Элейская школа: Зенон и рождение диалектики: кратко
21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) – философ и политический деятель, ученик и последователь Парменида. Он формулирует принцип приведения к абсурду. Впервые использует диалектический метод при аргументации опровержения принципов движения и множественности. Противоречия понятия о движении выявляются в знаменитой апории «Ахилл», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно бесконечно в своей делимости на промежутки, и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении. Против множественности Зенон приводил следующие аргументы: если все состоит из многого, то каждая из частей оказывается одновременно и бесконечно малой, и бесконечно великой. Каждая частица одновременно и составляет бесконечно малую частицу всего, и, слагаясь сама из бесконечного множества частиц (которые делимы до бесконечности), представляет величину бесконечно большую. Если же признать, что многое, то есть частицы всего, не имеют никакой величины и потому неделимы, то выходит новое противоречие: все оказывается равным ничему. В самом деле, то, что не имеет величины, не может, присоединяясь к другому, его увеличивать (нуль не есть слагаемое). > > ФИЛОСОФИЯ: основное по философии: кратко: 1. Возникновение философии и становление ее предмета 2. Предмет философии 3. Основные функции философии 4. Философия как мировоззренческое знание 5. Мировоззрение как философское понятие 6. Формы мировоззрения 7. Основной вопрос философии: бытие и сознание 8. Онтологическая сторона основного вопроса философии 9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии 10. Мифология как начальная форма мировоззрения 11. Основные философские учения Древней Индии 12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая 13. Мировоззрение и культура античности 14. Милетская школа: Фалес 16. Милетская школа: Анаксимен 17. Пифагор и его школа 18. Гераклит Эфесский 19. Ксенофан и элеаты 20. ![]() 21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики 22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов 23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию 24. Древнегреческий ученый Анаксагор 25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит 26. Учение Демокрита о жизни и душе 27. Возникновение софистики 28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик 29. Философия Сократа 30. Учение Платона о бытии, душе и познании 31. Учение Платона о государстве 32. Учения сократических школ 33. Философия и научная деятельность Аристотеля 34. Учение Аристотеля о бытии 35. Философия стоицизма 36. Философия Сенеки 37. Стоицизм Марка Аврелия 38. Блаженный Августин. Учение о бытии 39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении 40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке 41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна 42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид 43. ![]() 44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании 45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве 46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья 47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон 48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот 49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма 50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика 51. Антропоцентризм эпохи Возрождения 52. Становление науки Нового времени 53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма 55. Эмпиризм Дж. Беркли 56. Рене Декарт – основатель рационализма 57. Монадология Г. В. Лейбница 58. Французский материализм: Д. Дидро 59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах 60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм 61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков 62. Теория И. Канта об объективности знания 63. Теория познания И. Канта 64. ![]() 65. Философия Ф. Шеллинга 66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля 67. Диалектика Гегеля 68. Антропологический материализм Фейербаха 69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии 70. Постклассическая философия XIX–XX веков 71. Философия А. Шопенгауэра 72. Философия С. Кьеркегора 73. Философия Ф. Ницше 74. Позитивизм О. Конта 75. Философия прагматизма: Ч. Пирс 76. Философская антропология М. Шелера 77. Философия западного экзистенциализма 78. Философия М. Хайдеггера 79. Экзистенциализм К. Ясперса 80. Особенности развития русской философии 81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении 82. Объяснение направленности философско-социальных теорий 83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века 84. Западники и славянофилы 85. Философия В. С. Соловьева 86. Русская философия XX века 87. Философия Л. Шестова 88. ![]() 89. Русские космисты 90. В. И. Ленин – представитель марксизма 91. Философия неопозитивизма 92. Философия постмодерна XX века 93. Понятие бытия. Основные формы бытия 94. Философское понимание пространства и времени 95. Сознание как философская проблема 96. Вопрос о происхождении сознания 98. Структура сознания 99. Сознание и бессознательное 100. Основные подходы к проблеме познания 101. Познание человека 102. Структура и формы познания 103. Особенности обыденного и научного познания 104. Философия научного познания 105. Практика и ее функции в процессе познания 106. Основные философские проблемы общения людей 107. Общество и его структура 108. Понятие человеческого общества 109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества 110. Стратификационный подход к социальной сфере общества 111. Государство как форма общественной власти 112. ![]() 113. Социальный контроль в современном государстве 114. Философия морали 115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе 116. Понятие прогресса в обществе 117. Исторические формы отношений человека и природы 118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР 119. Общество и природа: на пороге катастрофы 120. Прогнозирование будущего |
биография, основные идеи. Элейская школа :: SYL.ru
Зенон Элейский – древнегреческий мыслитель, логик и философ. На его идеи опирались Аристотель и Платон, его труды интересны и познавательны для современного человечества.
Судьба Зенона Элейского поражает своей сложностью и трагизмом. О нем ходят легенды, им восторгаются и его критикуют.
Кто же он такой – Зенон Элейский, биография которого столь противоречива и туманна, а общественная деятельность столь разнообразна и занимательна? Давайте узнаем.
Детство
Родился будущий философ в Элее, приблизительно в 490-м году до нашей эры.
Лукания, к которой относился древний город Элея, – это территория современной южной Италии, прославившаяся среди населения того времени прекрасными сочными лугами. В Лукании процветало скотоводство и виноградарство, она отличалась от других областей необычайным богатством, плодородностью и густонаселенностью.
Элея считалась греческой колонией на территории Лукании. Город был расположен на берегу Тирренского моря и считался средоточием философской и культурной жизни всего региона.
Зенон Элейский был сыном Телевтагора. Скорее всего, его семья была зажиточной и знатной, так как с ранних лет у мальчика была возможность обучаться у самых светлых и влиятельных умов того времени – Ксенофана и Парменида.
Учитель Ксенофан
Ксенофан Колофонский, один из учителей Зенона, – это древнегреческий поэт и философ, предисточник Элейской школы.
Являясь очень образованным и глубоко размышляющим человеком, Ксенофан подвергал критике распространенную в те времена религиозную систему. Он утверждал, что боги Олимпа – это народная выдумка, и что мифология – это исключительно плод человеческого воображения.
Наблюдательный и склонный к насмешливости, древнегреческий мудрец бесстрашно критиковал взгляд, мировоззрения и традиции современников. Например, он доказывал, что спортивные достижения менее важны, чем философская мудрость.
Однако, отвергая олимпийских богов и предсказателей будущего, Ксенофан оставался глубоко верующим человеком, представляющим бога единым и всемогущим.
Учения и убеждения, перенятые от Ксенофана, оказали огромное влияние на жизнь и мировоззрения Зенона.
Учитель Парменид
Еще одним наставником элейского философа был Парменид – древнегреческий философ, знатный и богатый человек, законодатель Элеи, основатель и главный представитель Элейской школы.
Со своим юным подопечным Парменида связывали тесные дружеское узы. Некоторые источники называют его приемным отцом Зенона. По утверждениям некоторых исторических трудов, молодой ученик являлся любовником жены Парменида. Однако такая информация является противоречивой и неподтвержденной.
Как бы там ни было, Парменид, который был старше Зенона на пятьдесят лет, оказал сильное воздействие на мышление и принципы своего воспитанника.
Каких взглядов придерживался Парменид? Он исследовал первоначальную природу реальности, мира и бытия, разделил понятия истины и мнения, отвергал ощущения и опыт как источник знания.
В последствии его учения и рассуждения были сформированы и распространены Зеноном.
Жизнь Зенона Элейского
Зенон был очень проницательным и любознательным человеком, находящимся в постоянном размышлении и исследовании. За время своих философских изысканий мыслитель совершил путешествие в Афины и имел долгие беседы с Сократом.
О жизни элейского мудреца нам известно очень немного.
Разные источники говорят, что он был активным политическим деятелем, при чем придерживался демократических убеждений, и даже принимал участие в борьбе с жестоким тираном Неархом.
Противостояние было неравным. Зенон был схвачен и подвержен жестоким изощренным пыткам. Не сдав своих единомышленников, он умер в мучениях, как герой.
О смерти философа тоже ходит много легенд и толков. Одни говорят, что во время пыток он хитростью заставил жестокого деспота, облеченного в царскую мантию, подойти по ближе, и откусил ему ухо. Другие утверждают, что он откусил себе язык и плюнул им в лицо свирепого тирана.
Как бы там ни было, Зенон Элейский погиб смертью храбрых, не предав своих союзников, и оставшись верным своим убеждениям. На тот момент древнегреческому философу было около шестидесяти лет.
Упоминания о мудреце
Прежде всего Зенон знаменит своими научными рассуждениями, или апориями. По многим из них до сих пор ведутся жаркие научные дискуссии и споры.
Работы Зенона, дошедшие до современных дней, содержатся в изложениях Аристотеля и его комментаторов. О нем упоминали такие видные древнегреческие философы, как Платон, Диоген, Плутарх.
Прежде чем познакомиться с концепцией рассуждений Зенона, давайте вначале узнаем, в какое историческое время он жил и последователем какого дела он являлся.
Философия того времени
Чтобы объективно оценить, какой бесценный вклад внес Зенон Элейский в развитие логики, философии и истории, необходимо разобраться, в каком состоянии находилась греческая философия середины пятого века до нашей эры.
Многие знатные мыслители тех лет искали основной элемент, из которого была сформирована Вселенная. Ионийские мудрецы Малой Азии никак не могли прийти к общему знаменателю, что же является первопричиной всех вещей: вода, воздух или что-то неопределенное, доселе неизведанное. Они придерживались мнения, что во Вселенной все переменчиво и исполнено противоположностей.
Существовало и другое, полностью аналогичное мировоззрение Пифагора и его последователей, которые считали, что основным элементом, или первопричиной, является число, или дискретная единица, наделенная пространственным измерением.
Учитель же Зенона Парменид критиковал обе теории, утверждая, что первоэлемента не существует, так как Вселенная – это недвижимый, неизменный и плотный шар, где все едино и не разделено на части.
Философская школа
Эти и другие свои исследования Парменид заложил в фундамент так называемой Элейской школы – древнегреческой философской школы раннего периода, последователями которой были Зенон Элейский и Мелисс Самосский.
Суть этого течения состояла не в том, чтобы заниматься вопросами естествознания, а в том, чтобы разработать учение о бытии.
Элейская школа брала за основание для своих учений принцип, что сущее – непрерывно, едино, вечно, неразрушимо и неизменно. Из этого выводится единство и неподвижность бытия. Ему невозможно делиться на части и некуда двигаться. Пустота – это небытие, а значит, ее не существует.
Также Элейская школа придерживалась мнения, что истину можно познать лишь разумом, и что даже мнение, так как оно формируется чувствами, — некорректно и неадекватно в отражении истины.
Элейская школа в целом, как и Зенон в частности, имеет огромное воздействие на философскую науку современности. Интерес элеатов к проблемам бытия был развит в классических учениях Платона и Аристотеля. И хотя представители элейской школы не до конца справились с поставленной перед собой задачей (они так и не нашли решения вопросов об отношении единства к множественности и т. д.), элеаты стали основоположниками эристики, софистики и идеалистической диалектики.
Парадоксальные рассуждения Зенона
Чем же примечательны философские труды и искания ученика Парменида, представителя Элейской школы?
Апории Зенона Элейского затрагивали такие понятия, как движение, пространство и множество, доказывая противоречивость их концепций.
В чем особенность философских рассуждений Зенона? В отличии от своего наставника Парменида, который старался доказать свои теории с помощью логических цепочек, Зенон Элейский, философия которого являлась следствием воззрений учителя, использовал тактику иного рода.
Вместо того, чтобы последовательно доказывать свою точку зрения, Зенон прибегал к другому способу аргументации – от противного. То есть, задавая своему оппоненту ряд продуманных вопросов, Зенон заставлял его увидеть всю парадоксальность и нелепость своей позиции. Такой метод ведения спора назван диалектическим. Недаром Аристотель считал Зенона первым диалектиком.
Апории Зенона Элейского, в первую очередь, относились к движению и множественности вещей. Сложно сказать, что двигало мыслителем, когда он формулировал свои рассуждения. Скорее всего, его апории являлись следствием размышлений над ранними математическими учениями пифагорейцев.
Парадоксы движения
Зенон Элейский, основные идеи которого переданы в дошедших до нас парадоксальных рассуждениях, старался подчинить логическому пониманию те математические и физические знания, которые казались ему непоследовательными и противоречивыми.
Следует упомянуть, что Зенон не отвергал движение как таковое. Он просто доказывал несовместимость движения с представлениями о непрерывности как о множестве. Такая точка зрения ясно прослеживается в знаменитой апории Зенона “Ахиллес и черепаха”. В ней древнегреческий философ пытался доказать, что Ахилл никогда не догонит черепаху, так как сперва ему необходимо добраться до места, с которого она начинает двигаться, а за это время черепаха доберется до следующей точки движения и так далее до бесконечности. И хотя сейчас мы можем с точностью до тысячных вычислить, когда же Ахиллес догонит черепаху, философские вопросы, поднятые в апории, до сих пор будоражат умы современных логиков и математиков.
Следующая апория против движения — “Стрела”, где древний мудрец пытался доказать, что летящая стрела остается недвижимой по отношению к занимаемому пространству.
Апории Зенона против движения, такие как “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Дихотомия” и другие, основаны на ошибочной аксиоме древних математиков о том, что сумма бесконечного числа величин является обязательно бесконечной.
Другие парадоксы
Древнегреческого мыслителя интересуют лишь противоречивые понятия. Ведь то, что противоречиво воспринимается, не может существовать! Подобные рассуждения находят свое отражение и в других апориях Зенона – против множественности, места и других понятий.
Например, апория “О месте” утверждает, что все существующие предметы умещаются в пространстве. А значит, существует и пространство для пространства (и так далее). Поэтому понятие “место” существует лишь относительно тел, находящемся в нем.
Также интересна апория о “Медимне зерна”, где поднимается вопрос, почему одно зерно падает бесшумно, а падение мешка зерна причиняет много шума? Своим парадоксом Зенон хотел доказать, что часть отличается от целого, а, значит, бесконечная делимость практически невозможна.
Влияние
Большинство апорий Зенона Элейского, хотя и считаются ошибочными и устаревшими, до сих пор занимают видные умы современности своей сложностью и логическими подтверждениями. Они оказали огромное влияние на древнегреческую культуру, философию и логику.
Зенон из Китиума | Эллинистический философ
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.- 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Читать Далее
- В чем разница между моралью и этикой?
Викторины
- Философия 101
Кто такой Зенон? Знакомство с основателем стоицизма
Профили, профили философов-стоиков и многое другое
ВВЕДЕНИЕ Великий Гален, выдающийся греческий врач Римской империи, в какой-то момент потерял все свои труды и книги. Ярким примером того, что мы можем назвать добродетельным стоическим ответом, он писал, что «тот факт, что после утраты всех моих фармацевтических средств все мои книги, а также эти рецепты уважаемых лекарств, а также как различные издания, которые я написал на них, в дополнение ко многим другим работам, каждая из которых демонстрирует ту любовь к работе, которая была моей на протяжении всей моей жизни; тот факт, что я не чувствовал боли, показывает прежде всего благородство моего поведения и величие моей души».
Если бы мы только могли вести себя так же, столкнувшись с такой драматической потерей! Поскольку его времена были отмечены бесконечными войнами и стихийными бедствиями, Гален, конечно, был не единственным из древних, кто понес такую потерю. Зенон, основатель стоицизма, сам испытал это, и, как это ни удивительно, именно это привело его на путь к философии.
Во время путешествия между Финикией и Пиреем его корабль затонул вместе с грузом. Зенон оказался в Афинах и во время посещения книжного магазина познакомился с философией Сократа, а позже и с афинским философом по имени Кратес. Эти влияния резко изменили ход его жизни, приведя его к развитию мышления и принципов, которые мы теперь знаем как стоицизм. Согласно античному биографу Диогену Лаэртскому, Зенон шутил: «Теперь, когда я потерпел кораблекрушение, я в хорошем путешествии», или, согласно другому рассказу, «Ты хорошо поступила, Фортуна, подтолкнув меня таким образом к философии, Сообщается, что он сказал.
Зенон начал свое обучение в Стоа Пойкиле, которая располагалась на Древней Агоре в Афинах. Это знаменитое крыльцо, в честь которого был назван стоицизм, которое вы, вероятно, кратко упоминали на уроках философии в старшей школе или колледже. Но не всегда так называли его учеников — ведь сначала его учеников называли зенонианцами, а лишь потом они стали известны как стоики.
Конечно, стоицизм развивался с тех пор, как Зенон впервые изложил философию, но в основе его лежит то же самое послание. Как он выразился, «счастье — это хороший поток жизни». Как этого достичь? Душевный покой, который приходит от добродетельной жизни в соответствии с разумом и природой.
После его смерти афиняне почтили Зенона бронзовой статуей, и в городе был принят следующий декрет, восхваляющий человека, который был истинным примером, на которого мы можем равняться сегодня:
Мнасея, в течение многих лет занимался философией в городе и оставался достойным человеком во всех других отношениях, призывая к добродетели и воздержанию тех юношей, которые приходят к нему для обучения, направляя их к тому, что давая всем в своем поведении образец для подражания в полном согласии с его учением, народу показалось благом — и пусть получится хорошо — воздать хвалу Зенону из Китиона, сыну Мнасея, и увенчать его золотым венцом по закону, за его доброту и воздержание, и устроить ему гробницу в Керамике за общественный счет…».
Если вы хотите глубже погрузиться в стоицизм и научиться применять его философию в своей жизни, ознакомьтесь с нашим самым популярным курсом «Стоицизм 101: древняя философия для вашей реальной жизни». Это 14-дневный курс, который предоставит вам инструменты, чтобы жить такой же яркой и экспансивной жизнью, как стоики. Наряду с 14 ежедневными электронными письмами будет 3 видеосессии в прямом эфире с автором бестселлеров Райаном Холидей, одним из выдающихся мыслителей и писателей в мире, посвященных древней философии и ее месту в повседневной жизни. Узнайте больше здесь и обязательно зарегистрируйтесь до того, как 22 марта начнется живая группа!
К сожалению, ни одно из сочинений Зенона не сохранилось, и наш лучший отчет о нем исходит от Диогена Лаэртиуса, биографа греческих философов, и его Жизни и мнения выдающихся философов5 .9018 То же самое относится и к двум другим выдающимся мыслителям-стоикам, которые первоначально заложили основу того, что впоследствии стало известно как стоицизм; у нас нет цельного сохранившегося произведения ни Клеанфа, ни Хрисиппа.
Однако мы знаем, что Зенон написал « Республика », произведение, прямо противоречащее одноименной книге Платона. В нем он обрисовал свое идеальное общество, основанное на эгалитарных принципах. Как писал Плутарх о республике , которая не сохранилась, она «нацелена только на то, чтобы ни в городах, ни в поселках мы не жили по законам, отличным друг от друга, но чтобы мы смотрели на всех людей вообще как на своих соотечественники и граждане, соблюдающие один образ жизни и один вид порядка, как стадо, пасущееся вместе с равным правом на одном общем пастбище».
«Лучше спотыкаться ногами, чем языком». – Зенон
«У нас два уха и один рот, поэтому мы должны больше слушать, чем говорить». – Зенон
«Если ты наложишь на меня жестокие руки, мое тело будет у тебя, но мой разум останется со Стильпо». – Зенон
«Счастье – это хороший поток жизни». – Зенон
«Дурное чувство есть волнение ума, противное разуму и противное природе». – Зенон
«Благополучие достигается маленькими шагами, но это действительно немаловажно».