Жизнь и творчество гончарова а и: Биография Гончарова кратко – самое главное и интересные факты из жизни и творчества Иван Александровича

«Жизнь и творчество Ивана Гончарова» | МБУК «Гуманитарный центр

Книжная выставка к 205-летию со дня рождения Ивана Александровича Гончарова.

Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в небогатой купеческой семье. Предки писателя были военными: прадед – Иван Лаврентьевич – происходил из «солдатских детей» и сам служил, его дед – Иван Иванович – дослужился до капитанского чина и в 1759 году вернулся из-под Оренбурга на жительство в Симбирск.

Отец Гончарова – Александр Иванович – был купцом 3-й гильдии, занимался хлеботорговлей и имел небольшой свечной завод. Писатель своего отца практически не помнил: тот умер, когда мальчику было всего 7 лет.

Воспитанием четверых детей Гончаровых занималась мать Авдотья Матвеевна (урожд. Шахторина). В письмах, в очерке «На родине» Гончаров всегда вспоминал о матери с чувством благоговения. Всю жизнь писатель был благодарен матери за любовь и заботу, которыми она согрела его детство, и за разумную, строгую требовательность, в которой Гончаров видел основу нравственного воспитания. Чувство долга, серьёзное, вдумчивое отношение к жизни, трудолюбие, стойкость – все эти качества, свойственные многим русским женщинам, составляли суть характера Авдотьи Матвеевны. Эти качества она старалась воспитать в своих детях. «Можно сказать, что прочную основу нравственного воспитания, – писал Гончаров позже, – заложила в нас эта умная, заботливая, любящая мать! Зато она во всю нашу жизнь и до конца своей была для нас нравственным авторитетом».

Особое влияние на формирование личности Гончарова оказал его крёстный отец, симбирский дворянин Николай Николаевич Трегубов. В очерке-воспоминаниях «На родине» И. А. Гончаров вывел Н. Н. Трегубова под фамилией Якубов. «Это был чистый самородок честности, чести, благородства … с добрым, тёплым сердцем», – пишет Иван Александрович.

Образование Гончаров получил в Москве, вначале в Императорском коммерческом училище, а затем в университете.

Весной 1835 года молодой Гончаров, окончивший к этому времени словесное отделение Московского университета и проработавший год в канцелярии симбирского губернатора, решает уехать в Петербург. Наверное, так же, как и Александр Адуев – герой его будущего романа «Обыкновенная история» – он мечтал о «карьере, счастье, фортуне». Только в отличие от героя романа мечта Ивана Гончарова имела чёткий характер – его самым заветным желанием было стать профессиональным литератором.

Две трети своей долгой жизни Гончаров прожил в Петербурге, там протекала его служебная и литературная деятельность. Жизнь складывалась так, что почти тридцать лет он должен был отдать службе, жалованье многие годы было единственным источником его существования. Позже, в одном из писем Иван Александрович с горечью признавался: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить…» Около 20 лет Гончаров был чиновником Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов, наблюдал и осмысливал многие экономические процессы, происходившие в России и Европе. В 1852-1855 гг. он принимал участие в дипломатической миссии адмирала Е. В. Путятина в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. В составе миссии Гончаров путешествует на фрегате «Паллада» (Англия – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – Азия – Тихий океан – Япония – Дальний Восток и Сибирь), о чём рассказывает в своей книге «Фрегат «Паллада»» (1858). Как чиновник И.А.Гончаров дослужился до чина Действительного Статского Советника, был членом Государственного Совета по делам печати. Именно такая многогранность жизни и личности Гончарова позволила ему в своём творчестве выразить позицию той части русского общества, которая несла в себе созидающую роль, направленную на сохранение связи времён, здоровый прогресс России.

Только в тридцать пять лет осуществилась мечта Гончарова – в №№ 3 и 4 журнала «Современник» за 1847 год он опубликовал свой первый роман «Обыкновенная история». После публикации этого романа Иван Гончаров занял в русской литературе, по словам В. Г. Белинского, «одно из самых видных мест». А Л. Н. Толстой так отозвался о гончаровском романе: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Роман «Обломов» стал самым знаменитым романом Гончарова. Главного героя этого романа знают во всём мире и ставят в один ряд с образами Гамлета, Фауста, Дон-Кихота. Опубликованный в 1859 году, «Обломов» был восторженно встречен читателями и русской критикой. В откликах известных литераторов того времени (И. С. Тургенева, В. П. Боткина, Л. Н. Толстого) повторялся один и тот же эпитет: «Обломов» – «вещь капитальная». «Обломов» и «обломовщина» – эти слова быстро стали нарицательными. Слово «обломовщина» Василий Даль включил в свой знаменитый словарь с пометой «усвоено из повести Гончарова».

Над задуманным в Симбирске летом 1849 года романом «Обрыв» Гончаров проработал в общей сложности двадцать лет. Писатель сознавал, что это его последнее крупное произведение. Этот роман был очень дорог ему: «…любимое дитя моего сердца и моей фантазии», – писал он об «Обрыве». Роман получился многоплановым и многосюжетным, в нём автор стремился выразить своё понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России и надежды на её будущее. В июне 1868 года, работая над четвёртой частью романа, Гончаров писал о своём труде: «Невольно, бессознательно высказалась там и объяснилась и мне самому – и любовь к людям, и к России…»

Ярким событием в жизни писателя стало плавание на фрегате «Паллада» к берегам Японии. Мечта о кругосветном путешествии зародилась у Гончарова в детстве под впечатлением рассказов крёстного Н.Н.Трегубова о морских походах и сражениях на Чёрном море, участником которых он был. В сорок лет судьба дала шанс осуществить эту мечту. Вице-адмирал Е.В.Путятин, возглавлявший дипломатическую миссию, искал для неё секретаря, причём человека, «который бы хорошо писал по-русски, желательно литератора». Среди русских писателей не нашлось охотника отправиться навстречу опасностям долгого и тяжёлого плавания. Иван Александрович узнал о предложении Путятина случайно и сразу начал хлопотать о назначении.

Десять месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию. Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, которого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь».

Книга очерков И.А.Гончарова «Фрегат «Паллада»» до сегодняшнего дня считается эталоном в жанре путешествий в мировой литературе. Бесспорно, сам автор дорожил этой книгой. В 1879 году, когда после литературного чтения на петербургских Высших женских педагогических курсах среди курсисток зашла речь о романе «Обрыв», писатель вмешался в разговор со следующими словами: «Я бы вам рекомендовал моё любимое произведение, которое мне никогда не надоедает … Читайте «Фрегат «Палладу»»!»

Жизненный путь писателя завершился 15 сентября 1891 г. на восьмидесятом году жизни. По завещанию его похоронили на Новоникольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1956 г. прах Гончарова был перенесён на «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Материалы сайта: http://www.ivan-goncharov.ru/goncharov-bio.shtml

Гончаров. Жизнь и творчество. | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Автор: И. А. Гончаров
  • Произведение: Творчество Гончарова
  • Это сочинение списано 21 873 раз

К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др.

В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. А. ГОНЧАРОВА

Иван Александрович Гончаров родился 6 июня Детство 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск). Симбирск был в то время маленьким губернским городком, быт которого носил ещё прочный отпечаток патриархальной старины. Сонные улицы города с их дворянскими и купеческими особняками, густая тень симбирских садов, широкое раздолье волжских вод, открывавшееся с высокого обрывистого берега Волги,- вот картины, окружавшие в детстве будущего бытописателя провинциальной патриархальной России.

Быт семьи Гончаровых носил двойственный — полукупеческий, полудворянский — характер. Гончаровы вели торговлю хлебом. Между тем дед писателя, дослужившийся из полковых писарей до чина капитана, получил дворянское звание и внёс в исконный купеческий уклад своей семьи отпечаток другой культуры. Поэтому дом Гончаровых с его барской обстановкой и обилием слуг, окружённый садом, людскими, конюшнями, сараями, амбарами и птичниками, напоминал скорее дворянскую усадьбу, чем купеческое владение.

Отец Гончарова умер, когда мальчику было семь лет. Торговые дела семьи продолжала вести мать, умная и энергичная женщина, а заботы о воспитании четверых детей — двух мальчиков и двух девочек — взял на себя Н. Н. Трегубов, помещик, отставной моряк, поселившийся в доме Гончаровых.

По настоянию Трегубова Гончаров был отдан для обучения в частный дворянский пансион. В этом пансионе он получил первоначальное знание иностранных языков и познакомился со многими русскими и иностранными классиками.

В 1822 г. Гончаров был отправлен для продолжения образования в Москву, в коммерческое училище. О восьми годах, проведённых в этом училище, Гончаров вспоминал позже с горечью.

Единственным светлым воспоминанием этих лет он считал знакомство со стихотворениями Пушкина, в 20-х годах властно покорившего русское общество обаянием своего гения.

В 1830 г. Гончаров вышел из коммерческого училища, не окончив его, а в 1831 г. поступил на словесное отделение Московского университета.

Годы, проведенные им на студенческой скамье, были памятными в истории университета. В это время в нём учились Белинский, Герцен, Станкевич, Лермонтов, Огарёв. Это была молодёжь, которую не могла сломить реакция, наступившая в стране после недавнего разгрома декабристов.

Гончаров не принадлежал по своим настроениям к этой передовой группе, студентов и не примкнул ни к кружку Герцена, ни к кружку Станкевича. Однако о роли университета в его духовном развитии Гончаров всегда вспоминал с благодарностью.

Герцен впоследствии писал: «Московский университет своё дело делал; профессора, способствовавшие своими лекциями развитию Лермонтова, Белинского, И. Тургенева, Кавелинч, Пиро-гова, могут спокойно играть в бостон и ещё спокойнее лежать под землёй» («Былое и думы»). К числу таких профессоров университета эпохи Гончарова следует прежде всего отнести Н. И. Надеждипа.

В студенческой жизни Гончарова произошло событие, оставившее неизгладимый след в его памяти. Это — посещение университета Пушкиным. А. С. Пушкин посетил Московский университет в сентябре 1832 г. Гончаров воочию увидел любимого поэта, увлечённого спором с профессором истории М. Т. Каченовским. Речь шла о подлинности «Слоза о полку Игорезе». «Не умею выразить, как велико было наше наслаждение — видеть и слышать нашего кумира»,- писал потом Гончаров в своих воспоминаниях Ъб университете. Это восторженное отношение к великому поэту Гончаров сохранил на всю жизнь. Несколько позже, в начале 1837 г., когда по Петербургу разнеслась весть1 о трагической гибели Пушкина, Гончаров, служивший чиновником, заплакал в коридоре департамента, переживая смерть поэта как утрату самого дорогого человека, как тяжкое личное горе.

Служба

Университетский курс продолжался в то время три года. В 1834 г. Гончаров окончил Московский университет и уехал в родной Симбирск. Здесь он поступил на службу в качестве чиновника особых поручений при симбирском губернаторе, но через несколько месяцев переехал в Петербург на должность переводчика в министерстве финансов. Так начался долгий период служебной деятельности Гончарова.

В Петербурге он вскоре близко познакомился с семейством художника Н. А. Майкова, детям которого — Аполлону (будущему поэту) и Валериану (будущему критику) — он давал уроки латинского языка и литературы. Семья Майковых с её художественными интересами была своеобразным литературным салоном. Она издавала даже свои литературные рукописные журналы и альманахи. 3 альманахах «Подснежник» и «Лунные ночи» Гончаров поместил повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка».

Повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» были только первыми литературными опытами литературной деятельности будущего писателя, которым он и сам не придавал серьёзного значения. К первому крупному произведению Гончаров приступил только в 1844 г. Это был роман «Обыкновенная история». Роман появился в журнале Некрасова «Современник» в 1847 г. и сразу обратил на себя общее внимание.

В. Г. Белинский в письме к В. П. Боткину сообщал: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный! Все мнения слились в её пользу». В год появления «Обыкновенной истории» Гончарову было тридцать пять лет. Первый его роман был произведением уже вполне созревшего таланта.

Консервативный или квир-дружественный? Русский писатель переоценил

Пн, 20.12.2021

ЛОУРЕНС. В новой главе книги два исследователя из Канзасского университета оспаривают представление о том, что Иван Гончаров был самым консервативным русским писателем своего времени. Скорее, утверждают они, обращение Гончарова с нигилистическим персонажем в его романе 1869 года «Обрыв» свидетельствует об определенной симпатии к «странному» подходу к «нормальной» семейной жизни.

Дело не в том, что персонаж Марк Волохов гомосексуален. Скорее, это его наплевательское отношение к типичным для того времени гендерным ролям, наряду с любой другой социальной нормой.

Ани Кокобобо, доцент и заведующая кафедрой славянских и евразийских языков и литературы Канзасского университета, и Девин Калли Макфадден, докторант и аспирант кафедры, входят в число международных ученых, собравшихся вместе, чтобы пересмотреть жизнь Гончарова. и работать через критическую линзу 21

-го -го века. Кокобобо и Макфадден совместно написали главу «Квир-нигилист — квир-время, социальный отказ и гетеронормативность в гончаровской «Обрыве»» в новой книге «Гончаров в 21 9 году».0011 st Century» (Academic Studies Press, 2021), под редакцией Ингрид Клеспиес и Людмилы Партс.

Кокобобо, которая ранее писала о Гончарове, была приглашена для участия в проекте и охотно привлекла свою коллегу в качестве соавтора.

«Моя диссертация охватывает квир-литературу с 1880-х по 1930-е годы, — сказал Макфадден, — и это было немного раньше, так что это помогло мне расширить мои исследования, так что я получил полный спектр истории квир-литературы России. ».

Макфадден и Кокобобо пишут, что в течение 20 лет, когда Гончаров работал над своим magnum opus, Россия находилась в эпицентре дореволюционного задора, включавшего столкновение нигилистической и материалистической идеологий. В этом контексте автор, который какое-то время работал царским цензором, обычно рассматривается как антинигилист и политический консерватор.

Но исследователи КУ утверждают, что Гончаров сделал нигилистического персонажа Марка весьма привлекательным, а нормативных — непривлекательным. И имейте в виду, это не поджигатели-вымогатели-нигилисты 19-го века.98 фильм «Большой Лебовски».

«Русские нигилисты того времени не обязательно являются типичными ницшеанцами, о которых мы думаем, потому что они на 10 или 20 лет старше Ницше, и поэтому эти нигилисты были более позитивными и продуктивными», — сказал Макфадден.

— Нигилизм — это не вера ни во что, — сказал Кокобобо. «Это своего рода приверженность объективному мышлению и науке как способу познания мира. Научное рассуждение в России во многом рассматривалось как форма нигилизма, потому что оно не основано на вере. У Гончарова это может быть и убеждение в том, что нужно разрушить все существующие цивилизационные модели и образы мышления, чтобы достичь любой будущей истины».

По словам Кокобобо, в России было много пересекающихся направлений и слоев нигилистической мысли, причем некоторые, такие как Михаил Бакунин , также смешались с анархизмом.

«Они были очень сосредоточены на творческом потенциале разрушения», — сказала она. «И еще есть то, как думает об этом «Большой Лебовски», а именно, что эти люди ни во что не верят. Они просто сосредоточены на себе, и это истинный нигилизм. А еще есть еще более истинный нигилизм, который на самом деле есть вера в ничто; пустота. Так что это многослойный, глубоко нагруженный термин — нестабильная почва идеологий — на которой мы располагаем нашу исследовательскую статью».

Тем не менее, авторы уверены, что у них свежий взгляд на Гончарова.

«Многие считают его, пожалуй, самым консервативным из русских писателей, — сказал Кокобобо. «Таким образом, его намерение здесь состоит в том, чтобы немного подшутить над русскими нигилистами. Но это также более сложно. Я думаю, что он вольно или невольно использует какие-то прогрессивные стратегии».

Макфадден сказал, что «сексуальная ориентация персонажа Марка определенно гетеросексуальна — в этом нет никаких сомнений».

«Но его идеология, его отношение к миру очень странные по своей природе», — сказал Макфадден. «Мы можем сказать, что это хорошо подходит для квир-объектива, в том смысле, что он разрушает. Он против традиционной идеи брака — что вы можете любить одного человека до конца своей жизни. Он считает, что любовь подобна естественному сила и что-то, что вы не можете сдержать. Поэтому он категорически против этого традиционного понимания, что это один мужчина и одна женщина во веки веков».

В какой-то момент, по словам Макфаддена, Марк носит женскую ночную рубашку и даже становится немного гендерно-жидким.

«Он будет просто продвигать эти социальные нормы и постоянно их нарушать», — сказал Макфадден. , для которого Вера в конечном итоге соглашается из прагматизма, а не из страсти. Она отмечает, что русские авторы этого периода часто использовали сексуальные нравы как метафоры для табуированных политических тем.

некоторые действительно интересные философии и идеи в уста этого нигилистического персонажа, который не так проблематичен, как мы думаем, — сказал Кокобобо, — если подумать о том, как долго он работал над этим романом и насколько это было важно для него, может быть, есть нечто большее. этому автору — и, возможно, есть нечто большее, что имеет отношение к нашему современному периоду, — чем мы, ученые, традиционно приписываем ему».

Изображение : Портрет писателя Ивана Гончарова. Предоставлено: Иван Крамской, около 1874 г. / Wikimedia Commons

Канзасский университет является крупным комплексным исследовательским и учебным университетом. Миссия университета заключается в том, чтобы поднимать студентов и общество, обучая лидеров, создавая здоровые сообщества и делая открытия которые меняют мир. Служба новостей КУ является центральным отделом по связям с общественностью кампуса Лоуренса.

[email protected] | 1450 Jayhawk Blvd., Suite 37, Lawrence, KS 66045

Бесплатная доставка по всему миру на все книги из Книгохранилища

«Редакция этого привлекательного тома подчеркивает свое желание дистанцировать изучение Ивана Гончарова от «традиционного психологического, фрейдистского подхода» (стр. XIV), избегая при этом «бесспорного доминирования Обломова» (там же) в творчестве автора. Похвальные, но сложные цели… «Гончаров в двадцать первом веке» заслуживает похвалы за его честолюбие и работу по контекстуализации и расширению. Он пробуждает читателей Гончарова от удобного дивана традиции, на котором, в нашем халате, одетые в праздность, мы могли бы предпочесть утихнуть «.

— Джеймс Вомак, Кембриджский университет, Modern Language Review (том 118, № 1)

«Гончаров в двадцать первом веке» — это столь необходимая переоценка этого классического русского писателя и наше понимание его места в канон, объединяющий работы российских и западных ученых, позволяет нам увидеть Гончарова через различные современные теоретические линзы (такие как квир-теория и постколониальные исследования), а также проливает новый свет на исторический момент писателя и то, как он сформировал его карьеру. (например, во взаимодействии между искусством Гончарова и его работой в качестве государственного служащего и цензора).

Сборник обещает открыть значительные возможности для исследований нового поколения международных ученых в отношении этой ключевой фигуры».

-Энн Лаунсбери, заведующая кафедрой, профессор русского и славистики Нью-Йоркского университета

«Этот том объединяет международную группу выдающихся ученых для изучения творчества Ивана Гончарова с широкого спектра современных методологических точек зрения. Жанровая критика , постколониальная и квир-теория, теории беллетристики, литературно-институциональный и философский подходы — все это блестяще представлено в приложении к творчеству одного из самых интригующих литературных деятелей эпохи русского реализма. не только как романист, но и как государственный служащий, цензор, автор путевых заметок, мемуарист, литературный критик Книга дает нам Гончарова как автора, который продолжает провоцировать методологические вопросы и открывать новые области критического исследования .»

-Илья Клигер, доцент кафедры русских и славистических исследований, Нью-Йоркский университет

«Эта важная книга, посвященная новым подходам к Гончарову, значительно переосмысливает его жизнь, работу и мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *