Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии. Мистические ордена
Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии
Сложная и многоступенчатая религия египетских жрецов, символы, жертвоприношения, празднества были тесно связаны с жизнью природы в плодоносной долине великой реки Нил. Весь Египет – «черная земля» – лежит вдоль Белого и Голубого Нила. Ее часто называли «великолепным эпизодом в грандиозной поэме африканской пустыни». Дельта Нила, у которой находилась первая столица Египта Мемфис, своим изумительным плодородием манила к себе весь древний мир. Знаменитый древнегреческий историк Геродот назвал Египет «подарком Нила».
Весной начиналось таяние снегов в горах и к середине июля Нил разливался на громадные пространства. Вся страна, становившаяся необозримым морем, праздновала эти радостные дни. Только к октябрю Нил возвращался в прежнее русло, повсюду оставив плодородный ил. Как только почва слегка подсыхала, ее обрабатывали и засевали. Почти тут же горячие лучи солнца делали зеленой от посевов всю долину. Урожай собирали в марте и до июля на Египет обрушивалась засуха.
Созданные Нилом и солнцем условия жизни определяли все существование египтян. Урожай в долине был в сто раз больше посевов, а вокруг царили печальное бесплодие и мрачная пустыня. Трудом египтян развивалось земледелие, судоходство, искусство орошения полей, строительство плотин и каналов, землемерие. Раннее развитие культуры принесло египтянам славу древнейшего народа. Его предания и своеобразные культы уходили в глубину веков. Легендарные предания часто заменяли достоверные факты.
Исторические знания о египетской истории хранили жрецы. Около 250 года до нашей эры жрец Манефон из Гелиополиса на греческом языке написал историю Египта. До нашего времени этот труд дошел только в отрывках, которые удалось собрать иудейскому историку Флавию. Манефон утверждал, что в течение веков Египтом управляли боги, затем полубоги и потом фараоны, первый из которых Менес за четыре столетия до нашей эры построил город Мемфис.
Национальным культом Египта и смыслом египетской религии стало поклонение солнцу. Солнце называли Ра и считали его непрерывно создающей и сохраняющей силой, воплощением всех высших божеств. Ра являлся «властителем обоих миров», отцом и царем богов. Он восседал на солнечном диске и плыл на своем корабле по небу. От него фараоны, называвшие себя «сыновьями Ра», получали свою власть. К солнцу отправлялись праведные души умерших. В городе Солнца Гелиополе находился древнейший храм Ра. Сюда раз в несколько веков с Востока прилетала чудесная птица Феникс, которая сгорала на костре из благоухающего фимиама. Она тотчас же возрождалась обновленной из пепла и возвращалась на родину. Этот миф, возможно, символически изображал круговорот солнца в земной природе.
Кроме отца света властителя небес Ра египтяне почитали и много других богов. «Духом истины» называли бога Пта, сотворившего землю из Хаоса. Быка Аписа считали священной силой солнца. Апис всегда был черного цвета с белыми пятнами на лбу, с двухцветным хвостом. Жрецы создавали для него священные покои и по его поведению предсказывали будущее. После смерти Аписа весь Египет погружался в траур, до тех пор, пока жрецы не находили нового священного быка.
Самыми красивыми святилищами являлись храмы «любящей Пта» богини Баст. Ее культ был светлым и радостным. Это нехарактерное для египтян явление привлекало в святилище Баст в Бубастисе множество народа.
Большой популярностью пользовался культ Осириса, его жены Исиды и сына Гора. Бог изобилия и властитель жизни Осирис, дарящий счастье Египту, был убит своим завистливым братом Тифоном. Исида долго искала тело Осириса, нашла и торжественно погребла в Тисе, древнейшем городе Египта. Осирис стал властителем в царстве смерти. Когда его сын Гор вырос, Осирис явился к нему и убедил отомстить за отца. Гор сражался с Тифоном и в жестоком поединке убил его. Гор вступил на египетский трон и стал последним правителем – богом Египта.
Нижний и Верхний Египет имели разных богов. Во времена, когда блестящей столицей Черной земли стали Фивы, жрецы и фараоны объявили культ Амона-Ра, царя богов. В Фивах Амону-Ра были построены роскошные храмы и святилища, вызывавшие восхищение всех египтян. Богослужение Амону обогащалось все новыми и новыми обрядами, создаваемыми жрецами. Обряды сопровождались увеселительными празднествами и символическими действиями. Они становились все сложнее и торжественнее. Мистические молитвы сопровождались богатыми жертвоприношениями и ритуальными очищениями, воздержанием, постами, мрачными церемониями погребения мертвых. Народу была открыта только внешняя обрядность, внутреннее содержание культов было для них скрыто.
Жрецы попытались преобразовать божественный космос в символику природы, упростить неясные и таинственные учения. В религиозной истории Египта появилась символика животных. Египтяне часто изображали своих богов с головами животных. Символические боги сливались с живыми фигурами животных и становились более наглядными и понятными. В животных-богах сосредотачивались таинственные и непостижимые неизменные законы природы, которым поклонялись жители Черной земли.
Священный бык Апис был посвящен богам, творящим жизнь. Ястреб посвящался всем богам солнца, змеи – Осирису, кошка – богине рождения Баст, баран – Амону. На этих животных стали смотреть, как на посвященных божествам и начали им поклоняться. Между тайным жреческим учением и народной религией образовалась пропасть.
Подобно животным, человек также был проявлением божественной природы. Подобно божествам, он был бессмертен. Египтяне считали, что истинная жизнь начиналась после смерти, достигая «полноты божественного существования». Следует сохранять тело умершего, бальзамировать его, хранить в недоступных гробницах. От сохранности тела у египтян зависело существование души. Вся долина Нила чуть не превратилась в грандиозный склеп.
Жрецы учили, что судьба души находилась в зависимости от ее земной жизни. На заходе солнца тело умершего вносилось в склеп и его душа вступала в мрачное царство теней. Осирис сообщал ей свой приговор. Благочестивые и нравственные души попадали в царство блаженных и наслаждались райской жизнью. Иногда их даже возвращали на землю в тело человека или животного. Преступные души попадали в ужасный ад, охраняемый страшными демонами. Эти души в человеческом образе пытали, кипятили в котлах, рвали, вешали. Описания ада, которые давали жрецы, очень устрашающе действовали на египтян, пугающихся вечного наказания.
Жрецы быстро превратились в высшее египетское сословие. Они вели богослужения, приносили жертвы, совершали обряды, проводили празднества в честь богов. Много времени жрецы занимались науками и искусствами. Верховный суд Египта состоял из тридцати жрецов. Египетские жрецы-врачи пользовались большой известностью. Жрецы создали эмблемную письменность, сформулировали свои нравственные и религиозные воззрения. Они хранили знания, опыт, наблюдения, увековечивали их для потомства. Ученые жрецы собрали в 42 рукописных книгах нравственно-религиозные учения, догматы, законы.
Каждое святилище-храм в Египте имело своего верховного жреца. В них служили прорицатели, писцы, астрологи. Многочисленные служители готовили священные жертвоприношения, следили за правильным исполнением ритуалов, за украшением изображений богов, руководили многочисленными празднествами. Превосходные хоры певцов сопровождали богослужения. Прорицатели и астрологи выполняли в храмах мистические обязанности. По расположению звезд на небе они определяли приближение и размер разлива Нила, увеличение жары. Египетские жрецы установили продолжительность года в 365 дней. Астрологи предсказывали изменение судьбы, результат различных предприятий. Искусство предсказания было разработано до тонкостей. Египет всегда славился как великая страна чудес.
Для поддержания своего влияния жрецы вели нравственную жизнь, подвергали себя лишениям, отказывались от наслаждений. Верховный жрец следил за исполнением всеми жрецами строгих законов высшего египетского сословия. Он контролировал точное выполнение культа, жертвоприношений, передавал преемникам религиозные ритуалы и предания. Должности многих жрецов передавались по наследству. В жреческих школах при святилищах учились их многие сыновья.
Религиозное учение жрецы держали в строгой тайне и передавали только посвященным. Мистический полумрак внутреннего святилища храма был доступен очень немногим. Об организации жреческих обществ сохранились очень немногие сведения. Сословие жрецов состояло из нескольких разрядов, посвящение в которые совершалось постепенно. Посвящения всегда представляли собой сложные церемонии с мистической символикой.
О содержании учения египетских жрецов почти ничего не известно. Возможно, они создали единую доктрину, определенную систему знаний. Они пытались разобраться в явлениях и движущих силах природы, определяли законы жизни, даже рассуждали о единобожии, пытаясь свести многочисленные образы богов к одной божественной сущности. При появлении догмата о едином боге рушилась вся древнейшая мифология. Жрецы пытались разгадать великую загадку о цели и смысле человеческой жизни.
С древнейших времен город Вавилон в междуречье Тигра и Евфрата вызывал всеобщее изумление окружающих народов. Миллионное население, гигантские стены, великолепный замок царствующей династии венчались чудом света – грандиозным пирамидальным храмом бога Ваала. Он состоял из восьми сужавшихся этажей высотой до двухсот метров.
Основой вавилонской религии было беспрекословное преклонение перед таинственными, вечными и часто пугающими законами природы. Мужское начало природы заключалось в солнце, звездах, огне, женское – в воде и земле. Божеством неба считался Ану, «перворожденные среди богов, отец богов и властитель тьмы». Ваал почитался как творец небесного мира. Ео считался творческой силой богов. Их женами были Нана, Белита и Дав-Кина, царицы земли и плодородия. Бог солнца Бел считался ниже своего сына Сина, бога Луны. Бин почитался как бог дождя, молнии, грома. В Вавилоне поклонялись богам планет: Ададу – Сатурну, Мардуку – Юпитеру, Нергалу – Марсу, Иштар – Венере, Небу – Меркурию.
Поклонение звездному небу являлось основой формой культа и в Ассирии. Там главным богом считался Асур, покровитель народа. Во дворцах ассирийских царей стояли множество его изображений в виде гигантских статуй львов и быков с головами бородатых мужчин.
Большая священная книга Вавилона дошла до нас в двухстах глиняных клинописных таблицах, многие из которых посвящены магии и астрологии. Вавилонские жрецы составляли союз и жили в особой части города. Свои знания и должности они передавали по наследству в специальных жреческих школах. Ими был составлен священный кодекс заклинаний духов, много веков пользующийся славой собрания мрачной и таинственной мудрости. Считалось, что при помощи магических формул и слов особые люди могли овладеть таинственными силами природы, подчинить их себе. Эти особые люди иногда говорили, что могут предавать людей злым духам, или спасать от них. Три книги вавилонской магии содержали в себе заговоры и заклинания против злых духов, заговоры против болезней, которые приносят эти злые духи. Геродот писал, что в Вавилоне и Ассирии не было знающих врачей. Лечение часто сводилось к страшным заклинаниям и применению изготавливаемых кудесниками волшебных напитков. В третьей книге магии находились гимны и покаянные псалмы к разным богам, чтение которых должно было производить сверхъестественное, мистическое воздействие. Распространены были амулеты и талисманы. Из Вавилона магия проникла в Ассирию, Мидию, Персию.
Жрецы с Вавилонского храма наблюдали звездное небо, могли определить полдень, время дня, предсказывали солнечные и лунные затмения, пытались предсказывать будущее. Жреческая астрология утверждала, что звезды определяют все земные события, все перемены в человеческой жизни – «если луна видна в первый день месяца, то страна будет радоваться; если она будет очень маленькой, будет богатый урожай». Каждому главному богу принадлежал какой-то день недели. Так появилась наша семидневная неделя, вавилонское изобретение, ставшее достоянием цивилизации.
Вавилонские и ассирийские астрологи создали очень сильную школу распознавания сокровенных тайн судьбы. Их мрачные приемы прорицания дали им огромную силу воздействия на население, на все стороны общественной жизни. Они гадали по птичьему полету, по внутренностям жертвенных животных, по явлениям природы, по снам. Это искусство быстро перешло из Вавилона в Малую Азию, Грецию, Карфаген, даже в Европу. Мистические пророчества давались по линиям руки, падению дождя, цвету дневных и ночных облаков, блеску молний, раскатам грома, шелесту деревьев и кустов. Ассирийцы вообще записывали содержание снов как исторические события.
Огромные знания и искусные приемы прорицаний составляли особо охраняемую тайну вавилонского жреческого сословия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ПОТОПЫ АССИРИИ, ВАВИЛОНА И ДРЕВНЕГО ШУМЕРА
ПОТОПЫ АССИРИИ, ВАВИЛОНА И ДРЕВНЕГО ШУМЕРА Из Древней Греции и греческих городов Малой Азии перенесемся вначале в Ассирию и Вавилонию. Перенесемся на восток, на плодородные земли вдоль рек и горных отрогов Загроса, в верховья Тигра и район Среднего Евфрата.Ассирийская
Глава пятьдесят первая Цари Ассирии и Вавилона
Глава пятьдесят первая Цари Ассирии и Вавилона Между 726 и 705 гг до н. э. Египет вновь объединяется, а Израиль рассыпается, когда Саргон II завоевывает почти весь мирВ 726 году, спустя два года после «принятия Мардука», Тиглатпаласар III умер, пробыв на ассирийском троне почти
Глава 1 Цивилизации Шумер, Вавилона, Ассирии
Глава 1
Цивилизации Шумер, Вавилона, Ассирии
Шумерская литература оказала на древнееврейскую глубокое и сильное влияние. Поэтому одной из увлекательнейших сторон расшифровки и перевода клинописных текстов является установление сходства или параллелей между
Борьба Вавилона и Ассирии за господство
Борьба Вавилона и Ассирии за господство Так что же губило процветающие страны? Какие напасти на них обрушивались? Кто или что приводило их к трагическому финалу? Ведь среди их правителей были и те, кто издавал мудрые законы, содержавшие требования защиты сирот и вдов,
Глава пятьдесят первая Цари Ассирии и Вавилона
Глава пятьдесят первая Цари Ассирии и Вавилона Между 726 и 705 гг до н. э. Египет вновь объединяется, а Израиль рассыпается, когда Саргон II завоевывает почти весь мирВ 726 году, спустя два года после «принятия Мардука», Тиглатпаласар III умер, пробыв на ассирийском троне почти
Жречество.

Жречество. Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии, маги Ирана, зороастрийцы и маздеизм, брахманы Индии. III–I тысячелетие до нашей эры С III тысячелетия до нашей эры известна особая общественная группа, занимавшаяся религиозными жертвоприношениями. Само слово «жрец» одного корня
Хронологическая таблица III ОСНОВНЫЕ ДИНАСТИИ В ВАВИЛОНЕ И АССИРИИ ОТ ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА ДО КОНЦА ПЕРВОЙ ДИНАСТИИ ВАВИЛОНА
Хронологическая таблица III ОСНОВНЫЕ ДИНАСТИИ В ВАВИЛОНЕ И АССИРИИ ОТ ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА ДО КОНЦА ПЕРВОЙ ДИНАСТИИ
Жрецы
Жрецы Геродот утверждал, что египтяне были самыми набожными из людей. Они не только верили, что все на свете принадлежит богам и что боги – источник всеобщего процветания, но и в то, что фараоны могут повелевать природой, что им покорны земля и небо, день и ночь, горы и воды,
Классические образцы литературных произведений древнего Вавилона и Ассирии
Классические образцы литературных произведений древнего Вавилона и Ассирии
Рассмотрим наиболее яркие примеры литературных произведений. Прежде всего остановимся на диалоге господина и раба «О смысле жизни» конца II тысячелетия до н. э.Некий попавший в немилость
