ЗОРОАСТРИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: О. М. Чунакова
ЗОРОАСТРИ́ЗМ, религия, возникшая в сев.-вост. Иране в среде индоиранского населения и распространённая в древности и Средневековье на территории совр. Ирана, Афганистана, Центр. Азии и Азербайджана. Её осн. концептом является кардинальное противопоставление фигуры верховного божества Ахурамазды и пантеона древних индоиранских божеств, а также дуалистич. противопоставление Светлого и Тёмного начал мироздания, зафиксированное на уровне Младшей Авесты.
Название «З.» происходит от имени пророка Заратуштры, на основе откровения и проповеди которого зародился З. Традиц. дата возникновения З. – 7–6 вв. до н. э., однако лингвистич. анализ первостепенной по духовному значению древнейшей части Авесты – Гат – позволяет датировать эпоху деятельности Заратуштры 12–10 вв. до н. э. Совр. зороастрийская традиция, следуя летосчислению по календарю «фасли», считает началом распространения З. год принятия царём (кави) Виштаспой учения от самого Заратуштры (традиционно ок. 1737 до н. э.).
Священный канон З. Авеста, являющийся осн. источником для его изучения, памятник многослойный и противоречивый. Последние исследования выявили связь текста Авесты с совершаемыми в контексте ритуала культовыми действиями, следовательно, Авесту необходимо рассматривать с учётом её практической и жанровой специфики, а не только как лит. памятник или историч. источник. Не существует единого мнения и относительно значимости Гат и Младшей Авесты для изучения З. Одни исследователи предлагают исключить последнюю из круга источников, другие – опираются на данные обеих частей зороастрийского канона и считают З. компромиссом между монотеистич. культом верховного бога Гат и др.-иран. языческим политеизмом Младшей Авесты. Не только Гаты и Младшая Авеста находятся в оппозиции друг к другу, но множество теоретических, мировоззренческих и мифологич. противопоставлений имеется внутри каждой из частей, что затрудняет реконструкцию истории и древнейшей культовой практики З. Одно из осн. противоречий – представление о верховном божестве. В Гатах одно божество – Ахурамазда (букв. – владыка мудрости; Бог-Творец; пехлевийская форма – Ормазд). Ахурамазда является единственным творцом и существует вне дуальной оппозиции Спента-Майнью (святость, творческое начало, сила добра) и Ангро-Майнью (пехлевийская форма – Ахриман; скверна, разрушительное начало, сила зла). Напротив, в Младшей Авесте Ангро-Майнью является прямым соперником Ахурамазды. Концепция жертвоприношения также различается в Гатах и Младшей Авесте. В первом случае отдаётся предпочтение бескровным жертвоприношениям – возлиянием священного напитка хаомы (ср. Сома), во втором – приношениям жертвенных животных. В Гатах ничего не сказано о культе предков, что невозможно на ранних стадиях развития религ. сознания; нет указаний на этнос, племена, место и время действия. Проповедь Заратуштры адресована отд. человеку. Его речения носят выраженный миссионерский характер, что немыслимо в родо-племенном обществе с неприкосновенными этнокультурными границами. Содержанием Гат является идеология жречества, а Младшей Авесты – идеология воен. знати, поклоняющейся одному из самых почитаемых др.-иран. богов – Митре. Противостояние Гат и Младшей Авесты – это противостояние жречества с воинской знатью за власть в обществе. Возможно, неблагоприятные социально-политич. обстоятельства послужили толчком к выступлению зороастрийского жречества, а его поражение в схватке с воен. знатью могло стать предпосылкой к оформлению псевдоэпиграфа – речений, приписываемых Заратуштре. Идеалы Гат – не жажда богатства и воен. побед, а бессмертие как этически обоснованный концепт. Гаты несут ключевые идеи З., а именно: отречение от индоиранских языческих культов, олицетворяющих природные стихии; появление абстрактной системы Амеша-Спента («бессмертных святых») как 7 ипостасных проявлений или творений единого божества Ахурамазды; доктрину выбора между добром и злом, разделёнными в земном мире (эра Визаришн). Впервые в древнем индоевропейском мире указывается, что личные деяния человека влияют на борьбу добра со злом, т. е. мысли, слова и дела индивидуума обусловливают состояние общества и космоса. Большое значение придаётся умножению материальных благ, в т. ч. разведению скота и земледелию, увеличению потомства. Осн. роль в ритуальной практике отводилась огню как символу и знаку присутствия высшей нормы и идеала – Арты. Т. о., на фоне указанных этнокультурных особенностей социальное содержание З. определяется двояко: как противостояние оседлых скотоводч. иранских племён их кочевым соседям или как противостояние собственным иранским родовым вождям, почитателям Митры (эта точка зрения кажется более обоснованной).
Как гос. религия Ирана З. оформился при Сасанидах, тогда же были записаны на среднеперсидском (пехлевийском) языке мн. зороастрийские лит. памятники (напр., «Денкарт», «Затспрам», «Арда Вираз Намаг»), кодифицирован корпус Авесты. После распространения в Иране ислама часть зороастрийского жречества со своими приверженцами переселилась в Сев. Индию, где их потомки (парсы) проживают по сей день, часть осталась в самом Иране, где последователи З. известны под наименованием гебры.
Зороастризм – кратко — Русская историческая библиотека
Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, ознакомьтесь с материалом Зороастризм. Читайте также статьи Авеста и Зороастр (Заратустра)
Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцам Древней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.
Этот дуализм (двойственный взгляд) впоследствии перешел из естественно-символического противопоставления в область чисто-нравственную. Но как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра. Эта естественная религия рано была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра): все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.
Пророк Заратустра (Зороастр) — основатель зороастризма
Отправляясь от того мнения, что в природе, как и в душе человеческой, добро перемешано со злом, и опираясь на древнее двойственное воззрение народа, Зороастр разделил вселенную и все созданное на два царства: на чистое царство света, управляемое царем богов Ахурамаздой (Ормуздом) и заключающее в себе все благое, чистое и святое, и на царство мрака, управляемое «злонамеренным», «лукавым» Ахриманом (Ангра-Майнью) и вмещающее в себе все злое, порочное, грешное. По учению зороастризма, каждый из этих высших богов имеет полчища богоподобных духов, разделенных по степени своей важности на классы: Ормузд – шесть амешаспентов (главных духов) с второстепенными духами – ферверами (фраваши) и изедами (язата), Ахриман – дэвов (даэва и друджа), тоже разделенных на классы.
Оба основных начала – доброе и злое – существовали от века. Ахурамазда, утверждают зороастрийцы, был могущественнее, беспрепятственно создал священным творческим словом (гоновер) мир – царство света, заключавшее в себе лишь доброе и чистое; но когда он удалился в свое небесное обиталище, Ахриман в змеином образе прошел созданный мир и наполнил его враждебными духами, нечистыми и вредными животными, пороками и грехами. В противоположность Ахурамазде, творцу света, дня и жизни, злой демон зороастризма, Ахриман, был творцом мрака, ночи и смерти; Ахурамазда создал быка, собаку, петуха: Ахриман – хищных животных, змей, вредных насекомых; Ахурамазда старался, с помощью духов-ферверов, удержать людей на стезе добродетели и нравственной чистоты; Ахриман со своими дэвами пользуется всяким случаем, чтобы врасплох поселиться в сердце человека и обратить его на путь нечистоты и порока.
Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом
Таким образом, согласно учению зороастризма, происходит вечная борьба между двумя силами за обладание землею и человечеством. Но когда-нибудь победа должна остаться за добрым началом: тогда царство света наполнит мир, и наступит состояние вечного блаженства. Тогда поклонники Ахурамазды, души которых по смерти окажутся незапятнанными после испытания на мосту Чинвате, получат иные, светлые тела, не бросающие от себя тени, и будут наслаждаться у престола божественного света вечным счастьем и небесною славой. Оттого поклонник Ормузда – зороастриец – обязан, во время земной своей жизни, всеми силами противиться злым духам, умилостивлять их и укрощать гнев их жертвоприношениями и смирением, бороться с ними в природе истреблением вредных животных и прилежным размножением полезных плодов и деревьев, а в собственной груди – исполнением священного закона, поклонением огню и молитвой, добрыми речами и делами, жертвоприношением коней и быков, позднее даже людей. Соблюдение «доброго закона» зороастризма, в котором Ахурамазда открыл людям свою волю, делает человека способным противостоять всем проискам дэвов, обитающих в Туране, в той дикой степной полуночной стране, откуда обыкновенно вторгались в царство света – Иран – хищные кочевые полчища.
Фаравахар — один из главных зороастрийских символов
Такое воззрение представляло зороастрийским жрецам (магам) соблазнительную возможность наполнить Зенд-Авесту множеством предписаний, подчинивших жизнь иранцев рабскому игу неподвижного закона. Зороастр предписывал чистоту в помышлениях, словах и поступках, как вернейшее предохранительное средство от влияния дэвов, а позднейшие зороастрийские жрецы сообщили понятию о чистоте чисто внешнее значение и придумали целую массу внешних правил, обрядов и обычаев, с помощью которых, по их мнению, можно было сохранить чистоту или, утратив ее по неосмотрительности, возвратить снова. Этими очистительными предписаниями, жертвоприношениями и обрядовыми обычаями зороастризм превратил поклонение свету в рабскую покорность букве закона.
Зороастризм — Энциклопедия всемирной истории
Зороастризм — это монотеистическая вера, основанная персидским пророком Зороастром (также называемым Заратустрой, Зартоштом) между ок. 1500-1000 гг. до н.э. Он утверждает, что существует одно верховное божество, Ахура Мазда (Владыка Мудрости), создатель и хранитель всего сущего, и призывает приверженцев выражать свою веру через принцип Добрых Мыслей, Добрых Слов и Добрых Дел.
Религия также известна как Маздаясна («преданность Мазде») и маздаизм. Эта система верований развилась из политеистической древней персидской религии, которая считала Ахура Мазду величайшим из большого пантеона богов и, подобно более позднему зороастризму, рассматривала жизнь как борьбу между силами света и добра и силами тьмы и зла.
Удалить рекламу
Реклама
Зороастризм был принят Персидской империей Ахеменидов (ок. 550–330 гг. до н. э.), Парфянской империей (247 г. до н. э. — 224 г.
Раннее происхождение
Политеистическая вера ранних персов, скорее всего, уже в той или иной форме была развита до их прибытия в регион Ирана примерно в 3-м тысячелетии до н.э., а затем испытала влияние эламитов и людей Сузианы, которые уже обосновались там. Эта система верований утверждала, что существует множество богов, которыми правит Ахура Мазда, которые направляют и защищают человечество от угроз и влияний темных сил, возглавляемых духовным божеством Ангра-Майнью.
Удалить рекламу
Реклама
Богам поклонялись в святилищах под открытым небом, известных как Храмы Огня – алтари, на которых всегда поддерживался огонь бога.
Целью человеческой жизни было выбрать следовать заветам Ахура Мазды и отвергнуть искушения и ловушки Ангра-Майнью. Первая пара, созданная Ахура Маздой — Машья и Машынаг — жили в мире и согласии со всем сущим в раю, созданном для них Ахура Маздой, пока не прислушались к шепоту Анхро Маинйу, который убедил их, что он был их создателем и Ахура Маздой. был их врагом и обманщиком. За то, что они сомневались в своем истинном господине и слушали ложь, они были изгнаны из рая и осуждены на мир трудностей и раздоров, но их потомки все еще могли жить осмысленной и полноценной жизнью, оставаясь верными Ахура Мазде.
Без письменных писаний неизвестно, как соблюдалась вера и как проводились ритуалы. Однако некоторые аспекты веры сохранились в более поздних зороастрийских работах, и известно, что существовал класс жрецов (позже известный как волхвов ), и богам поклонялись в святилищах под открытым небом, известных как Храмы Огня — алтари, на которых огонь бога всегда поддерживался зажженным.
В отличие от Египта или Месопотамии, здесь не было храмов богам или сложных ритуалов.Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Жертвы, вероятно, в виде еды, зерна и драгоценных предметов, приносились жрецам в обмен на их заступничество перед богами, и эта практика сделала духовенство одним из самых богатых и могущественных социальных слоев персидского общества. Одна группа священников была известна как karpans, , и была другая, kawis , чья роль еще менее определена, но обе они имели личную и политическую заинтересованность в поддержании религиозной практики, как она всегда понималась. .
Зороастр
Именно в этой среде родился Зороастр от знатных персидских родителей Поурусаспы и Дугдовой. Его отец, Поурушаспа, скорее всего, принадлежал к сословию священников, поскольку его сын стал священником, а сыновья обычно следовали профессии своего отца, а о высоком статусе семьи свидетельствует и тот факт, что Зороастр начал свое образование в раннем возрасте.
В возрасте 15 лет он был священником, скорее всего, помощником старшего священника, и, как говорят, покинул родительский дом в возрасте 20 лет, чтобы продолжить свою карьеру. Одним из ритуалов, совершаемых жрецами карпанов , был ритуальный забой животных для жертвоприношения, и несомненно, что Зороастр был свидетелем этого много раз — и, возможно, даже должен был участвовать — потому что он находил это настолько неприятным, что позже постарайтесь отказаться от этой практики.
Удалить рекламу
Реклама
Новогодний образ, Персеполис
Джинолерино (CC BY)
Неизвестно, чем он мог заниматься в свои двадцать лет, но в возрасте 30 лет он посетил религиозный праздник, посвященный весенним обрядам (вероятно, празднование Нового года, известное как Навруз), и испытал видение, изменившее его жизнь.
На берегу реки перед ним появилось яркое изображение небесного существа, назвавшего себя Воху Махах («благая цель») и провозгласившего, что он был послан самим Ахура Маздой, чтобы передать сообщение: жрецы неправильно поняли божественную истину и были поклонение ложным богам – был только один бог, Ахура Мазда, который не требовал кровавых жертвоприношений, а только этического поведения. Зороастр был избран проповедовать это откровение и, кажется, немедленно приступил к своей миссии.Новая правда
Благая весть Зороастра не была воспринята никем другим с таким энтузиазмом, как он сам. Он был отвергнут священниками, его жизни угрожала опасность, и он был вынужден бежать из дома. Однако он не переставал проповедовать новую, явленную истину, постоянно оставаясь в молитве, чтобы получить от Ахура Мазды руководство о том, как ему следует действовать. Его молитвы и вопросы к богу позже будут записаны и составят центральный раздел зороастрийских писаний, известных как
Слова Зороастра запоминались, повторялись в ритуалах и передавались устно из поколения в поколение, пока наконец не обрели письменную форму.
Со временем он оказался при дворе царя по имени Виштаспа и участвовал в богословских дебатах со своими придворными священниками для развлечения царя. Согласно Авесте , Зороастр опроверг все их аргументы и ясно показал достоверность своего откровения, но, поскольку это бросило вызов установленному порядку, Виштаспа был недоволен и бросил пророка в тюрьму. Находясь в тюрьме, Зороастр чудесным образом исцелил любимую лошадь Виштаспы, которая страдала параличом, и царь освободил его и снова выслушал его послание. Виштаспа, согласно зороастрийской традиции, стал первым новообращенным, и, поскольку он был царем, за ним быстро последовали другие.
Удалить рекламу
Реклама
Зороастр ничего не записал, как и его ранние ученики. Традиция гласит, что его слова запоминались, повторялись в ритуалах и передавались устно из поколения в поколение, пока наконец не нашли письменной формы. Как религия распространилась после Виштаспы, неизвестно, но она была широко распространена ко времени империи Ахеменидов (ок. 550–330 до н. э.), правящим классом которой были зороастрийцы. Говорят, что Зороастр продолжал проповедовать свою веру, пока не умер в возрасте около 77 лет либо от старости, либо, согласно более поздним работам сасанидского периода, был убит священником старой религии.
Видение
Новая вера Зороастра была основана на видении, которое он получил у реки, и на ответах на его постоянные молитвы. Он основывался на пяти принципах:
- Верховный бог Ахура Мазда.
- Ахура Мазда всеблагой.
- Его извечный противник, Ангра-Майнью, полностью злой.
- Доброта проявляется в добрых мыслях, добрых словах и добрых делах.
- Каждый человек имеет свободу выбора между добром и злом.
Ахура Мазда был несозданным, вечным и единственным богом, в то время как многие другие божества, которым прежде поклонялись, были просто духами или эманациями божественного. Популярным божествам, таким как Митра или Анахита, больше нельзя было поклоняться как бессмертным, всемогущим божествам, но их все еще можно было почитать как олицетворение благосклонности Ахура Мазды.
Удалить рекламу
Реклама
Проблема, которую не затрагивает Авеста , заключается в том, откуда берутся Ангра-Майнью и силы зла, если вселенная была создана всемогущим божеством, которое является всеблагим. Кажется, что Авеста предполагает понимание своей аудитории, что делает такой ответ излишним. Молитвы и наставления Зороастра предполагают, что первоначальная аудитория уже знала о происхождении Ангра-Майнью, и поэтому, скорее всего, это был еще один аспект старой религии, которую он сохранил.
Фаравахар в Персеполе
Напиштим (CC BY-SA)
Было ли первоначальное объяснение проблемы зла дано и утеряно или просто принято, вопрос не рассматривался в явном виде до 19 века.й век н. э. Ранее высказывались различные предложения, в первую очередь в форме зорванизма, который решил эту проблему, сделав Ахура Мазду и Ангра-Майнью равными по силе и обоим сотворенным существам, но этот дуализм был отвергнут традиционными зороастрийцами.
Немецкий востоковед Мартин Хауг (р. 1827-1876 гг. н.э.) предложил решение проблемы, заявив, что Ангра-Майнью не был божеством, а являлся эманацией Ахура Мазды, выбросом отрицательной энергии от творческого акта, который обрел сознание. от самого акта творения, но не имело фактической силы. Таким образом, все, что мог сделать Ангра-Майнью, — это попытаться разрушить и исказить великий план Ахура Мазды, и это нарушение — это то, что люди называют «злом» — настоящего «зла», с этой точки зрения, не существовало бы.
Жизнь и загробная жизнь
Центральной ценностью веры была свободная воля человека. Если кто-то следовал заветам Ахура Мазды, он жил полноценной жизнью; если нет, то человек запутался в обмане и испытал раздор и смятение. Начав с Пяти Принципов в качестве основы для своего решения, затем нужно было выразить свою веру через четвертый – добро проявляется через добрые мысли, добрые слова и добрые дела – и практиковали это через:
- Всегда говорить правду – особенно выполнять обещания
- Практика благотворительности для всех, особенно для менее удачливых
- Проявление любви к другим – даже если они не ответили взаимностью
- Умеренность во всем, особенно в диете
Хотя есть свидетельства попыток обращения зороастрийцев после первой миссии Зороастра, считается, что вера распространилась благодаря добродетельному поведению верующих, которые придерживались трех основных ценностей поведения:
- Подружиться с врагами
- Сделать нечестивых праведниками
- Обучить невежд
Если бы человек жил в соответствии с этими ценностями, он не только прожил бы хорошую и продуктивную жизнь, но и был бы вознагражден в загробной жизни. Когда человек рождается, его высший дух ( фраваши ) посылает душу ( урван ) в тело, чтобы испытать материальный мир и сделать выбор между добром и злом. Считалось, что после смерти душа остается на земле в течение трех дней рядом с трупом, и в комнату приводят собаку, чтобы отпугивать злых духов и защищать душу, пока боги оценивают жизнь умершего.
Через три дня урван воссоединился со своим фраваши и отправился к мосту Чинват, пролету над пропастью между живыми и мертвыми, где они встретились с двумя охраняющими его собаками. Собаки приветствовали бы оправданную душу и порицали бы зло. Затем душу встречала Святая Дева, Даэна, которая была представителем совести умершего. Оправданной душе она показалась бы красивой девушкой; для осужденного она была бы уродливой старой ведьмой. Даэна утешала только что прибывшую душу и подводила ее к мосту, где ангел Суруш охранял ее от нападения демонов.
Ахура Мазда, Скальные гробницы Кизкапана
Музей Сулеймании (авторское право)
Мост расширится и станет гостеприимным для оправданной души, но сузится и станет трудным для осужденного. Суруш направлял душу к ангелу Рашну, праведному судье мертвых. Души, чьи добрые и злые дела были равны, отправлялись в Хамистакан , своего рода чистилище, где они оставались до конца времен и дня воскресения, когда они воссоединятся с Ахура Маздой. Те, кто жили в согласии со светом, отправились в рай Дома Песни; тех, кто не был, сбрасывали с моста в ад Дома Лжи, где они мучились во тьме и, сколько бы других ни было рядом, всегда чувствовали себя совершенно одинокими. Было четыре уровня рая, восходящего вверх, высшим из которых являлось общество самого Ахура Мазды, и четыре уровня ада, спускавшегося вниз, самым низким из которых была полная тьма.
Даже если кто-то был назначен на самый нижний уровень ада, это не было вечным наказанием. Ахура Мазда, как Абсолютное Благо, не позволит ни одному из своих творений вечно страдать, и со временем придет мессия — Саошьянт («Тот, кто приносит пользу») — который принесет Фрашокерети (Конец Времен). ) — когда все души будут собраны к Ахура Мазде в радостном воссоединении — даже если они были в самом темном аду — и Ангра-Майнью будет уничтожен.
Ритуалы и Писание
Приверженцы сделали свой выбор известным не только своими повседневными действиями, но и ритуальным поклонением Ахура Мазде посредством служения, известного как ясна . Целью ясны было засвидетельствовать аша (правду, порядок), противостоять лжи ( друдж ), укрепить решимость верующих бороться с силами тьмы. Мир был полон невидимых духов, как добрых, так и злых – ахур, (добрых) и даэвы (зло), и нужно было знать об этом и либо принимать меры предосторожности, либо внимательно слушать; ясна поощряла это.
Эти ритуалы всегда включали огонь, священный элемент, который создавался последним, и воду, которая олицетворяла мудрость и была одной из первых. На алтаре, известном как Храм Огня, поддерживался огонь, и священник совершал священнодействия, читая священные слова и вознося молитвы в присутствии священного пламени. По завершении службы вода была прославлена через обряд аб-зор , предложение очистить воды мира и возместить любой нанесенный ущерб.
Храм Огня
Диего Дельсо (CC BY-SA)
Не было панихиды наравне с другими культурами, потому что демонстрация чрезмерной скорби считалась неприличной. Смерть была естественной частью жизни, и зороастрийские панихиды проводились тихо и умеренно. О трупе заботились дома, и особенно важным был обряд sagdid («взгляд собаки»), в котором собаку приводили в комнату, чтобы отпугнуть злых духов и, на практике, убедиться, что человек мертв, а не просто находится в коме. После завершения ритуала тело готовили и выносили из дома. Трупы не подвергались воздействию элементов в сооружениях, обычно называемых Башнями Безмолвия, потому что закапывать их в землю считалось вредным для здоровья. После того, как тело было очищено различными падальщиками, кости были преданы земле.
Эти ритуалы проводились в соответствии с совокупностью трудов, составляющих зороастрийские писания, обычаи и верования. Центральные тексты:
- Авеста
- Денкард
- Бандахин
Авеста содержит Гаты (17 гимнов, приписываемых самому Зороастру), Ясну (литургические тексты) и Виспераду (отдельная часть Ясны). Он был записан во время правления Шапура II (309–379 гг. Н. Э.) И исправлен / кодифицирован при Косрау I (годы правления 531–579).СЕ). Vendidad , рассматриваемый некоторыми частями Avesta и отвергаемый другими, является церковным кодексом, Denkard собранием верований и обычаев, а Bundahisn посвящен космологии и космографии.
Подавление и наследие
Концепции этих текстов передавались устно на протяжении столетий, прежде чем они были записаны, и за это время, хотя правящие дома различных империй приняли зороастризм, они не навязывали эту веру своим подданным. Свобода веры и терпимость к другим верам были центральными в видении Кира Великого и поддерживались его преемниками, парфянами, и были полностью приняты сасанидами, хотя они сделали зороастризм своей государственной религией.
Примером свободы религиозной мысли в сасанидский период является развитие так называемой «ереси» зорванизма, ответвления зороастризма, утверждавшего, что Время (Зорван) является высшим существом, а Ахура Мазда — созданной сущностью. В этом видении Ахура Мазда и Ангра Майнью были братьями-близнецами равной силы, которые сражались друг с другом, но в конечном итоге все диктовалось Время. Поскольку время нельзя было умилостивить, зорванизм поощрял фаталистический взгляд на жизнь, противоречащий центральной ценности свободы воли зороастрийцев, и все же нет никаких свидетельств преследования зорванитов.
Первая атака на этот уровень религиозной терпимости была предпринята христианами в 4 веке н.э., которые потушили священные огни в храмах и проповедовали против зороастризма как ложной веры. В то время у них не было ни численности, ни политической власти, чтобы сделать гораздо больше, но арабы-мусульмане, вторгшиеся в 7 веке н.э., определенно могли бы. Зороастрийские храмы огня, святыни и библиотеки были разрушены, и зороастрийцы были вынуждены принять ислам, покинуть свои дома или тайно продолжать веру. Ученые указывают на этот период, обсуждая широкомасштабные культурные потери, такие как зороастрийские тексты, которые могли касаться происхождения зла.
Зороастризм выжил — среди парсов Индии (куда бежали беженцы от мусульманского вторжения) — и среди народа Ирана, который сохранил его жизнь — и до сих пор практикуется во всем мире. Хотя ранние христиане и мусульмане отвергали эту веру и нападали на нее, ее фундаментальные концепции повлияли как на христианство, так и на ислам, а также на иудаизм. Зороастризм, по сути, является первой монотеистической верой, выдвинувшей концепции личной ответственности за спасение, суд после смерти, мессию, последнее время, рай и ад, и его по праву следует рассматривать как предшественника более поздних религий. которые заявляют об изначальном видении, которое было фактически установлено за столетия до этого Зороастром и было настолько уверено в своей истинности, что ему никогда не нужно было пытаться заставить замолчать других.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Зороастризм: история, верования и практика
Первоначально напечатано в номере журнала Quest за январь-февраль 2003 года.
Образец цитирования: Подрядчик, Dinshaw and Hutoxy. «Зороастризм: история, верования и практика». Квест 91.1 (ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2003 г.): 4-9.
Dinshaw and Hutoxy Contractor
Зороастризм, хотя и самая маленькая из основных религий мира по количеству приверженцев, исторически является одной из самых важных. Его корни уходят в протоиндоевропейскую духовность, которая также породила религии Индии. Это была первая из мировых религий, основанная вдохновленным реформатором-пророком. Это оказало влияние на буддизм Махаяны и особенно на авраамические религии иудаизма, христианства и ислама. Трем последним зороастризм завещал такие понятия, как космическая борьба между добром и злом, примат этического выбора в жизни человека, монотеизм, небесная иерархия духовных существ (ангелов, архангелов), являющихся посредниками между Богом и человечеством, суд над каждого человека после смерти, пришествие Мессии в конце этого творения и апокалипсис, завершившийся окончательным триумфом Добра в конце исторического цикла. — Редактор
История
ЗОРОАСТР БЫЛ ПЕРСИДСКИМ ПРОРОКОМ, на учениях которого основана древняя религия зороастризма. Имя, под которым он широко известен на Западе, происходит от греческой формы его первоначального имени Заратуштра, что означает «Сияющий». Свет.»
Дата рождения Зороастра
Ученые расходятся во мнениях относительно даты рождения Зороастра. Греческие источники помещают Зороастра за 6000 лет до смерти Платона, то есть около 6350 г. до н.э. Археологические находки в Турфане, Китай, утверждают, что Зороастр родился «через 2715 лет после Великой бури», то есть он родился в 1767 году до нашей эры. Самые поздние даты его жизни взяты из персидских писаний, в которых он помещается за 258 лет до Александра, то есть примерно за 600 лет до н. э. Многие другие ученые относят рождение Зороастра между 1500 и 1200 годами до н.э.
Согласно Анни Безант в ее лекциях по четырем великим религиям , Эзотерическая Традиция датирует начало зороастрийских учений намного раньше любой из этих дат. Эта Традиция основана на двух видах записей. Во-первых, Великое Братство сохранило древние письмена, хранящиеся в подземных храмах и библиотеках. Есть люди сегодня и были люди в прошлом, которым было позволено увидеть эти древние писания. Во-вторых, существуют нетленные записи самой Акаши.
Согласно этим записям, зороастризм и индуизм являются двумя старейшими религиями современного человечества. Иранцев во время их первого переселения в Иран возглавлял великий учитель Зороастр, принадлежавший к тому же могущественному Братству, что и Ману индийской традиции, и являвшийся высшим Посвященным той же Великой Ложи, которого учили те же изначальные Учителя, называемые Сыны Огня. От этого великого учителя произошел ряд пророков, руководивших ранним развитием иранских народов и носивших имя Зороастр. Зороастр, о котором говорят греки, возможно, был седьмым Зороастром в этой линии пророков.
Место рождения Зороастра
Ученые одинаково расходятся во мнениях относительно места рождения Зороастра. Они предполагают такие места, как восточный Иран, Азербайджан (к югу от Каспийского моря), Балх (столица Бактрии, на территории современного Афганистана), Хорезмия и Согдия (на территории современного Таджикистана) или близ Аральского моря (на территории современного Казахстана). ).
Ахеменидская империя
Зороастризм процветал во времена трех великих персидских империй. Первой была Ахеменидская империя, основанная Киром Великим (ок. 585-529 гг.).ДО Н.Э.). Он основал империю, которая простиралась от Малой Азии на западе до Индии на востоке и от Армении на севере до Египта на юге. Кир проявлял большое уважение к народам, которые он завоевал. Он позволил им управлять собой и следовать своим религиозным убеждениям. Когда он вторгся в Вавилон, он освободил еврейских пленников, чтобы они вернулись в свою страну, Иудею, и даже предоставил им ресурсы для восстановления Храма Соломона, который был разрушен вавилонянами. За эти деяния Кир упоминается в Ветхом Завете (Исайя 45. 1-3) как спаситель и как «Помазанник».
Ахеменидцы постоянно конфликтовали с греками на западе своей империи. Дарий, преемник Кира, отправил 600 кораблей и большое сухопутное войско, чтобы захватить Афины. Ахеменидцы находились на Марафонской равнине, и их корабли должны были прокрасться к Афинам и застать город врасплох. Когда греки услышали о плане персов, они послали одного из своих гонцов, Филиппа, в Афины, чтобы предупредить тамошних граждан. Расстояние от Марафона до Афин составляло 26 миль, и этот пробег был увековечен в марафонских гонках, проводимых по всему миру. Персам пришлось отказаться от этой битвы.
Ахеменидская империя подошла к концу с возвышением Александра, который в 334 г. до н.э. завоевал Персию, разграбил казну и сжег библиотеки в Персеполе. Многие священники были убиты, и эти священники считались живыми библиотеками религии, поскольку они заучили наизусть большинство священных текстов. Греки, египтяне и другие считают Александра «Великим», но персы называют его «Проклятым». Александр умер молодым, и греческая империя Селевкидов, пришедшая ему на смену, просуществовала относительно недолго.
Парфянская империя
Около 250 г. до н.э. парфянское племя с северо-востока Ирана свергло греков и основало империю, столь же обширную, как и Ахеменидская империя. Парфяне также были зороастрийцами и также терпимо относились к религиозным верованиям завоеванных земель. В течение примерно пятисот лет существования Парфянской империи шли непрерывные сражения с римлянами. Римская империя простиралась до Шотландии на западе. Однако на востоке их остановили парфяне. Римляне никогда не принимали зороастризм, а вместо этого практиковали митраизм, в котором поклонялись божествам Митре и Анахите. Римляне основали митраистские храмы по всей западной части своей империи, многие из которых стоят до сих пор. В течение пятисот лет существования Парфянской империи зороастризм был совершенно нерегулируемым, и поэтому развивались различные формы религии.
Сасанидская империя
Чтобы противодействовать возникшему хаотичному состоянию религии, сасаниды (которые также были зороастрийцами) восстали против парфян и свергли их в 225 г. н.э. Сасаниды хотели объединить зороастризм и установить правила относительно того, что зороастризм было и чего не было. Был назначен первосвященник, который по власти был рядом с королем. Зороастризм был сделан государственной религией Империи, и активно проводились обращения, чтобы противодействовать прозелитическому рвению христиан. Эта миссионерская деятельность показывает, что зороастризм был действительно универсальной религией, а не этнической религией, ограниченной одним народом.
Более поздняя история
Сасанидская империя просуществовала до 641 г. н.э., когда арабы вторглись в Персию и установили ислам на этой земле. Новый режим предоставил местному населению три варианта выбора: обращение в ислам, уплата большого налога, взимаемого с неверующих (так называемый налог джизья), или смерть. Арабы во многих отношениях жестоко обращались с зороастрийцами и очень усложняли жизнь тем, кто решил не обращаться. Следовательно, в 936 году нашей эры группа зороастрийцев из города Санджан в провинции Хорасан в Иране направилась на юг в порт Ормуз на берегу Персидского залива, откуда они отплыли в Индию. Они провели девятнадцать лет на острове Див, прежде чем в последний раз высадились на западном побережье Гуджерата.
Эти иммигранты в Индию стали известны как парсы (то есть «выходцы из персидской провинции Парс»). Парсы процветали в Гуджерате, а позже начали переселяться в другие части Индии. Они особенно преуспели и процветали, когда британцы обосновались в Индии.
Между тем оставшиеся в Иране зороастрийцы продолжали страдать в очень неблагоприятных условиях. Когда преуспевающие парсы в Индии услышали о бедственном положении своих единоверцев, они отправили в Иран послов, в частности Манекджи Хатариа в 1854 году. Он провел много лет в Иране, восстанавливая образовательные и религиозные учреждения и помогая зороастрийской общине восстановить свою социальную силу. . В 1882 году ему удалось убедить исламского короля Каджаров отменить бремя налога джизья.
Сегодня зороастрийская община в Иране преуспевает и насчитывает необычно большое количество успешных людей. За последние несколько десятилетий произошла эмиграция зороастрийцев из Ирана и Индии в западный мир. Эти две общины, иранская и индийская, ныне объединились, ходят в одни и те же храмы огня, вступают в брак и благоденствуют в гармонии.
Верования
Космология
В зороастрийской космологии главой проявленной вселенной является Ахура Мазда, «Мудрый Господь». Он универсальный и всепроникающий источник и источник всей жизни. Но позади или за Ахура Маздой находится Зарван Акарана, Безграничное Время и Безграничное Пространство, непроявленный Абсолют, из которого произошел проявленный Логос, Ахура Мазда.
Ахура Мазда изображается в зороастрийских писаниях как некая троица: «Хвала тебе, Ахура Мазда, троекратнее других творений». От Ахура Мазды произошла двойственность: духи-близнецы Спента-Майнью (Святой или Щедрый Дух) и Ангра-Майнью (Разрушающий или Противостоящий Дух). Духи-близнецы обычно считаются добрыми и злыми, но, скорее, это два принципа, которые представляют все противоположности жизни. В своей лекции о «зороастризме» Анни Безант говорит о них следующее:0003
Можно сказать, что добро и зло возникают только тогда, когда человек в своей эволюции развивает силу знания и выбора; изначальная дуальность состоит не из добра и зла, а из духа и материи, реальности и нереальности, света и тьмы, созидания и разрушения, двух полюсов, между которыми соткана вселенная и без которых не может быть никакой вселенной. . . . . Есть еще два имени, которые дают нам ключ к тайне: «возрастающее» и «разрушающее», одно из которых вечно изливается жизнью, а другое — материальная сторона, принадлежащая форме и вечно пребывающая. расстаться, чтобы жизнь могла продолжаться в более высоком выражении.
После троицы Ахура Мазды и духов-близнецов, исходящих от него, следует семеричное выражение божественной реальности. Эти семеро называются Амеша Спентас, или Святые или Изобилие Бессмертных, Высшие Разумы. Иногда их считают архангелами, а иногда — аспектами самого Ахура Мазды. Эти семь могущественных разумов также являются хранителями различных царств природы. Они следующие:
Сам Ахура Мазда. Точно так же, как Единый Мудрый Господь является частью троицы, включающей в себя также двойных духов обильного умножения и разрушительного противостояния, он также является одним из семеричных разумов. Единый Господь присутствует повсюду.
Воху Манах, Добрый Разум. Это божественная мудрость, озарение и любовь — умственная способность постичь следующую из Амеша Спента, Аша Вахишту. Воху Манах особенно ассоциируется с животным миром.
Аша Вахишта, Высшая Истина. Часто переводимое как «праведность», слово аша этимологически совпадает с санскритским термином rta и, таким образом, является дхармой или Планом, согласно которому существует мир. Аша Вахишта — это порядок космоса, идеальная форма вселенной. Он связан со стихией огня.
Кхшатра Вайрия, Желанное Владение, есть божественная сила и могущество царства Ахура Мазды. В богословских терминах это представляет Царство Небесное; с точки зрения человека оно представляет собой идеальное общество. Кшатра Вайрия ассоциируется с небом и минеральным царством. Люди могут осознать силу Кшатра Вайрьи, если ими руководят Добрый Разум и Высшая Истина.
Spenta Armaiti, Святая или Изобильная Преданность, теологически это отношение благочестия и преданности; с этической точки зрения это отношение доброжелательности. Он связан со стихией земли.
Хаурватат, Целостность, состояние совершенства, полного благополучия, духовной и физической целостности. Он связан со стихией воды.
Амеретат, Бессмертие, это состояние бессмертного блаженства. Он связан с царством растений.
Эти семь можно рассматривать либо как космические принципы, либо как человеческие принципы (макрокосм-микрокосм). Именно с помощью нашего доброго ума (Воху Манах), практики любви и преданности (Спента Армаити) и следования по пути праведности (Аша Вахишта) мы можем достичь идеального состояния вещей (Кхшатра Вайрия), в котором в конечном итоге восторжествуют совершенство (Хаурватат) и бессмертие (Амеретат). Люди не являются сторонними наблюдателями в жизни. Мы главные агенты, благодаря чьим действиям будет выполнено обещание Ахура Мазды. Вместе с Ахура Маздой мы сотворцы идеального мира.
Под Амеша Спентами находятся другие существа, называемые Язатами, которых иногда сравнивают с ангелами. Вместе с людьми язаты являются хамкарами или помощниками Ахура Мазды.
Мировоззрение
Зороастризм рассматривает мир как созданный Ахура Маздой и предназначенный для развития к совершенству в соответствии с законом или планом Аши, божественным порядком вещей. Закон Аша — это принцип праведности или «правильности», согласно которому все вещи являются именно такими, какими они должны быть. В своей самой основной молитве «Ашем Воху», повторяемой каждый день, зороастрийцы подтверждают этот закон Аша: «Праведность есть высшая добродетель. Счастье тому, кто праведник ради праведности». Это центральная концепция зороастрийской религии: Аша — высшая Истина, идеал того, какими должны быть жизнь и существование.
Двойственность существует как часть проявления, но у людей также есть свобода выбора между двойственными противоположностями. Имея право выбора, они также несут личную ответственность за правильный выбор. Спента Майнью, Щедрый Дух, способствует реализации Аши. Ангра-Майнью, Разрушительный Дух, оскверняет Ашу. У нас есть выбор между ними, между духом и материей, между реальным и нереальным.
Личное спасение достигается через правильный выбор. И спасение мира, именуемое «Фрашокерети», есть восстановление мира в его совершенном состоянии, полностью соответствующем Аше. Когда люди делают правильный выбор в своей жизни, они способствуют реализации Фрашокерети.
Жизнь после смерти
Что происходит после смерти? Согласно зороастрийской традиции, после смерти тела душа остается в этом мире в течение трех дней и ночей на попечении Сраоши, одного из язатов или ангелов. В этот период произносятся молитвы и проводятся ритуалы, чтобы обеспечить безопасный переход души в духовное царство. Считается, что на рассвете четвертого дня дух перешел в другой мир, где он достигает аллегорического моста Чинват.
На мосту Чинват душа встречает девушку, которая является воплощением всех добрых слов, мыслей и дел ее прошлой жизни. Если душа вела праведную жизнь (в соответствии с божественным Планом), дева предстает в прекрасной форме. В противном случае она предстает уродливой ведьмой. Этот образ, прекрасный или нечистый, противостоит душе, и душа признает, что образ есть воплощение ее собственных действий, и тем самым судит себя, зная, достойна ли она перейти по мосту на другую сторону или должна вернуться на землю к учить дальнейшие уроки.
По другому мнению, после того, как душа встретит свой собственный образ, она предстанет перед небесным трибуналом, где вершится божественное правосудие. Добрые души отправляются в рай под названием Вахишта Аху, Прекрасная Обитель. Злые души отправляются в ад под названием Ачиста Аху, Худшее Существование. Один аккаунт отражает веру в реинкарнацию; другой нет.
В древнейших зороастрийских писаниях рай и ад — это не места, а состояния ума, возникающие в результате правильного или неправильного выбора. Зороастр говорил о «друхо демана», или «Доме лжи», и о «гаро демана», или «Доме песни», куда отправляются души. Некоторые говорят, что падение души в Дом Лжи означает возвращение души на землю, в царство нереальности или лжи.
Практики
Погребение
Зороастризм придает большое значение чистоте и не оскверняет ни один из элементов творения Ахура Мазды. По этой причине зороастрийцы традиционно не практиковали ни погребения, ни кремации. Вместо этого трупы относили в Башню Безмолвия и выкладывали под солнцем, где их пожирали стервятники. В настоящее время по поводу этой практики ведутся большие споры.
Пожар
Огонь является главным символом зороастризма и играет центральную роль в самых важных религиозных церемониях. Он имеет особое значение, являясь высшим символом Бога и божественной Жизни. В зороастрийских писаниях Ахура Мазда описывается как «полный блеска, полный славы», и поэтому его светящиеся творения — огонь, солнце, звезды и свет — считаются видимыми символами божественного и внутреннего света. Этот внутренний свет — божественная искра, горящая внутри каждого из нас. Огонь также является физическим воплощением просветленного ума.
Зороастрийские культовые сооружения называются Храмами Огня. В них горит вечный огонь с сандалом и ладаном. Говорят, что первый огонь, зажженный на жертвеннике, был низведен с неба Зороастром с жезлом.
Когда парсы бежали из Ирана и поселились в Индии, огонь снова был сброшен с небес молнией, чтобы создать священный символ Ахура Мазды. Жертвенник огня, где до сих пор горит тот исторический огонь, является важным местом паломничества парсов. Поскольку огонь является таким священным и святым символом, храмы огня открыты только для зороастрийцев.
Социальные практики
Сегодня зороастрийцы не занимаются прозелитизмом, и, следовательно, зороастрийцы рождены для веры. Если женщина-парс выходит замуж вне религии, ее дети не могут быть зороастрийцами, но если мужчина женится вне религии, его дети могут стать зороастрийцами, хотя его жена не может. Без сомнения, эти ограничения являются более поздними отклонениями, не подходящими для высоких идеалов и учений религии.
Священные Писания
Зороастрийские писания называются Авестой, а древний язык, на котором они написаны, называется Авестийским. Этот язык тесно связан с санскритом древних ведических гимнов. Термин Зенд Авеста относится к комментариям последователей Зороастра к его трудам. Позднее комментарии к комментариям были написаны на персидском языке Сасанидской империи, который называется пехлеви. Таким образом, зороастрийские писания написаны на нескольких языках, и их состав охватывает обширные периоды времени. Однако они фрагментарны из-за уничтожения письменных текстов и преследований жрецов-ученых иностранными захватчиками.
Самой древней частью зороастрийских писаний являются Гаты, представляющие собой непосредственное учение Зороастра и его беседы с Ахура Маздой в серии видений. Гаты являются частью основного раздела Авесты, называемого Ясна, термин, буквально означающий «жертвоприношение», состоящий из текстов, декламируемых священниками во время церемоний. Vendidad — это руководство в форме катехизиса, в котором содержатся правила очищения и предотвращения как совершенных, так и бездействующих грехов. Хорде Авеста или «Маленькая Авеста» включает призывы с прекрасными описаниями язатов или ангельских разумов.
Основные моральные принципы
Три основных моральных принципа, которыми руководствуется зороастрийец:
Хумата, «Хорошие мысли», намерение или моральное решение соблюдать Аша, правильный порядок вещей.
Хукхата, «Добрые слова», сообщение об этом намерении.
Хаварашта, «Добрые дела», реализация в действии этого намерения.
Живя по этим трем принципам, мы реализуем нашу свободную волю, следуя закону Аша. Эти три принципа включены во многие зороастрийские молитвы, и дети обязуются соблюдать их на церемонии инициации, отмечая свое ответственное вхождение в веру как практикующих зороастрийцев. Это моральный кодекс, по которому живет зороастрийец.
Ссылки и дополнительная литература
Безант, | Энни. «Зороастризм». В Четыре Великих Религии , 41–70. Чикаго: TheosophicalPress, 1897. И в Seven Great Religions , 41–80. Адьяр, Мадрас: Theosophical Publishing Company, 1978. | .
Бойс, | Мэри, изд. и транс. Текстовые источники для изучения зороастризма . Чикаго: University of Chicago Press, 1990. | .
Бойс, | Мария. Зороастрийцы: их религиозные верования и обычаи . Лондон: Рутледж, 2001. | .
Масани, | Сэр Растом. Зороастризм: религия хорошей жизни . Нью-Йорк: Макмиллан, 1968. | .
Риветная, | Рошан, изд. Наследие Заратуштры: введение в религию, историю и культуру зороастрийцев . Хинсдейл, Иллинойс: Федерация зороастрийских ассоциаций Северной Америки (FEZANA), 5750 South Jackson Street, www.fezana.org, 2002. |
Тарапор | вала, Ирах Джехенгир Сорабджи. Религия Заратуштры . Адьяр, Мадрас: Theosophical Publishing House, 1926. | .
Dinshaw и Hutoxy Contractor — зороастрийцы из Индии, которые живут в Соединенных Штатах с тех пор, как поженились в 1958 году. Dinshaw имеет докторскую степень в области гражданского строительства, а Hutoxy имеет степень бакалавра.