Западничество и славянофильство кратко: Краткий курс истории. Западники и славянофилы

Краткий курс истории. Западники и славянофилы

4 мая 1844 года в московском доме дворян Аксаковых состоялся торжественный прием, на котором представители западничества и славянофильства достигли примирения. Оба идейных течения по-разному смотрели на пути развития России, но имели одинаковую веру в ее великое будущее и категорически отрицательно относились к крепостному праву.

Письмо Чаадаева

Принято считать, что дискуссия на тему «особого пути» России, ее «места в мире» и сравнений с «передовым» Западом была начата благодаря публикации первого «Философического письма» П. Чаадаева в 1836 году. В сочинении говорилось, что Россия не сумела найти места в составе какой-либо великой мировой цивилизации и вместо того, чтобы соединить в себе все лучшее от Запада и Востока, Россия оказалась одинокой в мире, которому вдобавок ничего не смогла дать в общеисторическом смысле. Эксцентрическое, провокационное «Письмо» было воспринято властью и образованной частью общества сугубо серьезно. Чаадаева объявили сумасшедшим, запретив ему печататься и даже писать. А интеллигенция в процессе салонных споров на тему «Письма» раскололась на так называемых славянофилов и западников. Палитру тем для дискуссий дополняло то, что чаадаевское письмо было опубликовано во время распространения в стране новой консервативной государственной идеологии – Теории «официальной народности».

Западники

Западники настаивали на том, что Россия должна идти путем западных стран и конкретно в том, что касается вопросов культуры, общественного устройства, гражданской жизни. При этом русскую самобытность западники называли отсталостью. В фигуре Петра I они видели главного реформатора, который оказался способен отсталую во всех отношениях страну поставить на верный путь развития и подтолкнуть к преображению. Среди известных приверженцев западничества были революционно настроенные А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский, литературный критик В. Г. Белинский, литераторы И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие. В середине 1840-х годов западники раскололись на два крыла: либеральное и революционно-демократическое. Причиной послужили два принципиальных вопроса: отношение к религии и методы реформ, а также пореформенное развитие России. Представители либерального крыла отстаивали церковные догматы и придерживались идеи мирного реформирования страны. Демократы исходили из принципов атеизма и материализма, предлагали революционную борьбу для построения социализма.

Славянофилы

Важными источниками славянофильства послужили немецкая классическая философия и православное богословие. Славянофилы говорили, что у России «особый путь», отличный от пути «западной цивилизации». По их мнению, Петр I искусственно изменил самобытный путь исторического развития России и на него нужно вернуться; западные ценности не способны прижиться на российской почве, в лучшем случае они могут быть адаптированы, но желательнее обратиться к собственным историческим идеалам и традициям. Основоположником славянофильства принято считать литератора А. С. Хомякова, а среди видных славянофилов (или близких по взглядам к ним) были философ И. В. Киреевский, братья Константин и Иван Аксаковы, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль и другие; среди почвенников (умеренных славянофилов) – поэт А. А. Григорьев, писатель Ф. М. Достоевский и другие. Строго говоря, славянофильство и западничество не были уникальным русским явлением, оставаясь вариантом общеевропейского течения консервативного романтизма, когда неудовлетворенность действительностью порождает мечты о желанном будущем.

Обложка: Б.М. Кустодиев. В московской гостиной 1840-х гг. Источник: https://ru.wikipedia.org

Западники и славянофилы кратко кто такие, сходства и различия представителей в сравнительной таблице

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 303.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 303.

К середине 19 века в общественно-политической мысли Российской империи выделилось два направления – западники и славянофилы. Их представителями были выходцы из среды купечества, аристократии и разночинцев, в том числе известные философы и писатели.

Возникновение западничества и славянофильства

Общественное движение в Российской империи в последние годы правления императора Александр I было связано с деятельностью декабристов. После подавления их выступлений, в годы царствования Николая I, сформировались два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы.

Рис. 1. Западники XIX век.

У каждого из этих направлений были свои предшественники в XVII-XVIII веке. К западникам допетровской эпохи следует отнести Бориса Морозова, Артамона Матвеева и Василия Голицына.

Взгляды славянофилов сложились к 1839 году, а западников – к 1841. Их формирование происходило под влиянием “Философических писем” Чаадаева, которые были опубликованы в 1836 году. Сами термины появились уже в ходе полемики 1840-ых. Известными представителями славянофилов были браться Киреевские и братья Аксаковы, а также философ Юрий Самарин. Среди известных западников можно назвать историков Грановского и Соловьева, писателя Тургенева.

Заслугой славянофилов стоит считать то, что своей деятельностью они пробудили интерес к истории и культуре русского народа. Например, Владимир Даль издал первый толковый словарь русского языка.

Рис. 2. Славянофилы XIX век.

Общее и различия

Сравнительная таблица поможет лучше запомнить кто такие славянофилы и западники и каковы были их сходства и различия:

Путь, по которому должна двигаться Россия

Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути ведущих европейских государств

Славянофилы выступали за особый путь России в рамках формулы “Православие, самодержавие, народность”

Варианты преобразований и реформ

Западники делились на либеральных и революционных. К первым относились историки Грановский и Кавелин, а ко вторым – Герцен и Огарев

Славянофилы выступали за развитие только мирным путем

Государственный строй и отношение к конституции

Западники выступали за конституционную монархию по образу Великобритании, а наиболее радикальные – за республику по образцу США

Славянофилы считали, что для России подходит только самодержавная монархия

Крепостное право

Западники выступали за отмену крепостного права и использование наемного труда, в целом это был опыт Западной Европы или Великого княжества Финляндского

Славянофилы тоже выступали за отмену крепостного права, но считали необходимым сохранить традиционную крестьянскую общину

Представления об экономике

Западники настаивали на применении передового западного опыта, например, британского, так как Великобритания была в те годы “фабрикой мира”

Славянофилы считали необходимым участие правительства в механизации труда и строительстве железных дорог

Религиозный вопрос

Западники ставили религию во второстепенное положение относительно государственных вопросов

Славянофилы считали православную веру краеугольным камнем для русского народа, признавали его особую историческую миссию

Отношение к личности Петра I

Западники относились к нему как к великому реформатору

Славянофилы считали, что Петр направил развитие российского государства по чуждому народу пути, у них больше симпатий вызывали цари периода существования Земских соборов

Взгляды западников на государственный строй были похожи на программы декабристов. Павел Пестель в “Русской Правде” предлагал ввести республику, а Никита Муравьев – конституционную монархию.

Рис. 3. Герцен и Огарев.

Что мы узнали?

Славянофилов и западников кратко проходят в школьном курсе истории 8 класса. Оба направления обшественно-политической мысли ставили целью сделать Российскую империю лучше, но пути достижения результата видели по-разному.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анатолий Антонов

    4/5

  • Ильдар Искаков

    5/5

  • Костя Бережной

    5/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 303.


А какая ваша оценка?

Россия с двух точек зрения | Сильное государство в России: развитие и кризис

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСильное государство в России: развитие и кризисПолитикаРоссийская политикаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСильное государство в России: развитие и кризисПолитикаРоссийская политикаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Цыганков, Андрей П. , «Россия с двух точек зрения», Сильное государство в России: развитие и кризис (

New York

, 2014; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 декабря 2014 г.), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780199336203.003.0001, по состоянию на 22 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСильное государство в России: развитие и кризисПолитикаРоссийская политикаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСильное государство в России: развитие и кризисПолитикаРоссийская политикаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Политику Российского государства следует понимать в контексте его собственного культурного и исторического опыта. Смотреть на Россию глазами представителей западной цивилизации недостаточно, а порой и ошибочно. В частности, важно оценить значение самодержавия в политической истории страны.

Ключевые слова: Западнические и нативистские взгляды на Россию, самодержавный строй, политическая история

Тема

ПолитикаРоссийская политика

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.

Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
    Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
    Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Российская теория международных отношений

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/internationalstudies/oso/viewentry/10.1093%24002facrefore%24002f9780190846626.001.0001%24002facrefore-9780190846026-e-474 Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание статьи

Показать краткие сведения

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190846626.013.474
  • Опубликовано в печати: 01 марта 2010 г.
  • 8 Январь 90 Опубликовано онлайн2: 028

    Сводка

    Уникальный Особенности взглядов России на международную политику как на практику могут быть получены достаточно ясно при исследовании дебатов о российских внешнеполитических ориентациях. Российская внешняя политика формировалась из политики идентичности между различными политическими фракциями в крайне политизированных условиях. Структурные изменения в международной политике в XIX в.90-е осложнили внутренние реформы в России и обострение социально-экономических условий из-за стремительных реформ, обостривших конфликты между консерваторами и прогрессистами во внутренней политике России. К сожалению, стремление российских реформистских элит сделать Россию сильной не могло примириться с консервативной тенденцией, которую нация демонстрировала в период ухудшения экономики того периода. Это привело к противоречивым оценкам российской идентичности, что вызвало фундаментальный сдвиг во внутренних источниках внешней политики. Это изменило взгляды России на международную политику, что привело к изменению ее внешнеполитической ориентации. Прозападный либерализм сыграл важную роль в определении внешней политики России в соответствии с доктриной А. Козырева, которая определяет идентичность России как одного из агентов западно-американской системы либеральной демократии и рыночной экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *