Всероссийская олимпиада школьников по истории. школьный этап. 6 класс.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.
Код __________________________________________ Класс ____________________
Задание 1.
Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. Ответ (букву) впишите в таблицу
А. Ромул Августул
Б. Теодорих Великий
В. Митридат
Г. Аларих
Д. Юстиниан
Е. Гейзерих
Ж. Хлодвиг
Византийская империя | |
Королевство остготов | |
Королевство вандалов | |
Боспорское царство | |
Королевство вестготов | |
Королевство франков | |
Западная Римская империя |
Задание 2. Восстановите последовательность событий, внеся их правильный порядок в таблицу.
А) Разрушение Карфагена римлянами
Б) Фермопильское сражение
В) Разделение Римской империи на Восточную и Западную
Г) Битва при Гавгамелах
Д) Взятие Рима готами
Е) Взятие Вавилона Киром Великим
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание 3.
Установите соответствие между произведением и его автором. Впишите название напротив автора.
1) «Исповедь»
2) «Утешение философией»
3) «Церковная история народа англов»
4) «Канон медицинской науки»
5) «Жизнеописание Карла Великого»
Авиценна | Боэций | Эйнгард | Августин | Беда Достопочтенный |
Задание 4. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух
исторических понятий. Назовите и запишите эти понятия сначала в форме словосочетания, кратко. Затем раскройте каждое понятие в форме предложения- запишите. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам, изменять окончания и пр.
А.
Натуральный, собственное потребление, продажа, вещи, хозяйство, продукты, изготовлялись.
Понятие кратко: __________________________________________________________________Понятие раскрытое: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б.
Зависимый крестьянин, продукт, количество, отдавать, собственный, определенный, обязанность, феодал.
Понятие кратко: __________________________________________________________________Понятие раскрытое: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Верны ли следующие утверждения? («Да» — «Нет»). Ответы внесите в
таблицу.
1. Последнего римского императора низложил вождь вандалов.
2. При Юстиниане Италия была включена в состав Западной Римской империи.
3. Большинство населения Галлии накануне франкского завоевания составляли христиане.
4. «Песнь о Роланде» входит в цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
5. В битве на Каталаунских полях вестготы участвовали на стороне римлян
6. Франки эпохи Хлодвига говорили на языке германской группы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание 6.
Загадки Алкуина.
Сподвижник Карла Великого Алкуин любил задавать своим ученикам загадки, а на их вопросы отвечал порой так, что те не сразу понимали учителя. Слева — загадки, справа — рисунки с ответами. Выпишите парами номера вопросов с буквенными обозначениями правильных ответов, поместив их в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Одежда Земли | А | |
2 | Я слышал много мертвых, много болтающих | Б | |
3 | Роспись свода, водители мореходов | В | |
4 | Раб смерти, гость в своем доме | Г | |
5 | Женщина с железным носом, деревянным телом, несущая за собой смерть | Д | |
6 | Страж истории | Е | |
7 | Какой вестник бывает нем? | Ж | |
8 | Стена государства, страх для неприятеля | З |
10539_istoriya
Пилотные варианты школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2015-2016 учебного года1
1 Составлены к. и.н., доц. А.А.Талызиной, к.и.н., доц. Д.А.Хитровым, к.и.н., доц. Д.А.Черненко. Использованы методические разработки Центральной предметнометодической комиссии по истории, региональных методических комиссий г. Москвы и Вологодской области.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.
Пилотный вариант заданий
Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________
Задание 1. По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)?
а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог _________________________________
_______________________________________
б) оборотень, идол, дух
_______________________________________________________________
в) палка-копалка, рубило, скребок _____________________________________________
Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» — «Нет»). Ответы внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16)?
1. Железо было первым металлом, из которого люди стали изготавливать орудия труда.
2.По предположению ученых, первые люди появились в Азии.
3.Люди эпохи палеолита уже умели пользоваться огнем.
4.Человек современного вида появился около 40 тыс. лет назад.
5.Первым одомашненным животным стала лошадь.
6.Двойная бело – красная корона стала символом объединения египетского государства.
7.Богом мудрости в египетском пантеоне был Тот.
8.Египетский фараон считался сыном бога Ра
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Решите задачи.
А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж.- Ф. Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими событиями? Приведите свои вычисления (7 баллов за правильный ответ).
_____________________________________________________________________________
________
Б. Захоронение было сделано в 2010 г. до нашей эры. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2012 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления (7
баллов за правильный ответ).
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________
Задание 4. Соотнесите имена богов Древнего Египта с их изображениями и иероглифами, обозначающие их. Ответ (букву и цифру) внесите в таблицу. (4 баллов за правильный ответ, максимальный балл – 20).
Изображения богов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Иероглифы
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Ответ:
Имя бога | Иероглиф | Функции |
Ра |
|
|
Сет |
|
|
Сехмет |
|
|
Анубис |
|
|
Тот |
|
|
Задание 5. Прочитайте описание погребения, обнаруженного археологами на знаменитой стоянке Сунгирь во Владимирской области. Что можно из этого описания узнать о жизни народа, который оставил этот памятник?2 (20 баллов за правильный ответ).
«Второе погребение, расположенное под первым, принадлежало взрослому мужчине. Покойник лежал на спине в вытянутом положении. При нем были положены кремневый нож, скребло и обломок костяного предмета. Скелет был густо засыпан охрой, и на нем лежали многочисленные бусы из бивня мамонта. Размещение бус, сохранивших первоначальное положение, позволило реконструировать одежду. Костюм состоял из нераспашной рубахи, штанов, соединенных с обувью, и, возможно, плаща. На голове была надета шапка, богата украшенная бусами из бивня и просверленных клыков песца. На руках были тонкие браслеты из бивня и нитки бус. Под коленями и на щиколотках также прослежены перевязки из связок бус. По внутренней стороне ног нашитые бусы образовывали длинные лампасы, соединяющие штаны и обувь.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 Предложен вариант с региональным компонентом – для Владимирской области
_____________________________________________________________________________
________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________
_____________________________________________________________________________
________
_____________________________________________________________________________
________
_____________________________________________________________________________
________
_____________________________________________________________________________
________
_____________________________________________________________________________
________
_____________________________________________________________________________
_______3
Задание 6.
Начало масштабных завоевательных походов связано с именем _____А______. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя ____Б______и _____В_____. Египетские войска впервые достигают Северной Месопотамии в районе реки ______Г_____названной ими «Перевѐ рнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в ______Д____ близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных______Е______, предпочтение стали отдавать более защищѐ нным и дешѐ вым скальным усыпальницам.
1- Тутмос I
2- Тутанхамон
3- Палестина
4- Фивы
5- Сирия
6- Вавилон
7- Тигр
8- Евфрат
9- Мемфис
10Долина царей
11пирамида
12зиккурат
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
3 Количество пустых строк определяет приблизительный объем ответа
ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС. Пилотный вариант заданий
Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________
Задание 1. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. Ответ (букву) впишите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14)?
А. Ромул Августул Б. Теодорих Великий В. Митридат Г. Аларих Д. Юстиниан Е. Гейзерих Ж. Хлодвиг
Византийская империя
Королевство остготов
Королевство вандалов
Боспорское царство
Королевство вестготов
Королевство франков
Западная Римская империя
Задание 2. Восстановите последовательность событий, внеся их правильный порядок в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12).
А) Разрушение Карфагена римлянами Б) Фермопильское сражение
В) Разделение Римской империи на Восточную и Западную Г) Битва при Гавгамелах Д) Взятие Рима готами
Е) Взятие Вавилона Киром Великим
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Установите соответствие между произведением и его автором. Внесите свой ответ в таблицу (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл –
15):
1)«Исповедь»
2)«Утешение философией»
3)«Церковная история народа англов»
4)«Канон медицинской науки»
5)«Жизнеописание Карла Великого»
Авиценна Боэций Эйнгард Августин | Беда |
Достопочтенный
Задание 4. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (7 баллов за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):
А. исключительное, на, сословие, собственность, господствующее, представитель,
обладающий, земля, право.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________
Б. крестьянин, продукт, количество, труд, отдавать, собственный, определенный, обязанность, феодал.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________
Задание 5. Прочитайте советы приближенного византийского императора Кекавмена (XI век). Один из приведенных советов был дан в другую эпоху. Выпишите порядковый номер этого совета. Объясните, почему вы так решили (7 баллов за правильный ответ):
1.«Читай много — и ты узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание от Бога и поймешь ее».
2.«Радуйся во времена счастья, но не гордись. Я видел правителя-тирана, утром он был великолепен, а вечером – достоин слез».
3.« Если ты хочешь стать на путь подвига и прославить свое имя, разрушай все, что другие построили, и уничтожай всех, кого победишь».
4.« Я хочу, чтобы ты всех любил, но тайну свою не сообщай никому, так как это очень опасно».
5.« Если случай потребует проявить власть, делай это с уверенностью и
скромностью. Не завидуй, не таи зла против кого-либо».
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 6. Верны ли следующие утверждения? («Да» — «Нет»). Ответы внесите в таблицу.
(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):
1.Последнего римского императора низложил вождь вандалов.
2.При Юстиниане Италия была включена в состав Западной Римской империи.
3. Большинство населения Галлии накануне франкского завоевания составляли христиане.
4.«Песнь о Роланде» входит в цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
5.В битве на Каталаунских полях вестготы участвовали на стороне римлян
6.Франки эпохи Хлодвига говорили на языке германской группы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 7. Загадки Алкуина. Сподвижник Карла Великого Алкуин любил задавать своим ученикам загадки, а на их вопросы отвечал порой так, что те не сразу понимали учителя. Слева— загадки, справа— рисунки с ответами. Выпишите парами номера вопросов с буквенными обозначениями правильных ответов, поместив их в таблицу. (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл –
24):
1 | Одежда земли | А |
2Я слышал мертвых, много Б болтающих
3 |
| Роспись | свода, | водители | В |
|
|
|
| |||||
|
| мореходов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4 |
| Раб смерти, гость в своем доме |
| Г |
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5 |
| Женщина с железным носом, | Д |
|
|
|
| |||||||
|
| деревянным телом, несущая за |
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| собой смерть |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
6 |
| Страж истории |
|
|
| Е |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
7 |
| Какой вестник, бывает нем? |
| Ж |
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
8 |
| Стена государства, страх для | З |
|
|
|
| |||||||
|
| неприятеля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
1 |
| 2 |
|
| 3 |
| 4 |
| 5 | 6 | 7 | 8 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.
Пилотный вариант заданий
Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________
Задание 1. По какому принципу образованы ряды (2 балла за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 6)?
1.Лютеранство, кальвинизм, пресвитерианство___________________________________________
2.Габсбурги, Тюдоры, Бурбоны________________________________________________________
3.А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий _________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8).
В1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – ______(1)____________. Храм начали строить еще псковские мастера. Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Тогда его возведение поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения ____________(2)____________.
Вэтом соборе архитектор сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели __________(3)____________собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца __________(4)__________
была сооружена усыпальница Московских великих князей _____________(5)______ собор (1505-1509). Внешнее убранство этого собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же, под руководством архитекторов ____(6)_________ и __________(7)_______ была построена
_______(8)________________ (1487-1491). Она являлась частью царского дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.
Ответ:
(1)_____________________________________________
(2)_____________________________________________
(3)_____________________________________________
(4)_____________________________________________
(5)_____________________________________________
(6)_____________________________________________
(7)_____________________________________________
(8)_____________________________________________
Задание 3. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 4):
1. Территории, собирал, с, которую, подвластные, объезжая, ее, продуктами, дань, платили, князь, деньгами,
или. _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________
_____________________________________________________________________________
________
2.Наследство, обязанности, отличающиеся, группа, права, люди, большие, закрепленные,
передающиеся_________________________________________________________________
_______
_____________________________________________________________________________
________
_____________________________________________________________________________
________
Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности, внеся свой ответ в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):
А) Учреждение опричнины Б) Крестьянская война в Германии В) Взятие Смоленска войсками Василия III Г) подписание Нантского эдикта Д) Путешествие Афанасия Никитина Е) Открытие морского пути в Индию Ж) Варфоломеевская ночь
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5. Соотнесите имя исторического деятеля с основным содержанием его деятельности. Свой ответ внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16):
1 | Владимир Мономах |
| А | Тверской купец, совершивший путешествие по Персии, Индии и | |||||||
|
|
|
|
|
| Турции |
|
|
|
|
|
2 | Иван Калита |
| Б | Русский правитель, при котором был введена в оборот серебряная | |||||||
|
|
|
|
|
| копейка |
|
|
|
|
|
3 | Елена Глинская |
| В | С его именем связано присоединение Западной Сибири к России | |||||||
4 | Андрей Боголюбский |
| Г | Русский правитель, | первый совершивший официальный визит в | ||||||
|
|
|
|
|
| Константинополь |
|
|
|
| |
5 | Афанасий Никитин |
| Д | Русский правитель, при котором русский митрополит обосновался | |||||||
|
|
|
|
|
| в Москве |
|
|
|
|
|
6 | Иван III |
| Е | Русский князь, захвативший и разграбивший Киев |
| ||||||
7 | Ермак Тимофеевич |
| Ж | Автор произведения «Поучение детям» |
|
| |||||
8 | Княгиня Ольга |
| З | Русский правитель, ликвидировавший независимость Великого | |||||||
|
|
|
|
|
| Новгорода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
| 2 |
| 3 |
| 4 | 5 |
| 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 6. В жизни людей XVII в. могли происходить самые разные события, смысл которых нам сейчас уже не всегда понятен. Вот некоторые упоминания о них в документах того времени (2 балла за объяснение, по 1 баллу за определение событий, максимальный балл – 24):
А. «Послан с сеунчем» Б. «Росспрашивали, и к огню приводили и поднимали» В. «Пожалован вичем»
Г. «Государь указал те деньги на нем доправить» Д. «Государь сказал окольничество»
Е. «Государь указал дать прибавки к окладу 50 четей» Ж. «И князь Федор бил на него челом в отечестве» З. «Сказали на него слово и дело»
без названия
2. «Выученные» загадки
Использование загадок (или загадочных метафор) в качестве важного риторического приема в средневековый диалог можно увидеть в латинском произведении Алкуина восьмого века. «Диалог с Пиппином» и в древнеанглийской поэме-диалоге IX или X веков «Соломон и Сатурн». |
Алкуин был английским церковным деятелем, сочинитель загадок, учитель Йоркской школы, а в конце восьмого века главный воспитатель Карла Великого и глава его дворцовой школы в Арчене.
Диалог начинается с простых вопросов и простых метафорических ответов. |
Древнеанглийский «Соломон и Сатурн»
— поэтический диалог девятого или десятого века, состоящий из двух частей. В первой части
дохристианский Сатурн, «принц халдеев»,
задает ряд вопросов о Pater Noster
на что Соломон отвечает в свете христианского учения. Вторая и более длинная часть стихотворения представляет собой диалог-загадку о природе.
мира и формы творения. Здесь вопросы иногда глубоко загадочны
и, возможно, на него повлияла форма и стиль более ранней Эксетерской книги.
Загадки. Достаточно двух примеров:
Сатурн сказал: Соломон сказал: *** Соломон сказал: |
Во введении к «Соломону и Сатурну» Добби отмечает, что загадочные вопросы и ответы в стихотворении во многом соответствуют стилю древнескандинавского Вафтрутнисмал в котором Один и великан Вафрутнир вступают в схватку. загадочное состязание ума.20 [ Перейти к норвежским источникам и аналогам. ]
Семь головоломок раннего Средневековья – Thijs Porck
Волк, коза и капуста. У вас есть одна лодка, и вам нужно безопасно переправить все три. Многим будет знакома эта головоломка о переходе через реку или один из ее вариантов. Самый ранний известный пример этой головоломки относится к раннему средневековью и находится в своеобразной работе, приписываемой англосаксонскому монаху и ученому Алкуину из Йорка. Этот пост в блоге привлекает внимание к математическим головоломкам Алкуина и приглашает вас сыграть в средневековую тренировку мозга!
Алкуин Йоркский (ок. 735–804) и Propositiones ad acuendos iuvenes
Возможно, самый знающий ученый своего времени, англосаксонский Алкуин Йоркский (ок. 735–804) сделал карьера при каролингском дворе Карла Великого (ум. 814). Он был советником самого Карла Великого и обучал королевских детей в дворцовой школе. Этот нортумбрийский монах быстро стал признанным одним из выдающихся придворных ученых и написал множество стихов, писем и книг на различные темы, включая грамматику, орфографию, теологию и агиографию.
В глубине души Алкуин всегда оставался учителем, о чем он ясно дал понять в письме Карлу Великому:
Я не замедлил бы посеять семена мудрости среди ваших слуг в этих краях, насколько позволяет мой слабый талант. …Утром, в расцвете своих сил, я сеял семена в Британии, теперь вечером, когда моя кровь стынет, я все еще сею во Франции, надеясь, что и то, и другое прорастет, милостью Божией. (пер. Allott 1974, лет. 8)
В результате многие из его работ носили дидактический характер, и, возможно, самая своеобразная из них носит название Propositiones ad acuendos iuvenes [Предложения по повышению квалификации молодежи]. Этот текст представляет собой сборник из пятидесяти трех математических головоломок, призванных сделать математику доступной для учащихся (благородное дело!). Сборник включает, как отмечалось выше, самые ранние свидетельства знаменитой задачи о переправе волка, козла, капусты и реки (которая настолько известна, что в Интернете есть несколько игр, позволяющих решить эту задачу, например, эта с участием «Матросского кота»). ‘). Помимо различных задач о переходе через реку, в сборник включены головоломки, связанные с математическими и геометрическими расчетами. Чтобы головоломки были понятны своим ученикам, Алкуин написал их в виде небольших рассказов, в которых участвовали мужчины, делящие волов, голуби, сидящие на лестницах, семьи, пересекающие реки, и собаки, гоняющиеся за зайцами (да, обучение математике с помощью рассказов имеет долгую историю, действительно! ). