1. Общая юридическая характеристика Законов Хаммурапи
Самым крупным и важнейшим памятником права древней Месопотамии являлись законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего в XVIII в. до н.э. (1792 — 1750 гг. до н.э). Вавилон при Хаммурапи был политическим и религиозным центром Древнего Востока. Хаммурапи сумел объединить под своей властью все Двуречье. Самым значительным мероприятием его правления стало издание свода законов, судебника. В основу Законов Хаммурапи легли обычное право, судебные прецеденты, прежние законы правителей Месопотамии: законы Уруинимгины, Ур-Нáмму-Шульгú, Билалáмы, Липúт-И’штара. Самые древние законы — законы Уруинимгины, появившиеся в XXIV в. до н.э., а государства в Месопотамии появились в XXVIII в. до н.э.
Целью Законов Хаммурапи провозглашалось: «чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость». Вдовы и сироты особенно выделялись, так как они относились к категории наиболее уязвимых людей. Вдове и сироте труднее постоять за себя, они не имеют родственников. Кроме того, они переживают несправедливость и притеснение тяжелее других. В древневосточной деспотической монархии монарх рассматривался как мудрый, строгий, но справедливый отец, защитник слабых, обездоленных, вдов и сирот от внешних врагов, от произвола сильных людей — чиновников, знати, богачей.
Аналогичная норма содержалась в законодательстве Моисея: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечём, и будут жёны ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исход. 22, 22-23).
Ограждение слабых проявлялось в защите должника от произвола кредитора в договоре займа. Законы Хаммурапи также устанавливали тарифы, размер оплаты для различных категорий работников: камнетёсу, кузнецу, плотнику, кожевнику, судостроителю, каменщику, пахарю, пастуху, строителю дома, врачу с целью ограждения работников от чрезмерной эксплуатации.
Наконец, Законы Хаммурапи защищали малоимущих арендаторов, которые были вынуждены брать в аренду, возмездное пользование у собственников те или другие вещи. Поэтому в Законах Хаммурапи устанавливалась твёрдая такса за наём животных для молотьбы, сада, поля для обработки, волов для обработки поля.Характерными чертами законов Хаммурапи как раннего права являлись:
1. Неполнота — Законы Хаммурапи не содержали исчерпывающего изложения всех правовых норм, действовавших в Вавилонии. Например, они не устанавливали наказания за умышленное убийство. Эта неполнота объясняется тем, что основным источником права являлось обычное право. Законы Хаммурапи касались дел, которые не регулировались обычным правом, представляли интерес для власти и государства, разрешали те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой.
2. Сравнительно невысокий уровень юридической техники. В Законах Хаммурапи содержались нормы права различных отраслей права, но не было деления права на отрасли и на статьи. Однако они имели свою логику изложения. Для удобства исследования современные ученые разделили текст Законов Хаммурапи на 282 статьи. Текст Законов Хаммурапи был высечен на каменном столбе высотой примерно 2 метра, который был обнаружен археологами в 1901 г. на территории современного юго-западного Ирана.
3. Для Законов Хаммурапи характерна казуистическая форма изложения, формализм, связь с религией. На содержание Законов Хаммурапи оказала влияние религия. Так, в Законах Хаммурапи использовались такие доказательства как ордалии (божий суд), клятва, воздействующие не на разум, а на веру. В заключительной части Законов Хаммурапи провозглашалась божественная кара по отношению к нарушившему Законы Хаммурапи и гарантировалось процветание всех лиц, следующим им.
«Несмотря на этот сонм богов и на благочестивый всей приписки (заключения), несмотря на то, что весь свод выдаётся за откровение бога Шамаша, несмотря, наконец, на то, что в затруднительных случаях дело решает клятва «пред богом»… всё-таки законы не стоят на теократической основе, чужды религиозного и морализирующего элемента, и с этой стороны отличаются от других восточных кодексов, не различающих права от обычая и нравственности. Кодексу чуждо понятие преступления, как греха, отпадения от бога, нарушения его воли; его законы не знают страха Божия, не выводят всего права из любви к богу и ближнему, они рассматривают проступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества. В этом отношении вавилонский свод законов резко отличается от законодательства Моисея с его ярко выраженным религиозным чувством. Это, впрочем, вполне понятно, если мы вспомним, что еврейский закон мы имеем в том виде, в каком он был внесён в священную книгу, тогда как вавилонские законы дошли до нас на современном официальном памятнике, в точных выражениях. Кроме того, в Моисеевом законодательстве видное место отведено сакральному праву, которое на столбе Хаммурапи опущено, так как законодатель имел в виду лишь потребности гражданского населения, а не храмов».
Законы Геращенко — Хаммурапи – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
– Мир стоит на пороге очередной денежной революции, — сообщил бывший глава Банка России Виктор Геращенко студентам четвертого-пятого курсов Высшей школы экономики на своей первой в этом сезоне лекции из цикла «Развитие банковской системы России и международные валютно-финансовые отношения», организованной факультетом мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ. – Деньги вновь переродятся, и это приведет к глобальным изменениям во всех сферах человеческой жизни.
…Первая лекция Виктора Геращенко началась с заметным опозданием. Сначала банкира задержали пробки, а на подходе к аудитории — журналисты. Поэтому «поднимаясь на кафедру», профессор по ходу помянул «добрым словом» столичное правительство и ГАИ, которое не весть чем занимается.
Заветная бумага из Китая
— Тема наших лекций – это деньги и все, что с этим связано. Сегодня мы поговорим об истории возникновения денег — начал лекцию Геращенко, чем, видимо, немного удивил собравшихся. Предполагалось, что уже вполне искушенные в экономической науке старшекурсники услышат от финансиста то, что нельзя прочесть в учебнике, а можно получить лишь из первых рук.
Тем не менее, знаменитый банкир предпочел начать с азов. Он рассказывал, что деньги появились как ответ на необходимость удовлетворения потребностей товаропроизводителей, что на протяжении своей истории существовали в разных формах, что появлению денег предшествовал натуральный обмен и т. д.
Далее последовали исторические факты.
Первые монеты появились в Китае за много веков до н.э.; в 7-6 вв. до н.э. произошел переход к благородным металлам. А в России монета в современном виде появилась лишь во времена петровских реформ. Первые бумажные деньги были известны в Китае еще 1000 лет назад. В Европе их начали применять лишь в XVIII веке, благодаря путешественнику Марко Поло, который много лет прожил в Китае и Монголии. А вот в России первые ассигнации появились только к концу XVIII века, в 1769, в просвещенный век Екатерины II.
Не забыл Геращенко рассказать и об истории банковского дела, которое в его трактовке берет свое начало не в ранее Средневековье в Италии, откуда ведут отсчет многие эксперты, а во 2 в. до н.э. Обосновал Геращенко свою точку зрения тем, что еще в знаменитых Законах Хаммурапи (наиболее древний памятник права) «содержатся первые свидетельства о банкирах». Впрочем, там речь шла о ростовщиках, которых, как правило, к банкирам не причисляют. ..
Деньги готовы к перерождению
Размышления Геращенко о том, что происходит с деньгами в современном мире, опирается на модель развития денег, предложенную в учебнике Джека Везерфорда «История денег». По Везерфорду, было три этапа: период от возникновения денег до Возрождения (эпоха монет), от Возрождения до индустриальной революции (эпоха бумажных денег), от индустриальной революции до наших дней – эпоха современных финансовых инструментов.
— Сейчас деньги захватили все, они доминируют в жизни, но это сталкивается прямо-таки со зловещими проблемами, — рассказывал Геращенко. – Например, Алан Гринспен, до недавнего времени глава Федеральной резервной системы США, объяснял проблемы доллара тем, что общество становится все больше потребителями, а не товаропроизводителями. А поскольку современные деньги все еще сохраняют черты, присущие им издревле, они больше ориентированы на товаропроизводителей.
Между тем, финансовые структуры опутали мир. Геращенко в качестве примера привел Citibank, зарабатывающий ежемесячно 1 млрд. долларов чистой прибыли. А вот правительства все хуже и хуже контролируют валюту. По мнению Геращенко, это неизбежно должно привести к очередному перерождению денег, они должны измениться и изменить всю цивилизацию, как это происходило уже не раз.
Как это произойдет пока сказать сложно, вероятно, не обойдется без существенных финансовых потрясений. Геращенко даже повторил расхожую сентенцию о том, что деньги это источник всех благ и всех трагедий. Но первые признаки этого перерождения мы можем наблюдать уже сегодня – активно развиваются «киберденьги». Это и web-money и более близкие нам Яндекс-деньги.
— Думаю, наступает эпоха электронных денег, — предположил Геращенко.
Тут стоит добавить: тему роли правительств в современном мире, возможности их воздействий как на политические процессы, так и на экономические, включая финансовый аспект глобализующегося рынка, уже начали активно обсуждать исследовательские центры Европы и Америки. В России и на Востоке в силу традиционно более сильной роли правительств, эта тема пока не столь широко изучается. Действительно, по мнению западных исследователей, при понижении роли «классических» государств присущие им функции размываются, все более и более переходя к «горизонтальным» сетевым структурам. Ужас исследователей в том, что эти тенденции относятся как к свободным перетокам капитала, так и к террористическим ячейкам. Очевидно, о новой роли денег в глобальном мире и говорил финансист.
Проснется — продолжим
В самом начале лекции бывший глава ЦБ предупредил студентов, что лектор из него -так себе, поскольку он не любит повторяться в выступлениях, которых было у него «великое множество». А в теме предстоящей и подавно ничего нового быть не может. И действительно, Геращенко, который слывет блестящим оратором, умеющим «держать» аудиторию, на сей раз был не слишком выразителен. Возможно, именно поэтому к концу «пары» студенты, для которых тоже, надо полагать, нового в рассказе лектора было мало, заскучали. В первом ряду одного студента знаменитый речитатив Виктора Владимировича даже убаюкал…
На исходе лекции Геращенко наконец подобрался к банковской системе России:
— У нас первые банки появились в 1854 году, дворянский и купеческий, в отличие от Запада в России они были государственными. Ну, а продолжим мы тему на следующей лекции, когда молодой человек в первом ряду проснется, — так же монотонно завершил выступление Геращенко.
Зам. декана факультета мировой экономики и мировой политики Вера Данилина прокомментировала Экспертному каналу ВШЭ-OPEC лекцию бывшего председателя Банка России:
— Мы просили Виктора Владимировича приводить в своих лекциях побольше примеров из практики, но он хочет читать именно академический курс от «а» до «я». Обычно в конце курса его лекции становятся гораздо более живыми. Конечно, для студентов старших курсов материал лекции был несколько простоват, но в любом случае крайне важно, что студенты имеют возможность перенимать опыт у таких профессионалов как Кудрин, Геращенко и другие.
Дмитрий Европин
Обозреватель Экспертного канала ВШЭ-OPEC
1 января, 1900 г.
Введение | Законы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традиций
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Barmash, Pamela,
‘ВВЕДЕНИЕ’
,
Законы Хаммураби: в слиянии королевских и скребных традиций
(
, Нью -Йорк,
2021;
онлайн,
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,2021;
.
Oxford Academic
, 22 октября 2020 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780197525401.003.0001,
, доступ 29январь 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Известность древнего вавилонского царя Хаммурапи связана с собранием законов, написанных под его покровительством. Законы Хаммурапи переписывались более чем через тысячу лет после их обнародования, и когда текст Законов Хаммурапи был утерян для истории, стиль и содержание, воплощенные в нем, оставили следы в законах других культур. 19 декабря01–январь 1902 г., во время раскопок в Сузах на территории современного Ирана, французские археологи обнаружили Законы Хаммурапи, вызвав широкую огласку и интерес. Это важное свидетельство для истории права и для понимания человеческого опыта в целом.
Ключевые слова: Хаммурапи, римское право, монархия, грамотность, интеллектуальная история, писцы, клинописная культура, Сузы, схоластика
Предмет
Библеистика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
на стыке королевских и писцовых традиций в каталоге SearchWorks
- Ответственность
- Памела Бармаш
- Публикация
- Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, [2020]
- Физическое описание
- 1 интернет-ресурс
Онлайн
Доступно онлайн
Описание
Создатели/Соавторы
- Автор/Создатель
- Бармаш, Памела, 1966- автор.
- Участник
- Электронные коллекции UPSO (онлайн-стипендия University Press), Stanford OSO, июнь 2020 г. — май 2021 г.
Содержание/Резюме
- Библиография
- Включает библиографические ссылки и указатели
- Содержимое
- Введение Глава первая: Стела законов Хаммурапи и представление политической власти Глава вторая: Царская легитимация через установление справедливости Глава третья: Законы Хаммурапи как царская надпись Глава четвертая: Писцы и статуты Экскурс: Писцы и Обучение писцов Глава пятая: Принятие законов Хаммурапи Глава шестая: Юридическая сила законов Хаммурапи Глава седьмая: Загробная жизнь законов Хаммурапи: Продолжение импровизации писцов за пределами Месопотамии и создание комментариев в Месопотамии Заключение Благодарности Список сокращений Список иллюстраций Библиография.
- (источник: данные книги Нильсена)
- Резюме издателя
- Среди самых известных и почитаемых людей, известных с древности, — вавилонский царь Хаммурапи. Его слава и репутация связаны с собранием законов, написанных под его патронажем. Эта книга предлагает новаторскую интерпретацию Законов Хаммурапи. Древние писцы демонстрировали свое юридическое чутье, составляя статуты по ряду традиционных дел, формулируя то, что они считали справедливым и честным. Переписчик Законов Хаммурапи продвинулся дальше предыдущих писцов в составлении статутов, демонстрирующих систематизацию и неявные правовые принципы, и вставил Законы Хаммурапи в форму царской надписи, проницательно изменив жанр. Эта традиция писцовой импровизации на множестве традиционных дел продолжалась за пределами Месопотамии. Это значительно повлияло на библейское право и право Хеттской империи. Законы Хаммурапи также были свидетелями начала другого потока интеллектуальной традиции. Он стал предметом официальных комментариев, что ознаменовало глубокий культурный сдвиг. Писцы относились к нему иначе, чем прежде; он стал объектом изучения и комментариев, жанром, который называет себя зависящим от другого текста.