Жизнь и творчество островского краткое содержание самое главное – Краткая биография Островского, личная жизнь и творчество Александра Николаевича самое главное

Краткая биография А.Н. Островского: жизнь и творчество драматурга

Драматургия Островского встречается на театральных афишах и современному зрителю, потому что его пьесы вечны, и их содержание отражает неизбывные черты русского менталитета. Поэтому Многомудрый Литрекон уделяет особое внимание биографии автора, чтобы читатель смог лучше понять его творчество.

Рождение и детство

Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).

В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.

Юность и образование

Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.

Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.

Творческий путь

У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.

Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!». Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене. Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.

Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника». В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера. Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.

После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

Личная жизнь

Александр Николаевич Островский состоял в гражданском браке с бедной девушкой Агафьей Ивановной. К сожалению, от этих отношений у драматурга не осталось ни одного ребёнка – все четверо младенцев умерли. Несмотря на то, что у женщины не было образования, она всегда первая читала и оценивала произведения Островского. Агафья отличалась тонкой и чуткой душой.

В 1867 году Агафья умирает, а спустя два года он женится на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. Новая возлюбленная родила драматургу шестеро детей.

Интересные факты

  1. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский написали оперу «Снегурочка» по пьесе Островского.
  2. Именно Островский создал театр таким, каким мы его можем видеть сейчас. Автор осуществил реформацию привычной театральной постановки, актерской игры. Его деятельность впоследствии продолжили К.С. Станиславский, М.А. Булгаков.
  3. В 1874 году драматург был одним из организаторов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Ему удалось исправить положение актеров, внести улучшения в театральную жизнь.
  4. С 1885 года автор занимал высокую должность: он был начальником театрального училища, а также нёс ответственность за репертуар московских театров.
  5. Он был знаком с передовыми людьми своей эпохи. Его часто навещали такие личности, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Н. Ермолова.
  6. Находясь в гражданском браке с Агафьей, Островский признавался в любви актрисе Любови Косицкой. Однако девушка так и не ответила взаимностью драматургу. В 1859 году ей была поручена роль Катерины («Гроза»).
  7. Драматург все время жил в долгах. Несмотря на пенсию, которая составляла три тысячи, на высокий заработок автора, денег постоянно не хватало. Со временем изнурительная работа привела к ухудшению здоровья, а на лечение требовались значительные средства.

Смерть

Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1866 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.

Автор: Анастасия Сметанова

litrekon.ru

Биография Островского кратко, самое главное

Талантливый писатель, драматург, по литературным трудам которого ставят фильмы и театральные спектакли спустя много лет после его кончины. Биография Островского повествует о том, что однажды избрав свой путь, надо двигаться по нему несмотря ни на что.

А.Н. Островский биография

В семействе Островских 12 апреля 1823 г. случилось прибавление — родился мальчик Саша. Биография отца Островского, выходца из семьи духовников повествует, что он работал как судебный стряпчий, а потом коллежским асессором. В 1839 г. Николай Федорович стал дворянином, после переезда в село Щелыково близ Костромы — помещиком. Любовь Ивановна – мать Саши умерла, когда ему исполнилось 7 лет. Новая жена отца — дочь шведского дворянина, особое внимание уделяла воспитанию и обучению приёмных детей.

В 1835 году Александр Островский начал учиться в гимназии, которую, как сообщает биография, окончил через 5 лет. Дипломированного юриста из него не вышло, университет столицы закончил раньше срока из-за несданного предмета — римское право. Много времени проводил в театре. Карьеру чиновника начал в 1843 г. в Совестном суде в качестве писца. Увеличил доходы в 4 раза, перейдя в Московский коммерческий суд, где выслушивал приходящих просителей. Услышанные истории легли в основу произведений будущего драматурга. Писал театральные пьесы, делал переводы с иностранных языков. В 1862 г. путешествовал по Европе. Заведовал репертуаром театров, был начальником театрального училища. Умер от стенокардии в 1886 г.

