Золотое слово — Бальмонт. Полный текст стихотворения — Золотое слово
Литература
Каталог стихотворений
Константин Бальмонт — стихи
Константин Бальмонт
Золотое слово
Осень обещала: » Я озолочу»
А Зима сказала: «Как я захочу»
А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».
И Весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик — золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
Там, где не достала, — лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, — будет и седой.
Осень обещала. Помогла Весна.
Ну, Зима пропала, хоть была сильна.
1912 г.
О природе
Короткие
Серебряный век
О зиме
Стихи Константина Бальмонта – О природе
Стихи Константина Бальмонта – Короткие
Стихи Константина Бальмонта – Серебряный век
Стихи Константина Бальмонта – О зиме
Другие стихи этого автора
Быть может
Быть может через годы, быть может через дни,
С тобой мы будем вместе, и будем мы одни.
О любви
Я не из тех
Я не из тех, чье имя легион,
Я не из царства духов безымянных.
Короткие
Но если
Но если ты снежный
И если морозный, —
О любви
Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Серебряный век
И да, и нет
1
И да, и нет — здесь все мое,
Серебряный век
Когда же?
О, жизни волненье! О, свет и любовь!
Когда же мы встретимся вновь?
Короткие
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Золотое Слово Святослава. Князья и воины читать онлайн бесплатно
1234567…36
Золотое Слово Святослава
Князья и воины
Любовь Сушко
© Любовь Сушко, 2019
ISBN 978-5-4490-8902-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Любовь Сушко
Золотое Слово Святослава
КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ СТАРЫЙ
БРАТСКАЯ ЛЮБОВЬ
ЗОЛОТОЕ СЛОВО СВЯТОСЛАВА
(СВЯТОСЛАВ И ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧИ)
И тогда великий Святослав
Изранил свое святое слово.
Со слезами смешанно сказал:
«О, сыны, не ждал я зла такого,
Что ж вы дети, натворили мне
И моим серебряным сединам.
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
И его черниговские слуги
(Слово о полку Игореве»)
ВСТУПЛЕНИЕ
С самого начала Святослав знал, что он рожден, был князем, и более того – он старший в роду и рожден от старшего сына. Такая удача выпадала немногим. Большинство из княжичей могли только об этом мечтать. Ему же с самого рождения объясняли, что по закону, давным давно принятому, возможно еще со времен Кия и Славена, было понятно что стол наследует старший сын старшего сына, и Святослав понимал, что нет у него соперников. И если кто-то решиться пойти против, то всегда можно будет с мечом в руках свое право отстоять. И смотрел он покровительственно на своего младшего брата Ярослава, у которого хоть и было от рождения не менее громкое имя, но таких подарков судьбы он не получил, и должен был оставаться только вторым.
– Он был только вторым и всегда вторым останется, потому что Святослав собрался жить долго и счастливо и слыть великим князем всегда, пока жив.
– Это будут благословенные времена на землях славянских и его назовут Мудрым и Вещим, ведь они не хуже предков их, и монах все время твердит о том, что дети должны быть лучше их родителей.
Но и в старые времена бывало по-разному. Но разве так трудно одним словом и мудрым решением прекратить эту вражду, и жить с младшими братьями в благоденствии.
Он почитал Бога и внимательно прислушивался к проповедям монаха, пытливо ища в Библии, мудрейшей из книг, каких-то примеров, которые и должны были управляться с бесконечным миром. Даже отец и монахи поражались серьезности мальчика. И казалось, что в какой-то своей жизни он уже побывал великим князем, а на этот раз собирался только исправить все совершенные тогда ошибки. Возможно, недаром его назвали тогда таким именем, и тот, древний Святослав вернулся в этот мир в новой жизни, и станет он еще более ярким и неповторимым из князей
А в смутные времена, где на каждом шагу всякое случиться могло, княжич готовил себя для великих дел. И только одно было странным, как не пытался он казаться важным и показать собственное превосходство, запомнилось ему из всей Библии немногое: это притча о Каине с Авелем, и тогда уже было братоубийство, видно с самого начала никак нельзя было избежать его, и притча об Иуде и его предательстве. Говорят, что каждый запоминает только то, что ему ближе всего. Но разве об этом хотелось думать ему, или чья-то невидимая рука открывала перед князем именно эти страницы и пыталась ему о чем-то таким рассказать.
Если это дурной знак, то, что он мог для него значить, то, что брат его родной убьет, или наоборот все случится, и хотят его предупредить о том, чтобы не делал он этого?
Он знал, что Иуд будет в жизни его немало, но сам он не собирался оставаться таким вероломным. Ему слишком много и без того дано, ничего не станет он добиваться при помощи коварства. Он убеждал себя в том, что страхи его и волнения были напрасными.
№№№№№№
Когда Святослав, наконец, обосновался в Киеве, он был уверен в том, что позабудутся все лишения и муки, которые ему удалось продлить.
И первым делом он отправился в Софию и стал молиться о тех удачах, о победе, выпавшей на его долю. Ему было за что благодарить Всевышнего. Собор потряс его своим великолепием. Он знал, что это и будет главный храм в его жизни, тут будет легче разговаривать с Богом, всегда бывшим к нему благосклонным. Хотя он должен был признать, что все должно было быть не совсем так в его жизни, как мечталось ему в начале. Что-то показалось ему иным, отчего было мало радости, хотелось просто отречься. Но в такое торжественное время он старался не думать о каких-то вещах и событиях.
Но чем дольше стоял он перед святыми ликами, тем больше понимал, что может молиться. Что-то мешало ему, может быть величина собора.
Читать дальше
1234567…36
Летопись УВАН, Том . V-VI, 1957, № 4 (18)
%PDF-1.7 % 2 0 объект > >> эндообъект 5 0 объект > транслировать 1601-01-01T00:00Z2018-03-15T11:06:10+02:002013-06-12T08:11:02-04:00ABBYY FineReader 11УВАН, УВАН Украинская академия, украиноведение, культура, библиотека, музей-архив, образование, приложение/pdf
Вся правда о Марии Юдиной — SlippediscSlippedisc
Поделиться этой статьей:
основной
norman lebrecht
04 декабря 2020 г.
В честь ее недавней годовщины мы рады опубликовать крупное исследование польского ученого Александра Ханслика:
ПИАНИСТ «Трансцендентная казнь»
Память Марии Юдиной к 50-летию со дня ее смерти
Александр Ганслик
19 ноября 1961 года, концертный зал Ленинградской филармонии. На сцену выходит миниатюрная женщина с темными волосами, сильными чертами лица, одетая в черный плащ православной монахини. Она играет отличный сольный концерт; в программе среди прочих , Бетховена 32 вариации до минор, Стравинского Соната для фортепиано, пьес Эрнста Крженека и Антона Веберна. Зал реагирует с энтузиазмом и ждет бисов. Пианистка стоит перед роялем и читает стихи своего друга Бориса Пастернака.
После этого Мария Юдина, одна из величайших личностей пианистов ХХ века, больше никогда не играла в Ленинградской филармонии.
В письме Константину Федину (1926 г.) Максим Горький пишет: «От телесных страданий лечатся врачами с возрастающим успехом, от душевных страданий Толстым, Достоевским и другими…». Он называет их «деревенскими целителями». Мария Юдина решила быть именно такой целительницей душ.
Писать о Юдиной, значит, писать как о ее феноменальном пианистическом искусстве, так и о ее нравственном (религиозном) предназначении, которому она подчинила свою музыкальную деятельность.
Истории жизни даже величайших исполнителей в основном сводятся к списку наиболее важных записей и краткой биографической заметке. В случае с Марией Юдиной мы имеем не только богатейшие записи, но и еще аналитически не обработанное наследие переписки, статей, очерков, свидетельств свидетелей ее музыкально-общественно-религиозной деятельности. Сама ее переписка ( Переписки ) с великими деятелями русской и западной культуры и идей, включая Пастернака, Шостаковича, Стравинского, Бахтина, Штокхаузена, Сероцкого, Флоренского, Адорно, Н. Мандельштама, — семь томов, выпущенных в России в период с 2006 по 2013 год.
история Марии Юдиной – это прикосновение к двум явлениям русской культуры 20 века: виртуозности и мистицизму, заложенному в ее случае в православном мессианстве. Поэтому космос Марии Юдиной – это мир музыки, религии и литературы – она назвала этот мир «Темой с вариациями», в которой тема – человек, проходящий через жизнь (вариации) – стремящийся в вечность (М. Дроздова).
Выбор такого пути в самые неблагоприятные для свободы личности времена (во времена Сталина и даже позже, вплоть до смерти пианиста) имел, конечно, свою цену, которую она была готова заплатить по в любой момент. Ценой были репрессии «по обыкновению», вроде исключения из консерватории или запрещения концертов, хотя худшей участи тех времен она избежала, несмотря на свою стойкую и бесстрашную позицию и как музыканта, и как «проповедника».
Чтобы написать о Юдине, нужно изобразить ее великую музыкальную личность и ее социальную и религиозную миссию, выходя за рамки притягательных мифов – например, в фильме Смерть Сталина (Iannucci, 2017) или в заметке о Юдиной в альбоме Великие пианисты ХХ века
(Philips/Steinway). Эти мифы сводятся к привлекательным, но недоказанным ассоциациям типа «Мария Юдина — любимая пианистка Иосифа Сталина» или кинообразу, в котором мы видим сцену, в которой снова и снова проигрывается ее запись Моцарта Концерт для фортепиано с оркестром A-dur KV 488 в время, когда нашли мертвого Сталина, кровавого диктатора и любителя музыки.Юность Юдиной — архетип биографии женщин-великих революционеров России начала ХХ века, или, как говорит Ханна Кролл, описавшая их судьбу: «обезумевших, лихорадочных еврейских женщин» (по Симоне Вейль).
Ее пыл был ближе к миссионерке, чем к революционерке.
Итак, у нас есть вундеркинд, родившийся (как четвертый) 9 сентября 1899 года в Невеле (Витебская губерния), в семье уважаемого земского врача Вениамина Гавриловича Юдина. Невель был городом глубокой периферии, но в то же время Вавилонской башней религий, наций, обычаев (70 процентов составляли евреи, остальные белорусы, литовцы, поляки). Отец Марии, личность сильная, сумел бедным евреем окончить медицинский факультет и был образцом служения обществу, за что был награжден в царской России орденом Святой Анны. Семья не была сильно связана с иудейской религией, к тому же отец очень сожалел о том, что его любимая дочь стала религиозным человеком; сам выбор веры не имел для него значения.
В таком доме маленькая Маруся, как ее звали, познакомилась с великим русским пианистом – ее первым учителем была Фрида Левинсон, ученица Антона Рубинштейна. Беззаботное детство закончилось, когда в тринадцатилетнем возрасте она уехала в Петербург, где отец решил отдать ее в консерваторию в класс Анны Есиповой, ученицы и жены Федора Лешетицкого. В Петербурге (Петрограде) в 1917 году Юдина познакомилась с Евгенией О. Оттен (религиозной, связанной с разведкой литературой, позднее приговоренной к девятнадцати годам ссылки), которая ввела ее в свой религиозно-философский кружок («Воскресение»).
Этот кружок постоянно увеличивался (к нему присоединились М.М. Бахтин, М.И. Каган и др.), действовал в самые неспокойные для России времена и, конечно, подвергался жестоким репрессиям. В 1919 года Юдина была крещена в Православном Соборе, ее крестным отцом был известный литературовед Лев (Лейб) Пумлянский. С тех пор приоритеты артистки радикально изменились – она посвятила себя религиозному служению через музыку и стала носить длинные черные одежды.После перерыва, вызванного Первой мировой войной, революцией и проблемами со здоровьем, Юдина завершила обучение в Петербургской консерватории в 1920 году в классе профессора Леонида Владимировича Николаева. Училась, в частности, у Дмитрия Шостаковича и Владимира Софроницкого. Александр Глазунов, директор консерватории, в оценке дипломного концерта Марии Юдиной, состоящего из произведений Баха, Бетховена, Глазунова, Листа, написал: «Огромный и виртуозный талант… Форте иногда преувеличено… Оценка: Очень хорошо+». Чрезмерное форте как выражение бунтарства еще не раз вернется в обработки пианиста, что прекрасно описывает Святослав Рихтер, упоминая Генриха Нейгауза, который после концерта Юдиной во время войны, услышав ее чрезмерное фортиссимо, спросил, почему так.
В 1920-е годы пианистка погрузилась в философию, изучая произведения св. Августина («трудно читать, но хочу и могу») и православное богословие, в основном произведения Соловьева и Павла Флоренского, с с которым она подружилась в 1927 году. Эта дружба и смерть Флоренского как жертвы сталинизма имели большое значение для ее духовного становления и художественной миссии. Вопросы этики иудаизма и христианства были ей наиболее близки и обусловили отношение, полное аскетизма и усердия в служении народу – главным образом посредством языка музыки. Ее описывали как «пианистку крайностей, для которой не существует золотой середины». Второй по важности сферой ее интересов были литература и театр (от античности до современной русской литературы бурных 20-х годов, тогда уже запрещенной.
Сольная концертная деятельность Юдиной началась в 1921 году с концертов с оркестром, в том числе Бетховена 4-й и 5-й Концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром Метнера, Крженек и произведения Хиндемита. Ее незаурядный талант и личность принесли первые плоды – 25 июня 1923 года она получила должность профессора Петербургской (Петроградской) консерватории.
Важным событием в жизни Юдиной стало осуждение и расстрел в 1922 году Петроградского митрополита вместе с другими священнослужителями. В то время она решила всегда действовать открыто, осознавая последствия. Одно из ее писем было подписано: «Ваша верная и преданная московская сумасшедшая М. Юдина». «Москва», потому что потом она поехала потом в Москву, борясь за освобождение патриарха Тихона. С тех пор она стала представлять для себя все большую угрозу. В 1925, в анкете для педагогов консерваторий на вопрос о членстве и поддержке Коммунистической партии она писала: «Соглашаясь по многим вопросам с Российской Коммунистической партией — я не могу принадлежать к ней из-за своих идейно-религиозных взглядов».
Исторический сольный концерт Юдиной состоялся 9 марта 1930 года в Большом зале Ленинградской филармонии. В программе были: Бетховена Лунная Соната и интермецци Брамса, Соната си минор Шопена, Прокофьева IV Соната и Мусоргский Картины с выставки. Как вспоминают свидетели (в том числе Анна Артоболевская), толпа стояла от Невского проспекта до входа в филармонию. Концерт был воспринят восторженно – вместе с цветами Юдине передали из зала маленькие русские православные иконы.
Через два дня артист должен был ответить на вопросы директора Ленинградской филармонии. Ее ответы вместе с комментариями, порочащими Юдину, вошли в статью под названием Монахиня Привычка в консерватории в «Красной газете». В конце статьи был задан вопрос: «Что такое сегодня советская гимназия, протестующая вместе с рабочим классом против русских православных и католических священников, мулл и пастырей?». Юдина потеряла работу в Ленинградской консерватории 6 мая 1930 года.
К счастью для пианистки, друзья из Тбилиси помогли ей сохранить жизнь и место в консерватории. Она выступала в этом городе с большим успехом, также играя дуэтом со своим другом Владимиром Софроницким.
Андрей Тарковский говорил, что для русских художников творчество всегда было чем-то вроде миссии, этического долга — никогда не было сопереживания виртуозности, формальных приемов.
Мария Юдина принадлежит к последнему поколению абсолютно узнаваемых пианистов, ее исполнение Сонаты Бетховена «Hammerklavier» или Хроматической фантазии Баха и Фуги ре минор невозможно спутать с другими интерпретациями. Часто описываемая как построение архитектуры музыки (архитектура наряду с поэзией была ее страстью), она говорила о себе: «Вот колонна, вот арки, вот ритм и развитие во времени и пространстве».
Вернувшись в Москву в 1933 году, она снова начала гастролировать с такими великими дирижерами, как Дмитрий Митропулос и Жорж Себастьян. Она часто исполняла новые произведения советских композиторов, например, второй Фортепианный концерт Прокофьева (1935) с оркестром под управлением Яши Горенштейна. После этого концерта композитор подарил ей вместе с благодарностью свое произведение Вещи в самих себя, которое Юдина впоследствии неоднократно исполняла. Этот фортепианный концерт вновь был исполнен в 1935 в Колонном зале Дома Союзов под управлением Льва Гинзбурга и 28.10.1938 под руководством Прокофьева в Большом зале Московской консерватории, которая была признана «триумфальной».
Несмотря на репрессии за пропаганду современной музыки, этот репертуар был важной главой в ее выступлениях. Среди прочих можно упомянуть сонаты Альбана Берга, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского или Юрия Шапорина. Это увлечение наиболее ярко проявляется в отношениях и переписке с Шостаковичем и Стравинским, которыми она восхищалась и была художником, давшим первые представления их произведений в России. После прослушивания Шостаковича XIII Симфония «Бабий Яр» она писала: «Мы все сгорим на страницах этой партитуры».
1930-е и 1940-е годы, особенно годы войны, были периодом ее незаурядной творческой активности. Как и другие великие артисты, она исполняла музыку на Всесоюзном радио для солдат на передовой или заводов. После одного из эфиров ей пришло письмо:
« Мы услышали Фантазию Бетховена в вашем исполнении. Мы укреплены. Спасибо. Мы позволяем себе гарантировать, что мы будем защищать советскую культуру, в том числе и вас. Снайперы Антонов и Терентьев».
Мария Юдина поехала в любимый Ленинград во время блокады, чтобы дать концерты осажденному населению – на радио и на фронте. Она писала: «Музы в Ленинграде не молчат». В 1947 году состоялась знаменитая ночная запись Моцарта Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор KV 488 с оркестром под управлением Александра Гаука. Регистрация была произведена по указанию приближенных Сталина, которые, услышав по радио исполнение концерта Моцарта Юдиной, захотели виниловую пластинку. Тайна этой записи становится все более отдаленной, но необходимо помнить слова Бердаева: «Миф не есть противоположность действительности, наоборот: он раскрывает глубокую реальность». Может быть, эта запись спасла жизнь пианистке?
Еще в 1920-е годы Юдина мечтала поехать в Западную Европу, чтобы познакомиться с звучащей там современной музыкой, которую она так энергично пропагандировала и поплатилась за очередное отчисление из консерватории. Этот план провалился — художник лишь дважды получил разрешение на выезд за границу: в 1950 году на 200-летие со дня смерти Баха в Восточную Германию и в 1954 году в Польшу на празднование годовщины советско-польской дружбы. Все последующие попытки попасть на концерты, несмотря на многочисленные приглашения со всего мира, заканчивались молчанием «чиновников культуры».
Мария Юдина пишет о Польше 1954 года: «[[…] сказочно красивое путешествие. Ваш с родины Коперника! Все очень интересно, красиво, радостно». В программе концерта были, в частности, « V » «Концерт » Бетховена в исполнении Силезского филармонического оркестра под управлением Вацлава Сметачека. Недавно были обнаружены записи Юдиной, сделанные на Польском радио, в том числе Шостакович прелюдий и фуга и Лютославский. Вскоре они будут изданы в России.
Советские власти никогда не разрешали снимать на пленку ее концерты – хотя звукозаписей осталось еще много, в т.ч. на YouTube большая часть ее наследия, найденного в российских архивах, выпускается старым русским лейблом «Мелодия», к изумлению и восторгу слушателей. Изумление – размахом репертуара: от Баха, Брамса, Шуберта, Бетховена (включая «Hammerklavier»), Листа до Шостаковича, Шимановского, Хиндемита или Веберна; восхищение – необычайной силой духа и исключительной технической свободой.
В юбилейный выпуск записей Марии Юдиной «Мелодия» вошло примечание — известное высказывание Шостаковича после исполнения ею его « прелюдий и фуг»: «Это совсем не то, что я написала, но пожалуйста: сыграйте так. Пожалуйста – просто сыграйте так!». Реакция Шостаковича — кратчайшее введение в описание фортепианного искусства Марии Юдиной — искусства метафизического, ее собственного и связного видения произведения, в то же время полного противоположностей.
Юдина, по выражению Достоевского, что «красота спасет мир», считала свою музыку борьбой со злом и путем к спасению. Вот почему она часто подчеркивала «важность выражения» — того, что можно услышать в ее необъятных пропорциях звука, пульса и «жизни музыкальной формы».
1930-1960 годы были музыкально и буквально бурными для пианистки, когда она влилась в самую «опасную» среду русских поэтов. Как она вспоминает: «Летом 1940 года, идя к Н. Заболотскому для работы с ним над переводом слов песен Шуберта, я встретила в метро Генриха Нейгауза, который спросил: «Вы тоже едете к Пастернаку?». «Нет, говорю, не сейчас». Когда я уже иду к метро, Нейгауз хватает меня за рукав: «Дорогая, это важно! Хорошо ли за это платят? Вы знаете, что Цветаева приехала и без работы? Дайте ей работу – дайте ей свой перевод». Через два дня я был у Цветаевой — темная мансарда, […] атмосфера скорой катастрофы […]».
Подготовка к концерту, помимо занятий на фортепиано, дополнялась комментариями Юдиной – религиозно – философскими текстами, написанными от руки в ее нотном листе, например, в Гольдберг-вариациях Баха, уже на титульном листе арии (тема) — ее комментарий — слова Псалма Давида («О, как прекрасны жилища твои»).
Благоговейное отношение к творчеству Баха выразила во время первой (и предпоследней) концертной поездки за границу – в 1950 в Лейпциг на юбилей Баха. Затем она прошла босиком через полгорода к могиле своего хозяина, чтобы воздать ему дань уважения. И это был не просто жест.
Вопрос, который останется без ответа – как Мария Юдина пережила время террора, будучи дерзкой служанкой музыки и народа, готовой платить за свою деятельность любую цену, вплоть до исключения из консерватории, которую она охарактеризовала как «мелкую ». Если это была изощренная месть режима, то успешная – Юдина была готова к худшему, о чем часто спокойно писала, страдая всю оставшуюся жизнь, видя, как уходят ее друзья – стойкие, как сама.
1 июня 1960 года Юдина была исключена из Московской академии им. Гнесиных за «религиозность, не соответствующую коммунистической морали, и за открытую пропаганду антисоветского искусства, например, произведений Стравинского». Встреча с композитором, с которым у нее пока была только переписка, состоялась 6 октября следующего года. Это был один из самых счастливых моментов в ее жизни.
Музыкальные пристрастия Юдиной – чрезвычайно широкий исполнительский спектр и наследие записей: от Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Шуберта, Шумана, Листа, Дебюсси, Мусоргского, Чайковского, Скрябина до Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Стравинского, Берга, Барток, Веберн, Лютославский, Сероцкий, Жоливе. В свои последние годы перед смертью она сосредоточилась на современных и классических композиторах. Она давала концерты с величайшими дирижерами той эпохи – русскими и приехавшими в Россию, такими как: Геннадий Рождественский, Дмитрий Митропулос, Жорж Себастьян, Курт Зандерлинг, Герман Шерхен, Гжегож Фительберг, Отто Клемперер и многими другими.
Ее интерпретации часто считают «мужскими» и демоническими, хотя они остаются в рамках интеллектуальной самодисциплины и художественного аскетизма.
Интеллигентность Юдиной часто была непонятна современникам – ее исполнения характеризовались как слишком «рациональные». При этом ее обвинили в том, что она теряет пропорции и «играет на себя». При оценке ее интерпретаций с точки зрения интерпретационных канонов можно увидеть вызывающий и сознательный отказ от традиционных схем. Она писала: «Когда мастер стремится к выразительности, он не думает о правильности», — а складывает несочетаемое, лепит, подчеркивает несоответствия и таким образом добивается задуманного эффекта».
Святослав Рихтер писал о Юдиной: «У нее был огромный талант… Ее исполнение романтической музыки было захватывающим… Weinen und Klagen Листа звучали бесподобно, но Соната си-мажор Шуберта D 960, захватывала дух, было сыграно совершенно «наперекосяк».
Уникальное сочетание монументальности масштаба и лаконичности юдинских выразительных средств остается загадкой. Исполнение Бетховена S onata op. 111 считается одним из самых пронзительных исполнений произведения вообще, а само произведение стало предметом глубоких философских копаний Юдиной и спора с Адорно.
Штокхаузен писал о Юдиной: «У нее было феноменальное чувство будущего». Бродский говорил, что Цветаева — библейский поэт. О Юдиной можно сказать, что она была библейской пианисткой, хотя ей не нравилось, когда ее называли «пианисткой» — она считала себя музыкантом «на службе у Бога». В своих текстах она часто ссылалась на ветхозаветную фигуру Товии и его архангела-хранителя.
Последнее сольное выступление Марии Юдиной состоялось 12 марта 1968 года в Зале Чайковского в Москве и стало кульминацией ее любви к античному миру и музыке любимого Стравинского – она исполнила фортепианную версию его балета Орфей.
В конце 1960-х Юдина, не имея возможности гастролировать со своим гигантским репертуаром, «от Баха до Берга», как она писала, искала работу в библиотеках, на кладбищах и на почте – «на телеграфе». О собеседовании в «Телеграфе» она пишет: «Меня здесь все хотят, но отдел кадров не может принять меня как пенсионерку. Я напишу министру».
Ушла из жизни 19 ноября 1970 года в Москве.
Сообщение о ее смерти, дата и место похорон, написанное от руки на небольшом листе бумаги, было приколото к афише на двери Камерного зала Московской консерватории. Разрешение на траурную церемонию в консерватории можно было получить только благодаря заступничеству Шостаковича. Он проходил в фойе Большого зала Московской консерватории. Рихтер, Гринберг, Горностаева и другие играли у гроба.
В связи с неуплатой аренды пианино через несколько дней после похорон в доме, где она жила, появился кран, с помощью которого был поднят старый, черный, из строя пианино Bechstein. Пианино Юдиной давно продано, чтобы помочь нуждающимся друзьям.
В трудные минуты, а их было немало, она ссылалась на стихотворение своего друга Бориса Пастернака « К быть знатным не годится»:
Другие идут по твоим свежим стопам
Они осторожно перейдут ваш след.
Но тебе не свойственно
Различать победы и поражения
Девизом жизни Марии Юдиной было: «Я знаю только один путь к Богу – через искусство. Я не говорю, что мой способ универсален, я знаю, что есть и другие пути. Но мне доступно только это».
*
В составлении этого текста мне помогала Марина Анатольевна Дроздова, ученица Марии Юдиной в 1960-х годов, ныне профессор РАМ им. Гнесиных, а также книгу Марины Дроздовой « Мария Юдина — Религиозная судьба » ( Религиозная судьба ) Москва 2016. Остаюсь глубоко благодарна ей за безграничное терпение и помощь.
Я также использовал изданный сборник переписки Марии Юдиной Переписки (7 томов), изд. Росспен, Москва 2006-2013, и доступные источники в открытом доступе.
Я хотел бы поблагодарить Hanna Krall, Alexei B, Lubimov и Krzysztof Meyer за их ценный контент и редакционные предложения.
Публикуется с разрешения PWM- Ruch Muzyczn
Предыдущий пост
« Ежедневная зона комфорта The Slipped Disc (252): искупление Рихарда ШтраусаСледующий пост
Карнеги-холл уволил меня с должности швейцара »комментариев
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ СЕГОДНЯ:
- Оркестры
Только что: Мюнхен кричит о поддержке Венского оркестра, находящегося под угрозой
Норман Лебрехт
27 февраля 2023
Сообщение от мюнхенских оркестров и их начальников…
- Опера
«Лоэнгрин» в Метрополитене задержался на пять часов
Норман Лебрехт
27 февраля 2023
Нет отзывов о постановке Франсуа Жирара…
- Оркестры
Юйджа Ван дирижирует Бартоком
Норман Лебрехт
28 февраля 2023
Очевидно, в Музыкальной консерватории Сан-Франциско.