Скифский разгром Ассирии и возвышение Вавилона
Скифский разгром Ассирии и возвышение Вавилона В 30-е годы VII в. до н. э. скифы из Передней Азии, возглавляемые Мадием, сыном Партатуа-Прототия, недавним победителем киммерийцев, разорвали союз с Ассирийской державой и обрушились с опустошительными набегами на север и
ЖРЕЦЫ
ЖРЕЦЫ Как и у галлов, у германцев существовала формальная организация жрецов под предводительством главного жреца (sacerdos civitatis). Служители культа должны были наблюдать за предзнаменованиями при разных общественных событиях (особенно при отправлении на войну), исполнять
Потопы Ассирии, Вавилона и Древнего Шумера
Потопы Ассирии, Вавилона и Древнего Шумера
Из Древней Греции и греческих городов Малой Азии перенесёмся вначале в Ассирию и Вавилонию. Перенесёмся на восток на плодородные земли вдоль рек и горных отрогов Загроса, в верховья Тигра и район Среднего Евфрата.Ассирийская
Вавилон
Вернуться в раздел «Всемирная история» |
«Наутро … Город Городов медленно пробуждался ото сна. Гордый и несокрушимый Вавилон сиял в первых лучах солнца, как золотая чаша на ладони мира. Пьяный от выпитого накануне вина, одурманенный ароматом дорогих благовоний, отягощенный пышными нарядами и редчайшими драгоценностями, изнуренный чувственной музыкой и плясками, он с трудом освобождался от власти сна, встречая наступающий день ленивой улыбкой. |
Иллюстрация: |
Вернуться в раздел «Всемирная история» |
Социальный мир вавилонских священников
Кандидатская работа
Эта диссертация, выполненная в рамках стартового грантового проекта ERC BABYLON (Фото: Кэролайн Вэрцеггерс), представляет собой исследование вавилонского общества с упором на город Борсиппа во времена нововавилонского и раннего персидского правления (ок. 620–484 гг. до н. э.). .
- Контакт
- Бастиан Стилл
Жреческие семьи занимали высшие эшелоны вавилонского общества и часто сохраняли свои позиции в религиозных и гражданских учреждениях на протяжении нескольких поколений. В храмах их деятельность строилась по строгой иерархии, основанной на представлениях о чистоте и близости к богам. Возникает вопрос, повлияла ли эта идеология на их жизнь вне храма. Улучшение наших знаний о том, как эти семьи взаимодействовали внутри сообщества, расширит наше понимание вавилонского общества в целом, которое до сих пор оставалось в значительной степени неизученным.
В своей диссертации я буду исследовать следующие социальные взаимодействия, чтобы выяснить, влияли ли и каким образом на жреческий слой концепции иерархии и ранга: а) практика брака, б) модели землевладения, в) ростовщичество и другие кредитные операции и г) круги доверия и близости. Анализируя личности лиц, с которыми они общались, я смогу определить, в какой степени и в каких сферах жрецы придерживались храмовой иерархии. Это исследование будет основано на семейных архивах священников из Борсиппы, которые представляют собой репрезентативный и однородный корпус, состоящий примерно из 2000 клинописных текстов.
Моя цель — найти жрецов в нововавилонском обществе, создав социальную карту их мира. Сочетая традиционный метод внимательного чтения архивов с экспериментальной техникой анализа социальных сетей и используя социологические теории и антропологические исследования в качестве системы отсчета, это исследование попытается выявить динамику, стратегии и социальные конструкции, которые оставались невидимыми в более традиционных подходах. к данным. С точки зрения междисциплинарной значимости моя диссертация попытается поднять нововавилонские исследования на новый уровень сложности и внести вклад в интеграцию этой все еще очень специализированной области в более общий исторический дискурс.
- социальная история
- Классика и древние цивилизации (MA)
- Ассириология (MA)
- Классика и древние цивилизации (исследования) (MA)
- Ассириология (исследования) (MA)
Бастиан Стилл Гость
Кэролайн Вэрцеггерс Профессор ассириологии
- Гуманитарные науки
- Институт регионоведения
- ассириология
Короли Пергама — project6000.

Преемник Навуходоносора Авил-Мардук подготовил почву для подчинения империи мидо-персам. Ослабленная в течение следующих нескольких десятилетий внутренними разногласиями, сильно укрепленная Вавилон пал без боя в 539 г. до н. э. от рук Кира Великого. Персы в целом были терпимы к побежденным им народам, что позволяло им сохранять их культура и религия. Пример их снисходительного отношения появился вскоре после падения Вавилона. Кир издал прокламацию о возвращении еврейских пленников в Вавилоне в Иерусалим с инструкции по восстановлению храма, разрушенного Навуходоносором.
Хотя персы поначалу не вмешивались в религиозную практику Вавилона, политическая власть вавилонского духовенства (которыми были халдейские маги) со временем стала проблемой. Храм
всегда занимал центральное место в вавилонской жизни, а вся культура и экономика окружали Зиккурат Мардука . В результате к г. халдейские жрецы были могущественным
элита . Часто они были более могущественны, чем сам вавилонский царь: монарх должен был признать посредническую роль жрецов и «взять в руки Мардука», прежде чем принять власть.
трон. Таким образом, король стал сыном бога и был обязан защищать религиозную иерархию.
Священники подорвали терпимость персов, когда, пытаясь сохранить свою закулисную политическую власть, они поставили одного из своих, священника , выдающего себя за брат царя Смердис, г., правитель Вавилона. Самозванец был обнаружен и убит персами. После последующего восстания, когда жрецы снова создали свои собственные вавилонские правитель, персидский царь Ксеркс пришел и разрушил Вавилон в 487 г. до н.э. При этом он разрушил храмы и убрал статую Мардука.
Считается, что в этот момент, около 480 г. до н.э., вавилонские жрецы покинули город и вновь обосновались в другом месте. Согласно одному источнику, «побежденные халдеи бежали в
Малая Азия, и устроили свою центральную коллегию в Пергаме, и взяли с собой вавилонский палладий, кубический камень. Здесь, независимо от государственного контроля, они совершали обряды своего
религия» (Уильям Б. Баркер, Лары и пенаты: или Киликия и ее правители, Инграм, Кук и Ко, Лондон, 1853 г., стр. 232–233).
https://www.vision.org/through-ancient-looking-glass-809
Династия Атталидов управляла империей из своей столицы в Пергаме в 3-м и 2-м веках до нашей эры. Борьба за свое место в неспокойном мире после смерти Александра Македонского Атталиды ненадолго процветали, а Пергамон превратился в великий эллинистический город, прославившийся своим культура, библиотека и Большой Алтарь. https://www.ancient.eu/Attalid_Dynasty/
Пергамское королевство
282 – 133 до н.э.
Ибо в году 133 г. до н.э. молодой царь Пергама Аттал III умер, оставив свою территорию и свои сокровища городу и народу Рима. Хотя в завещании Атталуса было несколько
прецедент, тем не менее он был необычным и первым был принят Римом. Его принятие имело последствия, повлиявшие на последующий ход римской истории. https://www.historytoday.com/archive/legacy-attalus
Библейские исследователи также указывают, что халдейское священство не сделало Пергам своим последним домом. Когда город был передан Риму, духовенство искало новый центр власти. и переехал на итальянский полуостров. В пределах языческой Римской империи они смогли продолжить свои древние халдейские обычаи. Это влияние постепенно распространилось на римское христианство. Согласно Джону Валвурду, ректору Далласской теологической семинарии, , «когда учителя вавилонских мистериальных религий позже переехали из Пергама в Рим, они были оказали влияние на языческое христианство и явились источником многих так называемых религиозных обрядов, проникших в обрядовые церкви»9.0036 (Комментарий к знанию Библии: Откровение).
https://www.vision.org/through-ancient-looking-glass-809
Ред.