Литературное творчество

В газете «Московский городской листок» были отпечатаны начальные главы произведения «Несостоятельный должник», пьесы, ставшей пробным экземпляром литературного творения «Свои люди – сочтемся» (1850 г.). Купечество воспротивилось воспринимать такую прозу и написало жалобу императору. Николай I наложил запрет на постановку и печать пьесы, который отменили после прихода к власти Александра II.

В 1852 г. в театре поставили пьесу «Не в свои сани не садись», затем «Бедность не порок». В своем творчестве Александр Николаевич Островский пишет кратко о главном, показывая реальную жизнь, быт людей.

Александр Николаевич стал постоянным работником «Московитянина», его произведения печатал журнал «Современник». Сблизился писатель с Тургеневым и Толстым. Делал переводы работ Шекспира, Сервантеса.

Интересным фактом было то, что многие труды Островского были экранизированы после его смерти («Бесприданница» «Женитьба Бальзаминова»)

«Гроза», положительно оцененная критиками, принесла автору премию Уварова.

В 1865 г. стал основоположником кружка артистов. В 1870 г. – Общества русских писателей, где председательствовал с 1874 г. до последних дней жизни.

Личная жизнь

С Агафьей Ивановной жил в неофициальном союзе 20 лет. Рожденные дети умерли в младенчестве.

Когда в театре ставили «Грозу» сошёлся с исполнительницей главной роли. Биография романа была краткой, А.Н. Островский и актриса Косицкая-Никулина не были свободны.

Островский приобрел счастье в личной жизни после женитьбы на актрисе Марии Бахметьевой. В браке родились 4 сына и 2 дочери.

Интересные факты

У родителей драматурга родились 13 детей, половина из них не пережили детские годы. Саша в семье был первенцем.

Островский знал 8 иностранных языков.

Биография Островского кратко, самое главное

А какую оценку поставите вы?

sochinyshka.ru

Краткая биография Островского 10 класс самое главное

Александр Николаевич Островский, рождённый в 1823 году, прославился как драматург. Он жил в богатой семье, поэтому был образован и знал много языков.

С 12-летнего возраста он посвятил себя 1-й Московской гимназии. После в Московском университете получил юридическое образование. В последние годы обучения в университете, Александр начал интересоваться театром и драматургией. Ему хотелось оставить юридическое дело и полностью посвятить себя литературе, но отец настоятельно приказал служить в Московской суде. Именно эта служба принесла в жизнь драматурга множество материалов для его произведений.

Островскому удалось создать театр из своих произведений, который включал 47 пьес. Несмотря на надзор правительства, он плодотворно трудится, и пишет по 1-2 пьесы в год. Писал он в комедийном жанре.

Во многих произведениях он описывает жизнь обычного российского человека. Но многие не одобряли его работы, поскольку писал он о счастливых и жизнерадостных людях, в то время как российская жизнь была не очень то легка и жизнерадостна. Сам Островский говорил о своих работах, что ему очень тяжело даётся выдумка сюжета. Вранье было неприемлемо для него, поэтому написание выдуманных историй становилось настоящим испытанием. Он мечтал о создании театральной школы, в которой бы учил людей, драматургов настоящему театральному искусству. К сожалению, его мечта так и осталась мечтой из-за большого противостояния и собственного разочарования в своих силах. Тем не менее в 1866 году ему удалось открыть Артистический кружок. Много воспитанников этого кружка со временем стали известными актерами. Именно благодаря Островскому, жизнь и работа театральных актеров изменилась в лучшую сторону. Благодаря своим стараниям и труду, Островского в 1885 году назначили заведующим театрального училища. Из-за изнурительной работы, здоровье драматурга резко ухудшилось и уже через год его не стало.

42 пьесы, написанные Александром Николаевичем, были экранизированы. Всего было написано 57 пьес. Одни из самых известных пьес Островского являются: “Бедность не порок”, “Бедная невеста”, “Не в свои сани не садись”, “Доходное место” и т.д.

Биография Островского самое главное

Островский Александр Николаевич — известный в России писатель и одаренный драматург.

Александр Островский родился и вырос в Москве весной, в 1823 году. Умер от серьезных проблем со здоровьем в 1886 году. Его мать умерла, когда писатель был ещё совсем ребенком.

Можно отметить, что Александр — 4-ый ребенок в семье. Поэтому следует добавить, что его детство было весьма трудным.

Александр Николаевич обучался дома, и был достаточно образованным человеком. Библиотека отца у него вызвала явный интерес, и именно поэтому Островский также был начитанным. Но его отец очень хотел, чтобы мальчик владел юридическим образованием.

Александр поступил в Гимназию в 1835 году. В то время ему было всего лишь 12 лет. После окончания Гимназии, он стал обучаться в университете на юридическом факультете. Однако получить законченное образование так и не мог: литература увлекла его настолько, что он забросил учебу.

В будущем Островский стал очень увлекаться театром. В числе его первых пьес можно упомянуть такие, как: «На бойком месте» и «Гроза». Всего, по подсчётам, написал около 50 пьес. Самое первое произведение, которое принесло большую волну популярности, называется «Свои люди — сочтемся!». Также стал автором таких произведений, как: «Бесприданница», «Волки и овцы», «Доходное место», «Бедность — не порок», «Лес» и другие.

Интересные факты об Александре Николаевиче

1. Популярность и слава.

Как уже упоминалось выше, после выпуска произведения Островского «Свои люди — сочтемся!», к писателю пришла заслуженная слава. Однако, очень большой промежуток времени произведение просто запрещали допускать к публикации, так как оно содержало нецензурную лексику и элементы оскорбления.

2. Жизненные приоритеты.

Александр Островский очень высоко ценил литературу и театр. Именно из-за этого он ушел с университета. Но когда об этом узнал его отец, он силком заставил сына работать в Московском суде по заброшенной специальности.

3. Стиль в одежде.

Писатель обладал очень специфическим вкусом. Предпочитал одеваться, как нравится именно ему самому. Однако часто не хотел выходить из дома, так как боялся общественного мнения. Часто думал, что его «засмеют».

4. Характер или вредные привычки?

Александр Николаевич Островский имел довольно сложный и тяжёлый характер. Он часто был излишне уверен в себе и безумно любил хвастаться. Мог сильно обидеться на замечания других или обидеться за недостаточно оцененное произведение.

5. Проблемы при постановках.

У Островского часто бывали и проблемы с постановкой пьес в театре. Из-за его вспыльчивости, нередко ругался с актерами и кричал на них. Ему непросто было найти общий язык с людьми.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Александр Николаевич Островский внес огромный вклад в развитие русской литературы и русского театра. Островский — очень яркая и неординарная личность в истории. Его произведения увлекательные, и читаются на одном дыхании. Александр был упорным человеком, и именно поэтому достигал того, чего хотел. Думаю, именно этим он запомнился читателю.

Островский биография

Местом рождения великого русского писателя Александра Николаевича Островского является одна из тихих улиц Замоскворечья — Малая Ордынка. Родился в 1823 году в семье священника – Николая Федоровича. Несмотря на раннюю смерть матери, все четверо детей были всегда окружены лаской и вниманием. В этом им помогла новая супруга отца – Эмили Андреевне, которая стала детям лучшим другом и помощником в воспитании и обучении.

Дворянская семья не знала, что такое безденежье. Поэтому были созданы все условия для того, что дети получали хорошие знания. Несмотря на тягу к чтению книг, сочинительству, Александр не мог ослушаться своего отца. Вместо того, чтобы с ранних лет серьезно заняться писательской деятельностью, он должен был исполнить желание отца – связать судьбу с юридической деятельностью. Поэтому после окончания обучения в Московской губернской гимназии юноша некоторое время посвятил пополнению багажа знаний на юридическом факультете университета в Москве. Последующие годы молодого человека были связаны с пребыванием на канцелярской службе, деятельностью в судебных заведениях.

Параллельно с работой он начал заниматься тем, что волновало и радовало его душу – создавать литературные произведения. Однако за их вымышленными образами скрывались не вымышленные герои. Одна за одной в адрес государя поступали жалобы, связанные с критикой произведений начинающего писателя, где он высмеивал смело пороки чиновников. Прежде всего, это коснулось пьесы «Свои люди, сочтемся!», из-за которой автору было запрещено заниматься литературной деятельностью. Только через несколько лет Островский вернулся к прежнему занятию. Новые пьесы становятся доступны для зрителя, так начинаются постановки в театрах.

С 1856 года участвует в известном журнале «Современник». Параллельно с этим занимается исследованием географических объектов, в том числе реки Волги. 1860 год – год издания пьесы «Гроза». Среди гостей его дома были известные личности: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и многие другие.

В 1863 году Александр Николаевич был удостоен Уваровской премии. Он является основателем Артистического кружка, в котором все время уделял работе с артистами. В театральной сфере он был незаменим, занимая должность начальника театрального училища.

В личной жизни Островского ожидало немало разочарований. Взаимной любви с Любовью Косицкой, с которой писатель прожил периодически встречаясь, не суждено было вылиться в семейное счастье. Это было связано с тем, что оба влюбленных были в браке. Бахметьева Мария, ставшая впоследствии его супругой, родила шестерых детей и оберегала покой супруга до самой его смерти.

Театральное искусство, необыкновенно быстрый ритм жизни, круглосуточная работа отняли у него много сил. Здоровье Александра Николаевича Островского было подорвано из-за стремления заработать деньги, которых было недостаточно. Писатель много средств расходовал ради театральной деятельности. Все это достигалось в ущерб здоровью.

1886 год – дата смерти А. Н. Островского. Печальное событие пришло из костромского имения Щелыково. После его смерти государь проявил внимание к семье, позаботившись о каждом ее члене в финансовом плане.

На сегодняшний день известно об экранизации 40 произведений великого драматурга. Развитие русского театра тесным образом связано с именем А. Н. Островского, который более сорока лет посвятил литературной деятельности, в том числе руководству репертуарной частью театра. Его имя известно во всем мире как мастера слова, великого писателя, чьи произведения бессмертны.

10 класс самое главное

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Биография Островского А. Н. краткое содержание

 

Александр Николаевич Островский — писатель, драматург и человек, чье творчество стало важнейшим этапом в развитии русского национального театра. Александр Николаевич родился 31 марта 1823 года, его отцом был чиновник-юрист, а мать родом из низшего духовенства. Родился он и вырос в Москве, в детстве он проживал в Замоскворечье, а учился он пять лет в Первой Московской Гимназии, позже три года в Московском университете на юридическом факультете, и в 1843 году он бросил университет. С этого года и по 1851 год он служит в московских судах, первое произведение было написано непосредственно под влиянием этой работы, этим произведением стали «Записки замоскворецкого жителя», написанные в 1847году. Этот же год стал стартом и его драматического направление, было написано первое произведение «Семейная картина», которая изначально называлась «Картина семейного счастья». Немного позже, через три года им была опубликована комедия «Банкрут», позже она назвалась «Свои люди – сочтемся!», именно это произведение открыла Островского как писателя для таких известных личностей, как Николай Васильевич Гоголь, Иван Александрович Гончаров, Тимофей Николаевич Грановский и другие. Но эта комедия так же наделала немало шума, в следствии чего Островский был отдан под надзор полиции.

Островский высмеивал в своих произведениях купечество, их быт, поведение. В 1851 году им было написано произведение «Бедная невеста», в котором он красочно описал чиновничий быт. В это время он активно работает и как писатель и как редактор в журнале «Москвитянин». Там была создана некая «молодая редакция», в которую входил и Александр Николаевич, это сообщество крепко дружило и вне работы. В 1852 году Островский пишет пьесу «Не в свои сани не садись», в 1853 году «Бедность не порок», а в 1854году «Не так живи, как хочется». В произведениях Островского прослеживается перемена его отношения к купечеству.
Начиная с последних написанных островским произведений, его драматургические способности растут, и в течении последующих трех десятилетий в московском Малом и петербургском Александринском театрах каждый сезон ставили новую его пьесу.

В журнале «Современник» Островский работает с 1856 года. С 1851 году его отношение к купечеству, его стиль критики в произведениях становится прежним.  В 1855году было написано произведение «В чужом пиру похмелье». Именно в этой комедии впервые Островский использовал слово «самодур», которое закрепилось в творчестве Александра Николаевича надолго.

В 1856 году была написана комедия «Доходное место», которая демонстрировала взятнечиство чиновников, через два года была написана пьеса «Воспитанница». А на следующий год была написана драма «Гроза». Это произведение стало культовым. В нем описываются аспекты грубости, ханжество, власти богатых и «старших» в провинциальном городке. В 60годах он каждый год пишет по одной бытовой комедии или драме. 1863 год – «Тяжелые дни», 1864 год – «Шутники», 1865 год – «Пучина».  Параллельно выходят и исторические пьесы: 1861год – «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1864 год – «Воевода», 1866 год – «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», а также произведение «Тушино».

Новое дыхание, касающееся сатирических комедий ознаменовалось выходом в 1868 году произведения «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», в 1869 году произведения «Бешеные деньги», в 1870 году – «Лес», а в 1875 году «Волки и овцы». В начале 1870 годов были написаны пьеса «Трудовой хлеб» и сказка «Снегурочка».

Последние годы творчества стали значимыми для его биографии, так как он написал немало знаменитых на сегодняшний день произведений. «Бесприданница» 1878 год, «Последняя жертва» тогда же, «Таланты и поклонники» 1882 год. Пьесы Островского сделали огромный вклад в развитие русской сцены. Его драматургия дала многим людям понимание человека. Александр Николаевич прожил интересную жизнь, которая принесла пользу многим. Драматург умер в 1886 году 2 июня.

kratkiy-pereskaz.ru

Краткая биография Александра Островского для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Главная>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Александра Островского

Александр Островский – величайший русский драматург XIX века, чье творчество оказало большое влияние на развитие русского театра. Александр Николаевич Островский являлся также почетным членом Петербургской АН. Писатель родился 12 апреля 1823 года в Москве в семье уважаемого дворянина. Детство Александра проходило в основном в Замоскворечье. Он рано пристрастился к книгам, так как отец владел большой библиотекой.

Окончив гимназию, мальчик по настоянию отца поступил в Московский университет на юридический факультет. Однако учебу не удалось довести до конца, так как Островский повздорил с одним из университетских преподавателей. Так, с 1843 по 1851 год он стал работать писцом в московских судах. В этот же период писатель начал работать над своей первой пьесой «Несостоятельный должник», которая была позже переименована в «Свои люди – сочтемся!».

Именно эта комедия и принесла Островскому литературную известность. Далее, одна за другой появлялись пьесы «Доходное место», «Гроза», «Бешеные деньги», «Бесприданница» и многие другие. Всего Островским было написано около 50 пьес. Помимо этого он переводил работы Теренция, Сервантеса, Шекспира и других западных писателей. Драматургия писателя сыграла решающую роль в становления русского сценического искусства.

В 1865 году им был основан артистический кружок в Москве, а через пять лет по его инициативе появилось Общество русских драматургов, которым он руководил до конца своих дней. В 1886 году писатель был назначен заведующим репертуаров московских театров. Однако здоровье Островского уже было слабым и 14 июня того же года он скончался в своем имении в Костромской губернии.

см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов

Краткое содержание Бедность не порок, Островский

Краткое содержание Бесприданница, Островский

Краткое содержание Гроза, Островский

www.sdamna5.ru

Биография Островского, краткая но содержательная

Островский Александр Николаевич, русский писатель, непревзойденный мастер театральной драматургии, рожден 31 марта 1823 года в Москве. Биография Островского краткая, но содержательная. Драматург является основоположником русского национального репертуара. Свое творчество он делил на две составляющие: психологические драмы и остросатирические комедии. Персонажи Островского представляли все многослойное общество России 19-го века, начиная от богатых купцов, у которых жажда наживы была главной и единственной страстью в жизни, и заканчивая маленькими людьми: слугами, содержанками, нищими странниками.

Первая комедия

В сорок лет Островский Александр Николаевич, краткая биография которого содержит всего несколько страниц, был избран член-корреспондентом Академии Наук Петербурга. Это высокое звание никак не влияло на творчество драматурга, он науки не касался. Всю свою жизнь писатель посвятил русскому театральному искусству, начиная с 1847 года Островский писал пьесы и комедии, которые пользовались неизменным успехом у столичной публики. Первая комедия «Семейная картина» была прочитана узкому кругу единомышленников и безоговорочно ими одобрена. Таким образом, биография Островского, краткая по сути, отмечает начало творчества писателя.

Вехи творчества

В 1849 году на театральной сцене была поставлена комедия «Свои люди — сочтемся» о банкротстве преуспевающего купца, с многочисленными коллизиями, предательством членов семьи, алчностью, проявлением низменных человеческих инстинктов и множеством других нелицеприятных событий. Затем были написаны пьесы : «Бедность не порок» и «Не в свои сани не садись», в которых драматург пытался представить русское общество не чуждым благородства, обладающим поэтическими устремлениями.

Журналистика

Кроме драматургии А. Н. Островский (биография краткая отражает не все перемены в его жизни) тяготел к журналистике, и в 1850 году он стал сотрудником «Москвитянина», известного журнала, основная масса читателей которого состояла из простых людей, земледельцев, мелких служащих и домохозяек. Александр Николаевич вознамерился раскрыть на страницах журнала жизнь патриархального купечества, однако редакционная коллегия издания не приветствовала критический подход писателя, начались споры, конфликты. В конце концов Островский покинул «Москвитянин».

«Гроза» — шедевр драматургии

Следующим изданием, в котором решил попытать счастья писатель, был петербургский журнал «Современник», которым руководил Н. А. Некрасов, искренне считавший Островского самым выдающимся драматургом современности. И в 1859 году увидел свет первый сборник сочинений Александра Николаевича. Биография Островского краткая, но все же в ней обозначены основные вехи творчества. Тогда же была написана «Гроза» — первое значительное произведение автора в жанре трагедии, беспрецедентное по силе повествования, раскрывающее конфликт между двумя женщинами: Катериной и ее свекровью Марфой Игнатьевной. Потрясающий драматизм «Грозы», медленное продвижение Катерины к самоубийству, ее попытки сделать выбор между любовью и традиционным укладом жизни заставляют театрального зрителя глубоко сопереживать и сочувствовать несчастной женщине.

Биография Островского краткая, но она содержит еще несколько страниц из жизни знаменитого драматурга, о которых мы поговорим в другой статье.

fb.ru

Очерк жизни и творчества А.Н. Островского

Тема урока: Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии писателя.

Тип урока: урок-лекция

Цели:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга

  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути

  • рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

УМК: Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011.

Оборудование: учебник, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Содержание этапов урока

ХОД УРОКА

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.

А. Р. Кугель

І. Организационный момент

II. Начальный этап урока, сообщение темы, постановка целей урока

— Открываем тетради, пишем число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока «Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии писателя». Ребята, какова цель нашего урока? Подумайте хорошо, какую цель вы хотите реализовать на уроке, мы вернемся к ним в конце урока.

III. Проверка домашнего задания

IV. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского  университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

2. Лекция учителя

1). ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО

1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.

В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.

Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди – сочтемся!».

Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль»,  «Горе  от  ума»,  «Ревизор».  На  «Банкроте»  я  поставил  нумер четвертый».

1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.

1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».

1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов… Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.

Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.

Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».

2). А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70–80-е ГОДЫ

Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал  запоминающиеся  фигуры  купцов,  крутых  нравом,  но  совестливых.

Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.

Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».

1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».

Высокую  оценку  драматургической  деятельности  Островского  дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».

V. Подведение итогов урока

1. Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?

2. Сколько этапов выделяется в творчестве Островского?

VI. Домашнее задание

1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).

4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *