Жизнь и творчество ахматовой: Краткая биография Ахматовой и интересные факты творчество Анны Андреевны

Биография Анны Ахматовой: жизнь и творчество

Жизнь Анны Ахматовой не менее интересна и насыщенна, чем ее творчество. Женщина пережила революцию, гражданскую войну, политические преследования и репрессии. Она же стояла у истоков модернизма в России, став представительницей новаторского течения «акмеизм». Именно поэтому история этой поэтессы так важна для понимания ее стихов.

Содержание:

  • 1 Происхождение и становление
  • 2 История успеха
  • 3 Творчество
    • 3.1 Первые стихи
    • 3.2 Сборники стихов и циклы
  • 4 Личная жизнь
    • 4.1 Семья
    • 4.2 Другие романы
    • 4.3 Характеристика Ахматовой
  • 5 Интересные факты
  • 6 Жизнь в СССР
  • 7 Смерть
  • 8 Места Анны Ахматовой

Происхождение и становление

Родилась будущая поэтесса в Одессе в 1889 году. Настоящая фамилия Анны Андреевны – Горенко, и уже впоследствии, после первого брака, она изменила её. Мать Анны Ахматовой — Инна Стогова, была потомственной дворянкой и имела большое состояние. Именно от матери Анна унаследовала своевольный и сильный характер. Ахматова получила первое образование в Мариинской женской гимназии в Царском Селе. Затем будущая поэтесса обучалась в Киевской гимназии и окончила Киевские высшие учебные курсы.

Родители Ахматовой были интеллигентными людьми, но не без предрассудков. Известно, что отец поэтессы запретил ей подписывать стихи своей фамилией. Он считал, что ее увлечение навлечет позор на их род. Разрыв между поколениями был очень ощутим, ведь в Россию пришли новые веяния из-за границы, где в искусстве, культуре, межличностных отношениях началась эпоха реформации. Поэтому Анна полагала, что писать стихи – это нормально, а семья Ахматовой категорически не принимала занятие дочери.

История успеха

Анна Ахматова прожила долгую и нелёгкую жизнь, прошла тернистый творческий путь. Многие окружающие её близкие и родные люди стали жертвами советского режима, а из-за этого, безусловно, страдала и сам поэтесса. В разное время ее сочинения были запрещены для печати, что не могло не отражаться на состоянии автора. Годы ее творчества пришлись на период, когда произошло разделение поэтов на несколько течений. Ей подошло направление «акмеизм» (подробнее о направлении). Своеобразие этого течения заключалось  том, что поэтический мир Ахматовой был устроен просто и понятно, без отвлеченных и абстрактных образов-символов, присущих символизму. Она не насыщала свои стихи философией и мистикой, в них не было место помпезности и зауми. Благодаря этому ее понимали и любили читатели, уставшие ломать голову над содержанием стихотворений. Она писала о чувствах, событиях и людях по-женски мягко и эмоционально, открыто и веско.

Судьба Ахматовой привела ее в кружок акмеистов, где она встретила первого мужа – Н. С. Гумилева. Он был родоначальником нового течения, человеком знатным и авторитетным. Его творчество вдохновило поэтессу на создание акмеизма на женском наречии. Именно в рамках петербуржского кружка «Вечера Случевского» состоялись ее дебюты, и публика, прохладно отнесшаяся к творчеству Гумилева, восторженно приняла его даму сердца. Она была «стихийно талантлива», как писали критики тех лет.

Анна Андреевна входила в «Цех поэтов», поэтическую мастерскую Н. С. Гумилева. Там она познакомилась с самыми известными представителями литературной элиты и вошла в ее состав.

Творчество

В творчестве Анны Ахматовой можно выделить два периода, границей между которыми стала Великая Отечественная война. Так, в любовном стихотворении «Небывалая осень» (1913 год) она пишет о покое и о нежности встречи с любимым человеком. Данное произведение отражает веху спокойствия и мудрости в поэзии Ахматовой. В 1935-1940 гг. она работала над поэмой, состоящей из 14 стихотворений — «Реквием». Данный цикл стал своеобразной реакцией поэтессы на семейные потрясения – уход из дома мужа и любимого сына. Уже во второй половине творчества, в начале Великой Отечественной войны, были написаны такие сильные гражданские стихотворения как  «Мужество» и «Клятва». Особенности ахматовского лиризма заключаются в том, что поэтесса в своих стихотворениях рассказывает историю, в них всегда можно заметить некое повествование.

Темы и мотивы лирики Ахматовой также разнятся. Начиная творческий путь, автор говорит о любви, теме поэта и поэзии, признании в обществе, межличностных отношениях между полами и поколениями. Она тонко чувствует природу и мир вещей, в ее описаниях каждый предмет или явление обретает индивидуальные черты. Позже Анна Андреевна сталкивается с небывалыми трудностями: революция сметает все на своем пути. В ее стихах появляются новые образы: времени, революции, новой власти, войны. Она расстается с мужем, впоследствии его осудили на расстрел, а их общий сын всю жизнь мотается по тюрьмам из-за своего происхождения. Тогда автор начинает писать о материнском и женском горе. В преддверии Великой Отечественной войны поэзия Ахматовой приобретает гражданственность и патриотический накал.

Сама лирическая героиня не меняется с годами. Конечно, горе и потери оставили рубцы на ее душе, женщина со временем пишет еще более пронзительно и жестко. Первые чувства и впечатления сменяются зрелыми размышлениями о судьбах отечества в непростые для него времена.

Первые стихи

Как и многие великие поэты, Анна Ахматова написала своё первое стихотворение в 11 лет. Со временем у поэтессы появился свой неповторимый поэтический стиль. Одна из самых известных ахматовских деталей, появляющаяся в стихотворении «Песня последней встречи» — правая и левая рука и перепутанная перчатка. Данное стихотворение Ахматова написала в 1911 году, в возрасте 22 лет. В данном стихотворении чётко видна работа деталей.

Ранняя лирика Ахматовой является частью золотого фонда русской классики, посвященной отношениям мужчины и женщины. Особенно ценно, что читатель наконец-то увидел женский взгляд на любовь, до конца 19 века в России не было поэтесс. Впервые поднимаются конфликты женского призвания и ее социальной роли в семье и браке.

Сборники стихов и циклы

В 1912 году вышел первый сборник стихов Ахматовой «Вечер». Почти все стихи, вошедшие в этот сборник, были написаны автором в двадцатилетнем возрасте. Затем издаются книги «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI», каждая из которых имеют определенную общую направленность, главную тему и композиционную связь. После событий 1917 года она уже не может так свободно издавать свои работы, революция и гражданская война приводят к образованию диктатуры пролетариата, где потомственная дворянка подвергается нападкам критиков и полному забвению в печати. Последние книги «Тростник» и «Седьмая книга» не были напечатаны отдельно.

Книги Ахматовой не издаются вплоть до перестройки. Во многом это произошло из-за поэмы «Реквием», которая просочилась в зарубежные СМИ и была опубликована за границей. Поэтесса висела на волоске от ареста, и ее спасло лишь признание, что она ничего не знала о публикации работы. Разумеется, ее стихотворения после этого скандала еще долго не могли выйти в свет.

Личная жизнь

Семья

Анна Ахматова была замужем трижды. В браке с Николаем Гумилёвым, первым мужем, она родила своего единственного ребёнка – Льва. Вместе супруги совершили две поездки в Париж, а также путешествовали по Италии. Отношения с первым мужем не были лёгкими, и супруги приняли решение расстаться. Однако, несмотря на это, уже после расставания, когда Н. Гумилёв ушел на войну, Ахматова посвятила ему несколько строк в своих стихотворениях. Между ними продолжала существовать духовная связь.

Сын Ахматовой часто был в разлуке с матерью. В детстве он жил с бабушкой по отцовской линии, мать видел очень редко, и в конфликте между родителями прочно занял позицию отца. Мать он не уважал, говорил с ней отрывисто и резко. Во взрослом возрасте из-за его происхождения он считался неблагонадежным гражданином в новой стране. Он 4 раза получал тюремные сроки и всегда не заслуженно. Поэтому его отношения с матерью нельзя было назвать близкими. Кроме того, она выходила замуж повторно, и сын тяжело воспринимал эту перемену.

Другие романы

Ахматова была также замужем за Владимиром Шилейко и Николаем Пуниным. С В. Шилейко Анна Ахматова пробыла в браке 5 лет, однако они продолжали общаться письмами до самой смерти Владимира.

Третий муж, Николай Пунин, был представителем реакционной интеллигенции, в связи с чем был несколько раз арестован. Благодаря усилиям Ахматовой, Пунин был выпущен после второго ареста. Спустя несколько лет Николай и Анна расстались.

Характеристика Ахматовой

Ещё при жизни Ахматову называли «Дамской декаденствующей  поэтессой». То есть, её лирика характеризовалась крайним индивидуализмом. Говоря о личных качествах, стоит сказать, что Анна Андреевна обладала едким, неженским юмором. Например, при встрече с Цветаевой, поклонницей ее творчества, она очень холодно и желчно беседовала с впечатлительной Мариной Ивановной, чем очень обидела собеседницу. С мужчинами Анна Андреевна тоже с трудом находила взаимопонимание, да и с сыном ее отношения не сложились. Еще женщина была очень подозрительной, везде видела подвох. Ей казалось, что ее невестка – посланный агент властей, который призван следить за ней.

Несмотря на то, что годы жизни Ахматовой пришлись на такие страшные события как Революция 1917 года, Первая и Вторая мировые войны, она не покинула Родину. Лишь во время Великой Отечественной войны поэтесса находилась в эвакуации в Ташкенте. Ахматова негативно и гневно относилась к эмиграции. Она совершенно ясно демонстрировала свою гражданскую позицию, заявляя, что никогда не будет жить и работать за границей. Поэтесса считала, то её место там, где её народ. Свою любовь к Родине она выразила в стихотворениях, которые вошли в сборник «Белая стая». Таким образом, личность Ахматовой была многогранна и богата, как хорошими, так и сомнительными качествами.

Интересные факты

  1. Анна Андреевна не подписывала свои стихи девичьей фамилией Горенко, так как ей запретил отец. Он боялся, что вольнолюбивые сочинения дочери навлекут на семью гнев властей. Именно поэтому она взяла фамилию своей прабабушки.
  2. Интересно также, что Ахматова профессионально изучала творчество Шекспира и Данте и всегда восхищалась их талантами, выполняя переводы иностранной литературы. Именно они и стали ее единственным доходом в СССР.
  3. В 1946 году с резкой критикой творчества Ахматовой выступил партийный деятель Жданов на съезде писателей. Особенности лирики автора были обозначены, как «поэзия взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».
  4. Мать и сын не понимали друг друга. Анна Андреевна сама каялась, что была «плохой матерью». Все детство ее единственный сын провел у бабушки, а мать видел лишь изредка, ведь та не баловала его своим вниманием. Она не хотела отвлекаться от творчества и ненавидела быт. Интересная жизнь в столице захватила ее полностью.
  5. Нужно вспомнить, что Н. С. Гумилев взял даму сердца измором, так как из-за ее многочисленных отказов совершил попытку самоубийства и фактически вынудил ее согласиться пойти с ним под венец. Но после заключения брака выяснилось, что супруги не подходят друг к другу. И муж, и жена начали изменять, ревновать и ссориться, забыв обо всех обетах. Их отношения были полны взаимных упреков и обид.
  6. Сын Ахматовой ненавидел произведение «Реквием», так как считал, что он, выживший во всех испытаниях, не должен получать от матери погребальные строки в свой адрес.
  7. Ахматова умерла в одиночестве, за пять лет до своей кончины она порвала все связи с сыном и его семьей.

Жизнь в СССР

В 1946 году вышло постановление ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Данное постановление, прежде всего, было направлено против Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Она более не могла печататься, а также с ней было опасно общаться. Даже родной сын винил поэтессу в своих арестах.

Ахматова зарабатывала переводами и случайными подработками в журналах. В СССР ее творчество было признанно «далеким от народа», а, следовательно, не нужным. Зато вокруг ее литературной фигуры собирались новые таланты, двери ее дома были открыты для них. Например, известно об ее близкой дружбе с И. Бродским, который с теплом и благодарностью вспоминал их общение в эмиграции.

Смерть

Умерла Анна Ахматова в 1966 году в санатории недалеко от Москвы. Причина смерти поэтессы — серьёзные проблемы с сердцем. Она прожила долгую жизнь, в которой, тем не менее, не нашлось места для крепкой семьи. Она покинула этот мир в одиночестве, и после ее кончины наследство, оставленное сыну, было распродано в пользу государства. Ему, ссыльному, ничего по советским законам не полагалось.

Из ее записок выяснилось, что при жизни она была глубоко несчастным, затравленным человеком. Чтобы убедиться, что ее рукописи никто не читает, она оставляла в них волосок, который всегда находила сдвинутым. Репрессивный режим медленно и верно сводил ее с ума.

Места Анны Ахматовой

Похоронена Ахматова недалеко от Санкт-Петербурга. Тогда, в 1966 году, советские власти боялись роста диссидентского движения, и тело поэтессы быстро переправили из Москвы в Ленинград. На могиле матери Л.Н. Гумилёв установил каменную стену, которая стала символом неразрывной связи сына и матери, особенно в период нахождения Л. Гумилёва в тюрьме. Несмотря на то, что стена недопонимания разделяла их всю жизнь, сын раскаялся с том, что способствовал ее воздвижению, и похоронил ее вместе с матерью.

Музеи А. А. Ахматовой:

  • Санкт-Петербург. Мемориальная квартира Анны Ахматовой находится в Фонтанном Доме, в квартире ее третьего супруга, Николая Пунина, где она прожила почти 30 лет.
  • Москва. В доме антикварной книги «В Никитском», где поэтесса часто останавливалась, приезжая в Москву, не так давно открыли музей, посвященный Анне Ахматовой. Именно здесь она, например, написала «Поэму без героя».

Автор: Мария Мамзелькина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизнь и творчество Ахматовой (12 слайдов)

Слайд 1

Анна Андреевна Ахматова

Слайд 2

Начало жизни…
Родилась в Одессе 11 июня 1889 года в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны. После рождения дочери семья переехала в Царское Село, где Анна Андреевна училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским. В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с детьми сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна Андреевна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.
Семья Горенко. Анна, Инна Эразмовна, Ия,. Андрей и Виктор. Киев. 1909 год
Отец Анны
А. Ахматова в детстве

Слайд 3

Н. Гумилев и А. Ахматова
Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Анна Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. В 1912 года у них родился сын, которому дали имя Лев.
Семья Ахматовой

Слайд 4

Начало творческого пути…
С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов «Вечер». Гораздо менее известно, что когда молодая поэтесса поняла свое предназначение, то не кто иной, как отец Андрей Антонович запретил ей подписывать свои стихотворения фамилией Горенко. Тогда Анна и взяла фамилию своей прабабушки — татарской княгини Ахматовой.

Слайд 5

В марте 1914 года вышла вторая книга стихов «Четки», которая принесла Ахматовой уже всероссийскую известность. Следующий сборник «Белая стая» увидел свет в сентябре 1917 года и был встречен довольно сдержанно. Война, голод и разруха отодвинули поэзию на второй план. Но те, кто знали Ахматову близко, хорошо понимали и значимость ее творчества.

Слайд 6

Во время революции
Анна Андреевна рассталась с Н. Гумилевым. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов. Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, «все расхищено, продано; все голодной тоскою изглодано». Но Россию не покинула, отвергнув «утешные» голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники. Даже после того, как в 1921 году большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева.

Слайд 7

Новый поворт в жизни
Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем. Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой — выходом поэтических сборников «Anno Domini» и «Подорожник», закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. Новые стихи Ахматовой с середины 1920-х годов печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена.

Слайд 8

Когда сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовали, она вместе с другими матерями ходила к тюрьме «Кресты». Одна из женщин спросила, сможет ли она ЭТО описать. После этого Ахматова начала писать «Реквием». В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев. Но впоследствии Лев Гумилев все же был реабилитирован. В год смерти Сталина, когда начал отступать ужас перед репрессиями, поэтесса произнесла пророческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха».

Слайд 9

Во время Отечественной войны
Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года. И вдруг все оборвалось. 14 августа 1946 года было опубликовано печально-знаменитое постановление ЦК КПСС «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой определялось как «чуждое идеологически». Союз писателей СССР постановил «исключить Анну Ахматову из Союза советских писателей», тем самым она практически лишались средств к существованию. Ахматова вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами. Опала была снята с Ахматовой лишь в 1962 году, когда из печати вышла ее «Поэма без героя»

Слайд 10

Признание
В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» — в связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Впервые в истории Оксфордского университета англичане нарушили традицию: не Анна Ахматова всходила по мраморной лестнице, а ректор спускался к ней. Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.

Слайд 11

Конец жизни
Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Слайд 12

Факты
1.С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. 2. На протяжении всей своей жизни Анна вела дневник. Однако известно о нем стало лишь через 7 лет после смерти поэтессы 3. Анна чувствовала приближение смерти. Когда она в 1966 году  ложилась в санаторий, где и скончалась, она написала: «Жаль, что там нет Библии». 4. Писательницу помнят и после смерти. В часть поэтессы названы улицы в Калининграде, Одессе и Киеве. Кроме того, 25 июня каждого года в деревне Комарово проходят Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны

Биография петербургской поэтессы Анны Ахматовой

Анна Ахматова родилась в Одессе и умерла в Москве. За свою долгую поэтическую карьеру она редко обращалась напрямую к Санкт-Петербургу как к предмету исследования в своих в основном очень личных стихах. Тем не менее ее жизнь и деятельность настолько тесно переплелись с трагической и бурной судьбой Петербурга/Петрограда/Ленинграда ХХ века, что мало кто из других деятелей культуры так широко и мгновенно отождествляется с городом. Размеренный, резкий авторитет ее зрелой поэзии поддерживал нравственные и эстетические ценности дореволюционной либеральной интеллигенции, закрепляя роль поэзии как человеческого сознания часто бесчеловечной и аморальной городской среды.

Ахматова родилась Анна Андреевна Горенко в 1889 году в одесском предместье Большой Фонтан. Ее родители были выходцами из мелких дворянских семей, ее отец был корабельным инженером, а мать приходилась дальней родственницей Анне Буниной, провозглашенной первой русской поэтессой. Когда Ахматовой было одиннадцать месяцев, семья переехала в Царское Село, где ее отец стал коллежским асессором. Она начала свое обучение в Мариинской гимназии, но после развода родителей в 1905 году закончила его в Киеве, где с 19 по 19 лет в течение двух лет изучала право и литературу.С 08 по 1910 г. В том же году она вышла замуж за поэта Николая Гумилева, старше ее на три года, с которым познакомилась в 1903 г. В 1912 г. у них родился сын Лев. Он впоследствии стал известным историком и противоречивым антропологом-первопроходцем.

Ахматова начала писать стихи в возрасте одиннадцати лет и, вдохновленная Гумилевым, впервые опубликовала свои стихи в его журнале Сириус в 1911 году. Чтобы не огорчать отца, она предпочла публиковаться под псевдонимом » Ахматова», фамилия ее прабабушки по материнской линии, якобы потомка татарской Орды. Она опубликовала свой первый сборник стихов, Вечер («Вечер»), 1912 год. Ее второй сборник, Четки («Бусы»), появился в 1914 году и до 1923 года переиздавался восемь раз, что сделало ее репутацией одного из ведущих поэтов своего поколения и ( если не принимать во внимание ее почти забытого предка Анну Бунину), первый по-настоящему значительный женский голос в русской литературе. Она продолжала выпускать регулярные сборники стихов в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России. Темой ее стихов в этот первый период была почти исключительно любовь, ее вдохновение — ее собственные романтические отношения, и, помимо ее замечательных формальных способностей, именно интенсивная и обнаженная эмоциональная честность ее стихов завоевала ее критическое и общественное восхищение.

В течение двух лет после свадьбы Гумилев и Ахматова много путешествовали по Франции и Италии. Отношения Ахматовой с Гумилевым быстро испортились. Его отчаянная любовь к ней, охватившая одну попытку самоубийства, по-видимому, уже остыла к моменту их свадьбы, да и сама Ахматова никогда не была уверена в своих чувствах к мужу. Страстный путешественник, он отправился в свою вторую экспедицию в Африку в 1913 году и, по возвращении, рано ушел добровольцем на службу в Первую мировую войну в качестве кавалерийского офицера, затем во время революции служил в русском экспедиционном корпусе в Париже. Супруги, к тому времени полностью разошлись, окончательно развелись, когда он вернулся в Петроград в 1919 г.18.

В Париже в 1910 году Ахматова познакомилась с Амедео Модильяни, и их короткий роман, возобновившийся, когда она вернулась одна в Париж следующим летом, оказал глубокое влияние на его искусство и его психическую устойчивость. Это также произвело несколько замечательных рисунков ее. Высокая, стройная и, по всем современным представлениям, исключительно грациозная, с поразительно сильными чертами лица, Ахматова вызывала почти всеобщее мужское восхищение. У нее была близкая дружба с Борисом Пастернаком, чья жизнь и карьера во многом были ее зеркальным отражением и который, хотя уже был женат, несколько раз делал ей предложения. Также ходили слухи, что у нее был роман с великим поэтом-символистом Александром Блоком. После развода с Гумилевым она быстро вышла замуж за поэта и востоковеда Владимира Шилейко, хотя ее второй брак продлился всего три года и она продолжала крутить романы. Эта богатая и полупубличная романтическая биография, наряду с ее широко известным сексуальным очарованием, была почти так же важна для ее быстрого подъема к литературной славе, как несомненное качество ее стихов.

Мрак и безысходность военных лет стали отражаться, хотя поначалу лишь косвенно, в ее стихах, и ко времени Октябрьской революции она с присущей ей откровенностью обсуждала в своем творчестве свою неуверенность в том, чтобы остаться в России и свою ужас будущего. Тем не менее, подобно Пастернаку и Блоку и в отличие от подавляющего большинства ее круга общения, она предпочла остаться. Как и Гумилев, хотя с его стороны, учитывая его военную службу и плохо скрываемое пренебрежение к большевистскому правительству, это решение попахивало безрассудством. Почти неизбежно он был арестован, предан суду и казнен ЧК в 1921 за якобы участие в монархическом заговоре.

Согласно приниженным доводам властей, предполагаемая вина Гумилева налагала постоянные подозрения на Ахматову и ее сына, что усложняло их жизнь. Примерно с 1925 года она не могла публиковать свои стихи. Она никогда не переставала сочинять стихи, но большая часть ее произведений того периода, скудно записанных из-за страха разоблачения, была потеряна во время более поздних потрясений. Она работала, когда могла, критиком и переводчиком, создавая русские версии произведений Виктора Гюго и Джакомо Леопарди, среди прочих. Тем не менее денег было отчаянно мало, и Ахматовой также было трудно получить надлежащее образование для Льва, поскольку учреждения не желали принимать ребенка, отмеченного по ассоциации как «антисоветский».

Тем временем все большее число ее друзей и коллег оказывалось жертвами сталинских чисток, а Ахматова постоянно подвергалась злобному контролю со стороны государства. В 1922 году она поселилась у своего давнего друга, искусствоведа Николая Пунина. В начале 1930-х Пунин был арестован, но с помощью Пастернака Ахматовой удалось ходатайствовать о его освобождении. Примерно в то же время, как позже выяснилось, на Ахматову была установлена ​​постоянная государственная слежка и было составлено толстенное доносное досье. Самый жестокий удар пришелся на 1938 года, когда ее сына Льва арестовали и приговорили к пяти годам ГУЛАГа. Это накопление ужасов привело к сочинению одного из ее величайших произведений, цикла стихов «Реквием », написанного между 1935 и 1940 годами.

Вторая мировая война принесла временное облегчение от Террора, но заменила его еще большим ужасом. в виде блокады Ленинграда, свидетельницей которой Ахматова стала в первые месяцы. Она начала работу над своей Поэмой без Героя , которую сама считала своим шедевром, и над которой она будет работать следующие 20 лет, посвятив ее жертвам Блокады. Эвакуирована в Ташкент в 1942, где она болела тифом, но в остальном активно участвовала в военных действиях, сочиняя патриотические стихи, некоторые из которых даже попали на страницы «Правды», и посещая раненых в военных госпиталях, чтобы читать чтения. Она вернулась в Ленинград в 1944 году, чтобы засвидетельствовать ужасные разрушения, которые война нанесла ее любимому городу.

Ее сын Лев отсидел свой срок в 1943 году и был отправлен прямо на передовую, пережив войну и даже идя на Берлин в 1945. Однако если и была надежда на то, что победа положила конец семейным неурядицам, то она быстро развеялась в следующем году, когда Ахматова была специально осуждена и исключена из Союза писателей вместе с чрезвычайно популярным сатириком Михаилом Зошенко. новоназначенный нарком культуры Андрей Жданов. Исходящее от человека, чья доктрина, культурная политика СССР в последние годы жизни Сталина, стремилась свести все искусство к упаковке и маркетинговым материалам бессмысленной идеологии, уже совершенно лишенной ни интеллектуальной субстанции, ни морального авторитета, это было двусмысленное признание. экстраординарного положения Ахматовой. Не имея возможности публиковаться должным образом более двух десятилетий, ее все еще почитали, уважали и обожали. Исключительная ясность и бескомпромиссная честность, с которыми она когда-то зафиксировала эмоциональные потрясения своей юности, столь же эффективно послужили ей свидетельством чудовищных махинаций советского государства, дав ей моральный авторитет, против которого такие, как Жданов, могли реагировать только резко. подростковая злость.

Она продолжит расплачиваться. В 1949 году Льва снова арестовали и приговорили еще к десяти годам каторжных работ. В тщетной попытке добиться его освобождения Ахматова даже написала сборник стихов, восхваляющих Сталина, но безрезультатно. Только в 1956 году и во время хрущевской оттепели Лев был освобожден и реабилитирован. При Хрущеве Ахматова начала обретать свободу и получать официальное признание своего статуса. В 1958 г. вышло ее первое собрание сочинений, а последующие сборники появились в начале XIX в.60-х годов, хотя Реквием и Поэма без героя , возможно, ее величайшие зрелые произведения, не появлялись в печати до ее смерти. Она начала попытки восстановить произведения утраченных лет и получила государственные награды как в СССР, так и за рубежом. Ее посещали высокопоставленные иностранные лица, в том числе Исайя Берлин и Роберт Фрост, а в 1965 году ей разрешили выехать за границу во Францию ​​​​и Великобританию, где она была удостоена звания почетного доктора Оксфордского университета.

Ахматова скончалась 5 марта 1966 года во время лечения сердечной недостаточности в санатории подмосковного Домодедово. На ее похороны пришли тысячи провожающих, а похоронили ее на кладбище пригорода Санкт-Петербурга Комарово, где у нее долгое время была дача. Там и в ее квартире в Фонтанном доме на набережной реки Фонтанки к ней регулярно приезжало молодое поколение художников и поэтов, в первую очередь Иосиф Бродский, который ко времени ее смерти начал свою изнурительную борьбу с государства, и кто был бы широко провозглашен ее моральным и художественным наследником.

Особенно в Санкт-Петербурге Ахматова остается фигурой всеобщего восхищения и любви. В ее честь есть два музея, из которых музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, безусловно, лучший и один из самых популярных музеев города. В память о ней установлены статуи во дворе филологического факультета СПбГУ, перед общеобразовательной школой на улице Восстания и в саду Фонтанного дома. В 2006 году ей поставили памятник на набережной Робеспьера (ныне Воскресенская) прямо напротив следственного изолятора «Кресты», где она была вынуждена проводить бесчисленные часы в очередях, чтобы узнать новости о сыне и других близких.

Богоматерь скорбей | Биографические книги

Анна всех русских: жизнь Анны Ахматовой
Элейн Файнштейн
Weidenfeld & Nicolson 20 фунтов стерлингов, стр. 322

Когда люди вспоминают Анну Ахматову, они делают это экстравагантно. Иосиф Бродский, один из тех молодых поэтов, которые обожали ее в старости, говорил: «Разговаривая с ней или просто попивая чай или водку, ты становился христианином, человеком в христианском смысле этого слова».

Анатолий Науман, еще один из этого круга, вспоминал, что после знакомства с ней он был «ошеломлен тем, что я оказался в присутствии человека, с которым никто на земле не имел ничего общего». Исайя Берлин, бросившись на свою гостиничную кровать после дня и ночи, проговорив с ней в Ленинграде, воскликнул: «Я влюблен, я влюблен!»

Элейн Файнштейн, автор этой биографии, называет ее «одним из величайших поэтов русской литературы… она стала голосом страданий целого народа при Сталине… знаковой фигурой для всех тех, кого репрессировал советский режим».

..» Этот статус был подтвержден навсегда, когда Андрей Жданов, культурный ротвейлер Сталина, отлучил ее от церкви в 1946 как «полумонахиня, полублудница, вернее, и монахиня, и блудница с ее мелкой, узкой личной жизнью, с ее тривиальными переживаниями…»

Но об иконах трудно писать критически. Насколько хорошим поэтом она была на самом деле? Мне как нерусскому, ее современница Марина Цветаева кажется как писатель богаче и удивительнее. Я знаю русских, которые теперь отвергают Ахматову как «второстепенную поэтессу». Но как отделить страстный отклик на ее стихи, отклик, сам вошедший в русскую историю, от качества этой поэзии?

Анна Ахматова родилась в Одессе в 1889 году (ее отца звали Горенко, но она взяла более гламурную фамилию татарского предка). Выросшая в Санкт-Петербурге и его окрестностях, она стала одной из молодых писателей и исполнительниц, встретившихся в подвале «Бродячей собаки» в годы перед Первой мировой войной. Туда отправились Маяковский, Мандельштам и многие другие мужчины и женщины, которые должны были стать ее друзьями на всю жизнь.

Ахматова — высокая, черноволосая, с огромными серыми глазами — читала стихи о мучительной любви.

До 30 лет она была известна. Писатель Корней Чуковский сказал, что ее первая книга «Вечер» «сопровождала следующие два или три поколения россиян всякий раз, когда они влюблялись».

В 1910 году вышла замуж за поэта и путешественника Николая Гумилева. Ко времени революции, семь лет спустя, брак распался, но арест и казнь Гумилева в 1920 году по выдуманному обвинению в антибольшевистском заговоре опустошили Ахматову. К настоящему времени она начала кочевое, хаотичное существование, которое длилось большую часть ее жизни. Она принесла ей ветхие комнаты в старых дворцах, рваные шелковые халаты, вереницу мимолетных или полупостоянных любовников, полуголод («ужасный скелет, одетый в лохмотья», как увидел ее один посетитель в 1919), туберкулез и чувство вины. «Я принес разрушение тем, кого любил».

Было несколько раз, когда и ее нынешний любовник, и ее сын Лев Гумилев находились в ГУЛАГе (сын выжил, любовник Николай Пунин погиб в лагерях). Но Ахматова никогда не уезжала из России и не думала об этом. И с небольшими перерывами поэзия продолжала прибывать.

Попав в блокаду Ленинграда в 1941 году, она была одной из немногих писателей, которых выбрали для эвакуации. Несмотря на ее политические взгляды, Сталин признал, что ее стоит спасти. Но в 1946 Ахматову осудил («блудница и монахиня») Жданов. Она стала «неличностью», опасной для всех, кого встречала. Лев Гумилев был повторно арестован и освобожден только в 1956 году, через три года после смерти Сталина. Лишь в 1957 году Ахматова была реабилитирована. Но никто не забыл поэта, подарившего им мужество в страшные времена, и последние 10 лет ее жизни прошли в славе, если не в комфорте, на собственной даче под Ленинградом в окружении друзей.

Большая часть биографии Файнштейна посвящена тщательным попыткам расшифровать «отношения» Ахматовой. Они были множественными и часто одновременными. Ничья любовная жизнь не выглядит простой при ярком свете, но эмоциональная жизнь русских интеллектуалов — тогда, как и сейчас — была такой же беспорядочной, как пол лондонского подростка. Мудро Файнштейн также распутывает дружбу Ахматовой, человеческую связь, которую многие русские считают более важной и прочной, чем сексуальная любовь. Большинство ее близких мужчин подвели ее, но ее друзья-женщины поддержали ее. В каком обществе сегодня могут появиться такие замечательные друзья, как Лидия Чуковская?

Это Чуковская стояла с ней все эти морозные дни и ночи, стоя в очереди за посылками у тюрем. У Ахматовой были еда и одежда для Льва, направлявшегося куда-то за Полярный круг. Чуковская взяла пакеты для мужа, не зная, что он давно расстрелян.

В одной из этих страшных очередей девушка узнала Ахматову и прошептала: «Вы можете это описать?» Ахматова ответила: «Я могу». Из этого постепенно вырос ее грандиозный цикл стихов «Реквием». Однажды, в молодости, она написала строки, которые влюбленные цитировали друг другу. Теперь она дала слова, которые тысячи мужчин и женщин повторяли себе под нос, страдая, опасаясь и ожидая.

Как пишет Файнштейн, Ахматова всегда считала, что она «назначена Богом воспевать это страдание».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *