Заслуги Александра Невского — Kratkoe.com
Личности
Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено
В чем заслуга Александра Невского как реального исторического лица Вы узнаете из этой статьи.
Заслуги Александра Невского краткоВ чем же заслуги Александра Невского? Стоит сразу отметить, что благоверный князь, как и все простые люди, был не идеальным. У него были свои недостатки и достоинства. Но в веках истории остались сведения о нем, как о доблестном военачальнике, мудром правителе, добродетельном и милосердном человеке.
В 1236 году, когда его отец занял киевский престол, Александр стал полноправным правителем Новгорода. Тогда ему было 16 лет. На протяжении 1237-1238 годов орды хана Батыя разрушили много русских городов, в том числе: Рязань, Владимир, Суздаль. Установить свою непоколебимую власть над русскими разрозненными княжествами особого труда татаро-монголам не составило. При этом Новгород чудом уцелел, а главной угрозой для него были немецкие и литовские рыцари, которые нападали с запада, и шведы, нападавшие с севера. Уже в возрасте 20 лет Невский возглавил армию в битве со шведами на Неве, которая состоялась 15 июля 1240 года.
Накануне битвы князь очень долго молился в церкви Святой Софии, потом получив благословение, он сказал воинам следующие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!».
Так за Русь, за правду, за Бога вышел на битву молодой князь и одержал великую победу, которая стала первой в долгом списке побед великого полководца. С этого времени князя Александра стали называть Невским. Он считался по праву великим как полководец — Невский не проиграл ни одного сражения.
Не только за военные достижения он был так любим в народе. Его военная гениальность и отвага умело сочетались с благородством: Александр ни разу на своих русских собратьев не поднял меча и не брал участия в княжеских разборках. Может, именно это и обеспечило князю народное почитание и нестихаемую славу в веках. Александр Невский умел сказать такую пламенную речь своему народу, которая объединяла, вселяла веру и поднимала дух.
Также он проявил себя как мудрый и дальновидный государственный деятель. Князь защищал интересы не только княжества Новгородского, но и всех земель на северном востоке.
Он заключил мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвежцами. Ясный ум, желание созидать и точные просчеты князя , оказались очень важны для объединения в будущем вокруг Московского княжества русских земель.
Походы Невского в финскую землю и удачные поездки в Сарай были полезны не только для укрепления авторитета Руси. Слово Евангелия было донесено Александром до самого Поморья, а в столице самой Золотой Орды было учреждено епархию Русской православной Церкви. Таким образом, Невский был е и проповедником, который способствовал распространению Слова Божьего.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, в чем состоят заслуги князя Александра Невского.
Какую роль сыграл Александр Невский в истории России?
Какую роль сыграла личность Александра Невского в истории России? Об этом в материале нашего колумниста Марины Аванесовой.
Герой на все времена
В русской истории нет, пожалуй, государственного деятеля, поднятого на такую высоту, как Александр Невский. Он «великий полководец», «бесстрашный воин», «замечательный дипломат», «защитник Земли русской и веры христианской».
При этом в разные эпохи существования нашего государства отношение к князю Александру приобретало ту или иную политическую окраску.
Впервые личность Александра Ярославича приобрела масштаб государственного значения при царе Иване Грозном – именно при нем он был канонизирован в числе 12 русских святых.
В эпоху Петра Великого почитание Александра Невского, победителя шведов в Невской битве, поддерживало боевой дух армии и самого императора Петра, который гордился, что рожден в один день со святым князем.
Орден в его честь, утвержденный в 1725 году Екатериной I, стал одной из самых высоких российских наград.
В 1938 году фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» получил огромную популярность. А во время Великой Оте-чественной войны вспомнил о ратных подвигах Александра Невского и Сталин, воскресив орден его имени. Около 40 тысяч офицеров Красной Армии были награждены им за личную отвагу, мужество и умелое командование подразделениями.
В 2008 году по результатам широкомасштабного опроса россиян Александр Невский был выбран символом, или, как значилось в конкурсе, «именем России».
Неудивительно, что и Президент России еще в 2014 году подписал Указ о праздновании 800-летия со дня рождения Александра Невского, которое мы и отмечаем в этом году.
Стал воином в 4 года
О великом полководце написаны тома — начиная с «Жития Александра Невского», которое относят к 80-м годам XIII века, и заканчивая трудами современных историков.
Давайте попробуем и мы мысленно перенестись в Переславль-Залесский, где восемь веков назад родился будущий герой. Случилось это 13 мая 1221 года.
С детских лет мальчика стали обучать ратному искусству. Когда Александру исполнилось 4 года, в Спасо-Преображенском соборе он прошел обряд посвящения в воины и стал княжичем. В это же время его учили владеть мечом. Меч был как настоящий, около 90 сантиметров, правда, сделанный из липы. Княжича обучали сидеть на боевом коне, стрелять из лука, владеть копьем и метать дротик, защищаться щитом, биться палицей и секирой. Обучали будущего полководца и науке командования дружиной: как водить ее в походы, вести разведку, становиться укрепленным лагерем, устраивать засады, строить войско в битвах. Но не только воинскому искусству учили маленького Александра. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. Учили княжича письму и арифметике.
По мнению историков, Александр знал несколько иностранных языков. Молодой князь был высок ростом, красив собой, а голос его, по выражению современника, «гремел перед народом, как труба». В 1236 году его отец уехал в Киев, а Александр был посажен князем в Великом Новгороде. Через два года Новгород праздновал свадьбу молодого князя: он женился на Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Князь отпраздновал два свадебных пира, называемых тогда «кашею»: один в Торопце, другой – в Новгороде, как бы для того, чтобы сделать новгородцев участниками своего семейного торжества. Через год в княжеской семье появился первый ребенок – Василий. После родилось еще трое сыновей: Дмитрий, Андрей, Даниил и дочь Евдокия.
Бог не в силе, а в правде
Невская битва произошла 15 июля 1240 года.
Шведский король решил напасть на Русь, захватив крупный торговый город Новгород. Одной из причин такого решения стало и то, что в городе правил молодой и, по мнению шведов, малоопытный князь Александр Ярославич. Шведы были настолько уверены в своей армии, что даже отправили князю вызов: «Мы здесь и пленим тебя и твою землю». Но у Александра была отличная разведка, предоставившая точные сведения о передвижении шведов. Девятнадцатилетний князь решил брать внезапностью: собрав городское ополчение, он совершает стремительный марш к месту расположения шведской армии. Как задумали — так и получилось.
Шведы не ожидали такого натиска, в войске началась паника. К тому же в начале битвы был убит шведский епископ, повержен шатер командующего Биргера, уничтожены три шведских корабля. Все это вынудило шведов отступить.
Невская битва продолжалась до вечера. Войско русичей потеряло 20 человек убитыми. Точных сведений, сколько погибло шведов, нет. Но если верить историческим источникам, была уничтожена большая часть войска. На оставшихся кораблях скандинавы отправились восвояси.
«Нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде!» – эти слова, судя по ряду источников, сказал полководец после успешной битвы.
Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет
Ледовое побоище – одна из самых знаменитых битв в истории России. Сражение состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере. Войску новгородцев, которое возглавлял Александр Невский, противостояли войска германцев-крестоносцев, представителей Ливонского ордена.
И если бы Невский проиграл эту битву, история России могла пойти совсем другим путем, но князь смог одержать победу.
Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 года на подтаявшем льду Чудского озера. Рыцари двинулись на русских «кабаньей головой». Это был особый строй, не раз приносивший успех крестоносцам. «Кабанья голова», прозванная русскими «свиньей», таранила врага, прорывала оборону.
Рыцари смяли русский центр – и закружились на месте, ломая собственное построение. Им некуда было двигаться. С флангов на рыцарей давили «полки правой и левой руки». Словно клещами сжимали они «свинью». С обеих сторон у сражавшихся было много погибших. Лед покраснел от крови. Убить рыцаря было сложно. Но если его стаскивали с коня, то он становился беззащитным – тяжесть доспехов не позволяла встать и двигаться.
Вдруг дал трещину апрельский лед. Падавшие в воду шли камнем на дно. Войско Александра Невского ударило с удвоенной энергией. Крестоносцы побежали, русские всадники еще долго преследовали их.
Как отмечают эксперты, благодаря победам князя Александра Ярославича Новгород сохранил выход к Балтийскому морю. Через три года после Ледового побоища Александр так же разгромил вторгшиеся на Русь литовские войска.
За свою жизнь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.
И полководец, и дипломат
В 1246 году умер великий князь Ярослав Всеволодович. Александр посетил Орду и столицу Монгольской империи Каракорум и в результате непростых переговоров был признан сначала великим князем Киевским, а затем и Владимирским.
Находясь на великокняжеском престоле, Александр, получивший за победу над шведами прозвище Невский, продолжал сдерживать их и установил хорошие отношения с Норвегией. Одновременно, чтобы избежать карательных походов ордынцев, он вынужден был содействовать им в проведении переписи населения Руси, результаты которой использовались при установлении размера дани. В то же время он сумел убедить власти Орды отказаться от мобилизации русских для участия в войнах с другими народами.
Александр Невский умер 27 ноября 1263 года. Перед смертью он принял монашеский постриг.
В марте 2017 года губернатор Кубани Вениамин Кондратьев был удостоен ордена Александра Невского – «За достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу».
Наталия Корсакова, кандидат исторических наук:
– Александр Невский — русский святой, воин, спасший Россию от разорения крестоносцами и положивший начало освобождению от татаро-монгольского ига, вселив в сердца людей надежду на изгнание неприятеля с родных земель.
Орден Александра Невского для казачьего военного сословия был высшей наградой, признанием выдающихся заслуг. С одной стороны, это был человек, признанный святым за чудеса, проявленные в бою, с другой – образец мужества, смелости и воинской отваги. И поэтому не только на Кубани, но и в других казачьих землях – на Дону, Тереке – казаки строили храмы в честь святого благоверного Александра Невского.
Владимир Громов, первый атаман возрожденного Кубанского казачьего войска:
– Князь Александр Невский принадлежит к числу тех людей в истории Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбу страны, но во многом предопределила ход русской истории на столетия вперед.
Он – покровитель российского воинства и кубанского казачества. Не случайно в 50-е годы позапрошлого века в центре Екатеринодара началось строительство главного войскового храма, которому было присвоено имя Александра Невского. В середине нулевых нашего столетия разрушенный собор был восстановлен в начале ул. Красной.
Во все времена существования Кубанского казачьего войска Александр Невский своим заступничеством влиял на подвиги и заслуги кубанского казачества. Для него он – образец для подражания, верного служения России, любви к своему Отечеству.
Беседа ректора Александро-Невской семинарии с тремя харьковскими духоборцами, 1792
Перевод Роберта Пинкертона
В 1792 году к генерал-губернатору этой провинции, якобы для того, чтобы ходатайствовать о защите от преследований и притеснений со стороны местных властей, духовенства и их православных соседей. Они были без промедления арестованы и отправлены в Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге. Там их увещевали и убеждали отречься от своей веры, но безрезультатно. Ниже приводится запись их «беседы» с ректором семинарии архимандритом Иннокентием (Дубравицким), содержащаяся в письме от 12 мая 179 г.2 письмо митрополита Новгородского и Петербургского Гавриила (Петрова) Харьковскому генерал-губернатору. Этот бесценный исторический материал содержит одно из самых ранних письменных описаний религиозной доктрины духоборов. Воспроизведено из книги Роберта Пинкертона «Россия: или Разные наблюдения о прошлом и нынешнем состоянии этой страны и ее жителей» (Лондон: Сили и сыновья, 1833 г.). Послесловие Джонатана Дж. Калмакова.
Письмо митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Харьковскому генерал-губернатору
Сударь,
Михаил Щирев, Аникей и Тимофей Сухаревы, присланные Вашим Высокопреосвященством из окрестностей Харькова, наставлены ректором Невской семинарии, архимандритом Иннокентием. Разговор, который состоялся между ними, пересылаю Вам вместе с этим письмом.
Я знал эту секту еще в 1768 году. Я тогда увещевал их и сумел обратить некоторых в церковь; но, вернувшись домой, они снова впали в свои прежние заблуждения. С тех пор, как я стал архиепископом Санкт-Петербургским, я также говорил с некоторыми донскими казаками; но они оставались упрямыми. Их упрямство основано на энтузиазме: все доказательства, которые им представляются, они презирают, говоря, что «Бог присутствует в их душах, и Он наставляет их: — как же им слушать человека?» У них такие возвышенные представления о собственной святости, что они уважают только того человека, в котором видят образ Божий; то есть совершенная святость. Говорят, что каждый из них может быть пророком или апостолом; и поэтому они являются ревностными распространителями своей собственной секты. Они заключают Таинства только в духовном восприятии их и поэтому отвергают крещение младенцев. Мнения их не только устанавливают равенство, но и исключают различие правителя и подданного: такие мнения тем опаснее, что могут стать привлекательными для крестьянства.
Правда это Германия испытала на себе. Их происхождение следует искать среди анабаптистов или квакеров. Я знаю ход их мнений; и у нас нет никакой надежды, что они перестанут распространять это зло.Вот мои мысли, которые я счел своим долгом сообщить вашему превосходительству.
С искренним уважением,
Гавриил
Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский
12 мая 1792
Беседа ректора Александро-Невской семинарии с тремя харьковскими духоборцами
Беседа Иннокентия, архимандрита и ректора Александро-Невской семинарии в Санкт-Петербурге с тремя духоборами из Харьковской губернии – Михаилом Щиревым, Аникеем и Тимофеем Сухаревыми, 179 мая2.
Архимандрит: За счет чего вы пришли в такое состояние, что вас держат как опасных для общества людей?
Духоборцы: По злому умыслу наших гонителей.
Архимандрит: За что тебя преследуют?
Духоборцы: Потому что сказано, что все, кто будут жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Архимандрит: Кого вы называете своими гонителями?
Духоборцы: Те, кто бросил меня в темницу и сковал меня цепями.
Архимандрит: Как вы смеете таким образом злословить установленное Правительство, основанное и действующее на началах христианского благочестия? Что не лишает свободы никого, кроме тех, кто нарушает общественный порядок и процветание.
Духоборцы: Нет выше Правителя, чем Бог, владычествующий над сердцами царей и людей: но Бог не сковывает узами; не повелевает преследовать и тех, кто не отдает Своей славы другому и живет в мире, в совершенной любви и взаимном служении друг другу.
Архимандрит: Что значит «кто не отдаст славы своей другому»? – К кому другим?
Духоборцы: Читай Вторую Заповедь, и узнаешь.
Архимандрит: Я так понимаю, что вы хотите осудить тех, кто преклоняется перед образом Спасителя и Его святых?
Духоборцы:
Архимандрит: Из этого видно, что ты привел себя в нынешнее состояние, впав в заблуждение; непониманием природы благочестия и высказыванием мнений, вредных для общей веры и для вашей страны.
Духоборцы: Неправда.
Архимандрит: Как же тогда? Не заблуждаетесь ли вы, когда думаете, что есть «сильные мира сего», которые существуют против воли Божией; тогда как нет силы, кроме как от Бога? Или то правительство, которое назначено сдерживать и исправлять непослушных и непослушных, преследует благочестие; «тогда как он служитель Божий, мстящий в наказание делающему злое»?
Духоборцы: Что плохого мы делаем? Никто.
Архимандрит: Не вредите ли вы вере своими ложными рассуждениями о ее святых таинствах и слепой ревностью против Бога; подобно древним иудеям, чья ревность не по разумению?
Духоборцы: Знания пусть остаются с вами! Только не приставай к нам, которые мирно живут, платят налоги, никому не делают зла, уважают и повинуются земным правительствам.
Архимандрит: Но, может быть, то, что вы платите подати, никому не причиняя вреда и повинуетесь земным правительствам, есть только следствие необходимости и слабости вашей власти; в то время как ваш мир и любовь уважают только тех, кто придерживается вашего собственного мнения.
Духоборцы: Толкуй наши слова как хочешь.
Архимандрит: По крайней мере, вам, я полагаю, далеко не неприятно видеть, как растет ваше общество!
Духоборцы: Добра всем людям желаем, и да спасутся все, и к познанию истины придут.
Архимандрит: Оставьте нарочитую секретность, уклончивые и сомнительные ответы. Объясни и открой мне свои мнения откровенно, как люди, у которых нет ничего другого, кроме как открыть истину.
Духоборцы: Я вас понимаю; ибо тот же самый Дух Истины, который просвещает нас в вопросах веры и жизни, помогает нам также различать притворство и обман в каждом человеке. Тем не менее, чтобы избавиться от вашей назойливости и со смелостью проповедовать истинную веру, я отвечу на ваши вопросы, как смогу.
Архимандрит: Каким путем – с помощью других или только собственным разумом – вы получили этот Дух Истины?
Духоборцы: Он рядом с нашим сердцем, поэтому помощь не требуется. Требуется только искреннее желание и горячая молитва.
Архимандрит: По крайней мере, вы основываете свои суждения на слове Божием, не так ли?
Духоборцы: Я на это заземляюсь.
Архимандрит: Но учит нас слово Божие, что Бог поручил истинную веру, и раздаяние Своих таинств, и наставление в благочестии некоторым лицам, избранным и рукоположенным для сего: «Согласно благодатью Божией, данной мне, — говорит св. Павел, — я, как мудрый мастер-строитель, положил основание».
Духоборцы: Правда: и таковы были депутаты наши, присланные сюда в 1767 и 1769 годах. Но что сделал с ними дух гонения и гнева? Некоторых приняли за солдат; другие были отправлены в ссылку.
Архимандрит: Вы, несомненно, имеете в виду под этими депутатами таких благонамеренных людей, как вы?
Духоборцы: Да.
Архимандрит: Но вы и подобные вам, хотя и благонамеренные, не можете быть ни служителями, ни учителями святой веры.
Духоборцы: Почему бы и нет?
Архимандрит: Потому что Церковь не может быть основана единоличной властью; как видно из 1 Кор. III. 5. Во-вторых, потому что необходимы особые таланты и дары свыше, «чтобы сделать нас способными служителями Нового Завета»: 2 Кор. III. 6. И, в-третьих, для этого законного и благодатного призвания совершенно необходимо, чтобы мы обладали тем рукоположением, которое сохранилось в святой Церкви со времен апостолов; как сказано: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Эфес. IV. 2.
Духоборцы: Нет иного призвания на сие служение, кроме того, что вопиет в сердцах наших: и ученость наша не в словах, которым учит мудрость человеческая, но в «явлении Духа и силы». Таковы ли дары, которые вам нужны, чтобы уметь болтать по-латыни?
Архимандрит: Вы не понимаете Священного Писания; и это источник всех ваших ошибок. Апостол в приведенных вами словах не отвергает таланты и дары приобретённых знаний, но противопоставляет учения Иисуса Христа мудрости языческой, бывшей в то время в ходу. А что призвание пастырей и учителей всегда зависело от Церкви, которою они были избраны, видно из самой истории тех пастырей и учителей Церкви, которые вечно прославлены.
Духоборцы: Какие Священные Писания? Какая церковь? Что вы имеете в виду под Священным Писанием?
Архимандрит: Не ты ли сам говорил, что основывал свои суждения на слове Божием? Вот что я имею в виду под Священным Писанием.
Духоборцы: Слово Божие духовно и нематериально; это не может быть написано ни на чем, кроме сердца и духа.
Архимандрит: Но когда Спаситель говорит: «Исследуйте Писания», — и дает нам причину этого повеления — «ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную», — может ли Он действительно понимать под этим что-либо иное, кроме написанное слово Божие? Вот сокровище, которое Он Сам вверил Своей святой Церкви как непреложное правило веры и жизни.
Духоборцы: А что вы называете церковью?
Архимандрит: Собрание верующих в Иисуса Христа, управляемое пастырями в соответствии с уставами, основанными на слове Божием, и причастниками таинств веры.
Духоборцы: Не так: есть только один Пастырь Иисус Христос, положивший жизнь за овец: и одна Церковь, святая, апостольская, духовная, невидимая, о которой сказано: «где двое или трое собрались во имя Мое, Я посреди них». в котором не поклоняются никакому материальному объекту; где только те учителя, которые живут добродетельной жизнью; где слово Божие повинуется в сердце, на которое оно сходит, как роса на руно, и из которого течет, как из источника среди гор; где нет таких шумных, показных, оскорбительных и идолопоклоннических собраний и суетных церемоний, как у вас; никаких пьяных и оскорбительных пастырей и учителей, подобных вашим; ни таких злых нравов и испорченности, как среди вас.
Архимандрит: Вы тут многое напутали: рассмотрим их по порядку.
Во-первых, что Спаситель Христос есть единственный Главный Пастырь и Глава Церкви, это истина: ибо Он основал ее Своими заслугами под Его Всемогущим промыслом, она существует, охраняется и охраняется; и «врата ада не одолеют его». Духовно Христос соединен с ним; для «вот! Я с вами до скончания века» и силою благодати Своей помогает молитвам прошениям верующих. Но не угодно премудрости и величию Божию, чтобы все без различия занимались внешним состоянием и служением Церкви, столь тесно связанной с внутренним; и потому с первых веков это вверено достойным пастырям и учителям, «как домостроителям тайн Божиих».
Во-вторых, я сказал, что внешнее состояние Церкви очень тесно связано с внутренним. Безусловно, это так. Кто не знает, как сильно действуют в нас страсти и плоть, и на добро, и на зло, по природе представляемого им предмета? Нам необходимо подкреплять усилия нашего разума такими благотворными средствами; и разжигать в нас угасающий пламень благочестия памятниками благости Божией и примером святых людей. Вот и все то, что вы так неуместно именуете «материальным и идолопоклонством». Пока мы соединены с материей, то есть с телом, мы никогда не сможем достичь того чистого и внутреннего духовного поклонения Богу, которое представляют Ему святые ангелы, или такого, как поклонение вечно прославленных святых; и поэтому, когда Бог требует, чтобы мы поклонялись Ему в духе и истине, это должно предостеречь нас от постыдного лицемерия или других складов ума, не соответствующих нашему внешнему поклонению.
В-третьих, что касается скандальной жизни некоторых пастырей, то они никогда не могут повредить сути веры; ибо это не причина их плохого поведения. И что их неправомерности никогда не могут оправдать тех, которые ради этого оставляют Церковь и пренебрегают ее учением, свидетельствует Сам Спаситель в беседе с фарисеями: «На Моисеевом седалище сидят книжники и фарисеи, — говорит он: — Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; а не по делам их; ибо они говорят и не делают». Кроме того, христианское смирение должно было удержать вас от столь опрометчивых суждений о всеобщей испорченности и злых нравах. Но я нарочно еще не ответил на некоторые ваши выражения, такие как «идолопоклоннические собрания и суетные церемонии», чтобы сначала спросить вас, что вы подразумеваете под ними?
Духоборцы: Вы сами можете догадаться.
Архимандрит: Ну: и ты не оказываешь подобающего уважения к характерам тех, кто отличился святостью, а после смерти прославлен Богом, как образцы веры и добродетели?
Духоборцы: Где и кого так прославил Бог?
Архимандрит: Имена Златоуста, Григория Великого и им подобные вам неизвестны?
Духоборцы: Я их знаю.
Архимандрит: Что вы о них думаете?
Духоборцы: Что я думаю? – Да ведь это были мужчины!
Архимандрит: Но люди святые, чья вера и жизнь были угодны Богу; и за это они чудесным образом прославляются свыше.
Духоборцы: Ну, допустим.
Архимандрит: Им теперь Церковь обязана всеми теми службами и церемониями, которые вы именуете «идолопоклонническими» и «тщетными»; и поклонение изображениям объявлено не греховным Собором святых отцов; – как же ты приведешь это в соответствие с твоими взглядами?
Духоборцы: Не знаю. Я знаю только, что ад будет наполнен священниками и диаконами и неправедными судьями. Что касается меня, то я буду поклоняться Богу, как он наставляет меня.
Архимандрит: Но можете ли вы без опаски полагаться на себя? Не боитесь ли вы, что иногда вы можете принять свои собственные мнения и даже глупые фантазии за Божественное вдохновение?
Духоборцы: Как? Чтобы предотвратить это, нам дан разум. Я знаю, что хорошо, а что плохо.
Архимандрит: Плохая зависимость! С полным основанием иногда добро кажется злом, а зло — добром.
Духоборцы: «Помолюсь Богу: пошлет слово Свое» — а Бог никогда не обманывает.
Архимандрит: Правда, Бог никогда не обманывает: но вы обманываете себя, уверяя себя в том, с Его стороны, чего никогда не было.
Духоборцы: Бог не отвергает молитв верующих.
Архимандрит: Верующие – истинные: те просьбы, которые согласуются с законом веры. Божественная Мудрость не отвергнет: но «просите и не получаете, потому что просите не на добро». Для этой цели Он дал нам Книгу Своего божественного Слова, чтобы мы могли видеть в ней Его волю и чтобы наши просьбы могли быть направлены в соответствии с ней. Но напрасно ожидать в настоящее время чудесных и непосредственных вдохновений без достаточной причины, особенно таких, которые недостойны Его: и претендовать на такие вдохновения и откровения очень вредно для общества, а потому должно быть сдерживаемо.
Духоборцы: Но мне они кажутся очень полезными, благотворными и достойными принятия.
Архимандрит: Что? Вырваться из общества своих соотечественников, хотя и соединенных с вами теми же законами и теми же догматами веры, и ввести чужие учения и законы, созданные вами самими? Начать излагать учения Евангелия без помощи просвещенного образования, пренебрегая советами людей, наиболее сведущих и опытных в этих вещах; и из своей головы основать на всем этом отдельное общество? Разве это не восстание против своей страны, когда ты отказываешься служить ей там, где требуется святость клятвы? Разве простого приказа высших сил не должно быть достаточно, чтобы объединить вас с другими для защиты вашей страны, ваших сограждан и вашей веры?
Духоборцы:
Архимандрит: Почему вы не отвечаете на это?
Духоборцы: Сказать нечего. Я не так болтлив, как вы, и мне это не нужно.
Архимандрит: Но неужели ты, по крайней мере, не видишь, куда ведет тебя твоя слепая ревность, и что ты заслуживаешь страданий гораздо больше, чем все, что тебе еще выпало на долю? – Ждем вашего покаяния и исправления.
Духоборцы: Делайте с нами, что хотите: мы рады страдать за веру: это не ново. Вы когда-нибудь слышали старую историю?
Архимандрит: Расскажите, пожалуйста, что за история?
Духоборцы: «Некоторый человек насадил виноградник, и обнес его оградою, и выкопал место для тука, и построил башню, и отдал его виноградарям, и ушел в далекую страну. И во время послал к виноградарям слугу, чтобы взять от виноградарей плоды виноградника. И схватили его, и избили, и отослали ни с чем. . . . И снова послал другого; и его убили, и многих других; некоторых бьют, а некоторых убивают. Итак, имея еще одного сына, возлюбленного Своего, он напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но те виноградари говорили между собою: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет нашим. И взяли его, и убили, и выбросили вон из виноградника. Что же сделает господин виноградника? Он придет и погубит виноградарей, а виноградник отдаст другим: Марк XII. 1 – 9. Теперь я сделал с вами.
Архимандрит: По крайней мере, ответь мне вот на что: как можно примириться, что ты отвергаешь Священное Писание, а в то же время пытаешься опираться на него?
Духоборцы: Спорьте сколько хотите. Я сказал то, что было необходимо, и не скажу больше ни слова.
«Беседа» 1792 г. является одним из самых ранних зарегистрированных рассказов о духоборах и свидетельствует о том, что они уже прочно утвердились как секта в Харьковской губернии, отправив предыдущие депутации в государственные органы еще в 1767 и 1769 гг..
На момент «Разговора» духоборы Харьковской губернии внешне отличались мирным бытованием, уплатой податей и уважением и приверженностью к государству. В то же время они «оторвались от своих соотечественников» и сформировали свое собственное общество с «собственными законами и доктринами», основанными на «Духе Истины». Духоборы уже сформировали отчетливую идентичность как обособленный народ, в котором пребывал «образ Божий», в отличие от «суетных и идолопоклоннических» православных. Эта черта сделала духоборов «ревностными распространителями» своей секты, что отразилось в том факте, что их число в Харькове быстро росло.
Из «Беседы» видно, что гонения были «не в новинку» для харьковских духоборов. Их система верований, усугубляемая их отказом посещать церковь, приносить присягу или нести военную службу в защиту своей страны, неизменно приводила к конфликтам с местными чиновниками, духовенством и их православными соседями. Предыдущие депутации в 1767 и 1769 годах были заключены в тюрьму и предупреждены государственными властями, после чего одних взяли в солдаты, а других отправили в ссылку. Нынешняя депутация якобы была послана просить защиты от этого «духа гонения и гнева». За это их тоже посадили. Однако дискриминация и жестокое обращение, которым они подвергались, не остановили секту, и даже во время наставлений в Александро-Невской семинарии трое духоборов были «счастливы пострадать за веру».
На протяжении всего «Разговора» харьковские духоборы демонстрировали заметное нежелание обсуждать и разъяснять свои доктрины, уклоняясь от одних вопросов и вообще отказываясь отвечать на другие. За это архимандрит обвинил их в «заученной секретности» и «уклончивых ответах». Их умалчивание относительно своих верований понятно, однако, учитывая, что в России в то время посторонние расспросы об их вере были, вообще, лишь предварением к ссылке и заключению. По крайней мере, такие расспросы вызывали насмешки и насмешки.
В то же время духоборы приняли решительно вызывающий тон в ответ на вопросы архимандрита; упорно сопротивляясь его богословским доводам, проявляя «дерзновение проповедовать истинную веру», а порой и открыто презирая и насмехаясь над своим похитителем и дознавателем. Их поведению и отклику присуще духоборское неприятие церковной и государственной власти, поскольку «нет выше правителя, чем Бог». В то же время их бесстрашие перед казенным наказанием и санкцией можно отнести к духоборской аксиоме «не бойся, но надейся на Бога».
Однако, при всей своей сдержанности и упрямстве, трое духоборов из Харькова дают нам одно из самых ранних изречений духоборской веры, кратко и просто излагая своими словами основы своих верований, которые можно можно резюмировать следующим образом: вера в то, что дух Божий можно найти в душе каждого человека; поклонение Богу в духе и истине; и в отказе от всех внешних обрядов, таинств, догматов и церковной иерархии и власти.
По окончании увещевания архимандрит потребовал от духоборов покаяться и исправить свои «ошибочные убеждения». Неудивительно, что духоборы отказались. Имеющиеся записи умалчивают об их судьбе. По всей вероятности, они остались в тюрьмах или были сосланы, как и многие их собратья в этот интенсивный период гонений.
Чтобы узнать больше, выполните поиск, загрузите, сохраните и распечатайте полную копию в формате PDF «Россия, или Разные наблюдения о прошлом и настоящем состояния этой страны и ее жителей» Роберта Пинкертона (Лондон: Сили и сыновья, 1833 г.) , посетите цифровую базу данных Поиска книг Google.
Путин в гневном письме к Беннету требует права собственности на достопримечательность Иерусалима
Президент России Владимир Путин поздно вечером в воскресенье в письме премьер-министру Нафтали Беннету потребовал, чтобы церковь Александра Невского в Старом городе Иерусалима была немедленно переведена на русский язык руки, после того, как это пообещал бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
Настойчивость Путина в отношении этой впечатляющей достопримечательности может не только спровоцировать дипломатическое столкновение между Израилем и Россией, но и может вызвать волну критики со стороны всего международного сообщества.
4 Посмотреть галерею
Церковь Александра Невского в Старом городе Иерусалима
(Фото: Йоав Дудкевич)
Это произошло в то время, когда Россия выразила свое недовольство заявлениями Израиля о якобы имевших место массовых убийствах мирных жителей в Украине.
В воскресенье посол Александр Бен Цви был вызван в МИД в Москву для уточнения заявлений министра иностранных дел Яира Лапида.
«Произошла плохо замаскированная попытка воспользоваться ситуацией на Украине, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от одного из старейших неурегулированных конфликтов — палестино-израильского», — заявили в российском МИД.
Александро-Невский храм, также известный как собор Святой Троицы, является важным достоянием Русской Православной Церкви в Иерусалиме, расположенным в самом сердце Христианского квартала.
Святое место впервые попало в заголовки газет в 2019 году, после того как Наама Иссахар была заключена в тюрьму в Москве за хранение каннабиса на территории России. Чтобы освободить молодого израильтянина, Нетаньяху пообещал Путину Александро-Невскую церковь.
Россия фактически владеет ОПС с 189 года.0, и поскольку на него изначально претендовала Османская империя, он был признан принадлежащим «славному Русскому царству» — так называлась Российская империя, которой сегодня больше не существует. Несмотря на это, в 2017 году Москва потребовала, чтобы Израиль признал османское обозначение этого места.
4 Посмотреть галерею
Биньямин Нетаньяху и Владимир Путин
(Фото: AP)
В 2020 году Нетаньяху решил, что спор о праве собственности на христианскую достопримечательность относится к категории «святых мест» и поэтому не может быть разрешен в суде. Вскоре после этого уполномоченный земельного кадастра Израиля действительно зарегистрировал российское правительство как владельца Александровского двора.
Однако при новой администрации Беннета решение было возвращено в Верховный суд, который отложил окончательное признание.