Жизненные цели родиона раскольникова: Идея Раскольникова – сочинение по роману “Преступление и наказание”

Идея Раскольникова – сочинение по роману “Преступление и наказание”

В основе сюжета романа Федора Михайловича Достоевского лежит идея Раскольникова, которую он долго вынашивает, затем реализовывает в жизнь, после чего убеждается в ее несостоятельности.

Причины возникновения теории

Бедность – главная причина появления идеи Раскольникова.

Жизнь главного героя описывается автором трагично. Характерно описание комнаты, в которой живет Раскольников. Она тесна, находится под самой крышей, из чего следует, что она очень низка. Эта каморка, как называет ее автор, была похожа на гроб.

Не только тесная комната давила на Родиона, но и сам «желтый» город – город «полусумасшедших». Пыльный Петербург для него был невозможным местом для существования: в нем было душно и жарко. Весь Петербург был заполнен нищими и бездомными, пьяницами и людьми, которые не в состоянии найти даже работу.

Сам Раскольников средства для существования получал от своей матери, которой самой не хватало денег, чтобы прокормить себя и сестру Родиона Дуню.

Герой видел, как сильна разница между богатыми и бедными, как первые притесняют вторых. Раскольникова пугает эта общественная несправедливость, он доведен до крайней степени отчаяния. Поэтому и выдвигает свою теорию, чтобы изменить общество к лучшему и принести благо каждому человеку.

Теория

Раскольников пишет статью, в которой и отражается его теория. Герой делит людей на людей «обыкновенный», или «тварей дрожащих», и «особых» людей, или «право имеющих».

Те, кто имеет право, может идти к собственной цели, несмотря ни на что: совершать преступления ради блага всего народа. Преступление эти, как отмечает Раскольников, «разрушают настоящее во имя лучшего».

Такие люди, по мнению Родиона, способны сами решать, что совершать можно, а что нельзя. Они могут дать себе право «перешагнуть через кровь». Данный тип людей Раскольников называет «Наполеонами».

А «твари дрожащие» – это «материал», который нужен для «зарождения себе подобных». Такие люди должны быть послушными и консервативными.

Несостоятельность теории

Раскольников, размышляя о том, к какому типу людей относится он, причисляет себя к людям «особенным». Именно это является причиной убийства старухи-процентщицы. Он хотел таким образом проверить свою теорию, то есть реализовать ее на практике – в жизни. Деньги процентщицы, по замыслу Раскольникова, должны были пойти на помощь бедным людям.

На убийство Родион решается не сразу, что уже говорит о том, что герой не является человеком «особенным», такие люди бы, по его идее, не стали бы задумываться о том, хорошо это или плохо. Теория была обречена на гибель.

Однако Раскольников все же решается на преступление во имя добра. Но когда герой совершил его, добрых поступков не последовало. Раскольников лишь разбирался в собственном «я», переживал из-за того, что убил. Но больше всего он переживал из-за того, что является «тварью дрожащей», а не «право имеющим». В этом проявилась вся несостоятельность теории главного героя.

С этой же целью в повествование Ф. М. Достоевским вводятся образы Свидригайлова и Лужина, которые являются своеобразными двойниками. Они тоже имеют свои теории, которые близки с идеей Раскольникова. Однако их образ жизни максимально ярко показывает то, как живет человек «особенный»: оба персонажа переступают через грани дозволенного ради собственных корыстных целей.

Так, «Преступление и наказание» – роман, который показал попытку воплотить теорию в реальную жизнь, что приводит к демонстрации всей ее недееспособности.

Данная статья рассмотрит причины зарождения теории Раскольникова, ее суть и воплощение в жизнь, а также поможет написать сочинение «Идея Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Зубченко

    16/16

  • Олеся Ражапоа

    13/16

  • Миша Одинцов

    14/16

  • Sofy Cat

    14/16

  • Варя Калисова

    16/16

  • Ирина Алексеевна

    16/16

  • Диана Гоба

    13/16

  • Юлия Субботина

    16/16

  • Алиса Миллионова

    16/16

  • Ilya Ryabinin

    15/16

Суть теории Раскольникова – сочинение на тему

Достоевский – великий писатель, который в своих произведениях поднимает вопросы о нравственности и морали, о жизненных устоях, о человеческом выборе. Его герой Раскольников имел множество хороших качеств, но социальный строй, который властвовал в то время в стране, вынудил его родить жестокую теорию. Суть теории Раскольникова кроется в ставшем крылатым выражении: «Тварь я дрожащая, или право имею?»

Зарождение теории

Раскольников по своей сути – добрый и отзывчивый человек. В нем замечали твердый и решительный характер, он стремится к защите обездоленных и обладает большой силой воли. Он не обделен положительными качествами, которые действительно смогли бы сделать из него великого человека. Он сострадателен и готов отдать последнее человеку, попавшему в беду. Но социальный строй, бедствование, нужда делают из него человека, который сбивается с истинного пути. Все, что видит вокруг себя Родион Романович – лишь нищета, несправедливость, отсутствие человеческих условий. Все это порождает в герое определенное изнеможение, из-за которого в голове бывшего студента, активно размышляющего о жизни, рождается страшная теория.

Именно находясь в полнейшей нищете, в попытке спасти своих близких, обеспечить мать и сестру, помочь Мармеладовым и даже Лизавете, герой решается на убийство.

Деление людей

В своей теории Раскольников делит всех людей на два типа. Одни являются совершенно обыкновенными, их предназначение только в том, чтобы размножаться и плодить себе подобных. Их Раскольников называет «тварями дрожащими». Вторые же, «необыкновенные» – люди, призванные вершить великие дела. К их числу герой причисляет Ньютона, Магомета, Наполеона (с которым сравнивает и себя). Эти люди, по мнению героя, «право имеют» даже на то, чтобы совершать преступления ради вершения великих дел и открытий. Эти люди должны уничтожать все на своем пути, чтобы достичь своей цели, которая в итоге благостно послужит всему человечеству. Раскольников искренне верит, что преступления могут быть совершены во благо. Он считает, что убийство человека из первой категории, уничтожение «воши» не является настоящим преступлением для человека, который «право имеет».

Эксперимент над собой

Исходя из своей теории, Родион решает, что он может относиться к категории «имеющих право». Именно, чтобы доказать себе причастность к этой группе людей, Раскольников решается на преступление. Такой эксперимент он проводит над собой, чтобы понять, что преступление, которое он совершит, станет помощью для обездоленных людей, а сам он сделает великое дело. Но теория Раскольникова начинает терпеть крах с той самой минуты, когда совершается убийство.

Даже пройдя через все наказание – душевные терзания, явка с повинной, каторгу, Раскольникову очень тяжело отказываться от своей теории. Он верит в нее, оправдывая себя, не считая себя виновным даже после суда и пребывая на каторге. Но только через страдание и сострадание, которое он находит в лице Сони Мармеладовой, у героя есть шанс на истинное искупление своей вины и отказ от своей бесчеловечной теории.

Такая страшная теория является глобальной метафорой, она олицетворяет влияние социального строя на человека, его мышление и нравственность. Ведь по сути Родион Романович одарен всеми качествами человека хорошего. Об этом говорит множество его поступков, но среда и условия жизни делают из него автора теории, которая способна загубить мир.

Данный материал поможет написать сочинение «Суть теории Раскольникова», сделать его подробным и насыщенным размышлениями и фактами.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Зубченко

    16/16

  • Олеся Ражапоа

    13/16

  • Миша Одинцов

    14/16

  • Sofy Cat

    14/16

  • Варя Калисова

    16/16

  • Ирина Алексеевна

    16/16

  • Диана Гоба

    13/16

  • Юлия Субботина

    16/16

  • Алиса Миллионова

    16/16

  • Ilya Ryabinin

    15/16

Родион Романович Раскольников в «Преступлении и наказании»

  • НАЗАД
  • СЛЕДУЮЩИЙ

Анализ характера

Раскольников очень любит людей. Раскольников действительно ненавидит людей. У Раскольникова отношения любви/ненависти к людям. Чувак в замешательстве.

Это очевидное утверждение последних двух столетий, однако: имя этого парня в значительной степени стало синонимом диких колебаний между крайностями.

И, вроде бы, ясно, что это замысел Достоевского. (Совет: никогда не думайте, что Достоевский менее чем мастерски пишет прозу.) Сам корень имени Раскольникова — «раскол», что означает «раскол». .

И не только Большой Д (так мы называем Достоевского, когда резвимся) знает, что Раскольников разрывается, это знают и другие персонажи. В самом деле, Разумихин говорит Дуне и Пульхерии:

«Как будто он чередует двух персонажей.» (3.2.32)

О, да: следите за цифрой два на протяжении всего C&P. Она определенно связана с Раскольниковым. Когда мы впервые встречаемся с Раскольниковым, он не ел «два дня». В доме ростовщика «двое ворот» и «два двора». Последний раз он писал маме два месяца назад. Он встречает обиженную пьяную девушку в парке в два часа дня.

Ростовщица имеет «два креста», когда Раскольников убивает ее, и Соня позже имеет «два креста», когда Раскольников готовится сдаться полиции. Но не позволяйте всем этим двусмысленным разговорам сбить вас с толку. Раскольникову больше, чем просто два символа . На самом деле он больше похож на дюжину. Отчасти поэтому он так обаятелен.

Во всяком случае, мы дадим вам некоторые грани его характера, чтобы вы начали.

Студент/Бывший Студент

Нельзя не отметить тот факт, что Раскольников был «бывшим студентом» и что он носит «старую студенческую шинель». Перевод: он не модник.

Обычно он представляется просто как «студент», хотя иногда говорит «бывший студент», если он в настроении. Он бросил юридическую школу отчасти по экономическим причинам… но, как он признает, он мог бы найти способ наскрести денег, чтобы получить степень.

Точка зрения молодого студента (чуваку всего 23 года) важна для этого романа «идей». Студенты колледжа, в частности, знакомятся со множеством идей, многие из которых экзистенциальны, то есть задаются вопросами и теоретизируют о природе существования. Иногда после знакомства со стимулирующими идеями учащиеся получают собственные стимулирующие идеи или решают посмотреть, что происходит, когда стимулирующие идеи, которые они слышали, читали или о которых думали, применялись на практике.

Но вы это знаете. Кто из нас не был вдохновлен идеей Павлова и его собаки и не экспериментировал с включением песни Whitesnake «Here I Go Again» каждый раз, когда наш сосед по комнате завтракает?

Никто, кроме нас? Ой.

В любом случае: студенты. Обычно практическое применение может привести к изобретениям, творчеству и положительной революции. Студенты считаются будущим, и многие культуры возлагают большие надежды на образование и возможности, которые оно предоставляет следующему поколению.

Но в случае с Раскольниковым во всем этом есть и обратная сторона. И мы имеем в виду кромешную тьму — его идеи приводят к двум смертям.

Он студент жизни… и смерти

Спорим, вы знаете студента (или бывшего студента), который немного не в себе. (Мы все знают этого чувака.)

Если вы пойдете в квартиру этого парня, он а) спит, б) притворяется спящим или в) его нет дома. Он подолгу «думает» и называет это «работой». Он редко принимает душ или носит чистую одежду (благоухающую!), живет в убогой, унылой комнате. Непонятно, как он проводит время, хотя его можно увидеть гуляющим по улицам в неурочные часы, громко бормочущим и, возможно, спотыкающимся. Иногда он рад тебя видеть; в других случаях он просто хочет, чтобы его оставили в покое. Его диета состоит из рамэна и мармеладных мишек.

Знакомо? Ну, мы только что нарисовали вам довольно точную картину Раскольникова, хотя наш парень не ест рамен, потому что его еще не изобрели.

Раскольников не всегда был из тех бездельников, у которых самым дорогим предметом мебели являются плотные шторы. Он как-то написал статью, которая, по словам Порфирия, называется «О преступлении»… или что-то в этом роде. Статья? будучи бывший студент , а не студент.

Но это важная информация — раньше он был продуктивным человеком. Чтобы его статья была опубликована, он должен был сесть, написать ее, а затем отправить на рассмотрение. Он должен был действовать вместе… по крайней мере маленький .

Раскольников также отказался от своей учительской работы. Он не уверен в практической ценности работы учителем — его мать занимает деньги, чтобы содержать его, а его сестра собирается выйти замуж за мистера Неправильного, чтобы помочь семье в финансовом отношении. у него нет время пошалить в академических кругах, надеясь найти работу, когда он закончит.

Он думает, что ему нужно действовать сейчас — эта спутанная мысль становится одной из многих сбивчивых мыслей об убийстве ростовщика.

Но, хотя его мысли путаются, они все еще очень много летают в его горячем маленьком мозгу. Он постоянно думает. Он постоянно подвергает сомнению все вокруг себя. Он жаждет новой информации. Он готов пробовать новое.

В нашей книге это оценка студента, а не бывший студент .

Большой вопрос: что он «узнал» из курса обучения, который мы видим в романе? Итак, рассказчик говорит нам, что он научился быть счастливым и что после долгих страданий у него будет новая сказочная жизнь, когда он выйдет из тюрьмы. Что вы думаете? Мог ли он быть счастлив после совершения убийства? Его добрые дела и страдания компенсировали его преступления?

Добрый гражданин и мститель за справедливость

Знаем, знаем. Чувак убийца. как он может также быть хорошим гражданином и мстителем справедливости?

Га. Добро пожаловать в страну Достоевского, Население: морально сомнительные персонажи. Мы бы сказали вам, что погода хорошая, но мы бы солгали: это Россия. Всегда пасмурно, есть шанс замерзнуть.

Посмотрим на «добрые дела» Раскольникова.

Конечно, он немного растяпа, но он старается помогать людям. Он полностью предан семье Мармеладовых и старается помочь им, чем может. Он помогает Разумихину бросить пить и сойтись с Дуней. Он правильно оценивает характеры Свидригайлова и Лужина и (как бы) помогает сорвать их подлые планы. Он (вроде как) помогает пьяной девушке в парке, над которой издевались.

И, как мы узнаем в эпилоге, когда он был студентом, он отдал большую часть своих денег другому студенту, которому было плохо и «вызволил двух маленьких детей из горящего дома и сгорел в делая это» (Эпилог.1.4).

Даже убийство ростовщика, которое в протоколе: , а не было актом добра, во многом было порождено желанием помочь страждущим. Он даже не первый студент, который додумался убить ее… по той же самой причине. Раскольников помнит, как, как только ему пришла в голову мысль убить ростовщика, он услышал, как другой студент доказывал, что это делается.

Здесь становится важным сверхжуткий сон Раскольникова об убийстве лошади. Напоминание: во сне юный Раскольников бессилен спасти бедную лошадь, которую жестоко бьют. Когда он просыпается, он думает о ростовщике как о беспомощной лошади и решает, что не может убить ее той ночью в 7 часов вечера. как запланировано.

Потом он видит Лизавету, сестру ростовщика, на Сенном рынке и узнает, что ее не будет дома в (вы поняли) 19:00. Поскольку ростовщик будет дома один, Раскольников решает осуществить свой план.

И это, казалось бы, иррациональное решение (сестры нет дома — пора убивать!) на самом деле говорит о чувстве внутренней доброты Раскольникова. Предполагается, что вид Лизаветы (которую, как мы знаем, регулярно избивает ее сестра и которая используется в качестве одного из аргументов в пользу убийства, сделанного другим студентом) изменил символы сна в его сознании — лошадь становится Лизаветой, и чтобы спасти ее от смерти забитый до смерти (как и лошадь), он должен убить своего обидчика.

Конечно, такая справедливость серьезно оспаривается в романе, потому что Раскольников защищает и Лизавету, которую он призван защищать. На самом деле, вместо того, чтобы стать решением всех его проблем, убийства усугубляют его положение и активно подрывают его способность творить добро.

Отчасти поэтому Раскольников так зол на себя в тюрьме. Хотя это не сказано прямо, он действительно считает, что, если бы он не убил Лизавету, не оставил улик и как следует ограбил ростовщика, его преступление было бы подобно [вставьте супергероя по вашему выбору] убийством [вставьте соответствующий злодей по вашему выбору].

Искаженная логика? Черт, да. Но логика, которая нащупывает чувство добра? Тоже да.

Ипохондрик

Нет, мы не имеем в виду, что, если бы Раскольников жил сегодня, он бы занимался #уборкой и #здоровой жизнью. (Хотя кто знает? Раскольникову, может быть, и вправду нравилось есть капустные салаты из стеклянных банок.)

Об «ипохондрии» Раскольникова говорится в романе примерно в полудюжине мест. Благодаря миру поп-психологии мы думаем об ипохондриках как о людях, которые постоянно думают, что они больны и умирают. .. даже когда они совершенно здоровы. Раскольников, кажется, действительно болен, когда он болен, поэтому немного сбивает с толку то, что все говорят, что он ипохондрик.

Это потому, что поп-психология не использовала это слово во времена Достоевского. Видите, подреберья — это области живота. Раньше считалось, что мрачность и меланхолия у людей происходят от проблем в этих регионах, поэтому настоящий ипохондрик — это просто крайне угрюмый, даже болезненный человек.

А Раскольников — самый мрачный, самый болезненный человек, о котором только можно подумать.

Это считалось физическим, медицинским состоянием, способным заставить кого-то, у кого оно было, совершать действия, которые они обычно не совершали. Итак, это относится к защите «временного помешательства», которая удерживает Раскольникова от более сурового приговора. Не то чтобы он когда-либо использовал это оправдание. Это просто то, что все остальные говорят.

Во всяком случае, эпилог предполагает, что Раскольников «излечивается» от ипохондрии после долгого пребывания в тюремной больнице. Вот почему он, наконец, может чувствовать любовь к Соне — потому что его животик перестал делать его мозг серым и несчастным.

Он Машина

И это не комплимент.

Вы заметили, что Раскольников часто все делает «механически»? Чувак вообще робот. Это впервые упоминается в сцене после воспоминаний Раскольникова о другом студенте, утверждающем, что общество выиграет от убийства ростовщика. См.:

Ел понемногу, три-четыре ложки, без аппетита, как бы машинально. (1.6.41)

Слово также появляется на самом месте убийства:

Он не мог больше терять ни минуты. Он вытащил совсем топор, взмахнул им обеими руками, едва сознавая себя, и почти без усилия, почти машинально обрушил тупой конец ей на голову. (1.7.21)

Это представление о Раскольникове как о машине выражает общий страх, который часто сопровождает достижения и потенциальные успехи в технике и промышленности. Мы думаем о машинном беспокойстве с точки зрения сингулярности и людей, влюбляющихся в роботов. .. потому что это машины, которых мы как культура в настоящее время боимся. Но представление о машинах как о холодных и бесчувственных бытует уже давно — вы, вероятно, читали книги и смотрели фильмы (думаю, Терминатор и Матрица ), где эта тревога исследуется менее тонко, чем здесь.

Но как это связано с Раскольниковым? Можно посмотреть на это так: он становится машиноподобным, когда забывает, что ростовщица Алена — человек. Он теряет волю под влиянием своей смертоносной идеи и попадает под ее контроль.

Значит, к концу книги R-человек становится не столько машиной, сколько человеком? Может быть, а может и нет. Слово «механически» также вызывает у нас некоторые вопросы относительно религиозной ситуации Раскольникова в конце. Вот что нам сказали:

Под подушкой лежал Новый Завет. Он машинально взял его. (Эпилог.2.27)

Да ладно. Не похоже, чтобы он был так тронут книгой, как Соня.

Затем рассказчик говорит нам: «До сих пор он не открывал его». Следующий абзац начинается словами: «Он не открывал его сейчас». Какая-то неуклюжая, неуклюжая и противоречивая формулировка… которая может быть хорошим отражением чувств Раскольникова к религии в конце романа.

(Это также может быть признаком того, что Раскольников отдал свое тело роботам-повелителям. Фанфик, кто-нибудь?)

Нигилист

Если вы искали в Google Раскольников , вы, вероятно, видели термин «нигилизм» рядом с его именем… прямо под «анализом характера Раскольникова». (Рад помочь.)

Lit crit Совет: каждый раз, когда вы видите «изм», связанный с главным персонажем, вам захочется провести небольшое исследование, чтобы выяснить, что происходит. К счастью для вас, мы здесь, чтобы дать вам прочные основы нигилизма, а затем изучить, как это применимо к Раскольникову.

В этом случае наш лучший друг, Оксфордский словарь английского языка , нам очень поможет. Вот некоторые основные определения: 

Полное неприятие господствующих религиозных верований, моральных принципов, законов и т. д., часто из чувства отчаяния и веры в то, что жизнь лишена смысла. Также в более общем плане […]: негативность, деструктивность, враждебность к общепринятым убеждениям или установленным институтам. (Источник)

Раскольников определенно отвергает «преобладающие […] моральные принципы» и законы. Убив Алену (и веря, что это во благо), он отверг традиционную мораль общества, а также проигнорировал законы общества против убийства.

Но не думайте, что мы перестанем кормить вас сладкими-сладкими определениями. В терминах русского нигилизма Оксфордский словарь английского языка дает нам следующее:

Усу. по форме Нигилист. Сторонник революционного движения 19 века. и начало 20-го века. Россия, отвергавшая все системы правления, стремилась к полному ниспровержению установленного порядка и была готова использовать для этого терроризм. Также (в расширенном использовании): террорист, революционер.

(Источник)

Все звучит хорошо (и Раскольников-у), пока мы не дойдем до части терроризма. Давайте посмотрим на это внимательно.

Помните, Россия переживала период крайнего перехода во время написания Преступления и наказания . Каждый аспект общества и его организации подвергался сомнению. Революционеры считали саму идею правительства ответственной за виды страданий и бедности, которые мы видим в Преступлении и наказании , и хотели избавиться от правительства и позволить народу править. Многие революционеры считали, что насилие необходимо для достижения успеха в их деле.

Раскольников по имени не связан с нигилизмом почти до конца романа. Когда он идет сдаваться, у него с Ильей такой разговор:

[Илья:] «Для тебя, можно сказать, все прелести жизни nihil est [«ничего есть», по-латыни]— ты подвижник, монах, отшельник!.. Книга, перо за ухом, ученое исследование […] В наше время очень много нигилистов, знаете ли, и в самом деле неудивительно, что Что это за дни? Я вас спрашиваю. А мы думали… вы, конечно, не нигилист? Ответьте мне открыто, открыто!»

[Раскольников:] «Н-нет. ..» (6.8.48-50)

Что делать с этим заикающимся отрицанием? Предполагая, что его «идея» (о которой он пишет в своем эссе и на основании которой он убивает Алену и Лизавету) является его версией нигилизма, он с треском провалился. Он понял, что он не Наполеон и не «великий» человек.

Его заикающееся отрицание может означать, что он не нигилист, потому что он потерпел неудачу в нигилизме, или потому, что он больше не верит в него, или сочетание того и другого. Это могло означать и то, что Раскольников не знает, один он или нет, или просто не хочет говорить об этом с Ильей.

Ведь никто и никогда не обвинял Раскольникова в откровенности своих чувств.

Родион Романович Раскольников Хронология

  • НАЗАД
  • СЛЕДУЮЩИЙ

Процитировать эту страницу

[Пример эссе], 1330 слов GradesFixer

Написанный во времена зарождения новых философий и идеалов, роман Достоевского «Преступление и наказание» является примером твердой точки зрения автора на религию, мораль, общество и философию, предлагая проникновение в самые сокровенные деятельность преступного ума. Рассказанный почти полностью глазами главного героя, Родиона Раскольникова, роман исследует падение несчастного молодого человека из его собственных эгоистических идеалов и прослеживает путь главного героя через психологический ад, в результате которого он оказался. По сути, «Преступление и наказание» Достоевского морализирует о соперничестве сил добра и зла за господство над душой человека, предостерегает от деградации нравов в угоду «рациональному» мышлению.

Отказ от философии экзистенциализма и нигилизма и поддержка организованной религии — одна из главных тем романа. Достоевский яростно отрекается от новых философий, подчеркивающих материальный мир, отсутствие какого-либо Высшего Существа или морального кодекса, а также индивидуальную полную свободу выбора. Автор передает свою веру в универсальную и неотъемлемую мораль на протяжении всего романа, описывая внутренние мучения, которые испытал бы элитарист, если бы осмелился нарушить общепринятую этику. Демонстрируется, что идеи, которые индивидуализируют или возвышают одних людей над другими, вызывают полный моральный переворот, и никогда не бывает достаточно безошибочной логики, чтобы их оправдать.

Роман начинается с представления главного героя Раскольникова, обедневшего студента с выраженным комплексом превосходства. Разочарованный и одинокий, молодой человек размышляет о своем величии, одновременно ненавидя старого, иссохшего ростовщика, которого он считает «вошью» для человечества. Интеллигент считает себя лучше любого обыкновенного человека и поэтому решает проверить свою теорию величия «ужасным, жестоким и фантастическим вопросом»; нарушить оковы «общепринятой» морали и без угрызений совести убить старуху. Он действительно убивает ее, но должен случайно лишить еще одной «невинной» жизни. Такого последствия он не предвидел и с ужасом понимает, что его внутреннее чувство отвращения преследует его день и ночь. Его теория терпит неудачу, оставляя его в состоянии полного эмоционального потрясения и физической болезни, его жизнь не больше, чем у обычного человека, и единственное препятствие, оставшееся на его пути к одобрению, — это он сам.

Христианская, религиозная идея постоянной и вечной борьбы добра и зла, борющихся за душу, является еще одной центральной идеей, как показано позже в романе с метафорической борьбой, ведущейся в уме главного героя. Автор стремится показать, что естественный человеческий импульс состоит в том, чтобы делать добро, как, например, когда Раскольников раздает почти все свои деньги нуждающимся, но также и то, что рационализация добра, по иронии судьбы, является злом. Юноша способен оправдать убийство старухи логическими мыслями, в которые ему отчаянно хочется верить, что он окажет миру большую услугу, избавившись от такого противного существа, хотя на самом деле его оправдание основано только в своих интересах. Достоевский делает кошмар нравственного хаоса, или наказания, которому подвергается Раскольников, особенно заостренным для читателя, описывая в мельчайших подробностях, что происходит, когда человек поддается искушению зла.

В основе искаженной логики Раскольникова лежит понятие «необыкновенный человек», человек, которым он твердо считает себя. Раскольников хочет быть больше, чем человек, больше, чем обыкновенный; требования повседневной жизни для него «пустяки». Он заключает, что если нет Бога, нет универсального морального кодекса, то он волен создавать свои собственные моральные законы, а средний человек, управляемый тем, что общество считает «правильным», лежит ниже него. Обыкновенный человек, если бы он совершил какой-нибудь гнусный поступок во имя великой цели, был бы охвачен угрызениями совести, а необыкновенный человек не задумался бы даже о самом ужасном преступлении. Тем не менее, в конце концов, он узнает, что он не лучше и не умнее других мужчин. Его неспособность подавить чувство вины и отвращение к себе доказывает, что он не супермен. Он видит свою неудачу, но тем не менее не желает принять деконструкцию этой личности. Он продолжает сопротивляться своему пониженному статусу, постоянно мысленно оправдывая убийство.

Это отчуждение от общества поначалу является продуктом комплекса превосходства и гордыни Раскольникова. Будучи настолько превосходным, он не может ни с кем общаться; скорее, он рассматривает людей как инструменты, которые можно использовать в своих целях. Это чувство изоляции принимает новый оборот после убийств, когда в своем бреду, движимом чувством вины, он отталкивает людей, которые хотят ему помочь, таких как его мать, сестра и даже полиция, еще дальше. В конце концов он понимает, что это наведенное им самим отчуждение невыносимо, и он должен признаться в своих преступлениях или сойти с ума.

Хотя история в основном рассказывается через мысли Раскольникова, другие главные персонажи также влияют на сюжет и собственное развитие главного героя. Сосед студента, Разумихин, служит своеобразным фоном характеру Раскольникова, показывая читателю, что он хоть и находится в тех же стрессовых условиях, что и его сосед по комнате, но все же добрый, веселый человек, и ему не приходится прибегать ни к каким преступлениям, чтобы доказать сам. Свидригайлов, которого часто называют злодеем романа, служит примером того, к чему может привести аморальная жизнь, растрата человеческого существа, нелюбимого и доведенного до самоубийства. Свидригайлов тоже когда-то рационализировал свои преступления, но за долгие годы грехопадения он уже не может рационализировать содеянное и становится совершенно пустым. Он представляет собой то, чем стал бы Раскольников, если бы не сознался окончательно в своих преступлениях: блуждающий, мучимый, по жизни, полной порока и закончившейся страшной смертью. Благодаря персонажу Сони, фигуре, символизирующей всеобщее добро и любовь на протяжении всего романа, Раскольников в конце концов находит свое искупление. Чтобы спасти свою умирающую семью, молодой женщине приходится заниматься проституцией, но делает это с полным смирением. Раскольников ошибочно ищет ее как соучастника-нарушителя, но вскоре понимает, что они не похожи друг на друга. В то время как они оба совершили грехи, только Раскольников пытается оправдать то, что он сделал, как «для большего блага». Соня, с другой стороны, осознает, что то, что она делает, есть грех, и не пытается это оспорить, но читатель понимает, что она совершенная христианка в романе, жертвующая собой, чтобы другие могли жить. Ее возможная любовь к Раскольникову — его спасение; умственно, духовно и физически. Она убеждает его признаться полиции и положить конец его страданиям; она не в ужасе от его преступлений, а только желает ему раскаяния и спасения. Символично, что она вручает ему крест для сил пойти на исповедь. Подобно Иисусу, она предлагает полное прощение его грехов. К концу романа, когда она посещает его, где он был заключен, ее любовь позволяет Раскольникову полностью раскаяться в своих прежних представлениях о том, что он был выше Бога, и спасает его от вечного проклятия и сил зла, полностью овладевших его душой.

Шедевр мировой литературы «Преступление и наказание» Федора Достоевского служит аллегорической цели проповедовать заботу автора о морали и убеждать читателя в том, что идеи, бросающие вызов христианству, такие как экзистенциализм и нигилизм, приводят к анархии и безудержного морального хаоса. Интерес Достоевского к элитарности также исходит из его глубоко укоренившейся христианской веры в то, что никакая земная, человеческая мораль не выше морали Бога, какой бы оправданной она ни казалась. Обеспокоенный серией убийств и вестернизацией своей любимой страны, Достоевский написал «Преступление и наказание», чтобы проиллюстрировать последствия элитаризма, атеизма и безнравственности, которые, по его мнению, были неразрывно связаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *