Жанр достоевский белые ночи: Анализ повести «Белые ночи» Достоевского Ф.М. — кратко и подробно

«Белые ночи», анализ повести Достоевского

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего?..

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос.

Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность.

Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу»

.

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов

демократии. Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами», а последняя – «Утро». Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Игрок», анализ романа Достоевского

По произведению: «Белые ночи»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович


Анализ повести Достоевского Белые ночи

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Анализ повести Белые ночи

Жанровая направленность произведения представляет собой сентиментальный роман, основной тематикой которого является изображение людей, отличающихся мечтательностью, изображенных в образе одиноких людей, который живут в собственных иллюзиях, но при этом нуждаются в настоящих чувствах и участии в реальности.

Центральное место в повести занимаются душевные чувства героев, выражающиеся в изображении их эмоций, переживаний, ощущений, передающиеся ключевую проблематику в виде одиночества большого города.

Повествование в повести осуществляется от лица рассказчика, который оказывается влюбленным в главную героиню, образ который в его интерпретации является идеализированным.

Композиционная структура произведения представляет собой пять глав, четыре из которых являются нумерацией питерских ночей, а последней дается название в виде утра, что позволяет придать повествованию динамическое развитие, начинаясь со сна и заканчиваясь пробуждением.

Главными героями повести являются Мечтатель и Настенька, представленные в образе изолированных от общества людей, чутких, чувственных, беспомощных в любви.

Особую роль в системе персонажей повести является образ третьего героя, создающую определенную атмосферу, представленного в качестве Петербурга, который выступает как собеседник и старый приятель рассказчика. Образ города способствует раскрытию внутренних переживаний Мечтателя, а также создает великолепный фон в отношении его романтического настроения и передает смысловое значение названия повести.

Отличительной особенностью произведения является мастерское применение писателем метода параллелизма, заключающегося в начальном описании каждой главы природных зарисовок, дающих невольные подсказки на финал главы либо веселого, либо печального.

Средства художественной выразительности представляются в повести в виде включения в повествование внутренних монологов героев, а также диалоговой манере речи. Кроме того, писателем применяются многочисленные метафоры, выстраиваемые в длинные, развернутые предложения, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску и придающие возвышенный стилистический характер.

Смысл повести заключается в изображении возможности человеческого счастья даже среди маленьких и одиноких людей, мечтающих о простой любви и высоких чувствах.

Вариант 2

«Белые ночи» повесть Достоевского Ф. М. относится к жанру «сентиментальный роман». Здесь раскрыта проблема смысла жизни, сплетаются любовь и одиночество.

Произведение Фёдор Михайлович начал писать в конце 1847 году. Журнал «Отечественные записки» опубликовал его в 1848 г. Роман посвящён другу и поэту Алексею Плещееву.

Главная тематика: огромный город и одиночество, которое царит в нём. В конце 19 века в Петербурге существовала именно такая обстановка, неустойчивый общественный уклад в городе. Многая молодёжь ощущала себя замкнутыми, несчастными. Их давило одиночество, не было цели в жизни.

Мечтатель и Настя — одни из главных героев романа. «Маленькие люди», к которым относятся они, живут кротко, просто. Настя общается лишь с бабушкой да с жильцами. А мечтатель только со служивыми. Вот и весь круг общения. Чтобы не сойти с ума от серости жизни, забыть о постоянных проблемах, они уходят с головой в свои фантазии, мечтания.

Петербург — это третий персонаж. Он является и собеседником и верным товарищем автора произведения. Город проникается к переживаниям героя. Создаётся романтическое настроение, которое доказывает идею заглавия романа «Белые ночи».

Также показана в романе и тема любви. Настенька любит одного человека. А Мечтатель питает чувства к нежной милой девушке. Но любовь его безответна. Он вовсе не сердится на Настю, хоть она оставила его в глухой разобщённости. Он сумел сделать заключение: благодарность должна быть во всём и даже в том, что Настя уже когда-то преподнесла ему в своё время минуты счастья. И эти чувства нужно уметь сберечь, сохранить внутри себя, своей души. Это и есть крупицы истинного счастья, вот оно блаженство.

Мысль романа: оторваться «мечтателям» от реального серого мира. Они устали и не могут жить посреди народа, ощущать радость от обыденного, постоянных и простых вещей. Им свойственно летать в облаках и фантазиях, обрекая себя самих на одиночество, замыкаясь в её рамках.

В четырёх первых главах романа идёт посвящение Петербургу, его ночам. А пятая глава (последняя) названа «Утро». То есть отражается полная динамика развития сюжета: пробуждение от сна. Гуляя в романтике белых ночей, Мечтатель полюбил Настю. В нём открывается душевный порыв треволнений, мечты кипят. И наступило неизбежное «утро», когда главный герой прозревает, хоть и наносится ему личная травма. Он попадает в лапы своей драмы. Герой обретает неразделённую, но сладкую любовь. Но ему просто вынуждено с ней навсегда расстаться — наступившее утро рассеяло все никчемные фантазии и мечты. Но подарило ему надежду. Теперь есть чем жить — новым светлым будущим.

Итак, Мечтатель терзается, но не приходит к трагической развязке. Любовный фронт терпит неудачу. Но судьбу нужно благодарить за то, что ему выпадает счастье, хоть и призрачное. Полная гармония героя с собой — вот доказательство, что роман пропитан сентиментализмом.

Анализ произведения Белые ночи Достоевского

Повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи» является прекрасным образцом сентиментального романа. Так о ней отзывался и сам автор. Действительно, отличительной чертой таких романов является смещения акцента с действий героев на их чувства и переживания. Так и «Белые ночи» показывают читателю персонажей, которые предпочитают действиям размышления и чувства.

Основные персонажи это Мечтатель и Настенька. Они случайно находят родственную душу в огромном городе. Оба они довольно необычны. Герои принадлежат к такому типу людей, которые предпочитают больше размышлять, даже о несуществующих вещах, чем взаимодействовать с внешним миром. Именно поэтому они кажутся такими оторванными от жизни, витающими в облаках. Для них фантазии гораздо важнее, потому что они в несколько сотен раз ярче, чем их обыденная жизнь.

Им очень сложно найти себе друга из-за этой особенности. Но Достоевский не осуждает эту их черту. Наоборот, мечтательность становится их положительной характеристикой. Именно такие люди способны разглядеть что-то новое и прекрасное, поскольку обыденные радости для них чужды. Именно поэтому Мечтатель не воспринимает свою неразделенную любовь к Настеньке, как нечто плохое. Он рад, что в его жизни были те минуты радости, которые ему подарила девушка. Ведь каждый человек сам выбирает, как ему оценивать происходящее. А от этой оценки зависит и его эмоциональное состояние.

В повести есть и третий главный герой – Петербург. Сложно представить, что подобная история могла произойти в другом месте. Северная столица выступает не только локацией, она является другом героя. Шумный город со своим многочисленным разношерстным населением и замысловатой архитектурой подпитывает натуру Мечтателя, подавая ему все новые темы для размышлений.

Интересно автором использована и подача времени суток. Действия почти во всех главах разворачивается ночью, оправдывая название повести. Ведь ночь это самое благоприятное время для раздумий и мечтаний. А последняя глава описывает утро. Здесь происходит развязка. Также как утро знаменует окончание темноты, разрушая ночные грезы. А в жизни героев заканчивается их недолгое общение, как заканчивается сон.

Также читают:

← Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке ← Анализ Легенды о Великом Инквизиторе↑ ДостоевскийАнализ романа Бесы → Анализ произведения Записки из Мёртвого дома →

Картинка к сочинению Анализ повести Белые ночи

Популярные сегодня темы

  • План стихотворения Русь (Иван Саввич Никитин) 4 класс

    Главная тема в стихотворении «Русь» — безграничная любовь к своей родине. Вначале своей баллады автор описывает нам Россию, такой, как видит ее он, подчеркивая ее необъятность и могущественность.

  • Сочинение Два помещика по роману Пушкина Дубровский

    В своем произведении «Дубровский» А. С. Пушкин повествует о драматичной судьбе обедневшего дворянина

  • Примеры сострадания из жизни — сочинение (аргументы 15.3)

    Однажды мы с одноклассниками возвращались из школы. По дороге решили зайти в ближайший магазин, чтобы купить чипсы и газировки. И вот, проходя мимо одного из домов, мы увидели сидящую на скамейке бабушку.

  • Анализ Сказки о глупом мышонке Маршака

    Произведение является сказкой для маленьких читателей, написанной в стихотворной форме, и повествует в легкой, доступной манере об истории, произошедшей с маленьким, неразумным животным.

  • Образ и характеристика Сильвио в повести Выстрел Пушкина сочинение

    Сильвио является главным героем повести Белкина «Выстрел». Он являлся отставным офицером, на момент повествования он проживал в захолустье

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Белые ночи и другие истории Фёдора Достоеевского, в мягкой обложке

Белые ночи и другие истории

от Fyodor Dostoyevsky, Constance Garnett, Susan L. Rattiner

Dover Publication Publications, Inc.
Все права защищены.
ISBN: 978-0-486-11413-2


ГЛАВА 1

ЧЕСТНЫЙ ВОР

ОДНАЖДЫ УТРОМ, когда я собиралась отправиться в свой кабинет, прачка и кухарка, моя Аграфена, моя экономка , подошел ко мне и, к моему удивлению, вступил в разговор.

Она всегда была таким молчаливым и простым существом, что за последние шесть лет, кроме своего ежедневного расспроса об обеде, не произнесла ни слова. Я, по крайней мере, ничего другого от нее не слышал.

«Вот я пришла поговорить с вами, сэр,» начала она резко; «Вы действительно должны сдать маленькую комнату.»

«Какая комнатка?»

«Почему бы и нет, тот, что рядом с кухней.»

«Зачем?»

«Зачем? Да потому, что люди действительно берут жильцов.»

«Но кто это возьмет?»

«Кто возьмет? Ведь жилец возьмет, конечно.»

«Но, милая женщина, в нем нельзя поставить кровать, негде будет двигаться! Кто в нем будет жить?»

«Кто хочет там жить! Лишь бы было где спать. Да он бы жил на окне.»

«В каком окне?»

«В каком окне! Как будто ты не знаешь! Тот, что в коридоре, точно. Он там будет сидеть, шить или делать что-нибудь еще. Может быть, он будет сидеть и на стуле. У него есть стул. а еще у него есть стол, у него все есть.

«Кто тогда «он»?»

«О, хороший человек, опытный человек. Я буду ему готовить. И три рубля в месяц буду просить за его питание и жилье».

После долгих усилий мне удалось, наконец, узнать от Аграфены, что пожилой мужчина каким-то образом уговорил ее допустить его на кухню в качестве жильца и постояльца. Любая идея, пришедшая ей в голову, должна была быть воплощена в жизнь; если нет, я знал, что она не даст мне покоя. Когда что-нибудь ей не нравилось, она тотчас начинала размышлять и впадала в глубокое уныние, которое длилось недели две-три. За это время мои обеды были испорчены, белье затерялось, полы остались немытыми; Короче говоря, мне пришлось многое вынести. Я давно заметил, что эта косноязычная женщина была неспособна придумать проект, создать собственную идею. Но если что-то вроде идеи или проекта каким-то образом вкладывалось в ее слабый мозг, воспрепятствование его осуществлению означало на какое-то время ее моральное убийство. Итак, так как я больше заботился о своем душевном спокойствии, чем о чем-либо другом, я немедленно согласился.

«У него есть паспорт или что-то в этом роде?»

«Конечно, есть. Хороший человек, опытный человек; три рубля обещал».

На следующий же день новый жилец появился в моей скромной холостяцкой квартире; но меня это не смутило, а даже внутренне обрадовало. Я веду, как правило, очень одинокое отшельническое существование. У меня почти нет друзей; Я почти никогда никуда не хожу. Поскольку я провел десять лет, не вылезая из своей скорлупы, я, конечно, привык к одиночеству. Но еще десять, пятнадцать или более лет того же уединенного существования, с той же Аграфеной, на тех же холостяцких квартирах, были поистине несколько невеселой перспективой. И поэтому новый заключенный, если он вел себя хорошо, был ниспосланным небесами благословением.

Аграфена сказала правду: мой жилец был, безусловно, опытным человеком. Из его паспорта явствовало, что он старый военный, что я действительно должен был узнать по его лицу. Старого солдата легко узнать. Астафий Иванович был благоприятным представителем своего класса. Мы очень хорошо ладили. Что было лучше всего, Астафий Иванович иногда рассказывал историю, описывая какой-нибудь случай из своей жизни. В вечной скуке моего существования такой рассказчик был настоящим сокровищем. Однажды он рассказал мне одну из таких историй. Это произвело на меня впечатление. К этому привело следующее событие.

Я остался один в квартире; и Астафий, и Аграфена ушли по своим делам. Вдруг я услыхал из внутренней комнаты, что кто-то — мне показалось, чужой — вошел; Я вышел; в коридоре действительно стоял незнакомец, невысокий парень, не одетый, несмотря на холодную осеннюю погоду, без пальто.

«Что тебе нужно?»

«Здесь живет приказчик Александров?»

«Здесь никого с таким именем нет, брат. До свидания.»

— Да мне дворник сказал, что здесь, — сказал мой гость, осторожно удаляясь к двери.

«Уходи, уходи, брат, ладно.»

На другой день после обеда, пока Астафий Иванович примерял пальто, которое он мне перешивал, опять кто-то вошел в переднюю. Я приоткрыл дверь.

На моих глазах мой вчерашний гость совершенно спокойно снял с крючка мою ватную шинель и, засунув ее под мышку, выскочил из квартиры. Аграфена все время стояла и смотрела на него, застыв от изумления и ничего не делая для защиты моего имущества. Астафий Иванович бросился в погоню за вором и через десять минут вернулся запыхавшись и ни с чем. Он исчез полностью.

«Ну вот и повезло, Астафий Иванович!»

«Хорошо, что твой плащ остался! А то бы он тебя погубил, вор!»

Но все это происшествие так поразило Астафия Ивановича, что я, глядя на него, забыл о краже. Он не мог справиться с этим. Каждую минуту или две он бросал работу, которой был занят, и снова и снова описывал, как все это произошло, как он стоял, как сняли шинель на его глазах, в метре от него, и как случилось, что он не мог поймать вора. То он опять садился за работу, то опять бросал ее, и наконец я видел, как он спускался во дворник, чтобы все ему рассказать и упрекнуть за то, что он допустил такое в своем имении. Потом вернулся и стал ругать Аграфену. Потом он снова сел за свою работу и долго потом еще бормотал себе под нос, как это все случилось, как он стоял там, а я здесь, как на наших глазах, в метре от нас, вор снял пальто с прищепка и так далее. Словом, Астафий Иванович хоть и понимал свое дело, но был страшный медлитель и хлопотун.

— Он нас одурачил, Астафий Иванович, — сказал я ему вечером, подавая ему стакан чаю. Я хотел скоротать время, припомнив рассказ о потерянной шинели, частое повторение которого, вместе с большой серьезностью говорившего, начинало становиться очень забавным.

«В самом деле, дураки-с! Хоть это и не мое дело, но я расстроен. Меня это злит, хотя это не мое пальто пропало. По-моему, нет на свете гадов хуже, чем вор. Другой берет то, что можно сэкономить, а вор крадет дело ваших рук, пот вашего лба, ваше время. .. Фу, гадко! Нельзя об этом говорить! Слишком досадно. вы не чувствуете потери вашего имущества, сэр?

– Да, вы правы, Астафий Иванович, лучше бы вещь сожгли; досадно отдавать ворю, неприятно.

«Неприятно! Я так и думал! А ведь есть воры и воры. А мне случалось, сударь, встречать честного вора.»

«Честный вор? Да как вор может быть честным, Астафий Иванович?»

«В этом вы и правы-с. Как вор может быть честным? Таких не бывает. Я только хотел сказать, что он был честный человек, а ведь украл. Мне просто было жаль его. »

«Ну как, Астафий Иванович?»

«Это было около двух лет назад, сэр. Я был без места почти год, и как раз перед тем, как я потерял свое место, я познакомился с бедным потерянным существом. Мы познакомились в трактире. Он был пьяницей, бродягой, нищим, был в каком-то положении, но от пьянства потерял работу. Такой бездельник! Бог его знает, в чем он был одет! не уверен, если бы у него была рубашка под пальто: все, что попадется ему под руку, он пропьет. .. Но он был не ссориться, он был тихий малый, мягкий, добродушный малый. И никогда не просил, ему было стыдно, а ты сам видел, что бедняга хотел пить, и ты его терпела. Для меня было все едино. И какой он был человек, правда! Как собачонка, он ходил за мной, куда бы я ни пошла, там и он был, и все это после нашей первой встречи, и он был тонкий, как ниточка… бумага! Сначала это было «пусть м е остаться на ночь’; ну, я позволил ему остаться.

«Я посмотрела и его паспорт, с мужчиной все было в порядке.

«Ну, на следующий день была та же история, а потом на третий день он снова пришел и просидел весь день в окне и остался на ночь . Ну, думаю, он ко мне пристает; накорми его, напои и приюти на ночь — вот и я, бедняк, да еще и прихлебатель на содержании! И прежде, чем он пришел ко мне, он ходил таким же путем к чиновнику; он привязался к нему; они всегда пили вместе; но он, по беде какой-то, спился в могиле. Моего человека звали Емельян Ильич. Я размышлял и размышлял, что мне с ним делать. Прогнать его мне было стыдно. мне было жаль его; такого жалкого богом забытого создания я никогда не видел. И ни слова не сказал; он не спрашивает, а просто сидит и смотрит тебе в глаза, как собака. Подумать только, до чего пьянство доводит человека!

«Я все спрашивал себя, как мне ему сказать: «Ты, должно быть, шевелишься, Емельянушка, тебе здесь нечего, ты не туда попал; я себе скоро не клюну, как Я, чтобы держать вас тоже?

«Я сидел и думал, что он сделает, когда я скажу ему это. И я как будто видел, как он будет смотреть на меня, если услышит, как я это скажу, как долго он будет сидеть и не понимать ни слова. А когда до него наконец дошло, как он встанет из окна, возьмет свой узелок, — я вижу теперь, платок в красную клетку, дырявый, с бог знает чем завернутым, который всегда был у него при себе, а потом как он поправит свой ветхий старый сюртук, чтобы он глядел прилично и согревал его, чтобы не было видно дыр, — он был человек нежных чувств! И как он открывал дверь и выходил со слезами на глазах. Ну нельзя же так человека разорить… Жалко его.

«А то опять, думаю, как же я не в себе? Погоди, Емельянушка, говорю я себе, недолго тебе пировать со мною: скоро уеду, и тогда ты меня не найдешь

«Ну, сэр, наша семья переехала; а Александр Филимонович, барин мой (теперь покойный, упокой господи его душу), сказал: «Я вполне вами доволен, Астафий Иванович; когда мы вернемся из страны, мы снова возьмем вас. я был у них дворецким; он был хорошим джентльменом, но умер в том же году. Ну, а проводив его, я взял свои вещи, те немногочисленные деньги, которые у меня были, и я подумал, что отдохну пока, поэтому я пошел к знакомой старушке и занял угол в ее комнате. В ней был свободен только один угол. Раньше она была медсестрой, так что теперь у нее была пенсия и собственная комната. Ну, а теперь прощай, Емельянушка, думаю, не найдешь ты меня теперь, мой мальчик.

«А вы как думаете-с? Я вышел к знакомому человеку, а когда вернулся вечером, то первым делом увидел Емельянушку! Вот он, сидит на моем ящике и на своем чеке узелок рядом с ним; он сидел в своем старом рваном пальто и ждал меня. И, чтобы скоротать время, он взял у старухи церковную книгу и держал ее изнанкой вверх. Он меня учуял! сердце упало. Ну, думаю, ничего не поделаешь — почему я его сначала не выгнала? Вот я и спросила его прямо: «Ты паспорт принес, Емельянушка?»

«Я сел на месте-с и стал думать: не будет ли мне очень хлопот с таким бродягой? И, подумав, казалось, что он не составит большого труда. Его надо кормить, я думал Ну, утром кусочек хлеба, а чтобы полегче, куплю ему луковицу, в полдень надо дать ему еще хлеба и луковицу, а вечером опять луковицу с кваса, да еще хлеба, если захочет.А если бы щи попадались, то мы оба были бы сыты.Я сам не большой едок, а пьющий человек, как известно, никогда не ест. ; он хочет только коньяка или зеленой водки. Он меня своим пьянством погубит, думал я, но тут другая мысль пришла мне в голову-с и крепко меня зацепила. прочь, я должен был бы чувствовать, что мне незачем жить, я верю… Я решился тут же быть ему отцом и опекуном. Я сохраню его от гибели, думал я,из стекла! Ты подожди немного, подумал я; хорошо, Емельянушка, оставайся, только ты прилично себя веди; вы должны подчиняться приказам.

«Ну, думаю я про себя, я начну с того, что приучу его к какому-нибудь делу, но не сразу; пусть он сначала развлечется, а я поищу и найду, на что ты годен , Емельянушка. Для всякой работы нужны особенные способности человека, знаете-с. И я стал наблюдать за ним потихоньку; скоро я увидел, что Емельянушка был отчаянный характер. Я начал-с с совета: Я говорил ему то и это. «Емельянушка, — говорю, — ты бы одумался и исправился. Покончил с пьянством! Ты посмотри, в каком лохмотьях ты ходишь: этот твой старый сюртук, если можно, осмеливайтесь так сказать, годится только на сито. Красивое положение вещей! Емельянушка сидел и слушал меня, понурив голову. Вы поверите-с? Дошло с ним до того, что он от пьянства потерял язык и не мог сказать ни слова толкового. огурцы, а он насчет фасоли отвечал! Слушал, слушал меня, а потом так вздыхал. — О чем ты вздыхаешь, Емельян Ильич? — спросил я его.0008

«Да ничего, вы меня не возражаете, Астафий Иваныч. Вы знаете, что сегодня на улице подрались две бабы, Астафий Иваныч? Одна нечаянно опрокинула у другой корзину с клюквой».

«‘Ну и что из этого?’

«А второй нарочно опрокинул у другого клюкву и тоже растоптал ее ногами».

«Ну и что, Емельян Ильич?»

«Да ничего, Астафий Иванович, я только что упомянул».

«‘Ничего, я только что упомянул об этом!’ Емельянушка, мой мальчик, подумал я, ты просадил и пропил свои мозги!

«А знаете, барин на мостовую на Гороховой улице, нет, это была Садовая, уронил денежную бумажку. И мужик увидел и сказал: «Вот это счастье»; и в то же время другая человек увидел это и сказал: «Нет, это мне повезло. Я раньше тебя увидел.»

«Ну что, Емельян Ильич?

— «А мужики поругались из-за этого, Астафий Иваныч. Но подошел городовой, отобрал записку, отдал барину и грозился забрать обоих».

«»Ну, а что же? Что тут назидательного, Емельянушка?»

«Да ничего, если честно. Народ смеялся, Астафий Иванович.

«Ах, Емельянушка! Какое дело до людей? Ты душу за грош продал! А знаешь, что я тебе скажу, Емельян Ильич?»

«Что, Астафий Иванович?»

«Устройтесь на какую-нибудь работу, это то, что вы должны делать. В сотый раз говорю вам, возьмитесь за дело, пожалейте себя!»

«»За что бы я взялся, Астафий Иванович? Я не знаю, за что бы я взялся, и некому меня взять, Астафий Иванович».

«‘Вот так ты и завелся, Емельянушка, пьяница!’

«А вы знаете, Власа, официанта, вызывали сегодня в контору, Астафий Иванович?»

«»Зачем его послали, Емельянушка?» Я попросил.

«Не могу сказать, почему, Астафий Иваныч. Наверное, они хотели его там, поэтому и послали за ним».

«А-ах, подумал я, худо нам, бедный Емельянушка! Господь карает нас за наши грехи. Ну-с, что же делать с таким человеком?

«А ведь хитрец он был, и не ошибка. Он слушал и слушал меня, но в конце концов, я полагаю, ему это надоело. Как только он увидит, что я начинаю сердиться, он поднимет свое старое пальто и выскользнет, ​​не оставив и следа. Он бродил весь день и возвращался ночью пьяным. Откуда у него деньги, одному Богу известно; Я не приложил к этому руку.

— «Нет, — говорю, — Емельян Ильич, ты плохо кончишь. Бросай пить, смотри, что я теперь говорю, бросай! на лестнице, я вас не пущу!

«Услышав эту угрозу, Емельянушка тот день и следующий сидел дома; но на третьем он снова соскользнул. Я ждал и ждал; он не вернулся. Ну наконец-то я не против владеть, я испугалась, и мужчине тоже стало жалко. Что я ему сделал? Я думал. Я отпугнул его. Куда теперь делся бедняга? Он, может быть, потеряется. Господи помилуй нас!

«Наступила ночь, он не пришел. Утром я вышла на крыльцо, посмотрела, а не пошел ли он спать на крыльцо! Вон он с головой на ступеньку и продрог до мозга костей.

«Что дальше, Емельянушка, помилуй тебя Бог! Куда вы попадете в следующий раз!

(Продолжение…)


Отрывок из книги Белые ночи и другие истории автора ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Констанс Гарнетт, Сьюзан Л. РАТТИНЕР . Авторское право © 2008 Dover Publications, Inc.. Выдержка с разрешения Dover Publications, Inc. .
Все права защищены. Никакая часть этого отрывка не может быть воспроизведена или перепечатана без письменного разрешения издателя.
Выдержки предоставляются Dial-A-Book Inc. исключительно для личного использования посетителями этого веб-сайта.

Белые ночи (2005) — IMDb0008

ВАША ОЦЕНКА

Четыре ночи в Санкт-Петербурге Достоевского 1847 года переносятся в Лос-Анджелес 21 века. В этот период самопровозглашенный мечтатель помогает молодой женщине в эмоциональном расстройстве. Четыре ночи в Санкт-Петербурге Достоевского 1847 года переносятся в Лос-Анджелес 21-го века. В этот период самопровозглашенный мечтатель помогает молодой женщине в эмоциональном расстройстве. Четыре ночи в Санкт-Петербурге Достоевского 1847 года переносятся в Лос-Анджелес 21-го века. В этот период самопровозглашенный сновидец помогает молодой женщине в эмоциональном расстройстве.

IMDb RATING

7.6/10

18

YOUR RATING

    • Alain Silver
    • Fyodor Dostoevsky(story)
    • Alain Silver(screenplay)
  • Stars
    • Jilon VanOver
    • Карлита Пенья Эррера
    • Майк Файола
    • Ален Сильвер
    • Федор Достоевский
    • Alain Silver(screenplay)
  • Stars
    • Jilon VanOver
    • Carlita Pena Herrera
    • Mike Faiola
  • See production, box office & company info
  • See more at IMDbPro
  • Photos6

    Top cast

    Джилон ВанОвер

    • Натан (Мечтатель)
    • (как Джилон Гхай)

    Карлита Пенья Эррера

    • Наташа
    • (как Карлита Пеньяхерра)

    Mike Faiola

    • The Lodger

    Chi Chi Navarro

    • Grandmother

    Nora Kirkpatrick

    • Sharon

    Tim Cowgill

    • Drunken Man

    Alayna Corrick

    • Goth woman

    Кристина Ромеро Моллисон

    • Сьюзан
    • (как Кристина Ромеро)

    Мартин Грубер

    Лола Форсберг

    • Girl on the pier

    Adrienne Stout

    • Mother
    • (as Adrienne Stout-Coppola)

    Charles Schneider

    • Sketch Artist

    Steven Brown

    • Homeless man in rose garden

    Wendy Уоллер

    • Горничная

    Кристиан Сильвер

    • Кузина Филомена
      • Ален Сильвер
    • 0
    • Fyodor Dostoevsky(story)
    • Alain Silver(screenplay)
  • All cast & crew
  • Production, box office & more at IMDbPro
  • More like this

    White Nights

    White Nights

    Le Notti Bianche

    Преступление и наказание

    Белые ночи

    Записки из подполья.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *