Жанр детство толстой: Какой жанр у произведения «детство» ( автор Лев Николаевич Толстой) .

Содержание

Повесть детство толстой анализ произведения. Жанр и направление

Повесть «Детство» — это часть известной трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Главному герою Николеньке Иртеньеву к тому моменту, как начинается повествование, всего десять лет. Давайте посмотрим, о чем в этом произведении пишет Толстой, и сделаем анализ повести «Детство».

В те времена, о которых пишет автор, дети в десятилетнем возрасте уже начинали получать серьезное образование, для чего приходилось оставлять дом и ехать в лицей, либо в пансионат. Затем, отучившись, такой человек мог послужить для пользы Отечества. Николенька понимает, что через это предстоит пройти и ему. Осталось не так много времени, и отец повезет его в Москву. Но сейчас его окружают родные и близкие люди, можно наслаждаться счастливыми и пока беззаботными еще минутами.

Анализ повести «Детство» был бы неполным без упоминания разновидности жанра. По сути, это автобиография, в которой замечательным языком и авторским стилем Льву Толстому удалось нарисовать картину своих детских лет, причем, в больших подробностях. Мать Льва умерла, когда мальчику не было и двух лет, это же событие происходит и в жизни Николеньки, только позже, когда главному герою уже десять лет. Конечно, Толстой не мог помнить свою маму, но образ maman, как дворяне называли маму с французским манером, вобрал в себя идеальные черты матери по мнению автора.

Ключевые детали анализа повести «Детство»

В первых же главах читатель видит Николеньку, окруженного атмосферой дворянской жизни. Большую роль в мире героя играют гувернеры и дворовые люди. Но один из них произвел на Николеньку особое впечатление. Да, именно к Карлу Ивановичу — добрейшему человеку — возникает у него мимолетная обида, которая потом превращается в чувство стыда.

Отдельно стоит упомянуть «диалектику души», которую в повести «Детство» стал использовать Толстой первый раз. Во время описания состояния главного героя, Толстой прибегает к внутреннему монологу, который показывает изменения в душевном состоянии. Герой то радуется, то печалится; то злится, то чувствует неловкость и стыд. Эти внутренние порывы и есть «диалектика души», и этим приемом в будущем Толстой часто будет пользоваться, если говорить о больших его произведениях.

Рассмотрим в ходе анализа повести «Детство» такие аспекты жизни, как: участие в охоте Николеньки и его братьев; поездки на бал, где даже дворянские дети должны принимать участие в светских беседах и знать, какие танцы приняты в обществе. Главный герой хочет вызвать к себе симпатию у Сонечки Валахиной, для чего пытается подражать взрослым — надев на руку смешную перчатку, он лишь слышит, как окружающие потешаются над ним, и от этого Николеньке стыдно и досадно.

А вскоре Николай понимает, что и дружба бывает недолговечной. Например, он разочаровывается в своем кумире Сереже Ивине, который подло обошелся с сыном одного небогатого иностранца. Сережа Ивин унижает Иленьку, и это на глазах у других ребят. Сочувствуя Илиньке, главный герой не знает, как ему помочь. Испытав такие сильные чувства, как любовь к Сонечке, или уважение к Сереже, Николенька понимает, что он прошел какой-то важный этап в жизни и что-то значимое осталось позади.

Жанр произведения – автобиографическая повесть. Кульминацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них – завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий – развязка, “последние грустные воспоминания”.

Повесть “Детство”, напечатанная в журнале Н. А. Некрасова “Современник”, наряду с военными рассказами, сразу же принесла Толстому известность и признание его таланта. Его замечательный талант в изображении человеческой души, умение увидеть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые проявления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести – становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отражение его душевных переживаний.

Н. Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писателя, отметил его умение улавливать “диалектику души”. Другая сильная черта, по мнению критика, – это “чистота нравственного чувства”. И действительно, эти черты обнаруживаются уже в ранней автобиографической трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”.

Объективное наблюдение над жизнью соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии присутствуют персонажи, прототипами которых послужили родственники Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духовный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характеристика всех действующих лиц и их поступков ведется от лица мальчика, он как бы все “пропускает через себя”. И что интересно, хотя произведение написано уже зрелым человеком, события и поступки осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказывается в повести о няне Наталье Савишне. Ей посвящены самые проникновенные строки. Так, горе детей, теряющих свою мать, которое притворно разделяют съехавшиеся соседи, искренне и полно, просто и безмолвно разделяют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишны в полной мере проявляется тогда, когда описывается общее горе. А Карл Иваныч, добрый старик-учитель! Ему приходилось терпеть многое от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Особое место занимает в повести образ матери. Он явно противопоставлен остальным, в нем – целостность любящего человека и чудесного характера.

Одно из открытий молодого Толстого таково: каждый человек вмещает в себе от рождения все человеческие возможности – хорошие и дурные. Воспитание, среда, его собственная воля развивают одно и вытесняют, а часто и истребляют другое. В сложном противоборстве растет и крепнет характер, и оно никогда не утихнет.

Жизнь детей в родительском доме. Переезд мальчиков в Москву. Известие о болезни матери. Смерть и похороны матери. “Последние грустные воспоминания”.

  1. 1 Роль детской литературы в воспитании детей ” Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются. .. и дети – так же. Все дело…
  2. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” § 1 “Женщина в свете” § 2 “О…
  3. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но…
  4. План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о “природе” человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль…
  5. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется “Капитанская дочка”? Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения – попытка завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение…
  6. Повествование от имени главного героя I Умер отец. Мать полуголая возле него на полу. Приехала бабушка – “круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым…
  7. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год…
  8. Повествование от имени главного героя I Умер отец. Мать полуголая возле него на полу. Приехала бабушка -“круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом;. ..
  9. Максим Горький Детство Повествование от имени главного героя I Умер отец (сейчас одет “в белое и необыкновенно длинный; пальцы его босых ног странно растопырены, пальцы…
  10. Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал…
  11. Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Оглавление Введение Глава I Образ слуги…
  12. В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над…

Толстому в произведении Детство удается воссоздать семейный климат своего детства, именно поэтому повесть считается автобиографической. Главный герой произведения десятилетний мальчик Николенька Иртеньев. В его возрасте дворянские дети отправлялись на обучение. На учёбу в Москву, вместе с отцом и братом, ожидает отправления и главный герой, который так же как и писатель переживает утрату родного человека — мамы.

