Жан-Жак Руссо: основные идеи. Жан-Жак Руссо: биография, цитаты
Жан-Жак Руссо относится к тем философам, которые еще долго будут вызывать дискуссии. Принадлежит ли он к плеяде мыслителей эпохи Просвещения или, наоборот, к ее самым непримиримым критикам? Готовил он почву для Французской революции или же делал все, чтобы она не произошла? Множество биографов сломали копья, споря о том, кто такой был Жан-Жак Руссо. Основные идеи этого философа, принадлежавшего одновременно к школам натурализма и сенсуализма, мы рассмотрим в этой статье. Ведь именно этот человек понял, что прогресс несет за собой несчастье, а деспотизм порождает бесправие большинства. В ситуации, когда основная масса людей жила практически за чертой нищеты, он лелеял идеи о всеобщем равенстве.
Взгляды Жан-Жака Руссо: что лежит в их основе
Главным мотивом идей философа является требование вывести общества из того состояния, в котором оно находится теперь. То есть из ситуации всеобщей испорченности. Его коллеги-просветители утверждали, что это возможно, стоит только правильно воспитать князей и правителей. А также учредить республику, где все получат равные материальные блага и политические права. Руссо же полагал, что главный принцип правильного общества лежит в верном моральном мышлении. Философ говорил о том, что «всякий человек добродетелен», когда его «частная воля во всем соответствует общей воле». Мораль для него была главным мерилом всего. Поэтому он считал, что без добродетели никакой настоящей свободы не существует. Но его жизнь была словно опровержением всей его философии.
Биография. Юность и начало карьеры
Жан-Жак Руссо, основные идеи которого мы анализируем, родился в городе Женеве и по своим религиозным убеждениям в детстве был кальвинистом. Мать его умерла во время родов, а отец бежал из города, поскольку стал жертвой уголовного преследования. С раннего возраста он был отдан в ученичество, но ни нотариус, ни гравер, в подчинении которых находился будущий философ, не любили его. Дело в том, что он предпочитал запоем читать книги, а не работать. Его часто наказывали, и он решился бежать. Он пришел в соседнюю область — Савойю, которая была католической. Там, не без участия госпожи де Варан — своей первой покровительницы, он стал католиком. Так начались мытарства юного мыслителя. Он работает лакеем в аристократической семье, но не приживается там и уходит обратно, к госпоже де Варан. С ее помощью он идет учиться в семинарию, бросает ее, два года скитается по Франции, часто ночуя под открытым небом, и вновь возвращается к своей прежней любви. Даже присутствие еще одного воздыхателя «мамаши» не смущает его. В течение нескольких лет Жан-Жак Руссо, биография которого в юности была столь отличной от его последующих взглядов, то уходит, то возвращается к госпоже де Варан и живет с нею в Париже, в Шамбери и в других местах.
Зрелость
Оставаться долгое время в качестве протеже стареющей дамы Руссо в конце концов счел невозможным. Он пытался зарабатывать, но неудачно. Не сумел он ни обучать детей, ни работать секретарем посла. Со всеми работодателями у него возникали проблемы. Мизантропия постепенно проникает в характер этого человека. С людьми он не сходится. Природа – вот что начинает очаровывать такого любителя уединения, как Жан-Жак Руссо. Биография философа внезапно делает резкий поворот – он женится на горничной, служащей в одной из гостиниц. Это была грубая, вульгарная женщина, которую он совершенно не любил, но она его кормила. Всех своих детей он отдал в приют, утверждая впоследствии, что денег на содержание семьи у него не было. Он продолжал подрабатывать на различных временных должностях, и вот, будучи секретарем, вошел в общество Энциклопедистов, которые собирались на дому. Одним из его первых друзей был Дени Дидро. Последний часто подвергался преследованиям за политические взгляды. Однажды, когда Жан-Жак шел навестить Дидро в заключении, он прочел в газете конкурсное объявление о премии за лучшую работу на тему, полезны ли для общества науки и искусства. Молодой человек написал эссе, обличающее культуру и цивилизацию. Как ни странно, первое место получил именно он, Жан-Жак Руссо.
Основные идеи его философии были высказаны в этом тексте. Так началась его биография как мыслителя.
Слава
С тех пор Руссо прожил блестящие десять лет. Он писал музыку и оперетты, которые ставили на королевской сцене. Он был моден в высшем обществе. А поскольку основной его идеей было отвержение современной ему культуры, он отказался от принципов богатой и обеспеченной жизни, стал одеваться просто (и даже грубо) и начал вульгарно и оскорбительно общаться со своими приятелями-аристократами. Зарабатывал он на жизнь, переписывая ноты. Хотя светские дамы осыпали его подарками, все презенты доставались его жадной жене. Вскоре философ написал еще один труд, ставший популярным. Политические идеи Жан-Жака Руссо проявились впервые в этой работе. Рассуждая о том, как произошло неравенство, мыслитель счел, что все, что стоит в основе жизни современного общества – государство, законы, разделение труда, – все это привело к моральному падению. Одна из ценительниц Руссо, госпожа д’Эпине, построила для него в своих владениях специальный «Эрмитаж» среди леса, где философ мог предаваться раздумьям в одиночестве. Однако после неудачного романа с молодой замужней аристократкой, приведшего к скандалу в среде Эницклопедистов, Руссо порывает с сотоварищами.
Проблемы
Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады – правительство бернского кантона изгоняет философа. Новое убежище предоставляет ему прусский король – еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться. Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи – Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма. Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.
Скитания и смерть
Философ возвращается в Париж, вновь скитается, находя убежище то у одного приятеля, то у другого. Вольтер начинает публиковать памфлеты о том, какую ужасную жизнь прожил человек по имени Руссо Жан-Жак. Философия и поступки этого «лицемера» совершенно не совпадают между собой, замечает оппонент. В ответ Руссо пишет знаменитую «Исповедь», пытаясь оправдать свое прошлое и настоящее. Но его ментальная болезнь прогрессирует. Его здоровье стремительно ухудшается, и вскоре, по одной из версий, во время концерта, устроенного в его честь, философ внезапно умирает. Его могила на острове Ив стала местом паломничества для фанатов мыслителя, которые считали, что Руссо пал жертвой общественного остракизма.
Руссо Жан-Жак. Философия эскапизма
Как уже говорилось, первыми трудами мыслителя, были конкурсные «Рассуждения» об искусстве, науках и происхождении неравенства. Впоследствии он написал такие работы, как «Общественный договор», «Эмиль, или Воспитание чувств» и «Новая Элоиза». Некоторые из его произведений написаны в форме эссе, а некоторые как романы. Именно последними наиболее прославился Жан-Жак Руссо. Основные идеи об обличении цивилизации и культуры, от которых следует бежать, высказанные им еще в юности, находят свое естественное продолжение. Главным в человеке, как полагал философ, является вовсе не разум, а чувства. Основными инстинктами морального существа следует признать Совесть и Гений. В отличие от разума, они не ошибаются, хотя часто и не осознаны. Эпоха Возрождения, которой все восхищаются, привела к настоящему упадку общества, потому что науки, искусства и развитие промышленности, начавшееся именно в то время, привели к отчуждению людей друг от друга и возникновению искусственных потребностей. А задача настоящего философа – вновь сделать человека единым и, соответственно, счастливым.
Исторические взгляды
Но не только Ренессанс и его достижения обличал Жан-Жак Руссо. Теория об общественном договоре является одним из его основных философских выводов. Критикуя современные ему политические идеи, он противоречит популярному в то время Гоббсу. В первобытную эпоху, считает Руссо, не было никакой «войны всех против всех», а был самый настоящий «золотой век». Современное же падшее общество начинается с появления частной собственности – как только некто застолбил участок и заявил: «Это — мое», — исчезла детская невинность человечества. Конечно, повернуть науку вспять невозможно, но можно замедлить прогресс как таковой. Для этого следует заключить общественный договор и создать республику равноправных мелких собственников. Все вопросы там будут решаться не путем разделения властей, а на референдумах.
Каким должен быть человек
Много писал Жан-Жак Руссо о воспитании. Человек, прежде всего, должен быть естественным существом, ведь все его основные задатки и способности обусловлены природой. Поскольку чувства, как мы уже выяснили, – это главное в людях, то и развивать следует именно их. Лишние рассуждения только утомляют, а вовсе не возвеличивают. Настоящее достоинство человека исходит из сердца, а не из разума. Люди стараются не слышать голос совести, а ведь это — зов самой Природы. В своей погоне за цивилизацией человек забыл об этом и оглох. Поэтому ему следует вернуться к своему идеалу, представленному образом «благородного дикаря», отдающегося непосредственности чувств, а не сломанного ненужными требованиями искусственного этикета.
Просветительство и воспитание
Взгляды философа полны противоречий. Обрушиваясь на культуру и науки, Руссо, тем не менее, всегда пользовался их плодами и в воспитании человека признавал их необходимость и несомненные заслуги. Он полагал, как и многие его современники, что если правители будут слушать философов, то и общество станет совершеннее. Но это не единственное противоречие, которое было свойственно такому мыслителю, как Жан-Жак Руссо. Педагогические идеи философа возлагают надежды на просвещение, которое он так критиковал. Именно оно может сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого и правители, и подчиненные, будут всего лишь рабами и лжецами. Но при этом нужно помнить, что детство человека – это его воспоминание о потерянном рае золотого века, и стараться как можно больше брать от природы.
Добродетель – основа всего
Хотя жизнь философа не соответствовала его взглядам, мораль играет немаловажную роль в его произведениях. Эмоции и сочувствие, с точки зрения мыслителя, являются главной базой добродетели, а последняя лежит в основе человека и общества. Так считал Руссо Жан-Жак. Высказывания философа о морали, природе и религии очень похожи. И добродетель, и вера должны быть подчинены природе, говорил он. Только тогда общество будет идеальным, когда между внутренним миром человека, его нравственными, эмоциональными и рациональными составляющими будет достигнута гармония с интересами всех членов социума. Поэтому индивиды должны преодолевать свое моральное отчуждение друг от друга и не уподобляться политикам, которые «больше походят не бешеных волков. .. чем на христиан… желающих вернуть своих оппонентов на путь истины».
Влияние Руссо на свое и последующие столетия было несомненным. Его идеи о противопоставлении эгоизма и добродетели, справедливости и коварства лживых законов, жадности собственников и невинности бедных, а также мечты о возвращении к природе были подхвачены романтиками, борцами за лучшее общественное устройство и социальные права, искателями солидарности и братства.
Философские взгляды Жан-Жака Руссо
Руссо как философ-просветитель
Руссо, как представитель первой волны французских философов-просветителей, не хотел допустить порабощения человечества, свободного по своей природе. А порабощение происходило и происходит ввиду неграмотности общества. Видя корень неравенства людей в устройстве государства и частной собственности, Руссо призывает людей вернуться к природе и уединенному сельскому образу жизни. Руссо давал непрактичные советы по изоляции детей от общества и воспитанию их в естественной среде с учетом природных способностей и интересов ученика.
Стремления Руссо определить условия создания государства, где будет царить закон, и где люди будут равны и свободны, были тщетны.
Заботясь о счастливом будущем человечества, Руссо говорит, что общество независимо, самостоятельность общества неотчуждаема и неделима, и на общество должно распространяться право издавать законы.
Система философских взглядов Руссо называется руссоизм. Это учение основывается на принципах сентиментализма, индивидуализма и натурализма, кратко определяемых соответствующими базисами — чувствами, личностью и природой, на которых основываются философские, религиозные и моральные принципы, а также социально-политические, исторические, литературные и педагогические соображения, которые изложены в произведениях Руссо: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Социальный договор».
Жан-Жак Руссо был сторонником теории деизма и призывал людей вернуться к своим корням, а именно: «Вернуться к природе!» Придерживаясь деизма, Руссо отрицательно относился к религии, но в то же время делал вывод, что в основе веры в Бога лежат субъективные чувства и эмоции. Защита достоинства и интересов неполноценных, несостоятельных и нуждающихся граждан привела Руссо к основанию программы преобразования населения — демократии.
Определение 1
Деизм — общефилософское течение, приверженцы которого признавали существование Бога первопричиной творения, но отвергали влияние Творца на людей, окружающий его мир и исторический ход событий.
Основные идеи философии Руссо
Главной целью философии Руссо было вывести общество из состояния полной безнравственности, ведь истинное нравственное сознание есть принцип правильного общества. Нравственность для Руссо была важнейшим условием, ведь без совершенства нет воли. Но его собственная жизнь расходилась с его собственной философией.
Товарищи-просветители одобряли эти соображения, но вероятность их осуществления допускалась только при: правильном воспитании правителей и князей; установление республики с возможностью получения материальных благ и равных политических прав. Философия Руссо включала основные положения:
- Воля и разум в Боге;
- Никакая сотворенная материя не существует вечно;
- Человек – это союз смертного тела и бессмертной души;
- Человек не способен познать мир;
- Частная собственность – первопричина социальных конфликтов;
- Право народа на бунт, на свержение паразитического меньшинства и правителя ведет к созданию свободного общества, живущего по своему усмотрению;
- Участие граждан в собраниях формирует власть, но не парламент;
- В идеальном государстве необходимо изолировать детей от внешнего мира в специализированных образовательных учреждениях, что приведет к формированию нового общества.
Философия эскапизма
Определение 2
Эскапизм – это примиренческое стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.
Возможно поэтому произведения Руссо представлены в виде романов и эссе. В своих самых первых работах Руссо философствовал об искусстве, науке и происхождении неравенства.
По мнению философа «естественным следствием являются идеи разоблачения цивилизации и культуры, и вы должны избегать их». Основное в человеке по Руссо – чувства, которые в отличие от разума, неоспоримы и неосознаны. Основными инстинктами морального существа являются:
- совесть,
- гениальность.
Жан-Жак Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру более мягкой и гуманной. Первоначальное христианство в своем роде было руссоизмом, а позднее христианство было эскапизмом. Великим достижением Руссо было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританства – любви к человеку и природе.
По своей природе человек милосерден, но именно культура и история, общество и люди делают его жестоким и злым. Человек, рожденный свободным, вступая в общество, сковывает себя «цепями», порабощает себя собственностью. Человек безудержной доброты – это абстракция, которая является ориентиром для построения оценки культуры. Духовно-творческие достижения человека, и непосредственно культура, поднимают человечество вверх по эволюционной лестнице и порабощают его рядом табу. Открыв факт обособления личности в культуре, Руссо обнародовал этот вывод задолго до Карла Маркса. Иногда культура сильнее природы порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.
Французская революция вдохновилась идеями Руссо, но не реализовала их. Результатом революции стало крушение утопии. Тайный импульс революции есть возвращение к истинной природе бытия. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.
Жан-Жак Руссо (1712–1778): Темы, аргументы и идеи
Необходимость свободы
В своей работе Руссо больше всего обращается к свободе
другая проблема политической философии и направлена на объяснение того, как человек
в естественном состоянии наделен завидной полной свободой. Эта свобода является тотальной по двум причинам. Во-первых, естественный человек физически
свободен, потому что не скован репрессивным государственным аппаратом
или во власти его собратьев. Во-вторых, он психологически
духовно свободен, потому что он не порабощен никаким искусственным
потребности, характерные для современного общества. Это второе чувство свободы,
свобода от нужды составляет особенно проницательный и революционный компонент
философии Руссо. Руссо считал, что современный человек порабощен.
к своим собственным нуждам был ответственен за все виды социальных бед,
от эксплуатации и господства над другими к низкой самооценке и
депрессия.
Руссо считал, что хорошее правительство должно иметь свободу
всех своих граждан в качестве своей основной цели. Социальный
Контракт , в частности, является попыткой Руссо представить
форма правления, наилучшим образом подтверждающая индивидуальную свободу
всех его граждан, с определенными ограничениями, присущими комплексу,
современное, гражданское общество. Руссо признавал, что до тех пор, пока собственность
и законы существуют, люди никогда не могут быть настолько свободными в современном обществе
поскольку они находятся в естественном состоянии, точка зрения, позже поддержанная Марксом
и многие другие коммунистические и анархистские социальные философы. Тем не менее,
Руссо твердо верил в существование определенных принципов
правительства, которое, если оно будет принято, может позволить членам общества
уровень свободы, который, по крайней мере, приближается к свободе, которой пользуются
неизбежно. В
Определение естественного и естественного состояния
Чтобы Руссо смог определить, какое общественное
институты и структуры противоречат природной доброте человека и
свободы, он должен сначала определить «естественное».
Как рассуждает Руссо в «Рассуждениях о неравенстве » и Социальные
Контракт , естественное состояние гипотетического, доисторического места
и время, когда люди живут неиспорченными обществом. Большинство
важной характеристикой природного состояния является то, что люди
полную физическую свободу и вольны поступать по существу так, как
они желают. Тем не менее, естественное состояние также несет в себе тот недостаток, что
люди еще не открыли ни рациональности, ни морали. В
разных произведениях, Руссо попеременно подчеркивает пользу и
недостатки естественного состояния, но в целом он благоговеет перед ним
за физическую свободу, которую он дает людям, позволяя им быть необремененными
принудительным воздействием государства и общества.
Опасность нужды
Руссо включает анализ потребности человека как одного из элементов
в его сравнении современного общества и естественного состояния. В соответствии
Руссо, «потребности» возникают из страстей, заставляющих людей желать
объект или действие. В естественном состоянии потребности человека строго
ограничивается теми вещами, которые обеспечивают выживание и воспроизводство, в том числе
еда, сон и секс.
Понятие Руссо о потребности и особенно
искусственные типы, господствующие в современном обществе, являются особенно
применимый элемент его философии в настоящее время. Данный
огромное богатство, которое существует в такой стране, как Соединенные Штаты
и в какой степени потребительство является движущей силой
своей экономики, идеи Руссо должны побудить к размышлению любого
обеспокоен тем, как американская культура воспитывает население
люди все больше порабощаются искусственными потребностями.
Возможность подлинности в современной жизни
Связано с общей попыткой Руссо понять, как современная жизнь отличается от жизни в естественном состоянии своей особой сосредоточиться на вопросе о том, насколько аутентична жизнь человека в современном общество. Под
подлинным Руссо, по существу, подразумевает насколько жизнь современного человека отражает положительные качества своего природного Я. Неудивительно, что Руссо чувствует, что люди в современном обществе вообще живут совершенно неподлинной жизнью. В естественном состоянии человек может просто заниматься
его собственные естественные потребности и имеет мало поводов для взаимодействия с другими
люди. Он может просто «быть», тогда как современный человек должен часто «являться».
столько, сколько «быть», чтобы коварно реализовать свои нелепые потребности.
Вся система искусственных потребностей, управляющая
жизнь гражданского общества делает подлинность или правду в сделках
людей друг с другом почти невозможно. Поскольку физические лица
всегда пытаются обмануть и/или доминировать над своими согражданами
реализовать свои индивидуальные потребности, они редко действуют в подлинном
пути к своим собратьям. Еще более убийственно тот факт,
что современные люди организуют свою жизнь вокруг искусственных потребностей
означает, что они недостоверны и неверны самим себе.
По мнению Руссо, происхождение самого гражданского общества можно проследить
к акту обмана, когда один человек изобрел понятие частного
собственности, огородив участок земли и убедив его в простом
соседям «это мое», не имея при этом никакого правдивого основания
сделать это. Учитывая этот факт, современное общество, возникшее
от этого акта не может быть ничего, кроме недостоверности в основе.
Противоестественность неравенства
Для Руссо вопросы о том, почему и как люди по природе равны и неравны, если они вообще неравны, фундаментальным для его более широкого философского исследования. Чтобы сформировать свою критику проблем современного общества, он должен показать, что многие формы присущие обществу неравенства на самом деле не естественны и могут поэтому исправляйтесь. Его выводы и более широкая линия рассуждений в этом аргументе изложены в «Рассуждение о неравенстве» , но основная мысль его аргумента состоит в том, что человеческое неравенство как мы знаем, что его не существует в естественном состоянии. Фактически, единственный разновидностью природного неравенства, по Руссо, является физическое неравенство, существующее среди людей в естественном состоянии, которые могут быть более или менее в состоянии обеспечить себя в соответствии со своими физические атрибуты.
Соответственно, все неравенства, которые мы признаем в современном
общество характеризуется наличием различных классов
или господство и эксплуатация одних людей другими. Руссо
термины такого рода неравенства моральное неравенство ,
и он посвящает большую часть своей политической философии выявлению
способы, с помощью которых справедливое правительство может попытаться свергнуть их. В целом,
размышления Руссо о неравенстве, а также его радикальное утверждение
представления о том, что все люди в целом равны в своем природном
государства, были важным источником вдохновения как для американского, так и для французского
Революции.
Общая воля и общее благо
Пожалуй, самая сложная и квазиметафизическая концепция
в политической философии Руссо есть принцип всеобщего
будут. Как поясняет Руссо, общая воля есть воля
суверена или всего народа вместе, стремящегося к общему благу, — что
лучше для государства в целом. Хотя у каждого может быть
его или ее собственная воля, которая выражает то, что хорошо для него
или ее, в здоровом состоянии, где люди правильно ценят коллектив
благо всего в ущерб своему личному благу, объединение всех
частные воли, «воля всех», эквивалентна всеобщей
будут. В государстве, где преобладают пошлости частного интереса
над общими интересами коллектива воля всех может
быть чем-то совершенно отличным от общей воли. Самый конкретный
проявление общей воли в здоровом состоянии наступает в
форма закона. Для Руссо законы всегда должны фиксировать то, что люди
коллективное желание (общая воля) и всегда должно быть универсально
распространяется на всех членов государства. Кроме того, они должны существовать
гарантировать, что индивидуальная свобода людей поддерживается, тем самым гарантируя
чтобы народ оставался верным государю во все времена.
Абстрактное представление Руссо о всеобщей воле поднимает
некоторые сложные вопросы. Во-первых, как мы можем знать, что
воля всех действительно эквивалентна общему благу? Секунда
если предположить, что общая воля существует и может быть выражена
в законах, какие институты могут точно оценить и
кодифицировать общую волю в любой момент времени? Борьба с этими сложными
дилеммы занимали большую часть политической мысли Руссо,
и он пытается ответить на них в Социальный
Контракт , среди прочего.
Идея коллективного суверенитета
До времен Руссо суверен в любом данном государстве считался центральной властью в этом обществе, ответственным для принятия и обеспечения соблюдения всех законов. Чаще всего государь брал форма авторитетного монарха, обладавшего абсолютным владычеством над своими подданными. Однако у Руссо суверенитет приобретает другое значение, так как считается, что суверенитет принадлежит все люди общества как коллектив. Народ, как суверенное образование, выражают свой суверенитет через общее не будут и не должны допустить, чтобы их суверенитет был аннулирован кем-либо или все, что находится за пределами их коллективного «я». В связи с этим суверенитет не отождествляется с правительством, а вместо этого выступает против Это. Таким образом, функция правительства состоит только в обеспечении соблюдения и соблюдении суверенную волю народа и никоим образом не стремиться подавить или доминировать над общей волей.
Жан-Жак Руссо. Краткий обзор
Люди|Время чтения: 3 минуты
«Человек рождается свободным, но везде он в цепях».
Жан-Жак Руссо родился в женевской семье. Его мать умерла всего через несколько дней после его рождения. Через несколько лет его отец сбежал после дуэли. В нежном возрасте 16 лет он уехал во Францию и принял католицизм.
Сначала он пытался пробиться как музыкант и композитор. После знакомства с Дени Дидро и Жаном д’Аламбером в 1740 году он заинтересовался философией.
При ответе на конкурс, организованный Академией Дижона для ответа на вопрос «Способствовало ли восстановление наук и искусств совершенствованию нравственных практик?» Руссо наткнулся на мысль, что общество может оказывать вредное влияние. Не соглашаясь с общепринятым ответом, Руссо привел аргумент «нет» в своем «Рассуждении о науках и искусствах», которое принесло ему первую премию. Он утверждал, что искусство не только не улучшает умы и жизни, но разрушает счастье.
Его второе эссе «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» посеяло семена будущего, утверждая, что человек рождается свободным.
люди наделены врожденной добродетелью и, что более важно, качествами сострадания и сочувствия. Но как только это состояние невинности нарушается и сила разума начинает отделять человечество от остальной природы, люди отчуждаются от своих естественных добродетелей. Таким образом, наложение гражданского общества на естественное состояние влечет за собой переход от добродетели к пороку и от идиллического счастья к страданию.
Руссо считает отпадение от естественного состояния и установление гражданского общества достойными сожаления, но неизбежными, поскольку они являются результатом человеческой способности рассуждать. Процесс начался, подумал он, с того момента, когда человек впервые огородил себе участок земли, введя таким образом понятие собственности. Когда группы людей стали жить бок о бок таким образом, они сформировали общества, которые могли поддерживаться только с помощью системы законов. Но Руссо утверждает, что каждое общество теряет связь с естественными добродетелями человечества, включая сочувствие, и поэтому навязывает законы, которые не справедливы, а эгоистичны».
(через The Philosophy Book)
Эти законы для защиты собственности были навязаны бедным богатыми. «Движение от естественного состояния к цивилизованному, следовательно, вызвало движение не только от добродетели к пороку, — указывает Руссо, — но и от невинности и свободы к несправедливости и порабощению». Человечество, в глазах Руссо, развратилось в обществе. Таким образом, хотя он рождается свободным, законы, установленные государством, гарантируют, что он проживет свою жизнь «в цепях».
Как вы понимаете, второй дискурс вызвал настоящий переполох.
Воодушевляющий клич Руссо «назад к природе!» и его пессимистический анализ современного общества как полного неравенства и несправедливости хорошо сочетались с растущими социальными волнениями 1750-х годов, особенно во Франции.
Одно дело обозначить проблему, но в «Общественном договоре» Руссо предложил решение. Книга открывается знаменитой цитатой: «Человек рождается свободным, но везде он в цепях». Со временем это станет лозунгом Французской революции. Решение, утверждал Руссо, заключалось в том, чтобы граждане, а не аристократы, монархия или церковь, управляли государством.
Взяв за основу классические республиканские идеи демократии, Руссо представляет гражданское тело, действующее как единое целое, предписывающее законы в соответствии с volonté générale, или общей волей. Законы исходили бы от всех и распространялись бы на всех — все считались бы равными. В отличие от предусмотренного Локком общественного договора, который был призван защищать права и собственность отдельных лиц, Руссо выступает за благо всех, управляемое общей волей.
Он считал, что свобода участия в законодательном процессе приведет к устранению неравенства и несправедливости и повысит чувство принадлежности к обществу.
В конце концов, противоречивые взгляды Руссо привели к тому, что его книги были запрещены в нескольких странах, включая Швейцарию и Францию.