Законы хаммурапи 5 класс сами законы: Законы царя Хаммурапи — урок. История, 5 класс.

Содержание

Урок «Законы царя Хаммурапи» 5 класс

Конспект урока

 

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

 

 

Цели:дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи; определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.

Планируемые результаты:

предметные: давать образную характеристику Хаммурапи; объяснять причины создания законов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; метапредметные УУД: слушать других; пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы; высказывать аргументированные суждения;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: Урок открытия новых знаний , обретения новых умений и навыков.

Формы и методы контроля: комбинированная

Оборудование: карточки с фрагментами «Свода законов Хаммурапи»;  мультимедийная презентация.

Учебник: А.А. Вигасин., Г.И. Годер, и др. История Древнего мира: Учебник для 5 класса (ФГОС) — Москва: Просвещение, 2017.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

 

Прежде чем начать, давайте вспомним, как называют науку, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам? Правильно, это археология – «наука о древности». Ученые-археологи производят раскопки и находят «следы» древних людей: сделанные ими предметы, развалины зданий и прочее. Но порой находками археологов становятся уникальные вещи. Об одной из них – каменном столбе с законами царя Хаммурапи – сегодня и пойдет речь.

III. Объяснение нового материала

Вопросы занятия

·Вавилон – самое могущественное государство Двуречья

· Правление царя Хаммурапи

· Законы Хаммурапи

Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.

Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они никак не могли решить кому быть главным.

Победителем из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала богатства Вавилона.

В основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов. Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.

В Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много – равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.

Правление царя Хаммурапи.

Самым знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти все Двуречье.

Власть Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Законы Хаммурапи.

Но самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые законы. Закон– это правило обязательное для всех жителей страны. По правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого черного камня.

Посмотрим на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша, восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.

Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).

Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.

В Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве.

Законы Хаммурапи гласят: «Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». «Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Вот главная идея этих законов.

Но в Вавилонии перед законом были равны не все жители. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду только свободные люди

. Рабы к ним не относились. Их считали лишь вещью, имуществом хозяина. Поэтому для них были особые законы.

Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось, что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его хозяину или отдавал своего невольника.

Хотя свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во всем. Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди. Одни владели обширными полями и садами с финиковыми

пальмами. Снаряжали караваны и торговые корабли в другие страны. У других не было ничего кроме клочка земли, хижины и семьи, которую нужно было чем-то кормить. Часто случалось так, что бедняку не хватало урожая. Ведь выращенное зерно шло не только на пропитание.

Бедняк платил налоги царю. А еще нужно было оставить семена на следующий год. Приходилось просить у богача зерно в долг. Но богачи не давали ничего просто так. Если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть. Богачи наживались на том. Они давали имущество «в рост». Таких людей называют ростовщика́ми.

Иногда бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или жену… Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников.

Но по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а потом его следует отпустить

».

Если должник отдавал ростовщику сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в наказание убивали сына.

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача.  Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.

IV Танцевальная минутка.https://www.youtube.com/watch?v=aIP1oh2wysY

V Инсценировка суда по законам Хаммурапи

Ученики получают карточки и читают по ролям.

VI Рефлексия

Ученики отвечают на вопросы «да» или «нет».

1. Хаммурапи был царём Вавилона? ( Да)

2. Двуречье располагалось между рек Инд и Ганг ? (Нет)

3. Ростовщик-это человек, дающий имущество в рост? (Да)

4. Столб с законами Хаммурапи  серого цвета? (Нет)

5.На столбе законы написаны иероглифами ? (Нет)

6. Это был интересный урок? Но к сожалению он заканчивается.

 

VII Домашнее задание.

§ 14 читать , пересказывать. Вопрос 1-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Суд по законам царя Хаммурапи

 

1. Бедняк

— О, Праведный Суд! Рассуди по справедливости! Выдался неурожайный год, страшная засуха уничтожила все посевы. Чтоб прокормить всю семью . Взял я у господина зёрна в долг, а отдавать нечем. Пришлось отдать жену. Уже год я её не видел. Накопил я зерна, а жену всё равно не возвращают. Горе мне, горе!!!

Судья

Светоч мудрости. Первейший царь Хаммурапи , вождь, поставленный богами, указует: « Если кто-либо имеет на себе долг, должен отдать свою жену, дочь или сына долговую кабалу. Да пробудет твоя жена в ней 3 года и лишь на четвёртый вернётся.» Да будет так!

2. Судья

-Это ты похитил одежду богини Иштар?

Бедняк

-О, Господи! Злые демоны помутили мой рассудок! Расскажу обо всём без утайки. Когда шёл я мимо храма богини Иштар, вспомнил «когда дома был хлеб, не было соли. Когда была соль не было хлеба. Всю жизнь меня терзает голод.  «О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар»-взмолился я и вошёл в храм . Показалось мне, что богиня кивнула головой в знак согласия. Я подошёл и снял с неё все дорогие одежды, так как умирал от голода.

Судья.

-Светоч мудрости. Первейший царь Хаммурапи , вождь, поставленный богами, указует: «Если кто украдёт имущество храма и царя, по закону полагается смерть!» Да будет так!

3. Купец

-Я, купец, уважаемый человек. Во круге все меня знают. Но сын мой не внимает речам. А на днях ударил меня прилюдно.  О. Великий Суд, рассуди по справедливости!

Судья.

-Светоч мудрости. Первейший царь Хаммурапи , вождь, поставленный богами, указует: «Если сын ударил своего отца, отрубить ему руку!» Да будет так!

 

4. Вельможа

-О, великий Судья! Я, знатный вельможа. Но раб мой неблагодарный, который в доме работу выполняет, посмел ударить по щеке сына моего. Прошу наказать по закону!

Судья

— Светоч мудрости. Первейший царь Хаммурапи , вождь, поставленный богами, указует: «Если раб ударил сына человека по щеке, то отрезать ему ухо.» Да будет так!

5. Крестьянин

— Благороднейший Судья. Я, простой крестьянин. Вчера мой бык зашёл на участок соседа, такого же крестьянина , как я, и потоптал ему посевы. Сосед был так зол, что накинулся на меня с кулаками и выбил мне зуб. Рассуди по справедливости.

Судья

— Светоч мудрости. Первейший царь Хаммурапи , вождь, поставленный богами, указует : « Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны  ему выбить зуб.» Да будет так!

история и свод законов вавилонского царя

Законы Хаммурапи – письменный источник, дающий представление о жизни в Вавилонии. Его открытие позволило взглянуть на всю политику Хаммурапи под другим углом.

Хаммурапи – 6-й царь Вавилонии, правил страной 43 года и стал в итоге правителем всего Шумера и «царем четырех стран света».

На 37-м или 40-м году царствования Хаммурапи провел крупную реформу – примерно в 1755-1752 годах до н. э., он составил Законы, которые определили права и обязанности граждан Вавилонии.

Цель их появления — установление одинаковых законов на всех завоеванных землях для поддержания на них мира и порядка.

Но была и другая причина – нужно было остановить разорение общинников из-за растущей доли ростовщиков, частной собственности и товарно-денежных связей.

Хаммурапи допускал развитие частного сектора, наемный труд, аренду, долговое рабство и т.д., но жестко контролировал и ограничивал эти сферы.

Стела с Законами Хаммурапи

Свод законов Хаммурапи был высечен на стеле из чёрного диорита (или базальта) весом в 4 тонны и высотой в 2,25 метра. Окружность конусообразного монумента у основания равна почти 2-м метрам (1,9 м).

Изначально стела находилась то ли в храме бога Мардука — Эсагиле, то ли недалеко от храма Эбаббара – точно не установлено, поэтому предполагается, что существовали ее копии, которые устанавливались по всей стране.

Мардук – бог-покровитель Вавилона.

Найдена стела была египтологом Жаком де Морганом в Сузах (Персия) в начале 20 века (1901 г.), куда ее примерно в 1155 г. до н. э. привез царь Элама Шутрук-Наххунте I. Он пытался скоблить с трофея часть текста, вероятно, планируя дополнить его своим.

На верху стелы размещен барельеф — изображение сидящего на троне бога Солнца Шамаша и Хаммурапи, который в молитвенной позе принимает от божества свод законов.

Шамаш одет в отделанную оборками вавилонскую одежду, его голову венчает сложный, четырехъярусный головной убор, напоминающий корону. Ногами он опирается на шишки, от его плеч исходят солнечные лучи. В правой вытянутой вперед руке он держит символы права и справедливости – жезл и кольцо.

На царе – длинная гладкая туника со складками и шапка с ободком. Одна его рука прижата к пояснице, другая – поднята к лицу. Его поза выражает покорность.

Спор вызывает «факт передачи законов». Дело в том, что в их тексте есть строки о том, что происхождением Законы обязаны самому Хаммурапи. Таким образом, вероятно, что бог – не автор законов, а лишь наставник, или тот, кому они посвящены.

Барельеф был важен для населения как наглядная демонстрация того, что законы нарушать нельзя, так как они выражают волю бога, а царь — ее исполнитель.

Ниже, под барельефом, идет клинописный текст закона на аккадском языке (на его старовавилонском диалекте). Клинопись расположена в виде 49-ти столбцов, которые читаются сверху вниз.

По табличкам и была частично восстановлена соскобленная царем Элама часть. Таким образом, стела служила скорее не для чтения, а чтобы показать, что законы вступили в силу.

Сейчас стела с Законами Хаммурапи хранится в Лувре.

Содержание Законника Хаммурапи

Текст Закона детально продуман и четко сформулирован, при этом написан просто, понятно, без противоречивостей и повторов. Он никогда не менялся и не пересматривался (отклонения от текста в его копиях минимальны – только в языке и орфографии).

Называть законы царя Хаммурапи Кодексом – не совсем корректно, так как он, в отличие от кодекса, регулирует не одну отрасль права, а целый ряд и при этом не отменяет прежние законы, а дополняет их. Однако его все-таки относят к источнику права кодифицирующего характера.

Законы вавилонского царя Хамураби не были полностью «новинкой». Они несли в себе множество элементов уже сложившегося, неписаного права, материалы судебной практики, а также фрагменты более древних шумерийских «законов» и обычаев.

Первую дешифровку, перевод Законника на французский язык и его издание сделал ассириолог Лувра – Шейль. За ним последовали переводы Джонса на английский и Винклера на немецкий. На русский язык первый перевод текста сделал И. М. Волков, опубликовав его в 1914 г.

Статьи и параграфы в тексте не выделены и не пронумерованы. Условно они были разделены Шейлем на 282 статьи, 35 из которых (5 или 7 колонок) не сохранились.

В копиях и фрагментах до нас дошло более 30 списков Закона. Но полностью он пока что так и не восстановлен.

Текст условно делится на 3 смысловые части: введение, сами законы и заключение (графически они не отделены друг от друга).

Введение

В прологе описано, как Мардук получает власть над всеми людьми, Вавилон становится «вечным», а Хаммурапи вызывают к жизни, ради счастья людей и справедливости — «для водворения справедливости, истребления беззакония, чтобы сильный не притеснял слабого» и т. д.

Далее перечислены титулы, заслуги и добродетели Хаммурапи, а также 26 городов его страны. Часть городов посвящены божествам, часть – образуют центральный круг страны, после них — города, расположенные вдоль Тигра и в конце – последние завоевания царя.

В прологе перечислены не все города Вавилонии, так, г. Казаллу в списке нет. Казаллу поднял мятеж против царя и, вероятно, он не пожелал упоминать в Законе название непокорного города.

Статьи

Хотя статьи Закона больше похожи на сборник прецедентов (отдельных случаев или казусов), они охватывали почти все стороны жизни.

По затрагиваемым вопросам статьи Закона условно (ассоциативно) разделяют на несколько групп:

  • Нарушения судебного процесса: обвинители-клеветники, лжесвидетели и нарушение правосудия судьей.
  • Преступления против частной собственности: кража и купля-продажа украденного, похищение людей, бегство и увод рабов, ночная краже со взломом, грабеж.
  • Вопросы земельного хозяйства: отношения землевладельца и арендатора, садовладельца и садовника, квартирохозяина и квартиронанимателя, ответственность за повреждение чужого поля, кража садовых деревьев, способы уплаты долга.
  • Вопросы торговли: отношения крупных и мелких торговцев (или посредников), трактирный промысел.
  • Условия займов, хранения имущества, долгового рабства.
  • Брак и семья: оскорбления замужней женщины, прелюбодеяния, насилие, подозрение в супружеской неверности, условия расторжения брака и заключения вторичного брака, собственность жены, виды нарушения целомудрия, имущественные права супругов, права вдов и детей, наследство, браки рабов, усыновление.
  • Уголовные преступления: возмездия за умерщвления и телесные повреждения.
  • Финансовые вопросы и профессиональная ответственность: гонорары и наказания для врачей, строителей и судостроителей, оплата за найм работников, транспорта скота, покупка рабов.

Заключение

В эпилоге обрушиваются проклятия на головы нарушителей Закона — голод, нужда, смута и т. д., даже если нарушителями окажутся последующие цари. Почитающим законы обещана поддержка богов. Также по воле богов никто и никогда не может исказить или переписать Законы.

С первых строк Закона описаны правила ведения судебного процесса. Например, наложен строжайший запрет на чародейство, лжесвидетельство и ложные обвинения (хотя меры по пресечению чародейства не были указаны).

Существовало 3 вида суда – царский (коллегиальный), храмовый и городской.

Судьями могли быть градоначальники, а их «свитой» — «старейшие и именитые» люди города. Они присутствовали при экспертизе и были свидетелями при заключении сделок. Судьи принимали жалобы и толковали законы, выносили решения по делу.

Каждое дело полагалось расследовать, однако ни розыск, ни пытки не применялись (пытать было можно только рабов с согласия их господина).

Если доказательств вины не было, то в невиновности достаточно было поклясться богами, но иногда применялась и водная ордалия – если после погружения в воду человек тонул – значит, он виновен.

Протокол судебного процесса не составлялся, все происходило устно.

Очень многое зависело от того, кем был нарушитель — полноправным, царским человеком или рабом. Рабы считались имуществом, их карали с особой жестокостью. Особенно им любили отрезать уши – и больно, и работать может.

Интересно! Присутствие на суде ответчика должен был обеспечить истец.

Решение суда формально можно было обжаловать перед царем (на практике не применялось). Однако судья не имел право отказаться от уже вынесенного решения, иначе он лишался должности и приговаривался к 12-ти кратному возмещению ущерба потерпевшему. Это делалось либо для пресечения коррупции, либо для соблюдения принципа «не дважды за одно и то же».

Новым в Законе было то, что наказание виновному определял не пострадавший и не старейшина, а судьи. Без суда карали только тех, кто пытался украсть что-то из горящего дома – его ловили и бросали в тот же горящий дом.

Воровство собственности царя, храмов и населения, в том числе «живого» имущества – детей или рабов, а также покупка (принятие в дар) чего-либо у раба или несовершеннолетнего каралось почти всегда смертью.

Если же при ограблении дома вор был не пойман, а затем – не найден, все соседи должны были собраться и возместить ущерб пострадавшему.

Воинам за службу давалась земля, поэтому если воин отказывался от похода или посылал вместо себя кого-то другого, то он приравнивался к вору, утрачивал титул, а его надел отбирался.

Служебную землю нельзя было продать, отдать за долги или передать жене, она сохранялась даже за пленными воинами (их было положено выкупать).

Продать свой надел могли только торговцы, жрицы и «иные служащие», при условии, что их работу теперь будет выполнять покупатель.

Преступлением считалась обмен или продажа любого служебного имущества (дом, сад, надел и т.п.), при этом наказание нес только покупатель, продавец же считается пострадавшим. Ему, как правило, возвращали имущество назад вместе с доплатой.

Хаммурапи допускал аренду земли, причем арендатор наказывался, если он не вырастил урожай, заполонил поле сорной травой, не проводил на нем никаких работ. Также царь предусматривал продление договора аренды и перенос уплаты долга, если урожай погиб в результате стихийного бедствия. Он запрещал кабальные арендные сделки под давлением арендатора и позволял выплатить долг натурой.

Нельзя было рубить деревья в саду без извещения хозяина, самовольно застраивать чужую пустошь, расторгать оплаченный, но не истекший договор аренды дома.

Наказание ждало и землевладельца, у которого обваловка поля была недостаточно укреплена, и по этой причине ее прорвало водой и затопило орошаемую землю поселка либо соседа.

Больше всего статей Закона пострадало среди «комерческой» группы, но из оставшихся можно сделать вывод о недопущении злоупотреблений со стороны кредиторов. Они обязаны были выдать документ о частичном погашении долга, давать ссуды в присутствии свидетелей и после «подписания» договора. Должник же имел право отдать долг любым движимым имуществом, серебром или натурой.

Торговец должен был оплатить своему помощнику торговую поездку, а помощник, если только его не ограбили в дороге, должен был вернуть торговцу удвоенную сумму.

Чтобы расторгнуть договор и превратить сделку в ничто, достаточно было разбить глиняную табличку, на которую он был нанесен.

В корчме люди могли рассчитаться за алкоголь (сикеру) хлебом и взять определенное количество пива в кредит, но жриц посетивших сие заведение сжигали. «Обвешивать» посетителей, изготовлять сикеру не по рецепту и превращать корчму в притон для «злодеев» было нельзя.

Сикера – алкогольный напиток, основным компонентом которого были ячмень или финики.

Все долги надлежало возвращать, при этом за малый долг нельзя было брать заложника, а вот за крупный кто-то из членов семьи должника или раб попадали в заложники. Его можно было бить и плохо кормить, но убивать было нельзя.

Должник мог и сам отдать кого-либо из семьи в долговое рабство на 3 года или продать (за 3 года рабства долг считался погашенным).

Брак заключался по контракту супругов или их родителей, без документа женщина не являлась женой.

Изнасилование, инцест и прелюбодеяние всегда каралось смертью. Исключения делались для жены, которая была прощена мужем, и для мужа, который «грешил» с незамужними дамами.

Инцестом считалась связь отца с дочерью, свекра с невесткой, сына с матерью, пасынка с мачехой.

Если муж попадал в плен, а жена не могла себя содержать она могла выйти замуж за другого, но по возвращению мужа из плена должна была вернуться назад к нему. Полностью лишались жен только беглые.

Развестись с верной, нерасточительной или больной женой было не возможно, только если она не жрица. Жрица при разводе получала часть имущества мужа и свое приданное назад. Расточительница же при разводе не получала ничего и могла остаться при муже как рабыня.

Отказ жены от близости рассматривался всем кварталом. Если это происходило из-за измен и унижений мужа, то она вместе со своим приданным возвращалась к отцу, если же она оказывалась «блудницей», то ее надлежало утопить.

Жена-жрица не имела права иметь детей, и для этой цели она предоставляла мужу рабыню, избавляя ее от знака рабства.

Если «жену человека» или жрицу оклеветали (ложно обвинили в чем-либо, чаще – в неверности), то наказание для лгуна было позорным – бритье половины головы и публичная порка.

Убить мужа ради другого (или позволить это сделать кому-либо) было чревато для женщины сажанием на кол.

Муж мог подарить жене или сыну (а мать – одному из сыновей) движимое или недвижимое имущество, которое оказывалось вне общего наследства или долгов.

То, что по долгам, которые возникли после заключения брачного контракта, платить должны были оба супруга, означало юридическую дееспособность женщины в Вавилонии Хаммурапи.

Приданное жены, в случае ее смерти, переходило не к ее отцу или мужу, а к ее сыновьям, если же детей не было, значит, оно возвращалось тестю. В случае смерти мужа, женщина оставалась в его доме и могла до конца жизни пользоваться всем его имуществом, но не могла его продать.

Наследство (кроме приданного жены или подаренного ей) делилось между сыновьями поровну. Лишить сыновей наследства отец мог в судебном порядке, доказав, что они дважды «тяжко» провинились перед ним.

Дети рабыни имели право на наследство, если были признаны отцом «своими». В любом случае они (и их мать) получали свободу.

Рабы при Хаммурапи могли иметь семью, и даже жениться на свободнорожденных. Их дети в этом случае также считались свободными.

Дети были собственностью мужа, он мог их продать. Приемные дети также были собственностью, и могли вернуться в дом найденных родителей только через суд (и то не всегда). Но приемышей можно было выгнать из дома, правда, только с третью наследственной доли.

Если же приемыш оказывался в семье евнуха (гирсекума) или храмовой блудницы (зикрум), то за попытку уйти в дом кровных родителей его лишали глаза, за попытку бунта – отрезали язык.

Наказания за убийства, в том числе беременной или ее плода, удары, ранения, а также переломанные кости, выбитые зубы и поврежденные глаза зависели от социального положения, как пострадавшего, так и преступника (от казни до штрафа или возмещения расходов на врачевание).

Убийства в Вавилонии были редки, однако царь делил их на умышленные и по неосторожности. В случае клятвы, что умысла в убийстве не было, убийца отделывался штрафом.

За оскорбление действием (пощечину) наказывали, только если оно было нанесено мужчине. В отношении женщин, преступлением считался только удар беременной с последующим выкидышем. За это выплачивалась компенсация.

Лечение в Вавилонии и людей, и животных было платным. Услуги доктора зависели от сложности производимых процедур и платежеспособности клиента. Вылечить свободного человека было в 2 раза дороже, чем царского, и в 4 раза дороже, чем раба. Но в случае неудачной операции врачу отсекали руку или заставляли возместить ущерб.

Строители и корабельщики также несли наказание за «халтуру» и возмещали убытки.

Хаммурапи установил тарифы за наем рабочих, скота или транспорта. Если скоту были нанесены увечья, или оно погибло от нападения льва, или эпидемии, то наниматель не нес за это ответственности. Это были проблемы владельца животного.

Ответственность у нанимателя наступала, если животное умерло в результате небрежности или побоев, а также заразных болезней (которых можно было избежать) и нападения любого другого хищника, кроме льва. Кроме того нельзя было присваивать нанятый скот (орудия труда или транспорт).

Труд сельскохозяйственных работников оплачивался зерном, ремесленников, врачей, строителей и т.д. – серебром.

Рабы в Вавилонии были имуществом и товаром, на них был даже «гарантийный срок»: если в течение месяца выясняется, что раб тяжело болен, продавец должен был забрать его обратно.

Если же раб не признавал господина – ему отрезали ухо, а на строптивых рабов накладывали рабский знак – клеймо, которое вырезали или выжигали на теле.

Законы Хаммурапи и Библия

Интересные выводы сделали ученые о том, что законы Хаммурапи использовались при составлении Ветхого Завета. Многие востоковеды, в т.ч. Б. Тураев отмечали сходство статей Законника и принцип уголовных наказаний (талион) в Книге Исход, а также брачных правил Хаммурапи и Моисея.

Формулировки Закона Моисея порой фактически полностью дублируют положения Кодекса — в Книге Завета и отчасти во Второзаконии. Оба источника близки в группировке и фразеологии, излагаются они в той же казуистической форме. И это логично – древняя Палестина входила в зону влияния Вавилонии, и библейский Авраам, и Иаков, и Лаван жили в это время по законам Хаммурапи.

Это дает повод предполагать, что религиозные трактаты Библии вторичны (заимствованы из старовавилонского права).

Но есть одно очень серьезное отличие Законов Хаммурапи и Моисея. В первом случае законодательство лишено «страха божия», не регулируется любовью к Богу, а рассматривает преступления как материальный вред, влекущий за собой реальное наказание. Во втором случае законы переполнены религиозностью.

Значение Законов Хаммурапи

Законы вавилонского царя это фактически первый законодательно-правовой акт, не имеющий сакрально-религиозных элементов. Культовые моменты встречаются только во введении и заключении (прологе и эпилоге), в самом тексте на них нет и намека, даже там, где регулируются права жриц и т. п.

Закон означает начало писаного права, а оно, в свою очередь является важнейшим признаком государства.

Законы использовались почти 2 века, пока Вавилон не был захвачен хеттами. Тем не менее, они повлияли как на библейское законодательство, так и на законы самих хеттов. Есть предположения (благодаря элефантинским папирусам), что отчасти влияние Законов Хаммурапи можно усмотреть и в греческом праве.

Даже когда Закон уже не использовался на практике, его текст использовался для эзотерических рассуждений ученых и как образец аккадского языка для писцов. Изучать его перестали, когда клинопись вытеснил арамейский язык.

Законы Хаммурапи позволяют реконструировать общество в Вавилонском царстве 18-го века до н.э. Они являются лучшим источником по изучению политической, гражданской и культурной жизни людей этого времени.

По статьям Законника можно судить об имущественном расслоении, сословиях, лишении крестьян земли, долговом рабстве, полном обеспечении воинов, а также о ценах и зарплате.

В Законнике описаны виды:

  • Договоров: найм, аренда, долг, купля-продажа, брачный и т.д.;
  • Смертной казни: утопление, сожжение, сажание на кол, повешение
  • Наказаний: членовредительство, нанесение ударов плетью, наложение знака бесчестия, изгнание из родной местности или дома, пожизненная кабала, потеря должности навсегда, а также многочисленные штрафы.
  • Профессий: командиры (декум, ша-хаттатим и лапуттум), воины (редум, баирум и др.), жрицы (надитум, шугетум, угбабтум), торговцы (тамкар), разносчики или агенты торговцев (шамаллум), трактирщики (сабитум) и т.д.
  • Единиц измерения: площади (бур и сар), массы (гур), деньги (ману, шиклу, ше), а также цены и зарплаты.
  • Средств платежа: зерно или серебро.
  • Сословий: общинники или полноправные свободные люди (авилум), зависимые царские люди (мушкенум) и рабы (вардум).

Разница между свободными и царскими людьми была в том, что последние происходили не из общин, поэтому не могли считаться полноправными.

Законы Хаммурапи были первыми, допустившими на Востоке существование частных земель, наемного труда, аренды, долгового рабства. Они подняли положение женщины выше, чем в других Восточных странах, позволив ей быть полноправной гражданской личностью, иметь собственность и т.д.

Литература

  • Бузескул В. П. Открытия де-Моргана в Сузах; законы Хаммураби // Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Васильев, Л. C. История Востока: учебник для магистров : в 2 т. Т. I / Л. С. Васильев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2013. — 722 с.
  • Волковъ, И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914. – 80 с.
  • Древний Восток: учеб, пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории; Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. — М.: Астрель: ACT, 2008. — 654 с.
  • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — 363 с.
  • Законы вавилонского царя Хаммурапи: Пер. и комм. Л. А. Липина в нов. ред. В. А. Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. I / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 1980. — 328 с.
  • Законы Хаммурапи / Б. А. Тураев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 122 с.
  • Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника в курсе «История государства и права зарубежных стран» для студентов специальности «Юриспруденция» всех форм обучения / Сост. Н. Т. Кудинова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. – 36 с.
  • Захаров А.О. История Древнего Востока. Курс лекций. – М.: НОЧУ ВПО «Институт стран Востока», Институт востоковедения РАН, 2016. — 286 с.
  • Из Законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1. М., 1996. – 355 с.
  • История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). Учебно-методическое пособие / Томсинов В.А.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2005. — 128 c.
  • История Востока / Отв. ред. В. А. Якобсон. — М.: Восточная литература, 1999. — Т. 1. — 688 с.
  • История древнего Востока : От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Седова; Редкол. : Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. – М. : Вост. Лит., 2004. – 895 с.
  • История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2002. — 719 с.
  • История Древнего мира : план-конспект уроков : 5 класс / В.С. Кошелев, Н.. Байдакова. – Минск : Аверсэв, 2017. – 413 с.
  • Козырева, Н. В. Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности (VII тыс. до н. э. — середина II тыс. до н. э.). — СПб. : Контраст, 2016. — 552 с.
  • Кулишер М. И. Основы уголовного, гражданского и торгового права четыре тысячи лет назад // Труды Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1910. — Т. I. — 524 с.
  • Лопухин А. П. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1904. — 53 с.
  • Муретов В. Новооткрытый кодекс вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до Р. Хр.) в его отношении к Моисееву законодательству // Богословский вестник. — 1903. — Т. 2, № 6 — 43 с.
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В. А. Томсинов. М.: Просвещение, – 480 с.
  • Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под. ред.М.Н. Брусиловской. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 400 с.
  • Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Ю. С. Крушкол и др.; Под ред. Е.А. Черкасовой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1987. – 256 с.
  • Якобсон В. А. Законы Хаммурапи как источник по истории древней Месопотамии: Дис. … докт. ист. наук. — Л.: Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1987. — 401 с.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Чьи интересы защищали законы царя Хаммурапи?

В первую очередь это были интересы собственников, но не только: общинников он защищал от ростовщиков и разорения, земледельцев — от нерадивости соседей и арендаторов, должников – от рабства, рабов — от произвола хозяев.

Какие отношения регулируются законами Хаммурапи?

Помимо семейных, это были отношения землевладельцев и арендаторов, садовладельцев и садовников, хозяев и нанимателей квартир, торговцев и посредников.

Когда появились законы Хаммурапи?

Предположительно в 1755-1752 гг. до н. э.

Можно ли назвать законы Хаммурапи гуманными?

Относительно того времени – несомненно. Они были значительно мягче (неписанных) законов предшественников Хаммурапи, в них ряд казней заменено штрафами и др. наказаниями.

Сколько статей в законах Хаммурапи?

Фактически их нет вообще, но ассириолог Шейль при анализе и переводе текста условно выделил 282 статьи.

Как законы Хаммурапи ограничивали долговое рабство?

По закону долг можно было вернуть не только деньгами, но и натурой, а если было совсем нечем отдавать, то рабами за долги становились только на 3 года, на 4-й год, человек считался свободным и от долга, и от рабства.

8 вещей, которые вы могли не знать о Кодексе Хаммурапи

Узнайте больше об увлекательной истории одного из самых важных правовых кодексов древности.

Автор: Эван Эндрюс

Обновлено: | Оригинал:

1. Это не самый ранний известный свод законов.

Кодекс Хаммурапи часто называют старейшим письменным законом, но ему предшествовали как минимум два других древних кодекса поведения с Ближнего Востока. Самый ранний из них, созданный шумерским правителем города Ур Ур-Намму, датируется 21 веком до нашей эры, и свидетельства также показывают, что шумерский кодекс Липит-Иштар из Исина был составлен почти за два столетия до Хаммурапи. пришел к власти. Оба этих более ранних кодекса имеют поразительное сходство с приказами Хаммурапи по своему стилю и содержанию, что позволяет предположить, что они могли влиять друг на друга или, возможно, даже происходили из одного и того же источника.

2. Кодекс включал множество причудливых и ужасных форм наказания.

Кодекс Хаммурапи — один из самых известных примеров древней заповеди «lex talionis», или закона возмездия, формы карательного правосудия, обычно ассоциируемой с поговоркой «око за око». В соответствии с этой системой, если человек ломал кость своему равному, взамен ломалась и его собственная кость. Между тем за тяжкие преступления часто применялась уникальная и ужасная смертная казнь. Если сына и мать заставали за инцестом, их сжигали заживо; если пара коварных любовников сговорилась убить своих супругов, обоих сажали на кол. Даже относительно незначительное преступление могло принести преступнику ужасную судьбу. Например, если сын ударил своего отца, Кодекс требовал, чтобы мальчику «отрубили руки».

Для преступлений, которые нельзя было доказать или опровергнуть с помощью веских доказательств (таких как заявления о колдовстве), Кодекс допускал «судебный процесс ордалией» — необычная практика, когда обвиняемый помещался в потенциально смертельную ситуацию как способ определение невиновности. Кодекс отмечает, что если обвиняемый прыгнет в реку и утонет, его обвинитель «завладеет его домом». Однако если боги пощадили человека и позволили ему уйти целым и невредимым, обвинитель будет казнен, а человек, прыгнувший в реку, получит свой дом.

Кодекс Хаммурапи предусматривал жестокий подход к правосудию, но суровость уголовных наказаний часто зависела от личности как правонарушителя, так и жертвы. В то время как один закон предписывал: «Если человек выбьет зубы своему равному, его зубы должны быть выбиты», совершение того же преступления против представителя низшего сословия наказывалось только штрафом. Другие штрафы, основанные на рангах, были еще более значительными. Если мужчина убивал беременную «служанку», его наказывали денежным штрафом, а если убивал «свободнорожденную» беременную женщину, то в качестве возмездия убивали его собственную дочь. В Кодексе также перечислены различные наказания для мужчин и женщин за супружескую неверность. Мужчинам разрешалось вступать во внебрачные отношения со служанками и рабынями, но развратных женщин следовало связать и бросить в Евфрат вместе с их любовниками.

4. Кодексом установлен минимальный размер оплаты труда работников.

Кодекс Хаммурапи на удивление опередил свое время, когда дело дошло до законов, касающихся таких вопросов, как развод, права собственности и запрет инцеста, но, возможно, самым прогрессивным из всех было положение, предписывающее древнюю форму минимальной заработной платы. Несколько указов в Кодексе касались конкретных профессий и устанавливали, сколько должны платить рабочим. Полевым работникам и пастухам гарантировалась заработная плата «восемь гур зерна в год», а погонщики волов и матросы получали шесть гур. Между тем врачи имели право на 5 шекелей за исцеление свободнорожденного человека от сломанной кости или другого повреждения, но только три шекеля за освобожденного раба и два шекеля за раба.

5. Кодекс включает один из самых ранних примеров презумпции невиновности.

Несмотря на то, что Кодекс Хаммурапи известен своим списком варварских наказаний, он также установил несколько ценных юридических прецедентов, сохранившихся до наших дней. Компендиум является одним из первых юридических документов, выдвигающих доктрину «невиновности, пока не будет доказана вина». На самом деле Кодекс возлагает бремя доказывания на обвинителя в крайней форме, когда говорит: «Если кто предъявит старейшинам обвинение в каком-либо преступлении и не докажет того, в чем обвинялся, то он должен, если это будет обвинение в тяжком преступлении, приговорить к смертной казни». Кодекс также включает современный подход к судебным процедурам. Например, когда у двух сторон возник спор, юридический протокол позволял им представить свое дело судье и представить доказательства и свидетелей в поддержку своих утверждений.

6. Историки до сих пор не уверены в том, какую роль Кодекс сыграл в вавилонской культуре.

Кодекс Хаммурапи дает ценный взгляд на то, какой могла быть повседневная жизнь в древней Вавилонии, но то, как законы действовали в обществе, до сих пор является предметом споров. Статуты могли быть списком поправок к еще более раннему и более обширному набору общих законов, но они также могли действовать как набор судебных прецедентов, составленных из реальных дел. Некоторые историки даже утверждали, что Кодекс вообще не был действующим юридическим документом, а скорее частью королевской пропаганды, созданной для того, чтобы прославить Хаммурапи как великого и справедливого правителя. Как бы ни действовал Кодекс, нет никаких сомнений в том, что сама колонна предназначалась для всеобщего обозрения. В эпилоге к Кодексу Хаммурапи хвастается, что любой человек, вовлеченный в спор, может читать его законы, чтобы «…узнать, что справедливо, и возрадуется сердце его…»

7. Кодекс оставался в силе даже после завоевания Вавилона.

Империя Хаммурапи пришла в упадок после его смерти в 1750 г. до н.э. до полного развала в 1595 г. до н. э., когда хеттская армия разграбила Вавилон и присвоила себе его богатства. Тем не менее, Кодекс Хаммурапи оказался настолько влиятельным, что просуществовал в качестве юридического руководства в регионе в течение нескольких столетий, даже несмотря на то, что власть над Месопотамией неоднократно переходила из рук в руки. Копирование Кодекса также, по-видимому, было популярным заданием для писцов-стажеров. На самом деле фрагменты законов были найдены на глиняных табличках, датируемых V веком до нашей эры — более чем через 1000 лет после правления Хаммурапи.

8. Законы не открывались заново до 20 века.

Указы Хаммурапи были неотъемлемым атрибутом древнего мира, но позже законы были утеряны для истории и не открывались заново до 1901 года, когда группа французских археологов обнаружила знаменитую диоритовую стелу в древнем городе Сузы, Иран, когда-то резиденция Эламской империи. Историки полагают, что эламский царь Шутрук-Наххунте разграбил четырехтонную плиту в XII веке до нашей эры. совершил набег на вавилонский город Сиппар, а затем привез его в Сузы как военное сокровище. Считается, что Шутрук-Наххунте стер несколько колонн с памятника, чтобы освободить место для своей собственной надписи, но текст так и не был добавлен. Сегодня колонна хранится в парижском Лувре.

Лучшее правило управления рисками

Почти 4000 лет назад царь Вавилона Хаммурапи из Месопотамии издал один из первых сводов законов.

Кодекс Хаммурапи является одним из старейших переводимых писаний. Он состоит из 282 законов, большинство из которых касается наказания. Каждый закон учитывает статус правонарушителя. Кодекс также включает в себя самые ранние из известных законов о строительстве, разработанные для согласования стимулов строителей и жильцов, чтобы строители создавали безопасные дома:

  1. Если строитель построит дом для человека и не укрепит его конструкцию, а дом, который он построил, рухнет и причинит смерть домовладельцу, то этот строитель должен быть предан смерти.
  2. Если это повлечет за собой смерть сына владельца дома, они должны убить сына этого строителя.
  3. Если это повлечет за собой смерть раба домовладельца, он должен отдать домовладельцу равноценного раба.
  4. Если он разрушит имущество, то он должен восстановить то, что он разрушил, и так как он не укрепил дом, который он построил, и он рухнул, он должен восстановить дом, который рухнул, за свой счет.
  5. Если строитель строит дом для человека и не приводит его конструкцию в соответствие с требованиями и обрушивается стена, то этот строитель должен укрепить стену за свой счет.

Хаммурапи стал правителем Вавилона в 1792 г. до н.э. и занимал этот пост 43 года. В эпоху городов-государств Хаммурапи увеличил свое скромное царство (где-то от 60 до 160 квадратных километров), завоевав несколько соседних государств. Удовлетворенный размером территории, которую он контролировал, Хаммурапи решил править своим народом.

«Этот наш мир, кажется, отделен небольшим и ненадежным запасом прочности от самой необычной и неожиданной опасности».

— Артур Конан Дойл

Хаммурапи был справедливым лидером (судя по тому немногому, что мы о нем знаем) и заботился о благополучии своего народа. Он преобразил местность, приказав построить арыки для повышения продуктивности сельского хозяйства, а также снабдив города защитными стенами и крепостями. Хаммурапи также отремонтировал храмы и религиозные объекты.

По сегодняшним меркам Хаммурапи был диктатором. Однако он не злоупотреблял своей властью и считал себя «пастухом» своего народа. Хотя вавилоняне держали рабов, у них тоже были права. Рабы могли жениться на других людях любого статуса, начинать бизнес и покупать свою свободу, и они были защищены от жестокого обращения.

На первый взгляд может показаться, что нам мало чему можно научиться у Хаммурапи. Я имею в виду, зачем вообще изучать древних вавилонян? Они были просто варварами-фермерами, верно?

Кажется, мы не так уж и отличаемся, как кажется. Наши современные верования неотделимы от верований людей времен Хаммурапи; они являются их продолжением. Ранние правовые кодексы являются предками тех, в которые мы верим сейчас.

Независимо от того, является ли страна диктатурой или демократией, одним из ключей к любой эффективной правовой системе является способность каждого понять ее законы. Мы обнаруживаем трещины в наших собственных, и мы можем извлечь уроки из простоты Кодекса Хаммурапи, который касался практической справедливости, а не возвышенных принципов. Даже назвать это сводом законов — неправильно. Похоже, что у древних вавилонян не было эквивалентного термина.

Три важные концепции подразумеваются в Кодексе Хаммурапи: взаимность , подотчетность и стимулы.

У нас нет данных о том, как часто рушились вавилонские дома до и после введения Кодекса. Мы понятия не имеем, сколько (если вообще было) людей было казнено в результате несоблюдения строительных законов Хаммурапи. Но мы знаем, что человеческие инстинкты самосохранения сильны. Более чем сильные, они лежат в основе большей части нашего поведения. Желание избежать смерти — самый мощный стимул, который у нас есть. Если предположить, что люди чувствовали и думали так же 4000 лет назад, мы можем догадаться о влиянии Кодекса.

Представьте себя вавилонским строителем. Каждый раз, когда вы строите дом, есть риск, что он рухнет, если вы допустите какие-либо ошибки. Ну так что ты делаешь? Вы допускаете максимально возможный запас прочности. Вы планируете любые потенциальные риски. Вы не срезаете углы и не пытаетесь сэкономить немного денег. Несмотря ни на что, вы не допустите никаких известных изъянов в конструкции. Это того не стоило. Вы хотите уйти уверенным, что дом прочный.

Теперь сравните это с современными инженерами или строителями.

У них мало скинов в игре. Худшее, с чем они столкнутся, если станут причиной смерти, — это штраф. Мы видели это во время урагана Катрина — 1600 человек погибли из-за наводнения, частично вызванного плохой конструкцией систем защиты от ураганов в Новом Орлеане. Ретроспективный анализ показал, что городские стены от наводнения, дамбы, насосы и ворота были плохо спроектированы и обслуживались плохо. Число погибших было хуже, чем могло бы быть в противном случае. И тем не менее никто не был привлечен к ответственности.

Ураган «Катрина» считается стихийным бедствием, частично рукотворным. В последние месяцы в пожаре в Grenfell Tower в Лондоне мы увидели последствия небрежного строительства. По меньшей мере 80 человек погибли в результате пожара, который, как считается, возник случайно, но, по данным экспертов, ускорился из-за сознательного использования дешевых строительных материалов, не прошедших испытания на безопасность.

Части Кодекса Хаммурапи, касающиеся строительных законов, какими бы жестокими они ни были (и какими бы неопределенными мы ни были в их краткосрочных последствиях), иллюстрируют важную концепцию: пределы безопасности. Когда мы строим систему, недостаточно убедиться, что она выдержит ожидаемые нагрузки.

Вавилонский строитель не удовлетворился бы созданием дома, который был бы достаточно прочным, чтобы выдержать только ожидаемые факторы стресса. Одно событие «Черный лебедь» — например, аномальная погода — могло привести к его обрушению и, в свою очередь, к гибели самого строителя, поэтому строители должны были предусмотреть достаточный запас прочности. Чем больше, тем лучше. В 59ветра в час, мы не хотим быть в доме, построенном, чтобы противостоять ветру со скоростью 60 миль в час.

Но наши нынешние финансовые системы не стимулируют людей к созданию широких запасов прочности. Вместо этого они делают обратное — поощряют опасный риск.

Нассим Талеб сослался на Кодекс Хаммурапи в авторской статье New York Times , в которой он описал способ предотвращения угроз общественному благополучию со стороны банкиров. Его решение? Прекратите предлагать бонусы за рискованное поведение людей, которые не будут платить цену, если исход будет плохим. Талеб писал(а):

…настало время фундаментальной реформы: любой человек, который работает в компании, которая, независимо от ее текущего финансового состояния, в случае неудачи потребует помощи, финансируемой налогоплательщиками, не должен получать премию никогда. На самом деле все платежи в системообразующих финансовых учреждениях — крупных банках, а также некоторых страховых компаниях и даже огромных хедж-фондах — должны строго регулироваться.

Проблема, по мнению Талеба, не в обычных жалобах на неравенство доходов или переплату. Вместо этого он рассматривает бонусы как асимметричные стимулы. Они вознаграждают риски, но не наказывают за последующие ошибки, из-за которых «скрытые риски накапливаются в финансовой системе и становятся катализатором катастрофы». Это случай «орел, я выиграл; решка, вы проиграли».

Бонусы побуждают банкиров игнорировать вероятность событий «Черный лебедь». Финансовый кризис 2008 года является ярким (или, скорее, субстандартным) примером. Вместо того, чтобы игнорировать эти события, банки должны стремиться минимизировать причиненный ущерб.

В некоторых областях карьеры существует строгая система поощрений и ограничений, как официальных, так и неофициальных. Врачи получают продвижение по службе и уважение, если они хорошо выполняют свою работу, и рискуют получить суровые наказания за врачебную халатность. За исключением экспериментов, в которых пациенты полностью информированы о рисках и согласны с ними, врачи не получают права на риск, причиняющий вред пациентам.

То же самое касается военных и сотрудников службы безопасности. Как писал Талеб, «мы доверяем свою жизнь военным и сотрудникам органов национальной безопасности, но не даем им щедрых бонусов. Они получают продвижение по службе и честь за хорошо выполненную работу, если они преуспевают, и серьезное наказание в виде позора, если они терпят неудачу».

Хаммурапи и его советники не интересовались сложными законами и юридическим языком. Вместо этого они хотели, чтобы Кодекс давал результаты и был понятен всем. И Хаммурапи понял, как работают поощрения — урок, который мы должны усвоить.

Когда вы выравниваете стимулы для всех как в положительном, так и в отрицательном направлении, вы создаете систему, которая заботится о себе. Талеб описывает закон 229 Кодекса Хаммурапи как «лучшее правило управления рисками». Несмотря на то, что в современных глазах это было варварством, в нем учитывались некоторые прописные истины. Строители, как правило, знают о строительстве больше, чем их клиенты, и могут идти по пути, который не очевиден. После завершения строительства строитель может уйти с небольшой дополнительной прибылью, а незадачливый клиент по незнанию останется с ненадежным домом.

Небольшая дополнительная прибыль, которую могут получить строители, аналогична бонусной системе в некоторых современных отраслях. Он вознаграждает тех, кто идет на неразумный риск, обманывает своих клиентов и причиняет вред другим людям ради собственной выгоды. Система Хаммурапи имела противоположный эффект; он объединил интересы платящего и платящего. Вместо того, чтобы строитель был заинтересован в получении как можно большей прибыли, а домовладелец был мотивирован получить безопасный дом, они оба разделяли последнюю цель.

Кодекс иллюстрирует эффективность использования самосохранения в качестве стимула. Мы чувствуем себя в большей безопасности в самолетах, которыми управляет человек, а не машина, потому что отчасти мы верим, что пилоты хотят защитить свою жизнь вместе с нашей.

Когда у нас нет стимула защищать себя, мы с гораздо большей вероятностью рискуем безопасностью других людей. Вот почему банкиры готовы навредить своим клиентам, если это означает, что банкиры получают существенные бонусы. Вот почему компании, продающие вредные продукты, такие как фаст-фуд и табачные изделия, довольствуются тем, что преуменьшают риски. Или почему британская инициатива по сокращению популяции индийских кобр за счет компенсации тем, кто ловил змей, имела обратный эффект. Или почему сотрудники Wells Fargo открыли миллионы поддельных счетов, чтобы достичь целей по продажам.

Поощрения имеют неприятные последствия, если не несут негативных последствий для тех, кто их использует. Внешние стимулы основаны на внешней мотивации, которая легко выходит из строя.

Когда у нас есть реальная шкура в игре — когда у нас есть плюсы и минусы, — мы заботимся о результатах так, как в противном случае. Мы действуем по-другому. Мы не торопимся. Мы используем мышление второго порядка и инверсию. Мы ищем доказательства или способ опровергнуть это.

Четыре тысячи лет назад вавилоняне осознали силу стимулов, но мы, кажется, с тех пор забыли о недостатках человеческой природы, из-за которых трудно сопротивляться искушению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *