Жан жак руссо это кто: Чем известен Жан-Жак Руссо? Знаменитому философу и педагогу 310 лет

Чем известен Жан-Жак Руссо? Знаменитому философу и педагогу 310 лет

Самосовершенствование во время странствий

В 10 лет маленький будущий философ остался без матери. Отец был часовым мастером и практически не уделял ему времени. Поэтому Жан-Жак Руссо был отправлен сначала на воспитание к дяде, а потом — на обучение ремеслу. В 1728 году будущий философ отправился скитаться по дорогам Швейцарии, Франции и Италии, где занимался самообразованием и самосовершенствованием. Он постигал естественные и общественные науки, изучал искусство и литературу. Это наложило отпечаток на дальнейшую судьбу философа.

С младенчества изучал труды древнегреческого философа

Жан-Жак Руссо в младенчества зачитывался трудами древнегреческого философа и писателя Плутарха. Особенно интересно ему было произведение «Астрея». Будущий философ представлял себя на месте античного героя Сцеволы и даже специально обжог себе руку.

Чуть не попал в католическую школу

Жан-Жак Руссо абсолютно равнодушно относился к религии, но именно событие, которое произошло в Аннеси, сыграло важную роль. Там будущий философ познакомился с вольнодумной настоятельницей монастыря, которая пользовалась особым покровительством папы. Она пыталась склонить Руссо к католической вере, поместив его в католическую школу, где готовили миссионеров, но попытка потерпела полнейший крах.

Написал книгу о воспитании детей, но сам их не воспитывал

Жан-Жак Руссо посвятил воспитанию детей целую книгу — «Эмиль». И несмотря на наличие пятерых детей, в их жизни и воспитании великий философ не участвовал. Более того, все его чада находились на содержании в воспитательных домах. Руссо говорил, что не хотел, чтобы они стали такими же искателями приключений, как он сам.

В честь Руссо назвали целый остров

В высокогорной Швейцарии, в старой Гельвеции есть маленький остров, расположенный на середине реки Рона, который носит имя великого просветителя из Франции. На острове находится небольшой парк с миниатюрными киосками и расставленными вокруг них маленькими столами со стульями. Также в нем находится памятник Руссо. Мало кто знает, но это тот самый парк, где великий романист любил прогуливаться.

Знаменитый философ также писал романсы

С юношеских лет Жан-Жак Руссо писал не только романсы, которые предназначались для домашней обстановки, но и сочинял арии, хоры, дуэты. Он всегда мечтал выступить с произведением в парижской опере. К великому сожалению, его великие сочинения в области музыки практически не сохранились. Всему виной самокритика. Он оставил лишь одну свою оперу — «Деревенский колдун». Премьера состоялась в 1752 году. Ее своим присутствием почтили король и его фаворитка мадам де Помпадур.

Его жена не умела считать до ста

В Париже Жан-Жак Руссо познакомился с Терезой Левассер, в которой увидел воплощение непосредственности и доброты. Поначалу она была его любовницей, а затем стала женой. Кстати, образованностью она не отличалась. Левассер так и не смогла овладеть грамотой, научиться считать до ста и определять время по часам. Несмотря на это она оставалась ему верной спутницей до самой смерти философа. Руссо вообще был очень популярен у противоположного пола. Одна из его поклонниц помогла ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве, на которой, впрочем, Жан-Жак Руссо долго не продержался из-за конфликтов с начальством.

Закон — выражение общей воли

Защитить общество от правительства. Именно это Жан-Жак Руссо считал главным. Он был убежден, что закон выражает общую волю. По мнению философа, имущественное равенство было возможно только в случае реализации общей воли. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

Переворот в педагогике

Труды Жан-Жака Руссо совершили переворот в педагогическом мире. Он считал, что на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. Так физическое развитие важно до двух лет, а нравственное — от 15 до 18 лет. Но власти сочли эти идеи опасными, угрожающим устоям общественного мировоззрения.

Украденный прах

Официальным местом захоронения Жан-Жак Руссо считается остров Ив. Ежегодно на могилу Руссо приезжали сотни его поклонников. Однако в годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Через 20 лет два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму.

РУССО, ЖАН-ЖАК | Энциклопедия Кругосвет

РУССО, ЖАН-ЖАК (Rousseau, Jean-Jacques) (1712–1778), французский философ, писатель, композитор. Родился 28 июня 1712 в Женеве. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья принадлежала к зажиточным гражданам. Мать умерла родами, отец оставил Жан-Жака, когда тому было десять лет, и стараниями своего дяди Бернара мальчик был отдан под опеку пастора Босси. В 1725, после испытательного срока в конторе нотариуса он стал учеником гравера. В 1728 бежал от мастера и по протекции молодой новообращенной католички г-жи де Варанс определился в семинарию в Турине, был обращен и несколько недель спустя стал слугой в доме г-жи де Верселис. После ее смерти, когда производили опись имущества, Руссо украл маленькую ленту и, уличенный, заявил, что лента досталась ему в подарок от горничной. Наказания не последовало, но позже он признавался, что проступок был первой побудительной причиной приняться за Исповедь (Confessions). Побыв лакеем в другом аристократическом доме и не соблазнившись возможностью добиться повышения, Жан-Жак вернулся к г-же де Варанс, которая поместила его в семинарию для подготовки к духовному званию, однако он больше интересовался музыкой и был изгнан из семинарии уже через два месяца. Органист собора взял его к себе учеником. Через полгода Руссо сбежал и от него, сменил имя и странствовал, выдавая себя за француза-музыканта. В Лозанне он устроил концерт из собственных композиций и был осмеян, после чего жил в Невшателе, где обзавелся несколькими учениками. В 1742 уехал в Париж с багажом, состоявшим из изобретенной им нотной системы, пьесы, нескольких стихотворений и рекомендательного письма от настоятеля кафедрального собора в Лионе.

Его нотная система не вызвала интереса. Пьесу не хотел ставить ни один театр. Деньги уже кончались, когда некий сердобольный иезуит ввел его в дома влиятельных дам, с состраданием выслушавших стихи о перенесенных им бедствиях и пригласивших приходить к обеду всякий раз, как ему вздумается. Он свел знакомство со многими видными деятелями, писателями, учеными, музыкантами, включая блестящего юного Д.Дидро, будущего главу Энциклопедии, который вскоре сделался его близким другом. В 1743 Руссо стал секретарем французского посланника в Венеции, уволившего его уже на следующий год. Вернувшись в Париж, он пылал возмущением против аристократов, не пожелавших за него вступиться. Сцены из его оперы Влюбленные музы (Les Muses galantes) с успехом ставились в салоне г-жи де Лапуплиньер, жены сборщика налогов. Примерно в эту пору у него появилась любовница – служанка Тереза Левассер, которая, по его признанию, родила пятерых детей (1746–1754), отданных в воспитательный дом.

В 1750 Рассуждение о науках и искусствах (Discours sur les arts et les sciences) принесло ему премию Дижонской академии и нежданную славу. В трактате утверждалось, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (Руссо не приводил примеров), остались добродетельными и сильными; далее было сказано, что плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость. Это радикальное осуждение прогресса при всей своей парадоксальности не являлось чем-то новым, однако внове были стиль Жан-Жака и его тон, вызвавшие, по свидетельству современника, «почти всеобщий ужас».

Дабы жить в согласии со своими принципами, он выработал программу «независимости и бедности», отказался от предложенной ему должности кассира в финансовом ведомстве и переписывал ноты по десять сантимов за страницу. К нему валили толпы посетителей. Он отказывался от всех (или почти от всех) подношений. Его комическая опера Деревенский колдун (Le Devin du village) была исполнена в Фонтенбло в присутствии короля, и на следующий день ему надлежало появиться при дворе. Хотя это означало, что ему будет назначено содержание, он не пошел на аудиенцию. В 1752 была представлена пьеса Нарцисс (Narcisse), с треском провалившаяся. Когда Дижонская академия предложила в качестве конкурсной темы «происхождение неравенства», он написал Рассуждение о неравенстве (Discours sur l’inégalité, 1753), где самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм были названы первобытные времена. Все свершившееся после племенной стадии подвергалось осуждению за то, что укоренилась частная собственность и большинство обитателей Земли стали ее рабами. Нередко высказывая фантастические суждения о прошлом, Жан-Жак хорошо знал, каковы условия настоящего. Он раскрыл сокровенную сущность деградирующего общественного устройства, которая заключена в противоречии между «жизнью большинства, протекающей в бесправии и нищете, тогда как горстка власть имущих находится на вершине славы и богатства». Последовали ответы несогласных, и в завязавшейся дискуссии Жан-Жак продемонстрировал качества великолепного полемиста.

Посетив Женеву и вновь сделавшись протестантом, Руссо принял в дар от г-жи д’Эпине, с которой познакомился несколькими годами ранее, домик в долине Монморанси – «Эрмитаж». Безответная любовь к ее свояченице г-же д’Удето, а также ссоры между г-жой д’Эпине и Дидро заставили Руссо отказаться от мечты об уединении; в декабре 1757 он перебрался на близлежащую полуразрушенную ферму Монлуи. Его Письмо Даламберу о театральных представлениях (Lettre à d’Alembert sur les spectacles, 1758), в котором с осуждением говорилось о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, а спектакли назывались школой аморальности как личной, так и общественной, вызвало со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо. В 1761 была напечатана Юлия, или Новая Элоиза (Julie,ou la Nouvelle Héloïse), в 1762 – Общественный договор (Le Contrat social) и Эмиль, или О воспитании (Émile, ou de l’Education).

Развиваемая в Эмиле деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, а правительство распорядилось (11 июня 1762) арестовать автора. Руссо бежал в Иверден (Берн), затем в Мотье (находился под властью Пруссии). Женева лишила его прав своего гражданина. Появившиеся в 1764 Письма с горы (Lettres de la montagne) ожесточили либерально настроенных протестантов. Руссо уехал в Англию, в мае 1767 вернулся во Францию и после скитаний по многим городам в 1770 объявился в Париже с законченной рукописью Исповеди, которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах. В 1776 были закончены Диалоги: Руссо судит Жан-Жака (Dialogues: Rousseau juge de Jean-Jaques) и начата самая захватывающая его книга Прогулки одинокого мечтателя (Rêveries du promeneur solitaire). В мае 1778 Руссо уединился в Эрменонвиле, в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом, и умер там от апоплексического удара 2 июля 1778.

Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния, хотя его воздействие в немалой степени определялось неверным восприятием или же тем обстоятельством, что идеи, характерные для одного произведения, считали представляющими его учение в целом. Как просветители, так и немецкие авторы, принадлежавшие к движению «Буря и натиск», приняли его бунт против условностей и поверхностных суждений за неприятие цивилизации и законности как таковых. «Благородный дикарь», нигде у Руссо не упомянутый (и, разумеется, не превозносимый), долгое время ошибочно считался воплощением его идеала. С другой стороны, его Общественный договор было принято трактовать как предвосхищение идеологии тоталитарных режимов. Но Руссо как апологет тоталитаризма – такой же миф, что и Руссо-пропагандист опрощения. Сам он неизменно подчеркивал единство своей доктрины: человек, который по природе добр, должен познать эту природу и довериться ей. Подобное невозможно в обществе, где верховное значение придают рациональности и умственным выкладкам. Ранние трактаты Руссо при всех их крайностях и бросающейся в глаза односторонности проторяют путь к его зрелым сочинениям. Какие-то проявления неравенства неизбежны, поскольку они естественны, но существует и противоестественное неравенство, например резкие различия в степени благосостояния, и оно должно исчезнуть. Человек вынужден существовать в иерархическом обществе, где добродетелями признают то, что на самом деле является пороком: обходительность, основывающаяся на лжи, презренная забота о своем положении, не знающая удержу жажда обогащения, стремление приумножать собственность. В Эмиле Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным воспитанием», которая, он убежден, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет самого Руссо) воспитывает Эмиля в уединении, дабы ему не привились пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей. Нет и следа пренебрежения умственным ростом, но, поскольку из всех человеческих дарований интеллект формируется последним, он позже всего остального должен становиться предметом внимания и забот воспитателя. Глупо, занимаясь с ребенком, даже касаться моральных или религиозных вопросов, ведь это значило бы обращаться с учеником как со взрослым человеком. Таким образом, вовсе не являясь приверженцем иррациональности, Руссо настаивает на том, что развитию интеллекта необходимо уделить должное внимание, но лишь на той стадии, когда это может иметь смысл. Пока ребенок растет, не следует позволять ему механически затверживать непонятные вещи; он должен из опыта постигать то, что способен понять. Руссо настойчиво говорит о том, что у ребенка велика жажда самовыражения. Религиозное воспитание необходимо начинать на поздней стадии, когда ребенку уже открылись чудеса вселенной. Такое воспитание не должно становиться заучиванием догм и ритуалов, но призвано привить ребенку естественную религиозность, которую мог бы признать и уважающий себя взрослый человек. Одно из самых прославленных мест в Эмиле – страстный деистский трактат, известный под названием Исповедь савойского викария; он больше других сочинений Руссо нравился Вольтеру, а Робеспьер впоследствии основывал на этом трактате свою «религию добродетели».

Эмиль не касается политики, однако эта книга незаменима для понимания политической теории Руссо: Эмиль – человек, призванный существовать в правильно устроенном обществе, описанном Руссо в Общественном договоре. Ни прославления индивидуализма, ни апофеоза коллективизма в этом трактате нет. Основная его мысль заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям. Руссо утверждал, что общественный договор заключают зрелые годами граждане, которые готовы возложить на себя бремя гражданских обязанностей. Этот договор воплощает знаменитый парадокс Руссо: вступая в общество, человек утрачивает все свои права, однако в действительности он ничего не теряет. Предложенное Руссо решение состоит в том, что человек должен выступать и как субъект, и как создатель законов. Тем самым он на поверку подчиняется лишь себе самому.

Руссо неизменно выступает как демократ: разумным и правильным является лишь такое общество, все члены которого участвуют в создании законов, т. е. обладают важнейшим из прав. Прямые формы демократического устройства Руссо предпочитал принципу представительного правления, подобного английскому, однако его писания, посвященные Польше и Корсике, показывают, что он отдавал себе отчет в необходимости разных политических институтов для разных типов общества. Совершенно ясно, что общество, как его представлял себе Руссо, способно функционировать только при том условии, что граждане, являющиеся и законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности. Общество истинных граждан выражает истинные общественные интересы, выражая «общую волю» этих граждан. Вопреки бытующему мнению, Руссо не хотел всемогущего государства, видя в государстве только инструмент для осуществления целей коллектива людей. Так, по убеждению Руссо, могло бы быть окончательно разрешено противоречие между свободой и властью.

При том что Руссо не проповедовал опрощения, а законы превозносил как великую силу воспитания, некоторые из наиболее читаемых его произведений действительно прославляют простые добродетели, жизнь среди природы и живописные естественные ландшафты. Новая Элоиза – любовный роман, где грех искупается самоотречением героев, и эта история, растянувшаяся на много страниц, изобилует пленительными описаниями прогулок на природе, сельских праздников, простой пищи и питья. В своем романе, как и в некоторых более мелких произведениях, Руссо восхваляет нравственную красоту простой жизни и непритворную добродетель. Общество, приверженное этикету и искусственности, хотя и уставшее от них, восприняло книги Руссо как откровение.

Знаменитые автобиографические сочинения Руссо зовут человека познать свою собственную природу. Исповедь содержит глубокий анализ душевных побуждений Руссо и описание, не во всем достоверное, его злоключений. Чувствительность Руссо, его тщеславие под маской самоуничижения, его мазохизм, явившийся причиной целой серии травмирующих любовных эпизодов, – все это явлено читателю с почти беспримерной доверительностью, непосредственностью и болезненной проницательностью. Довольно тривиальны восторги перед тонкой душевной организацией Руссо, оказывающегося в этом смысле предтечей романтического века, но бесспорно, что немецкие и английские романтики были его фанатичными почитателями. Вместе с тем это была душевная организация, достаточно характерная для эпохи Просвещения, представленной, среди прочих, Дидро, и она вызывала восхищенный отклик у таких чуждых романтизму людей, как Кант, а также и у таких поборников всего классического, как Гёте.

Романтическое переживание мира составляет часть философии Руссо, однако его мысль носит более всеобъемлющий характер. Он повсюду напоминает, что человек по природе добр, но развращен установлениями общества, и что он всегда ищет более высокого самосознания, которое обретет лишь в кругу свободных людей и посредством разумной религиозности. Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н. «руссоизм», повлиял на развитие европейской мысли и литературы второй половины 18 – первой трети 19 в. (соответственно сентиментализм, предромантизм, романтизм).

Search results for «Jean-jacques rousseau»

From New World Encyclopedia

Jump to:navigation, search

Results 1 – 22 of 128

  • Content pages
  • Multimedia
  • Everything
  • Advanced

Название страницы соответствует

  • Жан-Жак Руссо

    . .. жизнь и творчество http://www.iep.utm.edu/r/rousseau.htm Страница Жан-Жака Руссо в Интернет-энциклопедии философии http://www.philosophypages …

    26 КБ (4013 слов) — 20:10, 1 мая 2018 г. subject_name = Жан-Жак Руссо image_name=Жан-Жак Руссо (нарисованный портрет).jpg image_caption = Жан-Жак Руссо date_of …

    26 КБ (4013 слов) — 20:10, 1 May 2018

  • Жан-Поль Марат

    … он строит свои теории на идеях, взятых у Монтескье и Жан-Жака Руссо, утверждая, что суверенитет нации принадлежит …

    49 КБ (7 367 слов) — 18:14, 1 декабря 2022 г.

  • Жан Пиаже

    … Назначения 1921-1925 — директор по исследованиям, Институт Жан-Жака Руссо, Женева. 1925-1929 — Профессор психологии, социологии…

    16 КБ (2463 слов) — 20:33, 1 мая 2018

  • Жан де Лафонтен

    … один, за исключением нескольких парадоксальных такие мыслители, как Жан-Жак Руссо Руссо, или несколько сентименталистов, таких как Ламартин, отрицали, что.

    ..

    18 КБ (3056 слов) — 20:49, 1 мая 2018

  • Жан-Оноре Фрагонар

    … новый тип сюжета: домашние сцены, вдохновленные моральной философией Жан-Жака Руссо или романтические романы »(Счастливая семья …

    13 КБ (2056 слов) — 02:11, 16 апреля 2018 г.

  • Жан Боден

    … политической теории. Теории общественного договора, такие как Жан-Жак Руссо Определение Руссо (1712 -1778) народного суверенитета, которое …

    12 КБ (1743 слова) — 20:24, 1 мая 2018 г.

  • Жан ле Рон д’Аламбер

    … et politiques en France au dix-huitième siècle: Том 2: Жан-Жак Руссо. Дидро. Даламбер». Адамант Медиа Корпорейшн, 2001. Гей, Питер…

    12 КБ (1724 слова) — 20:49, 1 мая 2018

  • Жак-Луи Давид

    … студенты, один из которых, Жан-Жермен Друэ, получил приз. .. но сказал, что поддержит Жака в шести против 12 … идеи Руссо, с Робеспьером в качестве …

    24 КБ (4000 слов) — 12:30, 6 ноября 2021 г. . Преобразовано в …

    15 КБ (2245 слов) — 16:37, 25 мая 2017 г.

  • Мадам Роланд

    … грудное вскармливание. В этом она последовала примеру Жан-Жака Руссо Руссо, который также упоминает ранее неуместные личные подробности в…

    54 КБ (8 542 слова) — 21:56, 28 ноября 2022

  • Социальный контракт

    … участвует в общественном контракте. Жан-Жак Руссо »Социальный договор» (1762) Жан-Жак Руссо (1712-1778) в своем влиятельном …

    28 КБ (4 293 слова) — 15:22, 26 сентября 2020 г.

  • Франция

    … оказал большое влияние на Шекспира, Жан-Жак Руссо Руссо и Фридрих Вильгельм Ницше Ницше. Его радикальное …

    110 КБ (16 278 слов) — 12:03, 27 сентября 2022

  • Максимилиан Робеспьер

    … иди далеко. их в свое собственное видение …

    30 КБ (4538 слов) — 01:06, 9 ноября 2022 г. «Эмиль, или о воспитании» Жака Руссо. Блум был …

    22 КБ (3158 слов) — 13:37, 17 мая 2021

  • Французская революция

    . .. по линейке. Спарта также была идеалом Жан-Жака Руссо, Робеспьера и Сен-Жюста. Это общепринятое предположение сделало …

    68 КБ (10 394 слов) — 03:12, 13 октября 2022

  • Якобинец

    … Французская революция вращалась вокруг создания Гражданина. Книга Жан-Жака Руссо 1762 года «Общественный договор» была важным …

    44 КБ (6 144 слова) — 17:19, 29 июля 2022 г.

  • Гражданская религия

    … Происхождение термина Изображение:Жан-Жак Руссо (нарисованный портрет).jpg thumb Жан-Жак Руссо Жан-Жак Руссо ввел термин «гражданское…

    11 КБ (1754 слова) — 18:45, 3 марта 2020 г.

  • Сара Триммер

    … рассуждение». Такие изображения бросают вызов утверждениям Жан-Жака Руссо о том, что женщины способны только на …

    55 КБ (8 296 слов) — 23:12, 31 августа 2019

  • Прогрессивное образование

    … -Жак Руссо Жан-Жак Руссо и прогрессивное образование Джон Дьюи Джон Дьюи . Жан-Жак Руссо Жан-Жак Руссо . ..

    20 КБ (2 991 слов) — 23:07, 30 ноября 2022

  • Философия

    … гос. Одна из попыток ниспровергнуть эти доктрины была предпринята Жан-Жаком Руссо, который ответил Гоббсу, заявив, что человек есть…

    69 КБ (10 119 слов) — 04:14, 24 ноября 2022

  • Деконструкция

    … »инвагинация» Слово «дополнение» взято у философа Жана-Жака Руссо, который определил его как «несущественное дополнение, добавленное к …

    49 КБ (7 258 слов) — 23:50, 26 июля 2022

Посмотреть (предыдущие 20 | следующие 20) (20 | 50 | 100 | 250 | 500)

Жан-Жак Руссо (1712-1778) — Музей протестантов

Детство в Женеве

  • Жан-Жак Руссо (1712-1778) © Коллекция Château de Coppet

Жан-Жак Руссо родился 28 го июня 1712 года в Женеве. Он всегда оставался любящим свой родной город, хотя и жил в нем мало; действительно, начиная с 1750 года, подписывая свои многочисленные работы, он никогда не забывал упоминать, что он гражданин Женевы.

Его детство в основном прошло в Женеве. К сожалению, его мать (чей отец был пастором) умерла всего через несколько дней после его рождения. Однако он провел счастливое детство со своим отцом, у которого была любвеобильная натура. Он бережно воспитывал сына, побуждая его читать всевозможные произведения, некоторые из которых были весьма продвинуты для его возраста, а это означало, что он намного опережал своих сверстников по уровню образования. Позже его дядя отдал его в ученики к гравёру, но, поскольку он был несчастлив, он решил бежать из Женевы, когда был ещё подростком. Это было началом долгого и интересного эпического путешествия, которое продлилось большую часть его жизни.

Мадам де Варанс имела на него большое влияние, а также способствовала его обращению в католицизм

  • Les Charmettes, жилище мадам де Варанс, рисунок Тёпфера © Коллекция Privée

Начнем с того, что молодой Руссо остановился у подруги, мадам де Варанс, , которая жила в Савойе, всего в нескольких километрах от Женевы. Он был на 12 лет моложе этого исключительного друга, который сыграл важную роль в его обращении в католицизм — это была цена, которую он заплатил за свое решение поселиться во Франции. Однако она также научила его музыке и дала ему хорошее образование, привив ему необходимое понимание красоты его естественной среды; это должно было иметь большое значение в его более поздних работах о «жизни в обществе».

Когда он разорвал дружбу с мадам де Варанс, он переехал в Лион (1740 г.), а затем в Париж (1742 г.), где его общая культура и несколько рекомендательных писем позволили ему войти в научный мир эпохи Просвещения и

Энциклопедия. Благодаря личным связям и своим талантам он был назначен послом Франции в Венецию в 1743 году, здесь он познакомился со многими интересными людьми, включая Гольдони, а также впервые открыл тайные тайны политики с ее извращенными манипуляциями с властью.

Он вернулся в Париж в 1745 году и в будущем часто оставался там в течение длительного периода времени, работая над несколькими статьями для Энциклопедии и подружившись с другими участниками этого учреждения. Однако окончательно в столице он так и не обосновался, потому что часто ссорился со своими друзьями, такими как Вольтер, Д’Аламбер и даже с близким ему Дидро .

Рассуждения о науках и искусствах сделали его знаменитым

В 1749 году Руссо начал писать философские работы, которые сделали его широко известным среди современников. Это хорошо известный случай : он гостил у Дидро, который был заключен в тюрьму в Венсене за публикацию Lettre sur les Aveugles . Во время их совместной беседы он узнал о конкурсе сочинений Дижонской академии на вопрос «Повлияло ли восстановление наук и искусств на очищение нравов?» Он был увлечен этой темой и ему не терпелось поскорее приступить к работе — говорят, что в Венсене он получил «божественное вдохновение». Воодушевлен Дидро, он написал « Discours sur les Sciences et les Arts» эссе, в котором утверждал, что прогресс в искусствах и науках никоим образом не влияет на улучшение нравов. Именно система правосудия, реализуемая социальными институтами, была непосредственно связана с проблемами нравственности.

Его эссе получило приз Дижонской академии, и он стал известен. Женева снова приняла его в качестве гражданина, а в 1754 г. он также вернулся в протестантство — его родной город был настолько этому рад, что не потребовали заявления о покаянии; это было бы обычной процедурой для жителя города, который ранее отказался от своей протестантской веры, а затем вернулся к ней позднее.

Его философские работы

Затем он приступил к развитию основных тезисов, изложенных в его эссе. Его особенно беспокоило отсутствие гармонии между красотой природы и несправедливостью, вызванной жизнью в обществе, включая зло, причиняемое его институтами. Он задавался вопросом, возможно ли изменить эту ситуацию.

Он рассмотрел историю различных цивилизаций, начиная с эпохи палеонтологии и далее, и предположил, что если бы определенные стандарты были навязаны авторитарным образом во имя закона природы, то было бы возможно (и это было бы возможно и сегодня) , сделать рациональный выбор. Он предположил, что акт всеобщей воли, основанный на разуме, может привести цивилизацию к реальному социальному прогрессу, к той гармонии, которую мы видим в природе.

Однако настоящего успеха добилась только « La Nouvelle Héloise» (1759); другие его работы, « Discours sur l’origine et les Fondemants de l’inégalité» (1754) и « Discours sur l’économie» (1755), в которых он развил свои основные идеи и стремление реформировать общество, не были так хорошо приняты.

Критика стала враждебной в 1762 году, когда он опубликовал Le Contrat social и « De l’Emile», к которым позже добавил «Profession de foi du Vicaire Savoyard» (1762 г.).

«Скандал» де

Л’Эмиль
  • Эмиль или о воспитании, Жан-Жак Руссо © С.
    Х.П.Ф.

В Л’Эмиль, Руссо рассматривал проблему воспитания ; он спрашивал себя, действительно ли те, на ком лежит ответственность вести ребенка во взрослую жизнь, выполняют эту задачу со всем необходимым интеллектом и способностями. Он сформулировал следующий парадокс : хотя ребенок рождается добрым по своей природе, взрослый морально загрязняется злым миром, противоречащим гармонии природы. Он выступал за сбалансированную форму образования, основанную на справедливости, приводя практические примеры, иллюстрирующие его идеи, иногда необычные по своей природе.

Помимо обучения ребенка любви и уважению к природе, одной из главных целей воспитания было научиться сосуществовать с другими, со своими ближними, даже если они казались ему другими. Ребенок должен был понять трудности, связанные с существованием других людей вокруг него, — их нужно было преодолеть так, чтобы он не был агрессивен по отношению к себе подобным. Скорее, он постепенно станет взрослым, ответственным гражданином, который сможет внести свой вклад в развитие своего города и работать над улучшением нравственности.

Вольтер заметил, что Руссо совершенно не заботился о воспитании собственных детей, а просто отдавал их в приют. И это было совершенно верно: у Руссо и его спутницы Терезы Левассер родилось пятеро детей, и они действительно были брошены таким образом. Но, возможно, аргумент Эмиля заключался в том, что для предотвращения подобных трагедий местные власти должны нести ответственность за благополучие таких младенцев.

Признания

  • Руссо выезжает из Эрмитажа в карете, иллюстрация Мориса. © Коллекция JJ Money

Обвинение Вольтера поразило и огорчило Руссо, который тогда решил защищаться, объяснить о своей жизни, не пытаясь скрыть свои трудности или противоречия, присущие его характеру. Подобно святому Августину задолго до него, он взялся за написание впечатляющих «90 235 исповедей», 90 236, которые он начал в 1769 году. часто были запутанными и сложными. Во все времена он искал истину, достоверность и путеводную звезду разума — он был неспособен принести эти идеалы в жертву конформизму социальных правил, что чаще всего приводило лишь к несправедливости, противоречащей гармонии. природы.

«Труба Страшного Суда может протрубить в любое время, ибо я приду с этой книгой в руке, чтобы предстать перед верховным судьей. Я скажу вслух: «Вот что я сделал, что я подумал, что я сказал… Я открыл свои сокровенные мысли, как ты сам их видел. Вечное существо, собери вокруг меня огромную толпу моих ближних — пусть слушают мои признания, стонут от моих унижений, краснеют от моего несчастья. Пусть и они откроют тебе то, что у них на сердце, с такой же искренностью у подножия твоего престола ; а потом пусть кто-нибудь из них посмеет сказать, что он был лучше меня».

В конце своей жизни он путешествовал с места на место, пытаясь убежать от всех. Несмотря на усилия своих ближайших друзей, он решил жить в одиночестве и написал « Rêveries du Promeneur Solitaire». Руссо умер 2 и июля 1778 года в Эрменонвиле; Маркиз де Жирарден ловко устроил Терезу Левассер, которая была его спутницей в течение 40 лет, чтобы она могла жить в его доме. В 1768 году они поженились. В 1794 году его прах был перенесен в Пантеон;

Руссо и религия

Несмотря на то, что в разные периоды жизни его часто привлекала католическая вера, Руссо никогда не забывал протестантское воспитание, полученное им в детстве. Как и многие его современники, Руссо определенно критиковал религиозные институты, которые, по его мнению, часто были одержимы сохранением своей светской власти здесь, на земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *