Законодательная основа спарты: Афины и Спарта. Сравнительная характеристика – Учительская газета

Афины и Спарта. Сравнительная характеристика – Учительская газета

На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

Афины

Афины были главным городом Аттики – области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь – вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ – примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Спарта

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й – 353 гг. до н.э.).

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель – сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

Борьба за лидерство

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с, казалось бы, непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т.е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов. Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов, в противовес был создан Пелопоннесский союз. К нему присоединились и мелкие, бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война (27 лет), охватившая всю Грецию. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия. Спарта заключила договор со своими недавними противниками – персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав за это отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н.э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговечным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы – богатый и могущественный полис. В 317 г. до н.э. фиванская армия разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался. От Спарты отделились несколько давно принадлежащих ей областей, и теперь ее владения вновь ограничились пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам.

Кризис полиса и кризис цивилизации

Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса.

IV в. до н.э. – это финал классической Греции, ее полисной системы, начало конца древнегреческой цивилизации в целом.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а на основе научных знаний.

Мария НИКОЛАЕВА, ученица 10-го класса гимназии «Логос», Дмитров, Московская область

2.4. Общественный и государственный строй Спарты.

Периодизация:

В IX в. до н.э. в результате синойкизма идет процесс формирования полиса.

VII—начале VI вв. до н.э. оформляется «Ликургов строй», который строился на единстве спартиатов с помощью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместного господства над завоеванными землями и племенами. В III в. до н.э. происходит кризис политической системы Спарты.

В середине II в. до н.э. Спарта подпадает под власть Рима.

Возникновение полиса, его особенности.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате синойкизма т.е., слияния обособленных родовых общин — ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью завоевателей, вошла в общину побе­дителей, ее члены получили название спартиаты.

Но в VII в. до н.э. в Спарте остро стала ощущаться нехватка плодородных земель. Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полу­острова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказа­лась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тыс, рабов-илотов, 32 тыс. периэков. Спартанцев — муж­чин-воинов — было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, само­управства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала. Чрезвычайно сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований — реформы Ликурга. Их основная цель — сплотить коллектив граждан в критической обстановке.

Реформа Ликурга означала перестройку террито­риально-племенной организации в рабовладельческий полис.

Это был весьма своеобразный общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.

Общественный строй Спарты.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци­альные группы:

  • спартиаты;

  • гипомейоны;

  • периэки;

  • илоты.

Политическими правами пользовались только

спартиаты. Все спартанцы, призываемые в ополчение, были наде­лены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессенин их на­считывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследствен­ным владением. Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утвержда­лась экономическая основа «общины равных».Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запреща­лось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов.

Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью. Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении. Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности.

Участки земли получали и так называемые периэки, т. е. ремесленники, торговцы. Они были свободными, платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях, но не имели политических прав.

Полноправные спартанцы между собой считались равными. Дети в возрасте с 7 до 20 лет находились на государственном воспитании, мужчины в возрасте с 20 до 60 лет несли военную службу. До 30 лет спартанец считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав. Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сесси­тиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» (гипомейонов) и лишался политических прав.

В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе.

Однако, при этом сохранялись архаичные обычаи далекой древности, что диктовалось положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Только сплочение гражданской общины и единый военный коллектив обеспечивали господство над покоренным населением. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, госу­дарственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в соче­тании с примитивным образом жизни были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Системати­чески практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетель­ствовали о том, что система террора была главным средством поддержа­ния классового господства спартанцев.

Государственный строй Спарты.

В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два царя (архагета), главы двух племен — дорийского и ахейского. Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам. Однако в дальнейшем их полномочия были существенно ограничены, особенно военные.

В Совет старейшин — герусию — входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.

В народном собрании (апелла) участвовали все мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание созывалось раз в месяц, принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира и т.д. К IV в. до н.э. роль народного собрания становится пассивной.

Коллегия из пяти эфоров — представителей аристократии — избиралась на один год. Постепенно с VI в. до н.э. ее роль возросла, эфоры поставили под свой контроль архагетов, осуществляли рассмотрение дел по имущественным спорам, получили право созывать герусию и народное собрание, стали руководить их деятельностью.

Они стали фактическими руководителями государства.

Таким образом, по своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой:

Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), однако, фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания.

Часть исследователей называют такое устройство олигархией (властью немногих), еще одна часть ученых – военной рабовладельческой демократией.

Афины и Спарта | Encyclopedia.com

СПАРТАНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

ПРАВОВОЙ КОДЕКС ДРАКО

Источники

Два города . Афины и Спарта придумали разные решения проблем, с которыми столкнулись ранние греческие полисы . В восьмом веке до н. э. эти двое были во многом похожи, в обоих преобладали аристократические семьи, которые руководили городами как в военном, так и в культурном отношении; однако у этих двух городов были и различия. Аттическая сельская местность, окружающая Афины, была доступна извне, и политическая идентификация ее граждан была довольно слабой. Несмотря на sunoikismos , политическое объединение Аттики под предводительством легендарного Тесея, только древние религиозные связи с Афиной и ее святилищем на Акрополе

сближали афинян. Экономическое неравенство между теми, кто жил вдоль побережья, на более крупных внутренних равнинах или в горах, казалось более важным, чем афинская идентичность и единство. Спарта, с другой стороны, находилась в Лаконии, отдаленном уголке Пелопоннеса, большого полуострова, образующего южную Грецию. В нем проживало большое коренное население рабов, илотов, которых спартанцы подавляли в своей ранней истории и от чьего труда зависели их средства к существованию. Хотя Лакония относительно велика, спартанцами были признаны только те, кто жил в нескольких близко соседних поселениях в ее центре на реке Еврот. Люди, населяющие близлежащие районы, назывались perioikoi , «живущие вокруг».

Военный штат . В течение восьмого и седьмого веков вместо того, чтобы отправлять поселения за границу, чтобы уменьшить демографическое давление и расширить торговые возможности, спартанцы избрали другую стратегию. Они завоевали соседнюю область Мессении, на западном склоне горы Тайгет, в войне, которая длилась двадцать лет (740-720 до н.э.). Однако, когда они попытались одолеть своих северных соседей в Аргосе, спартанцы проиграли катастрофическую битву при Гисиях в 669 г.до н.э. Они потеряли так много людей, что были почти бессильны, когда Мессения восстала, и они были вынуждены вступить в новую, продолжавшуюся тридцать лет, войну против мессенцев (650–620 гг. Спарта стала закрытым обществом, сильно заботившимся о своей безопасности и подозрительным к постороннему влиянию.

Равен . Вторая мессенская война также принесла политические реформы. Земля Мессении, которая первоначально была отведена только богатым, теперь была отдана поровну каждому спартанцу мужского пола при рождении. Они считали себя homoioi (равно). Несомненно, все еще существовало неравенство, которое со временем стало болезненно очевидным, но равенство среди спартанцев было великой идеей спартанской политической системы. Как и в других греческих poleis , оно возникло из идеи, что в спартанской фаланге гоплитов все мужчины равны. Каждый спартанский мужчина был приписан к одному из нескольких клубов еды, sussitia , в которые он делал взносы со своего земельного надела, и он больше отождествлял себя с ними, чем со своей семьей или географическим районом.

«Установив святилище Силланианского Зевса и Афины, имея «племенные племена и обедов» и учредив Герусию (Сенат) из тридцати членов, включая (двух) главных вождей (царей), от сезона к сезону, они должны проводить собрания между Бабикой и Кнакионом, чтобы вводить и отменять меры. И дамос должен обладать господством и властью». Позже был добавлен пункт: «Если дамос примет неверное решение, старейшины и главные лидеры должны быть устранителями».

Источник: Плутарх, Жизнь Ликурга 6 (ок. 46 г. — ок. 120 г. н. э.)

Легендарный Законодатель . Конституция Спарты была приписана легендарному законодателю Ликургу, вдохновленному оракулом бога Аполлона. Древние источники сильно расходятся в том, когда жил Ликург и чем именно он занимался, но Плутарх приводит текст раннего документа, известного как Великая Ретра, который кажется подлинным, хотя и не совсем ясным. К Ликургу ведет гордыня спартанцев в 9 в.0011 Eunomia, хорошее правительство, или, говоря более буквально, хорошая правовая система. Спартанская поговорка гласила: «Хорошим людям нужно немного законов». Из-за своей родины спартанцев называли лаконцами, или просто «лаконическими», что в переводе с английского означает тот, кто использует мало слов.

Хорошее правительство . Спарта имела смешанную конституцию. Внутри группировок племен и обев , специфические конфигурации которых остаются загадкой, в их конституции присутствовали королевские, аристократические и демократические элементы. Два его царя, которые из поколения в поколение происходили из одних и тех же двух семей, Агиады и Еврипонтиды, составляли царский элемент. Они вели армии Спарты на войне и получили различные другие привилегии. Герусия, или сенат, состояла из двадцати восьми членов, не считая королей. Все они были старше шестидесяти лет и избирались пожизненно собранием из самых знатных семей. Обеспечивая аристократический элемент, Герусия подготовила меры для обсуждения перед собраниями. Он также рассматривал уголовные дела и со временем получил право отменять решения собрания. Итак, демократический элемент (damos — форма demos на спартанском диалекте, который называется дорийским), который изначально был суверенным, позже его полномочия были проверены. Собрание сформировали все спартанские граждане мужского пола старше тридцати, прошедшие знаменитую суровую подготовку и обучение Спарты, известное как агоге, и являвшиеся членами одной из sussitia . Собрание собиралось в отдаленных местах, таких как Бабика и Кнакион, чтобы никто не отвлекался. Собрание официально не обсуждало меры, представленные ему Герусией; он только голосовал за или против. Однако какое-то неформальное обсуждение, должно быть, имело место.

Смотрители . В Великой Ретре отсутствовал, но был хорошо известен в исторический период ежегодно избираемый совет из пяти эфоров , которые были надзирателями королей. Каждый месяц они обменивались клятвами с королями, чтобы поддерживать их правление до тех пор, пока цари правят в соответствии с законами. Большинство ученых считают, что эфоры были основаны несколько позже Великой Ретры; однако их должность, возможно, существовала с самого начала, но многие изначально рассматривались только как дополнение к королевской власти, как своего рода неофициальное средство связи между королями и совещательными органами по исполнительным вопросам.

Конкурент . Афины росли медленнее, чем многие другие греческие государства, включая Спарту, но как только их развитие набрало обороты, численность их населения и площадь суши привели к тому, что они стали одним из самых доминирующих полисов . Свидетельства расчистки могил на афинской агоре (место сбора или рынок) позволяют предположить, что идентичность Афин как общественного центра усиливалась около 700 г. до н.э. В какой-то момент рядом или вместо традиционного офиса basileus (царь), развился ежегодно избираемый архон (правитель или магистрат), который нес исполнительную ответственность. Первоначально избираемый пожизненно, но затем на десять лет архонт стал ежегодно избираться к 682 г. до н. э. Со временем Афины избрали трех таких ежегодно избираемых архонтов: одноименного архонта, давшего свое имя году, в котором он служил; архонт василевс, взявший на себя многие традиционные и религиозные роли короля; и полемарх , ответственный за войну. На эти должности могли быть избраны только члены самых богатых семей. Это были Евпатриды, «сыновья хороших отцов». После года выборной должности архонты присоединились к Совету Ареопага, который правил городом. Позже были добавлены еще шесть ежегодно избираемых магистратов, thesmothetai , чье имя предполагает, что изначально они имели некоторые обязанности, связанные с записью законов или судебных решений.

Социальные классы . Помимо географического разделения, афиняне также были разделены этнически на четыре племени, которые были общими для всех ионийских греков. В Афинах не было коренного рабского населения, подобного спартанским илотам, поэтому социальное расслоение существовало только среди самих афинян. Одни афиняне были порабощены другими. Рабов называли hektemorioi или «шестичастники», хотя точное значение этого термина неясно. Предположительно, они платили ренту в размере одной шестой или, может быть, пяти шестых урожая с земли, которую обрабатывали. Если бы они отстали, их могли бы продать в рабство, даже подальше от Афин.

Заговор Сайлонов . Афины также столкнулись с проблемами со стороны своих соседей, таких как Мегара, и нуждались в солдатах-гоплитах, которых мог предоставить только процветающий средний класс. Эта ситуация создала напряженность, аналогичную той, которая разрешалась во многих полисах путем захвата власти тиранами, отстаивавшими интересы простых людей против аристократов. В Афинах около 632 г. до н. э. аристократ и победитель Олимпийских игр по имени Килон, женатый на дочери тирана Мегары, попытался захватить власть, захватив Акрополь. После провала переворота сторонники Сайлона искали убежища в качестве просителей, призывая на защиту богов. Афинские магистраты сказали им, что их просьба признана и что они должны спуститься с Акрополя. Однако, когда они это сделали, они были убиты. Был проведен суд, и одноименный архонт Мегакл и вся его семья, Алкмеониды, были изгнаны из Афин, чтобы избавить город от религиозной скверны или миазмов. Даже семейные могилы были вырыты, а их содержимое вывезено с афинской территории. Со временем Алкмеониды вернулись в Афины, и многие из самых прославленных афинских правителей, в том числе Клисфен, Перикл и Алкивиад, принадлежали к этой семье, которую, тем не менее, преследовали миазмы.

Драко . Одним из последствий попытки государственного переворота Сайлона стало принятие впервые свода законов для Афин, так называемой Конституции Дракона. Эта теперь письменная форма афинских традиционных законов была важным шагом в отправлении правосудия и, возможно, уменьшила власть аристократов, но позже законы стали считаться суровыми (в результате чего появилось английское слово draconian , обозначающее суровость). ). Законы Дракона мало что сделали для смягчения напряженности, с которой столкнулись Афины. Сохранилась только одна часть его кодекса законов, касающаяся убийства, часть которого была позже внесена в список во время реорганизации афинских законов.

Афинский законодатель . Поскольку напряженность продолжала расти, наконец, в 594 г. было найдено облегчение путем временной передачи города одному человеку, который служил одновременно архонтом и примирителем. Этим человеком был Солон. Он использовал поэзию, чтобы передать свои идеи о природе проблем Афин и его решениях для них. Большая часть этой поэзии сохранилась, и в ней Солон рассказывает о хороях (указателях), указывающих на то, что земля была «порабощена», об афинянах, которые были порабощены и проданы за границу, и о «кривых судах», которые привели к этому. порабощение. Его основными методами решения проблемы были seisakhtheia , «стряхивание бремени», которым он предположительно аннулировал долги; реорганизация классовой системы по богатству, а не по рождению; и наделение судов полномочиями для проверки власти магистратов.

Четыре класса . Сейзалхтея запретила порабощение афинян из-за долгов, освободила и репатриировала многих порабощенных. Реорганизация афинских классов разрушила некоторые из устаревших властных структур и дала признание высокоподвижным членам нового торгового и производственного классов. По системе Солона афиняне делились на четыре класса по богатству. Pentakosiomedimnoi , или класс в пятьсот бушелей, были самыми богатыми. Hippeis , или Рыцари, могли производить не менее четырехсот бушелей со своей земли. Zeugitai , или класс Yoke, мог производить двести бушелей, а Thetes , или рабочие, были самым низким и самым многочисленным классом. Хотя на должности в Афинах могли быть избраны только представители высшего класса, Солон разрешил любому желающему (не только жертве) добиваться возмещения ущерба за несправедливость. Он также допускал обжалование любого решения в судах, в которых участвовали все классы, и дал гораздо больше прав низшим классам. В судах более бедные классы могли использовать свою численность, чтобы сдерживать власть богатых.

Географические неравенства . Солон мог бы использовать свои огромные силы, чтобы стать тираном, но он сознательно сопротивлялся этому искушению. После реформирования политической системы Афин он на десять лет покинул город. Однако, несмотря на широту реформ Солона и огромное уважение, которым его имя оказывалось в последующих поколениях, политическая борьба Афин, или stasis , продолжалась, главным образом на почве географического неравенства. В некоторые годы главный магистрат не избирался. Один архонт, который был избран на ежегодную должность, пытался остаться и делал это в течение трех лет, прежде чем его сместили. В 580 г. до н. э. временное решение было найдено путем назначения совета из десяти человек, которые вместе выполняли функции архонта. Правление состояло из пяти аристократов, трех фермеров и двух рабочих. Три группы представляли собой не только экономические, но и географические подразделения Афин: центральная равнина, где жили самые богатые землевладельцы; береговая линия с ее менее богатыми сельскохозяйственными угодьями; и «за холмами», лидеры которых, вероятно, происходили из городов за кольцом гор, окружающих Афины. В последнюю группу фактически входил широкий круг людей — чернорабочие, торговцы, освобожденные от рабства благодаря списанию долгов Солоном и недавние иммигранты. Многие были беженцами с процветающего и развитого побережья Малой Азии, которое переходило под контроль лидийцев, а после 547 г. до н. э. — персов.

Новый тиран . Приход Писистрата к власти как тирана отнюдь не был гладким. Сначала он поднялся на ноги благодаря политической хитрости, инсценировав нападение на себя, чтобы оправдать получение телохранителей, а затем использовал их для захвата власти в 561 г. до н. э. Через пять лет его выгнали, но вскоре он вернулся с помощью брачного союза с дочерью лидера береговой группы. Однако, когда он отказался заключить брак через шесть лет, его снова изгнали. Наконец, он вернулся в 546 г. до н. э. во главе армии друзей и наемников и изгнал своих противников. За десять лет своего отсутствия в Афинах Писистрат завел множество связей по всей Греции, которыми он продолжал пользоваться во время своей тирании.

Даже если человек непреднамеренно убивает другого, он изгнан. Короли должны признать ответственным за убийство либо фактического убийцу, либо планировщика; и эфетаи должны судить дело. Если есть отец, или брат, или сыновья, то все должны согласиться на прощение, или тот, кто сопротивляется, должен победить; но если ни один из них не выживет, то до степени двоюродного брата, если все согласятся на помилование; тот, кто сопротивляется, должен победить; но если ни один из них не выживет и если он убил непреднамеренно и пятьдесят один эфет, решат, что он убил непреднамеренно, пусть десять членов фратрии допустят его в страну, а пятьдесят один из них выберет их по рангу. И пусть также те, кто убивал прежде, будут связаны этим законом. Провозглашение убийцы должно быть сделано на агоре родственниками жертвы до степени двоюродного сына и двоюродного брата. Обвинение должно быть разделено двоюродными братьями и сыновьями кузенов, а также зятьями, тестями и членами фратрии.

Политическая идентичность . Тирания Писистратидов, тирания Писистрата и его сыновей Гиппия и Гиппарха, унаследовавших власть после его смерти в 527 г., явно не была тем временем, когда афинская политика могла развиваться на институциональном уровне. Писистрат, его друзья и семья контролировали ситуацию, хотя он и позволил нормальным механизмам, установленным Солоном, функционировать. Архонты всегда избирались под их надзором и обычно из их рядов. Это означало, что Ареопагский собор, имевший действенный законодательный контроль, постепенно пополнялся людьми Писистрата. Однако менее очевидным образом их тирания имела решающее значение для развития афинской демократии. Писистрат ввел налог в размере 5 процентов на всю продукцию и использовал вырученные средства для финансирования крупной программы общественных работ. Этот налог способствовал повышению роли полиса в экономике Афин, созданию новых рабочих мест и достижению высокой степени экономической стабильности и процветания. Писистрат также очистил Афины от агора (место сбора или рынок) частных домов, чтобы создать надлежащий общественный центр. Он начал чеканить афинские монеты, а также использовал законодательство и ссуды по особенно выгодным ставкам, чтобы наиболее эффективно поддерживать производство на всех сельскохозяйственных землях. Под его руководством сельскохозяйственные угодья Афин несколько сместились от зерна к оливкам, масло из которых можно было перерабатывать и продавать за границу с гораздо более высокой добавленной стоимостью. Он также разослал разъездные суды по сельской местности Аттики, так что полис взял на себя судебные функции от местных аристократов. Помимо строительства программ на Акрополе и на центральной агоре, Писистрат и его сыновья также вкладывали полисные деньги в крупные праздники, такие как ежегодная Панафинея, которая с размахом отмечалась раз в четыре года, и Дионисии, где зародились афинские театральные традиции. Эти действия не только сделали его популярным, но и укрепили чувство афинской идентичности, чем когда-либо прежде. Вместо того чтобы полагаться на аристократов, афиняне теперь полагались на свой полис в поисках процветания.

Тираницид . В 514 г. до н. э. Афинская тирания изменилась. Один из сыновей Писистрата, Гиппарх, был убит, и в результате его брат Гиппий наложил на афинян суровые меры, достаточно суровые, чтобы афиняне с тех пор осуждали даже понятие тирании. Семья Алкмеонидов, которая возглавляла береговую группу в Афинах до того, как была изгнана Писистратом, сумела убедить спартанцев избавить Грецию от тиранов, поэтому спартанцы двинулись на Афины и в конце концов вынудили Гиппия отступить. Он отправился в Малую Азию и пользовался покровительством персов.

Отец Демократии . В Афинах, с уходом Писистратидов, начали всплывать на поверхность старые региональные конфликты Афин. Было введено законодательство, объявлявшее вне закона «лиц нечистого происхождения», под которыми подразумевались выходцы из Малой Азии и Алкмеониды, чья семья все еще страдала от миазмов, связанных с резней последователей Килона более века назад. Законодательству сопротивлялись, но напряженность оставалась, в основном между Алкмеонидами и другими старыми аристократами. Эти противоречия разрешились, когда Клисфен, вождь Алкмеонидов, «ввел демоса в свои hetairia» (В этом контексте демос относится к массе граждан из низших классов; hetairia относится к аристократическим социальным клубам, составлявшим основу политических союзов в Афинах.) Демос был основой поддержки Писистратидов. пока их тирания не стала деспотической; теперь он будет управлять собой.

Власть народа . Несмотря на попытки аристократов повторно завербовать спартанцев для изгнания Алкмеонидов, демос настаивал на своей независимости, и, пролив немного аристократической крови и осадив спартанцев на Акрополе, они позволили спартанцам уйти и завоевали свою демократию. Клисфен был реформатором, придавшим афинской демократии ее окончательную форму, хотя мало что известно о его жизни, особенно после того, как он был избран архонтом в 508 г. Его самым важным шагом было переопределение афинского гражданства. Отныне афиняне уже не будут делиться традиционным делением на четыре племени, в которых доминируют аристократы с их братствами, или фратрии и их контроль над многими афинскими жрецами. Вместо этого у афинян теперь было десять племен, членство в которых полностью зависело от географии, от того, в каком демосе (городе или районе) они жили. [произносится как «считает»], чтобы отличить их от demos , которые становились либо массой граждан низших классов, либо всем гражданским телом.Поскольку афинская политика все больше работала по принципу один человек/один голос, и низшие классы значительно превосходили по численности высшие классы, эти два значения на практике не были столь различны.) Чтобы преодолеть географическую борьбу Афин, Клисфен построил каждое из своих 10 племен из 139или около того демы в центре города, вдоль берега и из богатых равнинных районов. Каждое племя состояло из демов из каждой из этих трех областей. Чтобы пресечь старые семейные дрязги в Афинах, афиняне стали идентифицировать себя не по отчеству или отцовскому имени, которое идентифицировало их род, а по своему демотическому имени, которое идентифицировало их дема.

Военная служба . В восемнадцатилетнем возрасте каждый афинянин мужского пола был доставлен своим отцом в местное собрание дема, которое проголосовало за принятие его в члены. После принятия он провел следующие два года в военной подготовке и в гарнизоне с другими членами своего племени, набранными из всех трех регионов Афин. Тесные мужские связи, которые поощрялись этим соглашением и сохранялись на протяжении всей жизни, способствовали ослаблению географической напряженности Афин.

Руководящие органы . Каждое из десяти афинских племен избрало пятьдесят членов в Афинский совет, или Boulê , который был расширен с четырехсот до пятисот членов. Чтобы составить пятьдесят, каждый дем избирал определенное количество членов Совета каждый год. Этот Совет собирался регулярно и контролировал управление полисом, а также готовил предложения для выступления перед Афинским собранием, или Ekklesia , которое было суверенным органом, принимавшим все важные решения. В собрании приняли участие все афиняне мужского пола старше восемнадцати лет. Политический год делился на десять «месяцев», в течение каждого из которых члены Совета от каждого племени образовывали исполнительный орган, prutanis , который управлял городом. Каждый день один из пятидесяти официально становился «президентом».

Судебная система . Суды Афин также выбирались племенами. Каждый год шесть тысяч афинян приносили гелиастическую клятву служить судьями, и каждый день заседали суды, причем до пяти тысяч из них призывались служить в судах, число которых могло насчитываться от сотен до тысяч. Для выбора dikastai (судей) использовалась сложная система лотереи непосредственно перед тем, как они слушали и выносили решения по своим делам. Эта процедура и большое количество участников гарантировали, что судьи не могут быть подкуплены.

Изгнание . Говорят также, что Клисфен ввел остракизм, без сомнения, чтобы предотвратить возвращение тирании. Каждый год в одно и то же время афинское собрание голосовало за проведение остракизма. Если голосование проходило успешно, то через месяц каждый афинский гражданин шел на агору и оставлял на ней кусок разбитого горшка, остракон , на котором он писал имя того, кого он хотел бы подвергнуть остракизму. Если было подано достаточно голосов, то «победитель» должен был покинуть Афины сроком на десять лет. Ему не нужно было делать что-то плохое. Фактически, некоторые источники сообщают, что этот человек подвергся остракизму просто потому, что его величие нарушило политический баланс демократии. За исключением периода 480–450 гг. до н. э., в Афинах мало кто подвергался остракизму, но возможность использования остракизма считалась признаком силы афинской демократии.

Равенство . В первые годы клистенической демократии в Афинах большая часть власти, должно быть, все еще находилась в руках Ареопага, члены которого, как бывшие магистраты, принадлежали к самым богатым классам. Его роль заключалась в защите конституции, что могло дать ему весьма далеко идущие полномочия. Власть демоса , хотя официально суверенная через собрание всех афинских граждан, все же должна была утвердиться на практике. Тем не менее, ярлык, который взяли на себя реформы Клисфена, исономия («равенство перед законом» или «правовая система, основанная на равенстве») заложила основу для афинского демоса для достижения своего суверенитета как на практике, так и формально.

Мозес И. Финли, Древняя и современная демократия (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Rutgers University Press, 1985).

Дж. Т. Хукер, Древние спартанцы (Лондон: Дент, 1980).

Честер Г. Старр, Индивидуум и сообщество: возникновение полиса, 800–500 гг. до н. э. . (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1986).

Дэвид Стоктон, Классическая афинская демократия (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1990).

Спарта | Encyclopedia.com

Источники

Отличительные характеристики. Спарта заметно отличалась от всех других греческих государств в нескольких важных аспектах. Во-первых, она оставалась монархией своеобразного рода: на протяжении всей истории Спарты как независимого государства одновременно правили два царя. Во-вторых, Спартой никогда не правили тираны. В-третьих, социальная и экономическая система, приписываемая Ликургу, была уникальной для греческого мира и фактически для всей письменной истории.

Отсталый регион. Спарта представляла собой гибрид архаического «этноса» или неинкорпорированного государства и города-государства, разделяя некоторые черты обоих. Территория Спарты, включая Мессению, была одной из самых больших и плодородных в Греции. Его экономической базой было земледелие, без малейшей примеси экспорта и импорта, по крайней мере в классический период (480–323 до н. э.), или производство сверх того, что было необходимо внутри страны. В этом смысле Спарта оставалась отсталой на протяжении большей части пятого и четвертого веков. Как и некоторые государства этносного типа, Спарта не была великим колонизатором, единственным значительным местом, основанным ею, был Тарент на юге Италии.

Спарта также не была восприимчива к иностранцам и фактически была довольно ксенофобской. С другой стороны, Спарта напоминала город-государство, подобное Афинам; у нее было центральное правительство, она была главой военно-политического союза, Пелопоннесской лиги, и играла доминирующую роль в политике и истории Греции.

Три категории. По своему социальному устройству спартанское население делилось на три основные категории. На вершине стояли собственно спартанцы, полноправные граждане, которые называли себя равными или пэрами и которых также называли спартиатами, чтобы отличать их от других спартанцев, таких как «Обитатели вокруг». Не все спартиаты были абсолютно равны; небольшое меньшинство из них составляло аристократию, члены которой были богаче остальных равных и имели большее социальное и политическое влияние. Другая часть спартиатов называлась «низшими», возможно, потому, что их доход по какой-то причине был меньше, чем у других сверстников. Тем не менее пэры как единое целое составляли эгалитарную элиту, члены которой владели всей землей.

Однако сами они не обрабатывали свою землю и не занимались никакими другими производительными занятиями. Вместо этого они проводили все свое время в физических упражнениях и военной муштре, а также в управлении государством в качестве членов спартанского собрания и сената. Спартиаты предоставили исполнительную власть государства, двух царей, которые были главнокомандующими армией и были главными религиозными чиновниками Спарты, и пятерых эфоров или «смотрителей», которые управляли государством изо дня в день.

Периодическая . Ниже элитных спартиатов стоял класс, известный как Perioikoi («Жители вокруг»). Периойки были настоящими спартанцами: вместе со спартиатами они составляли весь свободный спартанский народ. Обе группы говорили на одном и том же греческом диалекте и были включены в официальное название спартанского государства — лакедемонян. Perioikoi никоим образом не были подданными или иждивенцами спартиатов. Подобно спартиатам, они служили в армии тяжелобронированной пехотой, или гоплитами, и могли участвовать в Олимпийских играх, к которым допускались только свободные граждане. Один из «семи мудрецов», Хейлон, происходил из периикского города, а поэты Ксенодам и Филоксен прибыли с периоикского острова Кифера.

Бедные земли. Массу периикоев составляли мелкие землевладельцы: после того как они заняли Лаконию, спартиаты отдали им менее плодородные земли, а лучшие поля оставили себе. Заставлять своих более слабых товарищей жить на более бедной земле было спартанским вариантом колонизации из-за перенаселения: вместо того, чтобы отправлять жить в новые поселения за границу, Perioikoi были отправлены на землю в холмы или на периферию страны.

Различия. Однако между спартиатами и Perioikoi была существенная разница. Perioikoi не имели политических прав; они не могли присутствовать на народном собрании или занимать политические посты. Во всех вопросах внутренней и внешней политики они должны были подчиняться решениям спартиатов. Политическая дисквалификация, вероятно, объясняется тем, что расстояния между их домами и политическим центром Спарты затрудняли Perioikoi , чтобы присутствовать на собрании, пока они в конечном итоге не потеряли свои политические права из-за невыполнения обязательств.

Илоты. Третий большой класс людей, живших в Спарте, илоты, были потомками греков бронзового века (3000–1100 до н. э.) или микенского века (1600–1200 гг. до н. э.), которых дорийские спартанцы покорили, когда оккупировали Лаконию. Греки регулярно называли их рабами, но илоты сильно отличались от рабов движимого имущества в других государствах. Они, конечно, не были свободными людьми, но, строго говоря, и не были собственностью отдельных спартанцев, которым не разрешалось покупать или продавать их. И они не могли быть освобождены, кроме как государством. Короче говоря, илоты принадлежали всему сообществу. Как коренной народ, не завезенный извне, илоты были самовоспроизводящимися: у них были свои семьи и свое имущество, которое передавалось из поколения в поколение. Не менее важно и то, что у илотов были свои религиозные культы, и они отмечали как минимум один собственный религиозный праздник. В общем, илоты обладали всеми нормальными человеческими институтами, кроме свободы. В результате они были привилегированной группой как рабские классы; древние источники совершенно правильно описывают их состояние как «между рабством и свободой».

Сельское хозяйство. Основной деятельностью илотов было возделывание ферм, принадлежавших их хозяевам: они были производителями продовольствия для спартанцев, которым они доставляли фиксированную норму своего урожая. Кроме того, илоты составляли рабочую силу ремесленников, продавцов, рыбаков и транспортных рабочих, которые производили другие предметы первой необходимости, такие как, например, обувь, известная своим высоким качеством по всей Греции. Наконец, илоты служили и в спартанской армии, образуя временами значительные контингенты в экспедиционных войсках.

Ликурганский социальный орден. На все население Спарты сильно повлиял режим, установленный где-то в седьмом веке и приписываемый законодателю Ликургу, который регулировал повседневную жизнь со строгостью и регулярностью, невиданной нигде в истории. Этот режим, определивший экономическую и социальную структуру Спарты на века вперед, состоял из трех частей: строгой экономии, образования и дисциплины.

Строгость. Основным компонентом программы строгой экономии Ликурга было регулирование потребления. Спартанцы должны были есть умеренно; по сути, их сажали на строгий рацион из того, что обычно было неаппетитной едой. Иногда, в качестве облегчения своей унылой диеты, горожанам разрешалось дополнить ее олениной из охотничьих экспедиций. Более обильная еда также была доступна во время религиозных праздников. Чтобы не переедать, Ликург учредил так называемые общие столовые. Спартанские мужчины должны были вносить свой рацион в столовую и вместе принимать пищу большую часть своей взрослой жизни. Потребление алкоголя также было нормировано. Чрезмерное употребление алкоголя во время еды и в 9 часов0011 sumposia (выпивка) вызывала неодобрение. Помимо ограничения потребления, общие беспорядки также преследовали цель поддержать солидарность и боевой дух товарищей по оружию. Иногда они также были местом для развлечения после обеда.

Дресс-код. Ряд правил регулировал одежду детей и женщин и внешний вид мужчин. Предполагалось, что взрослые мужчины будут носить стандартную одежду из грубой шерсти того же цвета. Любая попытка украсить серую накидку встречала строжайшее общественное порицание. Особые правила регулировали прическу и бороду всех взрослых мужчин. Фактически спартанцы должны были носить униформу; взрослого самца всегда можно было узнать только по одежде и внешнему виду. Женщины должны были соблюдать определенные особые правила, запрещающие использование таких вещей, как косметика, духи и одежда, подходящие только для проституток.

Правильно. Спартанец не смог построить роскошный дом для своей семьи. Кроме того, ему запрещалось бесплатно завещать или дарить землю и владеть серебром и золотом. Владение деньгами осуждалось; Спарта сопротивлялась введению и использованию чеканки дольше и упорнее, чем любая другая греческая община. Одно или два правила о личной собственности в конечном итоге оказались несостоятельными и были отменены в четвертом веке. Если целью остальных было предотвратить накопление большого богатства, они были неэффективны. Особенно женщины разбогатели, получив наследство от своих родителей, а овдовев, часто от более чем одного мужа.

Образование. Молодые спартанцы практически не имели семейной жизни. В возрасте семи или восьми лет мальчики должны были покинуть свои семьи и жить вместе в бараках, где они проходили обучение и обучение, известное как агоге . В то время как в

,

, aôogê молодые спартанцы были разделены на несколько возрастных групп, за каждой из которых наблюдал человек, который был несколько старше своих подопечных. Спартанцы открыли важную истину: молодые люди охотнее принимают наставления и приказы от кого-то близкого им по возрасту, чем от мужчин постарше; они также с большей готовностью берут в качестве образца для подражания младшего начальника, чем старшего. В годы обучения мальчики и подростки содержались на строгой диете. Их пайки были настолько малы, что их поощряли пополнять их воровством, занятием, в котором они учились скрытности, хитрости, ловкости, уверенности в себе и выносливости — всем качествам, которые высоко ценились спартанцами и которые, по их мнению, способствовали самодисциплине. и самообладание в человеке. Если их ловили на краже, мальчиков били. Любое нарушение дисциплины агоге немедленно наказывался, обычно поркой. Порка, особенно молодых мужчин, была обычным явлением в Спарте. Не все это было наказанием; ритуальное избиение юношей было частью религиозного праздника в честь богини Ортии, отождествляемой с Артемидой.

Дресс-код. Для членов агоге был установлен дресс-код; она варьировалась в зависимости от возрастной группы. Младшие мальчики должны были играть обнаженными, ходить босиком и иметь тщательно выбритые головы. Позже им разрешили только одну одежду, как летом, так и зимой. Эфоры ежедневно осматривали одежду юношей и наказывали избиением за неподобающий вид. Девушки и молодые женщины также должны были соблюдать дресс-код, который, по-видимому, был менее строгим. Оба пола должны были заниматься физическими упражнениями; большая часть их дня была потрачена на физическую подготовку. Образовательная программа включала хоровое пение и танцы; Молодежь учили декламировать и петь по памяти. Они также научились делать краткие, но острые замечания по любой теме и отвечать на замечания краткими и остроумными репликами. Мужчины заканчивали свое образование в возрасте двадцати лет и поступали в ряды армии. Они оставались на действительной службе, живя в армейских казармах, пока им не исполнилось тридцать лет. В этот момент спартиат мог жить дома со своей женой, но предполагалось, что он продолжит принимать пищу в общих столовых.

Дисциплина. Уроки, усвоенные спартанцами в агоге, заложили основу знаменитой дисциплины взрослых спартанцев. Воспитание спартанской молодежи рассматривается большинством современных исследователей спартанского общества как имеющее целью воспитать милитаристов, рабски преданных самодержавному государству. Хотя в этом есть доля правды, это суждение является преувеличением. Их школьное образование действительно превратило молодых людей в сильных солдат, послушных власти и верных государству. Тем не менее, он также достиг множества других полезных эффектов. Привычки, укоренившиеся в них в агоге, остались у спартанцев на всю жизнь. Они продолжали практиковать умеренность в еде и питье и регулярно заниматься физическими упражнениями даже в пожилом возрасте. В результате спартанцы были самым здоровым народом Греции и поэтому были способны переносить большие лишения. Эти две привычки, умеренность и упражнения, составляли один из краеугольных камней дисциплины. Другим краеугольным камнем была их интеллектуальная подготовка. Она научила их быть осмотрительными во внутренних делах и обдуманными и осторожными во внешней политике. Спокойные перед лицом несчастий, спартанцы были медлительны в действиях, но однажды вступив на путь действий, они стали решительными и настойчивыми.

Атрибуты и недостатки. Ликурганская социально-экономическая организация имела еще один благотворный эффект. Оно маскировало различия и отличия в богатстве и родословной, существовавшие среди спартиатов, которые могли с большой долей правды называть себя ровесниками друг друга. Хотя их равенство не было абсолютным, оно уменьшило соперничество и разногласия среди сверстников; редко, если вообще, между ними велась борьба за власть, как в других городах-государствах, включая афинскую демократию. В результате в Спарте никогда не было ни тирании, ни гражданской войны; в течение нескольких столетий его политическая, социальная и экономическая системы оказались удивительно стабильными. Однако систематизация, которая обеспечила эту стабильность, имела свою цену: в Спарте не было ни философов, ни драматургов, а лишь несколько поэтов, хотя ее образ жизни вызывал восхищение у некоторых греческих мыслителей. Спартанская бережливость также препятствовала строительству великолепных храмов и общественных зданий, подобных тем, которые были в состоянии построить многие другие греческие государства. Кроме того, у ликурганского ордена была и более темная сторона, чем отсутствие активной культурной и интеллектуальной жизни.

Потребление пищи. Как фермеры, снабжавшие спартиатов продовольствием, илоты имели в своем распоряжении большее количество еды, чем их хозяева. Однако от илотов, как и от спартиатов, требовалось ограничивать свое потребление по нескольким причинам: во-первых, чтобы соответствовать официальному режиму аскетизма и не вызывать зависти и негодования у своих хозяев; во-вторых, по состоянию здоровья, отмеченному выше; и в-третьих, потому что из худощавых, крепких людей получаются гораздо лучшие рабочие и солдаты, чем из мягких и тучных. Соответственно, спартанцы казнили тех илотов, которые набрали лишний вес. Эта жестокость и другие унижения, причиненные им, были объяснены как преднамеренное выражение презрения к илотам со стороны их могущественных господ, которые тем самым хотели продемонстрировать илотам, что они действительно были рабами, и как таковой отдельный и низший народ, которые должны быть отделены от общества спартанцев.

Интеграция. В действительности ограничения в еде и большинство других мер против илотов преследовали прямо противоположную цель: интегрировать их в строго регламентированное спартанское общество. Как и сами спартанцы, илоты были обязаны носить одежду и шапки из шкур животных, что равнялось униформе. Опять же, как и их хозяева, илотов били, за исключением того, что в то время как спартанская молодежь могла получить порку в любое время, илоты должны были подвергаться только ежегодным избиениям. Также была ограничена повседневная свобода передвижения и действий илотов. Подобно тому, как спартанцы должны были постоянно находиться в казармах, спортзалах, плацах или столовых, так и илоты должны были быть на работе днем ​​и в своих домах после наступления темноты. Тех, кто нарушал комендантский час, убивали, если их ловили.

Военная служба. Эти меры показывают, что илоты подвергались такой же строгости и дисциплине, как и свободные спартанцы. Поскольку они также служили в спартанской армии, их положение, по-видимому, было похоже на положение периикоев: илоты принимали участие в какой-то версии спартанской агоги, возможно, в качестве ее низших членов.

Значение. На илотов ложилось двойное бремя: им приходилось терпеть тяготы рабства и в то же время подвергаться суровости обычного спартанского общества. Двойная форма рабства объясняет древнее суждение о том, что в Спарте «раб — самый раб». С другой стороны, как участники режима аскетизма и дисциплины, к илотам относились как к спартанцам, и поэтому они считались находящимися «между рабством и свободой».

Классический период. Социально-экономический строй Спарты в классический период (480–323 гг. до н. э.) в основном остался прежним, но произошли некоторые изменения. Начиная с некоторого времени во время Второй Пелопоннесской войны (431–404 гг.) и, возможно, из-за понесенных в ней потерь, Спарта испытывала нехватку рабочей силы; в четвертом веке количество спартанских воинов значительно сократилось. Были и другие изменения. Раньше большая часть земли была неотчуждаемой, но в четвертом веке спартанец мог передать принадлежащую ему землю другому лицу в качестве завещания или в дар. Теперь граждане также имели право владеть золотом и серебром. Поместья росли, и многие из них стали принадлежать женщинам. Женщины могли свободно выходить замуж за кого им нравилось, они могли наследовать богатство и были свободны от имущественных ограничений. Поскольку земля стала принадлежать меньшему количеству людей, некоторые спартанцы были вынуждены покинуть свои фермы и влезли в долги. Те, кто не мог позволить себе внести свою долю в общие беспорядки, были понижены в социальном плане; другие, не в силах содержать жену, отказывались жениться, что способствовало сокращению населения.

Спартанская Империя. Несмотря на эти проблемы, Спарта сменила Афины в качестве доминирующей имперской державы в Греции после Второй Пелопоннесской войны, управляя империей, которая простиралась далеко за пределы ее традиционных вассальных государств на Пелопоннесе. Однако ее империя, как и Афинская, не устояла. Нехватка солдат ослабила военную мощь Спарты; она проиграла битву при Левктре в 371 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *