Зощенко Михаил Михайлович — биография сценариста, личная жизнь, фото, фильмы
Дворянин по происхождению, Михаил Зощенко, после революции поддержал советскую власть. В 20–30-е годы его рассказы и фельетоны публиковались в популярных журналах, а книги выходили большими тиражами. В своем творчестве он высмеивал мещан и обывателей и всегда был убежден, что сатирик должен быть морально чистым человеком. В последние годы Зощенко попал в опалу — его перестали печатать и исключили из Союза писателей СССР.
Гимназист, студент, кондуктор
Михаил Зощенко в окружении родителей и сестер Елены и Валентины. Санкт-Петербург, 1903 год (?). Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Личное дело первокурсника Императорского Санкт-Петербургского университета Михаила Зощенко. 1913 год. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Гимназист Михаил Зощенко. 1911 год. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Михаил Зощенко родился 9 августа 1894 года в Петербурге в дворянской семье. Его отец, Михаил Зощенко, был художником, рисовал иллюстрации для журнала «Нива», делал мозаичные панно. Мать, Елена Сурина, до замужества играла в театре, а после стала писать рассказы и печатать их в местной газете «Копейка». Михаил Зощенко рос в большой и дружной семье: всего у него было семь братьев и сестер. В 1908 году из-за болезни сердца умер отец, матери пришлось одной растить детей.
С детства будущий писатель любил читать, интересовался историей, сочинял стихи и небольшие рассказы. Примером для мальчика служили произведения матери — в своих детских работах он подражал ее публикациям в «Копейке». Несмотря на любознательность и широкий кругозор, в гимназии Зощенко учился плохо и часто спорил с учителями — однажды его даже чуть не исключили. Помогло письмо-прошение, которое мать подала влиятельным чиновникам.
В 1913 году Михаил Зощенко окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако не смог закончить даже первый курс. В апреле 1914 года его отчислили — не смог оплатить учебу. Тогда будущий писатель решил заработать денег и все лето трудился кондуктором на Кавказской железной дороге. В конце августа Михаил Зощенко вернулся в Петербург и попробовал восстановиться в университете, но ему отказали.
Первая мировая война: «Я навсегда потерял чувство ориентира»
Михаил Зощенко в годы Первой мировой войны. 1915–1916 годы. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Михаил Зощенко в годы Первой мировой войны. 1915–1916 годы. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Михаил Зощенко в годы Первой мировой войны. 1915–1916 годы. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Россия вступила в Первую мировую войну, в сентябре 1914 года Михаил Зощенко стал курсантом Павловского военного училища, где прослушал ускоренные курсы подготовки. В феврале 1915 года он выпустился в звании прапорщика и через месяц попал в действующую армию. Зощенко получил орден Святого Станислава и Святой Анны за отвагу, которую проявил в боях. «В девятнадцать лет я был уже поручиком. В двадцать лет — имел пять орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что два года подряд я был на позициях», — вспоминал он позднее. На войне Михаил Зощенко продолжил писать рассказы, вел полевой дневник и сочинял эпиграммы на офицеров. В июле 1916 года писатель оказался в госпитале, затем его перевели в запас. Однако вскоре Зощенко добровольно вернулся на фронт, где воевал до 1917 года, командовал ротой. В феврале писатель оставил службу и вернулся в Петроград. Он признавался, что Первая мировая война навсегда изменила его жизнь.
«Первая мировая война парализовала мое нутро. Я навсегда потерял чувство ориентира. Иногда наступало затишье, а потом опять начинал преследовать какой-то необъяснимый зловещий рок. Я нигде не мог найти успокоения, словно Агасфер менял города, деревни, села, хутора»
Личная жизнь: «А была ли это любовь?»
Вера Кербиц — жена Михаила Зощенко. 1927 год. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Михаил Зощенко. Санкт-Петербург, 1928 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург
Михаил Зощенко и писательница Мариэтта Шагинян. Начало 1920-х годов. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
После возвращения в Петроград с фронтов Первой мировой войны, Михаил Зощенко познакомился со своей будущей женой — Выпускницей Петровской женской гимназии Верой Кербиц. «Я уже верил в любовь и искренно думал, что любимая женщина — святыня, «и лучшая, и особенная», — писал он. В 1920 году, спустя несколько месяцев после смерти матери Зощенко, они поженились.
В 1921 году у супругов родился единственный сын — Валерий. Зощенко любил ребенка и баловал его. Валерий пошел по стопам отца и в 1950-х публиковался в журналах, был сотрудником издательств «Детгиз» и «Театральный Ленинград».
Михаил Зощенко прожил с женой больше 40 лет. Их отношения были сложными — писатель подолгу отсутствовал дома, не понимал взглядов Кербиц на жизнь и часто заводил романы. «И прожили мы с ним целую жизнь, 41 год. А была ли это любовь? Не знаю», — вспоминала его жена позднее.
«Писателем быть очень даже трудновато»: рассказы, пьесы и фельетоны Зощенко
Михаил Зощенко (слева) выступает с рассказами в Харькове. 1920-е годы. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Литературная группа «Серапионовы братья». Слева направо: писатели Константин Федин, Михаил Слонимский, поэт Николай Тихонов, писатели Елизавета Полонская, Михаил Зощенко (сидит в центре), Николай Никитин, Илья Груздев, Вениамин Каверин. Иллюстрация из журнала «Литературные записки». Санкт-Петербург: Издательство «Дом литераторов», 1922
Михаил Зощенко. Фотография: Моисей Наппельбаум / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
После февральской революции Зощенко работал комендантом почтовой и телеграфной службы Петрограда. «Я на полчаса являлся в Главный Почтамт, небрежно подписывал бумажки и лихо уезжал в своих дрожках», — говорил писатель о своей работе. Летом 1917 года его направили в Архангельск. В это время Зощенко мог эмигрировать: влюбленная в писателя француженка достала поддельный паспорт на его имя и предложила вместе уехать в Париж. Михаил Зощенко долго раздумывал, но отказался — он не хотел покидать Россию и оставлять семью. В марте 1918 года писатель вернулся в столицу. Через год, в 1919-м, он добровольно отправился на войну и присоединился к Красной армии. Однако уже через несколько месяцев Зощенко оставил службу из-за серьезных проблем с сердцем. В последующие годы он работал милиционером, сапожником, столяром, конторщиком и помощником бухгалтера, разводил кур и кроликов, пока окончательно не решил стать писателем. Михаил Зощенко посещал творческую студию, которую организовал Корней Чуковский при издательстве «Всемирная литература». Во время учебы он создал там несколько рассказов, среди которых «Любовь» и «Старуха Врангель», очерки о творчестве популярных деятелей искусства.
На занятиях в студии он познакомился с писателями Вениамином Кавериным, Михаилом Слонимским, Всеволодом Ивановым и другими. В 1921 году они создали литературную группу «Серапионовы братья». Ее члены мечтали о разделении литературы и политики. Зощенко писал в статье «Современные писатели «Серапионовы братья» о себе»: «Вообще писателем быть очень даже трудновато. Какая, скажите, может быть у меня идеология, если ни одна партия в целом меня не привлекает… нету у меня ни к кому ненависти — вот моя точная идеология…». В том же году в издательстве «Эрато» вышла первая книга рассказов Михаила Зощенко. Рецензии на некоторые произведения начинающего писателя оставил Максим Горький.
«Отличный язык выработали вы, М М, и замечательно легко владеете им. И юмор у вас очень «свой». Я высоко ценю вашу работу, поверьте: это — не комплимент. Ценю и уверен, что вы напишете весьма крупные вещи. Данные сатирика у вас — налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого»
В 1922 году в свет вышел сборник Зощенко — «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». В следующие несколько лет писатель выпустил книги «Разнотык», «Аристократка», «Веселая жизнь». Зощенко стал известен. Его герои — мещане и обыватели — попадали в комичные ситуации и страдали от собственной глупости. Произведения писателя были так популярны, что сцены из них часто разыгрывали, а отрывки читали на литературных вечерах. Максим Горький писал Зощенко: «Некоторые здешние люди находят, что я неплохо читаю ваши бытовые миниатюры». Помимо юмористических рассказов он сочинял произведения для детей, публиковал фельетоны в советских журналах «Огонек», «Бегемот», «Бузотер».
Но не всегда Зощенко получал положительные отзывы. На вышедшие в 1927 году «Сентиментальные повести» критик «Известий» Макс Ольшевец оставил отрицательную рецензию. В том же году жена Зощенко, Вера Кербиц, написала в дневнике: «Михаил прибавил, что вообще его литературное положение начинает колебаться, что на него начинают коситься большевики, что почти подряд запретили три его статьи и что вообще все тревожно и шатко». Несмотря на это, в 1929 году он выпустил книгу «Письма к писателю», в которую включил больше 50 посланий своих читателей.
Юрий Анненков. Портрет Михаила Зощенко. 1921. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Книги Михаила Зощенко. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Бронислав Малаховский. Шарж на Михаила Зощенко (фрагмент). 1935. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
В начале 1930 года Зощенко завершил свою первую пьесу «Уважаемый товарищ». Комедия о недобросовестном чиновнике Барбарисове понравилась режиссеру Всеволоду Мейерхольду, и тот задумал поставить по ней спектакль в своем театре. Режиссер писал: «Нельзя рассматривать пьесу Зощенко как анекдот. Ее необходимо трактовать с той же серьезностью, с какой театр подал «Мандат» и «Ревизора». Труппа Мейерхольда уже начала репетиции «Уважаемого товарища», когда пьесу ставить запретил.
К 1933 году заканчивалось строительство Беломорско-Балтийского канала. Государству были нужны оптимистичные и утверждающие отзывы представителей интеллигенции о стройке. Для этого на ББК, вместе с другими писателями отправили Зощенко. Под впечатлением от нее он написал повесть «История одной перековки».
«Общее впечатление от Беломорского канала необычайное. Прежде всего, это очень красиво и грандиозно. Канал чрезвычайно декоративен. Я на самом деле увидел подлинную перестройку, подлинную гордость строителей и подлинное изменение психики у многих (сейчас можно назвать так) товарищей»
В середине 1930-х Зощенко заболел. Он лечился от тяжелой депрессии, его одолевали приступы хандры, панические атаки. Чтобы справиться с этим состоянием, писатель начал работать над повестью «Возвращенная молодость». Для этого он изучал книги по психоанализу и медицине. Произведение Зощенко обсуждали ученые. Лауреат Нобелевской премии, физиолог Иван Павлов даже пригласил его на «научные среды» — встречи, на которых обсуждали актуальные проблемы психологии и медицины. Писатель не оставил литературное творчество. Однако его рассказы и повести 1930-х, среди которых «История болезни» и «Черный принц», отличаются от раннего творчества. «Литературный корабль Зощенко, набирая скорость, успешно плыл в прямо противоположном — относительно прославивших его 20-х годов — направлении», — полагал прозаик Бернгард Рубен. В этот период творчества писатель стремился показать, как он сам говорил, «историю культуры и человеческих отношений» и жизнь СССР. Воплощением новых идей Зощенко стал, вышедший в 1935 году, сборник «Голубая книга».
«Нынче, когда открывается новая страница истории, той удивительной истории, которая будет происходить на новых основаниях, быть может — без бешеной погони за деньгами и без всяких злодеяний в этой области, нынче особенно любопытно и всем полезно посмотреть, как жили раньше.
И в силу этого мы решили, прежде чем приступить к новеллам из нашей жизни, рассказать вам кое-что из прежнего»
В конце 1930-х годов, Зощенко решил сосредоточиться на рассказах для детей. Писатель публиковался в журналах «Еж» и «Чиж» и вскоре выпустил сборник «Леля и Минька», в который вошли произведения «Великие путешественники», «Золотые слова», «Бабушкин подарок» и другие.
Великая Отечественная война и «итог размышлений о роли человеческого разума в истории»
Михаил Зощенко. 1923 год. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Михаил Зощенко (в центре) в кругу друзей под Ленинградом. 1940 год. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Михаил Зощенко. Санкт-Петербург, 1923 год. Фотография: Борис Игнатович / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В начале 1940-х Михаил Зощенко много работал над рукописью «Ключи счастья», которую называл итогом прошлых десятилетий творчества. Для того, чтобы написать книгу он обратился к трудам Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Писатель задумал сложное исследование человеческой психики.
«Эта книга по-новому раскрывает круг вопросов, поставленных в «Возвращенной молодости» и «Голубой книге». Все эти три книги составляют трилогию, и «Ключи счастья» — итог этой трилогии, итог моих размышлений о роли человеческого разума в истории. Мне удалось теперь показать, что сознание должно восторжествовать во всем мире и разрешить трагические противоречия темы первых двух частей трилогии именно в «Ключах счастья»
Плодотворной работе помешала Великая Отечественная война. Зощенко записался добровольцем и хотел уехать на фронт, но не получил разрешения медицинской комиссии. Тогда вместе с сыном он вступил в противопожарную дружину и по ночам дежурил на крышах Ленинграда. Тогда же писатель публиковался в газетах и журналах — сочинял агитки и антифашистские фельетоны. В сентябре 1941 года Зощенко отправили в эвакуацию в Алма-Ату — с собой ему разрешили взять только самое необходимое. Большую часть багажа писателя заняли черновики «Ключей счастья». В 1943 году он переехал в Москву, где работал на «Мосфильме» — писал сценарии к военным фильмам. В том же году писатель закончил «Ключи счастья» и поменял название повести на «Перед восходом солнца». Произведение по главам выходило в журнале «Октябрь» с августа 1943 года, однако вскоре было запрещено решением партии. Зощенко начали критиковать в прессе и обвинять в презрении к читателем и искажении советской действительности.
«Вся повесть «Перед восходом солнца» проникнута презрением автора к людям. Судя по повести, Зощенко не встретил в жизни ни одного порядочного человека. Весь мир кажется ему пошлым. Почти все, о ком пишет Зощенко, — это пьяницы, жулики и развратники. Это грязный плевок в лицо нашему читателю.
Это хамски-пренебрежительное отношение к людям он пропагандирует в своей повести, клевеща на наш народ, извращая его быт, смакуя сцены, вызывающие глубокое омерзение»
Последние годы: гонения, постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград»
Советский партийный и государственный деятель Андрей Жданов. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручает Михаилу Зощенко (справа) орден Трудового Красного знамени. 1939 год. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Дача Михаила Зощенко. Сестрорецк, Курортный район Санкт-Петербурга. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
После окончания войны Михаил Зощенко получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. », однако отношение партийного руководства к нему было отрицательным. Особенно часто критиковал Зощенко член партбюро Андрей Жданов. 14 августа 1946 года вышло Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором писателя назвали «пошляком и подонком литературы».
«Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодёжь и отравить её сознание»
В советской прессе началась травля Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, которые были ключевыми фигурами литературы начала 1940-х годов. Зощенко исключили из Союза писателей СССР. Он остался без средств к существованию и продуктовых карточек. Следующие несколько лет Зощенко писал в стол, а деньги зарабатывал переводами, ему даже пришлось подрабатывать сапожником.
В 1953 году после смерти Иосифа Сталина Александр Твардовский и Константин Симонов предложили вновь принять Зощенко в Союз писателей. Его записали как нового члена организации и не учитывали произведения, которые были написаны до 1953 года. В журналах «Крокодил» и «Огонек» вышло несколько новых рассказов Зощенко, но в публикации комедии «Здесь вам будет весело» ему отказали.
В мае 1954 года советское правительство устроило встречу Михаила Зощенко и Анны Ахматовой с английскими студентами, которые приехали в страну. Они спросили у писателей, как они относятся к постановлению о журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко заявил, что не согласен с обвинениями и гордится своим творчеством. В прессе появились обвинительные статьи, а писателя вызвали на литературное собрание с представителями московской интеллигенции. На нем Зощенко выступил с речью.
«Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем.
Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения . Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею»
Это выступление перечеркнуло дальнейшую писательскую карьеру Михаила Зощенко — больше его не публиковали. В последние годы жизни он страдал от болезни сердца и жил в бедности. Правительство назначило ему положенную пенсию не в 1955 году, по достижении 60 лет, а лишь за несколько дней до смерти, в июле 1958 года.
Умер писатель 22 июля 1958 года на своей даче в Сестрорецке. Друзья и родственники Зощенко хотели похоронить его на «Литераторских мостках» Волковского кладбища Ленинграда, но не получили разрешения властей. Могила писателя находится на городском кладбище Сестрорецка.
Интересные факты
Михаил Зощенко. 1947–1949 годы. Фотография: Государственный Литературный музей, Москва
Михаил Зощенко (справа) и писатель Юрий Олеша. Вторая половина 1930-х годов. Иллюстрация из книги Валерия Попова «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015
Михаил Зощенко. 1930-е годы. Фотография: Государственный литературный музей «XX век», Санкт-Петербург
1. Отец Михаила Зощенко иногда брал его с собой на работу. В 1900-х он создавал мозаичное панно для музея полководца Александра Суворова. Одну из деталей картины — небольшую еловую веточку — сделал сын художника. «В левом углу картины имеется зелёная ёлочка. Нижнюю ветку этой ёлочки сделал я. Она получилась кривая, но папа был доволен моей работой», — вспоминал писатель.
2. Еще в гимназии Михаил Зощенко хотел покончить с собой. На выпускных экзаменах за сочинение Михаил Зощенко получил кол. Учителю словесности не понравились его рассуждения о тургеневских героинях. Позднее он вспоминал: «Скорей от бешенства, чем от отчаяния, я пытался покончить со своей жизнью». Попытка самоубийства не удалась, но Зощенко разрешили переписать сочинение.
3. В 1920-х и начале 1930-х Михаил Зощенко был очень популярен — его окружали поклонницы, которые писали сатирику многочисленные письма с признаниями в любви, просили выслать фотографию. Об этом написал даже Владимир Маяковский в стихотворении «Фабриканты оптимистов (провинциальное)»:
«И кажется
этой плоской фанере,
что она Венера по крайней мере.
И рисуется ее глазам уж,
что она
за Зощенку
выходит замуж»
4. Михаил Зощенко дружил с Юрием Олешей, а однажды даже починил тому штаны. В тот момент — в 1950 году — оба писателя жили бедно. Олеша вспоминал об этом в своей «Книге прощания»: «У меня порвались штаны, и он великолепно исправил повреждение. По этому поводу, помню, я сказал приехавшему тогда в Ленинград и высокомерно появившемуся в моем и Зощенки обществе Фадееву: «Ты думаешь, что важное событие в текущем моменте нашей литературы — это то, что ты приехал в Ленинград? Ошибаешься, важнее — это то, что писатель Зощенко починил штаны писателю Олеше».
5. О творчестве Зощенко положительно отзывался Владимир Набоков, который редко хвалил других писателей. «Было несколько писателей, обнаруживших, что если они станут придерживаться определенных сюжетов и персонажей, то сумеют вывернуться — в политическом смысле… В итоге Ильф с Петровым, Зощенко и Олеша ухитрились опубликовать несколько безупречных по качеству литературных произведений…», — писал он.
6. Стенограмма выступления Михаила Зощенко на заседании Союза писателей СССР по поводу постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» долгое время считалась утраченной — она пропала из всех архивов, где числилась по картотекам. Документ нашел Даниил Гранин, который присутствовал на собрании. Он обратился к знакомой стенографистке. Она разыскала коллегу, которая работала на заседании, и та отдала Гранину свою копию документа. Стенограмма сопровождалась запиской: «Извините, что запись эта местами приблизительна, я тогда сильно волновалась, и слезы мешали».
Биография Михаила Зощенко — РИА Новости, 10.08.2019
https://ria.ru/20190810/1557292100.html
Биография Михаила Зощенко
Биография Михаила Зощенко — РИА Новости, 10.08.2019
Биография Михаила Зощенко
Русский писатель-сатирик Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа (29 июля по старому стилю) 1894 года в Петербурге (по другим данным, в 1895 году в… РИА Новости, 10.08.2019
2019-08-10T01:03
2019-08-10T01:03
2019-08-10T01:03
справки
михаил зощенко
санкт-петербург
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/26341/49/263414986_0:893:1941:1985_1920x0_80_0_0_526c29c79bbfa3913fb3bf5869a4e1aa.jpg
Русский писатель-сатирик Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа (29 июля по старому стилю) 1894 года в Петербурге (по другим данным, в 1895 году в Полтаве). Также ряд источников указывают дату рождения писателя 9 августа (28 июля по старому стилю) 1894 года. Он происходил из небогатой дворянской семьи. Его отец служил в мозаичной мастерской при Академии художеств. В семье было восемь детей. Первые литературные опыты Михаила Зощенко относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902-1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 году написал рассказ «Пальто». В 1913 году, по окончании Санкт-Петербургской гимназии, Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. К этому времени относятся его первые рассказы «Тщеславие» (1914) и «Двугривенный» (1914).В 1914 году с началом Первой мировой войны он бросил университет и добровольцем поступил на военную службу, служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии, участвовал в боях, был ранен. В 1917 году был демобилизован по состоянию здоровья. За последующие три года будущий писатель переменил 12 городов и более десятка профессий. Был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска.В 1919 году он занимался в творческой студии, организованной при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский. Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве Александра Блока, Владимира Маяковского и др. В студии он познакомился с писателями Вениамином Кавериным, Всеволодом Ивановым, Львом Лунцем, Константином Фединым, Елизаветой Полонской, которые в 1921 году объединились в литературную группу «Серапионовы братья». В группу вступил и Зощенко.В 1920-1921 годах Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: «Любовь», «Война», «Старуха Врангель», «Рыбья самка». В 1921 году в издательстве «Эрато» вышла его первая книга «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова».
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Были известны его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни», которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями. С 1922 по 1946 год книги Зощенко выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928-1932).С 1923 года писатель начал сотрудничать с сатирическими изданиями. Он публиковал свои рассказы и фельетоны в журналах «Дрезина» (под псевдонимом «Назар Синебрюхов»), «Красный ворон», «Красный журнал для всех», «Огонек». Он стал постоянным автором сатирических журналов «Бузотер», «Смехач» и «Бегемот».В 1929 году Зощенко издал книгу «Письма к писателю» – своеобразное социологическое исследование, которое составили несколько десятков писем читателей и его комментарий к ним. В 1930-х годах в составе группы советских писателей он совершил поездку по Беломорканалу, организованную в пропагандистских целях, которая произвела на него угнетающее впечатление. После этой поездки написал «Историю одной жизни» (1934) о перевоспитании в лагерях преступников.
В 1930-е годы Зощенко создавал произведения, приближающиеся по тону к научному сочинению. В повести «Возвращенная молодость» (1933) литературный сюжет сопровождался научными комментариями по проблеме раннего старения и хандры. Книга вызвала заинтересованную реакцию в научной среде – она обсуждалась на академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях.Как продолжение «Возвращенной молодости» был задуман сборник рассказов «Голубая книга» (1935). Рассказы о современности перемежались в нем рассказами, действие которых происходит в прошлом. Книга была не понята широкой публикой и вызвала разгромные отзывы. Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры». Несмотря на высокую писательскую активность (заказные фельетоны, пьесы, киносценарии), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Еж».В 1930-1940-х годах Зощенко написал около двух десятков пьес. Среди них – «Уважаемый товарищ» (1930), «Преступление и наказание» (1933), «Опавшие листья» (1941), «Под липами Берлина» (совместно с Евгением Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» и другие, а также повести «Черный принц», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Тарас Шевченко».
После начала Великой Отечественной войны (1941-1945) писатель подал заявление на добровольное вступление в армию, но получил отказ. Зощенко был эвакуирован в Алма-Ату, где прожил до 1943 года, работая в сценарном отделе «Мосфильма». В 1943 году писатель переехал в Москву и стал работать в журнале «Крокодил». В том же году журнал «Октябрь» начал печатать главы повести «Перед восходом солнца». Повесть подверглась жесткой критике. Писателя вывели из коллегии журнала «Крокодил», он лишился продуктового пайка.В период опалы Зощенко обратился к драматургии, на сценах ленинградских театров ставились его пьесы «Парусиновый портфель» (1945), «Очень приятно» (1946).В 1946 году журнал «Звезда», не поставив автора в известность, напечатал его рассказ «Приключения обезьяны». Публикация стала поводом для принятия в августе 1946 года постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Зощенко подвергся резким нападкам. Он был исключен из Союза писателей.С этого времени Зощенко в основном занимался переводами, драматургией.
В 1947 году он написал цикл партизанских рассказов. В 1948 году в его переводе вышел роман финского писателя Майю Лассилы «За спичками», но имени переводчика там так и не указали. Его перу принадлежат также переводы финских романов «Воскресший из мертвых» Лассилы, «От Карелии до Карпат» Антти Тимонена и др. В 1953 году он был восстановлен в Союзе писателей. В декабре 1956 года вышла книга «Избранные рассказы и повести. 1923-1956», в июне 1958 года – «Рассказы и фельетоны». 22 июля 1958 года Михаил Зощенко скончался в Сестрорецке (ныне муниципальное образование Курортного района Санкт-Петербурга). Городские власти запретили его хоронить на Литераторских мостках Волковского кладбища, и Зощенко был погребен в Сестрорецке. Михаил Зощенко был награжден орденами Российской империи Святого Станислава II степени с мечами, Святой Анны IV степени, Святой Анны III степени с мечами и бантом. Был представлен к ордену Святого Владимира IV степени, но получить награду не успел.В 1939 году Зощенко был удостоен советского ордена Трудового Красного Знамени.
В 1946 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».Михаил Зощенко был женат на Вере Кербиц-Кербицкой, в браке родился сын.В 1992 году в Санкт-Петербурге в квартире, где проживал Зощенко, в Писательском доме был открыт Музей Михаила Зощенко. На базе этого музея в 2007 году был создан Государственный литературный музей «ХХ век».В ноябре 1994 года на могиле писателя был открыт памятник по проекту архитектора Виктора Онешко. В 1996 году памятник был осквернен и обезглавлен. В 2003 году обновленный памятник Зощенко был открыт в сквере Сестрорецка у Центральной районной библиотеки, которая носит имя писателя.В августе, ко дню рождения писателя, в сестрорецкой библиотеке имени Зощенко ежегодно проходят Зощенковские чтения.В марте 2018 года именем писателя была названа улица в Курортном районе Санкт-Петербурга (Сестрорецке). Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
санкт-петербург
РИА Новости
1
5
4. 7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/26341/49/263414986_0:711:1941:2167_1920x0_80_0_0_ac8303bcbc8e3fef2affa18708f8c02b.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, михаил зощенко, санкт-петербург
Справки, Михаил Зощенко, Санкт-Петербург
Русский писатель-сатирик Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа (29 июля по старому стилю) 1894 года в Петербурге (по другим данным, в 1895 году в Полтаве). Также ряд источников указывают дату рождения писателя 9 августа (28 июля по старому стилю) 1894 года.
Он происходил из небогатой дворянской семьи. Его отец служил в мозаичной мастерской при Академии художеств. В семье было восемь детей.
Первые литературные опыты Михаила Зощенко относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902-1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 году написал рассказ «Пальто».
В 1913 году, по окончании Санкт-Петербургской гимназии, Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. К этому времени относятся его первые рассказы «Тщеславие» (1914) и «Двугривенный» (1914).
В 1914 году с началом Первой мировой войны он бросил университет и добровольцем поступил на военную службу, служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии, участвовал в боях, был ранен. В 1917 году был демобилизован по состоянию здоровья.
За последующие три года будущий писатель переменил 12 городов и более десятка профессий. Был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска.
В 1919 году он занимался в творческой студии, организованной при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский. Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве Александра Блока, Владимира Маяковского и др. В студии он познакомился с писателями Вениамином Кавериным, Всеволодом Ивановым, Львом Лунцем, Константином Фединым, Елизаветой Полонской, которые в 1921 году объединились в литературную группу «Серапионовы братья». В группу вступил и Зощенко.
В 1920-1921 годах Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: «Любовь», «Война», «Старуха Врангель», «Рыбья самка». В 1921 году в издательстве «Эрато» вышла его первая книга «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова».
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Были известны его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни», которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями. С 1922 по 1946 год книги Зощенко выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928-1932).
С 1923 года писатель начал сотрудничать с сатирическими изданиями. Он публиковал свои рассказы и фельетоны в журналах «Дрезина» (под псевдонимом «Назар Синебрюхов»), «Красный ворон», «Красный журнал для всех», «Огонек». Он стал постоянным автором сатирических журналов «Бузотер», «Смехач» и «Бегемот».
В 1929 году Зощенко издал книгу «Письма к писателю» – своеобразное социологическое исследование, которое составили несколько десятков писем читателей и его комментарий к ним.
В 1930-х годах в составе группы советских писателей он совершил поездку по Беломорканалу, организованную в пропагандистских целях, которая произвела на него угнетающее впечатление.
После этой поездки написал «Историю одной жизни» (1934) о перевоспитании в лагерях преступников.
В 1930-е годы Зощенко создавал произведения, приближающиеся по тону к научному сочинению. В повести «Возвращенная молодость» (1933) литературный сюжет сопровождался научными комментариями по проблеме раннего старения и хандры. Книга вызвала заинтересованную реакцию в научной среде – она обсуждалась на академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях.
Как продолжение «Возвращенной молодости» был задуман сборник рассказов «Голубая книга» (1935). Рассказы о современности перемежались в нем рассказами, действие которых происходит в прошлом. Книга была не понята широкой публикой и вызвала разгромные отзывы. Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры». Несмотря на высокую писательскую активность (заказные фельетоны, пьесы, киносценарии), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Еж».
В 1930-1940-х годах Зощенко написал около двух десятков пьес. Среди них – «Уважаемый товарищ» (1930), «Преступление и наказание» (1933), «Опавшие листья» (1941), «Под липами Берлина» (совместно с Евгением Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» и другие, а также повести «Черный принц», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Тарас Шевченко».
После начала Великой Отечественной войны (1941-1945) писатель подал заявление на добровольное вступление в армию, но получил отказ. Зощенко был эвакуирован в Алма-Ату, где прожил до 1943 года, работая в сценарном отделе «Мосфильма».
В 1943 году писатель переехал в Москву и стал работать в журнале «Крокодил». В том же году журнал «Октябрь» начал печатать главы повести «Перед восходом солнца». Повесть подверглась жесткой критике. Писателя вывели из коллегии журнала «Крокодил», он лишился продуктового пайка.
В период опалы Зощенко обратился к драматургии, на сценах ленинградских театров ставились его пьесы «Парусиновый портфель» (1945), «Очень приятно» (1946).
В 1946 году журнал «Звезда», не поставив автора в известность, напечатал его рассказ «Приключения обезьяны». Публикация стала поводом для принятия в августе 1946 года постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Зощенко подвергся резким нападкам. Он был исключен из Союза писателей.
С этого времени Зощенко в основном занимался переводами, драматургией. В 1947 году он написал цикл партизанских рассказов. В 1948 году в его переводе вышел роман финского писателя Майю Лассилы «За спичками», но имени переводчика там так и не указали.
Его перу принадлежат также переводы финских романов «Воскресший из мертвых» Лассилы, «От Карелии до Карпат» Антти Тимонена и др. В 1953 году он был восстановлен в Союзе писателей. В декабре 1956 года вышла книга «Избранные рассказы и повести. 1923-1956», в июне 1958 года – «Рассказы и фельетоны».
22 июля 1958 года Михаил Зощенко скончался в Сестрорецке (ныне муниципальное образование Курортного района Санкт-Петербурга). Городские власти запретили его хоронить на Литераторских мостках Волковского кладбища, и Зощенко был погребен в Сестрорецке.
Михаил Зощенко был награжден орденами Российской империи Святого Станислава II степени с мечами, Святой Анны IV степени, Святой Анны III степени с мечами и бантом. Был представлен к ордену Святого Владимира IV степени, но получить награду не успел.
В 1939 году Зощенко был удостоен советского ордена Трудового Красного Знамени. В 1946 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Михаил Зощенко был женат на Вере Кербиц-Кербицкой, в браке родился сын.
В 1992 году в Санкт-Петербурге в квартире, где проживал Зощенко, в Писательском доме был открыт Музей Михаила Зощенко. На базе этого музея в 2007 году был создан Государственный литературный музей «ХХ век».
В ноябре 1994 года на могиле писателя был открыт памятник по проекту архитектора Виктора Онешко. В 1996 году памятник был осквернен и обезглавлен. В 2003 году обновленный памятник Зощенко был открыт в сквере Сестрорецка у Центральной районной библиотеки, которая носит имя писателя.
В августе, ко дню рождения писателя, в сестрорецкой библиотеке имени Зощенко ежегодно проходят Зощенковские чтения.
В марте 2018 года именем писателя была названа улица в Курортном районе Санкт-Петербурга (Сестрорецке).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Зощенко Михаил (Михайлович) | Encyclopedia.com
Национальность: русский. Родился: Полтава, Украина, 10 августа 1895 года. Образование: Учился на юридическом факультете Петербургского университета в 1913 году. ). Семья: Женат на Вере Владимировне Кербиц в 1921 году. Карьера: Работал случайными заработками, в том числе сапожником, столяром, конторщиком; государственный служащий железных дорог, почты, телефонной компании и пограничной службы, Петроград, 1917-20; вступил в Красную Армию, 1918-1919; переводчик и критик, Петроград, с 1919; эвакуирован в Казахстан, 1941 г. ; редактор журнала Звезда, с 1946. Награды: Медаль Трудового Красного Знамени, 1939. Член: Братья Серапионовы, с 1921; Всероссийский союз писателей (исключен в 1946 г., вновь принят в 1953 г.). Умер: 22 июля 1958 г.
Коллекции
Собрание сочинений [Собрание сочинений]. 6 тт., 1929-31.
Собрание сочинений в трех томах. 1930-31; под редакцией Даниила Александровича Гранина и Ю Томашевского, 1986-87.
Избранные произведения в 2-х т . 1968.
Избранные в двух томах. 1978.
Рассказы
Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова . 1922.
Собачий нюх . 1926.
Обезьяний язык [Язык обезьян]. 1926.
Царские сапоги [Царские сапоги]. 1927.
Уважаемые граждане [Уважаемые граждане]. 1927.
Над кем смеется. 1928.
Нервезе ментшн. 1929.
Семейный купорос [Семейный Купорос]. 1929.
Письма к писателю . 1929.
Мишель Синягин (новелла). 1930.
Избранные рассказы и вести [Избранные произведения]. 1931 г.; 2 т., 1978.
Возвращенная молодость (новелла). 1933 год; as Восстановленная молодость, 1984.
Голубая книга [A Skyblue Book]. 1935.
Россия Смеется (подборка). 1935.
Керенский. 1937.
Рассказы. 1938.
Рассказы о Ленине [Рассказы о Ленине] (для детей). 1939.
Женщина, которая не умела читать и другие сказки. 1940.
Чудесный пес и другие сказки. 1942.
Повести и рассказы. 1952.
Рассказы, фельетоны, повести. 1958.
Рассказы и вести. 1959.
Банные сцены и другие истории коммунистической России. 1961.
Рассказы, фельетоны, комедии. 1962.
Нервные люди и другие сатиры, под редакцией Хью Маклина. 1963.
Исповедь [Исповедь]. 1965.
Люди [Люди], под редакцией Гектора Блэра. 1967.
Рассказы двацатых годов: Рассказы 1920-х годов (на русском языке), под редакцией А. Б. Мерфи, 1969.
Перед восходом солнца. Порест’ (зарисовки). 1972 год; как Перед восходом солнца, 1974.
Человек не блоха (выборка). 1989.
Двенадцать историй (на русском языке), под редакцией Лесли ЛаРокко и Славы Паперно. 1990.
Пьесы
Парусиновый портфель [Брезентовый портфель]. 1944.
Сценарий:
Солдатское счастье [Солдатская удача], 1943.
Другое
Рассказы, повести, фельетоны, театр, критика. 1937.
Тарас Шевченко, с др. 1939.
*
Критические исследования:
«Трагедия советского сатирика» Ребекки А. Домар, в Сквозь стекло советской литературы, под редакцией Эрнеста Дж. Симмонса, 1953 г .; «Зощенко в ретроспективе» Веры фон Вирен, в Russian Review, , октябрь 1962 г .; «Зощенко и проблемы Сказ » Ирвина Р. Титуника, в Калифорнийском славистике 6, 1971; Зощенко: литературная жизнь А. Б. Мерфи, 1981; Прагматика незначительности: Чехов, Зощенко, Гоголь Кэти Попкин, 1993; Михаил Зощенко: Эволюция писателя Линда Х. Скаттон, 19 лет93.
* * *
Сатирические рассказы Михаила Зощенко были настолько популярны в первые дни советской власти (1920-30-е годы), что нелепости повседневной жизни при новом режиме часто характеризовались как «прямо Зощенковские». Его уникальный талант позволил ему работать в рамках неуважаемого в то время жанра (тот самый рассказ, виньетка, анекдот) и превратить его в форму высокого искусства. Он добился этого за счет использования языка, техники повествования и неуловимого, слегка ироничного тона. Сатирические зарисовки Зощенко являются потомками как юмористических и пронзительных рассказов Антона Чехова, так и абсурдистских повестей Николая Гоголя.
Хотя сам Зощенко происходил из дворян, но его рассказчик от первого лица всегда человек из народа — необразованный, неуклюжий, но резко уверенный в себе и во мнении. Свое невежество он обнаруживает в своих взглядах и в языке, изобилующем неправильно употребленными словами, советским бюрократизмом, неологизмами и просторечиями. Блестящая и своеобразная, его проза почти так же трудна для перевода, как и поэзия. Зощенко считается одним из лучших практиков русской литературы сказ, литературный прием, создающий иллюзию устной речи и использующий форму повествования, резко отличающуюся от общепринятой литературной нормы. Возникающая в результате стилистическая дистанция и диссонанс между автором и рассказчиком, не говоря уже о читателе, часто ставят под сомнение суждения рассказчика.
С самого начала Зощенко публиковал свои короткие произведения в массовых, дешевых изданиях, взяв за основу проблемы повседневного существования в Советском Союзе: обеспечение жильем, пользование общественной баней, покупка самогона, посещение врач, живя в коммуналке, учась пользоваться новомодной техникой, посещая театр. Язык и тематика были настолько далеки от серьезной литературы России девятнадцатого века, что считались полностью соответствующими новому революционному духу режима, и читающая публика приняла писателя с восторгом.
Одно из самых известных его произведений «Бань» (1925) начинается с того, что рассказчик полагает, что общественные бани в Америке превосходны, и описывает их таким образом, что они звучат совсем как русские бани, только чище, упорядоченнее, с лучший сервис. Он тут же добавляет, что в русских банях тоже можно помыться, хотя и спрашивает: «Где голый мужик ставит квитанцию?» Попав в купальню в бане, рассказчик обнаруживает, что все ведра заняты, и когда он пытается вырвать одно у парня, который набрал себе три, владелец ведер угрожает ударить его прямо между глаза с ванной. Рассказчик отвечает: «Это не царская Россия… чтобы бить людей кадками». Позже он крадет ванну у сонного старика, но в конце концов сдается, когда не может найти место, чтобы сесть, и окружен людьми, занимающимися своими делами.
В «Кризисе» (1925) рассказчик начинает свой рассказ с восхваления ведущейся в то время строительной кампании и предвкушает время, когда жилищный кризис будет решен и «мы будем спать в одной комнате, принимать гостей в другом, делать что-то еще в третьем».

Зощенко также писал более длинные, более литературные, похожие на новеллы рассказы, которые пародировали современных практиков поэтики девятнадцатого века, показывая, насколько абсурдными были такие жанры и язык для описания жизни при новом режиме. Позже он также начал собирать и объединять свои очень короткие рассказы в книжные произведения. Возвращенная молодость ( Восстановленная молодежь ), Голубая книга ( A Skyblue Book ), и Перед восходом солнца ( Перед восходом солнца ) образуют трилогию, каждая из которых является попыткой создать связующие и всеобъемлющие структуры вокруг существующих историй таким образом, чтобы конечный результат был больше, чем сумма его частей. На протяжении всей жизни депрессивный Зощенко постепенно отходил от юмора и сатиры в своих произведениях, пытаясь вылечить свою депрессию, создавая позитивные произведения и позитивное «я».
Михаил Зощенко Михаил Зощенко (1895
Михаил Михайлович Зощенко родился 29 июля (10 августа) 1895 года в Полтавской семье художника. После окончания гимназии в Петербурге в 1913 году поступил на юридический факультет Петербургский университет.Первая мировая война прервала его образование.В 1915 году после обучения в военном училище Михаил Зощенко ушел на фронт и принял участие во многих боях.Был ранен и отравлен газом.Награжден четырьмя боевыми наградами.
В 1915 — 1917 годах занимал различные военные должности, а после Февральской революции был комендантом Главпочтамта и телеграфа Петрограда. После Октябрьской революции вступил в Красную Армию и служил в погранвойсках в Кронштадте, затем был переведен в действующую армию и до весны 1919 г. был флигель-адъютантом полка сельской бедноты на передовой.
В апреле 1919 года демобилизовался по болезни сердца и поступил на службу инспектором уголовного надзора. В 1920 лет он начал работать писарем в Петроградском военном порту, и с этого же времени началась его литературная деятельность. В 1921 г. вышла первая книга рассказов Михаила Зощенко, за которой последовал целый ряд книг, таких как «Сентиментальные рассказы» (1923–36), «Синяя книга» (1935), «Исторические рассказы» и др.
Важное место в его творчестве принадлежало фельетонам, которые представляли собой непосредственные ответы на сводки районов и письма читателей. Работал в ленинградских газетах, на радио и в юмористическом журнале «Крокодил».
С началом Отечественной войны находился в эвакуации в Алма-Ате, где работал в сценарной студии «Мосфильма». Весной 1943 года вернулся в Москву и стал заместителем главного редактора журнала «Крокодил».
В 1944 — 1946 годах много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых — «Холст-портфолио» — выдержала 200 показов в течение года.
В книгах Михаила Зощенко трагические и грустные стороны жизни вместо слез и ужаса вызывали смех. Он утверждал, что в его рассказах «нет ни капли выдумки. Здесь все голая правда».
К.Федин писал о нем: «Зощенко пришел в литературу со своим голосом, героем и темой». Творчество Зощенко было несовместимо с догмами «соцреализма». После постановления ЦК КПСС 1946 г. Жданов так характеризовал работы Зощенко в отчете: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах жизни.. .Он намеренно изображает жизнь советских людей безобразной и комичной… Пусть убирается из советской литературы». На письмо Зощенко Сталину, в котором говорилось: «Я никогда не был антисоветчиком … Я никогда не был литературным негодяем или подлым человеком», так и не получил ответа.