1.2. Золотой век в мифах и легендах народов мира . Золотой век человечества – что было, то и будет. Психологическое исследование
Мифология – не басня, а истина, действительность…
Н. Федоров
Мифы – древние народные сказания о богах, героях, о сотворении мира, происхождении людей и их былой жизни. Само слово «миф» в переводе с греческого означает «предание», «сказание». Мифы существовали и существуют практически у всех народов мира. Они – важнейшее явление истории человечества. Близкая к мифам форма древнего фольклорного творчества – легенды. Они представляют собой переходящие от поколения к поколению рассказы о былом, связанные преимущественно со священными персонажами (например, ветхозаветными или евангельскими).
На Руси мифы и легенды называли былинами, то есть – былью, отражением чего-то реально бывшего в прошлой жизни.
Мифотворчество имеет древнейшую историю. Происхождение многих мифов и легенд более раннее, чем библейских преданий. Не меньше и их значимость для жизни людей. Они – своего рода вариант устного
Одно из достоинств мифов и легенд в том, что они обращаются главным образом к «начальному», «первому» времени в жизни человека и человечества, предшествующему историческому («профанному») этапу. То есть – к тому периоду человеческой истории
(даже – предыстории), куда доступ науки почти исключен из-за недостатка сохранившихся материальных фактов, без которых ее аналитический подход невозможен. Мифам эти факты не нужны – согласно К.
В начале Нового времени вера в возможности объективного познания мира и в эффективность рационалистического обустройства жизни снижает внимание к мифам и их влияние на поведение людей. Появляется представление о мифах как «наивных» рассказах, «продуктах невежества» (Вольтер). В ХХ веке культ научно-технического прогресса почти вытесняет остатки трансцендентности из сознания людей обещанием без участия духовного начала и связи с чем-либо высшим по отношению к земной жизни распахнуть ворота в мир материального и личностного благополучия. Постепенно на смену мифам приходят многочисленные научные теории, взявшие на себя задачу дать ответы на все «проклятые» вопросы человеческого бытия, высветить все темные углы прошлого, настоящего и будущего.
Однако очень скоро обнаруживается, что объяснительные возможности науки весьма скромны, а апелляции к научному знанию далеко не всегда убедительны.
«Получилось, что миф более рационален, чем казалось прежде. А наука более мифологична, нежели думал о ней ХIХ век».
А. Кураев
Особенно значимы мифологические свидетельства, если они настойчиво повторяются в легендах и преданиях, сохранившихся у разных народов и в разных регионах земли.
Наиболее полны и содержательны в представлениях о золотом веке дошедшие до нас мифы Древней Греции. За 400 лет до Платона древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» описывает мифологическое представление о существовавшем в доисторические времена золотом веке, когда бытие человечества было безопасным и счастливым, наполненным только блаженством. «Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела… А умирали они будто объятые сном…»
Согласно Гесиоду, жившие в ту эпоху не знали страданий, сомнений, искушений, болезней, искусственности в поведении и лживости в словах, постоянно ощущали единство не только с окружающим миром, но и с вечностью, – в итоге оставались праведными и не боялись смерти. На земле не было войн, все жили в мире и согласии. Благополучию людей в тот период способствовали прекрасный климат, богатая растительность, хлебородные земли.
По мнению исследователей Древней Греции, свидетельства Гесиода заслуживают особого доверия. Он жил в то время (VIII век до н. э.), когда рационализм еще не был господствующей идеологией человечества и не опутанному рассудочными установками сознанию людей были доступны древние истины, позже заглохшие под догмами логического мышления. О том, что содержавшиеся в трудах того времени описания не были пустой фантазией, говорит следующий пример. Немецкий археолог Г. Шлиман уже в ХХ веке, руководствуясь только сочинениями Гомера (современника Гесиода), подробно описавшего (в «Илиаде») Троянскую войну, нашел знаменитое золото Трои. Эта война была за много веков до Гомера, но он знал ее подробности и объективно изложил в своей поэме. В той же мере может заслуживать доверия и версия Гесиода о золотом веке. Тогда не сочиняли, но описывали то, что было. Современники не случайно называли Гомера и Гесиода не поэтами, а историками.
Несколько позже сходную картину золотого века рисует римский поэт Овидий, очевидно, заимствовав ее из греческих мифов: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья. Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность. Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, плугом не ранена, все земля им сама приносила… Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях… Реки текли молока… Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба…»
За золотым веком как у Геосида, так и у Овидия следовали, внося все больше регресса и страданий в жизнь людей, серебряный век, затем медный, наконец, – железный век, тяжелейший из всех других. В древней мифологии регресс человека (и его жизни) видится, как правило, неизбежным и завершающимся катастрофическим финалом. Тогда как самой модной темой научной мифологии станет воспевание прогресса, ведущего человечество от худших времен к лучшим. Череда веков здесь представляется в обратной последовательности.
В самом определении изначального века как золотого заложен определенный смысл. В мифологических представлениях золото обычно рассматривается символом света, солнца. С ним связываются идеи достоинства, величия, совершенства, чистоты, мудрости, любви. В Индии золото – не только символ света, но и форма воплощения божественного. Для американских индейцев (в частности, ацтеков) золото – эманация божества. В Китае золото также ассоциировалось с чем-то небесным, неземным. В христианстве этот металл – символ божественного духа, торжествующей веры, славы, любви. Не случайно волхвы приносят младенцу Иисусу в дар золото. Цвет волос Богоматери также золотой.
С использованием эпитета «золотой» традиционно связаны многие мифологические мотивы. Например, золотая цепь – символ достоинства, чести, успеха, восхождения духа (так, в одной из легенд по золотой цепи сказочный герой достигает небес). Много других весьма символичных вариантов использования этого эпитета, когда нужно что-либо показать в лучшем свете, дают и мифы, и реальная жизнь. Известны выражения «золотой дождь», «золотая чаша», «золотое руно», «золотые врата» (на небо), «золотое сечение», «золотое число», «золотая свадьба», «золотые горы» (обещать), «золотое поколение» и т.
В то же время железо, дающее наименование нынешнему «железному веку», соотносится с силой, твердостью, упорством, грубостью. В древнееврейской традиции железо – символ несчастья, рабства, выносливости. Эпитет «железный», как правило, усиливает негативную смысловую нагрузку в характеристике любой вещи (явления). Например – «железный век» (худший из веков), «железное дерево» (виселица), «железная маска», «железная рука», «железный крест» и т. п. (92, 147).
Представление об особой начальной эпохе в жизни человечества повсеместно встречается как в наиболее ранних, архаических мифах, так и в мифах более поздних периодов. Зародышевую форму таких представлений можно найти и в наше время у многих отсталых по меркам цивилизации народов в виде поверий (преданий) о своих далеких предках, которые якобы были наделены чудесными способностями и жили лучше нынешних людей. Подобные предания появились и веками передавались из поколения в поколение в разных регионах земного шара независимо друг от друга.
Этрусская мифология прямо указывает на существование золотого века в изначальной жизни своего народа и характеризует его как эпоху изобилия и всеобщего равенства. Называется и бог, покровительствующий людям того времени, – Сатре (92). О счастливой и привольной жизни первых людей говорится в китайской мифологии. Конфуцианство золотой век древности связывает с царствованием «священномудрого правителя Яо» (92). Мордовские предания выделяют в древней истории народа период, когда власть принадлежала культурному герою, основателю светской власти и «справедливому правителю» Тюштяну, и называют этот период золотым веком.
В иранской мифологии золотой век соотносится с семисотлетним правлением шаха Джамшида. Тогда люди и скот жили бесконечно долго, источники и деревья никогда не высыхали и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости. Однако после того как пришедшими после Джамшида правителями овладела гордыня и они возомнили себя независимыми от богов, счастливый век рухнул, началась эра царства зла.
Джайнская мифология, рисуя историю человечества в виде нескольких циклов, описывает начало жизни как беззаботное время, когда люди все необходимое для жизни получали от богов и земли. Они приходили в земную жизнь из высшего мира и возвращались в него после смерти. Только по окончании этого периода началась человеческая история: постепенно появляются социальные институты, брак, погребальные обряды, труд, обучение людей ремеслам. Неуклонно сокращается продолжительность жизни, укрепляется социальный порядок. Одновременно нарастают нравственная деградация людей и их разделенность. В последних циклах истории рисуется восходящее движение людей и повторение всего в их жизни и внутреннем состоянии в обратном порядке.
Тотемические мифы аборигенов Австралии рисовали предков способными восходить на небеса и вновь опускаться на землю, творить другие чудеса. Скандинавская мифология характеризует первый век жизни людей гармоничным, наполненным радостью и спокойствием. В нем все из золота – видимо, в прямом и переносном смысле. У скандинавских народов есть и миф о первой в истории человечества войне, возникшей вследствие вражды между группами богов (асами и ванами) и положившей конец золотому веку, не знавшему каких-либо распрей. Об этой войне, в частности, рассказывается в «Саге об Инглингах, а также в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика (91, 214).
Шумеры древнего Междуречья, жившие уже за пределами золотого века – примерно в IV–II тысячелетиях до н. э., – сохраняли предания о древних людях, не знающих ни болезней, ни смерти. Обеспечивали им подобное состояние вера в существование высшего начала и жизнь после смерти, а также прямая связь с богами и вечностью.
Предания о Древнем Вавилоне, приуроченные к «началу истории» человечества, прежде всего свидетельствуют о единстве людей того времени: «Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова». Затем – о высочайших способностях людей. Это – не дикари из повести братьев Стругацких. Они многое умели и на бесконечно большее были способны. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя» (91, 206). Люди знали вполне современные строительные материалы – обожженные кирпичи, асфальт – и были способны возводить сооружения, которые наши современники назвали высотными и научились строить только в ХХ веке. Археологические раскопки подтверждают данное предание. Найдены развалины огромного недостроенного города и лежащей в руинах башни (91, 207). Легенду о Вавилонской башне подтверждают и библейские тексты.
Из Вавилона дошла до нас также древнейшая, написанная еще клинописью поэма о Гильгамеше, в которой тесно переплетаются действия богов, полубогов, героев и людей, подчеркивается возможность перехода между этими группами. В поэме, написанной, видимо, перед Великим потопом и отчасти отражающей его смысл, главный герой Гильгамеш стремится стать богом и обрести бессмертие. Боги не возражают, но ставят ему предварительные условия:
…Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилие, заботься о жизни.
Богатство презри, спасай свою душу!
В преданиях мексиканских народов говорится о существовавшем задолго до них «сообществе совершенных людей» – толтеков. Куда они ушли, какова их историческая судьба – никому неизвестно. Но именно с ними пришедшие позже народы связывают свои достижения в искусстве, архитектуре, астрономии, математике, философии. Толтекам было дано, согласно преданиям, знать все. Любой рассказ о них начинается словами: «А толтеки знали…» И в доказательство этому звучат слова: они могли разговаривать с собственным сердцем. Возможно, от этого древнейшего народа получили ацтеки (и другие известные истории жители Центральной Америки) те величественные строения, которые сегодня изучаются в развалинах (70).
Из работ Платона и Аристотеля известна древняя легенда о благодатной стране Гиперборее. Греческие мифы помещали ее «за Бореем» – северным ветром. Аналог данной легенды был известен и древним славянам. В их интерпретации один из сегментов этой страны располагался на территории нынешнего Кольского полуострова, имевшего в те времена иные ландшафтные и климатические условия. Характеристики гипербореев примерно те же, что и у субъектов других древних преданий: господство любви и всезнания, почти безграничная способность к долголетию, связь с вечностью и свободный переход в нее в конце жизни.
Из сохранившихся источников, в том числе литературных, известно, что древние люди (вплоть до античного периода) не видели непроходимой пропасти между людьми и богами, между живущими и умершими. Для античной мифологии вполне естественно превращение богов в людей и наоборот. В Древнем Египте не вызывало сомнений учение о потустороннем мире и вечной жизни, наличии тесной связи между людьми и богами. Земная жизнь была для египтян одним из эпизодов жизни вечной. Древние ведические религии Индии (как и современный индуизм) верили в загробную жизнь, продолжение вечного, непрекращающегося существования человека и неизбежность отчета души перед высшими силами о делах в этом мире.
На существовании доисторического идеального периода в жизни человечества настаивали пророки Ветхого Завета, древние китайские мудрецы Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций, мудрецы народов Ближнего и Среднего Востока аль-Фараби, Низами, Ибн Рушд, древнегреческие гении Сократ и Платон… О золотом веке человечества пишет Вергилий в «Энеиде». Все они жили во времена, значительно более близкие к исходным этапам человеческого бытия на земле. И дошедшие до них предания были в большей мере наполнены жизненным смыслом и имели больше оснований для доверия.
Итак, согласно преданиям, почти все народы мира знали феномен золотого века. Этот факт не может быть случайным. Он скорее свидетельствует о существовании в жизни человечества, на самых начальных ее стадиях, периода, когда иные чувства правили поведением людей, их отношением к окружающему миру и к самим себе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Миф о золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия
Наши представления о мире идей века Просвещения достаточно полны и точны, опираются на классические работы российских и зарубежных ученых. Вершиной эпохи Просвещения и вместе с тем трагическим ее завершением по праву считается XVIII столетие, век великих ученых и писателей, Вольтера, Дидро, энциклопедистов. Его по праву называют царством разума. И в то же время мы знаем, что этот мир идей существенно сложен и противоречив, не всегда разумен. К тому же XVIII век отнюдь не исчерпывается Просвещением и классицизмом, рядом с идеями и творчеством просветителей существуют и борются с ними иные философские системы и художественные миры. Именно тогда возникает великий спор о Просвещении, который неизбежно принимает эсхатологическую окраску после трагической и поучительной гибели этой эпохи и многих ее деятелей в огне Великой французской революции. Опор этот жизненно важен для молодой, стремительно развивавшейся русской культуры того времени, определяет ее достижения, капитальные идеи и исторические судьбы на протяжении всего XIX века, да и сегодня далек от завершения.
В 1852 году философ-западник П. Я. Чаадаев, возражая славянофилу И. В. Киреевскому, подводил некоторые итоги этого спора: «Общее мнение не ограничивалось сравнением русского просвещения с просвещением европейским, но предполагало вообще, что существенное различие между одним просвещением и другим состоит не в характере, а в степени…» 1 Оставив в стороне исторические подробности полемики, обратим внимание на саму идею: чем больше просвещения и неизбежно с ним связанной свободы, тем лучше. Когда они достигнут наивысшей полноты, наступит золотой век для всего человечества.
Такая по-кандидовски оптимистичная однолинейность, вообще характерная для века Просвещения и его деятелей, исключает любой реальный историзм воззрений и сколько- нибудь эмоционально и философски обоснованную эсхатологию, а вот неизбежный исторический крах основанных на ней прекраснодушных теорий, страшные, кровавые формы, которые эти отвлеченные теории и изощренные игры разума вдруг принимают в мире реальной жизни и политики на грани веков, порождают трагические мысли о конце времен и гибели человечества 2 . Тогда и возникают такие выдающиеся и загадочные произведения, как записанное Ж.-Ф. Лагарпом пророчество Ж. Казота, рождаются такие мыслители, как беспощадный, убедительный и талантливый критик века Просвещения и его деятелей Жозеф де Местр.
Все эти обстоятельства заставляют нас иначе взглянуть на XVIII столетие. Вдруг выясняется, что в эту сложную эпоху существовало несколько просвещении, они спорили друг с другом, опирались на совершенно разные культурные традиции и философские системы. Казот и Местр как мыслители и писатели сложились до Великой французской революции, они – масоны, последователи той самобытной и вполне художественной философии жизни, которую создали живший во Франции португальский мистик Мартиниш Паскуалиш (он и дал имя мартинизму) и его талантливый ученик Л. К. де Сен-Мартен. Философия и эстетика ордена вольных каменщиков в разных формах получила распространение в Западной Европе, особенно в Англии и Германии 3 . Масонство возникло и в России и повлияло на всю ее рождающуюся новую культуру, и прежде всего на художественную литературу 4 .
Именно здесь в масонских философских и литературных сочинениях прозвучала принципиальная, обоснованная критика многих идей и ценностей XVIII века. Есть у русских вольных каменщиков и свое название для эпохи Просвещения, в которую они живут и делают свою тайную «работу». Масон, переводчик мистических книг и поэт А. Ф. Лабзин говорит ясно: «…ложное Просвещение, продлявшееся всюду, есть та река, которая стремится поглотить Истину, хотящую породить нам мужественное чадо, и бегущую дня того из градов в пустыни и степи…» 5 . Без инвектив великого мастера ложи «Умирающий сфинкс» не будет до конца понятна таинственная предсмертная статья Пушкина «Александр Радищев» (1836), этот важнейший документ для истории русского масонства, где прямо и точно сказано: «В Радищеве отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидрота и Реналя; но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения» 6 . Эти высказывания показывают, что проблема настолько серьезна, что ограничиться критикой здесь никак нельзя.
Масонская философия была характерна не только как принципиальное отрицание прямолинейного просветительства XVIII века, она стала очень последовательным возвратом ко всем домасонским тайным верованиям, традициям мировой эзотерики, античной, восточной, иудейской и христианской, к гностицизму и средневековой мистике, отброшенным после культурных революций, которые произошли в эпохи Возрождения и Просвещения и по дороге многое изъяли из богатого духовного обихода европейского человека, предложили свои самоуверенные однолинейные формулы взамен сложных старых идей. Ясно, что такая философская критика порождает вполне оригинальную эсхатологию, опирающуюся на барочные «Центурии» Нострадамуса, сочинения Якоба Беме и Джона Пордеджа, поэзию немецких розенкрейцеров 7 . Масонский золотой век оказывается не только позади, но и впереди, в послеисторическом будущем, где времени больше не будет, в вечном царстве света и всемирного братства, а «водители» масонской толпы стремятся повести «братьев» в новый рай на земле, в золотой век справедливой богини Астреи.
Потому-то так интересовали масонов доисторические времена, потому-то особое место в их чтении, переводах и издательской деятельности занимала поэма англичанина Мильтона «Потерянный рай» (в раннем русском переводе с французского она получила характерное название «Погубленный рай»). Напоминая о неизбежном возмездии за «погубление рая» и неправедную жизнь, М. М. Щербатов и А. М. Кутузов переводят поэму Э. Юнга «Страшный Суд». Рождается и оригинальная поэтическая эсхатология и апокалиптика. Русские поэты-масоны А. П. Сумароков, В. И. Майков и М. М. Херасков не случайно пишут барочные «оды философические» о Страшном Суде как заслуженном наказании за падение человека и неизбежном конце неидеальных времен.
Ибо, когда пал духовно человек, пала и природа, ставшая, по мысли масонов, низкой «натурой», материальным хаосом, лабиринтом мертвых вещей, где заблудился несчастный потомок светлого первочеловека Адама Кадмона. Только «водители», просвещенные масоны высших степеней могут вывести его из этого лабиринта:
Когда любовь в златые веки, Блистала всем в своей красе, И в братстве жили человеки, Тогда масоны были все 8 .
Масонская философия имела установившийся взгляд не только на природу и человека 9 , но и на историю, на общество, в котором человек живет. С этой точки зрения оказывается, что самодержцы, верховные правители, жрецы, священники любой церкви – всего лишь узурпаторы, которые преступно посягнули на общую для всех людей политическую и духовную свободу. Масоны всегда были убежденными противниками войн, деятельными сторонниками идеи вечного мира (об этом написан трактат В. Ф. Малиновского, масона и первого директора Царскосельского лицея), отсюда их вражда с Наполеоном, отсюда общеизвестный пацифизм Н. М. Карамзина и рассуждения молодого масона А. Пушкина о «вечном мире». Их псевдоинтернационализм основывался на необходимости объединения народов во всемирной империи, руководимой просвещенным, «конституционным» вождем- масоном. Ясно, что такая философия истории насквозь эсхатологична, полна темных и мрачных пророчеств, говорит о началах и концах, рождении и гибели, исторических канунах и мировых социальных катастрофах10
Любое национальное государство, с масонской точки зрения, является незаконным образованием, посягающим на целостность мира, ибо Бог дал человеку божественную свободу; те же, кто так или иначе ограничил ее, являются врагами божественного порядка, поэтому с ними необходимо тайно и беспощадно бороться, вплоть до негласно признаваемого вполне законным умерщвления убежденных опасных врагов. «Вселенная есть отечество каменщика», – сказано в масонском уставе.
Золотой век Астреи предстает у масонов веком, в котором не будет законов, власти, наций, границ и собственности, то есть это знакомая всем нам по коммунистической мифологии картина социального рая на земле, но в масонской интерпретации она выглядит иначе, ибо в ней есть существенный момент, для марксистов неприемлемый, – идея свободы человеческой воли.
«И потому доколе в человеке есть воля, которая хотя и может развратиться худым ее употреблением, не престану однако почитать его свободным, хотя он почти всегда порабощен», – пишет философ-масон Сен-Мартен, мельком упомянутый в «Письмах русского путешественника» и все же, по-видимому, встречавшийся с их автором11 А в толкованиях Священного Писания, написанных С. И. Гамалеей, говорится о воле как о «собственном в человеке диаволе»: «Но она как Адама вывела из рая, так и всякого из потомков его не пущает туда, пока он не решится на всевозможное исполнение по Евангелию, несмотря ни на какие человеческие заповеди и предания» ## ОПИ ГИМ. Ф. 342. On. 1. Ед. хр.
- П. Я. Чаадаев, Статьи и письма, М., 1989, с. 386.[↩]
- См.: С. Я. Карп, Французские просветители и Россия. Исследования и новые материалы по истории русско- французских культурных связей второй половины XVIII века, М., 1998.[↩]
- См.:»Beforderer der Aufklarung in Osteuropa. Freimaurer, Gesellschaften, Clubs», Berlin, 1979.[↩]
- См.: В. И. Сахаров, Русская масонская поэзия XVIII века (к постановке проблемы). – «Русская литература», 1995, № 4;
В. И. Сахаров, Проза русских масонов (История и поэтика). – «Контекст. 1994, 1995», М., 1996; «Масонство и русская литература XVIII- начала XIX вв.», М., 2000 (в печати).[↩]
- »Сионский вестник», 1818, кн. 2, с. 217. [↩]
- А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, Л., 1978, с. 245.[↩]
- См.: «Тайные фигуры розенкрейцеров», Киев, 1997. Здесь наконец переведен поэтический сборник Даниэля Стольция «Химический цветник».[↩]
- «Русский архив», 1916, № 4, с.
444.[↩]
- См.: В. И. Сахаров, Концепция человека в философии русских масонов (по архивным материалам). – «Дельфис», 1997, № 4.[↩]
- См.: В. П. Шестаков, Эсхатология и утопия (Очерки русской философии и культуры), М., 1995.[↩]
- Л. К. Сен-Мартен, О заблуждениях и истине, М., 1785, с. 26.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Что такое Золотой век греческой мифологии
Написано GreekBoston.com в греческой мифологии Комментарии отключены на Что такое Золотой век греческой мифологии
В греческой мифологии есть одни из самых узнаваемых историй в литературе. Эти истории охватывают множество тем, таких как вожделение, жадность, гнев, любовь и ревность. Древнегреческая мифология описывает пять возрастов человека, каждый из которых свидетельствует об ухудшении человеческого состояния. Пять возрастов: Золотой, Серебряный, Бронзовый, Героический и Железный. Золотой век греческой мифологии был первым и потому самым мирным и прекрасным для человечества. Вот дополнительная информация:
Начало Золотого века
Золотой век был первым периодом существования человека на Земле. В этот период люди были созданы Кроносом, самым молодым из двенадцати первоначальных титанов. Эти Титаны были детьми Земли, известной как Гея, и неба, известной как Уран. Они были родителями греческих богов, с которыми мы знакомы сегодня, таких как Зевс и Гера. В греческой легенде Кронос пришел к власти после свержения своего отца и правил Золотым веком человечества.
Жизнь в Золотой век
Греческая мифология описывает Золотой век человека как время безграничного мира, процветания и гармонии между всем сущим — богами, человеком и природой. Человечество жило среди богов, и мир описывается как находящийся в состоянии вечной весны, в котором люди жили легко и комфортно.
В течение этого первого века пища была в изобилии, и люди могли легко добывать ее, никогда не прилагая усилий, чтобы прокормить себя. Они дожили до глубокой старости и сохраняли свой юношеский вид на протяжении всей своей жизни. Когда наконец пришла смерть, все было мирно, и человеческие духи остались на Земле, продолжая быть хранителями живых.
Конец Золотого века
Золотой Век закончился с падением Кроноса. Хотя этот первый век был временем мира, Кронос жил со скрытым страхом. Его мать, Гея, предсказала, что он будет низложен одним из собственных сыновей, точно так же, как он, Кронос, низложил своего отца Урана. Во время своего правления Кронос женился на своей сестре Рее, пара жила как муж и жена, родив шестерых детей: Зевса, Посейдона, Деметру, Геру, Гестию и Аида.
Кронос, помня о пророчестве своей матери, был полон решимости не быть свергнутым ни одним из своих потомков и пожирал каждого новорожденного ребенка при его рождении. Его жена и сестра Рея спасли всего одного ребенка от этой ужасной участи. Родив Зевса, она спрятала его и вместо этого подарила Кроносу камень, завернутый в пеленки, который он тут же проглотил.
Годы спустя, полностью выросший, Зевс вышел из укрытия и столкнулся со своим отцом, заставив Титана извергнуть братьев и сестер, которых он поглотил. Затем Зевс повел своих братьев и сестер в десятилетнем конфликте против Титанов, в конечном итоге выйдя победителем. Когда Титаны были побеждены, Зевс занял трон на горе Олимп и руководил человечеством, положив начало Серебряному веку.
Золотой век греческой мифологии был временем мира и гармонии между всеми живыми существами, которые существовали, несмотря на сильно испорченного правителя Кроноса, самого молодого из титанов. В это время люди наслаждались жизнью, какой люди не знали с тех пор, с хорошим здоровьем, обильной едой и прекрасным миром, похожим на сад, и это нашло отражение в мифах и легендах того времени.
Источник:
Википедия — Золотой век
Категория: Греческая мифология
Этот пост был написан GreekBoston. com
Давно потерянный золотой век — всего лишь миф?
Мифы и фольклор древних культур говорят об обширном цикле времени с чередованием темных и золотых веков; Платон назвал его Великим годом. Многих из нас учили, что этот цикл был всего лишь мифом, а золотой век — всего лишь сказкой.
Джорджио де Сантильяна, бывший профессор истории науки в Массачусетском технологическом институте (MIT), США, говорит нам, что эта идея цикла вышла далеко за пределы Греции и Индии. В своей знаковой работе «Мельница Гамлета» де Сантильяна и соавтор Герта фон Дехенд показывают, что в мифах и фольклоре более тридцати древних культур упоминается цикл времени с длительными периодами просветления, прерываемыми темными веками невежества. Более того, они показывают, что это, по-видимому, связано с известным астрономическим явлением — прецессией равноденствия или управляется им.
Именно здесь современная наука, возможно, дает нам поразительные новые доказательства.
Всем нам известны два движения небесных тел, оказывающие глубокое влияние на жизнь и сознание. Вращение Земли вокруг своей оси заставляет людей переходить из состояния бодрствования в состояние сна и обратно каждые двадцать четыре часа. Наши тела настолько хорошо приспособились к вращению Земли, что оно производит эти регулярные изменения в сознании, даже не задумываясь над этим процессом.
Прецессия равноденствий, видимая «снаружи» небесного купола. (Tau’olunga /CC BY-SA 2.5)
Второе коперниканское движение, Земля, вращающаяся вокруг Солнца, имеет столь же значительный эффект, побуждая триллионы форм жизни возникать из-под земли, цвести, плодоносить и затем разлагаются, в то время как миллиарды других видов впадают в спячку, нерестятся или массово мигрируют. Наш видимый мир буквально оживает, полностью меняет свой цвет и ход, а затем меняет направление с каждым прибавлением и убыванием второго небесного движения. Опять же, мы так к нему привыкли, что едва ли считаем его заслуживающим внимания.
Третье небесное движение, либрация, или прецессия равноденствия, менее изучено, чем первые два, но если верить древним культурам, его воздействие столь же преобразующее. Что маскирует влияние этого движения, так это его временной масштаб. Подобно мухе-однодневке, которая живет только один день в году и ничего не знает о временах года, средняя продолжительность жизни человека составляет лишь 1/360 от примерно 24 000-летнего прецессионного цикла. И как муха-однодневка, рожденная в пасмурный безветренный день, не имеет ни малейшего представления о том, что есть что-то столь же прекрасное, как солнечный свет или ветерок, так и мы, рожденные в эпоху материалистической рациональности, мало сознаем золотой век или более высокие состояния разума. сознание – хотя это последовательное наследственное послание.
Как отмечают Джорджио и Герта, представление о большом цикле, связанном с медленной прецессией равноденствия, было общим для многих культур до христианской эры, но затем было утрачено. Теперь все больше астрономических и археологических данных свидетельствует о том, что этот цикл может иметь под собой реальную основу. Что еще более важно, понимание ее приливов и отливов и характера каждой эпохи дает представление о будущем цивилизации.
Пока Древние правы; в Египте, Месопотамии, Древней Индии и т. д., по-видимому, есть свидетельства утраченного высокого возраста задолго до Средневековья. Затем мы погрузились в период, когда даже Греция и великая Римская империя рухнули, как правило, с голодом, чумой и жестокой инквизицией. И, наконец, ренессанс (возрождение) научных знаний, помогающих нам выйти из глубины темных веков. Так что же движет этими изменениями и чего нам ожидать в будущем? Понимание причины прецессии является ключевым.
Циклы подъема и падения: сожжение Рима и возрождение знаний. (общественное достояние)
Heavenly Observations
Наблюдение за тремя движениями Земли довольно просто.
В первом, вращении, мы видим восход солнца на востоке и закат на западе каждые двадцать четыре часа. И если бы мы смотрели на звезды только один раз в день, мы бы наблюдали аналогичную картину в течение года: звезды восходят на востоке и заходят на западе. Двенадцать созвездий зодиака — древние вехи времени, лежащие вдоль эклиптики, пути солнца — проходят над головой со скоростью примерно одно в месяц и возвращаются в исходную точку нашего наблюдения за небом в конце года. И если бы мы смотрели только раз в год, скажем, в день осеннего равноденствия, мы бы заметили, что звезды движутся ретроградно (противоположно первым двум движениям) со скоростью примерно один градус каждые семьдесят лет.
При таком темпе равноденствие приходится на другое созвездие примерно раз в 2000 лет, и для завершения цикла через двенадцать созвездий требуется около 24000 лет. Это называется прецессией (обратным движением) точки равноденствия относительно неподвижных звезд.
- Царица Тамар: самоуверенная правительница Золотого века Грузии
- Ауисотль: могущественный правитель Золотого века ацтеков
- Золотой век христианских пиктов: свидетельство религиозного производства в Портмахомаке
Стандартная теория прецессии утверждает, что главным образом гравитация Луны, действующая на сжатую Землю, должна быть причиной изменения ориентации Земли по отношению к далекому космосу. Однако эта теория была разработана до того, как астрономы узнали, что Солнечная система может двигаться, и теперь Международный астрономический союз признал ее «несовместимой с динамической теорией». Древняя восточная астрономия учит, что равноденствие, медленно движущееся или «прецессирующее» через двенадцать созвездий зодиака, происходит просто из-за движения Солнца, огибающего пространство вокруг другой звезды, что меняет наш взгляд на звезды с Земли.
На сегодняшний день астрономы еще не открыли такую звезду, поэтому они опровергают этот миф. Но совсем недавно (январь 2016 г.) ученые из Калифорнийского технологического института (Калифорнийский технологический институт) в Калифорнии, США, публично заявили, что они обнаружили доказательства сильного гравитационного влияния на одной стороне нашей Солнечной системы, заставляющего малые планеты (например, Плутон и Седна), образуя продолговатые наклонные узоры. Следовательно, современная наука сейчас ищет либо девятую планету, либо звезду, влияющую на нашу солнечную систему.
Орбитальные корреляции между шестью далекими транснептуновыми объектами привели к гипотезе Девятой Планеты. ( CC0 )
Помимо технических соображений, большая масса могла бы дать логическую причину того, почему у нас мог бы быть Великий год, используя термин Платона, с чередованием темных и золотых веков. То есть, если солнечная система, несущая Землю, действительно движется по огромной орбите с периодом ~24 000 лет вокруг другой массы, подвергая Землю электромагнитному (ЭМ) спектру другой звезды или электромагнитного источника по пути, формируя тонкие электрические и магнитные поля. по которой мы движемся, можно ожидать, что это повлияет на нашу магнитосферу, ионосферу и, весьма вероятно, на все живое по схеме, соответствующей этой орбите. Таким образом, точно так же, как меньшие суточные и годовые движения Земли создают циклы дня и ночи и времена года (и то, и другое из-за изменения положения Земли относительно электромагнитного спектра Солнца), можно ожидать, что большее небесное движение будет производить цикл, который влияет на жизнь и сознание в большом масштабе.
Художественное изображение таинственной Девятой планеты. (CC BY-SA 4.0)
Гипотеза о том, как такой небесный цикл может влиять на сознание, может быть построена на работе доктора Валери Хант, бывшего профессора физиологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). ). В ряде исследований она обнаружила, что изменения в окружающих нас тонких электрических, электромагнитных и магнитных полях (которые окружают нас все время) могут существенно повлиять на человеческое познание и работоспособность. Короче говоря, на сознание, по-видимому, воздействуют тонкие световые поля, которые могут иметь долговременные последствия, едва ли понятные.
Иллюстрация магнитных полей в солнечной короне. ( CC BY-SA 3.0 )
В соответствии с мифами и фольклором концепция Великого года или циклической модели истории основана на движении Солнца в космосе, подвергая Землю воздействию прибывающих и убывающих звездных полей. (все звезды являются огромными генераторами электромагнитных спектров), что привело к легендарному взлету и падению веков в течение великих эпох времени.
Солнечная колесница Trundholm (ок. 1350 г. до н.э.), запряженная лошадью, — скульптура, которая, как считается, иллюстрирует важную часть мифологии скандинавского бронзового века. ( Nationalmuseet/CC BY-SA 3.0 )
Исторические взгляды на Золотой век
Современные теории истории обычно игнорируют мифы и фольклор и не принимают во внимание какие-либо макровнешние воздействия на сознание. По большей части теория современной истории учит, что сознание (или история) движется по линейной схеме от первобытного к современному, за немногими исключениями, и включает идеи о том, что люди были охотниками-собирателями примерно 5000 лет назад, когда племена сначала объединились для защиты от других воюющих сторон, и письменное общение должно предшествовать крупным инженерным сооружениям или густонаселенным цивилизациям.
Проблема с этой широко распространенной парадигмой заключается в том, что она не согласуется с меняющейся интерпретацией недавно обнаруженных древних культур и аномальных артефактов.
За последние сто лет в Месопотамии, долине Инда, Южной Америке, Турции и многих других регионах были сделаны крупные открытия, нарушающие правила теории истории и отодвигающие время передового развития человечества. В частности, они показывают, что почти пять тысяч лет назад древние народы были во многих отношениях гораздо более опытными и цивилизованными, чем в более поздние темные века, всего шестьсот-тысячу лет назад.
В Карале, древнем комплексе неизвестного происхождения на западном побережье Перу, мы находим шесть пирамид, датированных по углероду 2700 г. -Колыбель цивилизации в Месопотамии. Карал находится в океане от Колыбели. Мы не находим свидетельств письменности или оружия, двух так называемых предметов первой необходимости цивилизации, но мы находим красивые музыкальные инструменты, астрономически выровненные сооружения и свидетельства торговли с далекими землями (ткани, семена и раковины, не являющиеся местными для этой местности). — все признаки процветающей культуры.
Гёбекли-Тепе бросает еще больший вызов общепринятым представлениям об истории. Это место в Турции, датированное как минимум 9 000 г. до н. э., отличается впечатляющей архитектурой, в том числе огромными резными колоннами. Обнаружить, что что-то столь большое и сложное существовало задолго до дат, принятых для изобретения земледелия и гончарного дела, — археологическая загадка. Эти места бросают вызов стандартной исторической парадигме. И что еще более странно, так это то, что многие из этих цивилизаций, казалось, массово пришли в упадок.
В древней Месопотамии, Пакистане, Джирофте и прилегающих землях мы находим знания в области астрономии, геометрии, передовых методов строительства, сложных систем водопровода и водоснабжения, невероятного искусства, красок и тканей, хирургии, медицины и многих других тонкостей цивилизованного мира. культуры, которые, кажется, возникли из ниоткуда и были полностью утеряны в течение следующих нескольких тысяч лет.
Археологические раскопки Гёбекли Тепе в Турции. ( СС BY-SA 3.0 )
Ко времени всемирных темных веков каждая из этих цивилизаций, включая крупные в Египте и долине Инда, в значительной степени превратилась в прах или кочевой образ жизни. Рядом с глубинами циклического спада были руины и мало что еще, в то время как местное население ничего не знало о строителях, кроме как из легенд. В некоторых районах, где все еще оставалось большое население, например, в некоторых частях Европы, бедность, чума и болезни часто свирепствовали, а способность читать, писать или воспроизводить какие-либо из более ранних инженерных или научных достижений практически исчезла. Что случилось?
Хотя записи этого периода остаются неполными, археологические свидетельства указывают на то, что сознание, отражающееся в человеческой изобретательности и способностях, значительно уменьшилось. Человечество, казалось, потеряло способность делать то, что делало раньше. Интересно, что именно это и предсказывали многие древние культуры.
Стефан Мол, выдающийся в мире ассирианист, пролил свет на это явление в своей серии президентских лекций в Стэнфорде в 1997 году. Он говорит нам, что аккадцы знали, что живут в эпоху заката. Они почитали прошлое как высшее время и пытались его удержать, но в то же время предсказывали и оплакивали грядущие темные века. Этимологические исследования клинописных табличек, проведенные Молом, показывают, что древние слова, обозначающие «прошлое», теперь стали нашими словами, обозначающими «будущее», а древние слова, обозначающие «будущее», стали нашими словами, обозначающими «прошлое». Это почти как если бы человечество ориентировало свое движение во времени в зависимости от того, движется ли оно к золотому веку или от него.
Аккадская надпись, найденная в городе Марад в Ираке, ок. 2260 г. до н.э. ( CC BY-SA 2.0 FR )
Этот принцип прибывающих и убывающих эпох изображен на многочисленных барельефах, найденных в древних митраистских храмах «школы мистерий». Знаменитая Тавроктония, или сцена убийства быка, обычно окружена двумя мальчиками, Каутесом и Каутопетом. Один держит факел на восходящей стороне зодиака, указывая на время возрастания света, а другой держит факел на нисходящей стороне зодиака, указывая на время тьмы. Далее они разбиты на эпохи, которые греки считали «железной, бронзовой, серебряной и золотой» — простым способом описать эпохи Великого года.
Сцена тавроктонии на римском барельефе. 2 или 3 век. ( Public Domain )
Понимание того, что сознание действительно может подниматься и опускаться вместе с движениями небес, придает смысл древним мифам и фольклору и помещает аномальные культуры и артефакты, такие как антикиферское устройство и вавилонская батарея , в исторический контекст, который имеет смысл. Например, батарея была разработана по крайней мере 2000 лет назад, затеряна в средневековье, а затем заново изобретена Вольтой в период пост-ренессанса. То же самое касается протезов, хирургии головного мозга, знаний о гелиоцентрической системе и передовой инженерии и т. д. Они были обнаружены, утеряны, а затем вновь открыты.
Это также говорит о том, почему так много древних культур, по-видимому, были очарованы звездами, и дает нам рабочую парадигму для понимания истории. Это также могло бы помочь нам определить силы, которые двигали Ренессанс и которые могут ускорять сознание в нашу нынешнюю эпоху. Мифы и фольклор, научный язык прошлого, обеспечивают более глубокий взгляд на сознание на протяжении веков.
Астрономическая гонка
Последние новости из Калифорнийского технологического института побуждают астрономов и астрофизиков всего мира искать там что-то большое. Гонка продолжается. Возможно, они, наконец, объяснят нам цикл веков.
Верхнее изображение: Золотой век. Источник: Хуан Карлос Барке
Автор Уолтер Круттенден
Обновлено 18 ноября 2020 г. Он является автором книг «Потерянная звезда мифов и времени» , «Приключения великого года» и отмеченного наградами документального фильма 9.