С первых страниц читатель окунается в обстановку быта дворян XIX века. В детском мире маленького Колю окружают гувернёры, среди которых самым близким становится преподаватель Карл Иванович. Незначительное чувство обиды на этого великодушного человека становится для Николеньки мучительным чувством стыда.

В своей повести автор описывает психически переменчивое состояние героя, внутренний монолог выступает свидетельством перемен. Зло у мальчика сменяется стыдливостью, а радость печалью. Быстрые переходы от одного состояния к другому литераторы определили понятием — диалектика души.

Таким же томительным испытанием становится и его ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию Николеньки после смерти его матери. Когда умирает Наталья Савишна, через год после смерти матери Николеньки, герою приходится повзрослеть в один миг.

Главная тематика произведения — формирование личности. Индивидуальность человека проявляет себя с самого детства. События происходящие в детстве во многом предопределяют судьбу человека.

Любому поведению есть свое объяснение, которое нужно искать в детстве.

Тема семьи также прослеживается в фабуле произведения. Взаимоотношения в семье оказывают существенное влияние на будущее детей.

Автор поднимает злободневные проблемы, которые и сегодня беспокоят многих. Потеря дорогого человека, отрицательное влияние со стороны сверстников, неправильное поведение взрослых в присутствии ребенка, неопределенность выбора — вот самые основные проблемы, которые удается раскрыть автору.

В повести писатель показывает какое влияние оказывают окружающий мир на формирующуюся личность. Любой пустяковый эпизод из детства способен вырасти в целый мотив судьбоносного поступка.

Смысловая часть произведения заключена в указании на роль семьи в жизни каждого из нас. Именно семья указывает ориентиры, по которым дальше пойдёт человек.

Анализ 2

Повесть «Детство» — часть трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». С этой работы началась творческая биография писателя. Это автобиографическое произведение написано на Кавказе. Многие эпизоды взяты из жизни автора: взаимоотношения с братом, ранняя потеря матери. Автора и героя роднят поиски истины и самого себя. Повесть реалистична, в ней описаны культура, быт и нравы дворянства XIX века. Произведение написано от первого лица.

Главный герой – Николенька Иртеньев, в начале произведения ему 10 лет, он впечатлительный и думающий ребенок. Это тот возраст, когда дворянские дети отправлялись получать образование, чтобы учиться дети покидали отчий дом и отправлялись в пансионаты или лицеи. Так происходит с героем. Когда отец сообщает ему об отъезде в Москву, Николенька расстраивается от мысли, что придется покинуть мать. Он думает о том, что детство уже позади, вспоминает важные и трогательные моменты.

Автор передает особенности жизни дворян того времени: детство героя прошло среди гувернанток и дворовых людей. Для Николеньки ближе всех в этот период был его учитель, Карл Иванович, с которым автор знакомит читателя с первых страниц повести. Сначала обидевшись на доброго гувернера, герой испытывает стыд, который не дает ему покоя.

Проза конца XIX века называется литературоведами психологической, в которой прослеживается развитие души героев. В этом повествовании показана диалектика души Николеньки. Ссора с Наталье Савишной также демонстрирует этот художественный прием. Наталья Савишна служила в семье Иртеньевых с тех пор, как мать Николеньки была еще ребенком. Когда ей дали вольную, Наталья Сашивна расстроилась и восприняла это, как личную обиду. Автор рисует ее как преданную и добрую женщину, которую очень любил Николенька.

Образ мамы, Натальи Николаевны детально не прорисован. Но для сына мать – самый чистый человек, когда она улыбается все вокруг освещается. Николенька, потеряв маму, а потом и любимую няню, быстро повзрослел. Он думал о том, что проведение соединило его с близкими людьми, чтобы он помнил и сожалел о них. Наш герой понимает, что жизнь не вечна.

Важным этапом в формировании личности Николеньки является дружба с Сережей Ивиным, который был его кумиром. После того, как Сережа обижает сына небогатого иностранца, Николенька разочаровывается в друге. Он не знает, чем помочь униженному мальчику, это его мучает.

Поиск самого себя связан с эпизодом в московском доме бабушки-княгини. Николенька написал свое первое стихотворение, сначала был этим горд, но потом, читая, осознал, что строки о том, что он любит бабушку, как родную мать, не соответствуют действительности. Маму герой любит совсем иначе, для него нет человека дороже.

Испытывая сильные эмоции, в отношениях с матерью, друзьями, родными из Москвы, Николенька осознает, что его детство закончилось, что оно было прекрасно и неповторимо. Диалектика души героя продолжится, но уже в следующей повести трилогии.

Несколько интересных сочинений

  • История создания рассказа Антоновские яблоки Бунина и прототипы героев

    Написание произведения происходит под воздействием ощущений писателя, гостившего ранней осенью в деревенском доме родного брата, в котором каждое утро просыпается от ароматов антоновских яблонь, наблюдая холодный и серый восход осеннего солнца.

    Хозяйка Медной горы – это главная героиня одноименной детской сказки «Медной горы Хозяйка» Бажова Павла. Все, в детстве, либо видели мультфильм, либо слушали из родительских уст сказку. Писатель рассказал нам именно об этом мифологическом существе

Николенька Иртеньев — главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он — сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, — его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева — это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, — Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он — барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” — это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки — самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство — это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми-нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий — раз-вязка, «последние грустные воспоминания».

Повесть «Детство», напечатанная в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу же при-несла Толстому известность и признание его таланта. Его замеча-тельный талант в изображении человеческой души, умение уви-деть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые про-явления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести — становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отраже-ние его душевных переживаний.

Н.Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писа-теля, отметил его умение улавливать «диалектику души». Другая сильная черта, по мнению критика, — это «чистота нравствен-ного чувства». И действительно, эти черты обнаруживаются уже в ранней автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Объективное наблюдение над жизнью соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии при-сутствуют персонажи, прототипами которых послужили родствен-ники Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духов-ный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характери-стика всех действующих лиц и их поступков ведется от лица маль-чика, он как бы все «пропускает через себя». И что интересно, хотя произведение написано уже зрелым человеком, события и поступки осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказывается в повести о няне Наталье Савишне. Ей посвящены самые проникновенные строки. Так, горе детей, теряющих свою мать, которое притворно разделяют съе-хавшиеся соседи, искренне и полно, просто и безмолвно разде-ляют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишны в полной мере проявляется тогда, когда описывается общее горе. А Карл Иваныч, добрый старик-учитель! Ему приходилось терпеть мно-гое от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Особое место занимает в повести образ матери. Он явно проти-вопоставлен остальным, в нем — целостность любящего человека и чудесного характера. Материал с сайта

Одно из открытий молодого Толстого таково: каждый человек вмещает в себе от рождения все человеческие возможности — хорошие и дурные. Воспитание, среда, его собственная воля раз-вивают одно и вытесняют, а часто и истребляют другое. В слож-ном противоборстве растет и крепнет характер, и оно никогда не утихнет.

План

  1. Жизнь детей в родительском доме.
  2. Переезд мальчиков в Москву.
  3. Известие о болезни матери.
  4. Смерть и похороны матери.
  5. «Последние грустные воспоминания».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • обсуждение повести толстого детство
  • план повести толстого детство
  • сочинение на тему диалектика души в повести толстого юность
  • черты характера аркадия ивановича из детства никиты
  • рецензия на повесть детство толстого

Анализ повести «Детство» Толстого | ReadCafe

Вы здесь

Главная

>

Блог

>

Анализ повести «Детство» Толстого

Повесть «Детство» — это часть известной трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Главному герою Николеньке Иртеньеву к тому моменту, как начинается повествование, всего десять лет. Давайте посмотрим, о чем в этом произведении пишет Толстой, и сделаем анализ повести «Детство».

В те времена, о которых пишет автор, дети в десятилетнем возрасте уже начинали получать серьезное образование, для чего приходилось оставлять дом и ехать в лицей, либо в пансионат. Затем, отучившись, такой человек мог послужить для пользы Отечества. Николенька понимает, что через это предстоит пройти и ему. Осталось не так много времени, и отец повезет его в Москву. Но сейчас его окружают родные и близкие люди, можно наслаждаться счастливыми и пока беззаботными еще минутами.

Анализ повести «Детство» был бы неполным без упоминания разновидности жанра. По сути, это автобиография, в которой замечательным языком и авторским стилем Льву Толстому удалось нарисовать картину своих детских лет, причем, в больших подробностях. Мать Льва умерла, когда мальчику не было и двух лет, это же событие происходит и в жизни Николеньки, только позже, когда главному герою уже десять лет. Конечно, Толстой не мог помнить свою маму, но образ maman, как дворяне называли маму с французским манером, вобрал в себя идеальные черты матери по мнению автора.

В первых же главах читатель видит Николеньку, окруженного атмосферой дворянской жизни. Большую роль в мире героя играют гувернеры и дворовые люди. Но один из них произвел на Николеньку особое впечатление. Да, именно к Карлу Ивановичу — добрейшему человеку — возникает у него мимолетная обида, которая потом превращается в чувство стыда.

Отдельно стоит упомянуть «диалектику души», которую в повести «Детство» стал использовать Толстой первый раз. Во время описания состояния главного героя, Толстой прибегает к внутреннему монологу, который показывает изменения в душевном состоянии. Герой то радуется, то печалится; то злится, то чувствует неловкость и стыд.  Эти внутренние порывы и есть «диалектика души», и этим приемом в будущем Толстой часто будет пользоваться, если говорить о больших его произведениях.

Рассмотрим в ходе анализа повести «Детство» такие аспекты жизни, как: участие в охоте Николеньки и его братьев; поездки на бал, где даже дворянские дети должны принимать участие в светских беседах и знать, какие танцы приняты в обществе. Главный герой хочет вызвать к себе симпатию у Сонечки Валахиной, для чего пытается подражать взрослым — надев на руку смешную перчатку, он лишь слышит, как окружающие потешаются над ним, и от этого Николеньке стыдно и досадно.

А вскоре Николай понимает, что и дружба бывает недолговечной. Например, он разочаровывается в своем кумире Сереже Ивине, который подло обошелся с сыном одного небогатого иностранца. Сережа Ивин унижает Иленьку, и это на глазах у других ребят. Сочувствуя Илиньке, главный герой не знает, как ему помочь. Испытав такие сильные чувства, как любовь к Сонечке, или уважение к Сереже, Николенька понимает, что он прошел какой-то важный этап в жизни и что-то значимое осталось позади.

Подводя итог этой статье, где мы рассмотрели анализ повести «Детство» Толстого, заметим, что лучшая пора без забот и тревог заканчивается. И Николенька в повести «Отрочество» будет зваться Nikolas… Прочитайте также статью с анализом «Отрочество».

Теги: 

анализ

книги

рецензия

Похожие статьи

«Борис Годунов» — анализ пьесы Пушкина

В трагедии «Борис Годунов» поднимается широкий спектр вопросов: народ и власть, совесть и покаяние, преступление и наказание, любовь и предательство. Как и все исторические тексты Пушкина («Капитанская дочка», «История Пугачёва, Полтава»), пьеса…

«Теплый хлеб» — анализ произведения

Произведение «Теплый хлеб» написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый…

Анализ «Повести Белкина» Пушкина

Анализ «Повести Белкина» стоит начать с рассмотрения общей информации. Они относятся к произведениям, написанным в один из самых плодотворных периодов творчества Пушкина – Болдинской осенью 1830 года. Издано произведение было год спустя. Сборник…

Сказка детства Толстой анализ произведения. Жанр и направление

Рассказ «Детство» является частью знаменитой трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Главному герою Николеньке Иртеньеву к моменту начала повествования всего десять лет. Давайте посмотрим, о чем пишет Толстой в этом произведении, и сделаем анализ повести «Детство».

В те времена, о которых пишет автор, дети в десятилетнем возрасте уже начинали получать серьезное образование, для чего им приходилось покидать дом и отправляться в лицей или пансион. Потом, отучившись, такой человек мог служить на благо Отечества. Николенька понимает, что ему тоже придется через это пройти. Времени осталось немного, и отец заберет его в Москву. Зато теперь его окружают родные и близкие, можно наслаждаться счастливыми и по-прежнему беззаботными минутами.

Анализ повести «Детство» был бы неполным без упоминания жанрового разнообразия. По сути, это автобиография, в которой Льву Толстому удалось очень подробно нарисовать картину своего детства своим замечательным языком и авторским стилем. Мать Льва умерла, когда мальчику не было и двух лет, такое же событие происходит и в жизни Николеньки, только позже, когда главному герою уже исполнилось десять лет. Конечно, свою мать Толстой не мог вспомнить, но образ maman, как на французский манер называли свою мать дворяне, вобрал в себя, по мнению автора, идеальные черты матери.

Ключевые детали анализа повести «Детство»

В первых же главах читатель видит Николеньку, окруженную атмосферой дворянской жизни. Большую роль в мире героя играют воспитатели и дворовые люди. Но один из них произвел на Николеньку особое впечатление. Да, именно к Карлу Ивановичу — добрейшему человеку — у него возникает мимолетная обида, переходящая потом в чувство стыда.

Отдельно стоит упомянуть о «диалектике души», которую Толстой впервые начал использовать в рассказе «Детство». Описывая состояние главного героя, Толстой прибегает к внутреннему монологу, показывающему изменения в душевном состоянии. Герой либо радуется, либо печалится; иногда злится, иногда чувствует смущение и стыд. Эти внутренние порывы и есть «диалектика души», и этот прием Толстой будет часто использовать и в дальнейшем, если говорить о его великих произведениях.

Рассмотрим в ходе анализа повести «Детство» такие стороны жизни, как: участие в охоте Николеньки и его братьев; походы на бал, где даже дворянские дети должны принимать участие в светских беседах и знать, какие танцы приняты в обществе. Главный герой хочет вызвать симпатию у Сонечки Валахиной, для чего старается подражать взрослым – надевая на руку забавную перчатку, он только слышит, как над ним смеются окружающие, и от этого Николеньке становится стыдно и досадно.

И вскоре Николай понимает, что дружба тоже может быть недолгой. Например, он разочаровался в своем кумире Сереже Ивине, который подло обошелся с сыном бедной иностранки. Сережа Ивин унижает Иленьку, и это на глазах у других парней. Сочувствуя Ильинке, главный герой не знает, как ему помочь. Пережив такие сильные чувства, как любовь к Соне, или уважение к Сереже, Николенька понимает, что он прошел какой-то важный этап в своей жизни и что-то значительное осталось позади.

Жанр произведения – автобиографический рассказ. Кульминацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. Перед ними — сюжет, который начинается со знакомства читателя с учителем Карлом Ивановичем, после печальных событий — развязка, «последние печальные воспоминания».

Рассказ «Детство», опубликованный в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу принес Толстому славу и признание его таланта. Уже в этих ранних произведениях нашли отражение его замечательный талант в изображении человеческой души, умение видеть и выражать словами тончайшие, часто противоречивые проявления жизни как ребенка, так и взрослого. Тема рассказа — формирование личности ребенка под влиянием окружающей среды, отражение его эмоциональных переживаний.

Н. Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писателя, отмечал его способность улавливать «диалектику души». Другой сильной чертой, по мнению критика, является «чистота нравственного чувства». Ведь эти черты присутствуют уже в ранней автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Объективное наблюдение жизни соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии есть персонажи, прототипами которых стали родственники Толстого, люди, близкие его семье, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духовный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характеристика всех персонажей и их поступков осуществляется от лица мальчика, он как бы все «пропускает через себя». И что интересно, хоть произведение и написано зрелым человеком, события и действия осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказана история о няне Наталье Савишной. Ей посвящены самые проникновенные строки. Таким образом, горе детей, потерявших мать, которое притворно разделяют собравшиеся соседи, искренне и целиком, просто и молчаливо разделяют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишной в полной мере проявляется при описании общего горя. А Карл Иванович, старый добрый учитель! Ему многое пришлось вытерпеть от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Образ матери занимает в повести особое место. Он явно противостоит остальным, в нем цельность любвеобильного человека и прекрасный характер.

Одно из открытий юного Толстого таково: каждый человек содержит в себе от рождения все человеческие возможности — хорошие и плохие. Воспитание, среда, свои будут развивать одно и вытеснять, а часто и уничтожать другое. В сложном противостоянии характер растет и крепнет, и он никогда не утихнет.

Жизнь детей в родительском доме. Переезд мальчиков в Москву. Известие о болезни матери. Смерть и похороны матери. «Последние грустные воспоминания».

  1. 1 Роль детской литературы в воспитании детей» Книга – жизнь нашего времени. Всем это нужно. ..и дети тоже. Все дело…
  2. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 «ПОРТРЕТ» ГЛАВА 2 «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГЛАВА 3 «ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» § 1 «Женщина в свете» § 2 «О…
  3. В любой книге предисловие является первым и в то же время последним; он служит либо объяснением цели эссе, либо оправданием и ответом на критику. Но…
  4. План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Нравственно-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………. роль…
  5. Как вы думаете, почему рассказ, посвященный народному восстанию, называется «Капитанская дочка»? Автору пришлось считаться с цензурой. Название произведения – попытка скрыть политическое содержание, сочувственное отношение…
  6. Повествование от лица главного героя I Умер отец. Его мать полуголая рядом с ним на полу. Приехала бабка — «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешной рыхлой…
  7. Пушкин и философско-историческая мысль 19век… Пушкин появился как раз в то время, когда поэзия как искусство только-только стала возможной в России. Двадцатый год…
  8. Рассказ от лица главного героя I Умер отец. Его мать полуголая рядом с ним на полу. Приехала бабушка – «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным, рыхлым носом; …
  9. Максим Горький Детство Рассказ от лица главного героя I Умер отец (теперь одетый «в белое и необыкновенно длинный; пальцы на ногах странно растопырены, пальцы…
  10. Мой слуга, повар и товарищ по охоте Ярмола-лесоруб, вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, с грохотом швырнул ее на пол и задышал. ..
  11. Образ слуги в русской литературе XIX века по произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Оглавление Введение Глава I Образ Слуги…
  12. В середине августа, перед рождением новолуния, внезапно установилась ненастье, столь характерное для северного побережья Черного моря. Потом целыми днями тяжело было лежать…

Толстому в детстве удается воссоздать семейную атмосферу своего детства, поэтому повесть считается автобиографической. Главный герой произведения – десятилетний мальчик Николенька Иртеньев. В его возрасте дворянские дети шли учиться. На учебу в Москву вместе с отцом и братом отъезда ждет и главный герой, который так же, как и писатель, переживает потерю близкого человека – матери.

С первых страниц читатель погружается в атмосферу дворянской жизни XIX века. В детском мире маленького Колю окружают воспитатели, среди которых самым близким становится учитель Карл Иванович. Незначительное чувство обиды на этого щедрого человека становится для Николеньки болезненным чувством стыда.

В своем рассказе автор описывает психически изменчивое состояние героя, внутренний монолог свидетельствует об изменении. Зло мальчика сменяется скромностью, а радость печалью. Быстрые переходы из одного состояния в другое определялись писателями понятием диалектики души.

Таким же мучительным испытанием становится его ссора с Натальей Савишной, посвятившей всю свою жизнь воспитанию Николеньки после смерти его матери. Когда Наталья Савишна умирает через год после смерти матери Николеньки, герою приходится в одно мгновение повзрослеть.

Основная тема работы — формирование личности. Индивидуальность человека проявляется с детства. События, происходящие в детстве, во многом определяют судьбу человека. Любому поведению есть свое объяснение, которое нужно искать в детстве.

Тема семьи прослеживается и в сюжете произведения. Отношения в семье оказывают существенное влияние на будущее детей.

Автор поднимает актуальные вопросы, волнующие многих и по сей день. Потеря близкого человека, негативное влияние сверстников, неправильное поведение взрослых в присутствии ребенка, неопределенность выбора — вот основные проблемы, которые удается раскрыть автору.

В рассказе писатель показывает, какое влияние окружающий мир оказывает на формирующуюся личность. Любой пустяковый эпизод из детства может перерасти в целый мотив судьбоносного поступка.

Смысловая часть работы заключается в указании роли семьи в жизни каждого из нас. Именно семья указывает ориентиры, по которым человек пойдет дальше.

Анализ 2

Рассказ «Детство» входит в трилогию Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность». С этого произведения началась творческая биография писателя. Это автобиографическое произведение было написано на Кавказе. Многие эпизоды взяты из жизни автора: отношения с братом, ранняя потеря матери. Автора и героя связывают поиски истины и себя. Рассказ реалистический, он описывает культуру, быт и нравы дворянства XIX века. Работа написана от первого лица.

Главный герой Николенька Иртеньев, в начале произведения ему 10 лет, он впечатлительный и мыслящий ребенок. Это возраст, когда дворянские дети шли получать образование, чтобы учиться, дети покидали отчий дом и отправлялись в пансионы или лицеи. Вот что происходит с героем. Когда отец сообщает ему об отъезде в Москву, Николенька расстраивается при мысли, что ему придется расстаться с матерью. Он думает о том, что детство уже позади, вспоминает важные и трогательные моменты.

Автор передает особенности жизни дворян того времени: детство героя прошло среди гувернанток и дворовых людей. Для Николеньки ближе всех в этот период был его учитель Карл Иванович, с которым автор знакомит читателя с первых страниц повести. Сначала, обидевшись на доброго воспитателя, герой испытывает стыд, который не дает ему покоя.

Прозу конца XIX века литературоведы называют психологической, в которой прослеживается развитие души персонажей. В этом повествовании показана диалектика души Николеньки. Ссора с Натальей Савишной также демонстрирует этот художественный прием. Наталья Савишна служила в семье Иртеневых с тех пор, как мать Николеньки была еще ребенком. Когда ей дали свободу, Наталья Сашивна расстроилась и восприняла это как личное оскорбление. Автор рисует ее как преданную и добрую женщину, которую очень любил Николенька.

Образ матери Натальи Николаевны детально не прорисован. Но для сына мать — самый чистый человек; когда она улыбается, все вокруг озаряется. Николенька, потеряв мать, а затем и любимую няню, быстро повзрослел. Он думал, что проход соединил его с близкими, чтобы он вспомнил и пожалел их. Наш герой понимает, что жизнь не вечна.

Важным этапом в становлении личности Николеньки является дружба с Сережей Ивиным, который был его кумиром. После того, как Сережа обижает сына бедного иностранца, Николенька разочаровывается в друге. Он не знает, как помочь униженному мальчику, это его мучает.

Поиски себя связаны с эпизодом в московском доме бабушки-княгини. Николенька написал свое первое стихотворение, сначала гордился им, но потом, читая, понял, что строки о том, что он любит бабушку, как родную мать, не соответствуют действительности. Герой совсем по-другому любит свою мать, для него нет человека роднее.

Испытывая сильные эмоции, в отношениях с мамой, друзьями, родственниками из Москвы, Николенька понимает, что его детство закончилось, что оно было прекрасным и неповторимым. Диалектика души героя продолжится, но уже в следующем рассказе трилогии.

Некоторые интересные сочинения

  • История создания повести Бунина Антоновские яблоки и прототипы героев

    Написание произведения происходит под влиянием ощущений писателя, пребывавшего в деревенском доме г. своего брата ранней осенью, где он каждое утро просыпается от ароматов антоновских яблонь, наблюдая за холодным и серым восходом осеннего солнца.

    Хозяйка Медной горы — главная героиня одноименной детской сказки «Хозяйка Медной горы» Павла Бажова. Все в детстве либо смотрели мультик, либо слушали сказку из уст родителей. Писатель рассказал нам об этом мифологическом существе

Николенька Иртеньев — главный герой повести «Детство», написанной гениальным писателем, возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовно-нравственный мир ребенка.

Какая характеристика у Николеньки Иртенева? Как к этому относился автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до читательских сердец, избрав образ ребенка ключевым и центральным в своем творчестве?

Кратко проанализируем реалистическую, жизненную повесть, написанную Л. Н. Толстым «Детство», и попытаемся найти ответы на поставленные вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести «Детство» начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого охраняет его добрый любящий наставник.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он сын помещика, выросший в оранжерейных условиях, немного избалованный и эксцентричный, но очень добрый и нежный.

Повествование не зря ведется от первого лица. Это позволяет лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и детскую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что оставил в памяти Лев Толстой? «Детство» открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, обличает безнравственность и лицемерие дворянского быта того времени.

Внешность главного героя

Портрет Николеньки из повести «Детство» представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с большим носом, большими губами и маленькими глазами, с постоянно торчащими вихрями на макушке .

Мальчик очень переживает из-за своих внешних недостатков. Из-за этого его иногда одолевают грусть и отчаяние. Он даже просит у Бога внешней красоты и готов отказаться от всего самого ценного, лишь бы иметь совершенный вид.

И хотя иногда может показаться, что главный герой намеренно описывает себя таким маленьким уродом, старшие до сих пор неоднократно говорят о его уродливой внешности. Это отмечает даже тот, кто любит Николеньку больше всех на свете – его мать. С другой стороны, она неоднократно подчеркивала духовную привлекательность младшего сына.

противоречивые чувства

Что такое Николенька в рассказе «Детство»?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, добросовестность Иртеньева — его внутренний стержень, который привлекает нас к главному герою.

Он может делать некрасивые вещи, он может иметь неверные суждения, он может думать и чувствовать то, что предосудительно, но он всегда, всегда (!) будет чувствовать стыд и сожаление, раскаяние и какие-то угрызения совести после этого. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

Какие противоречивые чувства у Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, Карлом Ивановичем. У этого бедняги не было жизни на далекой родине, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и достатка немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и по простоте душевной отдавал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже многим пожертвовать ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его за руку и ласково называет «милый» учитель.

Однако в душе мальчика происходят множественные резкие перемены. Он может ругать и злиться на нищего учителя, отвечать ему грубо и нагло, желать ему всего плохого. И все это только из-за строгого предложения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно, позже, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать угрызения совести и пытаться загладить свою вину.

Отношения с Иленкой

Характеристика Николеньки из повести «Детство» четко проступает в его отношениях с Иленкой Грап, которая была ровесницей главного героя. Иленка была болезненным, тихим ребенком, за которым гонялись и издевались богатые товарищи. Отец его не имел ни богатства, ни звания, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как тяжело было Иленке общаться с накаченными барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и муки.

Воспоминания о травле Иленьки лежат черным пятном на сердце Иртеньева уже много лет. Он, такой нежный и отзывчивый, с тонкой понимающей душой, корит себя за то, что пошел на поводу у взрослых детей и не заступился за беззащитного обездоленного мальчика.

Власть героя

Однако в отношении Николеньки к подчиненным ему всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванства. Он считал себя гораздо выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, привязанных к нему всем сердцем слуг. Он относился к своим бедным сверстникам презрительно и высокомерно, считая себя лучше и умнее.

Откуда в этом славном милом ребенке такое чувство высокомерия и превосходства? Характеристика Николеньки из повести «Детство» в полной мере раскрывает нам причины и следствия его поступков и суждений.

Мальчик вырос в доме богатого, заносчивого помещика. С младенчества его учили, что он сын лорда, достойный благоговения и почитания. С молоком матери Николенька впитал в себя чувство превосходства и желание жить в роскоши и довольстве, среди слуг, холопских людей.

Столько знатных детей воспитали. И это было обычным явлением в то время.

тяжелые испытания

Но это не значит, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, защищенный судьбой от проблем и забот. Нет, беды и переживания коснулись и его, оставив неизгладимый скорбный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести «Детство» — это образ богатого мальчика, знающего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелую душевную травму: непонимание старшего брата, высокомерие друга, гордыню и безнравственность отца, который изменяет матери и губит всю семью.

Однако самым печальным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к маме

Образ матери — самый яркий, самый красивый образ в рассказе, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или подробной характеристики женщины.

Мама для Николеньки самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик вырастает таким добрым и отзывчивым ребенком, способным сочувствовать и чувствовать себя виноватым. Поэтому характеристика Николеньки из повести «Детство» была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и веселая мать могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И при этом все свои ощущения и чувства мальчик описывает с безграничной искренностью и прямотой. Миг самозабвения, проведенный возле гроба любимого родителя, он называет самым верным проявлением горя. В других случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства гордыни, претенциозности и эгоизма, честно признаваясь в этом себе и испытывая к себе глубокий стыд и презрение.

Влияние образа Николеньки

Как видите, в рассказе «Детство» Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои беды и неудачи. В произведении также показано, что детство – важная пора формирования личности и мировоззрения ребенка, которые оставят неизгладимый след в его уме и сердце.

Жанр произведения – автобиографический рассказ. Кульминацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. Перед ними — сюжет, начинающийся со знакомства читателя с учителем Карлом Ивановичем, после печальных событий — завязка, «последние печальные воспоминания».

Рассказ «Детство», опубликованный в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу принес Толстому славу и признание его таланта. Уже в этих ранних произведениях нашли отражение его замечательный талант в изображении человеческой души, умение видеть и выражать словами тончайшие, часто противоречивые проявления жизни как ребенка, так и взрослого. Тема рассказа — формирование личности ребенка под влиянием окружающей среды, отражение его эмоциональных переживаний.

Н.Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писателя, отмечал его способность улавливать «диалектику души». Другой сильной чертой, по мнению критика, является «чистота нравственного чувства». Ведь эти черты присутствуют уже в ранней автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Объективное наблюдение жизни соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии есть персонажи, прототипами которых стали родственники Толстого, люди, близкие его семье, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духовный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характеристика всех персонажей и их поступков осуществляется от имени мальчика, он как бы все «пропускает через себя». И что интересно, хоть произведение и написано зрелым человеком, события и действия осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказана история о няне Наталье Савишной. Ей посвящены самые проникновенные строки. Таким образом, горе детей, потерявших мать, которое якобы разделяют собравшиеся соседи, искренне и целиком, просто и молчаливо разделяют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишной в полной мере проявляется при описании общего горя. А Карл Иванович, старый добрый учитель! Ему многое пришлось вытерпеть от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Образ матери занимает в повести особое место. Он явно противостоит остальным, в нем цельность любвеобильного человека и прекрасный характер. материал с сайта

Одно из открытий юного Толстого таково: каждый человек содержит в себе от рождения все человеческие возможности — хорошие и плохие. Воспитание, окружающая среда, его собственные будут развивать одно и вытеснять, а часто и уничтожать другое. В сложном противостоянии характер растет и крепнет, и он никогда не утихнет.

План

  1. Жизнь детей в родительском доме.
  2. Переезд мальчиков в Москву.
  3. Известие о болезни матери.
  4. Смерть и похороны матери.
  5. «Последние грустные воспоминания».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал на темы:

  • обсуждение рассказа детства Толстого
  • план рассказа детства Толстого
  • сочинение на тему диалектики души в рассказе Толстого «Юность»
  • черты характера Аркадия Ивановича из детства Никиты
  • рецензия на рассказ детства Толстого
  • 3

Детство Льва Толстого — Электронная книга

Электронная книга147 страниц2 часа

Рейтинг: 0 из 5 звезд

()

Автобиографическая трилогия Льва Толстого, в которую входят также «Отрочество» и «Юность».

Опубликованная, когда Толстому было двадцать три года, книга сразу же привлекла внимание русских писателей, в том числе Ивана Тургенева, и провозгласила молодого Толстого крупной фигурой в русской литературе. «Детство» представляет собой экспрессионистское исследование внутренней жизни маленького мальчика Николеньки и представляет собой новую форму русского письма, смешивающую факты, вымысел и эмоции для передачи настроения и реакции рассказчика.

Темы застенчивости, самооценки и самосовершенствования пронизывают книгу, но мы также знакомимся с более широкими описаниями природы, искусства и устройства мира молодым Толстым.

Skip Carousel

LanguageNglish

Publishere-Bookarama

Dateoct 1, 2022

ISBN9788834118962

Автор

Leo Tolsto Смерть Ивана Ильича, Семейное счастье и другие классики русской литературы.

Связанные категории

Skip Carousel

Обзоры для детства

Рейтинг: 0 из 5 звезд

0 Рейтинги

0 Оценки 0.

    Предварительный просмотр

    Дел.

    Глава 1 — РЕПЕТИТОР, КАРЛ ИВАНИЧ

    12 августа 18— (всего через три дня после моего десятого дня рождения, когда мне вручили такие замечательные подарки) я проснулся в семь часов утра. Утром Карл Иваныч хлопнул по стене у моей головы маховиком из сахарной бумаги и палкой. Он сделал это так грубо, что попал в образ моего покровителя, подвешенный к дубовой спинке моей кровати, и дохлая муха упала на мои кудри. Я выглянул из-под одеяла, придержал рукою еще трясущееся изображение, сбросил дохлую муху на пол и посмотрел на Карла Иваныча сонными, гневными глазами. Он в пестром ватном халате, скрепленном на талии широким поясом из той же материи, в красной вязаной шапке, украшенной кисточкой, и в мягких туфлях из козьей шкуры, продолжал ходить по стенам и целиться в , и шлепая, летит.

    Предположим, Я подумал про себя, что я всего лишь маленький мальчик, но почему он должен меня беспокоить? Почему он не идет убивать мух у кровати Володи? Нет; Володя старше меня, а я младшая в семье, вот он и мучает меня. Вот о чем он думает целыми днями — как бы подразнить меня. Он прекрасно знает, что разбудил и напугал меня, но делает вид, что не замечает этого. Отвратительная скотина! И халат его, и фуражка, и кисточка тоже — все противно.

    Пока я так внутренне изливал свой гнев на Карла Иваныча, он прошел к своей кровати, взглянул на часы (которые висели в сшитом стеклярусом башмачке) и положил откидную крышку на гвоздь, затем, видимо, в самом веселом настроении, он повернулся к нам.

    Вставайте, дети! Уже пора, а ваша мать уже в гостиной, воскликнул он с сильным немецким акцентом. Потом он подошел ко мне, сел у моих ног и достал из кармана свою табакерку. Я притворился, что сплю. Карл Иваныч чихнул, вытер нос, пощелкал пальцами и стал забавляться тем, что дразнил меня и щекотал мне пальцы на ногах, с улыбкой говоря:0325 Ну-ну, лентяйка!

    Несмотря на весь мой страх перед щекоткой, я решил не вставать с постели и не отвечать ему. но спрятала голову поглубже в подушку, изо всех сил брыкалась и изо всех сил старалась не засмеяться.

    Какой он добрый и как любит нас! Я подумал про себя: «А ведь я мог его теперь так ненавидеть!» все на грани

    Оставь меня в покое, Карл! — воскликнул я наконец со слезами на глазах, поднимая голову из-под одеяла.

    Карл Иваныч опешил, Перестал щекотать мне ноги и ласково спросил меня, в чем дело, Не приснился ли мне неприятный сон? Его доброе немецкое лицо и сочувствие, с которым он стремился узнать причину моих слез, заставили их течь еще быстрее. Меня мучила совесть, и я не мог понять, как еще минуту назад я ненавидел Карла и считал отвратительными его халат, кепку и кисточку. Наоборот, сейчас они выглядели в высшей степени привлекательными. Даже кисточка казалась еще одним признаком его доброты. Я ответил, что плачу, потому что мне приснился дурной сон, и я видел, как мама умерла и ее хоронили. Конечно, это была всего лишь выдумка, так как я не помнил, чтобы мне вообще что-нибудь снилось в ту ночь, но правда заключалась в том, что сочувствие Карла, когда он пытался утешить и успокоить меня, постепенно заставило меня поверить, что мне приснился такой ужасный сон, и тем больше плачет, хотя и по другой причине, чем та, которую он себе представлял 9. 0003

    Когда Карл Иваныч ушел от меня, я села в постели и стала натягивать чулки на свои ножки. Слезы уже совсем высохли, но грустная мысль о придуманном сне еще немного преследовала меня. Вскоре вошел дядя [этот термин дети часто применяют к старым слугам в России] Николя — аккуратный человечек, всегда серьезный, методичный и почтительный, а также большой друг Карла. Он принес с собой нашу одежду и одежду. сапоги — по крайней мере, сапоги для Володи, а мне старые, мерзкие, с ребрами ботинки. В его присутствии мне было совестно плакать, и к тому же утреннее солнце так весело светило в окно, и Володя, стоя у умывальника, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку моей сестры), так громко и так долго смеялся, что даже серьезный Николя — полотенце на плече, мыло в одной руке и тазик в другой — не мог не улыбнуться, когда сказал:0325 Разрешите вас помыть, Владимир Петрович? Я совсем повеселел.

    Вы почти готовы? — раздался голос Карла из классной комнаты. Тон этого голоса звучал теперь сурово, и в нем не было ничего от той доброты, которая только что меня так тронула. В самом деле, в классной комнате Карл был совсем другим человеком, чем в другое время. Там он был воспитателем. Я поспешно умылся и оделся и, все еще с щеткой в ​​руке, приглаживая мокрые волосы, ответил на его зов. Карл в очках на носу и с книгой в руке сидел, как обычно, между дверью и одним из окон. Налево от двери две полки — одна детская (то есть наша), а другая Карлова. На нашей грудой были навалены всевозможные книги — учебники и книги для игр — и стоячие, и лежачие. У стены чинно стояли только два больших тома «Истории путешествий» в красном переплете. На этой полке можно было увидеть книги толстые и тонкие, и книги большие и маленькие, а также обложки без книг и книги без обложек, так как все и так сбилось в кучу, когда пришло время игры и нам сказали поставить библиотека (так Карл называл эти полки) в порядке Коллекция книг на его собственной полке была если не столь многочисленна, как наша, то, по крайней мере, более разнообразна. Особенно мне запомнились три из них, а именно немецкая брошюра (без обложки) «Об удобрении капусты на огородах», «История семилетней войны» (переплетенная в пергамент и сгоревшая с одного угла) и «Курс гидростатики». . Хотя Карл так много времени проводил за чтением, что повредил себе зрение, он никогда не читал ничего, кроме этих книг и «Северной пчелы».

    Еще одна статья на полке Карла Я хорошо помню. Это был круглый кусок картона, привинченный винтом к деревянной подставке, с приклеенной на картон комической картинкой дамы и парикмахера. Карл очень ловко скреплял куски картона и придумал это приспособление для защиты своих слабых глаз от любого очень сильного света.

    Я вижу его теперь перед собою — высокую фигуру в ватном халате и красной шапочке (из-под последней видно несколько седых волос), сидящую у стола; экран с парикмахером, затеняющим лицо; одна рука держит книгу, а другая лежит на подлокотнике кресла. Перед ним лежат его часы с нарисованным на циферблате егерем, клетчатый хлопчатобумажный платок, круглая черная табакерка и зеленый футляр для очков. и спокойный ум.

    Иногда, когда мне надоело бегать по салону внизу, я на цыпочках прокрадывался в классную комнату и заставал Карла, сидящего в кресле в одиночестве и с серьезным и тихим выражением лица просматривающего одну из своих любимых книг. Но иной раз бывали минуты, когда он не читал, и когда очки соскальзывали с его большого орлиного носа, и голубые, полуприкрытые глаза и чуть улыбающиеся губы как бы смотрели перед собой с любопытным выражением. в комнате было тихо — не было слышно ни звука, кроме его ровного дыхания и тиканья часов с нарисованным на циферблате охотником. Он меня не увидит, а я буду стоять у двери и думать: Бедный, бедный старик! Нас много, и мы можем играть вместе и быть счастливыми, а он сидит там один, и некому его любить. Конечно, он говорит правду, когда говорит, что он сирота. И история его жизни тоже — как она ужасна! Я помню, как он говорил Николе: «Как ужасно быть в его положении! Тогда бы мне так его стало жалко, что я подошла бы к нему, взяла бы его за руку и сказала: Дорогой Карл Иваныч! , и он явно радовался, когда я говорил с ним таким образом, и выглядел намного веселее.

    На второй стене классной комнаты висело несколько карт, в основном порванных, но вновь склеенных рукой Карла. На третьей стене (посередине которой стояла дверь) висела, с одной стороны от двери, пара линеек (одна из них наша — сильно исцарапанная, а другая его — совсем новая), с: по другую сторону двери — классная доска, на которой наши более серьезные недостатки были отмечены кружками, а более мелкие — крестиками. Слева от доски был угол, в котором мы должны были становиться на колени, когда шалили. Как хорошо я помню этот угол — ставень на печке, вентилятор над ним и шум, который он производил при повороте! Иногда меня заставляли оставаться в этом углу, пока у меня не заболели спина и колени, и я думал про себя. Карл Иваныч забыл меня? Он продолжает тихонько сидеть в кресле и читать «Гидростатику», а я! Затем, чтобы напомнить ему о своем присутствии, я начинал осторожно крутить вентилятор. Или соскребать штукатурку со стены; но если случайно на пол падал слишком большой кусок, то испуг перед ним был хуже всякого наказания. Я оглядывался на Карла, но он все так же тихо сидел с книгой в руке и делал вид, что ничего не замечает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *