Зевс и кронос: Почему Кронос ел своих детей? — все самое интересное на ПостНауке

Миф о рождении Зевса | Мифология

Согласно греческой мифологии Зевс родился на Крите. Две критские пещеры претендуют на честь быть родиной величайшего бога Древней Греции — пещера в восточной части Крита — Диктеон и пещера Идеон — на самой высокой горе Ида (Псилорите). Нет достоверной информации, объясняющей, где именно родился Зевс, и у каждой пещеры есть свои сторонники.

Воспитание Зевса на горе Ида на Крите. Германн Штайнфурт

Уран (Небо), Гея (Земля) и Кронос (Время)

Согласно Теогонии Гесиода, первыми богами во Вселенной были Уран и Гея. Уран (Небо), чтобы не потерять свою власть и боясь наследования, сбрасывал своих детей в глубины земли.

Гея, которая не была согласна с таким поведением мужа, спрятала в свое брачное ложе одного из сыновей — Кроноса (Время), и впоследствии помогла ему занять место отца.

Согласно легенде, по совету Геи, Кронос взял серп и отрезал детородные органы Урана, бросил их в море, и так родилась красавица богиня любви Афродита.

Воспитание Зевса. Никола Пуссен

Кронос и Рея, Рождение Зевса на Крите

Такая же судьба, как его отца постигла Кроноса. Боясь проклятия — пророчества отца, он проглатывал своих детей, чтобы не быть свергнутым с трона.

У Кроноса с его женой Реей до Зевса родились пятеро детей, которые были проглочены своим отцом. Вынашивая Зевса, Рея, не желая, чтобы еще одного ее ребенка постигла участь предыдущих детей, обратилась за помощью к своим родителям (Урану и Гее).

Следуя их совету, она отправилась на Крит и спряталась в одной из горных пещер, чтобы принести в мир ребенка в тайне от мужа — поедателя детей — Кроноса. Родовые боли Рея терпела, погрузив свои пальцы в землю. Из каждого пальца, погруженного в землю, появились десять Дактилус (пальцев) — добрых существ, обитающих в критских горах.

Во время родов Реи вход в пещеру охраняли легендарные Куритес, которые во многих мифах называют Дактилами.

Воспитание Зевса. Николас Питерс Берхем

Рея, родив Зевса, здорового мальчика, который впоследствии стал отцом олимпийских богов, передала его Куритес для воспитания. Они сильно стучали ногами, танцуя, и били в барабаны, чтобы заглушить плач ребенка. Чтобы обмануть своего мужа Кроноса, Рея, вместо новорожденного дала ему камень, завернутый в пеленку. Он сразу же проглотил его и снова был уверен, что никто не угрожает его трону.

Зевс вырастает, спрятанный в горах Крита

Между тем, Зевс вырос в пещере, где оставался спрятанным, в горах Крита. В воспитании Зевса важную роль сыграла коза Амальтея и нимфа Мелисса.

  • Амальтея (коза или нимфа) кормила своим молоком божественного ребенка и из ее рога изобилия он получал все необходимое.
  • Нимфа Мелисса заботилась о ребенке и давала ему все, в чем он мог нуждаться, а также питательный мед, чтобы он рос быстрее.
Младенец Зевс кормится молоком козы Амалфеи. Якоб Йорданс

Битва Титанов — Зевс занимает трон Кроноса

Выросший Зевс, свергнул Кроноса и получил власть, пролив много крови после страшной Битвы Титанов. Когда Зевс, чтобы утвердить свою власть, разрезал живот Кроноса, из него вышли дети, проглоченные в прошлом: Гера, Посейдон, Гестия, Деметра и Аид. С их помощью Зевс сражался против Титанов, которые были хозяевами Вселенной во главе с Кроносом.

Борьба Зевса с гигантами. Гвидо Рени

Эта война (Битва Титанов) была очень трудной, но в конечном итоге боги Олимпийцы одержали победу над Титанами.

Борьба за власть в древнегреческих мифах

Мотив борьбы старого и нового начал — один из центральных в древнегреческой мифологии. С момента сотворения мира эти начала противостояли друг другу. Но наиболее ярко и очевидно этот мотив прослеживается в мифах, посвященных рождению Зевса и его борьбе за власть с титанами, гигантами и другими чудовищами. Зевс, пришедший на смену Кроносу так же, как Кронос прежде сменил Урана, олицетворяет новый этап развития древнегреческой религии — возникновение богов, наделенных человеческими чертами.

Кронос, опасаясь за свое могущество, безжалостно проглатывал каждого из детей, ведь ему предсказали гибель от одного из них. Жена Рея послушно приносила ему младенцев, каждый раз ощущая «неизбывное горе», и наконец, материнское сердце не выдержало. Своего очередного ребенка, Зевса, она отправилась рожать подальше от мужа, на остров Крит. Сразу после рождения она спрятала младенца в пещере, а мужу, Кроносу, подсунула завернутый в пеленки камень, который тот и проглотил, ничего не заподозрив.

Зевс между тем быстро рос и мужал. За ним присматривали нимфы Адрастея и Идея, а питался он молоком божественной козы Амалфеи и медом, который приносили ему дикие пчелы. При маленьком Зевсе состояли специальные служители — куреты. Каждый раз, когда младенец плакал, они стучали мечами в щиты, чтобы Кронос не услышал подозрительных звуков и не обнаружил спрятанного сына. Впоследствии куретами называли жрецов в храмах Зевса на Крите.

Перед Зевсом Кронос проглотил пятерых детей от Реи — Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Возмужав, Зевс с помощью волшебного зелья заставил отца извергнуть братьев и сестер из своего чрева, дабы они помогли ему в борьбе с титанами

«По преданию, Юпитер был вскормлен на Крите, потому что, как утверждает Саллюстий, известно, что критяне впервые создали религию» (Диодор Сицилийский)

Большинство исследователей античных мифов сходятся во мнении, что Крит не случайно упоминается в мифах как место рождения Зевса, высшего божества греческого пантеона. Это может служить косвенным подтверждением, что именно на Крите по мере развития земледелия и ремесел впервые возникла потребность людей в «богах новой формации», которыми и стали боги-олимпийцы.

Свобода и порядок

Что же символизирует миф о рождении Зевса, почему Кроносу не удается его поглотить? Титан Кронос в данном случае олицетворяет отсутствие продвижения и развития, некую «вещь в себе», от которой ничто новое — дети — не может отделиться и обрести самостоятельное существование. Зевс, таким образом, становится символом всего единичного, свободного, существующего отдельно от своих «прародителей».

С образом Зевса в Античности было связано представление о более справедливом и разумном общественном устройстве — в противовес анархии и беспорядку «доолимпийских» времен. По мнению античного историка и мифолога Диодора, именно Зевс даровал критянам суд, надзирал за наказанием преступников и честно распределял дары среди богов и людей.

Античные философы-неоплатоники называли Зевса богом-демиургом, то есть богом-творцом. Они противопоставляли свободное творческое начало, выраженное в образе Громовержца, деспотизму и косности его предшественников — титанов

Борьбу Зевса с гигантами и титанами Диодор толковал как утверждение новых общественных отношений. В этой трактовке также находит свое отражение связь древнегреческой религии с изменением социального строя и образа жизни людей бронзового века.

Титаномахия

В «Теогонии» Гесиода упоминается, что борьба Зевса и других олимпийских богов с титанами длилась десять лет, но исследователи не исключают, что поэт использовал этот срок, подражая Гомеру и его «Илиаде». За эти годы Зевсу удалось освободить своих братьев и сестер из чрева Кроноса, низвергнуть отца в Тартар, нейтрализовать Атланта, взвалив на него небесный свод, а мятежного Прометея приковать к скале, но для решающей победы этого было явно недостаточно. И тогда Зевс по совету Геи освободил из Тартара сторуких великанов и обратился к ним с просьбой выступить на его стороне в битве с титанами. Эти чудовища родились от Урана, а значит, были родственниками титанов. Однако они согласились поддержать новых богов, обосновавшихся на Олимпе. Перешли на их сторону и некоторые титаны. Первыми были Океан и его дочь Стикс — река, текущая в царстве мертвых.

В произведениях многих античных авторов упоминается поэма «Титаномахия», в которой подробно описывался ход войны с титанами, однако до наших дней это эпическое произведение не дошло. Неизвестен даже автор поэмы. Предположительно, ее написал Евмел Коринфский примерно в начале VII века до нашей эры

Сторукие в мифе — носители тех же титанических сил, против которых они сражаются, олицетворение их материальной, вещественной мощи, которая только и может победить сама себя.

Кроме них, Зевс освободил и других чудовищ — циклопов, которые в благодарность выковали для олимпийцев более совершенное оружие — громы и молнии, с помощью которых те начали разить титанов. Таким образом, победу Зевсу обеспечил своеобразный сплав, союз старого и нового.

В процессе развития мифологического эпоса титаны окончательно превращаются из символа природных сил и стихий в опасных неведомых чудовищ, для борьбы с которыми богам приходится прибегать к помощи героев — наполовину людей, наполовину богов. Горгона Медуза, Ехидна, немейский лев, Химера — всё это порождения титанов.

Гигантомахия

После победы над титанами Зевсу пришлось разбираться еще с одним препятствием на пути к абсолютной власти над миром — гигантами, змееногими человекообразными существами, которые появились из крови оскопленного Урана. Их напустила на Зевса Гея в отместку за низвержение в Тартар ее детей-титанов. Гиганты вознамерились уничтожить богов- олимпийцев, а заодно сними — и весь род человеческий, и принялись забрасывать землю гигантскими камнями, горами, целыми островами и горящими деревьями.

Греки верили, что под горами и островами, которые отличались вулканической активностью, живут гиганты. Вероятно, в мифе о гигантомахии запечатлелись воспоминания людей об особенно сокрушительном и страшном землетрясении или извержении вулкана

В решающей битве богов с гигантами участвовали многие боги-олимпийцы, в том числе Афина, заслужившая титул истребителя гигантов, а также Аполлон, Гера, Гермес, Артемида. Постепенно к ним присоединяются и другие, менее значимые божества — Морфей, Эос, Селена, Геката. Некоторые источники упоминают об участии в этой битве бога Диониса. На одном из изображений гиганта опутывают и побеждают выросшие из земли виноградные лозы.

Ход гигантомахии подробно описывает Аполлодор в «Мифологической библиотеке», о ней упоминают Гомер, Овидий и другие авторы. Сохранилось множество античных памятников изобразительного искусства, посвященных этому событию. Такая популярность гигантомахии во многом была связана с тем, что людям той эпохи гиганты были гораздо ближе и понятнее, чем титаны. Они даже считали, что состоят с гигантами в родстве. В «Теогонии» Гесиода музы радовали «разум великий своему отцу на Олимпе», «племя затем, воспевая людей и могучих гигантов», а в «Метаморфозах» Овидия упоминается о происхождении людей из крови гигантов.

Последняя битва

Однако, прежде чем окончательно утвердиться на Олимпе, богам приходится сразиться еще с одним порождением Геи и Тартара — чудовищем Тифоном со ста змеиными ногами, змеиными языками и огненными глазами, от которых вспыхивает земля и дрожит подземный мир. Поначалу боги отступают перед его мощью и бегут в Египет и даже на Евфрат, но Зевс поражает Тифона молнией, низвергает в Тартар и придавливает горой Этной. Там он и сидит до сих пор, время от времени просыпаясь, извергая пламя и сотрясая земную твердь. Буйство Тифона также ассоциировалось у греков и римлян с извержением вулкана.

Химера. Изображение на блюде IV в. до н. э. Лувр

После победы над Тифоном Зевс воцарился на Олимпе и стал править миром. Начался классический, «олимпийский» период древнегреческой мифологии. Богатство ее сюжетов и образов оказало огромное влияние на развитие всей западной культуры.

Поделиться ссылкой

Битва Кроноса и Зевса за власть над Вселенной

Написано греком Бостоном в греческой мифологии. Комментарии к записи Битва Кроноса и Зевса за контроль над Вселенной

отключены

Вы когда-нибудь задумывались, как Зевс стал царем богов? Зевс не всегда был главой богов и богинь горы Олимп.

Согласно историям, Кронос руководил богами до того, как его сын Зевс захватил власть. Вот история о том, как Зевс и Кронос участвовали в битве, которая в конечном итоге назовет Зевса, а также богов и богинь горы Олимп победителями.

Зевс был воспитан нимфой

У Кроноса и его детей никогда не было хороших отношений. Это связано с тем, что он услышал пророчество еще до рождения своих детей. Его родители, Гея и Уран, сказали Кроносу, что ему суждено быть свергнутым собственным сыном. Чтобы попытаться помешать своим детям восстать против них, он проглотил их целиком. Однако Зевс был избавлен от этой участи, потому что Рея обманула Кроноса, заставив его вместо этого проглотить камень. Рея спрятала Зевса в пещере на острове Крит, где его вырастила нимфа по имени Киносура. Другими словами, отец боялся, что его заменит один из его сыновей. В конце концов мы понимаем, что Зевс стал его заменой.

Зевс заставляет своего отца извергнуть своих братьев и сестер

Как только Зевс узнал о том, что стало с его братьями и сестрами, он понял, что должен что-то с этим сделать.

Он понимал, что если ему нужно свергнуть Титанов и получить контроль, ему понадобятся его братья и сестры в качестве союзников. Он также знал , что его отца, Кроноса, нужно было остановить. Чтобы вернуть своих братьев и сестер, Зевс дал Кроносу мед, в который был добавлен наркотик. Его начало тошнить все, что он проглотил, включая камень, который, как предполагалось, был Зевсом. Он бросил камень, а затем пятерых братьев и сестер вверх. Таким образом, все пятеро его братьев и сестер, включая Аида, Посейдона, Гестию, Геру и Деметру.

Зевс и его братья и сестры замышляют против Титанов

Кронос и Рея были королем и королевой титанов. Как только Зевс воссоединился со своими братьями и сестрами, они согласились, что он не может править, и решили бороться за контроль над богами. Последовавшая за этим война, получившая название Войны Титанов, или Титаномахия, задумана Зевсом, когда он достиг совершеннолетия в пещере на Крите, где Рея оставила его на воспитание нимфе. Его целью было сделать больше, чем освободить братьев и сестер, он хотел отобрать контроль над миром у Титанов.

Последовавшая битва была долгой, опасной и кровопролитной. Однако в конечном итоге победу одержали олимпийцы.

Зевс стал могущественным богом. Он был не только верховным правителем всех божеств, но и был способен раздавать наказания. Он сделал это, контролируя погоду, и, в частности, ему всегда приписывали его разрушительную молнию. Поскольку он обладал такой властью над разрушительной силой природы, и древние греки, и другие боги и богини боялись его гнева.

Источники:

Википедия – Кронос (Кронос)

Википедия — Зевс

Википедия — Титаномахия

Категория: Греческая мифология

Этот пост был написан Греком Бостоном

Элизиум | Греческая мифология | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *