таблица. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи
Уникальный в своем роде правитель Вавилона Хаммурапи стал автором свода законов. Фактически каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи таблица, изготовленная из глины, расписывала детально. Ведь именно на таких глиняных табличках были изданы статьи предписаний. В XVIII веке до н. э. появился памятник истории — законы царя Хаммурапи. Преступления и наказания, описанные в своде, заключены в 282 статьи. Когда царствованию Хаммурапи исполнилось 35 лет, он приказал высечь законы на огромном столбе из черного базальта. Этот столб отыскался во время раскопок Суз в 1901 году. В прологе к своду поясняется, что это божьи законы, провозглашенные от имени царя, и им необходимо следовать.
Назначение законов
Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.
Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи. Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе. Уголовное право, описывавшее любое преступление и наказание по законам Хаммурапи, кратко говоря, базировалось на принципе: наказывается деяние, нарушающее установившийся традиционный порядок.
Высеченные на каменном столбе правила: законы царя Хаммурапи
Найденные в начале прошлого века законы царя Хаммурапи позволили учёным понять многое о…
Собственность
В законах Хаммурапи была сделана попытка регулировать права собственности. В качестве нее признавались земля, строения, рабы и движимое имущество.
Землей могли владеть государство (царь), община, храмы, частные лица.
Была закреплена частная собственность на имущество. Важной частью имущества, защите которого уделялось повышенное внимание, считались рабы.
Обязательственное право
Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом. Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей. Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.
Что это — принцип талиона. Принцип талиона: моральное…
Знаменитое библейское «око за око, зуб за зуб» имеет и другое название, принятое в юриспруденции, —…
Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.
Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.
Также практиковались договоры найма.С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.
Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.
Законы Ману: общая краткая характеристика (кратко),…
Законы Ману представляют собой сборник правил и норм (дхарм). Их основная задача — определить…
Закон охранял аккуратное исполнение обязанностей наемным работником. Например, если здание, построенное каменщиком, обваливалось, он должен был производить восстановление за свой счет.
С развитием денежных операций стали возникать банки, с которыми заключались договоры займа. Процент за заем был огромен, составляя до 100% занятой суммы. Несостоятельный должник в наказание мог потерять свободу. Однако поскольку больше всего страдали от этого крестьяне и ремесленники, Хаммурапи смягчил законы, ликвидировав пожизненное долговое рабство и установив срок 3 года на отработку долга. Кроме того, в законы был внесен ряд положений, защищающих должника от произвола кредиторов.
Семейное право
Семейное право основывалось на патриархальных традициях, царящих в Вавилоне. Девушки вступали в брак в раннем возрасте, едва достигнув 12 лет. В Вавилоне девушка считалась равной с мужчиной стороной в браке, в отличие от соседних государств. Помимо свадебного обряда, требовалось заключение брачного договора.
В законе подробно прописано, что происходит с имуществом супругов в различных ситуациях в семейных отношениях. Разрешено было заключать брак свободных граждан с рабами. Дети, рожденные в таком браке, считались свободными.
Превалировали моногамные браки. Однако в некоторых обстоятельствах муж мог иметь вторую жену. Хотя в правовом смысле женщина была равна мужчине, в семье она находилась в угнетенном положении.
Муж имел возможность избивать ее и даже продать ее в рабство. В законах Хаммурапи регулировались меры наказания за измену жены.
Также в Вавилоне была распространена проституция. Она могла быть бытовой и храмовой. Некоторые категории женщин без мужей занимались священной проституцией при храмах. Доход от этих занятий присваивался храмом.
Хотя жрицы любви не испытывали на себе общественного осуждения, но законы при этом охраняли мораль общества.
Наследственное право
На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было. Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам. Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.
Исходя из того, что достояние не должно покидать пределы рода, закон наделял правом наследования женатых сыновей. Про замужних дочерей закон умалчивал.
Вдове после смерти мужа возвращалось приданое и подарки, сделанные мужем. Она могла жить в доме покойного супруга. Если умирала мать семейства, приданое, которое за ней было дано, получал не муж, а дети в равных долях. Все, что имел раб, с его смертью доставалось хозяину.
Завещание не было предусмотрено. Правда, некоторые черты его уже были видны. Например, можно было отдавать преимущество отдельным наследникам, а также существовала возможность лишать провинившихся в чем-либо сыновей наследства полностью или какой-либо его части.
Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи достаточно стройна.
Преступления
Обозначения преступного деяния в законодательстве Хаммурапи нет, однако по самому содержанию статей можно понять, что преступлением считалась ситуация, когда нарушались предписания законов. Правовой культуры жителей Вавилона не хватило для закрепления главенствующих принципов уголовного права: разновидности вины, определение соучастия, понятие покушения на какое-либо преступление, смягчающих и отягчающих обстоятельств. Однако отдельные черты будущего стройного законодательства уже прослеживались. Так, проводится различие между умышленными и неумышленными преступлениями, определяется понятие пособничества, сокрытия преступления и подстрекательства к нему. Например, побои, которые нанесены жертве во время драки, вызвавшие ее смерть, не всегда требуют наказания виновника смертной казнью как это положено по нормам обычного права или как того требует кровная месть. В Вавилоне за подобное преступление виновник наказывался выплатой штрафа, сумма которого определялась социальным положением жертвы. Если же рана в драке была нанесена неумышленно, виновный освобождался от ответственности. При этом крайне жестко, сожжением живьем, наказывалось мародерство при пожаре. Убийство женщиной своего супруга по заказу каралось тем, что женщина сажалась на кол.
Виды преступлений и наказаний по законам Хаммурапи приводятся ниже.
Преступления против личности
К этой категории преступлений можно отнести убийство (умышленное или неумышленное). Примерами таких преступлений являются убийство одним из супругов другого, операция врача, приведшая к смерти, умышленное нанесение телесных повреждений, словесное оскорбление или оскорбление действием, клевета.
Имущественные преступления
Особое внимание уделялось охране храмового имущества и собственности царя, карой за попытку похитить которые без всяких условий была смертная казнь. Причем стоимость имущества, которое украдено, не имеет значения. Так же жестоко карались люди, скупавшие краденое.
Несколько иначе формулировалась статья о краже скота, которая, кажется, несколько противоречит наказаниям за преступления, приведенные выше. Кража вола, овцы, свиньи или осла наказывается тем, что украденное возвращается в тридцатикратном размере. Наказание кажется излишне мягким, если не учитывать того, что столь высокий штраф равносилен смертной казни, так как найти чем заплатить штраф, практически невозможно. В итоге преступник был вынужден расплачиваться своей головой.
Некоторые преступления, связанные с имуществом, согласно законам Хаммурапи, допускали использование самосуда. Эти нормы существовали под влиянием обычного права, относящегося к самосуду как к наиболее справедливой мере наказания. Похититель, которого удалось схватить на месте преступления в помещении, куда он проник через пролом, сделанный им, приговаривался хозяевами к мгновенной казни и закапыванию прямо на месте поимки.
Среди имущественных преступлений были ограбления, снятие рабского клейма с раба, порча чужой собственности, уничтожение посевов домашним скотом.
Преступления против морали
Самыми частыми в этой категории преступлений были преступления, нарушающие семейные традиции: кровосмешение, супружеская измена жены, развратное поведение супруги, изнасилование. Сюда же относились преступления, связанные с кражей или подменой детей, побег жены от своего супруга, кража женщины, которая замужем.
Преступления против правосудия
К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.
Преступления на профессиональной почве
К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.
Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.
Наказания
Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.
Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека. Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука — пережиток родоплеменных отношений. Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.
Виды наказаний:
- смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
- членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
- изгнание из поселения;
- штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.
В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.
Судебный процесс
На судебном заседании рассматривалось преступление и наказание по законам Хаммурапи. Суд и процесс проходили в режиме состязательности. Дело инициировала потерпевшая сторона. В Вавилоне уже было сформировано процессуальное право, требовавшее, чтобы судьи не только заслушивали свидетелей, но и расследовали обстоятельства дел.
Вина считалась доказанной, если виновник признавался в содеянном, имелись документы и показания свидетелей, доказывающие вину, существовали доказательства и следы противоправных действий.
Таблица статей законов Хаммурапи
Выдержки из свода, где приведено каждоепреступление и наказание по законам Хаммурапи со статьями, можно прочесть ниже.
Статья 14. | Кража детей, в наказание за которое полагается смерть. |
Статья 21. | Нарушение неприкосновенности жилья. Наказанием является смерть. |
Статья 25. | Кража во время пожара. В качестве наказания человека нужно бросить в огонь. |
Полностью каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей восстановить не удалось. До наших дней дошли не все положения законов.
преступные деяния. История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки
22. Законы царя Хаммурапи: преступные деяния
Уголовное право Законника отличается, подобно всем другим древневосточным кодексам, значительной суровостью. В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину и потому оно должно быть «равным» преступлению. Прямолинейное применение данного принципа исключает установление субъективной стороны действия – умысла, неосторожности, случайности. Когда по характеру преступления применение принципа «равным за равное» в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо; сыну, оскорбившему отца, отрезали язык; врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют талионом символическим.
Законы Хаммурапи не дают перечня всех деяний, которые признаются преступными. Можно выделить преступления против личности, имущественные, против семьи.
Преступления против личности – неосторожное убийство, различные членовредительства (повреждения глаза, зуба, кости), причинение побоев. Имущественные преступления – кража скота или рабов, грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, считаются прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение, действия, подрывающие отцовскую власть. Государственных преступников или убивают, или ослепляют, или схватывают и кидают в темницу. Смертная казнь упоминается в Законнике в 30 случаях (это сожжение, утопление, посажение на кол и др.). Существовали и членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка). Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, было возмездие, и это определяло их виды. За некоторые виды преступлений присуждалось изгнание, распространенной мерой были штрафы.
О судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало. Судебные функции осуществлялись специальным чиновником, имелись судебные коллегии. Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей. Дело возбуждалось по частной инициативе потерпевшего, доказательствами были главным образом свидетельские показания. За лжесвидетельство полагалась смертная казнь. В затруднительных случаях судьи прибегали к клятве перед статуями богов.
Судья не мог изменить уже вынесенное решение. Изобличенный в этом, он платил штраф и свергался с судейского кресла, ему навсегда запрещалось занимать должность судьи. Высшей судебной инстанцией был сам царь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
19. Усиление царской власти при царе Хаммурапи
21. Законы царя Хаммурапи: гражданское право
21. Законы царя Хаммурапи: гражданское право Немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами –
Статья 431. Преступные действия военнослужащего, находящегося в плену
Статья 431. Преступные действия военнослужащего, находящегося в плену 1. Добровольное участие военнослужащего, находящегося в плену, в работах, имеющих военное значение, или в других мероприятиях, заведомо могущих причинить ущерб Украине или союзным с ней государствам,
Глава VI.
Без царяГлава VI. Без царя К концу 1916 года революционное движение в России усилилось. Один из лидеров Государственной думы — трудовик А. Ф. Керенский особенно активно использовал думскую трибуну для борьбы с царским самодержавием. Например, свое выступление 16 декабря 1916 года он
3) Уложение царя Алексея Михайловича и новоуказные статьи
3) Уложение царя Алексея Михайловича и новоуказные статьи При изложенном выше характере движения законодательства после Судебника царского (т. е. при разнообразии и малоизвестности законов и при полной отмене норм обычного права), право сделалось трудно распознаваемым,
М. О судебнике царя Феодора Иоанновича
М. О судебнике царя Феодора Иоанновича Несколько лет тому назад в Архиве Министерства иностранных дел, в Москве, найден памятник, носящий название Судебника Феодора Иоанновича и признанный издателем его за действительный кодекс, вышедший из рук законодательной власти
3.
1. Излишне издавать законы, если эти законы, будучи изданными, не будут проводиться в жизнь3.1. Излишне издавать законы, если эти законы, будучи изданными, не будут проводиться в жизнь Всё изложенное в разделе 2 относится ко всем без исключения юридическим системам, которые знала история и которые знает современность. Но поскольку
От царя до императора: Закрепление пройденного (1709–1725)
От царя до императора: Закрепление пройденного (1709–1725) Именной указ, объявленный из Сената «О неторговании русским платьем и сапогами и о неношении такового платья и бород» 1714 г., декабря 29 Великий Государь указал: при Санкт-Петербурге и во всех городах всяких чинов людям
История законов о смертной казни
Смертная казнь или смертная казнь практикуется лишь в нескольких странах, включая США, Саудовскую Аравию, Китай, Иран и Египет. В США некоторые штаты запретили или ограничили его использование. И хотя это остается спорным, особенно в контексте доступа к квалифицированным адвокатам защиты, раньше смертная казнь была гораздо более распространенной, чем сегодня. История законов о смертной казни длинная, она насчитывает несколько тысяч лет.
Ниже приводится краткая история законов о смертной казни от древнего Вавилона до 21 века.
От Кодекса Хаммурапи к римскому праву
Ранняя история законов о смертной казни восходит к 18 веку до н.э. и его можно найти в Кодексе царя Вавилона Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи, который был выгравирован на каменных плитах для всеобщего обозрения, предписывал смертную казнь за более чем 20 различных преступлений. В зависимости от вашего социального статуса вас могут казнить за кражу, лжесвидетельство и другие преступления, которые сегодня в большинстве стран наказываются гораздо мягче. Кодекс также классно предписывал, что «Если человек выбьет глаз другому человеку, они должны вырвать его глаз».
Смертная казнь также была частью Хеттского кодекса в 14 веке до н.э., но лишь незначительно. Наиболее серьезные преступления обычно наказывались порабощением, хотя преступления сексуального характера часто карались смертью.
Афинский драконовский кодекс 7 века до н.э. сделал смерть единственным наказанием за все преступления (отсюда и использование термина «драконовский» для описания особо суровых наказаний). Возможно, это был миф, но легенда гласит, что Драконианский Кодекс был написан кровью, а не чернилами.
В V веке до нашей эры римский закон Двенадцати таблиц также содержал смертную казнь. Смертные приговоры приводились в исполнение такими способами, как обезглавливание, кипячение в масле, закапывание заживо, сожжение, распятие, выпотрошение, утопление, содрание кожи заживо, повешение, посадку на кол, побивание камнями, удушение, бросание диким животным и четвертование (разрывание). .
Законы о смертной казни в Великобритании
В Британии повешение стало обычным методом казни в 10 веке нашей эры. войны. Однако эта тенденция длилась недолго. Целых 72 000 человек были казнены в 16 веке во время правления Генриха VIII. Обычные методы казни, использовавшиеся в то время, включали кипячение, сожжение на костре, повешение, обезглавливание, а также рисование и четвертование. Различные преступления, караемые смертной казнью, включали в себя брак с евреем, отказ от признания в преступлении и измену.
Количество преступлений, караемых смертной казнью, в Великобритании увеличилось в течение следующих двух столетий. К 1700-м годам в Британии более 200 преступлений карались смертью, включая кражу, вырубку дерева и ограбление кроличьего логова. Однако из-за суровости смертной казни многие присяжные не стали бы осуждать подсудимых, если бы преступления не были серьезными. Такая практика привела к ранней реформе британских законов о смертной казни. С 1823 по 1837 год смертная казнь была отменена более чем за половину преступлений, ранее каравшихся смертной казнью.
История законов о смертной казни: ранние Соединенные Штаты
Ранняя история законов о смертной казни в Соединенных Штатах началась в колониальные времена, когда уголовные наказания сильно различались. Первая известная казнь в «Новом Свете» была проведена в колонии Джеймстаун на территории современной Вирджинии в начале 17 века. Такие правонарушения, как кража винограда, торговля с коренными американцами или нанесение ударов по матери или отцу, в некоторых колониях карались смертью.
Пенсильвания отменила смертную казнь за все преступления, кроме убийства первой степени в 1794, в то время как Мичиган отменил смертную казнь за все преступления, кроме государственной измены, в 1846 году. Однако в большинстве штатов смертная казнь сохранялась до тех пор, пока общественная поддержка резко не снизилась в 1950-х годах.
История законов о смертной казни: современные Соединенные Штаты
Верховный суд США запретил смертную казнь по всей стране в 1972 году, постановив, что она была произвольной и дискриминационной в том виде, в котором она применялась в то время. Но всего четыре года спустя Суд отменил это решение, тем самым позволив штатам восстановить смертную казнь при условии, что они исправят проблемы, указанные Судом в предыдущем решении. Это привело к некоторым реформам, включая автоматическое обжалование смертных приговоров и усилия по сокращению различий в приговорах.
Но в 21 веке все больше штатов начали вводить моратории или законодательные запреты на смертную казнь, включая Нью-Йорк, Мэриленд и Иллинойс. Кроме того, реабилитация заключенных, приговоренных к смертной казни, с помощью анализа ДНК продолжает отвлекать общественное мнение от поддержки смертной казни.
Получите профессиональную юридическую помощь по вашему уголовному делу
Хотя в истории законов о смертной казни есть свои перипетии, ценность хорошего адвоката неподвластна времени. Если вам грозит возможный тюремный срок, потеря профессиональной лицензии или другие потенциальные наказания, вероятно, в ваших интересах обратиться за профессиональной помощью. Свяжитесь с местным адвокатом по уголовным делам сегодня и получите душевное спокойствие.
Alpha Builders Group 8 вещей, которые вы могли не знать о кодексе Хаммурапи
Alpha Builders Group БлогВ 18 веке до нашей эры вавилонский царь Хаммурапи составил сборник из 282 законов, устанавливающих стандарты поведения и справедливости для его империи в древней Месопотамии. Выгравированные на внушительной семи с половиной футах диоритовой колонне, или стеле, приказы касались всего, от прав собственности и преступного поведения до рабства и развода, и обещали жестокие наказания всем, кто ослушается. Эти знаменитые добиблейские законы помогли сформировать вавилонскую жизнь во времена Хаммурапи, но их влияние эхом отразилось на всем древнем мире на протяжении тысячелетий. Ниже вы узнаете больше об увлекательной истории одного из самых важных правовых кодексов древности.
Alpha Builders Group – История Кодекса Хаммурапи
1. Это не самый ранний из известных сводов законов.
Указы Хаммурапи часто называют старейшими письменными законами, но им предшествовали как минимум два других древних кодекса поведения с Ближнего Востока. Самый ранний из них, созданный шумерским правителем города Ур Ур-Намму, датируется 21 веком до нашей эры, и свидетельства также показывают, что шумерский кодекс Липит-Иштар из Исина был составлен почти за два столетия до Хаммурапи. пришел к власти. Оба этих более ранних кодекса имеют поразительное сходство с приказами Хаммурапи по своему стилю и содержанию, что позволяет предположить, что они могли влиять друг на друга или, возможно, даже происходили из одного и того же источника.
2. Кодекс включал множество причудливых и ужасных форм наказания.
Кодекс Хаммурапи — один из самых известных примеров древней заповеди «lex talionis», или закона возмездия, формы карательного правосудия, обычно ассоциируемой с поговоркой «око за око». В соответствии с этой системой, если человек ломал кость своему равному, взамен ломалась и его собственная кость. Между тем за тяжкие преступления часто применялась уникальная и ужасная смертная казнь. Если сына и мать заставали за инцестом, их сжигали заживо; если пара коварных любовников сговорилась убить своих супругов, обоих сажали на кол. Даже относительно незначительное преступление могло принести преступнику ужасную судьбу. Например, если сын ударил своего отца, Кодекс требовал, чтобы мальчику «отрубили руки».
Для преступлений, которые нельзя было доказать или опровергнуть с помощью веских доказательств (таких как заявления о колдовстве), Кодекс допускал «судебный процесс ордалией» — необычная практика, когда обвиняемый помещался в потенциально смертельную ситуацию как способ определение невиновности. Кодекс отмечает, что если обвиняемый прыгнет в реку и утонет, его обвинитель «завладеет его домом». Однако если боги пощадили человека и позволили ему уйти целым и невредимым, обвинитель будет казнен, а человек, прыгнувший в реку, получит свой дом.
3. Законы различались в зависимости от социального класса и пола.
Кодекс Хаммурапи предусматривал жестокий подход к правосудию, но суровость уголовных наказаний часто зависела от личности как правонарушителя, так и жертвы. В то время как один закон предписывал: «Если человек выбьет зубы своему равному, его зубы должны быть выбиты», совершение того же преступления против представителя низшего сословия наказывалось только штрафом. Другие штрафы, основанные на рангах, были еще более значительными. Если мужчина убивал беременную «служанку», его наказывали денежным штрафом, а если убивал «свободнорожденную» беременную женщину, то в качестве возмездия убивали его собственную дочь. В Кодексе также перечислены различные наказания для мужчин и женщин за супружескую неверность. Мужчинам разрешалось вступать во внебрачные отношения со служанками и рабынями, но развратных женщин следовало связать и бросить в Евфрат вместе с их любовниками.
4. Кодексом установлен минимальный размер оплаты труда работников.
Кодекс Хаммурапи на удивление опередил свое время, когда дело дошло до законов, касающихся таких вопросов, как развод, права собственности и запрет инцеста, но, пожалуй, самым прогрессивным из всех было положение, предписывающее древнюю форму минимальной заработной платы. Несколько указов в Кодексе касались конкретных профессий и устанавливали, сколько должны платить рабочим. Полевым работникам и пастухам гарантировалась заработная плата «восемь гур зерна в год», а погонщики волов и матросы получали шесть гур. Между тем врачи имели право на 5 шекелей за исцеление свободнорожденного человека от сломанной кости или другого повреждения, но только три шекеля за освобожденного раба и два шекеля за раба.
5. Кодекс включает один из самых ранних примеров презумпции невиновности.
Несмотря на то, что Кодекс Хаммурапи известен своим списком варварских наказаний, он также установил несколько ценных юридических прецедентов, сохранившихся до наших дней. Компендиум является одним из первых юридических документов, выдвигающих доктрину «невиновности, пока не будет доказана вина». На самом деле Кодекс возлагает бремя доказывания на обвинителя в крайней форме, когда говорит: «Если кто предъявит старейшинам обвинение в каком-либо преступлении и не докажет того, в чем обвинялся, то он должен, если это будет обвинение в тяжком преступлении, приговорить к смертной казни». Кодекс также включает современный подход к судебным процедурам. Например, когда у двух сторон возник спор, юридический протокол позволял им представить свое дело судье и представить доказательства и свидетелей в поддержку своих утверждений.
6. Историки до сих пор не уверены в том, какую роль Кодекс сыграл в вавилонской культуре.
Кодекс Хаммурапи дает ценный взгляд на то, какой могла быть повседневная жизнь в древней Вавилонии, но то, как законы действовали в обществе, до сих пор является предметом споров. Статуты могли быть списком поправок к еще более раннему и более обширному набору общих законов, но они также могли действовать как набор судебных прецедентов, составленных из реальных дел. Некоторые историки даже утверждали, что Кодекс вообще не был действующим юридическим документом, а скорее частью королевской пропаганды, созданной для того, чтобы прославить Хаммурапи как великого и справедливого правителя. Как бы ни действовал Кодекс, нет никаких сомнений в том, что сама колонна предназначалась для всеобщего обозрения. В эпилоге к Кодексу Хаммурапи хвастается, что любой человек, вовлеченный в спор, может читать его законы, чтобы «…узнать, что справедливо, и возрадуется сердце его…»
7. Кодекс продолжал действовать даже после завоевания Вавилона.
Империя Хаммурапи пришла в упадок после его смерти в 1750 г. до н.э. до полного развала в 1595 г. до н. э., когда хеттская армия разграбила Вавилон и присвоила себе его богатства. Тем не менее, Кодекс Хаммурапи оказался настолько влиятельным, что просуществовал в качестве юридического руководства в регионе в течение нескольких столетий, даже несмотря на то, что власть над Месопотамией неоднократно переходила из рук в руки. Копирование Кодекса также, по-видимому, было популярным заданием для писцов-стажеров. На самом деле фрагменты законов были найдены на глиняных табличках, датируемых V веком до нашей эры — более чем через 1000 лет после правления Хаммурапи.