Золотой век серебряный век русской культуры: Литература Золотого и Серебряного века: переосмысление и трансформация

Серебряный и золотой век – что это и отличия

Серебряный и золотой век – эти понятия слышали в своей жизни все люди, даже не связанные с культурой и искусством. Объяснить, что же это такое могут не все, но знания особенностей и отличий поможет лучше ориентироваться в различных культурных сферах.

Содержание

  1. Определение понятий
  2. Сравнение
  3. Выводы

Определение понятий

Золотым веком принято называть период становления культуры и искусства. Его упоминания можно обнаружить в текстах, относящихся ко временам Античности. Поэты и философы того времени классифицировали с его помощью периоды развития человеческого общества. С золотом связывали денежные отношения, а также эпоху расцвета римской литературы и культуры. Основной период пришелся на 1 век до н.э. Для русской культуры золотым считается период 18-19 столетий (кроме последних 10 лет).

Серебряный век – эпоха новых взглядов и течений в культуре, искусстве и литературе. Начинается в конце 19 века и продолжается все 20-е годы 20 века. В основе лежат смелые и неожиданные решения, эксперименты со стилем и словом, стремление открыть миру нечто новое и неизведанное.

Сравнение

Для того чтобы понять, в чем состоят отличия серебряного века от золотого, необходимо провести сравнение. Первый показатель – хронология. Золотой считается более древним, так как упоминается еще античными авторами. Серебряный век является практически современным, так как закончился около 100 лет назад. Для русской литературы золотым считается весь 19 век. Рубеж конца 19-начала 20 столетия принято уже относить к серебряному веку. Также деления имеются и по жанрам. Золотым считается век литературных произведений в целом 18-19 веков, серебряным называют время расцвета поэзии (19-начало 20 века).

Для определенного временного отрезка были выбраны драгоценные металлы не по значимости культурных ценностей, а для удобства систематизации. Это можно расценивать, как дань уважения творчеству авторов.

Существует и другое мнение, согласно которому авторы серебряного века слабее творцов, создавших свои произведения в золотой век культуры. Многие философы расценивали серебряный век в качестве культурного ренессанса, русского литературного и художественного возрождения. В этот период потребовалось искать новые источники для вдохновения, следовать тенденциям и веяниям, связанным с модерном.

Золотой век пришелся на время становления литературной, художественной и в целом культурной традиции. В этот период формировалось все то, что сейчас принято называть классикой. Вместе с этим находили свое место и новые воплощения творческой мысли, возникали направления, связанные с философией и общественной проблематикой.

Серебряный век  позволил получить новые мысли и идеи, взгляды и методы исполнения. Появилось мастерство владения словом. Этот период создал новые течения, методы воплощения, культурные взгляды. В этот период появились смелые направления, такие как акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард. Их смелость и неповторимое своеобразие удивляют и современных ценителей прекрасного.

Культурные и литературные процессы тесно связаны с историей. С этой позиции также можно рассматривать различия между ними. Смена столетий и эпох является переломным и сложным моментом, поэтому культура отвечает неожиданными решениями в виде абстракции, новых рифм, смелых форм и нестандартных решений, которые были недоступны автором прошлого.

Начало XX века – серебряный век, сопровождалось становлением и развитием революционного движения. Технический прогресс заставлял ускориться не только машины и производство, но и творцов, писателей, поэтов, художников и скульпторов.  Влияние на культурные процессы оказывало и развитие научной мысли. С ней связаны проблемы и переживания в области религии.

Выводы

На основании проведенного сравнения можно подвести итоги и объяснить то, чем золотой век отличается от серебряного. Последний длился не долго, но запомнился всем ценителям прекрасного смелыми решениями. На серебряный век приходится расцвет поэзии, золотой связан с развитием всех направлений в культуре. Серебряный век в своей изначальной форме считался негативным – оценка авторам того периода давалась низкая. Золотой век дал произведения, выполненные в стиле реализма, романтизма, для серебряного характерным является влияние модернизма.

«Чем отличается «золотой век» от «серебряного»? Почему Пушкин и Толстой являются эталонами? Чем Пастернак или Маяковский хуже?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Искусство и культураЛитератураПушкин

Анюта Михайлова

  ·

43,9 K

ОтветитьУточнить

Лев Оборин

Литература

30,3 K

Поэт, переводчик, литературный критик  · 10 апр 2016

«Серебряный век» — ретроспективный термин не вполне ясного происхождения, образованный именно по аналогии с «золотым веком». «Золотым» же веком поэзию первой трети XIX века начали называть в 1860-е годы: во второй половине XIX столетия, несмотря на наличие таких имен, как Некрасов, Тютчев, Фет, русская поэзия в целом сходила в кризис, низшая точка которого пришлась на 1880-е. Новый расцвет поэзии, начавшийся в 1890-е, был назван «серебряным веком» ровно потому, что «золотой» был уже занят, а также потому что некоторое самоумаление в отсылке к «древним» — нормальная культурная практика: так и литераторы Ренессанса подчеркивали свои ученичество и вторичность по отношению к благородным образцам Античности. Эта модель сконтаминировалась с мифологическим представлением о «золотом веке», якобы бывшем когда-то в прошлом, и с развитым у Гесиода членением истории на пять периодов — золотой век, серебряный, бронзовый, героический и, наконец, нынешний, железный, когда все уже совсем не так, как прежде, ухудшилось, измельчало и т.д. 

Модель эта продуктивна, но обманчива: в лучшем случае она, как у автора вопроса, вызывает недоумение, а в худшем люди принимают на веру, что культура постоянно деградирует. Существует и понятие «бронзовый век русской поэзии» (к примеру, авторитетный исследователь Владислав Кулаков применяет его к неподцензурной поэзии второй половины XX века), но его использование вызывает обоснованный скепсис. 

Пользоваться всеми этими металлическими метафорами можно, если, мы, например, вспомним, что объективно серебро ничем не хуже золота: человечество выбрало последний металл как мерило ценности, но было ли это предопределено? Что касается бронзы, она вообще сплав, и, таким образом, понятие «бронзового века» может помочь при описании поэзии постмодернистской, центонной, подчеркивающей свою рукотворность и сконструированность. 

Ну а если путаница сохраняется, то можно пользоваться более строгими и в то же время более сложными понятиями: романтизм, модернизм, постмодернизм и так далее. Это, пожалуй, корректнее.

17,9 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Андрей Желнин

162

Студент МГТУ им. Баумана, поэт  · 9 апр 2016

Серебряный век был назван так не потому, что он чем-то уступал «золотому». Золотым временем время Пушкина назвали по той простой причине, что поэзия получила множество талантливых поэтов, навсегда вошедших в классику литературы. Во время серебряного века было так же время великих поэтов, но звучание стихов было совершенно другое, не звучание золотого века —  в них было… Читать далее

Anton Fakovsky

9 апреля 2016

Ко всему сказанному хотелось бы добавить, что «золотой» еще, как бы немного дороже и выше, по той простой причине… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Ирина Щукина

28 мар

Некорректно  сравнивать. В любое время появляются таланты.

Если и говорить об отличиях, то только в именах, а не в ценности литературы, которая появилась, и в то, и в другое время, да, и сейчас появляется. Талант бесценен и навсегда. Если он талант…

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Полный обзор Серебряного века в русском искусстве и литературе • newgirlonthebloc.com

На рубеже -го -го века Россию захлестнул культурный взрыв. По мере того, как вся динамика России начала существенно меняться, искусство и литература того времени отражали эти изменения. Эти изменения стали известны как Серебряный век в русском искусстве и литературе. Серебряный век, вслед за русскими классиками Золотого века, стал пиком художественных достижений. Серебряный век был эпохой с 1880-х по 1919 год.17 , в котором культурная и политическая сферы России трансформировались вместе с подъемом модернизма . Два важных движения в рамках эволюции модернизма — это символизм и авангард . Отношение между этими двумя движениями и их отношение к «классике» 19 века отчетливо отражают культурное и политическое развитие Серебряного века.

Александр Блок в 1903 году

Одной из первых и наиболее распространенных практик модернизма Серебряного века была школа поэзии, известная как символизм. Как 19-й век начал заканчиваться, как и реалистическое движение. Символизм был последующим движением, пытавшимся искать высшую истину в жизни, а не изображать реальность. Между политическими изменениями падения самодержавия, промышленными изменениями, вызванными западным успехом, и художественным отходом от «Великого русского романа» этот мир, который Россия считала истинным, стал «вторичным», и вместо этого символисты искали вечные истины. . В результате этого символисты начали использовать реальность для представления этих вечных истин, используя их как «символы». Один из самых глубоких символистов — Александр Блок .

Его известные стихи обычно изображают идеальную русскую жизнь и ее испорченную связь с суровой правдой промышленного сектора. В частности, одно стихотворение, которое является прекрасным примером символизма, известно как «Двенадцать». В этом стихотворении Блок символизирует двенадцать солдат-большевиков двенадцатью учениками Христа. Использование символизма с религиозным оттенком во многом раскрывает цели символистов искать истину в реальности выше той, что видится человеческому глазу. Во времена такой глубокой культурной и политической революции сами идеалы символизма вдохновляли многих.

Черный квадрат, 1915

Одним из конкретных откликов на символизм было авангардное движение . Те, кто стоял за авангардным движением, руководствовались левыми политическими мотивами и стремились к полной социальной трансформации. Их цель состояла в том, чтобы устранить разделение между общественной и частной жизнью, освободить женщин от традиционных обязательств и восстановить города. Все изменения были попытками продвижения к социалистическому образу жизни. Через художественные движения в рамках авангарда, такие как Конструктивизм , Футуризм и Супрептизм авангардистское движение пыталось покончить с различием между искусством и жизнью. Этот мост особенно заметен в одном из первых произведений искусства Supremetist, известном как «Черный квадрат» в 1915 году. «Черный квадрат» — это картина Казимира Малевича , которая открыла эру абстрактного искусства в авангардной фазе. .

Абстрактное искусство, в отличие от символизма, было создано специально для того, чтобы не иметь никакого содержания, выходящего за рамки того, что видит человеческий глаз. Абстрактное искусство не должно было быть окном, в которое можно было заглянуть, чтобы увидеть какое-то изображение реальности, а скорее эстетическим способом соединить всю Россию. Создание абстрактного искусства приблизило художественное выражение к имперской реальности, понятной всей России. Это равенство и единство всех социальных классов в значительной степени представляет собой утопические и утилитарные идеалы, за которые выступало авангардное движение.

Из-за политических и культурных различий между Серебряным веком и Золотым веком символизм и авангард различаются и имеют много общего с русской «классикой». Между непопулярным правлением Николая I, поражением России в революциях 1848 года и спорами о практике крепостного права художники и писатели Золотого века были полны решимости реалистично решать политические и социальные проблемы России. Это уступило место классическому движению, известному как реализм. Реализм породил многих художников, которых мы сегодня знаем как «классиков» 19 века, включая Ивана Гончарова, Федора Достоевского, Льва Толстого и Александра Островского. Начиная с конца 19 -го -го века, символика Серебряного века следовала за истощением Золотого века. В отличие от символистов, реалисты взяли на себя задачу осветить несоответствия и унижения в России того времени. Классики не использовали их для представления какой-то высшей идеи или универсальной истины, как это делал символизм.

Хотя авангардистское движение больше напоминало классику, все же существовали некоторые явные отличия. Поскольку обе эпохи проявляли значительный интерес к современным социальным и политическим проблемам, их соответствующие ситуации были совершенно разными. Во времена Золотого века у власти находились богатых землевладельцев из буржуа. Крестьяне и рабочие были в основном неграмотными, и большая часть произведений искусства и литературы, созданных в то время, предназначалась для высшего класса. Напротив, авангардистское движение было нацелено на создание менее поляризованной России и усиление власти 9-го века.0005 пролетариат . Авангардное движение стремилось преобразовать общество, а не просто пролить свет на проблемы времени. Подобно классикам Золотого века, авангардное движение усилило внимание к социальным вопросам, но темы Золотого века уже не были применимы.

Групповая фотография некоторых русских футуристов, опубликованная в их манифесте  Пощечина общественному вкусу . Слева направо: Алексей Крученых, Владимир Бурлюк, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц.

Футуристы Маяковский и Крученых в своей книге «Пощечина общественному вкусу» дошли до того, что сказали, что классиков Пушкина, Достоевского и Толстого следует сбросить с парохода из-за различий в социальном контексте . Эти врожденные различия между эпохами Серебряного века и Золотого века прямо показывают эстетические различия в искусстве, которое они создавали.

Политические волнения и резкие изменения в культуре и искусстве совпали, и родился Серебряный век. Двумя важными краеугольными камнями этого художественного явления были символизм и авангардное движение. Вслед за классиками реализма 19В -м веке символизм отошел от классической русской литературы в искусство в том смысле, что искал высшую истину в событиях и был ориентирован больше на метафизические аспекты жизни, чем на текущие события. Авангард имеет сходство с классикой в ​​том, что оба движения сузились до социальных проблем, однако авангард продвинулся в этой озабоченности на шаг вперед благодаря своей политической принадлежности и шагам к полной социальной трансформации. Искусство и литературу Серебряного века и их связь с классикой Золотого века можно рассматривать как полное отражение политических и культурных тем соответствующих эпох. Эпоха в русском искусстве, последовавшая за Серебряным веком, известна как Социалистический реализм , явившийся ответом абстракционизму Серебряного века и заставивший художников создавать искусство для среднего советского человека.

Русская поэзия Серебряного века: тексты и контексты

%PDF-1.7 % 1 0 объект > /Метаданные 2 0 R /Контуры 3 0 R /Страницы 4 0 Р /StructTreeRoot 5 0 R /Тип /Каталог /ViewerPreferences > >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать application/pdf

  • Сибелан Э. С. Форрестер и М. Келли
  • Русская поэзия Серебряного века: тексты и контексты
  • Prince 12.5 (www.princexml.com)AppendPDF Pro 6.3 Linux 64-разрядная версия 30 августа 2019 г. Библиотека 15.0.4Appligent pdfHarmony 2.02020-08-20T11:43:30-07:002020-08-20T11:43:30-07:002020-08 -20T11:43:30-07:001uuid:39d13cda-af27-11b2-0a00-b0ab39020000uuid:39d180b8-af27-11b2-0a00-a00bbc11fd7fpdfHarmony 2.0 Linux Kernel 2. 6 64-битная 13 марта 2012 г. Библиотека 9.0.0.0 конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект >
    эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > /MediaBox [0 0 612 792] /Родитель 9 0 Р /Ресурсы > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /StructParents 0 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 290 объект > эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /StructParents 37 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 32 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] /XОбъект >
    >> /Повернуть 0 /StructParents 38 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 33 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 39 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 34 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 40 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 35 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 41 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 36 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 42 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 37 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 43 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 38 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 44 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 390 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 45 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >
    > эндообъект 40 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 46 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 41 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 47 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 42 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 48 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 43 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 49/TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 44 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 50 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 45 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 51 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 46 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 52 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >
    > эндообъект 47 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 53 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 48 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 54 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 490 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 55 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 50 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 56 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 51 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 57 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 52 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 58 /TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >> эндообъект 53 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 59/TrimBox [0,0 0,0 442,08 663,12] /Тип /Страница >
    > эндообъект 54 0 объект > эндообъект 55 0 объект > эндообъект 56 0 объект > эндообъект 57 0 объект > эндообъект 58 0 объект > эндообъект 59 0 объект > эндообъект 60 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 62 0 объект > эндообъект 63 0 объект > эндообъект 64 0 объект > эндообъект 65 0 объект /К 17 /П 23 0 Р /Pg 28 0 R /S /диапазон >> эндообъект 66 0 объект > эндообъект 67 0 объект > эндообъект 68 0 объект > эндообъект 69 0 объект > эндообъект 70 0 объект > эндообъект 71 0 объект > эндообъект 72 0 объект > эндообъект 73 0 объект > эндообъект 74 0 объект > /Граница [0 0 0] /Содержание (Работы) /Прямая [72,0 650,625 116,8516 669. 375] /StructParent 1 /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 75 0 объект > /Граница [0 0 0] /Содержание () /Rect [72,0 612,5547 182,3545 625,4453] /StructParent 2 /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >
    > эндообъект 76 0 объект > /Граница [0 0 0] /Содержание (рус.) /Rect [501.0972 612.5547 540.0 625.4453] /StructParent 3 /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 77 0 объект > /Граница [0 0 0] /Содержание /Rect [230.8867 266.3227 418.9922 278.0414] /StructParent 4 /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 78 0 объект > /Граница [0 0 0] /Contents (Общество славянских языков и обществ) /Rect [137,2383 245,4906 325.793 257.2094] /StructParent 5 /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 79 0 объект > /Граница [0 0 0] /Содержание /Rect [72,0 228,4047 327,9971 241,2953] /StructParent 6 /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 80 0 объект > /Граница [0 0 0] /Содержание (https://works.swarthmore.edu/fac-russian/160) /Rect [72,0 131,7406 281,0723 143,4594] /StructParent 7 /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 81 0 объект > /Граница [0 0 0] /Содержание (myworks@swarthmore.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *