Зевс из олимпии: Статуя Зевса в Олимпии | Третье Чудо Света

Чудо света статуя Зевса в Олимпии

Несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел эту статую Зевса в Олимпии. Главное украшение храма Зевса Антипатр Сидонский еще в III веке до нашей эры отнес к списку 7 чудес света. Самая запоминающаяся работа скульптора Фидия потрясала всех современников, увидевших ее.

 

Статуя Зевса в Олимпии. История

Автором статуи стал известный афинский скульптор Фидий. Для создания главной статуи Греции потребовалось даже соорудить специальное помещение, соответствующее размерам храма. В процессе создания статуи помогали ученик Колот и брат Панен. Статуя Зевса предстала перед публикой в 435 году до нашей эры. По рассказам Фидий лично следил за реакцией пришедших людей, удивленных величием громовержца. Даже сложилось мнение, что сам Зевс лично спустился к скульптору, чтобы попозировать. Так главный религиозный центр Греции обзавелся еще одной достопримечательностью.

За все свое существование статую несколько раз реставрировали. Статуя Зевса в Греции подвергалась повреждению молнией, землетрясением, были случаи кражи ее золотых частей. Особое внимание уделяли ей римляне. Так император Калигула в 40 году собирался привезти в Рим изваяния и изображения всех значимых памятников завоеванной Греции, под этот список попадала и статуя Зевса. Но по легенде во время работ статуя расхохоталась, и все разбежались в диком страхе, а статуя по-прежнему оставалась в Олимпии. В последний раз о ней упоминается в 363 году нашей эры. После принятия христианства в 391 году все языческие храмы подвергаются закрытию, и храм Зевса разрушается. Есть упоминания, что статую Зевса где-то в начале V века перевозят в Константинополь, где она по сообщению византийского историка Кедрена полностью уничтожается в результате пожара 475 года.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.

Статуя Зевса Олимпийского была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота. По описанию современников Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале — 9,5 на 6,5 метров.

Отдельное внимание уделялось украшению трона чуда света статуи Зевса в Олимпии. Он был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Трон был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии. Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом. В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поражали размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на высоте колонн первого яруса храма, голова — на уровне второго яруса. У Страбона даже сложилось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 метров до 17 метров.

Статуя Зевса в Олимпии. Интересные факты

Для сохранения слоновой кости жрецы смазывали статую маслом. Это оберегало ее от «болотистого воздуха». В афинском Акрополе, напротив, из-за сухого воздуха статую Афины смачивали водой. Пол статуи покрывал черный мрамор с искусственным углублением, похожим на бассейн, куда стекало масло. Еще одно предназначение для бассейна было связано с иллюзией света — свет от двери отражался от масла и освещал голову и плечи статуя, создавая впечатление, что это именно бог излучает свет людям.

Греческая статуя по типу Фидия

Видео про статую Зевса в Олимпии

Где находится статуя Зевса в Олимпии на карте?

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Чем знаменита статуя Зевса в Олимпии?

Последнее обновление 3 марта, 2021

Каждый человек знает про это чудо света из учебников истории, фильмов или мультфильмов. Так почему же статуя Зевса в Олимпии привлекает толпы туристов и считается уникальной?

Чем знаменита статуя Зевса в Олимпии?

Статуя Зевса Олимпийского является единственным чудом света, расположенным в материковой части Европы. Сама статуя представляет из себя восседающего на троне древнегреческого бога. Датируется это произведение 435 годом до нашей эры, а автором считается скульптор Фидий.

Описание

Эта скульптура создана из деревянного каркаса и пластин из слоновой кости и золота. Большинство скульптур того времени были сделаны именно по такой технологии и назывались хрисоэлефантинными.

Зевс Олимпийский предстаёт перед зрителями обнажённым по пояс. На голове его находится оливковый венок. На ноги накинута накидка, сделанная из стекла и покрытая золотом. На этой накидке изображены различные животные и растения, в том числе и лилии. В правой руке Зевс держит статую греческой богини победы – Ники, а в левой – металлический скипетр с орлом. Скипетр сделан из металлических пластин.

Сам трон покрывают различные фигурки и изображения. Также он декорирован золотом, слоновой костью и драгоценными камнями.

На ногах у древнегреческого бога надеты золотые сандалии. Его ноги стоят на скамейке, украшенной рельефным изображением сражений героев с амазонками. Около скамьи стоят рельефные львы.

Статуя стоит на огромном пьедестале. Его размеры 9,5 на 6,5 метров. Он сделан из черного дерева и украшен камнями и золотом.

Местонахождение

Данная скульптура расположена в городе Олимпия, в храме Зевса Олимпийского. Это место было выбрано не случайно, так как именно здесь проходили знаменитые Олимпийские игры, в которых принимали участие греки и римляне.

Автор

Фидий является величайшим скульптором и создателем статуи Зевса Олимпийского. Он был рождён в городе Афины. Точная дата рождения неизвестна. Его родители были очень богаты, поэтому с детства он мог заниматься искусством. Уже в ранние годы невозможно было не заметить талант Фидия. Он довольно рано начал создавать скульптуры, а его наставником был Гегий – известный художник и архитектор того времени.

Самыми первыми работами Фидия были, как раз, статуи, посвящённые древнегреческим богам и их подвигам. Фидий был первым, кто использовал в своих работах и золото, и слоновую кость. К несчастью, ни одна из его скульптур не выдержала испытание временем. Поэтому сегодня мы можем любоваться лишь их реконструкциями. Самыми известными работами Фидия являются кластер Марафонской битвы, статуя Афродиты, статуя амазонки, а также работы Афинского акрополя.

Временем расцвета карьеры Фидия считается время правления Перикла, с которым скульптор был довольно близок. Фидий был главным автором фигур при создании акрополя. Его лучшими работами считаются статуя Зевса и Афины.

История создания

Связь бога Зевса с Олимпией очевидна – в этом городе он смог повергнуть своего отца Крона. Именно в честь этого события и стали проводится Олимпийские игры. Жители Олимпии устраивали состязания раз в четыре года. Однако, целых три века игры проводились без самого Бога, которому они и были посвящены. Поэтому начался сбор пожертвований на воздвижение скульптуры. Сначала был построен только храм Зевса, но позже правителями Эллады было решено создать и скульптуру бога-громовержца.

Жители Афин не хотели уступать своим противникам в такой чести и пригласили самого известного скульптора – Фидия, известного благодаря свои скульптурам Афин и плану реконструкции столицы. Ему было поручено создать скульптуру настолько прекрасную, чтобы она смогла затмить все прежние произведения искусств. Для исполнения этой миссии в 80 метрах от самого храма была построена мастерская, не уступавшая в размерах самому храму.

Фидий вместе со своим братом и помощником работал в тайне, чтобы никто раньше времени не увидел его творение.

Оформление

По задумке статуя должна была находиться в храме. Для большего эффекта, само помещение было почти пустым и имело неброское оформление. Статую скрывал занавес из шерсти. Причём открывался он необычным образом – он опускался вниз, тем самым показывая Зевса сверху вниз, что помогало произвести большее впечатление.

Все сюжеты, изображённые на частях скульптуры, были тщательно подобраны. Материалам Фидий уделял особенное внимание – все камни, золото и слоновая кость были безупречного качества.

Открытие, разрушение и наши дни

Открытие статуи стало одним из самых значимых событий как для важных персон, так и для простого люда.

Землетрясение 170 года до нашей эры сильно повредило статую, но она была отреставрирована. Однако, некоторые золотые части были украдены.

Также попытка уничтожения статуи была предпринята римским императором Калигулой. В первом веке до нашей эры он приказал обезглавить все известные греческие статуи в Рим. Чтобы установить на них копии своей собственной головы. Однако попытка перевезти статую Зевса Олимпийского окончилась провалом. И по легенде из статуи донёсся громкий смех. Вскоре Калигула был убит.

После принятия греками христианства в 391 году до нашей эры все языческие храмы опустели. Император Флавий Феодосий наложил запрет на язычество в целом. Храм Зевса в Олимпии не обошла учесть остальных храмов – он опустел, люди перестали приходить. Настоящие причины разрушения храма до сих пор выясняются. По предположениям исследователей, Зевс был разрушен в пятом веке уже нашей эры.

Первые части скульптуры были обнаружены французской экспедицией археологов в 1829 году. Найденные ими фрагменты, изображающие подвиги Геракла, по сей день находятся в Лувре.

В 1875 году началась вторая экспедиция, которая искала части храма 5 лет. За это время были найдены другие обломки храма, а также части бассейна, в котором содержалось оливковое масло. Именно этот бассейн располагался у ног статуи Зевса Олимпийского. Также результатом этого исследования стала карта Олимпии.

Сейчас на месте этого самого храма создан археологический музей. Посетители могут увидеть части мозаики и скульптур иных богов. Также в музее находится картина, изображающая подлинный вид статуи Зевса Олимпийского.

Более того, археологами была обнаружена мастерская Фидия. Экспедиция 1954-1958 обнаружила около расположения самого храма инструменты, золото, слоновую кость и драгоценные камни и различные формы, с которыми работал скульптор. Интересной находкой также является чаша с выгравированной надписью «Я принадлежу Фидию».

Интересные факты

  1. Из-за влажного воздуха, элементы из слоновой кости приходилось мазать оливковым маслом. Однако, статую Афины, наоборот, смачивали водой, так как воздух был слишком сухой.
  2. Очень важным элементом композиции является бассейн. Это небольшое углубление, сделанное из черного мрамора, служило местом, где скапливалось масло. Именно благодаря этому бассейну, голова и плечи Зевса хорошо освещались. Это происходило из-за света, который отражался от масла. Казалось, что светится сам бог и дарует этот свет людям.
  3. Существует легенда об аресте Фидия.
    В ней говорится, что именно для статуи Зевса скульптору пришлось красть драгоценные материалы, в том числе и золото. За многочисленные кражи его арестовали и посадили в тюрьму. Однако, к тому времени он уже был известным, и поэтому поклонники заплатили залог, и автора выпустили на свободу. После чего, он начал создавать статую Зевса Олимпийского.
  4. Сам занавес из шерсти был выкрашен пурпуром из фиников.
  5. Для создания столь величественной композиции. Скульптор использовал более двухсот килограммов золота.
Эта запись была размещена в Достопримечательности с меткой 3 чудо света статуя Зевса в Олимпии,статуя зевса в олимпии семь чудес света.

Статуя Зевса в Олимпии

Монументальная статуя Зевса в Олимпии в Греции была одним из семи чудес света Древнего мира. Созданная в 430-х годах до нашей эры под руководством мастера греческого скульптора Фидия, огромная статуя из слоновой кости и золота была даже больше, чем статуя Афины в Парфеноне.

Статуя, которой поклонялись паломники со всего Средиземноморья, вдохновила бесчисленных подражателей и определила стандартное изображение Зевса в греческом и римском искусстве в скульптуре, на монетах, керамике и драгоценных камнях. Утерянный в более поздние римские времена после того, как его перевезли в Константинополь, шедевр Фидия пленил древний мир на 1000 лет и был обязательным зрелищем для всех, кто посещал древние Олимпийские игры.

Фидий, мастер-скульптор

Мастер-скульптор и архитектор Фидий (также пишется как Фидий, работал около 465-425 гг. до н.э.), который уже руководил строительством Парфенона (447-432 гг. до н.э.) в Афинах и его гигантской статуи богини-покровительницы города Афины, звали снова, чтобы создать столь же монументальную скульптуру Зевса. Местом должна была стать Олимпия на западе Пелопоннеса в Греции, где ожидался огромный новый храм. Именно там каждые четыре года проводились Панэллинские Олимпийские игры (776 г. до н. э. — 39 г. до н. э.

).3 н.э.) были посвящены. Олимпия тогда находилась под контролем полиса (города-государства) Элиды, и это священное место привлекало тысячи путешественников, паломников и любителей спорта со всего Средиземноморья. Новая культовая статуя и храм, в котором она будет размещена, станут прекрасным дополнением, добавляя престижа Олимпии в то время, когда в других местах, таких как Дельфы, Немея и Истмия недалеко от Коринфа, все еще проводились конкурирующие игры. Кроме того, великолепное посвящение Зевсу, отцу олимпийских богов и верховному божеству древнегреческой религии, могло только положительно сказаться на духовном и материальном благополучии элейцев, да и всей древней Греции.

Удалить рекламу

Реклама

Phidias был идеальным выбором для сложного проекта, требующего сотен мастеров и нескольких лет работы. Мастер-скульптор переехал в Олимпию, и раскопки в 20 веке н.э. обнаружили его мастерскую, в которой находилась простая краснофигурная аттическая чаша или винный кувшин ( oinochoe ) с надписью на греческом языке Pheidio eim i : «Я принадлежу Фидий». В мастерской также были инструменты из слоновой кости, небольшой молоток для обработки золота и формы для частей большой женской статуи.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

В 5 веке до нашей эры святилище Олимпии достигло своего пика процветания, и был начат массивный дорический храм 6 x 13 колонн.

Храм

В V веке до нашей эры святилище Олимпии достигло своего пика процветания, и был начат массивный дорический храм 6 x 13 колонн c. 460 г. до н.э. Завершено с. В 457 г. до н.1 фут) по бокам с колоннами высотой 10,53 м (34,5 фута) и диаметром у основания 2,25 метра (7 футов). На фронтонах храма видна великолепная скульптура: на восточной стороне — мифическая колесница между Пелопсом и Ойномаосом, а на западном — сцена битвы с кентаврами (кентавромахия) с величественной центральной фигурой Аполлона. Метопы из храма представляли подвиги Геракла. Многие из этих декоративных скульптур сохранились до наших дней, и их можно увидеть в музее на месте археологических раскопок в Олимпии.

Западный фронтон, Храм Зевса, Олимпия

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Статуя

В религии Древней Греции храм считался жилищем бога, как предполагает его название

naos («жилище»). Таким образом, статуя божества внутри была гораздо важнее самого храма. Фигуру обычно помещали в центр здания, чтобы, когда ее двери были открыты, она могла видеть жертвоприношения и церемонии, совершаемые снаружи в честь этого бога. Верили ли прихожане на самом деле, что бог каким-то образом обитал в статуе, вопрос спорный, но определенно молитвы и ритуальные жесты были прямо обращены к нему. Интересно также отметить, что одним из распространенных названий статуи в греческом языке было 9.0013 zōon или «живое существо», таково было стремление скульптора запечатлеть живую материю в бесчувственной бронзе или мраморе. Конечно, видение Фидия представляло собой статую настолько большую и сияющую золотом, что для наблюдателя это было бы не чем иным, как внушающим благоговейный трепет прозрением, оно обеспечивало бы как можно более тесную связь между человечеством и божественным.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Видение Фидия было настолько большой и сияющей золотом статуей, что это было бы не чем иным, как внушающим благоговейный трепет прозрением.

Статуя могучего Зевса была более 12 м (40 футов) в высоту и представляла бога, сидящего на троне. Он был даже больше, чем Афина Парфенос Фидия в Афинах. Статуя Зевса, как и Афина, была из хризелефантина, представляющего собой сочетание золота и слоновой кости на деревянном сердечнике, с кожей бога (лицом, туловищем, руками и ногами) из слоновой кости, а его борода, одежды и посох — блестящими. золото, нанесенное в чеканных листах. Мелкие детали были подобраны с использованием самых разных материалов: серебра, меди, стекла (для декоративных лилий облачений бога), черного дерева, эмали, краски и драгоценных камней. Глиняные формы, обнаруженные в мастерской Фидия для аналогичной статуи, позволяют предположить, что она была сначала возведена там по частям — размер мастерской точно такой же, как и внутренняя целла храма, — а затем снова собрана в конечном пункте назначения.

Деревянная сердцевина не могла быть полностью вылеплена, иначе не было бы необходимости в формах для придания формы внешним золотым изделиям.

Статуя Зевса в Олимпии

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Наиболее полное описание скульптуры из древних источников можно найти в Описание Греции греческого географа и путешественника II века н.э. Павсания:

Удалить рекламу

Реклама

Бог восседает на троне, и он сделан из золота и слоновой кости. На голове у него гирлянда, которая является копией побегов оливы. В правой руке он держит Победу [Найк], которая, как и статуя, сделана из слоновой кости и золота; она носит ленту и — на голове — гирлянду. В левой руке бога скипетр, украшенный всевозможными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — орел. Сандалии бога также из золота, как и его одежда. На халате вышиты фигурки животных и цветы лилии. Трон украшен золотом и драгоценностями, не говоря уже о черном дереве и слоновой кости.

На нем нарисованы фигуры и кованые изображения. (книга 5, гл. 11)

Трон Зевса, сделанный из слоновой кости, черного дерева и золота и инкрустированный стеклом и драгоценными камнями, был украшен рельефной скульптурой, изображающей множество фигур из греческой мифологии, многие из которых считались потомками Зевса. Есть Грации (Хариты), Времена года (Хоры), различные Ники, сфинксы, амазонки и дети Ниобы. Экраны между ножками трона были написаны братом Фидия Панаеном (Панаином) и изображали подвиги Геракла, Ахиллеса с Пентесилеей, Гипподамии со Стеропой, Саламина и сцены из Греции. Бог поставил ноги на скамеечку для ног, украшенную сценой битвы, в которой Тесей сражался с амазонками (амазономахия).

Фигура Зевса, трон и табуретка были помещены на основание из черного элевсинского мрамора, размеры которого составляли 9,93 х 6,25 метра (32,5 х 20,5 футов) по сторонам. Основание было украшено сценами Рождества Афродиты. Наконец, база была подписана Фидием словами «Фидий, сын Хармида, афинянин, сделал меня».

Эрмитажная копия статуи Зевса в Олимпии

Эндрю Босси (CC BY-NC-SA)

Статуя стояла перед неглубокой лужей с разбавленным или чистым оливковым маслом (в отличие от воды в случае с Афиной Парфенос), которое помогало поддерживать влажную атмосферу и препятствовало растрескиванию кусочков слоновой кости. Отражение статуи в бассейне было дополнительным побочным эффектом, добавлявшим ауре потустороннего мира. Готовая статуя была посвящена c. 430 г. до н.э.

Удалить рекламу

Реклама

Семь чудес

Некоторые из памятников древнего мира настолько впечатляли посетителей со всего мира своей красотой, художественной и архитектурной амбициозностью и масштабами, что их репутация стала обязательной для посещения ( темата ) достопримечательностями для древних путешественников и паломников. Семь таких памятников стали первоначальным «списком желаний», когда древние писатели, такие как Геродот, Каллимах из Кирены, Антипатр из Сидона и Филон из Византии, составили краткие списки самых замечательных достопримечательностей древнего мира. Великая статуя Зевса попала в установленный список семи чудес 2 века до н. особенно на оборотной стороне серебряных тетрадрахм Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.) и монет Элиды. Римский император Адриан (годы правления 117-138 гг. н.э.) все еще использовал то же изображение на своих монетах во 2 веке н.э. Помимо этих сохранившихся изображений, есть мраморные копии детей Ниобеи с трона статуи.

Статуя Зевса привлекала людей со всего известного мира. Отдельные лица и города-государства приносили Зевсу подношения, в том числе деньги, прекрасные статуи (включая великолепную Нику Паиона, ок. 424 г. до н.э., и Гермеса Праксителя, конец 4 века до н.э.), бронзовые треножники, щиты, шлемы и оружие. в результате Олимпия стала живым музеем греческого искусства и культуры. Многие города также строили сокровищницы — небольшие, но впечатляющие здания для размещения своих пожертвований и повышения престижа своего города.

Римский император Феодосий I (годы правления 379-395 гг. н.э.), который, поддерживая христианство, издал указ о прекращении всех культовых обрядов, включая Олимпийские игры, и последние Олимпийские игры были проведены в 393 г. н.э. после серии из 293 игр. больше тысячелетия. После этого место и храм пришли в упадок, пока не были осквернены c. 426 г. н.э. после указа Феодосия II (годы правления 402-450 н.э.) против языческих храмов, а затем полностью разрушен землетрясениями в 522 и 551 гг. н.э. Руины в конечном итоге были покрыты илом, принесенным рекой Алфей, которая со временем медленно меняла свое русло.

Удалить рекламу

Реклама

Однако статую не постигла та же участь, что и храм, поскольку им суждено было разлучиться и никогда не воссоединиться. Статуя несколько раз ремонтировалась, ремонтировались трещины в слоновой кости и, возможно, даже добавлялись поддерживающие колонны под троном. Римский император Калигула (годы правления 37-41 гг. н.э.) дерзко пытался убрать статую и доставить ее в Рим, но, по словам римского писателя Светония (ок. 69 — ок. 140 г. н.э.), проект был заброшен после того, как гигант Зевс таинственным образом издал хохот, и леса рабочих рухнули. Следующим унижением было похищение его золотых частей римским императором Константином I (годы правления 306–337 гг. Н. Э.). Наконец, статуя Зевса была перенесена в Константинополь в 39 г.5 г. н.э., затем столица Восточной Римской империи, где он и храм или дворец, в котором он стоял, были разрушены во время землетрясения или цунами в 5 или, что более вероятно, в 6 веке н.э. Альтернативная теория, записанная в работах историков Зонараса и Кедрона, состоит в том, что статуя была уничтожена пожаром в 475 г. н.э. Каковы бы ни были точные причины его окончательной утраты, сохранившиеся описания древних писателей и дразнящие изображения в других древних произведениях искусства и на монетах — это все, что осталось от одного из чудес древнего мира, единственного, которое когда-либо искренне почиталось.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Статуя Зевса в Олимпии: потерянное чудо

 

Статуя Зевса в Олимпии была одним из семи чудес древнего мира и шедевром Фидия, величайшего скульптора древности. К сожалению, в какой-то момент поздней античности статуя была уничтожена при неизвестных обстоятельствах. Однако легенды и тайны окружают его тысячелетнюю историю. Некоторые истории столь же странны, сколь и занимательны, как та, в которой предсказывается убийство римского императора Калигулы.

 

Статуя Зевса: одно из семи чудес древнего мира
Статуя Юпитера в Олимпии (воображаемая реконструкция), Филип Галле по мотивам Мартена ван Хемскерка, 1572 г., через Национальную художественную галерею, Вашингтон, округ Колумбия

 

Когда Александр Великий сделал последний вздох в 323 г. до н. э., он оставил после себя огромную империю. Меч Александра создал мир беспрецедентных культурных взаимодействий, поскольку эллинская культура распространилась из Греции в оазис Сива, а оттуда до реки Инд.

 

Грекоязычные путешественники последующих столетий продолжали писать путевые дневники и делиться своим опытом и инструкциями. Некоторые из них даже составили списки обязательных к посещению памятников, которые они назвали theamata (достопримечательности), а позже thaumata (чудеса). Эти списки менялись в зависимости от путешественника и его опыта. Список памятников, которые мы сегодня признаем как Семь чудес древнего мира, принадлежит Антипатру Сидонскому (ок. 100 г. до н.э.) и Филону Византийскому (2 век до н.э.). Среди самых известных чудес была статуя Зевса в Олимпии, которая, вероятно, была утеряна в какой-то момент поздней античности, но об этом позже.

 

Фидий: божественный скульптор
Фидий и фриз Парфенона , Альма Тадема, 1868–1869 гг., через музеи Бирмингема

 

Для древних греков не было более великого скульптора, чем Фидий (начало V века – ок. 430 г. до н.э.). Именно он руководил программой строительства Афинского Акрополя и создал большую хризелефантиновую (из золота и слоновой кости) статую Афины для Парфенона. Фактически, он был первым скульптором, который осмелился изобразить богов из золота и слоновой кости.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Сразу после завершения статуи Афины Фидий был обвинен в растрате врагами своего друга и видного афинского государственного деятеля Перикла. В конце концов, Фидий был освобожден от обвинений, доказав, что использовал нужное количество золота на статую. Однако парировать вторую волну обвинений ему не удалось. По-видимому, он изобразил себя и Перикла на щите богини, что было большой гордыней. На этот раз Фидию пришлось покинуть Афины, чтобы спасти себя.

 

Вероятно, это несчастье и привело скульптора в святилище Зевса в Олимпии. Святилище находилось под защитой города Элиды. Увидев возможность, элийцы попросили Фидия создать статую Зевса, как никто другой, что он и сделал.

 

Существует и другая версия, рассказанная Плутархом, в которой Фидий сначала посещает Олимпию, чтобы сделать статую Зевса, а затем отправляется в Афины, где умирает в тюрьме. Однако обе версии сходятся в одном: Фидий посетил Олимпию и создал неповторимый образ Зевса.

 

Скульптура была больше той, которую он сделал в Афинах. Это было также более величественно. Был магнетизм, который почти мгновенно сделал его знаменитым. Столетия спустя Плиний Старший напишет, что это была работа, «которой никто и никогда не мог сравниться». Если вы посетите Олимпию сегодня, вы даже сможете увидеть мастерскую, где скульптор построил статую.

 

Статуя Зевса
Статуя Зевса в храме в Олимпии , Альфред Чарльз Конрад, 1913-1914 гг., через Британский музей

 

Павсаний своими глазами видел 12-метровую статую во II веке н.э. и подробно описал ее. Его описание ценно:

 

Бог восседает на троне, и он сделан из золота и слоновой кости. На голове у него гирлянда, которая является копией побегов оливы. В правой руке он держит Победу, которая, как и статуя, сделана из слоновой кости и золота; она носит ленту и — на голове — гирлянду. В левой руке бога скипетр, украшенный всевозможными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — орел. Сандалии бога также из золота, как и его одежда. На халате вышиты фигурки животных и цветы лилии.

 

Однако больше всего на Павсания произвел впечатление трон Зевса. Далее он описывает его в мельчайших подробностях, поэтому я привожу здесь только часть описания:

.

 

«…Трон украшен золотом и драгоценностями, не говоря уже о черном дереве и слоновой кости. На нем нарисованы фигуры и кованые изображения. Есть четыре Победы, представленные в виде танцующих женщин, по одной у каждого подножия трона и две другие у основания каждой ноги. На каждой из двух передних ног сидят фиванские дети, растерзанные сфинксами, а под сфинксами Аполлон и Артемида расстреливают детей Ниобеи…»

 

Перед троном элийцы держали бассейн, наполненный маслом. Масло защитило статую от влаги Олимпии и помогло сохранить ее в хорошем состоянии. Точно так же на Афинском Акрополе, где климат был сухим, афиняне использовали бассейн с водой, чтобы сохранить хризелефантиновую статую Афины.

 

Греческий живописец Панаен, племянник Фидия, помогал в создании статуи «в отношении красок, которыми она была украшена, и особенно драпировки» (Страбон, 9).0121 География VIII.3.30). Он также расписал панели, закрывавшие переднюю часть основания статуи.

 

Как выглядела статуя Зевса?
Монета Адриана с изображением статуи Зевса на реверсе, отчеканенная в Элиде, через Wikimedia Commons; с

 

Согласно легенде, когда кто-то спросил Фидия, что вдохновило его на создание статуи Зевса, скульптор ответил следующим стихом из «Илиады» Гомера (I.528-530):

 

«Он сказал и кивнул своими теневыми бровями;
Помахал на бессмертной голове амброзиальными замками,
И весь Олимп содрогнулся от его кивка.

 

Даже с учетом показаний Павсания и слов, вдохновивших скульптора, все равно непросто представить себе, как выглядела бы статуя. К счастью для нас, его изображение появляется на древнегреческих и греко-римских монетах, гравюрах на драгоценных камнях и камне, вазовых росписях и скульптурах.

 

Статуя Зевса, возможно, римская копия оригинала Фидия, I век, Эрмитаж

 

Интересно, что статуя послужила референсом для более поздних изображений Зевса в виде старой отцовской фигуры с бородой и длинными волосами. Мы можем найти следы этой традиции в более поздних христианских изображениях Христа Пантократора. Приятно думать, что те же самые христиане, которые яростно уничтожали все языческое, в некотором смысле сохранили старую традицию через свое искусство.

 

Была ли любовница Фидия изображена на статуе?

 

Павсаний делится слухами о статуе. У ног трона было четыре стержня, на каждом из которых были вылеплены фигуры. Говорят, что одна из этих фигур, молодой мальчик, надевающий на голову ленту победы, была вылеплена по образу Пантаркии, которая, как говорят, была любовницей Фидия. Климент Александрийский (ок. 150–215 гг. н. э.) даже утверждает, что Фидий написал фразу «Pantarkes kalos» (Пантаркес прекрасен/добр) на пальце Зевса! Это прямо означало, что скульптор поддерживал эротические отношения с Пантарсес.

 

Легенды о статуе
Статуя Юпитера , из серии Семь чудес света , автор Антонио Темпеста, 1608 г., через Британский музей

 

Для древних статуя Зевса была больше, чем просто статуя, больше, чем одно из семи чудес древнего мира. Для них это была версия бога на земле. Не случайно Павсаний называл статую «ὁ θεὸς» (бог), а не «статуей» или «изображением». Это не было редкостью в Древней Греции и Риме. По сути, это был канон. Считалось, что скульптуры богов являются посредниками между царством богов и людьми. Например, разговор со статуей Артемиды был способом общения с богиней. Однако статуя Зевса пошла дальше этого. Считалось, что он уловил саму сущность божественного. Эта вера была подкреплена такими легендами, как та, в которой утверждалось, что, когда Фидий закончил статую, он спросил Зевса, доволен ли он. В ответ с неба грянул гром и проделал дыру в земле. Зевс одобрил.

 

«Нет, сам бог, согласно легенде, свидетельствовал о художественном мастерстве Фидия. Ибо, когда изображение было полностью закончено, Фидий попросил бога показать знаком, нравится ли ему эта работа. Тотчас же, как гласит легенда, удар молнии упал на ту часть пола, где вплоть до сегодняшнего дня стоял бронзовый кувшин, чтобы покрыть это место».

 

Юпитер Олимпий , Жак Пикар по мотивам Мартена де Воса, ок. 1660 г., через Британский музей

 

Ливий рассказывает, что когда римский полководец Эмилий Павел посетил Олимпию, он увидел статую и «заволновался до глубины души, глядя на то, что казалось самим Юпитером».

 

Дион Златоуст, греческий философ и оратор I века н. э., писал, что если бы животные могли мельком увидеть статую, они охотно отдались бы священнику для принесения в жертву богу. Более того, Дион утверждал, что тот, кто встанет перед статуей Зевса, «забудет все ужасы и невзгоды, выпавшие на нашу человеческую долю».

 

Тем не менее, некоторые нашли недостатки в творении Фидия. Страбон сообщает, что размер статуи не был пропорционален размеру храма. Фидий представил Зевса сидящим, голова которого почти касалась крыши. Но что произойдет, если бог решит покинуть свой храм и воскреснуть? Страбон отвечает: «Он бы сорвал крышу с храма!»

 

Калигула хотел привезти его в Рим
Le Jupiter Olympien vu dans son trône, Antoine-Chrysostome Quatremère de Quincy, 1814, via Royal Academy

 

Согласно римским историкам Светонию ( Gaius 22.2; 57.1) и Кассию Диону (59.28.3), римский император Гай Цезарь, также известный как Калигула, хотел перевезти статую Зевса в Рим и заменить ее голову собственный бюст.

 

Светоний утверждает, что единственной причиной того, что этого не произошло, было убийство Калигулы. Он даже пишет, что пока статую готовили к отправке в Рим, статуя предсказала смерть императора, как вдруг разразилась таким громким смехом, что:0003

 

 «…подмости ингов рухнули, и рабочие бросились бежать; и тут же появился человек по имени Кассий, который заявил, что ему было велено во сне принести быка в жертву Юпитеру».  

 

Кассий Дион частично согласен со Светонием. Для него не смерть императора предотвратила удаление статуи, а гнев бога:

 

«…корабль, построенный для его доставки, был разбит ударами молнии, и громкий смех был слышен каждый раз, когда кто-нибудь приближался, как бы желая ухватиться за пьедестал; соответственно, произнеся угрозы статуе, он поставил себе новую».

 

Очевидно, что эти истории больше связаны с легендой, чем с реальностью. В этих повествованиях статуя ясно показана как настолько святой памятник, что сама идея перевозки ее является высокомерием.

 

Что случилось со статуей Зевса?
Статуя Зевса Олимпийского , Сальвадор Дали, ок. 1954 г., Музей современного искусства Морохаси

 

В 391 г. до н.э. Феодосий запретил культ языческих богов и закрыл все языческие места. Поскольку Олимпийские игры были запрещены, Олимпия больше не могла быть тем местом, где она была когда-то. В 408 г. н.э. новый закон требовал убрать культовые статуи из их храмов. Старый мир не умирал; он разрушался! Статуя Зевса, возможно, пережила эту волну разрушения, но никто точно не знает, что произошло. Большинство ученых утверждают, что он был перенесен в Константинополь, где был утерян где-то в V или VI веке.

 

Однако, благодаря своему статусу одного из семи чудес древнего мира и легендам, которые распространяли античные авторы, статуя Фидия осталась живой в искусстве последующих столетий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *