Золотая орда понятие: ЗОЛОТАЯ ОРДА | это… Что такое ЗОЛОТАЯ ОРДА?

ЗОЛОТАЯ ОРДА • Большая российская энциклопедия

ЗОЛОТА́Я ОРДА́ (Улус Джу­чи), го­су­дар­ст­во на тер­ри­то­рии Ср. Азии, совр. Ка­зах­ста­на, Си­би­ри и Вост. Ев­ро­пы в 13–15 вв. Назв. «З. О.», про­из­вод­ное от назв. па­рад­но­го хан­ско­го шат­ра, как обо­зна­че­ние гос-ва впер­вые поя­ви­лось в рус. со­чи­не­ни­ях во 2-й пол. 16 в.

З. О. на­ча­ла скла­ды­вать­ся в 1224 в со­ста­ве Монг. им­пе­рии, ко­гда Чин­гис­хан вы­де­лил сво­ему стар­ше­му сы­ну Джу­чи (ро­до­на­чаль­ни­ку ди­на­стии Джу­чи­дов) улус – за­воё­ван­ные зем­ли в вост. Дешт-и-Кип­ча­ке и Хо­рез­ме. По­сле смер­ти Джу­чи (1227) во гла­ве Улу­са Джу­чи вста­ли его де­ти Ор­ду-Ичен и Ба­тый, за­мет­но рас­ши­рив­шие его тер­ри­то­рию в ре­зуль­та­те мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия на гос-ва Вост. Ев­ро­пы в 1230–40-е гг. З. О. ста­ла са­мо­сто­ят. гос-вом в прав­ле­ние ха­на Мен­гу-Ти­му­ра (1266 – 1280 или 1282) в хо­де рас­па­да Монг. им­пе­рии. К 14 в. она за­ни­ма­ла зем­ли от Оби на вос­то­ке до По­вол­жья, степ­ные тер­ри­то­рии от Вол­ги до Ду­ная на за­па­де, зем­ли от Сыр­да­рьи и ни­зовь­ев Аму­да­рьи на юге до Вят­ки на се­ве­ре. Гра­ни­чи­ла с гос-вом Ху­ла­гуи­дов, Ча­га­тай­ским улу­сом, Вел. кн-вом Ли­тов­ским, Ви­зант. им­пе­ри­ей.

Рус. зем­ли ока­за­лись под мон­го­ло-та­тар­ским игом, од­на­ко во­прос о том, счи­тать ли их ча­стью З. О., ос­та­ёт­ся не­про­яс­нён­ным. Рус. кня­зья по­лу­ча­ли яр­лы­ки хан­ские на кня­же­ние, вы­пла­чи­ва­ли ор­дын­ский вы­ход, уча­ст­во­ва­ли в не­ко­то­рых вой­нах ор­дын­ских ха­нов и пр. При со­блю­де­нии ло­яль­но­сти к ха­нам рус. кня­зья пра­ви­ли без вме­ша­тель­ст­ва ор­дын­ских вла­стей, од­на­ко в про­тив­ном слу­чае их кня­же­ст­ва под­вер­га­лись ка­ра­тель­ным по­хо­дам ха­нов З. О. (см. Ор­дын­ские на­бе­ги 13–15 вв.).

З. О. де­ли­лась на два «кры­ла» (про­вин­ции), раз­гра­ни­чен­ные р. Яик (ны­не Урал), – за­пад­ное, где пра­ви­ли по­том­ки Ба­тыя, и вос­точ­ное во гла­ве с ха­на­ми из ро­да Ор­ду-Иче­на. Внут­ри «крыль­ев» су­ще­ст­во­ва­ли улу­сы мно­го­числ. млад­ших брать­ев Ба­тыя и Ор­ду-Иче­на. Ха­ны вост. «кры­ла» при­зна­ва­ли стар­шин­ст­во зап. ха­нов, но те прак­ти­че­ски не вме­ши­ва­лись в де­ла вост. вла­де­ний. Адм. цен­тром (ме­стом ра­бо­ты хан­ской кан­целя­рии) в зап. «кры­ле» З. О. был сна­ча­ла Бол­гар (Бул­гар), за­тем Са­рай, в вост. «кры­ле» – Сыг­нак. В ис­то­рио­гра­фии при­ня­то счи­тать, что при ха­не Уз­бе­ке (1313–41) воз­ник­ла вто­рая сто­ли­ца зап. «кры­ла» – Са­рай Но­вый (ны­не су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что это од­но из обо­зна­че­ний еди­ной сто­лич­ной аг­ло­ме­ра­ции Са­рая). Офиц. до­ку­мен­ты З. О. до сер. 14 в. пи­са­лись на монг. яз., за­тем на тюрк. язы­ке.

Боль­шин­ст­во на­се­ле­ния З. О. со­став­ля­ли тюрк. ко­че­вые пле­ме­на (гл. обр. по­том­ки кип­ча­ков), ко­то­рые обо­зна­ча­лись в ср.-век. ис­точ­ни­ках об­щим назв. «та­та­ры». Кро­ме них, в З. О. жи­ли бур­та­сы, че­ре­ми­сы, морд­ва, чер­ке­сы, ала­ны и др. В зап. «кры­ле» во 2-й пол. 13 – 14 вв. тюрк. пле­ме­на, оче­вид­но, сли­ва­лись в еди­ную эт­нич. общ­ность. В вост. «кры­ле» со­хра­ня­лась проч­ная пле­мен­ная струк­ту­ра.

На­се­ле­ние ка­ж­до­го улу­са за­ни­ма­ло оп­ре­де­лён­ную тер­ри­то­рию (юрт) для се­зон­ных пе­ре­ме­ще­ний, пла­ти­ло по­да­ти, вы­пол­ня­ло разл. по­вин­но­сти. Для нужд на­ло­го­об­ло­же­ния и во­ен. мо­би­ли­за­ции опол­че­ния бы­ла вве­де­на де­ся­тич­ная сис­те­ма, ха­рак­тер­ная для всей Монг. им­перии, т. е. де­ле­ние на­ро­да на де­сят­ки, сот­ни, ты­ся­чи и тьмы, или ту­ме­ны (де­сять ты­сяч).

Пер­во­на­чаль­но З. О. яв­ля­лась по­ли­кон­фес­сио­наль­ным гос-вом: ис­лам ис­по­ве­до­ва­ло на­се­ле­ние быв. Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской, Хо­рез­ма, не­ко­то­рые ко­че­вые пле­ме­на вост. «кры­ла», хри­сти­ан­ст­во – на­се­ле­ние Ала­нии и Кры­ма; су­ще­ст­во­ва­ли так­же языч. ве­ро­ва­ния сре­ди ко­че­вых пле­мён. Од­на­ко мощ­ное ци­ви­ли­за­ци­он­ное влия­ние Ср. Азии и Ира­на при­ве­ло к уси­ле­нию по­зи­ций ис­ла­ма в З. О. Пер­вым ха­ном-му­суль­ма­ни­ном в сер. 13 в. стал Бер­ке, а при Уз­бе­ке в 1313 или 1314 ис­лам был объ­яв­лен офиц. ре­ли­ги­ей З. О. , но по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние лишь сре­ди на­се­ле­ния зо­ло­то­ор­дын­ских го­ро­дов, ко­чев­ни­ки ещё дол­го при­дер­жи­ва­лись языч. ве­ро­ва­ний и об­ря­дов. С рас­про­стра­не­ни­ем ис­ла­ма за­ко­но­да­тель­ст­во и су­до­про­из­вод­ст­во ста­ли всё боль­ше ба­зи­ро­вать­ся на ша­риа­те, хо­тя проч­ны­ми ос­та­вались по­зи­ции и тюр­ко-монгольского обыч­ного пра­ва (адат, тё­рю). В це­лом ре­лиг. по­ли­ти­ка пра­ви­те­лей З. О. от­ли­ча­лась ве­ро­тер­пи­мо­стью, ос­но­ван­ной на за­ве­тах («ясе») Чин­гис­ха­на. Пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ст­ва различных кон­фес­сий (в т. ч. Рус. пра­во­слав­ной церк­ви) бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от на­ло­гов. В 1261 в Са­рае воз­ник­ла пра­во­слав­ная епар­хия; ак­тив­но дей­ст­во­ва­ли ка­то­лические мис­сио­не­ры.

Во гла­ве З. О. сто­ял хан. Выс­шим долж­но­ст­ным ли­цом по­сле не­го был бек­лер­бек – вер­хов­ный вое­на­чаль­ник и гла­ва со­сло­вия ко­че­вой зна­ти. Не­ко­то­рые из бек­лер­бе­ков (Ма­май, Но­гай, Еди­гей) дос­ти­га­ли та­ко­го влия­ния, что на­зна­ча­ли ха­нов по сво­ему ус­мот­ре­нию. Выс­ший слой пра­вя­щей эли­ты со­став­ля­ли пред­ста­ви­те­ли «зо­ло­то­го ро­да» (Чин­гиси­дов) по ли­нии Джу­чи. Эко­но­ми­ка и фи­нан­со­вая сфе­ра кон­тро­ли­ро­ва­лись кан­це­ля­ри­ей-ди­ва­ном во гла­ве с ве­зи­ром. По­сте­пен­но в З. О. сло­жил­ся раз­ветв­лён­ный чи­нов­ни­чий ап­па­рат, ис­поль­зо­вав­ший гл. обр. приё­мы управ­ле­ния, за­им­ст­во­ван­ные из Ср. Азии и Ира­на. Не­по­средств. управ­ле­ние под­дан­ны­ми осу­ще­ст­в­ля­ла знать ко­че­вых пле­мён (бе­ки, эми­ры), влия­ние ко­то­рой рос­ло с 1-й пол. 14 в. Бе­ки пле­мён по­лу­чи­ли дос­туп к вер­хов­но­му управ­ле­нию, из их сре­ды ста­ли на­зна­чать­ся бек­лер­бе­ки, в 15 в. гла­вы наи­бо­лее мо­гу­ще­ст­вен­ных пле­мён (ка­ра­чи-бе­ки) со­ста­ви­ли по­сто­ян­ный со­вет при ха­не. Кон­троль над го­ро­да­ми и пе­ри­фе­рий­ным осед­лым на­селе­ни­ем (в т. ч. рус­ски­ми) по­ру­чал­ся бас­ка­кам (да­ру­гам).

Осн. часть на­се­ле­ния З. О. за­ни­ма­лась ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом. В З. О. сфор­ми­ро­ва­лась собств. де­неж­ная сис­те­ма, ос­но­ван­ная на об­ра­ще­нии се­реб­ря­ных дир­хе­мов, мед­ных пу­лов (с 14 в.) и хо­резм­ских зо­ло­тых ди­на­ров. Важ­ную роль в З. О. иг­ра­ли го­ро­да. Од­ни из них при за­вое­ва­нии бы­ли раз­ру­ше­ны мон­го­ла­ми, а за­тем вос­ста­нов­ле­ны, т. к. стоя­ли на ста­рых тор­го­вых ка­ра­ван­ных пу­тях и обес­пе­чи­ва­ли зо­ло­то­ор­дын­ской каз­не при­быль (Бол­гар, Дженд, Сыг­нак, Ур­генч). Дру­гие бы­ли вновь ос­но­ва­ны, в т. ч. в мес­тах, где на­хо­ди­лись зим­ние ко­че­вые став­ки ха­нов и про­винц. на­ме­ст­ни­ков (Азак, Гю­ли­стан, Кы­рым, Мад­жар, Са­рай­чик, Чин­ги-Ту­ра, Хад­жи-Тар­хан и др.). До кон. 14 в. го­ро­да не об­но­си­лись сте­на­ми, что де­мон­ст­ри­ро­ва­ло безо­пас­ность жиз­ни в стра­не. Об­шир­ные ар­хео­ло­гич. рас­коп­ки в го­ро­дах З. О. об­на­ру­жи­ли син­кре­тич. ха­рак­тер их куль­ту­ры, при­сут­ст­вие в ней ки­тай­ских, а так­же му­суль­ман­ских (гл. обр. иран­ских и хо­рез­мий­ских) эле­мен­тов в строи­тель­ст­ве и пла­ни­ров­ке зда­ний, ре­мес­лен­ном про­из­вод­ст­ве, при­клад­ном ис­кус­ст­ве. Вы­со­ко­го уров­ня дос­тиг­ли ар­хи­тек­ту­ра, из­го­тов­ле­ние гон­чар­ных, ме­тал­лич. и юве­лир­ных из­де­лий. В спец. мас­тер­ских ра­бо­та­ли ре­мес­лен­ни­ки (час­то ра­бы) разл. на­цио­наль­но­стей. Ве­со­мый вклад в куль­ту­ру З. О. вне­сли по­эты Кутб, Раб­гу­зи, Сейф Са­раи, Мах­муд аль-Бул­га­ри и др., за­ко­но­ве­ды и бо­го­сло­вы Мух­тар ибн Мах­муд аз-За­хи­ди, Сад ат-Таф­та­за­ни, Ибн Баз­за­зи и др.

Ха­ны З. О. про­во­ди­ли ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку. С це­лью рас­про­стра­не­ния сво­его влия­ния на со­сед­ние стра­ны они со­вер­ша­ли по­хо­ды на Вел. кн-во Ли­тов­ское (1275, 1277 и др.), Поль­шу (кон. 1287), стра­ны Бал­кан­ско­го п-ова (1271, 1277 и др.), Ви­зан­тию (1265, 1270) и др. Гл. про­тив­ни­ком З. О. во 2-й пол. 13 – 1-й пол. 14 вв. ста­ло гос-во Ху­ла­гуи­дов, ко­то­рое ос­па­ри­ва­ло у неё За­кав­ка­зье. Ме­ж­ду дву­мя го­су­дар­ст­ва­ми не­од­но­крат­но ве­лись тя­жё­лые вой­ны. В борь­бе про­тив Ху­ла­гуи­дов ха­ны З. О. за­ру­чи­лись под­держ­кой сул­та­нов Егип­та.

«Ордынский набег на Рязанскую землю в 1380». Миниатюра из Лицевого летописного свода. 2-я пол. 16 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).

Про­ти­во­ре­чия сре­ди пред­ста­ви­те­лей ди­на­стии Джу­чи­дов не­од­но­крат­но при­во­ди­ли к меж­до­усоб­ным кон­флик­там в З. О. В 1-й пол. – сер. 14 в., в прав­ле­ние ха­нов Уз­бе­ка и Джа­ни­бе­ка, З. О. дос­тиг­ла сво­его наи­выс­ше­го рас­цве­та и мо­гу­ще­ст­ва. Од­на­ко вско­ре ста­ли по­сте­пен­но про­яв­лять­ся при­зна­ки кри­зи­са го­су­дар­ст­вен­но­сти. Отд. рай­оны ста­но­ви­лись всё бо­лее замк­ну­ты­ми эко­но­ми­че­ски, что в даль­ней­шем спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию в них се­па­ра­тиз­ма. Боль­шой урон го­су­дар­ст­ву на­нес­ла эпи­де­мия чу­мы в 1340-х гг. По­сле убий­ст­ва ха­на Бер­ди­бе­ка (1359) в З. О. на­ча­лась «ве­ли­кая за­мят­ня», ко­гда в борь­бу за са­рай­ский трон всту­пи­ли разл. груп­пи­ров­ки зо­ло­то­ор­дын­ской зна­ти – при­двор­ная знать, про­винц. на­ме­ст­ни­ки, опи­рав­шие­ся на по­тен­ци­ал под­вла­ст­ных ре­гио­нов, Джу­чи­ды вост. час­ти З. О. В 1360-х гг. сфор­ми­ро­ва­лась т. н. Ма­мае­ва Ор­да (на тер­ри­то­рии к за­па­ду от р. Дон), где от име­ни но­ми­наль­ных ха­нов вла­ст­во­вал Ма­май, ко­то­рый был раз­гром­лен рус. вой­ска­ми в Ку­ли­ков­ской бит­ве 1380, а за­тем окон­ча­тель­но раз­бит в том же го­ду ха­ном Тох­та­мы­шем на р. Кал­ка. Тох­та­мыш су­мел вновь объ­е­ди­нить гос-во и пре­одо­леть по­след­ст­вия сму­ты. Од­на­ко он всту­пил в кон­фликт с пра­ви­те­лем Ср. Азии Ти­му­ром, ко­то­рый три­ж­ды втор­гал­ся в пре­де­лы З. О. (1388, 1391, 1395). Тох­та­мыш был раз­бит, поч­ти все круп­ные го­ро­да ока­за­лись раз­ру­ше­ны. Не­смот­ря на уси­лия бек­лер­бе­ка Еди­гея по вос­ста­нов­ле­нию го­су­дар­ст­ва (нач. 15 в.), З. О. всту­пи­ла в ста­дию не­об­ра­ти­мо­го рас­па­да. В 15 – нач. 16 вв. на её тер­ри­то­рии об­ра­зо­ва­лись Уз­бек­ское хан­ст­во, Крым­ское хан­ст­во, Ка­зан­ское хан­ст­во, Боль­шая Ор­да, Ка­зах­ское хан­ст­во, Тю­мен­ское хан­ст­во, Но­гай­ская Ор­да и Ас­т­ра­хан­ское хан­ст­во.

Золотая Орда мифы и реальность

Лекция 5. Северная Русь,
Золотая Орда и Русско — литовское государство В XII -XIV веках

доц. Рыбаков С.В.  
История России с древнейших времен до второй половины  XIX века
Курс лекций . Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун — т,
Екатеринбург,  1995


 

  2. Золотая Орда: мифы и реальность

  

В начале XIII века монгольские племена, объединенные под властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во 2-й половине XIII века пространства от Тихого океана до Дуная оказались под контролем Чингизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим из которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских кочевых народов.
Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила в русских летописях название «Золотая Орда» или просто «Орда».

   Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

   Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имела равных. Дружбы с ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территориям Орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад.

    В научной и учебной литературе — как и на уровне обыденного сознания — утвердились некоторые стереотипы и заблуждения, связанные с Золотой Ордой. Это относится к развитию культуры, наличию городов, соотношению понятий «монголы» и «татары», некоторым моментам истории русско-ордынских отношений.

Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой в науке, любой положительный факт по отношению к ней казался сомнительным. Термин «татарщина» в трудах классиков марксизма был синонимом варварства и нес исключительно пренебрежительный смысл.
    Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения представляла пеструю смесь самых разных народов— монголы, волжские булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и др. Но основную массу населения Орды составляли по­ловцы, в среде которых уже в XIV веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык, письменность (подобные процессы характерны были и для других государств, созданных монгольскими завоевателями). Многонациональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Волжской Булгарии.
        В литературе самое широкое хождение получило наименование населения Золотой Орды «монголо — татарами». После знакомства с историческими фактами условность этого термина становится очевидной.
    Этноним «монголы» являлся самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII века упорно именовавшей всех монголов «татарами», что соответствовало европейскому понятию «варвары». Это название китайцы распространяли не только на монголов. За одним из племен, несшим пограничную службу на северной границе Китая и охранявшим ее от монголов, этноним «татары» закрепился как самоназвание. Татары постоянно враждовали с монголами, в XII веке отравили отца Чингисхана. Придя к власти в Монголии, Чингисхан поголовно истребил их. Однако китайцы продолжали применять имя татар по отношению к монголам. Оно и было принесено в Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отношению к населению Золотой Орды употребляли слово «татары», хотя на Руси хорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами.
Словесный гибрид «монголо — татары» возник в XIX веке и укоренился в российской историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. Современные татары не имеют отношения к народу, обитавшему до XIII века на границе Монголии с Китаем. Они возникли в результате сложных межэтнических контактов и взаимодействий.

   Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Уже преемники Чингисхана отчетливо поняли, что «нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне». В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства — город Сарай — насчитывала 75 тысяч жителей. По средневековым масштабам это был огромный город. Подавляющее большинство золотоордынских городов было разрушено Тимуром в конце XIV века, но некоторые сохранились до наших дней — Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др.

На золотоордынской территории строились города и с . преобладанием русского населения — Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества («Калуга» переводится как «застава»). Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал, длительное , время способствовавший сохранению могущества Орды.

   Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потребления достижений завоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольский субстрат золотоордынской культуры не имел самостоятельного значения и влияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное отношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом даже в одном семействе мирно уживались приверженцы различных исповеданий. К примеру, в роду, самих Джучидов хан Батый был язычником, его сын Сартак — христианином, а брат Батыя Берке — мусульманином.

   Развивалась традиционная народная культура — особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песеннего характера, а также орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности.

   Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в XIV веке стали интенсивно, сооружать мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций — булгарских, хорезмских, крымских и т. п.

   Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись в одно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду.

В отличие от Ирана и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой Орде в один поток слились культурные достижения разных народов.

   Одним из самых полемичных в отечественной историографии является вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так называемого «монголо-татарского ига» и его последствиях для хода русской истории.

   В 1237 -1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили у русских людей впечатление шока. После Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской .землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и .городские, и сельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы и подавляющее большинство российских историков.

   Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки. Так, в 1930 году М. Нечкина писала: «Жестокости и «зверства» татар, на описание которых русские историки-националисты не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальных столкновений… Трудовое население покоряемых татарами земель зачастую рассматривало их в начале покорения как союзников в борьбе против угнетателей — русских князей и половецкой аристократии». Смягченную оценку батыева погрома Руси пытался дать Л. Н. Гумилев, но и он не мог затушевать жестоких расправ монголов над русскими в конце 30 — начале 40-х гг. XIII в.

   Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дань, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы — рождается явление, получившее название «монгольское иго». При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV в. По подсчетам В. В. Каргалова, в последнюю четверть ХШ в. Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подвергались террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.

   Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С. М. Соловьев четко и однозначно «развел» период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке «ига» советский историк А. К. Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историю оценивает А. Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали. .. те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того- роднились, подолгу гостили в Орде». Многие русские князья становились — по выражению Юрганова — «служебниками» монгольских ханов.

   Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями — он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.

   Л. Н. Гумилев категорически отвергал понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом. При этом он утверждал, что «…говорить о завоевании России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношениях между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой».

   Писатель Б. Васильев одну из своих статей прямо озаглавил «А было ли иго?», приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русских войск в организованных монголами военных походах. (Действительно, русские отряды участвовали в завоевании Северного Кавказа, Южного Китая и др.).

   В свою очередь, публицист В. Кожинов, не отрицая монгольского ига, отвергает тезис о его чрезвычайной обременительности для русского народа. При этом он ссылается на исследование историка П. Н. Павлова «К вопросу о русской дани в Золотую Орду», опубликованное в 1958 году. Согласно выкладкам, приведенным в этой работе, выявляется, что в среднем на душу населения годовая дань составляла всего лишь 1 — 2 рубля в современном исчислении. Такая дань не могла быть тяжелой для народа, хотя она сильно ударяла по казне русских князей.

   Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не направлялась на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.

   Своеобразие русско-ордынских отношений становится понятным только в контексте той исторической эпохи. В середине XIII века децентрализованная Русь подверглась двойной агрессии — с Востока и с Запада. При этом западная агрессия несла несчастья никак не меньшие: она была подготовлена и финансирована Ватиканом, заложившим в нее заряд католического фанатизма. В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у монголов: немецкие рыцари поголовно уничтожали сорбов, пруссов, ливов. В 1224 году . они вырезали русское население города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижения немцев на восток. Цель крестоносцев — разгром православия — затрагивала жизненные интересы славян и многих утро — финнов. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли. Католическое же наступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь, немцы — на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы.

   Как писал крупнейший русский историк Г. В. Вернадский, «Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом».

сс. 74 — 82


Следующий раздел  лекции Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России

Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница


© Заметки на полях. УМК. 1999 — 2008

КОЛИЗЕЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ – Исследовательская лаборатория ВВС

КОЛИЗЕЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ – Исследовательская лаборатория ВВС

ДЕПАРТАМЕНТ ВВС ПРОГРАММА АВАНГАРД

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СЕТЕВОГО, КОЛЛАБОРАТИВНОГО И АВТОНОМНОГО ВООРУЖЕНИЯ

ЧТО ЭТО?

Golden Horde, программа DAF Vanguard, связана с исполнительным директором программы по оружию. Его первоначальная цель состояла в том, чтобы продемонстрировать сетевое совместное и автономное (NCA) оружие путем создания интегрированной системы оружия, состоящей из систем, в которых оружие автономно работает вместе для повышения живучести и летальности.

За последние два года «Золотая Орда» успешно разработала и испытала интегрированную систему вооружения «Совместная бомба малого диаметра» (CSDB), позволяющая множеству CSDB обмениваться данными и выполнять скоординированные действия. Бортовые радиостанции передают данные другим CSDB, позволяя рою обнаруживать, идентифицировать и поражать цели, в то же время сопротивляясь истощению и оптимизируя ограничения по приоритету цели и времени прибытия.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ В КОЛИЗЕЙ

Опираясь на успех демонстрационной кампании полета, Golden Horde переходит от демонстраций инвентарного оружия к разработке и поставке многоуровневой экосистемы цифрового оружия. Эта цифровая экосистема предлагает возможность живого, виртуального, конструктивного тестирования и демонстрации, известную как Колизей Золотой Орды.

Колизей расширит производственную базу за счет снижения входных барьеров, создания песочницы для традиционных и нетрадиционных участников, что позволит быстро разрабатывать и демонстрировать новые технологии NCA, а также обеспечивать более быстрое приобретение и переход на рампы. Такой подход будет культивировать конкуренцию и способствовать успеху.

МОГУТ ЛИ ПРИМЕНЯТЬСЯ ТЕХНОЛОГИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ К ДРУГИМ ОРУЖИЯМ ИЛИ КОНЦЕПЦИЯМ?

  • Да, технологии NCA, применяемые в Золотой Орде, могут быть применены к совершенно новому оружию, инвентарному оружию, БПЛА или наземной технике и даже подводной технике.

БУДЕТ ЛИ ВООРУЖЕНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ АВТОНОМНЫМ?

  • Оружие Золотой Орды будет полуавтономным, что означает, что оно будет поражать только цели или определенные группы целей, которые были предварительно выбраны человеком-оператором в процессе планирования миссии. Перед запуском оружия предоставляются строгие правила ведения боевых действий, которые определяют действия, которые можно и нельзя предпринимать. Эти ROES определяют приемлемые варианты и указывают, что должно произойти, если приемлемые варианты не будут обнаружены.

ПРОГРАММА «ЗОЛОТАЯ ОРДА» ИМЕЕТ ЧЕТЫРЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ (LOE):

  • LOE 1 – Демонстрация оружия для совместной работы: Демонстрация сетевого совместного и автономного оружия на инвентаре (NCA).
  • LOE 2 — Оружейное цифровое предприятие: цифровая инженерная структура и базовые инструменты, которые позволяют создать масштабируемую, структурированную и сетевую совместную автономную среду для оружия.
  • LOE 3 — Системная инженерия: сложные цифровые инженерные инструменты и процессы для поддержки разработки, приобретения, модернизации и оценки технологий системного и компонентного уровней, а также тактик/стратегий применения оружия NCA. Базовые инструменты Colosseum включают в себя возможности моделирования как Software-in-the-Loop, так и Hardware-in-the-Loop, а также суррогатные БПЛА для поддержки летных испытаний алгоритма быстрого поворота.
  • LOE 4 — Экспериментальная инфраструктура: суррогатные испытательные стенды для быстрого и недорогого тестирования концепций сетевого совместного автономного оружия перед интеграцией и тестированием на операционных платформах.

КАКАЯ АВТОНОМИЯ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗОЛОТАЯ ОРДА?

  • Золотая Орда использует подход совместной автономии, известный как «игровой призыв», в котором «игра» представляет собой установившееся совместное поведение роя, которое включается (или отключается) при выполнении определенных заранее определенных условий. Сборник пьес называется Playbook. Это похоже на игру в футболе, где каждый игрок на поле понимает свою конкретную роль, роль других членов команды и то, где он должен находиться на поле по отношению к другим игрокам на протяжении всей игры. В футболе тренеры часто «призывают» исходную игру из-за боковой линии. После первоначального объявления, но до щелчка мяча, каждая команда пытается понять намерения соперника и объявить новую игру, если есть уверенность в том, что первоначальная игра будет неэффективной. Точно так же этому оружию будет предоставлена ​​книга с приемлемыми играми для миссии.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Читать соответствующую статью

How Air Force Golden Horde Works

  • ВВС США готовятся к испытаниям своей новой концепции роящихся боеприпасов Golden Horde.
  • Золотая Орда позволит оружию принимать решения и работать совместно.
  • Боеприпасы могут менять планы атаки по пути к цели.

ВВС США впервые готовятся к испытаниям своей новой концепции роящихся боеприпасов Golden Horde, которая позволит самолетам запускать несколько видов оружия по наземным целям. Оказавшись в воздухе, это оружие может менять свои планы атаки по мере получения новой информации, активно принимая решения о том, какие цели уничтожить.

Золотая Орда представляет собой шаг вперед в оружейных технологиях, основанный на «умном» оружии, чтобы создать оружие, которое активно «думает».

Бомба малого диаметра, одно из видов оружия, которое получит Золотая Орда.

Фото ВВС США, сделанное Алехандро Пенья

Согласно Defense News , этой осенью ВВС планируют испытать свою концепцию «Золотая Орда» с испытаниями вооружения с F-16 Fighting Falcon. Золотая Орда включает в себя размещение радиоканалов передачи данных и совместное поведение на существующем оружии, начиная с совместной бомбы малого диаметра I (CSDB-1) и совместной миниатюрной ловушки воздушного базирования (CMALD). Поведение управляется тем, что служба называет «учебниками», позволяя оружию принимать полуавтономные решения.

Вот как должна работать Золотая Орда: пара истребителей F-16 может нацелиться на бетонные укрытия для самолетов на вражеской авиабазе. Первый истребитель нацелен на четыре укрытия четырьмя CSDB-1, уничтожив два. Второй истребитель, летящий сразу за первым, выпускает свои CSDB-1, в то время как вооружение первого истребителя уже находится в воздухе. Бомбы второго истребителя получают данные о том, что два укрытия уничтожены. Вторая группа бомб, сверяясь с игрой Золотой Орды, переназначает летящие бомбы, чтобы уничтожить оставшиеся убежища.

Бомбардировщики Badass
  • Как B-29 модернизировал ВВС США
  • B-52: самолет Америки, который прослужил дольше всех
  • B-1: бомбардировщик, который не умрет

В результате получилось нечто большее эффективное использование боеприпасов, позволяющее бомбам наводиться на необслуживаемые цели. Это снижает вероятность того, что пилотам-людям придется совершать второй заход на свои цели, что особенно важно в защищенном воздушном пространстве, где средства ПВО, которые могли быть застигнуты врасплох первой атакой, могут быть в полной боевой готовности для последующей атаки. .

Вместо того, чтобы готовиться к нескольким заходам против все более бдительного противника, пилоты могут выпустить оружие и затем сосредоточиться на полете на своем реактивном самолете домой.

Схемы не позволяют оружию Золотой Орды быть полностью автономным; они не будут искать новые цели самостоятельно. Вместо этого учебники позволяют оружию делать выбор только в отношении поражения существующих целей: Если цель A недоступна, поразите цель B, C или объединитесь с ракетой № 7, чтобы поразить D. Разумно предположить, что со временем это число может расшириться и включить новые цели, выбранные в последнюю минуту боевыми менеджерами-людьми.

Боеприпасы Joint Air to Surface Standoff готовятся к загрузке на борт бомбардировщика B-1B, база ВВС Эллсворт, 2019 г. новичок в оружии и войне. В прошлом оружие называли «умным оружием» из-за того, что оно использовало бортовые карты, лазеры или данные GPS для поиска своих целей. Золотая Орда, однако, делает шаг вперед, фактически принимая решения. Хотя оружию не хватает настоящего когнитивного мышления и оно вынуждено выбирать из узкого набора «игр», тем не менее, оружие принимает решения.

Связанная история
  • Супершершни теперь несут бомбу Громовержца

Представляет ли Золотая Орда опасность для мирных жителей? Не больше, чем любая другая система вооружения. Цель, атакованная Золотой Ордой, сталкивается с такими же разрушениями, как и цель, атакованная пилотом-человеком. Более серьезной проблемой является процесс проверки целей и обеспечение того, чтобы цели, которые без необходимости рискуют жизнями гражданских лиц, не проходили процесс утверждения.

Военно-воздушные силы подчеркивают, что Золотая Орда «не использует искусственный интеллект или машинное обучение, чтобы самостоятельно определять, по каким целям наносить удары. Система выбирает только из заданных вариантов и не может нарушать определенные правила ведения боевых действий».

Пара ложных целей MALD загружается в бомбардировщик B-52H, 2012 г. Decoy (CMALD), версия беспилотника воздушного базирования Золотой Орды, предназначенная для имитации дружественных истребителей на радарах противника.

The Joint Air to Surface Standoff Missile (JASSM), большая дозвуковая крылатая ракета, которая была , использованный в апреле 2018 года для уничтожения объектов химического оружия в Сирии, может стать еще одним оружием, включенным в состав Золотой Орды в будущем. JASSM предназначен для полета на сотни миль через защищенное воздушное пространство для атаки критически важных целей, при этом учитывается каждая боеголовка.

Такие фильмы, как Терминатор , по понятным причинам заставили общественность нервничать по поводу будущего с автономными системами вооружения, и большинство армий приложили все усилия, чтобы сохранить «человека в курсе», который может одобрить или не одобрить применение смертоносной силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *