Закуп это в древней: ЗАКУПЫ | это… Что такое ЗАКУПЫ?

Золотая Орда | Учебные материалы

Исторические термины и понятия начинающиеся на букву З

  • A
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Ю
  • Я

Зависимый крестьянин (земледелец) – земледелец-общинник, живущий на земле, принадлежащей господину (сеньору-феодалу), имеющий право на пожизненное пользование наделом и ведение собственного хозяйства, но обязанный за это платить оброк и ходить на барщину в пользу своего господина (сеньора-феодала).

«Задонщина» – памятник древнерусской литературы конца XIV в. Был посвящен победе русского народа в Куликовской битве. Автор – Сафоний Рязанец. Он позаимствовал художественные приемы из «Слова о полку Игореве».

«Закон Русский» – обычное (устное) право в Киевской Руси в IX-X вв.

Отражен в договорах Руси с Византией (911 г, 944 г.) и в «Русской Правде».

Закономерность – объективная, повторяющаяся существенная связь явлений природы и общества; то, что должно было произойти в силу сложившихся условий, предпосылок. Например, преобразования Петра I, отмена крепостного права, падение СССР.

Закупы (от старослав. купа – заем, ссуда) – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде» (Пространная редакция) закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Расплатившись с хозяином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить. Закупы могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобой на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат ему свободы. Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феодальную зависимость.

Западная цивилизация (Нового времени) – возможное наименование группы стран, объединённых общими традициями европейской христианской культуры. В XIX в. пространство западной цивилизации охватывало практически всю Европу, Северную и отчасти Южную Америку, а также постепенно расширялось за счёт переселенческих колоний европейских держав в Африке и Океании. Среди ценностей (основных черт) западной цивилизации можно выделить переплетение традиций христианских вероучений (католиков, протестантов, православных) с традициями античной культуры и светской науки, философии и искусства Нового времени; представление о свободе личности в обществе, преобладании частной собственности; противоборство различных представлений об устройстве государства (консервативно-монархических, либерально-демократических, социалистических), которые в большей или меньшей степени объединяет идея о верховенстве закона. Особой нерешенной проблемой остается отношение к западной цивилизации православных христианских народов, особенно жителей Российской империи, которые одними исследователями включаются в общность западной цивилизации, а другими нет.

Западничество – либеральное направление общественно-политической мысли в России в 1830-1860-х гг. Доктрина: Россия – это составная часть Европы, но отстает в развитии. Необходимо ввести конституционную монархию, политические права и свободы, отменить крепостное право, разрушить общинное землепользование. Западники – Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, Н.А. Некрасов, В.П. Боткин – полемизировали со славянофилами.

«Заповедные лета» – годы, когда крестьянам запрещался переход от одного владельца к другому за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. Впервые введены в России в 1581 г.

Запорожская Сечь – организация украинских казаков в виде «республики» с сечевой радой и во главе с кошевым атаманом в XVI-XVII вв. Находилась за порогами Днепра. Делилась на 38 куреней (войсковых подразделений).

Засека – заграждение из поваленных деревьев в лесу на Руси.

Засечная черта – система оборонительных сооружений на южных и юго-восточных окраинах России в XVI-XVII вв. Включала лесные засеки, валы, рвы, частоколы, опорные пункты (остроги, крепости), реки и овраги. Например, Большая Засечная черта (линия обороны от Рязани до Тулы), Белгородская черта (линия Ахтырка-Тамбов).

Застой – используемое в публицистике обозначение периода в истории СССР, охватывающего примерно два десятилетия (1964-1982). В официальных советских источниках того времени данный период именовался развитым социализмом.

«Зелёная лампа» – литературно-политическое общество в Петербурге в 1819-1820-х гг., в которое входили поэты А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, Н.И. Гнедич. Создано членами декабристской организации «Союз благоденствия» под руководством Н.В. Всеволожского.

Землепроходцы – русские люди, путешествия которых в XVI-XVII вв. привели к крупнейшим географическим открытиям в Сибири, на Дальнем Востоке и в омывающих их морских прибрежных водах. В большинстве это были «служилые» (казаки разных рангов), торговые и «промышленные» (занимающиеся промыслами, преимущественно пушными) люди. В результате их деятельности, поддерживаемой и частично направляемой русским правительством и местной сибирской администрацией, значительная часть Западной Сибири до Енисея была к началу XVII в. в самых общих чертах обследована и присоединена к Русскому государству.

«Земля и воля» (1861-1864) – нелегальная организация, объединяющая федерацию революционных кружков в Российской империи. Ставила задачу – поднять крестьян Поволжья на революцию в 1863 г. Находилась под влиянием А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Основатели и руководители: братья Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов, В.С. Курочкин, Н.Н. Обручев. После ареста лидеров самоликвидировалась.

«Земля и воля» (1876-1879) – нелегальная организация народников, основанная М.А. Натансоном, А.Д. Оболешевым и Г.В. Плехановым. Имела отделения в Киеве, Харькове, Одессе и других городах. Выступала за крестьянскую революцию, национализацию земли, замену государства федерацией общин, вела пропаганду среди крестьян и рабочих. В 1879 г. распалась на «Черный передел» (пропагандисты) и «Народную волю» (террористы).

Земская реформа Александра II – создание органов самоуправления уезда и губерний в 1864 г. (земские собрания и управы). В 1890 г. над ними установлена бюрократическая опека. Эти органы ликвидированы в декабре 1917 – июне 1918 гг.

Земская реформа Ивана IV – введение земских изб – выборных органов самоуправления в городах, «черных» и дворцовых волостях. Проводилась в сер. XVI в. Тягловое население выбирало на 1-2 года земского старосту, земского дьячка и целовальников. В 1564-1699 гг. действовал Земский приказ, ведавший управлением Москвы, сбором налогов с ее жителей, судами по уголовным и гражданским делам.

Земская управа – исполнительный орган земского самоуправления, созданный в 1864 г. Ведала просвещением, здравоохранением, ветеринарией и статистикой.

Земские избы – органы местного самоуправления, созданные в середине XVI в. В конце XVI – XVII вв. подчинялись воеводскому правлению. Содержались за счет местного населения. С 1699 г. состояли из бурмистров, выбираемых посадскими людьми, и подчинялись Бурмистерской палате.

В 1721-1724 гг. были заменены магистратами и ратушами.

Земские ополчения – военные формирования из дворян, посадских людей, свободных крестьян, казаков, горожан. Создавались в Московском государстве в период польско-шведской интервенции в 1611-1612 гг., в Отечественную войну 1812 г., Крымскую войну (1853-1856 гг.).

Земские соборы – сословно-представительные учреждения в России, созываемые царями в период середины XVI – середины XVII вв. В 1610-1613 гг. – высшие законодательные и исполнительные органы власти. Состояли из членов Освященного собора, Боярской думы, государева двора, выборных от провинциального дворянства и богатых горожан. Решали важнейшие вопросы государства: принятие Судебника, Соборного Уложения и т.д. Наиболее активную роль З. с. играли в правление Михаила Федоровича Романова. В дальнейшем, с усилением абсолютистских тенденций, их деятельность постепенно угасает. Всего состоялось более 50 З. с., последние из которых собирались в 80-е гг. XVII в. Введены Иваном IV, прекратили действовать при Алексее Михайловиче.

Земские суды – местные судебные и административно-полицейские органы, созданные по Учреждению о губерниях 1775 г. Верхние земские суды были созданы для дворянства; им подчинялись уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

Земское движение – либерально-оппозиционное движение земских гласных второй половины 1860-х гг. – начала XX в. Его представители боролись за расширение прав земств и введение общероссийского представительного учреждения, подавали адреса на имя императора, проводили нелегальные собрания и съезды, издавали за границей статьи и брошюры. В начале XX в. возникли их нелегальные политические организации: «Беседа», «Союз земцев-конституционалистов», «Союз освобождения». Движение распалось в 1905-1907 гг.

Земское собрание – распорядительный орган самоуправления в уезде и губернии, введенный реформой 1864 г. Уездное собрание состояло из гласных, выбираемых населением по трем куриям на 3 года. Созывалось 1 раз в год уездным предводителем дворянства для утверждения бюджета, раскладки земских повинностей, принятия решений по вопросам местной жизни, избрания земской управы.

Уездные гласные выбирали своих представителей в губернское земское собрание.

Земства – всесословные органы самоуправления в губерниях и уездах с хозяйственной компетенцией (с 1864 г.). Выборы проводились по сословному принципу, при ведущей роли дворянства. Находились под контролем администрации.

«Земщина» – основная часть территории Московского царства, не включенная Иваном IV в опричнину (1565-1572 гг.). Управлялась Боярской думой и территориальными приказами, имела свое войско и казну.

Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

Зодчество – архитектура в Древней Руси и России.

Золотая Орда – государство, основанное Батыем в 1243 г. Включала Западную Сибирь, Хорезм, Волжскую Болгарию, Северный Кавказ, Крым, Половецкую степь. Русь находилась в вассальной зависимости. В XV в. распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское ханства.

«Золотой век дворянства» – название эпохи правления Екатерины II, отражающее процесс превращения дворянства в привилегированное сословие и окончательное закрепощение крестьянства.

«Зубатовщина» («полицейский социализм») – создание культурно-просветительских рабочих организаций под контролем полиции для отвлечения их от политической борьбы. Эта политика проводилась жандармским полковником С.В. Зубатовым – начальником Московского охранного отделения с 1896 г. и Особого отдела Департамента полиции в 1902-1903 гг. (после Февральской революции 1917 г. покончил жизнь самоубийством).

  • Всеобщая история
  • Курс истории России

кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика. Крестьянство Северной Италии в IX-Х вв

Категории зависимого крестьянства. Разряды зависимых крестьян Древней Руси: кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика. Крестьянство Северной Италии в IX-Х вв

Смерды были свободными и экономически самостоятельными, они передавали свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями, однако закон рассматривал смердов как низкую, неполноправные группу населения. Смерды не были единственной слоем сельского населения. экономическим и правовым положением. Заметное место занимали такие группы, как рядовичи и закупы.

Рядович — обедневший крестьянин. Он заключал договор ряд с феодалом о предоставлении ему какой-то помощи и брал на себя определенные обязанности по феодала, признавал свою зависимость от феодала. Типичным разновидностью рядовичи был закуп. Это название происходит от древнего слова куча — заем. Закупам могли быть и обанкротившиеся купцы, ремесленники, обедневшие феодалы. Закуп должен отрабатывать долг в хозяйстве феодала, часто со своим инвентарем, пока не отрабатывал кучи с соответствующими процентами. В это время он подпадал под юрисдикцию феодала. Но как лицо, находилась во временной зависимости, он имел определенные права и в определенных случаях мог жаловаться на своего господина. Если же закуп убегал от кредитора, он становился рабом.

Хотя формально, юридически закупы считались зависимыми временно, феодалы имели множество способов закабалить закупа, превратить временную зависимость на постоянную.

Кроме рядовичей и закупов в Киевской Руси были еще и другие группы феодально зависимого населения: нравы, прощенникы, заведение-ники, душная люди, изгои и т.д.

Наряду с феодально зависимым и свободным населением существовали рабы или холопы, которых часто называли челядью. Они не были единой массой. Так, в отдельных случаях рабы выполняли всевозможные сельскохозяйственные работы, имели в пользовании участки земли, инвентарь и т.д. и отдавали феодалу часть урожая. Такие холопы постепенно сливались с феодально зависимым крестьянством. Другая часть жила на княжеском или боярском дворе и обрабатывала землю господским инвентарем, доставая за это содержание натурой. Однако чаще рабов использовали как домашних слуг, поваров, ключников, дворовых ремесленников. Рабы были также ценным товаром в торговле с восточными странами.

Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли свободные общины; «люди», то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да­ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине.

1. Смерды. Обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо­зяйство. Князь давал смерду землю при усло­вии, что тот будет работать на него. В слу­чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право вла­дения самостоятельным хозяйством смерд пла­тил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых раз­ных точек зрения на данную категорию населе­ния

2. Закупы. Закуп — это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу­ченную у него «купу». Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку­пу земельный надел, а также сельскохо­зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от «господина». Но за­купа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

3. Изгои. Изгой — это человек «изжитый», выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодаль­но-зависимых изгоев формировался за счет вы­купившихся на волю холопов. Они, как прави­ло, не разрывали связи с господином и оста­вались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, пор­вавшие со своими прежним господином, попада­ли обычно в зависимость от церкви.

4. Челядь и холопы. В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII в.в. рабов-пленников называли «че­лядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ­лись холопами. Источниками холопства явля­лись: самопродажа, женитьба на рабе «без ря­ду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра­щался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротивше­гося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо­ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка­честве «видока». Широкое распространение по­лучило долговое холопство, которое прекраща­лось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые па­шенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

Зависимые крестьяне

Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма . Группой лично зависимых крестьян управляли воины-землевладельцы, так называемые феодалы , защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка , торговые площади для ярмарок, складские помещения и т. д. Зависимое крестьянство пришло на смену рабству античности . Основное отличие лично зависимого крестьянина (крепостного) от раба был тот факт что за первыми было признано право на жизнь , то есть за убийство крепостного феодал (или помещик) должен был теоретически понести уголовную ответственность по закону , хотя на практике крепостные, особенно в Российской империи, были фактически равны рабам. Положение зависимого крестьянства варьировало по странам и регионам Европы, а также эволюционировало в зависимости от временного периода. На смену зависимым крестьянам и феодалам с распространением капитализма в ХVII-ХIХ веках пришли наёмные рабочие и капиталисты .

История

На территориях бывшей Римской империи и в Византии зависимое крестьянство развилось из промежуточного сословия — так называемых колонов поздней античности , которые в отличие от рабов были полусвободными арендаторами батраками , заселявшими окраины империи (Галлия , Испания). В средневековой Испании и Латинской Америке они стали именоваться пеоны . В германских и славянских землях, не знавших долговременного рабства, зависимость крестьян возникала в результате имущественно-ресурсного расслоения общества, а также под влиянием соседних (романских и восточных) регионов. Не все крестьяне средневековой Европы были зависимы от феодалов. Так в Византийской Анатолии жили военные крестьяне акриты . При этом рабство в средневековой Европе также было распространено во многих городах, хотя и в меньших по сравнению с классической античностью размерах. В целом, в X-XII вв. в Западной Европе сложились два главных класса средневекового общества: зависимые крестьяне и воины-землевладельцы. Каждая группа имела свой образ жизни, своё мировоззрение и свое положение в обществе.

Различия положения по странам

В некоторых северных странах с хуторским типом ведения хозяйства (Норвегия, Исландия) зависимые крестьяне не сложились как класс вообще. В каждой стране и даже регионе, где феодализм укрепился, зависимые крестьяне именовались по-разному. Из положение также сильно варьировало. Так в Англии, заселённой германцами в VI веке, крепостничество (в российском понимании этого слова) было крайне слабым и личные формы зависимости крестьян начали исчезать уже в ХII-ХIII веках, полностью ликвидировавшись к ХV веку. Во Франции, знавшей классическое римское рабство, различные формы крепостничества сохранялись гораздо дольше — до конца ХVIII века. В российской историографии зависимые крестьяне стали известны как крепостные . Интересно что в русские земли крепостничество пришло гораздо позже и соответственно отступило позже чем в Западной Европе.

Этноязыковая стратификация

В ряде регионов, экономико-социальные роли феодальной формации чётко разделились по этноязыковому признаку: так католические венгры и мадьяризованные валахи составили класс помещиков и горожан Трансильвании, а православное романоязычное население было законодательно низведено до положения зависимого крестьянства. После падения Римской империи именно германцы составили основу военно-феодальной верхушки бывших провинций империи. В Прибалтике раздел также произошёл по линии германские рыцари-христиане с одной стороны балты (финно-угры)-язычники с другой. Этнические немцы также составили класс феодалов в славянских Чехии, Моравии, Словении, Померании, Пруссии и романской Швейцарии, поляки — на Украине, Белоруссии, позднее, в Литве и Латгалии; англичане — в Ирландии; шведы в Финляндии.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Зависимые крестьяне» в других словарях:

    В Русском государстве XII XVIII вв. зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и нёсшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 удельные крестьяне. * * * ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ДВОРЦОВЫЕ… … Энциклопедический словарь

    Категория зависимого населения в России, существовавшая с XI века до середины XVII века, находящаяся в феодальном владении православной церкви. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года два миллиона… … Википедия

    Феодально зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (12 15 вв.).… … Википедия

    Феод. зависимые крестьяне в России, принадлежавшие царю и лицам царской фамилии. Земли, населенные Д. к., назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феод. раздробленности на Руси (12 15 вв.), когда князья были не только… … Советская историческая энциклопедия

    Феодально зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые Д. к., назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (12 15 вв.). Основной… …

    Категория феодально зависимого населения владений православной церкви в России с 11 в. до середины 18 в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита… … Большая советская энциклопедия

    В Русском государстве XII XVIII вв. феодально зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 г. удельные крестьяне … Юридический словарь

    В Русском государстве 12 18 вв. феодально зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 удельные крестьяне … Большой Энциклопедический словарь

    ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в 12 18 вв. зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и нёсшие в их пользу различные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 удельные крестьяне.

Во Франции XVII века по-прежнему сохранялась феодальная собственность на основное средство производства — на землю. Земля в подавляющей своей части состояла из «фьефов» (феодов), то есть собственники формально «держали» ее от вышестоящих сеньоров: от короля — герцоги и маркизы, от них — графы и бароны и т. д., хотя никаких взносов и служб в пользу вышестоящего сеньора, как в старину, уже не полагалось.

Экономическая сущность этой системы сводилась к тому, что собственность на землю составляла монополию узкого господствующего слоя.

Крестьянство в России во второй половине XVIII века

Население России в начале 80-х годов XVIII века составляло 27-28 миллионов человек, т. е. за 60 лет, прошедших со времени проведения первой ревизии, удвоилось. Увеличение населения происходило как за счет естественного прироста, так и за счет присоединения новых земель и охвата переписью жителей некоторых территорий, не учитывавшихся первой ревизией (Украина, Прибалтика, Сибирь). Самой многочисленной категорией сельского населения были помещичьи крестьяне, численность которых, по данным третьей ревизии (1762-1766), составляла 3787 тысяч душ мужского пола.

Крестьянство Австрии XVII века

Расширение панского хозяйства требовало дополнительной рабочей силы, которая могла быть получена лишь за счет усиления барщины. Естественным следствием этого явилось новое резкое ухудшение положения крестьянства, и без того разоренного Тридцатилетней войной . Именно в этот период в Чехии достигает высшей точки своего развития процесс, известный как «второе издание крепостничества».

Документы, характеризующие положение в чешской деревне второй половины XVII в., свидетельствуют о том, что крестьянам приходилось исполнять обременительную барщину.

В результате расслоения крестьянства к середине XVII в. более половины крестьянских дворов имели наделы площадью менее 10 стрыхов (около 3 га)…

«НЕПОХОЖИЕ» КРЕСТЬЯНЕ — основная категория сельского населения Великого княжества Литовского в 15-16 веках. «Непохожие» крестьяне назывались «людьми непохожими», «отчинными», «прироженными», «вечными», «селянитыми», так как они жили на своих землях издавна и наследственно, с ними их и отчуждали. «Непохожие» крестьяне были тяглые и оброчные. Крепостное состояние «непохожих» крестьян юридически оформил привилей Казимира IV 1447 года. В начале «непохожие» крестьяне, найдя заместителя, могли уходить. Развитие в 16 веке фольварочно-барщинной системы ухудшило положение «непохожих» крестьян, что нашло свое отражение в литовском законодательстве. Второй Литовский статут (1566) устанавливает 10-летнюю давность для сыска беглых «непохожих» крестьян. Третий статут (1588) запрещает «непохожим» крестьянам аренду земли, уход в наем их и членов семьи даже на год…

Крестьянство Древней Руси

Крестьян на Руси называли смердами, людьми, реже сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших дань в княжескую казну, постепенно уменьшалось. С переходом земель в собственность отдельных феодалов крестьяне разными путями попадали к ним в зависимость. Одних крестьян, лишённых средств производства, землевладельцы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т. п. Другие крестьяне, сидевшие на земле, обложенной данью, владевшие своими орудиями производства, принуждались государством силой к переходу с землёй под вотчинную власть феодалов.

Крестьянство Южной Италии

По характеру своего экономического развития Южная Италия сильно отличалась от Северной и Средней Италии. В Южной Италии и особенно в Сицилии процесс феодализации шёл гораздо медленнее. Это объяснялось тем, что ни остготы, ни лангобарды прочно не обосновались в Южной Италии, к тому же разделы земель между остготами и местным населением в сколько-нибудь значительных размерах здесь не имели места. Поэтому вплоть до IX в. в Южной Италии, продолжавшей находиться под властью Византии, сохранились большие поместья с колонами, рабами и свободными арендаторами.

Крестьянство Северной Италии в IX-Х вв.

Однако после того, как лангобарды поселились на территории бывшей Римской империи, лангобардская община быстро разложилась, а это привело к большим переменам в жизни крестьян Северной и Средней Италии. Значительное имущественное неравенство имело место внутри лангобардской общины еще в VII веке. Разорявшиеся свободные крестьяне уже тогда попадали в материальную зависимость от других членов общины. В результате в начале VIII века свободные лангобардские общинники (ариманны) стали делиться на зажиточных мелкопоместных собственников, сохранявших свои наделы и нередко имевших зависимые оброчные дворы, малоимущих, не имевших полного надела, и вовсе безземельных, которые не были даже в состоянии являться в военное ополчение. ..

Тяглые крестьяне

ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — название крестьян в России 14 — начале 18 веках, обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (см. также ). В разряд тяглых крестьян входили как « », так и частновладельческие крестьяне. Во 2-й половине 17 века этот разряд увеличился за счет включения в него бобылей, а в начале 18 века —

Земли феодалов были поделены между крестьянами. Только небольшая часть средневекового феодального имения — сеньории состояла в непосредственном хозяйственном пользовании землевладельца (господская земля), а большая часть его обрабатывалась крестьянами как самостоятельными хозяевами. Существенные особенности отличали правовое положение крестьянского надела. Крестьяне наследственно владели участками господской земли, пользовались ею как самостоятельные хозяева под условием уплаты оброка и выполнения барщинных работ, подчинялись суду и управе господина.

Крестьяне могли быть либо лично свободными земледельцами, либо зависимыми в разной степени и форме от землевладельцев. Крестьяне делились на три основные группы (категории) сообразно тому, какие повинности они несли в пользу феодалов: лично зависимые крестьяне, поземельно зависимые крестьяне и свободные крестьяне — собственники (аллодисты).

Средневековые юристы различали три вида подчинения крестьянина сеньору. Это были личная, поземельная и судебная зависимость. Юридическими признаками личной зависимости были следующие. Лично зависимый крестьянин не имел права передавать по наследству свой надел кому бы то ни было, не уплатив своему сеньору особого взноса, состоявшего либо из части имущества — лучшая голова скота, венчальное украшение и платье его жены, либо, в более поздние времена — из определенной суммы денег. Он выплачивал «поголовный» налог. Браки между лицами, зависимыми от разных сеньоров, запрещались. За разрешение на такой брак требовался особый взнос. Все прочие повинности не были точно определены и взимались по воле сеньора, когда, где и сколько ему угодно.

Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньору. Земля крестьянского надела юридически составляла часть вотчины, в силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности — в форме барщины или оброков, обычно пропорционально размерам надела и сообразно обычному праву.

Судебная зависимость крестьян вытекала из иммунитетных прав сеньора. Иммунитетная грамота давала право феодалу осуществлять суд на территории, в ней указанной, которая была больше вотчины. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста. Все судебные штрафы, равно как и те повинности, которые шли раньше королю или его представителям за отправление ими судебных и административных функций, шли уже не в пользу короля, а в пользу сеньора. Как представитель административной власти сеньор следил за порядком в общественных местах, например, на рынках, больших дорогах и в соответствии с этим взимал рыночные, дорожные, паромные, мостовые и прочие пошлины и имел право на доход с так называемых баналитетов — феодальных монополий.

Наиболее распространенными были три вида баналитетов — баналитеты печи, мельницы и виноградного пресса. Лица, зависимые от сеньора в судебном отношении, обязаны были печь хлеб только в печи, специально указанной сеньором или принадлежащей ему, обязаны были давить вино только под прессом сеньора и молоть зерно только на его мельнице.

С судебно-административными правами сеньора было связано право сеньора требовать барщину по починке дорог, мостов и т. д. Феодалы переводили барщину по исправлению дорог на свои поля и превращали общественную повинность в обычную господскую барщину.

Землевладение лично зависимых крестьян

Лично-зависимые крестьяне — сервы во Франции, вилланы в Англии и грундгольды в Германии находились в личной, поземельной и судебной зависимости от своего господина. Они имели лишь право владения и пользования земельным наделом, собственником которого признавался господин этого крестьянина. За владение и пользование наделом лично-зависимые крестьяне должны были ежегодно платить господину натуральный оброк в форме домашних животных, урожая, зернового хлеба, продуктов или денежный, размер которого устанавливался господином.

Барщину также устанавливал господин по своему усмотрению. Барщина — это обязательный даровой труд в феодальном хозяйстве, так как были необходимы рабочие руки для обработки земли феодала — пахота, сев, пастьба, жатва, молотьба. Это была обработка господской земли крестьянами под наблюдением приказчика. К барщинным работам относилась обязанность крестьян поставлять подводы и возить господские товары из одного имения в другое или в город на продажу. Наиболее характерным признаком личной зависимости являлись неопределенность барщинных повинностей и возможность их произвольного повышения феодалом.

Лично-зависимые крестьяне были лишены права покидать землю, на которой работали, без согласия господина. В случае бегства лично-зависимого крестьянина феодал обладал правом преследования и возвращения его обратно. Это право ограничивалось давностью, которая во многих случаях определялась сроком в один год и один день. Лично — зависимых крестьян иногда называют крепостными крестьянами, что неточно. В отличие от лично — зависимых крестьян крепостные крестьяне подлежали бессрочному розыску государственной власти и возврату к прежним владельцам. С течением времени лично-зависимые крестьяне получили право покидать феодала, но, заблаговременно предупредив его об этом, и оставляли в его пользу свой участок и движимое имущество.

Лично-зависимых крестьян могли продавать, дарить вместе с семьей, но их нельзя было убивать и изувечивать. Они подлежали суду своего господина, который имел право телесно наказывать их. Они были лишены возможности искать против своего господина защиты в королевском суде.

Лично-зависимый крестьянин не мог совершать с земельным наделом никаких сделок без согласия господина. После смерти лично-зависимого крестьянина все его имущество мог забрать господин, то есть существовало так называемое право мертвой руки. Рука крестьянина была мертва для передачи сыну наследства, живой оказывалась рука феодала. Избавиться от этого положения наследники умершего могли только посредством выкупа, передав своему господину лучшую свою вещь, обычно лучшую голову скота. Для вступления в брак лично-зависимым крестьянам требовалось разрешение господина, поэтому они уплачивали свадебную пошлину сеньору.

Лично-зависимый крестьянин являлся собственником движимых вещей — рабочего скота, орудий труда, кормов для скота, семян для посева, продуктов труда, мог их отчуждать, даже если иногда на это требовалось разрешение его господина. Такое разрешение было лишь ограничением права распоряжения лично-зависимого крестьянина его движимым имуществом, но не полным отрицанием за ним данного права. Ограничением права собственности было и «право мертвой руки»

Таким образом, лично-зависимые крестьяне были свободными лицами, субъектами права, но их правоспособность и дееспособность были ограничены. Это было связано с властью господина над личностью земледельца.

Пахотные земли во времена Руси были основным богатством, главным средством производства. Самой популярной вариацией производственной организации стала вотчинная – владели вотчиной бояре и князья, они получали его от отцов и передавали свои сыновьям. Работали на этой земле крестьяне – смерды, холопы, закупы, рядовичи.

В Киевской Руси наравне со стольными и боярскими вотчинами существовало большое количество фермеров-общинников, пока что никак не зависимых от феодалов. Подобные самостоятельные общины крестьян выплачивали подать в пользу страны князю.

Первой из названных наиболее популярный категорий зависимых крестьян я предлагаю вам рассмотреть смердов. Как известно, смерды – свободные крестьяне-земледельцы, которые обрабатывают государственную землю и платят специальную подать в пользу державы. Смерды по сравнению с другими группами зависимых крестьян находились в довольно выгодном положении – у них была личная свобода, своя земля, эти люди честно трудились и получали вознаграждение, у них не было проблем с местной княжеской властью, если они исправно платили подать, от князя они получали протекторат и имели определенные гражданские и человеческие права. По разным данным, воинская повинность смердов – непосредственное принятие участия в походах в пехоте, или поставка для армии лошадей и продовольствия. Кроме того, эта категория была самой многочисленной на Руси. Именно смерды – основная составляющая сельского населения Киевской Руси в 9-12 веках. Само понятие «смерд», по одной из версий означает – «человек», «свободный крестьянин». Постепенно эти свободные крестьяне-общинники попадали в зависимость от феодалов, утрачивали личную свободу и независимость, «прикреплялись» к земле, и со временем основная масса свободных крестьян превратилась в крепостных крестьян. Развитие социально-экономических отношение привело к тому, что ранее свободная часть населения превратилась в бесправную массу.

Следующей из рассматриваемых нами категорий являются холопы. Этот социальный слой был не такой многочисленный, но холопы также составляли внушительную долю среди сельского населения древнерусского государства. Непосредственно – холопы – зависимая часть населения Киевской Руси. Это часть населения, по своему положению близкая к рабскому. Холопы, в основной своей массе – военнопленные. Также холопами называют крепостных крестьян, которые существовали уже в 9-12 веках на Руси. По самой распространенной теории, слово «холоп» означает «прикрепленный к земле», «закрепленный крестьянин». Положение холопов было ужасным – полное бесправье и рабский труд. Историки утверждают, что Киевская Русь относится к тем государствам, которые в своём развитии практически пропустили период рабовладельческого строя, однако в условиях жизни древнерусского государства можно заявить, что в нем рабовладельческий строй спокойно существовал рядом с феодальным, что является типичным для большинства славянских народов. И в этом нет ничего необычного – какая-то часть населения в любом случае будет наделена меньшими правами, чем другие.

Дальше я предлагаю вам рассмотреть такую категорию населения, как закупы. Закупы – крестьяне, которые находятся в тяжелом материальном и социальном положении, близком к холопскому. Закупов также именуют наймитами. Нельзя сказать, что это люди, продающие свои рабочую силу, скорее это должники, по специальному договору (текст его можно отыскать в «Русской правде») попадают в личную зависимость от так называемого нанимателя. Права закупов сильно ограничены, но, они более защищены, чем холопы, не имеющие совсем никаких социальных прав. Именно попадание в личную зависимость по определенному договору и отличает закупа от обыкновенного пролетария времен капитализма, хотя и тот, и другой продают свою рабочую силу. К социальным правам закупа относится весьма сомнительное право не быть извитым «не за дело», а «просто так». Закуп имеет право отстаивать свои права в судебном порядке и возможность уйти от хозяина при соблюдении определенных условий, обусловленных в подписанном договоре. Закупы также имеют право на собственное имущество, которого они не могут быть лишены насильно. Кроме прав, существуют и обязательства. Например, закупы обязаны выполнять все условия договора и несут ответственность за имущество, инвентарь и скот хозяина. Только в этом случаи они могут рассчитывать на соблюдение всех предписанных прав и свобод.
Обычно в закупы, или наймиты, шли крестьяне, не имеющие средств к существованию, и пойти в зависимость было их шансом выжить и прокормить свою семью. Закупы делали различную работу на дворе феодала, по этому признаку их делят на несколько подкатегорий. Если закуп сбежит от хозяина, тот превращает его в холопа.

Категория зависимого населения Древней Руси, которая очень похожа на закупов – рядовичи. До сих пор историки, изучая письменные источники времен древнерусского государства не определили, кто же такие рядовичи. По одной из теорий, подтвержденной выписками из «Русской правды», рядовичи – часть челяди, мелкие служащие в доме феодала. Ещё одна версия говорит, что это смерды, заключившие с феодалом специальный договор («ряд»), по которому они попадали в некую феодальную зависимость и служили хозяину за плату, еду и кров. Это определение приближает рядовичей к закупам.

Из всего этого можно сделать вывод, что смерды – самая большая по численности и самая благоденствующая категория населения Киевской Руси, потому что они обладали личной свободой, в отличие от закупов и рядовичей, потерявший её ради того, чтобы выжить, и, уж тем более от совсем бесправных холопов. Как раз холопы – люди, чье положение было фактически рабским и являются низшей социальной категорией древнерусской державы.

Руководства по покупке и коллекционированию: древние артефакты


Древняя масляная лампа, лучше всего описанная как «лампочка древностей», дает нам уникальное представление о повседневной жизни в древнем мире. Они документируют не только социологические события, но и развитие мировых религий, они помогают датировать археологические раскопки и обеспечивают глубокое понимание частной жизни. С давних времен  … Читать далее

Анастасия,

  Категория: Покупка и коллекционирование
  Теги: , Древнее искусство, Древняя культура, Греческое искусство
  Комментарии: Комментарии к записи Освещение пути

отключены

Использование стекла эволюционировало в древние времена благодаря технике, стилю, цвету и использованию. Считается, что древние египтяне одними из первых начали производить стекло, производя маленькие стеклянные бусины для ожерелий. Первоначально фаянс был основным материалом, который египтяне использовали для украшения и изготовления амулетов и украшений. Это было … Читать далее

Лея Даудинг,

  Категория: Древний Рим, Покупка и коллекционирование
  Теги: , Древнее искусство, Древняя культура, Радужное стекло
  Комментарии: Комментарии к записи Древнее стекло

отключены

Месопотамские традиции и римское мастерство Инталии – резные драгоценные камни, обычно вставленные в кольца, были популярным стилем римских украшений из-за их эстетического и практического применения. Эта техника была создана задолго до римского периода, скорее всего, в Древней Месопотамии. Техника сверления, созданная греками, позволила римлянам создавать сложную глубокую печать  … Читать далее

Вирджиния,

  Категория: Древний Рим, Покупка и коллекционирование, Изображения и символика
  Теги: , Древнее искусство, Древняя культура, Древние драгоценные камни, Древние украшения
  Комментарии: Комментарии отключены на Гравированные драгоценные камни в Древнем Риме

Греческая керамика – одна из наших главных точек соприкосновения с древним миром. Греческие горшки остаются в изобилии, начиная с тех, которые относятся к минойской эпохе (примерно или даже раньше 3000 г. до н.э.) до конца эллинистического периода (31 г. до н.э.). Как и следовало ожидать, они бывают разных форм … Читать далее

Вирджиния,

  Категория: Древняя Греция, Покупка и коллекционирование
  Теги: , Керамика с черными фигурами, Греческая керамика, Греческие вазы, Подношения богам, Керамика с красными фигурами
  Комментарии: Комментарии к руководству по сбору: Типы древнегреческих ваз

отключены

В древнем мире мы находим ряд предметов, которые носили их владельцы для защиты, в основном это амулеты. Ювелирные изделия этого апотропного характера чаще всего имеют форму подвесок, и мы находим их в изобилии у ряда цивилизаций, особенно у Египта и Древнего  … Читать далее

Вирджиния,

  Категория: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Покупка и коллекционирование, Изображения и символика
  Теги: , Древние амулеты, Древнее искусство, Египетские амулеты, Египетские божества, Греческие амулеты, Фаллические подвески, Защита в жизни
  Комментарии: Комментарии Off on Апотропное искусство: амулеты и фаллические подвески в древних культурах

Согласно древнеримскому историку Плинию Старшему (23-79 гг. н.э.), финикийские купцы, пришвартованные на реке Белус, случайно обнаружили стекло в Сирии около 5000 г. до н.э. Однако первые стеклянные предметы, в основном бусы, датируются примерно 3500 г. до н.э. в Месопотамии. Позднее финикийские купцы и моряки распространили технику изготовления стекла по всему Средиземноморью. Выдувание стекла  … Читать далее

Вирджиния,

  Категория: Покупка и коллекционирование
  Теги: , Радужное стекло, Римское стекло
  Комментарии: Комментарии к руководству по коллекционированию: древнеримское стекло

отключены

Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. подробнее

Как купить – Artemis Gallery

Как купить

Коллекционеры покупают антиквариат / древние артефакты на протяжении тысячелетий, и сегодня это полезное хобби и страсть для людей во всем мире. Галерея Artemis уделяет большое внимание тому, чтобы каждый артефакт, который мы выставляем на продажу, принадлежал культуре и периоду времени, к которому он относится.

Галерея Artemis покупает артефакты у авторитетных источников (музеи, аукционные дома, крупные дилеры и коллекционеры по всему миру), гарантируя, что каждое выставленное на продажу произведение было законно приобретено и законно продано.

Мы обработали сотни тысяч древних предметов, что дает нам возможность точно знать, «на что» обращать внимание при проверке подлинности действительно древних предметов по сравнению с подделками / репродукциями. В случае сомнений мы привлекаем экспертов в соответствующих областях, а также пользуемся услугами уважаемых лабораторий для проведения термолюминесцентного тестирования (TL) для подтверждения возраста предмета. Ни один дилер не идеален, но Artemis Gallery с гордостью заявляет: «Мы не продаем подделки!»


ПОКУПАЙТЕ ТОЛЬКО ЗАКОННО ПРИОБРЕТЕННЫЕ СТАРИННЫЕ ИСКУССТВА

Хотя действительно существует ряд законов, регулирующих продажу и покупку предметов культурного наследия (древностей), при условии, что предмет был законно ввезен в США, продажа и покупка разрешены. Законы различаются в зависимости от требуемой даты ввоза, но хорошее общее практическое правило заключается в том, что предмет должен был быть вывезен из страны его происхождения до 1970 года, когда были подписаны большинство законов и Договор ЮНЕСКО о предметах культурного наследия. Галерея Artemis соблюдает все международные законы и договоры в отношении продажи своих изделий.

ДРЕВНЕЕ / ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ИЗ ARTEMIS GALLERY

Каждый предмет, выставленный на продажу, был приобретен на законных основаниях, разрешен к продаже и гарантированно соответствует описанию… или ваши деньги будут возвращены. Более того, вы всегда можете рассчитывать на дружелюбное и индивидуальное обслуживание до, во время и после продажи. Мы гордимся тем, что предлагаем удивительные продукты, а также являемся опытными упаковщиками и грузоотправителями, что обеспечивает безопасную и неповрежденную доставку по всему миру. Если вы когда-нибудь недовольны своей покупкой, сообщите нам, и мы все исправим. Ни одна продажа не будет окончательной, если вы недовольны.

ДВА СПОСОБА ПОКУПОК В ARTEMIS GALLERY:

1) ПОКУПАЙТЕ ПОСЛЕДНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ В НАШЕЙ ГАЛЕРЕЕ

Новые товары добавляются на веб-сайт Artemis Gallery еженедельно, поэтому заходите почаще, чтобы узнать, что нового. Чтобы не пропустить какие-либо специальные предложения, присоединитесь к нашему списку адресов электронной почты, чтобы получать нерекламируемые специальные предложения и уведомления о частных продажах по электронной почте. ПОСМОТРЕТЬ НОВЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

2)  ДЕЛАЙТЕ СТАВКИ НА НАШИХ ОНЛАЙН-АУКЦИОНАХ

Artemis Gallery не похожа на большинство других интернет-аукционов. Наша специализация – древности, древнее и этнографическое искусство, и мы продаем только подлинные образцы. Мы знаем антикварный бизнес с нуля, поэтому знаем, что делаем… и что продаем. То есть без реплик. Ничего в «стиле» любой древней культуры. Что убеждает вас в одной очень важной вещи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *