Знамена древней руси: Под какими символами государства бились русские воины

Содержание

Под какими символами государства бились русские воины

Флаги, знамёна, штандарты появились у человечества ещё в древние времена. На Руси слова «флаг» не знали, в ходу было слово «стяг», то есть боевое княжеское полотнище, под которое стягивались полки. У каждого князя было несколько стягов. Например, в «Повести о битве на Липице», описывающей междоусобное сражение князей, говорится, что «Бяше бо у Юрья стягов 17, а трубь 40, толико же и бубнов, а у Ярослава стягов 13, а трубъ и бубнов 60».

Трубы и бубны нужны были князьям, чтобы управлять построением войск и подавать сигналы в бою. Как правило, княжеский стяг находился в середине боевого строя русских, а остальные были рассеяны по полю — по ним опытный полководец судил о ходе битвы. Стяг охраняли самые сильные и опытные бойцы — стяговники. Если стяг падал, это означало, что княжеские войска в этом месте терпят поражение. Если же «стязи ихъ золоченыа ревуть, просьтирающеся, аки облаци», то это означало, что войска успешно противостоят врагу или идут в наступление.

Древнерусские стяги

Фото © MyBook

Первым известным стягом стал стяг князя Владимира — это было квадратное полотнище с золотым изображением коловрата, которое использовалось с VIII века вплоть до крещения Руси. После крещения символ солнца со стяга исчез, сам стяг стал треугольным, а навершие стяга стали делать в виде копья с крестом. Уже осаждающие Корсунь войска князя Владимира изображались с подобными стягами на миниатюрах Радзивилловской летописи XIII века.

В домонгольский период была известна вариация красного стяга с двоезубцем — это князь Святослав таким образом отметил разгром Хазарского каганата. Но двоезубец на стягах русских князей не закрепился, исчез, возможно, он был символом личной победы полководца. Под клиновидными стягами русские князья бились с монголами, под такими же стягами князья Дмитрий Донской и Александр Невский отстаивали рубежи родины.

Однако вскоре наравне с красными у князей появились и синие стяги. Это изменение задокументировано в миниатюрах Сильвестровского сборника XIV века: на них князь Борис идёт на печенегов под стягами двух цветов — синего и красного.

Княжеские хоругви

Фото © Русское слово

В литературном памятнике XII века «Слово о полку Игореве» встречается новое обозначение княжеского стяга — хоругвь. В это время на стягах начинают изображать лики святых, а сам стяг приравнивается к святыням и становится не только средством для управления войсками, но и символом власти. Князья перед битвами склоняют перед хоругвями колени и просят Бога о даровании победы. Например, перед битвой с ханом Мамаем князь Дмитрий Донской молился, встав на колени перед хоругвью с ликом Всемилостивейшего Спаса.

Тверская улица в Москве станет пешеходной 11 и 12 июня

Отныне водружение хоругви над вражеским укреплением или городом означало победу русского оружия. Очевидно, что в сражениях русские продолжали использовать стяги с изображениями святых. На это указывает «Сказание о Мамаевом побоище», где русские стяги называются христианскими.

Знамёна

Фото © Wikipedia

В этом же «Сказании…» встречается ещё одно новое обозначение флага — знамя. Появляются и описания знамён. Например, у князя Владимира Андреевича знамя чёрного цвета: «Князь же Владимеръ Андрѣевичь ста на костѣх под черным знаменем». А из боя князья возвращаются «каждый под своё знамя».

На знамёнах изображались образы святых или Иисуса Христа. Воины, идя на смерть, надеялись, что небесные покровители защитят их, а если суждено погибнуть, то помогут миновать мытарства и войти в рай.

У великого московского князя Василия III знамя было белого цвета, на нём был вышит библейский герой-полководец Иисус Навин. При Иване Грозном Русь ждала Второго пришествия Христа, потому и отношение к знамёнам с изображениями святых было трепетным.

В войске Грозного, осадившем Казань, была точная копия стяга Дмитрия Донского — клиновидное знамя с изображением Всемилостивого Спаса, а на великом стяге самого царя был изображён Христос на коне в окружении святого воинства в белых одеждах и архангел Михаил верхом на золотом коне, держащий распятие. Знамя царя было многоцветным — с синим и «сахарным» полями и с зелёной и широкой красной (брусничной) полосой.

Вообще, при Иване Грозном российские знамёна получили настоящее развитие — знаки царской, а значит, и божественной власти были большими, в длину достигали трёх метров и шились из дорогих и тяжёлых тканей — тафты, шёлка, бархата, расшивались золотом.

Наиболее известным в истории России осталось знамя с Всемилостивым Спасом. Его использовали во время сражений вплоть до петровских времён — русская армия под этим знаменем ходила в поход на Азов и воевала со шведами. Своё знамя было даже у Ермака и его дружины, когда казаки в конце XVI века пошли покорять Сибирское ханство. На нём был крупно изображён архангел Михаил на коне, а на другой стороне — лев и единорог.

Во времена Смуты ополченцы встали под малиновое знамя князя Пожарского, на котором был изображён архистратиг Михаил и преклонивший перед ним колени Иисус Навин. А второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, ходил в военные походы под тёмно-красным знаменем с ликом Спаса. Именно при этом царе в России впервые появился бело-сине-красный флаг.

От знамён к триколору

Фото © Росгвардия

Удивительно, но к концу XVII века у русского государства не было знамени, которое могло бы объединить всех. Знамёна оставались частными — царскими, боярскими, полковыми. Именно этот пробел и ликвидировал Алексей Михайлович. Он создал первый флаг страны по подобию стрелецких знамён. В основу был положен крест синего цвета, который символизировал Россию как последний оплот подлинной веры. Два поля оставались белыми, а два поля стали красными.

Триколор с золотым двуглавым орлом как символ государства был учреждён лишь 6 августа 1693 года сыном Алексея Михайловича Петром I для 12-пушечной яхты «Святой Пётр». На триколоре чередовались горизонтальные полосы красного, синего и белого цвета с золотым двуглавым орлом посередине. Кроме этого флага Пётр ввёл в обиход Андреевский флаг для флота и армейское знамя на основе триколора с орлом и пушками внизу. Торговый флот имел право вывешивать чистый триколор, без орла.

Почему Ватикан запретил книгу о славянах и грозил её автору смертью

У самого Петра был личный императорский штандарт жёлтого цвета с чёрным двуглавым орлом. Наверху красовались три короны, в лапах орёл держал карты морей, омывавших Российскую империю, а на груди его изображался святой Георгий, поражающий змея.

Этот штандарт просуществовал с различными изменениями вплоть до XIX века, пока наконец не трансформировался в жёлто-бело-чёрный триколор. И лишь 29 апреля 1896 года император Николай II объявил национальным символом бело-сине-красный флаг и повелел, чтобы флаги других цветов к почитанию не допускались. Это вызвало в обществе многочисленные споры, которые закончились лишь после того, как геральдист и историк Пётр Белавенец привёз из Архангельска настоящее знамя Петра I, которое было сшито из флажной материи — флагдуха. Это был квадрат из трёх полос равной ширины: снизу была красная полоса, посередине — синяя, сверху — белая. Вшитый в полотнище жёлтый двуглавый орёл захватывал все полосы. На груди императорской птицы масляной краской было нарисовано церковное изображение щита с Георгием Победоносцем. Больше вопросов к императору не было.

В 1918 году большевики тоже озаботились проблемой государственного флага. Согласно декрету о флаге РСФСР, страна получила красное знамя, которое одновременно было и национальным, и государственным, и боевым. Со временем флаг незначительно менялся: исчезла надпись РСФСР в рамке, у навершия на полотнище появилась звезда, а позже серп и молот.

Страна вернулась к историческому знамени Петра I только в 1991 году после попытки государственного переворота. Тогда Михаил Горбачёв прибыл из Фороса в Москву и первым делом заявил о необходимости смены государственной символики. И уже 25 декабря 1991 года над Кремлём взвился знакомый всем триколор. Герб — двуглавый орёл — появился в 1994 году, но изображается он только на президентском штандарте.

Русский стяг | Русский след

Древнерусский Стяг XI–XVII вв. (флаг; англ. flag, banner)

История отечественных воинских стягов (флагов, знамён) уходит корнями в глубокую древность. В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит»). Исходя из смысла летописного текста, очевидно, что речь идёт о военных соединениях – полках, которые именуются стягами. Летопись 1096 года сообщает о том, что к Киеву подошёл с половцами «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Город ему не удалось взять, тогда «придоша на манастырь Печерьскый… и кликнуша около манастыря, и поставиша стяга два пред враты манастырьскыми». Монахи же бежали задами монастыря, некоторые спрятались на хорах.

«Выступи полк… и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусском войске (рати) огромно. Перед началом сражения вокруг воинского стяга строилось русское войско в боевом порядке. Если в ходе сражения древнерусское войско распадалось на отдельные рукопашные схватки, стяг служил для воинов указателем хода боя, определённым ориентиром, местом сбора воинов.

Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Во время междоусобных сражений княжеские дружины стремились захватить стяг противника. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.

Древнерусские стяги в хронике Манассии 1344-45 годы («Святослав идет на Доростол»), на одном из рельефов трона Мономахов, на иконе.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьем-либо войске, отряде.

В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и слово «стяговникъ» – знаменосец, подобно тому, как существовали наименования «драконариос» для знаменосца в Риме, «бандофорос» в Византии, «баннерет» в Западной Европе.

Княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции стяга дополнялась звуковыми сигналами труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

В ХII веке для обозначения воинского знамени упоминается слово  хоругвь, являющееся общеславянским термином. Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».

Функция ранних древнерусских знамён состояла в управлении войском, но со временем знамёна и хоругви стали символами власти князя. Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа. «…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись о Куликовской битве).

В летописных памятниках Древней Руси — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», наряду с обстоятельным описанием сражения войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 году, упоминаются стяги и хоругви, выполняющие важные функции во время боя.

Из описаний русских знамён, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались христианские святые. Перед одним из таких знамен князь Дмитрий Иванович Донской перед началом битвы встал на колени и молился о победе над татарами. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец пишет: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, и обратился к русским воинам с призывной речью «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Князь Борис идёт на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV века

Чаще всего для воспроизведения старинных знамён использовали лицевые рукописи, снабженные миниатюрами. Радзивилловская летопись середины ХVI века содержит более 600 красочных миниатюр, на которых более 200 раз изображены русские стяги. Лицевой летописный свод украшали тысячами миниатюр, иллюстрирующих исторические события «от сотворения мира» до ХVI века.

Радзивилловская летопись позволяет отметить составные части ранних русских стягов (знамён) — навершие в виде наконечника копья, возможно, в раннюю эпоху древко стяга служило копье. Позднее навершие древка стяга у русских было в виде креста, в виде полумесяца у половцев, в виде пучка (чубук) из конских волос, называемая – «чолка стяговая», которую могли прикрепить и под навершием. Цвета русских воинских стягов и знамён, в основном, красного цвета, а также зелёного и синего цвета. В рисунках Лицевого летописного свода цвет военных знамен также красный или зелёный.Форма полотнищ стяга – треугольная, широкий конец полотнища крепили к древку, а узкий длинный конец полотнища развивался на ветру. Стяговник носит в руках стяг воинского отряда, который был не большого размера. Во многих древнерусских летописях воинские стяги изображали однотипно, с соблюдением определенного канона, к сожалению, стяги ХVI века не сохранились до наших дней.

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI век.

Чрезвычайный интерес для изображения знамён представляет лицевой список ХIV века – «Хроника Георгия Амартола». Она составлена в середине IX века византийским монахом Георгием, именовавшим себя Амартолом (Грешником), затем продолжена другим автором до середины Х века и, вероятно, тогда же иллюстрирована. Многие исследователи полагают, что перевод с греческого хроники Амартола впервые был сделан при дворе Ярослава Мудрого в 40-х годах XI века. На Руси текст этого исторического источника стал необыкновенно популярным и неоднократно использовался в русском летописании. Уникальным является иллюстрированный список хроники Амартола ХIV века, происходящий из Твери, в миниатюрах, на которых изображены воины с разнообразными знамёнами. Одноцветные красные, зелёные треугольные вытянутые полотнища, прикреплены к копью, и красные прямоугольные узкие полотнища, прикрепленные к древку без навершия, и стяги с копьевидным навершием, к древку которых прикреплено красное или жёлтое узкое прямоугольное полотнище, а от него отходят разноцветные косицы-хоботы. Некоторые стяги завершены «чолкой стяговой».

В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия — «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена».
В Галицко-Волынской летописи ХIII века рассказано о воцарении князя Даниила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: «Даниил вошёл в город свой, пришёл в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя своё». В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?».  В этих летописных отрывках речь идёт о польских и соседних юго-западных русских землях, где существовала традиция вывешивать на городских стенах, башнях и воротах знамёна и городские стяги. Эта традиция существовала и  Галицко-Волынском княжестве, но в других регионах Руси этого обычая не было. Нашествие Батыя. Миниатюра. XVI век.

Феодалы Западной Европы изображали на своих знаменах личные гербы, светские знаки, символы, эмблемы правящих родов. На стягах русских князей не было княжеских гербов и эмблем вплоть до ХVII века. Рыцарские эмблемы, гербы родов, рыцарские ордена — всё эти атрибуты, довольно, агрессивного западноевропейского воинства ХII-ХV веков, прославлявшие их завоевательные военные походы, битвы и сражения. Воины Руси часто носили  оборонительный характер, в силу миролюбивого характера славян, предпочитавших откупиться от противника данью, но сохранить свой город, дом, имущество, жизни своего семейства и всего рода. Если же славян вынуждали воевать, то «доблестное» западноевропейское рыцарское войско часто бывало разбито и остатки его бежали без оглядки, оставляя на поле боя своё искусно сделанное военные доспехи и оружие. Русские воины побеждали в бою не численностью, а умением бесстрашно вести бой, храбростью, физической и духовной силой, которую они издревле черпали у родной земли русской, а после принятия христианства, в православной вере.

«Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.

Русское воинство побеждало в бою, обращаясь за помощью к Господу Богу, Пресвятой Богородице, и святым заступникам – главным «помощникам во бранех». Древнерусский стяг и знамёна, сопровождавшие войско русских князей в военных походах, несли во главе войска во славу небесным покровителям и заступникам земли Русской. На знамени Дмитрия Донского образ Всемилостивейшего Спаса, придавший святость самому знамени, ведущему русских воинов в бой и благословлявших их в сражении.

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, водил своё войско на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с вышитым на нём образом Иисуса Христа. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести, знамёна освящал патриарх по чину святых икон.

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится сегодня в Оружейной палате. Знамя прямоугольной формы, двустороннее, с одной стороны Вседержитель – Иисус Христос, благословляющий воинов и держащий святое Евангелие. Образ Иисуса Христа на знамени окаймлён текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства.

Русские знамена ХVI-ХVII веков кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, её длина была больше высоты; прямоугольный треугольник (откос) пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Материалом для русских знамён служила камка (камчатный, камчатый узор; «камка луданная», то есть блестящая) – шелковая китайская ткань с узорами, или тонкая тафта –  гладкая шёлковая ткань. На воинском знамени вышивали серебряными, золотыми и цветными нитями святые образы и отрывки текстов из Евангелия. По краю знамя украшали каймой или бахромой.

Размеры воинских русских знамён были, как правило, большими. Знамя царя Ивана Грозного, с которым он ходил в 1552 году в поход на Казань, имеет длину около 3 метров, а высоту древка – 1,5 метра. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя можно было воткнуть в землю. Для ношения такого знамени в военном походе назначали два-три человека.  На знамени царя Иван IV Грозного был изображён «Всемилостивейший Спас». После взятия Казани у святого воинского знамени был отслужен молебен. В благодарность за победу царь Иван IV приказал построить церковь на том месте, где во время боя стояло святое знамя «Всемилостивейшего Спаса». Это знамя участвовало в других походах не только в ХVI веке, но и в ХVII веке. В начале ХVIII века это знамя вручили графу Борису Петровичу Шереметеву, отправившемуся в Свейский поход, со словами: «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».

Ещё большего размера был великий стяг Ивана Грозного 1560 года. «Построен» стяг из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос белый, кайма по краю полотнища брусничного цвета, а вокруг белого откоса – макового цвета. В лазоревую середину вшит круг из тёмно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – Святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. В Москве в Оружейной палате хранятся военные стяги Ермака Тимофеевича, с которыми он в 1581 году  завоевывал Сибирское ханство Кучума. На синих стягах Ермака словно на небе был изображен Иисус Христос и архангел Михаил, и льва с единорогом, готовящиеся к бою. На рисунке в «Истории Сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец.

Гербовое знамя. 1696 год.

Среди военных знамён нет такого знамени, которое можно было назвать государственным.  Государевым знаменем Большого полка, можно считать царский стяг, под которым царь участвовал в военных действиях. Русские князья и воеводы, военачальники, как Ермак Темофеевич, имели свои знамена, считавшиеся государевыми. Воинские знамёна выдавали только на время участия в походе.

Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко

Подьячий Посольского приказа Котошихин, составивший труд о России – в царствование Алексея Михайловича и сообщивший много деталей о времени и о событиях, участником которых он являлся, так писал о знамёнах царских воевод: «…Хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою». Далее описываются эти «болшие» боярские знамена: «А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у полской гусарии, разноцветные, долгие». Почему Котошихин противопоставляет «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска рейтарским, гусарским и прочим знамёнам? Дело в том, что в конце ХVI века на военную службу в Московию стали усиленно приглашать много иностранцев. При царе Фёдоре Иоанновиче в русском войске состояло более 4 000 наёмников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов; Борис Годунов пригласил на военную службу ливонских немцев и сформировал из иноземцев целое воинское подразделение. Особенный приток иностранцев в воинскую службу произошёл после Смуты начала ХVII века. В Московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские и драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы. При царе Михаиле Федоровиче, кроме иноземных отрядов, существовали и регулярные полки русских солдат, обученных в Москве иноземному строю.

Иностранцы вносили в свою военную службу свойственные им порядки и обычаи. Кроме военного обучения частей иностранных наёмников, они должны были снаряжать войска, изготавливать знамена для вверенных им полков. В русском войске появился западный обычай изображать светские эмблемы на военных знамёнах и хоругвях. Знамёна были разнообразной формы и рисунки на них выполняли, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, и надписи делали на латинском языке.

Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, впервые побывавший в Москве в 1634 году, так описывал приём турецкого посла, свидетелем которого он был во время путешествия в Московии. Турецкого посла встречали 16 тысяч человек конницы: «В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero“, то есть „доблестью побеждаю“. Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров… Сами русские очень не искусны в изобретении таких вещей».

Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.

В течение ХVII века обычай помещать светские эмблемы распространяется не только на ротные (сотенные) знамёна, но и на полковничьи, на боярские, а также – на знамена старого московского строя (стрельцов), казаков. На одном из знамен стрелецких полков в первой половине ХVII века был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш», хотя полковые стрелецкие знамена несли кресты, а цвет полотнища, каймы четырехугольного знамени и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.

К концу ХVII века на военных знаменах можно было увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались как городские гербы. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого была написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле – золотая корона, под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой.

Особенно полюбились русским воеводам длиннохвостые прапоры – небольшие знамена конца ХVI века, используемые в Польше, как личные штандарты. По сообщению служившего у Бориса Годунова француза Жака Маржерета, у каждого воеводы был свой прапор. Некоторым поклонникам так нравились западные новшества, что они имели по нескольку прапоров с разными эмблемами, что свидетельствует об отсутствии у них родового герба, то есть постоянного родового знака. Известны, например, два прапора Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, на щите – небольшой чёрный орлик. Полотнище прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма чёрная и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы. В XIX веке этот белый прапор послужил основой при создании герба дома Романовых.

Россия в ХV веке и первой половине ХVII века не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже изображали на воинских знамёнах с конца ХV века. При Иване Грозном уже была особая государственная печать, которую ставили на документах и грамотах, отправляемых в соседние страны.

Государственная символика на воинских стягах, олицетворяла верховную власть государя над русскими землями, присоединенными к России. Государь даровал новым землям знамёна с государевой символикой.В 1646 году царь Алексей Михайлович пожаловал знамя Войску Донскому – «на средине двуглавый орёл, на груди его государев образ на коне, колет змия». В России ХVII века существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное», под этим знаменем с народов Поволжья и Сибири собирали ясак – натуральную подать.

Количество знамён и прапоров со светскими, не типичными для русского воинства эмблемами и символами увеличилось во второй половине ХVII века при царе Алексее Михайловиче, поощрявшего появление западных новшеств в русской жизни. Обществу прививался «вкус к геральдике», что выразилось в введении государственного герба, объяснении его символики, в появлении у вельмож личных печатей с гербами, и в украшении  гербами бытовых предметов знати.


Изображение герба на знамени полка. Конец XVIII века

По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых знамён» тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» есть описание «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия». Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени — это живописец Станислав Лопуцкий, которому по именному указанию царя «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах». Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым.

Знамя девятой конной стрелецкой сотни. Россия.
XVII в.

Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь». Однако в исторических источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».

В правление царя Алексея Михайловича возникло ещё одно «знамённое новшество». По ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через нашу страну, Россия за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого нужно было построить суда, способные нести охранную службу во время плавания по Каспийскому морю и по Волге. В 1667 году  в дворцовом селе Дединове на реке Оке построили корабль «Орёл», яхту, бот и две шнявы для охранных целей. Руководил строительством, а потом получил должность капитана «Орла» голландец Д. Бутлер и членами экипажа были голландцы. Все необходимое для строительства корабля было выписано из Голландии по требовательной ведомости Д. Бутлера. Среди них была указана и материя для корабельных флагов – «морских знамён для воинского хода потребных». Определенное количество материи, по смете Д. Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на корме»кормового флага, «на узкое долгое знамя, что живёт на среднем большом дереве» вымпела , «на знамя, что живёт на переднем лежачем дереве» гюйса. «А цветами, – писал далее Д. Бутлер, – как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».

По запросу Д. Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Корабль «Орёл», и его флаги просуществовали недолго, дойдя до  Астрахани, из корабельных пушек открыли огонь по восставшим казакам Степана Разина. Казаки Разина подожгли корабль, команда «Орла» разбежалась даже не прихватив с собой знамёна.

 

Читайте также:

Древнерусские доспехи — колонтарь, куяк, байдана

Древнерусский лучник X — XIII века

История российского флага в Президентской библиотеке от «великоимператорских флагов» до наших дней

Незадолго до Дня Государственного флага Российской Федерации, который в нашей стране отмечается 22 августа, Президентская библиотека на своей Интернет-ресурс представляет, наряду с редкими изданиями, современные аудиовизуальные материалы, позволяющие, помимо изучения внешнего вида триколора, проследить все этапы истории государственного флага.

«Во времена исторического развития народов, когда они начинают чувствовать и осознавать свою идентичность, у них возникает мысль выразить свою идентичность заметным внешним знаком — символом народной мысли и вкуса или родной историей . Предметами традиционного изображения таких национальных символов являются знамена, флаги и хоругви, гербы и гербы, а также различные наиболее заметные аксессуары одежды, из которых выделялись и возникали так называемые государственные или национальные цвета, принятые народами для большей частью исторически», — так Е.

Н. Воронец объясняет возникновение национальных символов в своем историко-юридическом исследовании «Какие цвета устанавливаются в истории и российских законах для самобытно русского, всех чинов и государственного флага? Дополнительную информацию об этом произведении можно найти на сайте Президентской библиотеки.

Известный военно-морской историк П. И. Белавенец в нескольких своих книгах посвятил истории российского флага. Из одного из них, «Краткая записка о старых русских знаменах» (1911 г.), мы можем узнать, что в России знамёна первоначально назывались знамёнами, и разворачивались они только перед боем, и каждое войско сражалось под своим знаменем. «Наибольшую ценность, безусловно, представляли так называемые Великие Государевские знамена. Они подошли к ближайшему пункту назначения по действующему штандарту, указывая на присутствие Императора», — пишет Белавенец. Из приведенного автором описания государевых больших знамен видно, что на них преобладала темно-красная окраска, дополненная белым, синим и зеленым в разных оттенках, а также иконографическое шитье золотом и серебром.

.

Белавенец указывает на флаг корабля царя Алексея Михайловича, отца Петра I, как на прародителя русского государственного флага. Подробную историю этого знамени он изложил в раритете 1910-х годов «Знамя царя Московского, хранимое в соборе города Архангельска с 1693 года», электронная копия которого находится в фонде Президентской библиотеки. Исследователь говорит, что при постройке первого корабля военного назначения необходимо было подобрать для корабля цвета флага – «какого государства корабль, такого государства и флаг». В результате «царь повелел выделить для знамен и баннеретов киндяк и тафту (разные виды тканей) червчатого, белого и лазурного цветов», т. национального флага. Они были отобраны в 1668 году и с тех пор ни разу не отзывались», — подчеркивает Белавенец. Нынешний вариант цветов флага, три горизонтальных поля — белое, синее и красное, в 1705 году указом Петра Великого был признан «флагом торговых, промысловых и прочих русских судов».

В 1709 году, после Полтавской битвы, Московия стала именоваться Российской империей, и в том же году в Киеве была выпущена карта флагов мира. Впервые российский штандарт нового образца — желтый флаг с черным двуглавым орлом, на груди которого виднелся белый щит с изображением святого Георгия Победоносца, пронзающего дракона. По словам герольда В. Е. Белинского, это была личная инициатива царя. В своем труде «Российский государственный флаг и его реформа» он пишет: «Петр Великий, любивший создавать и вводить различные новшества, сильно увлекавшийся своей страстной натурой, то в области национальных самобытностей мог пожелать «модернизироваться». старый несимпатичный ему регламент и предложить новой формирующейся Империи новую эмблему, новые цвета и новый облик, которые с тех пор должны отличать (аллегорически) и, вероятно, назидательно новую эпоху от старой, полностью им отвергнуто». Сочетание черного, желтого и белого цветов в 1742 г. было введено в качестве гербового на офицерских платках, но только в 1858 г. высочайшим повелением они были объединены в флаге и названы гербовыми цветами, с тем чтобы в 1864 г. лента к медалям и к признанию знаменем Российского государства.

За всю историю нашей страны главный российский флаг менялся несколько раз — каждый государь вносил свои изменения. Лишь в 1896 г. за бело-сине-красным флагом был окончательно закреплен статут единственного государственного флага Российской империи. Этот факт описан в другой работе П. И. Белавенца — Цвета Государственного флага Российского Государства: «Чрезвычайное совещание по установлению цветов Государственного флага… в своем окончательном решении проголосовало за белый, синий и красные цвета, полностью отказавшись от сочетания черного-желтого-белого, найдя, что новейшие цвета «не имеют ни геральдической, ни исторической основы». Именно в это время три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Белый цвет символизировал свободу и независимость, синий — цвет Пресвятой Богородицы, покровительницы России, а красный — государственность».

После революции, с 1918 года, Россия жила под красным флагом, пока бело-сине-красный флаг не вернулся 22 августа 1991 года, когда он был поднят на Доме Правительства Российской Федерации. 11 декабря 1993 года, незадолго до принятия новой Конституции, закрепившей современный государственный строй нашей страны, Президент Борис Ельцин подписал указ «О Государственном флаге Российской Федерации», утвердивший триколор в качестве официального символа. государства.

Для интересующихся историей Российского флага, помимо уже упомянутых работ, иллюстрации из Альбома знамен, флагов и вымпелов Российской империи и иностранных государств (1890), а также альбом флагов и вымпелов РСФСР, республик Советского Союза и зарубежных стран (1923 г.) с сайта Президентской библиотеки.

Об истории флага, а также штандарта и знака Президента России рассказывает документальный фильм «Символы президентской власти», созданный в рамках проекта Президентской библиотеки «Президентская хроника».

Кроме того, более подробную информацию о символах государственной власти IX-XVIII веков, Российской империи, государственной власти в СССР и Российской Федерации можно найти в разделе «Символы государственной власти» Государственной Авторитетный фонд Президентской библиотеки.

Пакт Рериха и Знамя Мира

Пакт Рериха и Знамя Мира

На протяжении всей своей карьеры Николай Рерих занимался проблемами сохранения культуры. С ранних лет, когда он, будучи подростком-любителем-археологом на севере России, раскапывал редкие и красивые древние артефакты, он понял, что лучшие произведения творческого гения человечества почти всегда игнорируются, а то и уничтожаются самим человечеством. .

В первые годы двадцатого века он путешествовал по историческим городам Северной России, изображая их осыпающиеся стены и разрушающуюся архитектуру. Затем он обратился к российскому правительству с призывом поддержать и восстановить эти бесценные связи с прошлым.

Позже разрушения Первой мировой войны и русской революции подстегнули его собственные усилия. Он пришел к пониманию того, что культурное наследие каждого народа, по сути, является мировым достоянием. И его представление о культурном наследии расширилось, включив в него не только физические остатки более ранних культур — например, здания и искусство, — но и творческую деятельность, университеты, библиотеки, больницы, концертные залы и театры. Все должны быть защищены от разрушительного действия войны и пренебрежения, ибо без них жизнь была бы не чем иным, как грубым и невежественным временем на земле.

Рериху стало ясно, что необходимы международные усилия. В 1920-х годах он составил договор с помощью международных экспертов в области права. Этот договор стал известен как Пакт Рериха.

Движение «Пакт Рериха» и «Знамя Мира» быстро росло в начале 1930-х годов с центрами в ряде стран. Состоялись три международные конференции: в Брюгге, Бельгия, в Монтевидео, Уругвай, и в Вашингтоне, округ Колумбия. что все объекты культурной ценности будут объявлены нейтральными и охраняемыми, как это делает Красный Крест с больницами. Действительно, Пакт Рериха часто называли Красным Крестом Культуры.

Подобно тому, как Красный Крест воплощается в защитном знаке и знамени, Пакт Рериха также определяет символ — тот, что показан на этой странице — для размещения на знамени — Знамя Мира. Это Знамя, развевающееся над всеми объектами культурной деятельности и исторической ценности, объявляло их нейтральными, независимыми от воюющих сил.

Символ Знамени Мира имеет древнее происхождение. Возможно, его самый ранний известный пример появляется на амулетах каменного века: три точки без окружающего круга. Рерих встречал многочисленные более поздние примеры в разных частях света и знал, что они представляют собой глубокое и утонченное понимание триединой природы бытия. Но для целей Знамени и Пакта Рерих описал круг как представляющий совокупность культуры, с тремя точками, обозначающими Искусство, Науку и Религию, три из наиболее всеобъемлющих видов человеческой культурной деятельности. Он также описал круг как представляющий вечность времени, охватывающий прошлое, настоящее и будущее. Священное происхождение символа как иллюстрации триединства, фундаментального для всех религий, остается центральным в значении Пакта и Знамени сегодня.

Пакт Рериха был впервые принят двадцатью одной нацией Америки и подписан как договор в Белом доме в присутствии президента Франклина Делано Рузвельта 15 апреля 1935 года всеми членами Пан- Американский союз. Позже его подписали и другие страны.

В 2005 году исполняется 70 лет со дня подписания Пакта Рериха. История международных договоров показывает нам, как многие из них были актуальны и применимы к тому времени, когда они были подписаны, но затем потеряли актуальность. Однако Пакт Рериха сохранил свое сердце и свою жизнь и как никогда связан с потребностями сегодняшнего хаотического мира. Во многих странах мы видим ухудшение культурных ценностей и игнорирование права всех культурных ценностей на свое собственное существование, навеки защищенное и беспрепятственное. Мы видим уничтожение жизни, имущества и наследия творческого гения народов. Можно только надеяться, что большее осознание важности культурного наследия человечества будет возрастать, а не ухудшаться. Для нации нет большей ценности, чем ее культура.

Текст Пакта Рериха и послания президента Рузвельта Конгрессу США по случаю его ратификации:

ОХРАНА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ


И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ

ДОГОВОР


МЕЖДУ СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ
И ДРУГИМИ АМЕРИКАНСКИМИ РЕСПУБЛИКАМИ

Высокие Договаривающиеся Стороны, воодушевленные целью придать условную форму постулатам Резолюции, принятой 16 декабря 19 г.33, всеми государствами, представленными на Седьмой Международной конференции американских государств, проходившей в Монтевидео, которая рекомендовала «правительствам Америки, которые еще не сделали этого, подписать «Пакт Рериха», инициированный Музеем Рериха в Соединенных Штатов, и целью которого является повсеместное принятие уже разработанного и общеизвестного флага, с тем чтобы таким образом сохранить в любое время опасности все недвижимые памятники, находящиеся в национальной и частной собственности, которые составляют культурное достояние народов», решив заключить договор с этой целью и о том, чтобы сокровища культуры уважались и охранялись во время войны и в мирное время, согласились о следующих статьях: 9. 0003

СТАТЬЯ I

Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и защитой воюющих сторон. Такое же уважение и защита должны быть у сотрудников упомянутых выше учреждений. Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения пользуются одинаковым уважением и защитой как в мирное, так и в военное время.

СТАТЬЯ II

Нейтралитет, защита и уважение памятников и учреждений, упомянутых в предыдущей статье, признаются на всем пространстве территорий, находящихся под суверенитетом каждого из подписавших и присоединившихся государств, без какой-либо дискриминации в отношении Государственная принадлежность указанных памятников и учреждений. Соответствующие правительства соглашаются принять меры внутреннего законодательства, необходимые для обеспечения указанной защиты и уважения.

СТАТЬЯ III

Для обозначения памятников и учреждений, упомянутых в статье I, может использоваться отличительный флаг (красный круг с тройной красной сферой в круге на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

СТАТЬЯ IV

Правительства, подписавшие настоящий договор, и правительства, присоединившиеся к нему, направят Панамериканскому союзу во время подписания или присоединения или в любое время после этого список памятников и учреждений, для которых они желают получить охрану, согласованную в этот договор. Панамериканский союз, уведомляя правительства о подписании или присоединении, также направляет список памятников и учреждений, упомянутых в настоящей статье, и информирует другие правительства о любых изменениях в этом списке.

СТАТЬЯ V

Памятники и учреждения, упомянутые в статье I, перестанут пользоваться привилегиями, признанными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях.

СТАТЬЯ VI

Государства, не подписавшие настоящий договор в день, когда он открыт для подписания, могут подписать его или присоединиться к нему в любое время.

СТАТЬЯ VII

Документы о присоединении, а также документы о ратификации и денонсации настоящего договора сдаются на хранение Панамериканскому союзу, который уведомляет об акте сдачи на хранение другие подписавшие или присоединившиеся государства.

СТАТЬЯ VIII

Настоящий договор может быть денонсирован в любое время любым из подписавших или присоединившихся государств, и денонсация вступит в силу через три месяца после того, как об этом будет сообщено другим подписавшим или присоединившимся государствам.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся полномочные представители после того, как они передали свои полные полномочия, признанные в надлежащей и надлежащей форме, подписывают настоящий договор от имени своих соответствующих правительств и скрепляют его своими печатями в даты, указанные напротив их подписей.

И ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что указанный Договор был должным образом ратифицирован Соединенными Соединенные Штаты Америки, чья ратификационная грамота была сдана на хранение Панамериканскому Союза 13 июля 1935 г .;

И ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что указанный Договор был должным образом ратифицирован также Республики Куба, чья ратификационная грамота была сдана на хранение Панамериканскому Союза 26 августа 1935 г . ;

ТЕПЕРЬ, ПОЭТОМУ будет известно, что я, Франклин Д. Рузвельт, Президент Соединенных Штатов Америки, добились обнародования указанного Договора. с той целью, чтобы та же и каждая ее статья и пункт могли быть соблюдены и добросовестно выполняются Соединенными Штатами Америки и их гражданами.

В СВИДЕТЕЛЬСТВО ЧЕГО Я наложил Печать Соединенных Штаты Америки, которые будут присоединены к настоящему документу.

СОВЕРШЕНО в городе Вашингтон двадцать пятого октября. в год Господа нашего тысяча девятьсот тридцать пятый и Независимости Соединенных Штатов Америки сто шестидесятый.

ФРАНКЛИН Д. РУЗВЕЛЬТ

Президентом:
КОРДЕЛЛ ХАЛЛ
Государственный секретарь.


ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

М Е С С А Г Е

ИЗ

ПРЕЗИДЕНТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

ПЕРЕДАЧА
ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ, ПОДПИСАННЫЙ В ВАШИНГТОНЕ 15 АПРЕЛЯ 1935 ГОДА СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ 21 АМЕРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

20 мая 1935 г. — Соглашение прочитано впервые и передано в Комитет по международным отношениям, и вместе с сообщением приказано напечатать конфиденциально для использования Сенатом


Сенату США:

С целью получения совета и согласия Сената на ратификацию настоящим препровождаю договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в моем присутствии в Белом доме 15 апреля 1935 г. соответствующие полномочные представители 21 американской республики. Он был подписан для Соединенных Штатов министром сельского хозяйства в силу предоставленных ему мною полномочий.

Как указано в сопроводительном отчете Государственного секретаря, договор, воплощающий «Пакт Рериха», который был инициирован Музеем Рериха в США, был подготовлен с его нынешней целью выполнения рекомендации, сделанной правительствам. в резолюции, одобренной 16 декабря 1933 г. Седьмой международной конференцией американских государств в Монтевидео.

ФРАНКЛИН Д. РУЗВЕЛЬТ.
БЕЛЫЙ ДОМ,
20 мая 1935 г.
ПРЕЗИДЕНТ:

Нижеподписавшийся, государственный секретарь, имеет честь представить Президенту с целью передачи в Сенат получить совет и согласие этого органа на ратификацию, если его решение одобрить его, договор об охране творческих и научных учреждений и исторические памятники. Этот договор, воплощавший «Пакт Рериха», который был по инициативе Музея Рериха в США, был подготовлен в его нынешнем виде Правление Панамериканского союза во исполнение резолюции, принятой 16, 19 декабря33, Седьмой Международной конференцией американских государств в Монтевидео и был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года соответствующими полномочные представители 21 американской республики.

Договор имеет своей целью охрану исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений как в мирное, так и в военное время, и предусматривает использование отличительный флаг для обозначения памятников и учреждений, находящихся под защитой договора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *