заметную роль в европейской политике, его внуки были женаты на особах из видных владетельных домов Европы. Генрих IV просил помощи Всеволода в войне с венгерским королем; дочь Всеволода Янка, ставшая игуменьей Киевского женского монастыря, играла большую роль в церковных связях Руси и Византии. Именно ей было доверено вести переговоры о посылке из Константинополя на Русь нового митрополита, взамен умершего. К Всеволоду приходило посольство от папы Римского.
Время сменившего его Святополка не было столь впечатляющим в истории Руси. Связано это, скорее, не с ее политическим закатом, а с тем, что великий князь был государственным деятелем весьма посредственным, ограниченным в своих взглядах и действиях, а наиболее яркие фигуры тех лет – Владимир II Мономах и Олег Святославич – занимали второстепенные места в политической иерархии и истощали силы и таланты в борьбе друг с другом.
И все же, когда Мономах занял великокняжеский стол в 1113 г. после смерти Святополка Изяславича, Русь очень скоро предстала во всем блеске сильного и единого государства, с динамично развивающимся хозяйством, с современным для той поры законотворчеством, с новым летописанием, основанием новых городов и масштабными походами в степь против половцев, которые прогремели на весь тогдашний мир.
А пока в 1096 г. Святополк и Мономах вновь предложили Олегу объединить силы в борьбе с половцами и приехать в Киев на всерусский княжеский съезд, чтобы разобраться во всех обидах в присутствии духовенства, видных бояр и горожан и заключить договор о порядке на Руси. Однако Олег высокомерно ответил: «Не вместно меня судить епископам, игуменам или смердам». На это князья ответили Олегу: «Это ты потому ни на поганых не ходишь, ни на совет к нам, что злоумышляешь против нас и поганым хочешь помогать, – пусть Бог рассудит нас».
Напряжение между братьями нарастало, и наконец объединенное киевско‑переяславское войско двинулось на Чернигов. В пути к ним присоединился волынский князь Давыд Игоревич, также внук Ярослава Мудрого.
Не надеясь на верность черниговцев, которые осуждали Олега за постоянную связь с половцами, князь бежал в город Стародуб. После долгой осады, полной блокады города и нескольких приступов горожане потребовали от Олега пойти на мировую с двоюродными братьями.
Смирив гордость, Олег явился на переговоры. Приговор братьев был суров: Олег был лишен Чернигова, ему определили жить в лесном Муроме, подальше от половецкой степи, а пока же обретаться у брата в Смоленске, потому что в Муроме находился сын Мономаха Изяслав; Чернигов же оставляли за другими братьями Олега. От Олега потребовали также явиться на общий съезд русских князей для объединения сил против половцев.
К этому времени против Руси объединились две мощные половецкие орды – хана Тугоркана и хана Боняка. Их набеги происходили почти одновременно. Не помогало и то, что Святополк Изяславич женился на дочери Тугоркана, – тесть продолжал свои опустошительные набеги на владения зятя. В 1096 г. Тугоркан напал на переяславскую землю. Святополк и Мономах вышли навстречу половцам и разгромили их, в битве был убит и сам Тугоркан. Хан по приказу Святополка был похоронен близ княжеского села Берестово под Киевом. А в это время орда Боняка осадила Киев, захватила Печерский и Выдубицкий монастыри, забрала там ценные вещи – драгоценные оклады икон, серебряные кресты, разный скарб, ограблены были монашеские кельи. Братья бросились назад к Киеву, но не смогли догнать Боняка.
Пока Святополк и Мономах проводили время в изнурительной и жестокой борьбе с половцами, Олег снова подал о себе дурную весть. Он ушел из Смоленска, двинулся на Рязань, взял ее и направился к Мурому, где еще княжил Изяслав Владимирович. Дядя шел на племянника, считая Муром своей «отчиной». А племянник поднимал против дяди весь Северо‑Восточный край. Поскакали гонцы в Ростов, Суздаль, Белоозеро, а также в Новгород: Изяслав просил у братьев помощи против Олега.
Около Мурома войска Олега и Изяслава встретились в решающей битве. Олег одолел муромскую дружину малоопытного и молодого Изяслава. Сам муромский князь пал в бою. Мономах лишился в междоусобной борьбе первого сына. Олег взял Муром и двинулся на Суздаль. Не имея достаточных сил для сопротивления и не получив помощи ни от Мономаха, ни от его старшего сына Мстислава, княжившего теперь в Новгороде, суздальцы сдались Олегу. Затем Олег так же легко взял Ростов. Везде он назначил своих посадников.
Но вскоре из Новгорода от старшего сына Мономаха Мстислава к Олегу пришел посол с требованием покинуть земли, принадлежащие Мономахову дому. В обмен Мстислав обещал помирить Олега с отцом. Но Олег ответил отказом. В эти же дни Олег получил письмо от Владимира Мономаха. Тот взялся за перо, когда узнал из письма Мстислава о гибели сына. «О я, многострадальный и печальный! – писал потрясенный Владимир Мономах своему заклятому врагу. – Много борешься душа с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собой». Мономах обращался к Олегу со словами мира и страдания. Он предлагал не губить Русскую землю, сам же не собирался мстить за сына, полагая, что смерть воина в бою – естественное дело. «А мы что такое, люди грешные и худые? – философски размышлял Владимир. – Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты – другие собранное нами разделят». Мономах призывал Олега положить конец кровопролитию, договориться о всех взаимных обидах. Мономах признавал свою неправоту и говорил, что он простой смертный человек. Говорил он и о несправедливостях и жестокости Олега. В заключение он писал: «Не от нужды говорю я это, не от беды какой‑нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего. На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю».
Это письмо, написанное рукой отца, тяжело переживающего смерть сына, являет собой образец высокого гражданского мужества, способности человека перешагнуть через личное несчастье, через попранные амбиции ради интересов Родины. В этом письме Владимир Мономах показал себя истинным христианином, которому, несмотря на жестокости времени, не чужды высокие гуманистические христианские идеалы.
Олег и на этот раз ответил отказом. Более того, он начал готовиться к походу на Новгород, чтобы выбить оттуда старшего сына Мономаха, своего крестника Мстислава. Теперь против Олега поднялось все Мономахово племя во главе с самим князем Владимиром. Против Олега выступила новгородская рать. В подмогу ей Мономах направил другого сына, Вячеслава, дав ему свой родовой стяг.
Новгородцы быстро выбили отряды Олега из северных городов. Уходя из Суздаля, Олег поджег город. Укрылся он в Муроме. Здесь, неподалеку от города, Мономаховичи при поддержке дружественных половцев одолели войско Олега. В решающий момент битвы юный Вячеслав приказал вынести вперед стяг Мономаха, и воины Олега дрогнули, полагая, что это сам Владимир пришел отомстить за смерть сына. Сдав Муром, а потом Рязань, Олег запросил мира и поклялся на кресте прибыть на княжеский съезд для решения всех общерусских дел.
В 1097 г. Русь стала свидетелем необычайного события: впервые в ее истории все наиболее крупные и известные русские князья Рюриковичи, внуки и правнуки Ярослава Мудрого, съехались в родовой замок Мономаха – в городе Любеч – для того, чтобы устроить порядок на Руси. На съезд прибыли Святополк Киевский, Владимир Мономах, князь Переяславский, братья Святославичи Олег и Давыд, Давыд Игоревич из Владимира‑Волынского, Василько Ростиславич, князь Теребовльский, враждовавший на Волыни с Давыдом Игоревичем, другие князья, их бояре и дружинники. По словам летописца, князья сказали на съезде: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» («каждо да держить отчину свою»).
Князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов – детей Ярослава Мудрого. За нарушение этого порядка князьям‑отступникам надлежало держать ответ перед всей землей. Им грозило наказание со стороны остальных князей. На этом договоре участники Любечского съезда целовали крест в знак верности соглашению.
В отечественной исторической науке сложилось твердое убеждение, что Любечский съезд стал той гранью, которая ознаменовала начало политического распада Руси, узаконила его. Это виделось в знаменитой летописной фразе «каждо да держить отчину свою». Данная точка зрения нашла отражение в школьных и вузовских учебниках.
Однако при этом не только выпадали из рассмотрения факты о последующем могучем единстве Руси времен Владимира Мономаха и Мстислава, но и безусловное укрепление этого единства даже при относительно слабом великом князе Святополке. А ведь это был период, довольно значительный в истории Руси, почти тридцать лет. Следует также заметить, что акцент всего летописного пассажа делается как раз не на обособлении отдельных княжеских «отчин», а на другом. «Да ноне отселе имемся въ едино сердце, и блюдемъ Рускые земли» – так передает летописец основной смысл договоренности князей, а далее и следует известная фраза об «отчинах». Но о каких же «отчинах» идет речь?
Святополк держит за собой все владения, принадлежащие Изяславу Ярославичу, Владимир Мономах – владения Всеволода Ярославича, а за детьми Святослава Ярославича закреплялись владения их отца. Закреплялся и порядок, установленный великим князем Всеволодом: за Давыдом Игоревичем оставался Владимир‑Волынский, за Володарем Ростиславичем (правнуком Ярослава Мудрого) – Перемышль, а за его братом Васильком – Теребовль в той же Волынской земле.
Эта запись появилась именно потому, что потомки Ярослава Мудрого начали рушить его завет о том, чтобы каждый его сын сохранял за собой определенную часть Руси. И теперь надлежало вновь вернуться к этому завету и нерушимо держаться заповедей великого предка.
Но ни в этих записях, ни позднее нигде не оспаривался основной смысл предсмертного распоряжения Ярослава о том, что во главе Руси остается его старший сын («Се же поручаю в собе место столъ старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу Кыевъ; сего послушайте, якоже послушасте мене»). Любечский съезд не только не отменил этот порядок, но и закрепил его своим решением о единстве Русской земли. Необходимо помнить, что весь пафос съезда был направлен на выработку таких решений, которые помогли бы объединить Русь в борьбе с половцами («А половци землю нашю несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати»).
Итак, князья возвращались к порядку, установленному Ярославом, и подтверждали его крестным целованием. Ничего иного, а тем более узаконенного политического распада русских земель, здесь прочитать невозможно. И хотя дальнейшие события поколебали этот порядок, но их преодоление и последующее единство Руси при том же Святополке и особенно при Владимире Мономахе и Мстиславе лишь подчеркивают ошибочное традиционное толкование значения Любечского съезда в историографии прошлых лет. Что касается немедленного нарушения крестного целования некоторыми князьями, то ведь известно, что моральные категории в борьбе за власть не имеют обязательной и долговременной силы. Но это уже другой разговор.
Едва князья разъехались по домам, как из Киева пришло ошеломляющее известие: Святополк и Давыд Игоревич в Киеве схватили, а затем ослепили смелого и независимого князя Василька. Тот приехал в русскую столицу помолиться в храме Святого Михаила в Выдубицком монастыре. Его зазвал к себе в гости Святополк, у которого Василько и был схвачен. Пойти на это злодеяние уговорил Святополка Давыд Игоревич, опасавшийся на Волыни предприимчивого Василька. Он запугал великого князя тем, что Василько и Мономах замышляют против него заговор.
Давыд отвез Василька в Белгород, где в деревенской избе слуга Давыда ослепил князя. Затем Василька отвезли на Волынь во владения Давыда и заключили в темницу. Город Теребовль и близлежащие земли, принадлежащие Васильку, были захвачены Давыдом.
Этот поразительный по жестокости и вероломству случай показал, чего стоят в действительности клятвы князей жить в мире и согласии. Там, где нет крепкой власти, где безудержное властолюбие диктует свои законы, – там не может быть и крепкого мира. В период непрочности государственных структур раннего Средневековья такое положение становилось для них обычным. Буйство феодальных кланов в Х – XI вв. надолго разорвало на части Францию, где образовалось 14 крупных феодальных полугосударств. Такая же судьба постигла и Германию, которая с конца X в. стала разваливаться на самостоятельные феодальные княжества, владетели которых на своих съездах избирали германских императоров. В связи с общим замедлением по сравнению с
moitvoru.ru
В 1094 г. Святополк II заключил мир с половцами и взял в жены дочь хана Тугоркана.
Известия о событиях 1093 г. внимательно выслушивались в Тмутаракани. И в 1094 г. Владимир II со стен Чернигова наблюдал за стягами двоюродного брата Олега Святославовича, окруженного множеством половецких всадников. Чтобы Владимир II быстрее принимал решение, Олег Святославович велел жечь посад и подгородние монастыри и села. Владимир II с семьей и дружиной выехал из ворот Чернигова и, заключив с Олегом мир, двинулся к Переяславлю. Олег занял Чернигов, некогда принадлежавший его отцу Святославу Ярославовичу. Владимир II Мономах оставил литературный памятник, именуемый «Поучение Владимира Мономаха». Памятник включает рассказ Мономаха о своей жизни. Приведем отрывок, повествующий о событиях 1094 г. «И потом Олег на мя приде с Половечьскою землею к Чернигову, и бишася дружина моя с ним 8 дней о малу греблю, и не вдадуче внити им въ острог: съжаливъси хрестьяных душь и сел горящих и манастырь, и рех: «Не хвалитися поганым». И вдах брату отца его место, а сам идох на отця своего место Переяславлю. И выидохом на святаго Бориса день ис Чернигова, и ехахом сквозе полкы половьчские, не въ 100 дружине, и с детми и с женами. И облизахутся на нас акы волци стояще, и от перевоза и з гор, Бог и святый Борис не да им мене в корпеть, — неврежени доидохом в Переяславлю». Год 1095-й не был спокойным. Начался он с набегов половцев на греков. Степняков влекло богатство черноморских портовых городов. К Переяславлю подошли два половецких хана Итларь и Китан. Итларь стал под городской стеной, а Китан раскинул шатры среди змиевых валов, опоясывавших Переяславль многокилометровым овалом. Тюрки желали творить мир с Владимиром И. Князь дал Китану своего сына Святослава «оу таль» (в заложники), и Итларь въехал в Переяславль с отборными воинами. Тем временем из Киева от Святополка II в Переяславль приехал боярин Славята «на некое орудье», и сел Владимир II думать с дружиной. Ратиборова чадь, приближенная к князю, предлагала погубить Итларя. Владимир II не желал этого. И дружинники сказали, что нет в том греха, а только половцы «губят землю Рускую, и кровь хрестьяньску проливають беспрестани». Владимир II решил действовать, и в ближайшую ночь Славята с несколькими дружинниками и торками выкрал Святослава Владимировича у половцев и побил Китана и его воинов. Итларь безмятежно отдыхал «на синици оу Ратибора». Ратибор «пристроил отроков в оружье» и велел затопить «изъбу». От Владимира II к Итларю пришел княжеский отрок Бяидюк и сказал хану, что зовет его князь. Ничего не подозревавший гость с воинами зашел в избу и попал в западню. Избу заперли, и на ее крышу забрались отроки князя «и прокопаша истьбу» (раскидали кровлю). Ельбех Ратиборович из лука застрелил Итларя и его людей, уподобившихся попавшим в загон овцам. Святополк II и Владимир II послали к Олегу Святославовичу в Чернигов, веля выступить вместе с ними на половцев. Олег обещал «и пошедъ не иде с нима, в путь единъ». Святополк II и Владимир II вышли в степь и разгромили половецкие вежи, взяв «скоты и кони, и вельблуды. и челядь». По возвращении на Русь князья послали к Олегу гонца с гневным укором и требованием либо убить, либо выдать Итларевича, укрывшегося в Чернигове. Олег и на этот раз ослушался двоюродных братьев. На реке Рось половцы чуть не все лето простояли под стенами города Юрьев. Дело кончилось тем, что половцы помирились со Святополком II и ушли за Рось, а жители Юрьева бежали к Киеву. Святополк II велел рубить новый город на «Вытечевьскомь холъме», вблизи города Треполь, при устье реки Стугны. Юрьевцев с епископом Мюримом поселили в городе Витачов, а Юрьев сожгли.
Мстислав выслал свою стражу во главе с Добрыней Рагуиловичем. Боярин Мстислава похватал посланных Олегом для сбора дани людей.
|
historylib.org