Жизнь восточных славян в древности: Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Поляне

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Киев

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Кривичи

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Полоцк

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Туров

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

 

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

 

Дулебы

Жили восточнее белых хорватов

 

Тиверцы

Территория между Прутом и Днестром

 

Уличи

Между Днестром и Южным Бугом

 

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

 

Вятичи

Вдоль истоков Оки и Дона

 

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Восточные славяне: жизнь до «Русской Правды»

Новости вчера в 15:53

Умерла Инна Чурикова

Сборник

Александр Дюма

Новости 29.12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Новости 08.12.2022

В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии

Первым сборником законов, регулировавших социальные, политические и экономические отношения населения единого Древнерусского государства, принято считать «Русскую Правду», созданную во время правления Ярослава Мудрого в 11-м веке. До этого времени жизнь восточнославянских и других общин, проживавших на территории Киевской Руси, регламентировалась иными правилами, частично хоть и нашедшими своё отражение в сборнике законов Ярослава, но всё же не дошедших до наших дней в письменном виде. Попробуем реконструировать жизнь восточных славян в догосударственную эпоху и при первых князьях династии Рюриковичей.

Судебные тяжбы в соседской общине

Первоначально восточные славяне, как и другие племена, не вкусившие плодов государственной жизни, существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения. Вот какое свидетельство оставил один из арабских путешественников: «Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними — дело обыкновенное. Если кому из них удаётся приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнёт ему завидовать и пытаться его убить или ограбить».

Имущественные конфликты в то время, пока ещё не было сколь-нибудь сильной княжеской власти, решались внутри общины посредством суда, на котором заседали старейшины — наиболее уважаемые её члены. Относительно наиболее тяжких преступлений, таких как убийство или разбой, действовало право кровной мести, которое с течением времени, уже при Ярославе Мудром, постепенно заменяется денежными штрафами. По более мелким проблемам существовало несколько вариантов решения.

Стороны могли примириться друг с другом добровольно, без привлечения общинного суда. Если же компромисс не находили, то в дело вступали древние «процессуальные» нормы. Арабские путешественники в своих путевых заметках зафиксировали одну из таких норм — решение спора с помощью поединка. На поле схватки «истец» и «ответчик» могли выставить любого, кто согласится защищать их честь. «На борьбу эту родственники обеих тяжущихся сторон приходят вооружёнными и становятся; тогда соперники вступают в бой». С принятием христианства поединок постепенно пропадает из правового поля Древней Руси как пережиток языческих традиций.

Судебный поединок применялся также в Средневековой Европе. Источник: Wikimedia Commons

Современные исследователи не исключают, что в древней восточнославянской общине могла существовать целая прослойка знатоков права, которые консультировали стороны относительно возможных итогов судебного разбирательства.

Княжеский суд

С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вели князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».

Н. Рерих. Сбор дани. Источник: Wikimedia Commons

Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, однако не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороне. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.

С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усилилась. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами, или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных перегибов. В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.

Закон Русский

С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов 10-го века. «Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому», — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.

Поход Игоря на Константинополь в 944 году. Источник: Wikimedia Commons

Современные исследователи пришли к выводу, что «Закон Русский» — ни что иное, как не зафиксированный документально сборник правил. Однако его источник — вопрос дискуссионный и по сей день. Советский исследователь М. Б. Свердлов в качестве источника этого свода правил указывал нормы, принятые у славянских племён Среднего Поднепровья, позаимствованные позднее киевскими князьями.

В современной исторической науке звучат другие версии происхождения «Закона Русского». Московский историк С. Никольский утверждает, что правовые нормы, которыми руководствовались русские князья при подписании договоров с Византией — ни что иное, как сборник норм межличностных контактов княжеской дружины, хоть и имевший корни в общинном праве. До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать «Закон Русский» настоящим общерусским законодательным актом.


Сборник: Откуда есть пошла Русская земля

Древнерусское государство сформировалось в 9-м веке под властью Рюриковичей.

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

«Русская правда»

«Русская правда»

Свод законов был создан во времена правления Ярослава Мудрого. Документ предусматривал штрафы и наказания за нарушение изложенных предписаний.

  • Статьи
  • Европа
  • XI-XII вв.

Уголовное право Древней Руси

Уголовное право Древней Руси

Последствия преступлений во времена Владимира и Ярослава, условия содержания в монастырских тюрьмах и наказание женщин за прелюбодеяние и связи с иноверцами.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • VI-X вв.

Народы Древней Руси

Народы Древней Руси

Какие племена призвали варягов? Чьи городища стояли до Московского Кремля? И какие обычаи были у летописных племён?

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Восточные славяне: жизнь до «Русской Правды»

Восточные славяне: жизнь до «Русской Правды»

Как выиграть в судебном поединке у соседа и был ли у славян сборник законов до «Русской Правды»?

  • Статьи
  • Европа
  • IX-XII вв.

Союзы славянских племён

Союзы славянских племён

Чем они отличались друг от друга?

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

«Русская правда»

Свод законов был создан во времена правления Ярослава Мудрого. Документ предусматривал штрафы и наказания за нарушение изложенных предписаний.

  • Статьи
  • Европа
  • XI-XII вв.

Уголовное право Древней Руси

Последствия преступлений во времена Владимира и Ярослава, условия содержания в монастырских тюрьмах и наказание женщин за прелюбодеяние и связи с иноверцами.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • VI-X вв.

Народы Древней Руси

Какие племена призвали варягов? Чьи городища стояли до Московского Кремля? И какие обычаи были у летописных племён?

  • Статьи
  • Европа
  • X-XI вв.

Восточные славяне: жизнь до «Русской Правды»

Как выиграть в судебном поединке у соседа и был ли у славян сборник законов до «Русской Правды»?

  • Статьи
  • Европа
  • IX-XII вв.

Союзы славянских племён

Чем они отличались друг от друга?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XIV-XXI вв.

Туалетная бумага: чем пользовались до неё?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Война и мода

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Что, если бы в 1613 году царём избрали не Михаила Романова

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Анекдоты из жизни Петра I и его окружения

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Пропавшие без вести: дело «Исландской шестёрки»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Агния Барто против

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XXI вв.

Время пить чай

  • Статьи
  • Европа

Изнанка плаща Казановы: насмешка, шутка, розыгрыш

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Смерть Петра I

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Степан Бандера. Запах миндаля как прощальное послание

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Москва в руках Монгола

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

«Морозко». Очень сложный тест

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Берия и женщины

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Протокол допроса адмирала Колчака

  • Статьи
  • Европа
  • V до н.э. -XIX вв.

5 самых известных распутниц

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле

  • Статьи
  • Европа
  • XI-XV вв.

Преступление и наказание в средневековой Европе

  • Статьи
  • Европа
  • III век до н. э.

Сын Геракла против греков

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 118637
Туалетная бумага: чем пользовались до неё?
  • 📚 Статьи
  • 👀 116829
Война и мода
  • 📚 Статьи
  • 👀 116786
Что, если бы в 1613 году царём избрали не Михаила Романова
  • 📚 Статьи
  • 👀 116698
Анекдоты из жизни Петра I и его окружения
  • 📚 Статьи
  • 👀 115251
Пропавшие без вести: дело «Исландской шестёрки»
  • 📚 Статьи
  • 👀 113012
Агния Барто против
  • 📚 Статьи
  • 👀 111471
Время пить чай
  • 📚 Статьи
  • 👀 110663
Изнанка плаща Казановы: насмешка, шутка, розыгрыш
  • 📚 Статьи
  • 👀 108847
Смерть Петра I
  • 📚 Статьи
  • 👀 108710
Степан Бандера. Запах миндаля как прощальное послание
  • 📚 Статьи
  • 👀 269003
Москва в руках Монгола
  • 📚 Статьи
  • 👀 260164
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
  • 📚 Тесты
  • 👀 252238
«Морозко». Очень сложный тест
  • 📚 Статьи
  • 👀 218116
Берия и женщины
  • 📚 Статьи
  • 👀 215213
Протокол допроса адмирала Колчака
  • 📚 Статьи
  • 👀 198868
5 самых известных распутниц
  • 📚 Статьи
  • 👀 161210
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
  • 📚 Статьи
  • 👀 138206
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
  • 📚 Статьи
  • 👀 132535
Преступление и наказание в средневековой Европе
  • 📚 Статьи
  • 👀 132457
Сын Геракла против греков

Богатое наследие восточнославянской духовности | Христианская история

Всего за 460 лет (990–1450), менее половины отмечаемого в этом году тысячелетия, по меньшей мере несколько тысяч восточных славян — и это исходя исключительно из числа принявших монашеский постриг — упражнялись в духовном поклонении и служении. Вот истории лишь нескольких ведущих светил.

Духовность православных на восточнославянских территориях, как и духовность всей православной веры, во многом неизвестна большинству западных, протестантских читателей. Но многое в истории такой духовности, как продемонстрируют несколько рассказов ниже, может вдохновлять, стимулировать и ободрять нас.

Эти биографии взяты из о. Книга Луи Буйе «Православная духовность и протестантская и англиканская духовность », № III в серии «История христианской духовности », написанная Буйе, Жаном Леклерком, Франсуа Ванденбруком и Луи Конье. Первоначально опубликованная в 1969 году издательством The Seabury Press, эта серия теперь издается издательством Harper & Row Publishing, Inc., и эти выдержки используются здесь с разрешения Harper & Row.

Сравнивая рассказы «Первой летописи» об обращениях Владимира и Ольги с рассказами персонажей других древнехристианских писаний, следует отметить, что Летописцы не делают попытки затушевать предыдущее греховное поведение двух героев — как это было случай, например, в рассказе Евсевия об обращении Константина. В самом деле, славянские летописцы открыто рассуждают о жестокости Ольги и распутной жизни Владимира, изображая двух людей, которые при христианизации царства Киевской Руси не были сборными святыми, а нуждались в обращении так же, как и их народ.

Это еще одно свидетельство того, что с самого начала «русское» христианство было преимущественно религией кающихся, кающихся, не испытывающих затруднений в исповедании своих тягчайших грехов. Это должно было отметить его евангельский характер поразительной последовательности. Конечно, возникли некоторые извращения, искажения настолько чрезмерно кающихся, что один проницательный сказал, что русские неспособны грешить простотой.

Однако нетрудно заметить, что даже за искажениями скрывались искренность и смирение, побудившие многих духовно мыслящих русских людей признать фразу Христа: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» — утверждение, что наша сверх- цивилизованное христианство может столкнуться с некоторыми трудностями в переваривании.

Из этого покаянного духа вырастает богатая история духовности, православных славян, стремящихся к божественному всем своим сердцем, душой, умом и силами. Вот некоторые из их историй.

Молящийся, уединенный подвижник

В русских землях, как и на древнем Востоке, духовность рано строилась главным образом на монашестве. Монашество уже существовало в этих краях задолго до крещения Киева, но христианизация царской семьи, безусловно, придала ему значительный импульс, поскольку дом Владимира щедро проявлял свой интерес и щедрость к Печерской Лавре, или Печерскому монастырю, объект которого до сих пор стоит на священном участке земли недалеко от Киева. Основатель монастыря св. Антоний , видимо начал свою монашескую жизнь в Греции. Но записи его учения и практики, кажется, предполагают, что он находился под более сильным влиянием сирийского монашества, особенно в его настойчивости на покаянном аскетизме, который мы склонны считать бесчеловечным.

Родившийся в Любече, к северу от Киева, он не смог поселиться ни в одном из существующих монастырей по возвращении из Греции. Побродив от одного к другому, он, наконец, обосновался в пещере в склоне горы, возвышающейся над городом или Киевом. Там он жил в полном одиночестве на хлебе и воде, собственноручно выкапывая себе пещеру, бодрствуя и молясь. Ученики из всех слоев общества вскоре собрались вокруг него и приступили к расширению пещер и строительству церковного здания. Он приветствовал их, но когда их стало слишком много, он вместе с ними поднялся на холм и закончил свою жизнь в полном уединении. Когда он умер в 1073 (?), монастырем руководил один из его последователей, Феодосий, который фактически был причислен к лику святых раньше, чем ушедший на покой Антоний.

Скромный князь-претендент

В городе Василькове, дата неизвестна, Феодосий родился в зажиточной семье, которая вскоре после этого переехала в Курск, к северу и западу от Киева. Его отец умер, когда ему было около 13 лет, и с тех пор он находился под гнетом матери, которую биограф Феодосия изображает настоящей девицей, чьей единственной страстью было доминировать над своим старшим сыном. Она пришла в ужас, когда он начал проявлять жалость и любовь к бедным.

Подобно святому Франциску, он работал в полях с крепостными, регулярно отдавал свою лучшую одежду беднякам и сам одевался в лохмотья. Одним из его любимых занятий было выпекание хлеба для евхаристической литургии. Однажды он попытался уйти из дома с несколькими паломниками, направлявшимися в Иерусалим, но был пойман матерью, наказан и силой взят обратно. Однако это только усилило его стремление к жизни, посвященной аскетизму и молитве. Он носил цепи под одеждой, как древние сирийские подвижники, и, наконец, когда его мать отсутствовала, бежал в Киев.

Там он тщетно искал приема в различные древние монастыри — бедняк и без рекомендаций — пока, наконец, Антоний не забрал его в свои пещеры и не дал ему привычку. Когда его матери удалось выйти на его следы, она направилась прямо к Антонию и, изображая тревогу за сына, вскоре растопила сердце доброго человека. Какой бы он ни был простой человек, он неблагоразумно позволил ей увидеться с сыном, и снова была сцена конфронтации, правда, на этот раз ее физическая грубость сменилась эмоциональным шантажом. Но безрезультатно. Феодосий не дал ей больше возможности увидеться с ним, если только она сама не стала монахиней в монастыре в городе. И, собственно, вот что в итоге произошло.

Вскоре после вступления Феодосия в монастырь Антоний, оставаясь в принципе его духовным отцом, удалился в более отдаленную пещеру и передал руководство общиной монаху по имени Варлаам. Но Феодосий вскоре снискал уважение других монахов не столько строгостью своих аскетических подвигов (хотя и практиковал некоторые довольно крайние), сколько своим смирением; так что, когда Варлаам был вызван киевским князем для управления Дмитриевским монастырем, братья сказали Антонию, что они хотят, чтобы новобранец был их игуменом.

Варлаам уже начал выводить растущую общину из пещер, построив небольшое церковное здание. Феодосий построил большую и окружил ее кельями и монастырем. В 1062 году монахи перебрались в эти постройки, и после этого пещеры почти не использовались, разве что как места более или менее временного уединения и, наконец, как гробницы. В преобразованном таким образом монастыре Феодосий ввел более умеренный монашеский устав, чем чрезвычайно строгий, за который выступал Антоний.

Но Феодосий не оставил совсем ни строгого аскетизма, ни тоски по полному уединению. Хотя нам больше не рассказывают о крайних аскезах его юности, похоже, что он никогда не спал, кроме как сидя, и что он каждый пост возвращался в пещеры, где приказал похоронить себя. В целом, однако, монашеская жизнь, как он жил, находила весь свой смысл в непрестанных возможностях, которые она давала для смирения, тесно связанного с милосердием, и для своих личных лишений ради других.

Как настоятель монастыря, престиж которого вырос почти за одну ночь, и как близкий человек киевских князей, он, тем не менее, продолжал одеваться как беднейший из нищих и был равнодушен к презрению, которое это вызывало. Он проповедовал своей общине примером, а не наставлением.

Когда повар пожаловался, что братья не принесли свежего запаса дров, именно он тихо взялся за дело, пока остальные сидели за столом. Они так испугались, выйдя из трапезной, увидев его с топором в руке и окруженного бревнами, что вскоре все принялись за работу.

Но дела обстояли не всегда так хорошо, и из его наставлений братьям видно, что они легко относились к дисциплине, зная, что, сколько бы они ни наступали на пятки своему Настоятелю, ничего не будет сказано. Когда он слышал, как монахи болтают в своих кельях, в то время как они должны были спать или молиться, он довольствовался легким постукиванием в их двери в качестве предупреждения. И если он вызывал их для порицания, то произносил его с помощью притчи, которую они вполне могли не понимать.

Однако в одном Феодосий был непреклонен: бедность. Если он обнаруживал где-нибудь в монастыре лишние продукты, то тут же бросал их в огонь. Впрочем, у управляющего кладовой редко была возможность много откладывать, ибо монастырь был центром благотворительности, где почти все, что приходило, тут же раздавалось. А когда эта нарочито непредусмотрительная экономия привела к недостаче, нам говорят, что Феодосий разрешил ситуацию ненавязчивым чудом — например, золотой монетой, доставленной ангелом…

В остальном он, кажется, особенно впечатлил братьев безмятежной непрерывностью своей молитвы и тем, как он отражал нападения дьяволов и разбойников ангельским присутствием, которое привлекал в монастырь. Эпизод, в котором молитва и смирение святителя соединились с его восхитительной простотой, произошел однажды, когда он молился в своей келье. Услышав, что кто-то идет его будить, он перестал петь и ответил только на третий стук, чтобы звонивший мог подумать, что он спит.

Такая же простота отличала его отношения с князьями. Он не только принял их, не будучи ни впечатлен их великолепием, ни раздражён их назойливостью, но и принял их приглашения с изяществом. Это не мешало ему порицать их языческие развлечения, которые он мог наблюдать в таких случаях, и смело осуждать их вымогательства. Когда князь Святослав (один из потомков князя Владимира) лишил своего старшего брата Извяслава Феодосия, согласившегося возобновить отношения с ним. Но преподобный никогда не скрывал от узурпатора, что смотрит на брата как на законного государя, и до конца увещевал его вернуть брата на престол.

Легко понять, как такая скромная, но прямолинейная личность сделала Феодосия быстро популярным святым. Но его умеренный аскетизм должен был иметь меньшее влияние на позднейшие нормы Печерской Лавры, чем строгий стиль св. Антония. Создается впечатление, что после смерти Феодосия умеренность в Лавре стала еще более ослабленной, что вызвало ответную реакцию сурового аскетизма у его более серьезных преемников, устремленных на возвращение к крайним дисциплинам св. Антония.

Например, были Иоанн Страдалец, которого похоронили заживо, и Пимен Болезненный, который постоянно, намеренно болел. Еще одна выдающаяся фигура в этой аскетической традиции была фактически времен Феодосия и дала, вероятно, первый пример того типа святого, который должен был стать распространенным в России: «юродивый о Христе». Этот Исаак, настолько одержимый своими битвами с дьяволами, что в конце концов впал в галлюцинаторное безумие, был спасен от этого Феодосием. После этого он взял на себя самые гнусные обязанности на кухне, пока, увидев, что его братья считают его святым, он не симулировал рецидив, чтобы отсрочить их похвалу.

Ученый/Проповедник

В конце XII века жил единственный монах кроме Феодосия, биография которого у нас есть до монгольского нашествия: св. Авраам Смоленский , умерший в 1221 году. изначально привлекал к монашеству обет бедности. Но, став монахом, он увлекся учебой и был одним из первых проповедников и писателей древней Руси. Его интересовала Библия с такими комментариями отцов церкви, которые он мог достать. И среди них апокрифические писания первых нескольких столетий нашей эры, по-видимому, особенно привлекали его внимание. Их апокалиптический мистицизм завораживал его. Его проповедь и его личные молитвы, кажется, были во власти страха перед неизбежным Божьим судом и нетерпеливым ожиданием вечной жизни.

Чтобы понять эти характеристики и их значение для него, мы должны поместить их в исторический контекст. Христианство в то время едва проникло в языческие массы, и тогда к вере стали примешиваться еретические гностические идеи, такие как возрожденное манихейство. На этом фоне неудивительно, что знания и рассуждения Авраама стали причиной того, что его заподозрили в ереси, а зависть его неграмотных братьев слишком быстро схватила все необычное в его чтении и увлечениях. И все же это была очень подлинная библейская жилка, которую он вновь уловил в своем возвышенном ожидании Судии и Спасителя. Его видение близкого суда фактически уступило место предвкушению небесного града и тоске по его лучезарной красоте, о чем в равной степени свидетельствовали его вкус к литургии и иконописи. Со св. Авраамом кажется ясным, что русское видение преображенного мира, связанного с воскресением Христа, вполне сознательно было также видением загробного мира, как единственного, который мог быть за пределами греха.

Библейские отголоски

Если взять раннее увлечение русского христианина образом Христа как смиренного раба вместе с умеренным аскетизмом Феодосия и апокалиптической мыслью Авраама, то мы не можем не быть поражены звучным эхом Библии Быть услышанным. Несомненно, что Библия, литургия, различные великие аскетические тексты и апокрифические сочинения, в которых выражается преимущественно примитивное христианство, в течение многих лет составляли почти единственный литературный источник знаний в этом уголке христианского мира. Некоторые говорят, что народы в этих регионах были особенно настроены на эти «более простые, прямолинейные подходы к вере», какой бы ни была причина, только медленно и всегда спорадически они подвергались влиянию более интеллектуальных форм греческого христианства.

Верим мы или нет в особое родство славянской души с Библией, но эта душа часто давала обновленное видение христианства — близкое как к Евангелию, так и к пророкам — именно благодаря этой провиденциальной сосредоточенности на Библию, освещенный созерцательными аспектами греческих отцов на византийской литургии, и инстинктивное пристрастие к сирийской патристике. Связь человека Божия с библейскими пророками, в каком бы обличье ни принимал человек Божий в России, должна была оставаться яркой чертой. Будь то монахи или епископы, древние учителя Руси в вере, все имели свободу слова и вдохновенное и спонтанное модное выражение, обращались ли они к простому народу или к князьям.

Храбрый митрополит

Это проиллюстрировано и в св. Филиппе , митрополите Московском, принявшем мученическую смерть в 1569 году при образовании Московской империи. Обращаясь к Ивану Грозному во время службы в Успенском соборе, он сказал: «Государь, мы приносим здесь бескровную жертву, в то время как за этой святыней течет кровь христиан». Разгневанный принц попытался заставить его замолчать, но он продолжал: «Я не могу молчать, потому что я не могу повиноваться вашей команде, а не Богу. Я борюсь за правду и добро и буду продолжать это делать, даже если потеряю свое достоинство и потерплю самые жестокие обиды». Вскоре после этого руководители Церкви были задушены светской властью в Московской Руси, ставшей Третьим Римом.

Духовный Князь

Древнерусская духовность, как и ее латинские и византийские аналоги, была в основном монашеской духовностью. Однако было бы ошибкой думать, что таким образом он пренебрегал проблемами, специфическими для мирской духовности. Этим Россия отличалась от западного средневековья и даже от византийского средневековья, и причиной тому была, прежде всего, сильно евангельская направленность по крайней мере одной части русского монашества с самого его зарождения. Как и в случае с первобытным монашеством, монах на Руси был не столько человеком, имевшим отдельное призвание, сколько человеком, имевшим особенно сильное призвание к выполнению простых, элементарных христианских требований. Вероятно, поэтому мирянин видел в монашеской жизни не столько идеальную, недостижимую жизнь, сколько позитивный стимул перенести в свои собственные условия стремление найти там на высоте своей чистоты.

Если судить по малочисленности покаянных книг для мирян, издававшихся в России в первые годы ее существования, то можно сказать, что такого настроения было мало. Но на самом деле она уже была настолько распространена в культуре, что о ней мало что нужно было писать. Масштабы этого можно увидеть в трактате, написанном мирянином для собственных сыновей, Наставление князя Владимира Мономаха , (годы правления 1113–1125). Хоть размышления князя и отмечены его личным опытом, оно настолько глубоко обдумано, что его легко можно было бы применить ко всем мужчинам с профессиональными и семейными обязанностями.

Религия, выраженная в нем, явно основана на страхе перед Богом. Но нам не нужно далеко читать, чтобы увидеть, что его страх следует понимать в глубочайшем библейском смысле религиозного благоговения, полностью пронизанного христианством. Бог, говорится в книге, есть справедливый Судия, и судья, который не ждет следующей жизни, чтобы отмерить возмездие, соответствующее нашим действиям, но использует наши действия, чтобы принести возмездие здесь и сейчас. Но Он также и безгранично милосердный Отец, ожидающий только покаяния, чтобы даровать прощение, и вызывающий его этим же прощением. Владимир писал(а):

«Истинно, сыны мои, поймите, как милостив и сверхмилостив любящий Бог; мы, люди, будучи грешными и смертными, если кто обидит нас, мы желаем растерзать его и пролить его кровь; но наш Господь, владыка жизни и смерти, терпит наши грехи, которые выше нашей головы, снова и снова, до конца нашей жизни, как отец, любящий свое дитя, бьет его, но снова притягивает к себе».

Кроме того, Владимир показывает глубокое понимание творения, в котором мы наблюдаем что-то от вековой поэтической глубины славянской языческой души. Но во Владимире этот элемент целиком христианизирован, в духе вполне библейского благодарения.

Было бы полной ошибкой, если бы мы вообразили, что эти взрывы религиозной лирики, столь неожиданно исходящие от реалистического политика и полководца, были некой формой эмоциональной компенсации, искомой в смутном эстетизме. Напротив, темой религии этого мирянина является необходимость работы, терпеливой и настойчивой работы и учебы, направленных на решение всех задач, за которые он отвечает. В самом деле, переворачивая привычное нам изречение, он превосходно говорит, что молитва имеет ценность лишь постольку, поскольку она является более высокой формой труда.

С другой стороны, он глубоко чувствует реальность греха, что проявляется в его многочисленных цитатах из великопостной литургии и соответствующих ей покаянных молитвах. Покаяние, слезы и милостыня — вот три оружия, которыми каждый человек должен неустанно бороться с врагом, который он носит в себе. Владимир дает такой особый совет своим сыновьям: «Если Бог умягчит ваши сердца, пролейте слезы о грехах ваших, говоря: „Как ты простил блуднице, разбойнику и мытарю, так и нам, грешным, прости“» 9.0005

Он настаивает не на чтении установленных молитв утром и вечером (хотя старался как можно чаще участвовать в утренях и вечернях), а на краткой молитве при вставании и отходе ко сну, например: « Просвети очи мои, Христе-Боже, подавший Твой прекрасный свет», или «Прибавь мне, Господи, годы к годам, да восхвалю Бога, покаявшись в грехах моих и оправдав жизнь мою». Мы знаем, что он постоянно пользовался своей псалтирью, потому что часто цитировал ее. Он советует использовать свободное время, выпадающее во время дневных занятий, для простого возвращения к Богу:

«Когда ты едешь верхом и ни с кем не имеешь делового разговора, если не знаешь других молитв, взывайте: «Господи, помилуй», непрестанно и тайно; эта молитва лучше всего, лучше, чем думать о глупостях во время езды».

Он с особой силой настаивает на устранении всякой гордыни из сердца, и по крайней мере один ученый заметил, что Владимир называет Бога страшным судьей только в контексте заповеди человеколюбия. Щедрость, не исключающая (далеко от этого) твердости, кажется ему существенным долгом государя при отсутствии всякой жадности, которую должно вызывать размышление о смерти. В список светских произведений, о которых он постоянно упоминает, он включает, естественно, войну и охоту. Но мы должны отметить, что он внушает обязанность избегать всех других убийств и не скрывает своего принципиального неприятия смертной казни.

Трудно было найти где-либо еще, особенно в то время, такой полный и высокий идеал для христианского мирянина.

Монах-спаситель страны

Монгольско-татарское нашествие (1227–1240 гг.) привело к общему краху политической, экономической и культурной жизни русов, особенно в городах, где христианство знало свое раннее развитие и где были монастыри. был установлен рано. Когда в XIV веке возобновилась какая-то форма национальной жизни с центром в Московском княжестве, возрождение религии было тесно связано с возрождением монашества. Но монахи этого периода, по крайней мере, самые ревностные и влиятельные среди них, начали покидать города и селиться в бескрайних лесах центра Севера.

Это течение долгие годы приписывалось человеку, которому суждено было стать покровителем Москвы и всея Руси, св. Сергию Радонежскому (ум. 1392). На самом деле это направление было всеобщим и стихийным, а преподобный Сергий был не более чем выдающимся представителем его; но у Сергия мы можем изучить его с большей готовностью, потому что о нем вскоре после его смерти была написана очень замечательная биография. Он и его последователи, по-видимому, испытали влияние своих современников в Греции, на которых они походили не только своей склонностью к уединению, но и силой своей внутренней молитвы, в которой теперь впервые в России проявилось мистическое устремление.

Сергий родился в дворянской семье Ростова, северо-западнее Москвы. Позже семья поселилась в Радонеже, но юный Сергий, после встречи с монахом, открывшим ему разум к вещам Божиим, вскоре ушел из дома и поселился в лесной глуши. Он построил себе часовню с кельей, но стал монахом только благодаря вмешательству соседнего иеромонаха, игумена Митрофана. Первое время Сергий жил совсем один, в знакомстве со зверями и укрощением дикого медведя. Потом к нему присоединились товарищи.

Митрофан навещал их более или менее регулярно, но когда он умер, они заставили Сергия стать настоятелем основанной ими Лавры. В конце концов вокруг него образовался обширный монастырь с церковным зданием, посвященным Святой Троице; и вскоре вокруг монастыря начала расти деревня. Подобно Феодосию, Сергий применял или пытался применять умеренное правило. Но так как он обладал смирением Феодосия (он настаивал на том, чтобы носить лохмотья, навлекая на свою голову бесконечное презрение, так как никто не мог поверить, что столь ничтожный на вид человек был известным настоятелем), а также его заботой об индивидуальной и коллективной бедности, он похоже, ему больше не удавалось навязать власть своим монахам.

В конце концов, когда его собственный брат вступил в общину и составил против него заговор, он снова удалился в полное одиночество, пока его не попросили вернуться. И все же его влияние за пределами монастыря было необычайным. Митрополит Московский Алексий, который некоторое время был регентом Московского государства, часто использовал его для политических миссий.

Некоторые из них касались положительного примирения между враждующими князьями или городами. Но другие, предвещавшие новое соединение церкви и государства, не всегда были столь положительными, как когда он налагал интердикт на город за то, что его князь отказался подчиниться Москве. Но всенародная слава его была обязана прежде всего тому благословению и ободрению, которое он дал князю Дмитрию Донскому накануне первой великой победы русских над татарами в Куликовской битве (1380 г.).

Однако, если Троицкая Лавра была благотворительным центром с более развитой общественной работой, чем во многих более старых монастырях, и даже центром национального возрождения, то она оставалась в первую очередь святыней самой усердной молитвы. Нам не сказано, что Сергий практиковал какую-либо иную форму аскетизма, кроме самого смиренного труда и полнейшего самоотречения; но горячность его молитвы выявляется его биографом, проявляясь в некоторых светящихся видениях, окружавших его личность (например, ангел, содействующий ему, или сияние только что освященной им чаши).

В конце своей жизни он замкнулся в полной тишине. Но от этого человека молитвы и уединения — уединения, населенного толпами, стекавшимися вокруг него, — впечатление лучезарной сладости и несравненной доброты останется надолго. Несмотря на то, чего хотела бы современная советская власть, могила Сергия до сих пор остается самой посещаемой и местом самого горячего паломничества во всей России, намного опережая могилу В.И. Ленин, основатель СССР.

Эти рассказы о духовности среди православных верующих русов относятся только к периоду между 988 и 1450; из того же периода можно было бы рассказать еще тысячу историй, не говоря уже о годах между 1450 и сегодняшним днем. Но они в некотором смысле репрезентативны. Конечно, за исключением Владимира Мономаха, это рассказы о монашеской духовности, и в значительной степени оставляют без внимания духовность мирян и женщин русов. Тем не менее, этих рассказов должно быть достаточно, чтобы продемонстрировать, что — по крайней мере, для жителей Запада — огромное, практически неизвестное сокровище духовных исследований и открытий ждет своего открытия.

Луи Буйе был священником ораторского искусства в Париже, Франция, и профессором духовного богословия в Католическом институте. Постоянный автор французских периодических изданий, он широко известен в США и Великобритании своими выступлениями и письмами. Его работы, переведенные на английский язык, включают «Дух и формы протестантизма»; Значение Священного Писания; Слово, Церковь и Таинства в протестантизме и католицизме; и Введение в духовность.

Авторские права © 1988 автора или журнала «Christianity Today/Christian History».
Щелкните здесь для перепечатки информации о христианской истории.

Богатое наследие восточнославянской духовности

ТОЛЬКО ЗА 460 ЛЕТ (990–1450), менее половины отмечаемого в этом году тысячелетия, по крайней мере несколько тысяч восточных славян — и это только на основании числа принявших монашеский постриг — упражнялись в духовном служении. и обслуживание. Вот истории лишь нескольких ведущих светил.

Духовность православных верующих на восточнославянских территориях, как и духовность всей православной веры, во многом неизвестна большинству западных, протестантских читателей. Но многое в истории такой духовности, как продемонстрируют несколько рассказов ниже, может вдохновлять, стимулировать и ободрять нас.

Эти биографии взяты и сжаты из о. Книга Луи Буйе, Православная духовность и протестантская и англиканская духовность, № III в серии История христианской духовности, Буйе, Жана Леклерка, Франсуа Ванденбрука и Луи Конье. Первоначально опубликованная в 1969 году издательством The Seabury Press, эта серия теперь издается издательством Harper & Row Publishing, Inc., и эти выдержки используются здесь с разрешения Harper & Row.

Сравнивая рассказы «Первой летописи» об обращениях Владимира и Ольги с рассказами персонажей других древнехристианских писаний, следует отметить, что Летописцы не делают попытки затушевать предыдущее греховное поведение двух героев — как так было, например, в рассказе Евсевия об обращении Константина. В самом деле, славянские летописцы открыто рассуждают о жестокости Ольги и распутной жизни Владимира, изображая двух людей, которые при христианизации царства Киевской Руси не были сборными святыми, а нуждались в обращении так же, как и их народ.

Это еще одно свидетельство того, что с самого начала «русское» христианство было преимущественно религией кающихся, кающихся, не испытывающих затруднений в исповедании своих тягчайших грехов. Это должно было отметить его евангельский характер поразительной последовательности. Конечно, возникли некоторые искажения, искажения настолько чрезмерно покаянные, что один проницательный человек сказал, что русские неспособны грешить простотой.

Между тем нетрудно заметить, что даже за искажениями скрывались искренность и смирение, побудившие многих духовно мыслящих русских людей признать фразу Христа: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» — утверждение, что наша сверх- цивилизованное христианство может столкнуться с некоторыми трудностями в переваривании.

Из этого покаянного духа вырастает богатая история духовности, православных славян, стремящихся к божественному всем своим сердцем, душой, умом и силами. Вот некоторые из их историй.

Молящийся, уединенный подвижник

В русских землях, как и на Древнем Востоке, духовность рано строилась главным образом на монашестве. Монашество уже существовало в этих краях задолго до крещения Киева, но христианизация царской семьи, безусловно, придала ему значительный импульс, поскольку дом Владимира щедро проявлял свой интерес и щедрость к Печерской Лавре, или Печерскому монастырю, объект которого до сих пор стоит на священном участке земли недалеко от Киева. Основатель монастыря св. Антоний, по-видимому, начал свою монашескую жизнь в Греции. Но записи его учения и практики, кажется, предполагают, что он находился под более сильным влиянием сирийского монашества, особенно в его настойчивости на покаянном аскетизме, который мы склонны считать бесчеловечным.

Родившийся в Любече, к северу от Киева, он не смог поселиться ни в одном из существующих монастырей по возвращении из Греции. Побродив от одного к другому, он, наконец, обосновался в пещере в склоне горы, возвышающейся над городом или Киевом. Там он жил в полном одиночестве на хлебе и воде, собственноручно выкапывая себе пещеру, бодрствуя и молясь. Ученики из всех слоев общества вскоре собрались вокруг него и приступили к расширению пещер и строительству церковного здания. Он приветствовал их, но когда их стало слишком много, он вместе с ними поднялся на холм и закончил свою жизнь в полном уединении. Когда он умер в 1073 (?), монастырем руководил один из его последователей, Феодосий, который фактически был причислен к лику святых раньше, чем ушедший на покой Антоний.

Скромный князь-претендент

В городе Василькове в неизвестную дату родился Феодосий в зажиточной семье, которая вскоре переехала в Курск, к северу и западу от Киева. Его отец умер, когда ему было около 13 лет, и с тех пор он находился под гнетом матери, которую биограф Феодосия изображает настоящей девицей, чьей единственной страстью было доминировать над своим старшим сыном. Она пришла в ужас, когда он начал проявлять жалость и любовь к бедным.

Подобно святому Франциску, он работал в полях с крепостными, регулярно отдавал свою лучшую одежду обездоленным и сам одевался в лохмотья. Одним из его любимых занятий было выпекание хлеба для евхаристической литургии. Однажды он попытался уйти из дома с несколькими паломниками, направлявшимися в Иерусалим, но был пойман матерью, наказан и силой взят обратно. Однако это только усилило его стремление к жизни, посвященной аскетизму и молитве. Он носил цепи под одеждой, как древние сирийские подвижники, и, наконец, когда его мать отсутствовала, бежал в Киев.

Там он тщетно искал приема в различные древние монастыри — бедняк и без рекомендаций — пока, наконец, Антоний не забрал его в свои пещеры и не дал ему привычку. Когда его матери удалось выйти на его следы, она направилась прямо к Антонию и, изображая тревогу за сына, вскоре растопила сердце доброго человека. Какой бы он ни был простой человек, он неблагоразумно позволил ей увидеться с сыном, и снова была сцена конфронтации, правда, на этот раз ее физическая грубость сменилась эмоциональным шантажом. Но безрезультатно. Феодосий не дал ей больше возможности увидеться с ним, если только она сама не стала монахиней в монастыре в городе. И, собственно, вот что в итоге произошло.

Вскоре после вступления Феодосия в монастырь Антоний, оставаясь в принципе его духовным отцом, удалился в более отдаленную пещеру и передал руководство общиной монаху по имени Варлаам. Но Феодосий вскоре снискал уважение других монахов не столько строгостью своих аскетических подвигов (хотя и практиковал некоторые довольно крайние), сколько своим смирением; так что, когда Варлаам был вызван киевским князем для управления Дмитриевским монастырем, братья сказали Антонию, что они хотят, чтобы новобранец был их игуменом.

Варлаам уже начал выводить растущую общину из пещер, построив небольшое церковное здание. Феодосий построил большую и окружил ее кельями и монастырем. В 1062 году монахи перебрались в эти постройки, и после этого пещеры почти не использовались, разве что как места более или менее временного уединения и, наконец, как гробницы. В преобразованном таким образом монастыре Феодосий ввел более умеренный монашеский устав, чем чрезвычайно строгий, за который выступал Антоний.

Но Феодосий не оставил совсем ни строгого аскетизма, ни тоски по полному уединению. Хотя нам больше не рассказывают о крайних аскезах его юности, похоже, что он никогда не спал, кроме как сидя, и что он каждый пост возвращался в пещеры, где приказал похоронить себя. В целом, однако, монашеская жизнь, как он жил, находила весь свой смысл в непрестанных возможностях, которые она давала для смирения, тесно связанного с милосердием, и для своих личных лишений ради других.

Как настоятель монастыря, престиж которого вырос почти за одну ночь, и как близкий человек киевских князей, он, тем не менее, продолжал одеваться как беднейший из нищих и был равнодушен к презрению, которое это вызывало. Он проповедовал своей общине примером, а не наставлением.

Когда повар пожаловался, что братья не принесли свежего запаса дров, именно он тихо взялся за дело, пока остальные сидели за столом. Они так испугались, выйдя из трапезной, увидев его с топором в руке и окруженного бревнами, что вскоре все принялись за работу.

Но дела обстояли не всегда так хорошо, и из его наставлений братьям видно, что они легко относились к дисциплине, зная, что, сколько бы они ни наступали на пятки своему Настоятелю, ничего не будет сказано. Когда он слышал, как монахи болтают в своих кельях, в то время как они должны были спать или молиться, он довольствовался легким постукиванием в их двери в качестве предупреждения. И если он вызывал их для порицания, то произносил его с помощью притчи, которую они вполне могли не понимать.

Однако в одном Феодосий был непреклонен: бедность. Если он обнаруживал где-нибудь в монастыре лишние продукты, то тут же бросал их в огонь. Впрочем, у управляющего кладовой редко была возможность много откладывать, ибо монастырь был центром благотворительности, где почти все, что приходило, тут же раздавалось. И когда эта нарочито непредусмотрительная экономия привела к дефициту, нам говорят, что Феодосий разрешил ситуацию ненавязчивым чудом — например, золотой монетой, доставленной ангелом. . . .

В остальном он, кажется, особенно впечатлил братьев безмятежной непрерывностью своей молитвы и тем, как он отражал нападения дьяволов и разбойников ангельским присутствием, которое привлекал в монастырь. Эпизод, в котором молитва и смирение святителя соединились с его восхитительной простотой, произошел однажды, когда он молился в своей келье. Услышав, что кто-то идет его будить, он перестал петь и ответил только на третий стук, чтобы звонивший мог подумать, что он спит.

Такая же простота отличала его отношения с князьями. Он не только принял их, не будучи ни впечатлен их великолепием, ни раздражён их назойливостью, но и принял их приглашения с изяществом. Это не мешало ему порицать их языческие развлечения, которые он мог наблюдать в таких случаях, и смело осуждать их вымогательства. Когда князь Святослав (один из потомков князя Владимира) лишил своего старшего брата Извяслава Феодосия, согласившегося возобновить отношения с ним. Но преподобный никогда не скрывал от узурпатора, что смотрит на брата как на законного государя, и до конца увещевал его вернуть брата на престол.

Легко понять, как такая скромная, но прямолинейная личность сделала Феодосия быстро популярным святым. Но его умеренный аскетизм должен был иметь меньшее влияние на позднейшие нормы Печерской Лавры, чем строгий стиль св. Антония. Создается впечатление, что после смерти Феодосия умеренность в Лавре стала еще более ослабленной, что вызвало ответную реакцию сурового аскетизма у его более серьезных преемников, устремленных на возвращение к крайним дисциплинам св. Антония.

Например, были Иоанн Страдалец, которого похоронили заживо, и Пимен Болезненный, который постоянно, намеренно болел. Еще одна выдающаяся фигура в этой аскетической традиции была фактически времен Феодосия и дала, вероятно, первый пример того типа святого, который должен был стать распространенным в России: «юродивый о Христе». Этот Исаак, настолько одержимый своими битвами с дьяволами, что в конце концов впал в галлюцинаторное безумие, был спасен от этого Феодосием. После этого он взял на себя самые гнусные обязанности на кухне, пока, увидев, что его братья считают его святым, он не симулировал рецидив, чтобы отсрочить их похвалу.

Ученый/Проповедник

В конце XII века жил единственный монах, кроме Феодосия, биография которого у нас есть до монгольского нашествия: преподобный Авраам Смоленский, умерший в 1221 году. Как и Феодосий, Авраам изначально был привлекал к монашеству обет бедности. Но, став монахом, он увлекся учебой и был одним из первых проповедников и писателей древней Руси. Его интересовала Библия с такими комментариями отцов церкви, которые он мог достать. И среди них апокрифические писания первых нескольких столетий нашей эры, по-видимому, особенно привлекали его внимание. Их апокалиптический мистицизм завораживал его. Его проповедь и его личные молитвы, кажется, были во власти страха перед неизбежным Божьим судом и нетерпеливым ожиданием вечной жизни.

Чтобы понять эти характеристики и их значение для него, мы должны поместить их в исторический контекст. Христианство в то время едва проникло в языческие массы, и тогда к вере стали примешиваться еретические гностические идеи, такие как возрожденное манихейство. На этом фоне неудивительно, что знания и рассуждения Авраама стали причиной того, что его заподозрили в ереси, а зависть его неграмотных братьев слишком быстро схватила все необычное в его чтении и увлечениях. И все же это была очень подлинная библейская жилка, которую он вновь уловил в своем возвышенном ожидании Судии и Спасителя. Его видение близкого суда фактически уступило место предвкушению небесного града и тоске по его лучезарной красоте, о чем в равной степени свидетельствовали его вкус к литургии и иконописи. Со св. Авраамом кажется ясным, что русское видение преображенного мира, связанного с воскресением Христа, вполне сознательно было также видением загробного мира, как единственного, который мог быть за пределами греха.

Библейские отголоски

Если взять раннее увлечение русского христианина образом Христа как смиренного раба вместе с умеренным аскетизмом Феодосия и апокалиптической мыслью Авраама, то мы не можем не быть поражены звучным эхом Библии Быть услышанным. Несомненно, что Библия, литургия, различные великие аскетические тексты и апокрифические сочинения, в которых выражается преимущественно примитивное христианство, в течение многих лет составляли почти единственный литературный источник знаний в этом уголке христианского мира. Некоторые говорят, что народы в этих регионах были особенно настроены на эти «более простые, прямолинейные подходы к вере». Какой бы ни была причина, только медленно и всегда спорадически они подвергались влиянию более интеллектуальных форм греческого христианства.

Верим мы или нет в особое родство славянской души с Библией, но эта душа часто давала обновленное видение христианства — близкое как к Евангелию, так и к пророкам — именно благодаря этой провиденциальной сосредоточенности на Библию, освещенный созерцательными аспектами греческих отцов на византийской литургии, и инстинктивное пристрастие к сирийской патристике. Связь человека Божия с библейскими пророками, в каком бы обличье ни принимал человек Божий в России, должна была оставаться яркой чертой. Будь то монахи или епископы, древние учителя Руси в вере, все имели свободу слова и вдохновенное и спонтанное модное выражение, обращались ли они к простому народу или к князьям.

Храбрый митрополит

Это также проиллюстрировано святителем Филиппом, митрополитом Московским, замученным в 1569 году, во время образования Московской империи. Обращаясь к Ивану Грозному во время службы в Успенском соборе, он сказал: «Государь, мы приносим здесь бескровную жертву, в то время как за этой святыней течет кровь христиан. Разгневанный князь попытался заставить его замолчать, но он продолжал: «Я не могу молчать, потому что я не могу повиноваться вашему повелению, а не повелению Бога. Я борюсь за правду и добро, и я буду продолжать это делать, даже если я потеряю свое достоинство и потерплю самые жестокие обиды. Вскоре после этого руководители Церкви были задушены светской властью в Московской Руси, ставшей Третьим Римом.

Духовный Князь

Древнерусская духовность, как и ее латинские и византийские аналоги, была в основном монашеской духовностью. Однако было бы ошибкой думать, что таким образом он пренебрегал проблемами, специфическими для мирской духовности. Этим Россия отличалась от западного средневековья и даже от византийского средневековья, и причиной тому была, прежде всего, сильно евангельская направленность по крайней мере одной части русского монашества с самого его зарождения. Как и в случае с первобытным монашеством, монах на Руси был не столько человеком, имевшим отдельное призвание, сколько человеком, имевшим особенно сильное призвание к выполнению простых, элементарных христианских требований. Вероятно, поэтому мирянин видел в монашеской жизни не столько идеальную, недостижимую жизнь, сколько позитивный стимул перенести в свои собственные условия стремление найти там на высоте своей чистоты.

Если судить по малочисленности покаянных книг для мирян, издававшихся в России в первые годы ее существования, то можно сказать, что такого настроения было мало. Но на самом деле она уже была настолько распространена в культуре, что о ней мало что нужно было писать. Масштабы этого можно увидеть в трактате, написанном мирянином для своих сыновей, «Наставление князя Владимира Мономаха» (годы правления 1113–1125). Хоть размышления князя и отмечены его личным опытом, оно настолько глубоко обдумано, что его легко можно было бы применить ко всем мужчинам с профессиональными и семейными обязанностями.

Религия, выраженная в нем, явно основана на страхе перед Богом. Но нам не нужно далеко читать, чтобы увидеть, что его страх следует понимать в глубочайшем библейском смысле религиозного благоговения, полностью пронизанного христианством. Бог, говорится в книге, есть справедливый Судия, и судья, который не ждет следующей жизни, чтобы отмерить возмездие, соответствующее нашим действиям, но использует наши действия, чтобы принести возмездие здесь и сейчас. Но Он также и безгранично милосердный Отец, ожидающий только покаяния, чтобы даровать прощение, и вызывающий его этим же прощением. Владимир писал(а):

«Истинно, сыны мои, поймите, как милостив и сверхмилостив любящий Бог; мы, люди, будучи грешными и смертными, если кто обидит нас, мы желаем растерзать его и пролить его кровь; но наш Господь, владыка жизни и смерти, терпит наши грехи, которые выше нашей головы, снова и снова, до конца нашей жизни, как отец, любящий свое дитя, бьет его, но снова притягивает к себе.

Кроме того, Владимир проявляет глубокую осознанность творения, в котором мы наблюдаем что-то от вековой поэтической глубины славянской языческой души. Но во Владимире этот элемент целиком христианизирован, в духе вполне библейского благодарения.

Было бы полной ошибкой, если бы мы вообразили, что эти взрывы религиозной лирики, столь неожиданно исходящие от реалистического политика и полководца, были некой формой эмоциональной компенсации, искомой в смутном эстетизме. Напротив, темой религии этого мирянина является необходимость работы, терпеливой и настойчивой работы и учебы, направленных на решение всех задач, за которые он отвечает. В самом деле, переворачивая привычное нам изречение, он превосходно говорит, что молитва имеет ценность лишь постольку, поскольку она является более высокой формой труда.

С другой стороны, он глубоко чувствует реальность греха, что проявляется в его многочисленных цитатах из великопостной литургии и соответствующих ей покаянных молитвах. Покаяние, слезы и милостыня — вот три оружия, которыми каждый человек должен неустанно бороться с врагом, который он носит в себе. Владимир дает такой особый совет своим сыновьям: «Если Бог умягчит ваши сердца, пролейте слезы о грехах ваших, говоря: „Как ты простил блуднице, разбойнику и мытарю, так и нам, грешным, прости“» 9.0005

Он настаивает не на чтении установленных молитв утром и вечером (хотя старался как можно чаще участвовать в утренях и вечернях), а на краткой молитве при вставании и отходе ко сну, например: « Просвети очи мои, Христе-Боже, подавший Твой прекрасный свет», или «Прибавь мне, Господи, годы к годам, чтобы я восхвалял Бога, покаявшись в грехах своих и оправдав жизнь свою». Мы знаем, что он постоянно пользовался своей псалтирью, потому что часто цитировал ее. Он советует использовать свободное время, выпадающее во время дневных занятий, для простого возвращения к Богу:

«Когда едешь верхом и ни с кем не имеешь делового разговора, если иных молитв не знаешь, воззови: «Господи, помилуй», непрестанно и тайно; что лучше всего молиться, лучше думать о глупостях во время езды.

Он с особой силой настаивает на устранении всякой гордыни из сердца, и по крайней мере один ученый заметил, что Владимир называет Бога страшным судьей только в контексте заповеди человеколюбия. Щедрость, не исключающая (далеко от этого) твердости, кажется ему существенным долгом государя при отсутствии всякой жадности, которую должно вызывать размышление о смерти. В список светских произведений, о которых он постоянно упоминает, он включает, естественно, войну и охоту. Но мы должны отметить, что он внушает обязанность избегать всех других убийств и не скрывает своего принципиального неприятия смертной казни.

Трудно было найти где-либо еще, особенно в то время, такой полный и высокий идеал для христианского мирянина.

Монах-спаситель страны

Монгольско-татарское нашествие (1227–1240 гг.) привело к общему краху политической, экономической и культурной жизни русов, особенно в городах, где христианство знало свое раннее развитие и где были монастыри. был установлен рано. Когда в XIV веке возобновилась какая-то форма национальной жизни с центром в Московском княжестве, возрождение религии было тесно связано с возрождением монашества. Но монахи этого периода, по крайней мере, самые ревностные и влиятельные среди них, начали покидать города и селиться в бескрайних лесах центра Севера.

Это течение долгие годы приписывалось человеку, которому суждено было стать покровителем Москвы и всея Руси, преподобному Сергию Радонежскому (ум. 1392). На самом деле это направление было всеобщим и стихийным, а преподобный Сергий был не более чем выдающимся представителем его; но у Сергия мы можем изучить его с большей готовностью, потому что о нем вскоре после его смерти была написана очень замечательная биография. Он и его последователи, по-видимому, испытали влияние своих современников в Греции, на которых они походили не только своей склонностью к уединению, но и силой своей внутренней молитвы, в которой теперь впервые в России проявилось мистическое устремление.

Сергий родился в дворянской семье Ростова, северо-западнее Москвы. Позже семья поселилась в Радонеже, но юный Сергий, после встречи с монахом, открывшим ему разум к вещам Божиим, вскоре ушел из дома и поселился в лесной глуши. Он построил себе часовню с кельей, но стал монахом только благодаря вмешательству соседнего иеромонаха, игумена Митрофана. Первое время Сергий жил совсем один, в знакомстве со зверями и укрощением дикого медведя. Потом к нему присоединились товарищи.

Митрофан навещал их более или менее регулярно, но когда он умер, они заставили Сергия стать настоятелем основанной ими Лавры. В конце концов вокруг него образовался обширный монастырь с церковным зданием, посвященным Святой Троице; и вскоре вокруг монастыря начала расти деревня. Подобно Феодосию, Сергий применял или пытался применять умеренное правило. Но так как он обладал смирением Феодосия (он настаивал на том, чтобы носить лохмотья, навлекая на свою голову бесконечное презрение, так как никто не мог поверить, что столь ничтожный на вид человек был известным настоятелем), а также его заботой об индивидуальной и коллективной бедности, он похоже, ему больше не удавалось навязать власть своим монахам.

В конце концов, когда его собственный брат вступил в общину и составил против него заговор, он снова удалился в полное одиночество, пока его не попросили вернуться. И все же его влияние за пределами монастыря было необычайным. Митрополит Московский Алексий, который некоторое время был регентом Московского государства, часто использовал его для политических миссий.

Некоторые из них касались положительного примирения между враждующими князьями или городами. Но другие, предвещавшие новое соединение церкви и государства, не всегда были столь положительными, как когда он налагал интердикт на город за то, что его князь отказался подчиниться Москве. Но всенародная слава его была обязана прежде всего тому благословению и ободрению, которое он дал князю Дмитрию Донскому накануне первой великой победы русских над татарами в Куликовской битве (1380 г.).

Однако, если Троицкая Лавра была благотворительным центром с более развитой общественной работой, чем во многих более старых монастырях, и даже центром национального возрождения, то она оставалась в первую очередь святыней самой усердной молитвы. Нам не сказано, что Сергий практиковал какую-либо иную форму аскетизма, кроме самого смиренного труда и полнейшего самоотречения; но горячность его молитвы выявляется его биографом, проявляясь в некоторых светящихся видениях, окружавших его личность (например, ангел, содействующий ему, или сияние только что освященной им чаши).

В конце своей жизни он замкнулся в полной тишине. Но от этого человека молитвы и уединения — уединения, населенного толпами, стекавшимися вокруг него, — впечатление лучезарной сладости и несравненной доброты останется надолго. Несмотря на то, чего хотела бы современная советская власть, могила Сергия до сих пор остается самой посещаемой и местом самого горячего паломничества во всей России, намного опережая могилу В.И. Ленин, основатель СССР.

Эти рассказы о духовности среди православных верующих русов относятся только к периоду между 988 и 1450; из того же периода можно было бы рассказать еще тысячу историй, не говоря уже о годах между 1450 и сегодняшним днем. Но они в некотором смысле репрезентативны. Конечно, за исключением Владимира Мономаха, это рассказы о монашеской духовности, и в значительной степени оставляют без внимания духовность мирян и женщин русов. Тем не менее, этих рассказов должно быть достаточно, чтобы продемонстрировать, что — по крайней мере, для жителей Запада — огромное, практически неизвестное сокровище духовных исследований и открытий ждет своего открытия.

Луи Буйе и редакторы

[Christian History впервые опубликовала эту статью в выпуске Christian History #18 в 1988 году]

Луи Буйе был священником ораторского искусства в Париже, Франция, и профессором духовного богословия в Католическом институте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *