Жюльен офре де ламетри: Ламетри, Жюльен Офре

Содержание

Ламетри, Жюльен Офре



Ламетри, Жюльен Офре

1709–1751

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жюльен Офре Ламетри

Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) — первый из французских философов, которые образуют направление, известное как философия французского материализма. Родился в Сен-Мало на севере Франции, в купеческой семье. К 16-ти годам разочаровался в религии, в которую самозабвенно верил, и отказался от карьеры священника. Он решил посвятить себя профессии врача Окончил медицинский факультет Парижского университета, успешно практиковал как врач, написал несколько работ в области медицины был назначен врачом королевской гвардии в Париже. После опубликования произведения «Трактат о душе» (1745) и последующего преследования вынужден переселиться сначала в Голландию, а затем в Германию, где был назначен врачом при дворе Фридриха II. Умер на 42-м году жизни от желудочного заболевания, скорее всего, от отравления. Процесс познания представлялся Ламетри следующим образом: от чувственного восприятия вещей мы переходим к опытно-экспериментальному исследованию, а затем — к рациональному обобщению фактов которые подвергаются эмпирической проверке. Опыту Ламетри придавал большое значение, но при этом он должен быть подвергнут философскому обобщению.

Ламетри говорил, что человек представляет собой «мозговой экран», на котором отображаются внешние предметы однако при этом зеркальное отображение предметов происходит лишь в хрусталике глаза, познание же действительности достигается в разуме человека.

Ламетри выступал против декартовского положения, что животные лишены какой-либо чувствительности, считая, что все живые существа обладают одинаковой способностью чувствовать, и это характерно не только для человека, но и для всех животных. Этот взгляд он развивает в книге «Человек-машина» (1747). Хотя название произведения указывает на механистический подход к проблеме человека, по своей сути взгляды Ламетри были далеки от понимания человека лишь механистически. Человек, согласно Ламетри, существенно отличается от механических устройств, так как он машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. «Человеческое тело -это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения».

Человек — это часовой механизм, который заводится не механическим способом, а посредством поступления в кровь питательного сока, образующегося из пищи. Этот питательный сок Ламетри называет «хиласом». Хотя Ламетри сравнивает человеческое тело с часами, он полагает, что человеческий организм продолжает действовать и после поломки, т. е. в результате заболевания.

Таким образом, «человек-машина» для Ламетри — это «человек-животное», являющееся единым материальным существом, существом органического мира. Ламетри первым из философов высказал мысль о возможности происхождения человека от животных. Он также полагал, что причины появления человека необходимо объяснить не только биологическими факторами, для формирования человека требуется язык, членораздельная речь. Для него также было важным воспитание человека: «Без воспитания даже наилучшим образом организованный ум лишается всей своей ценности». Общественная жизнь- необходимое условие формирования человека. Ламетри полагает, что человек от природы представляет собой вероломное, хитрое, опасное и коварное животное, что люди рождаются злыми.

Добродетель Ламетри считает лишь результатом того воспитания, которое получает человек в процессе жизни в обществе. А возможности воспитания очень большие, так как люди как флюгеры под воздействием воспитания поворачиваются в ту или другую сторону. При этом Ламетри не отрицал врожденности некоторых отрицательных черт у человека.

В то же время Ламетри в работе «Анти-Сенека» высказывал многие положения, которые представляют его как вульгарного гедониста. Надо попытаться подчиняться нашим ощущениям и стремиться сделать их приятными, заявлял он. Под ощущениями, которые приятны для нас, Ламетри имел в виду прежде всего чувства сладострастия. Он считал, что необходимо больше думать о теле, чем о душе, и доставлять больше удовольствие телу. Для счастья, полагал Ламетри, не требуются ум, знания. Человека, испытывающего эти сладострастные ощущения, он называл человеком, «по-свински счастливым». Образ человека, который нарисовал Ламетри и которому он сам стремился следовать, создал ему скандальную известность.

Полагая, что предрассудки и заблуждения составляют основу общественного развития того времени, он полагал, что философия должна культивировать истину. Существующая система законов должна изменяться под воздействием философии. Лишь философия раскрывает заблуждения и несправедливость законов, лишь она имеет определенную точку зрения, чтобы здраво судить о том, что «честно или бесчестно, порочно или добродетельно». Таким образом, философия — это средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах. Он считал, что государственные деятели должны быть философами, чтобы успешно управлять государством, выступал как сторонник просвещенного абсолютизма.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Ламетри

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Ламетри, Жюльен Офре

Ламетри (Lamettrie), Жюльен Офреде (1709-1751) — французский философ-материалист. Врач по образованию, Ламетри был решительным противником идеализма и теологии, схоластики и консервативной медицины. Вместе с Д. Дидро, Гольбахом

, К. Гельвецием Ламетри отстаивал материалистическое мировоззрение.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 185.

+ + +

Ламетри Жюльен Офре де (1709— 51) — французский философ-материалист, врач. Основываясь на физике Декарта и сенсуализме Локка, Ламерти рассматривал мир как проявления протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, формами которой являются неорганическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек). Процесс мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной организации, Ламерти понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Ламерти— представитель механицизма, приближавшийся к идеям эволюционизма.

Гл. причинами исторического развития считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Будучи атеистом, Ламерти считал вместе с тем необходимым сохранение религиозной веры для народных масс. Основные работы: «Человек— машина» (1747), «Система Эпикура» (1750).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 215.

Другие биографические материалы:

Кондаков И.М. Сенсуалист (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Кротов А.А. В онтологии отстаивал учение о материи как единственной субстанции (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Грицанов А.А. Подвергался преследованиям за атеистическо-материалистические взгляды (

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998)

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Считал себя последователем Декарта (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Хаинсон Ю.И. Пришел к отрицанию души (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Блинников Л.В. Считал, что государственные деятели должны быть философами (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Представитель французского материализма и атеизма 18 века.

Далее читайте:

Человек-машина (Статья О. В. Суворова о трактате Ж. О. Ламетри).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres philosophiques, v. 1–3. В.–P., 1796;

Textes choisis. P., 1954;

в рус. пер.: Избр. соч. М.–Л., 1925;

Сочинения. М., 1976, 2 е изд., 1983.

Литература:

Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977;

Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2,

Boissier R., La Mettrie-médecin, pamphlétaire et philosophe (1709-1751), P., 1931

Du Bois-Reymond E., La Mettrie. В., 1875;

Poritzky J.F. J.О. de Lamettrie. В., 1900;

Lemée P. J.O. de La Mettrie. Mortain, 1955;

Mendel L. La Mettrie: Arzt, Philosoph und Schriftsteller. Lpz., 1965.

 

 

Julien Offray de La Mettrie

Французский врач и философ Жюльен Офрэйд Ламетри (1709-1751) наиболее известен своей работой «Человек-машина», остроумным и остроумным изложением его теории зависимости разума от тела.

Сын торговца, Жюльен де Ламетри родился в Сен-Мало в Бретани 25 декабря 1709 года. Предназначенный для священника, он изучал гуманитарные науки в Кутансе, риторику в Кане и логику в Колледже Плесси в Париж. В 15 лет он написал апологетическую работу о янсенизме. Но этот богословский интерес был недолгим, и в 1725 году Ламетри начал 2 года натурфилософии в колледже Харкорта. Он получил степень доктора медицины в Реймсе в 1728 году и в течение следующих 5 лет практиковал медицину в своем родном городе.

В 1733 году Ламетри отправился в Лейден, чтобы учиться у известного философа и врача Германа Бургаве. Вскоре Ламетри переводил работы Бурхаве и добавлял свои собственные наблюдения, в том числе трактаты о венерических болезнях, головокружениях, оспе и практической медицине, а также шеститомный комментарий к трудам Бурхаве. Увлечение Ламетри медициной сохранилось и после его возвращения в Сен-Мало.

Пребывание Ламетри в Париже в 1742 году обеспечило ему должность врача в войсках герцога де Грамона. На поле битвы при Фрайберге сам Ламетри заболел лихорадкой. Во время болезни он был поражен тем, как сильно нарушение в теле влияет на мысль человека. Этот тезис был развит в его Histoire naturelle de l’âme (1745 г.), произведение, которое было резко осуждено из-за его атеистического материализма. Капеллан полка потребовал от Ламетри оставить свой пост в армии, а затем заставил покинуть Францию.

В 1746 году Ламетри бежал в Лейден. Там в 1747 году он анонимно опубликовал свою печально известную работу L’Homme machine . ( Man a Machine ), дерзко и озорно посвятив эту радикальную работу благочестивому ученому Альбрехту фон Галлеру. К 1748 году его работы были сожжены даже в Голландии, и он был вынужден бежать.

Ламетри принял предложение Фридриха Великого укрыться в Пруссии и жил там с февраля 1748 года, близкий и остроумный компаньон Фридриха, практикующий врач для его друзей и продуктивный писатель. L’Homme plante появился в 1748 году. Поместив человека на шкалу существ, эта работа предполагала эволюцию и взаимосвязь существ. Там же Ламетри предположил, как и Этьен Бонно де Кондильяк, что степень интеллекта существа зависит от разнообразия и количества потребностей, испытываемых этим существом. Затем последовали три работы, в которых подробно описывались социальные и этические последствия взглядов Ламетри на человека: L’Anti-Sénèque, ou Discours sur le bonheur (1748), Le Système d’épicure (1750) и L’Art de jouir (1751). Ламетри считал, что «Природа предназначила всем нам исключительно быть счастливыми. Да, всем, от ползающего червя до орла, исчезающего в ночи».

По иронии судьбы, Ламетри наслаждался бы, его смерть была ранней и неожиданной. Он был в гостях у друга в Берлине, попросился туда как врач. Обильно поев из искусно приготовленного, но испорченного паштета, он умер от пищевого отравления 11 ноября 1751 г.

Дополнительная литература о Жюльене Оффре де Ламетри

В английском языке лучший подход к Ламетри — это чтение самого Ламетри в переводе. Издание Open Court книги Man a Machine, , переведенное Гертрудой Басси и М. В. Калкинсом, содержит перевод восхваления Ламетри Фридрихом Великим. Другой источник на английском языке — это более общая работа Г. В. Плеханова, Essays in the History of Materialism (1934). См. также критическое издание Арама Варданяна 9.0009 L’Homme machine: A Study of the Origins of an Idea (1960), особенно вступительная монография.

Дополнительные источники биографии

Веллман, Кэтлин Энн, Ла Меттри: медицина, философия и просвещение, Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1992.

gutenberg.org/ebooks/52090.epub.images» typeof=»pgterms:file»> gutenberg.org/ebooks/52090.kindle.images» typeof=»pgterms:file»>
Формат URL-адрес Размер
Читать эту книгу онлайн: HTML5 https://www. gutenberg.org/ebooks/52090.html.images 569 КБ
Читать эту книгу онлайн: HTML (как отправлено) https://www.gutenberg.org/files/52090/52090-h/52090-h.htm 571 КБ
EPUB3 (электронные книги, включая функцию отправки на Kindle) https://www.gutenberg.org/ebooks/52090.epub3.images 371 КБ
EPUB (старые электронные книги) https://www.gutenberg.org/ebooks/52090.epub.images 377 КБ
EPUB (без изображений) https://www.gutenberg.org/ebooks/52090.epub.noimages 252 КБ
Разжечь https://www.gutenberg.org/ebooks/52090.kf8.images 606 КБ
старые Kindles https://www.gutenberg.org/ebooks/52090.kindle.images 560 КБ
Обычный текст UTF-8 https://www.gutenberg.org/ebooks/52090.txt.utf-8 354 КБ
Дополнительные файлы… https://www.gutenberg.org/files/52090/

Читатели также скачали…

Библиографическая запись

Автор Ламетри, Жюльен Оффре де, 1709-1751
Участник Фридрих II, король Пруссии, 1712-1786
Редактор Калкинс, Мэри Уитон, 1863–1930 гг. , 90 077
Переводчик Басси, Гертруда Карман, 1888-1961
LoC № 13004432
Титул Человек машина
Язык Английский
LoC Класс B: Философия, психология, религия
Субъект Материализм
Субъект Разум и тело
Субъект Физиология — Ранние работы до 1800 г.
Категория Текст
Электронная книга №. 52090
Дата выпуска