Зиккураты / Древняя Месопотамия / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
К концу III тыс. до н.э., в период начала объединения городов-государств Месопотамии в единое царство, наряду с городскими храмами на платформе, появился новый тип храма зиккурат (что означает «дом горы»), ставшим характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккураты возвышались посреди архитектурных комплексов культовых сооружений, игравших особую роль в шумерской культуре.
Зиккурат представлял собой сырцовую ступенчатую пирамиду — высокое ступенчатое башнеобразное
сооружение, похожее на холм, состоящее из сплошных уменьшающихся кверху объемов. На его верхней
платформе располагался небольшой храм, главного божества-хранителя города. Храмовый комплекс,
вероятно, также служил обсерваторией.(12, стр. 6-8)
Часто наклонные или отвесные террасы зиккурата были разного цвета — черного (обмазка битумом),
красного (облицовка обожженным кирпичом), белого (побелка), позже применялись и другие цвета.
До наших дней сохранилось несколько зиккуратов, среди которых зиккурат в Уре (конец III тыс. до н.э.), в Чога-Замбиле (середина II тыс. до н.э.), в Борсиппе (середина I тыс. до н.э.). (6, том 1, стр. 196-223)
Зиккурат бога луны Нанны, или зиккурат Ур-Намму, в Уре (XXI в. до н.э.) — главный памятник шумерской эпохи, и один из наиболее грандиозных архитектурных памятников Месопотамии. Его строительство было начать при Ур-Намму, основателе династии города Ура, закончена она была только в VI в. до н.э.
Зиккурат Нанны возвышался в центре города на платформе десятиметровой высоты, имел общую высоту более
20 м, высоту нижнего уступа 9,75 м. В его основании лежала платформа в форме усеченной пирамиды
высотой 15 м, прямоугольная в плане размерами 65 x 43 м. Наклонные плоскости зиккурата расчленены
плоскими нишами. Зиккурат был возведен из кирпича-сырца и облицован обожженным кирпичом. На
платформе (высота ок. 10 м) поднимались три относительно невысокие ступени (2,5 м, 2,3 м и 4 м
соответственно), которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. (5, стр. 161)
Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами. На верхнюю площадку платформы вели три широких длинных сходящихся лестничных марша. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.
На территории священного участка в Уре располагались также царский дворец и храм, сходне между собой по внешнему виду и композиционно подчинены громаде зиккурата.
В «верхний храм» на вершине зиккурата, где согласно шумерским верованиям, обитало божество, доступ
был открыт только избранным, особо посвященным жрецам, для остальных прихожан у подножия зиккурата
возводили большой «нижний храм». (8, стр. 16-18)
Источники
Читайте также:
- Архитектура Древней Месопотамии
- Царские дворцы Древнего Двуречья III-II тыс. до н.э.
- Культура Древней Месопотамии
- Строительная техника в Древнем Двуречье
- Города и храмы Древнейшей Месопотамии
- Архитектура Древневавилонской империи (II тыс. до н.э.)
12 .Зиккураты Месопотамии
Зиккурат
в Уре, конецIIIтыс. до н.э. – ступенчатое башнеобразное
культовое сооружение, состоящее из
сплошных уменьшающихся кверху объемов
с храмиком на верхней платформе. Высота
более 20 м, длина основания 65 и 43 м и высоту
нижнего отступа 9,75 мл был возведен из
кирпича- сырца и облицован обожженным
кирпичом. Его наклонные грани были
расчленены плоскими нишами. На верхние
платформы вели торжественные ритуальные
лестницы. Дворец и храмы Ура были сходны
между собой по внешнему виду и композиционно
подчинены громаде зиккурата. Строительство
зиккурата вела третья династия Ура,
восстановившая местную государственность
после нашествий аккадцев и гутиев.
Зиккурат был призван служить не только
храмом, но и общественным учреждением,
архивом и царским дворцом.
Зиккурат
Этеменанки в Вавилоне.
Наиболее примечательное сооружение –
Вавилонская башня ( Зиккурат Этеменанки),
имеющая квадратное основание со сторонами
91,5 м и высоту 90 м. Ее внутренне ядро было
выложено из кирпича-сырца, а облицовка
из обожжённого кирпича на битумном
растворе. В отличие от более ранних
зиккуратов, ее расчлененные лопатками
стены были строго вертикальны. Храм
состоял из семи платформ. Вертикальные
кирпичные выступы на стенах каждой
платформы дробили их тяжеловесныеобъемы,
придавая силуэту устремленность вверх,
к небу. Спираль пандуса, кольцом
опоясывающая зиккурат, сообщала ему
дополнительную легкость. Благодаря
слепящей глазури пяти нижних платформ
белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого
цветов сооружение приобретало вид
сказочнoгo фантома, парящего в эфире, но
не теряющего при этом монументального
величия.
Висячие
сады были расположены в Вавилоне. Их
создание в древности связывали с некой
царицей Семирамидой. В настоящее же
время считается, что сооружением этого
чуда технической мысли занимался царь
Вавилона Навуходоносор II.Современная
история садов Семирамиды связана с
именем археолога из Германии Роберта
Кольдевея. Занимаясь раскопками древнего
Вавилона с 1899 года, в один из дней он
натыкается на странное не типичное для
данной местности сооружение. Так,
например, своды имели другую форму,
выложены камнем, вместо обычного кирпича,
присутствовали подземные сооружения,
а главное, была найдена интересная
система водоснабжения из трех шахт.
Очевидно, что постройка такого типа
использовалась для каких-то особенных
целей. Кольдевею оставалось это выяснить.
Он смог понять, что все сооружение
представляло собой некий водоподъемник
для беспрерывной подачи воды наверх.
Вавилонские висячие сады представляли собой четырехуровневое сооружение с множеством прохладных комнат, обильно украшенных растениями. Для их полива использовался водоподъемник, для функционирования которого рабам приходилось крутить колесо. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев. Используемая в садах Семирамиды система водоснабжения не была новинкой для Месопотамии. Подобное встречается и в местных зиккуратах, включая легендарную Вавилонскую башню и Великий зиккурат в Уре. Но именно в садах техника орошения достигла своего совершенства.
Ур | Город, история, зиккурат, шумер, месопотамия и факты
Зиккурат в Уре
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Авраам сэр Леонард Вулли сэр Макс Маллоуэн
- Похожие темы:
- зиккурат энтазис
- Похожие места:
- Ирак Шумер Река Евфрат Месопотамия
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Ур , современный Талль-эль-Мукайяр или Телль-эль-Мукайяр, Ирак , важный город древней южной Месопотамии (Шумер), расположенный примерно в 140 милях (225 км) к юго-востоку от места Вавилона и примерно в 10 миль (16 км) к западу от нынешнего русла реки Евфрат. В древности река протекала гораздо ближе к городу; изменение его курса оставило руины в пустыне, которая когда-то была орошаемой и плодородной землей. Первые серьезные раскопки в Уре были проведены после Первой мировой войны Г. Р. Холлом из Британского музея, в результате чего была сформирована совместная экспедиция Британского музея и Пенсильванского университета, проводившая раскопки под руководством Леонарда Вулли с 1922 до 1934 года. Почти каждый период жизни города был проиллюстрирован открытиями, и знания об истории Месопотамии значительно расширились.
Основание города
Где-то в 4-м тысячелетии до нашей эры город был основан поселенцами, предположительно выходцами из северной Месопотамии, земледельцами, все еще находившимися в энеолитической фазе культуры. Есть свидетельства того, что их оккупация закончилась наводнением, которое ранее считалось описанным в Книге Бытия. На последующем этапе «Джамдат Наср» (поздний протописьменный) на большом кладбище были найдены ценные останки, связанные с более сенсационными открытиями, сделанными в Эрехе.
Ур в раннединастический период, 29–24 вв. до н.э.
В следующий (раннединастический) период Ур стал столицей всей южной Месопотамии при шумерских царях 1-й династии Ура (25 в. до н.э.). Раскопки огромного кладбища периода, предшествовавшего этой династии (26 век), выявили царские гробницы, содержащие почти невероятные сокровища из золота, серебра, бронзы и полудрагоценных камней, свидетельствующие не только о богатстве жителей Ура, но и об их высокоразвитой цивилизации и культуре. искусство. Не менее замечательным открытием был и обычай, по которому королей хоронили вместе со всей свитой их придворных, слуг и женщин, получивших привилегию продолжить свою службу в загробном мире. Музыкальные инструменты из царских гробниц, золотое оружие, гравированные панцири и мозаичные изображения, скульптуры и резные цилиндрические печати — все это коллекция уникального значения, иллюстрирующая цивилизацию, ранее неизвестную историкам. Дальнейшее его развитие, а может быть, иной аспект, показали раскопки в Аль-Убайде, пригороде Ура, небольшого храма, также ранее не подозревавшегося типа, богато украшенного скульптурой, мозаикой и металлическими рельефами и имеющего колонны, обшитые цветной мозаикой или полированной медью. Табличка в фундаменте храма с надписью, в которой говорится, что это работа царя из 1-й династии Ура, датирует здание и подтверждает исторический характер династии, которая упоминалась древними шумерскими историками, но которую современные ученые ранее отвергли. как фиктивное.
Несколько личных надписей подтвердили реальное существование почти легендарного правителя Саргона I, царя Аккада, правившего в 24 веке до н.э., а кладбище проиллюстрировало материальную культуру его времени.
3-я династия Ура, 22–21 века до н. э.
К следующему периоду, периоду 3-й династии Ура, когда Ур снова стал столицей империи, относятся некоторые из наиболее важных архитектурных памятников, сохранившихся на этом месте. Важнейшим из них является зиккурат, трехэтажная сплошная масса из сырцового кирпича, облицованная жжеными кирпичами, уложенными в битум, напоминающая ступенчатую пирамиду; на его вершине было небольшое святилище, спальня бога луны Нанны (Сина), божества-покровителя и божественного царя Ура.
Раскопки показали, что к III тысячелетию до н. э. шумерские зодчие были знакомы с колонной, аркой, сводом и куполом, т. е. со всеми основными формами архитектуры. Зиккурат продемонстрировал свои изысканности. Стены все наклонены внутрь, и их угол вместе с тщательно рассчитанными высотами последовательных ступеней направляет взгляд внутрь и вверх; более крутой наклон лестницы усиливает этот эффект и фиксирует внимание на святыне, религиозном центре всего огромного сооружения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Последующие династии, 21–6 века до н. династии Исин и Ларса, и, хотя он перестал быть столицей, Ур сохранил свое религиозное и торговое значение. Имея доступ по реке и каналу к Персидскому заливу, он был естественным центром внешней торговли. Уже во время правления Саргона Аккадского она была в контакте с Индией, по крайней мере, косвенно. Личные печати типа долины Инда, относящиеся к 3-й династии и периоду Ларса, были найдены в Уре, а многие сотни глиняных табличек показывают, как была организована внешняя торговля.

Глиняные таблички были найдены в жилом квартале города, значительная площадь которого была раскопана. Дома частных лиц в период Ларсы и при Хаммурапи Вавилонском (ок. 18 века до н.э., когда Авраам, как предполагается, жил в Уре) были удобными и хорошо построенными двухэтажными домами с достаточным количеством жилых помещений для семьи. для прислуги и для гостей, которые обеспечивали уединение и соответствовали климату. В некоторых домах находилось нечто вроде часовни, в которой поклонялись семейному богу и под мостовой которой хоронили членов семьи. Было раскопано множество крупных государственных храмов, а также несколько небольших придорожных святилищ, посвященных частными лицами второстепенным божествам, что пролило новый свет на вавилонские религиозные обычаи; но домашние часовни с их приспособлениями для поклонения безымянным семейным богам еще более интересны и имеют возможное отношение к религии еврейских патриархов.
После длительного периода относительного забвения Ур возродился в нововавилонский период при Навуходоносоре II (605–562 гг. до н. э.), который практически перестроил город. Едва ли менее активным был Набонид, последний царь Вавилона (556–539 гг. до н. э.), великой работой которого была реконструкция зиккурата, увеличившая его высоту до семи ступеней.
Последняя фаза, VI–IV вв. до н. э.
Последним царем, строившим в Уре, был ахеменид Кир Великий, чья надпись на кирпичах похожа на «указ», цитируемый писцом Ездрой о восстановлении Храма в Иерусалим. Завоеватель явно стремился умилостивить своих новых подданных, прославляя их богов, какими бы эти боги ни были. Но Ур был теперь совершенно декадентским; она сохранилась до царствования Артаксеркса II, но только одна табличка (Филиппа Арридея, 317 г. до н. э.) продолжает эту историю. Возможно, именно в это время Евфрат изменил свое русло; и с разрушением всей ирригационной системы Ур, поля которого превратились в пустыню, был окончательно заброшен.
Открытия, сделанные в других местах, дополнили необычайно полные записи, полученные при раскопках Ура. Информация об истории города и образе жизни его жителей, их делах и их искусстве теперь довольно полна и замечательно подробна.
Леонард Вулли Редакторы Британской энциклопедииЧога Занбил | Значение, история и факты
Чога Занбил: зиккурат
Просмотреть все СМИ
- Связанные темы:
- археология храм дворец зиккурат уплотнение цилиндра
- Похожие места:
- Иран Элам Хузестан древний Иран
См. все связанные материалы →
Чога Занбил , также пишется как Чога Занбил или Чога Замбил , разрушенный дворцово-храмовый комплекс древнего эламского города Дур Унташи (Дур Унташ), недалеко от Сузы в районе Хузестан на юго-западе Иран. Комплекс состоит из великолепного зиккурата (крупнейшее сооружение такого рода в Иране), храмов и трех дворцов. Этот объект был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979.
Построенный около 1250 г. до н.э. под руководством эламского правителя Унташ-Гала в среднеэламский период (ок. 1500–ок. 1000 г. до н.э.), комплекс был посвящен Иншушинаку (Инсусинаку), богу-быку Сузы. . Его внешняя стена неправильной формы простирается примерно на 3900 на 2600 футов (1200 на 800 метров) вокруг внутреннего святилища и 13 храмовых зданий, из которых только четыре хорошо сохранились. Квадратное основание зиккурата, 344 фута (105 метров) с каждой стороны, было построено в основном из кирпича и цемента. Сейчас его высота составляет 80 футов (24 метра), что составляет менее половины предполагаемой первоначальной высоты. Его богато украшенный фасад когда-то был покрыт глазурованной синей и зеленой терракотой, а его интерьер был украшен мозаикой из стекла и слоновой кости. На вершине здания стоял храм, из которого Иншушинак, как считалось, каждую ночь поднимался на небеса. Однако комплекс все еще оставался незавершенным (о чем свидетельствуют тысячи сложенных кирпичей на этом месте) примерно к 640 г.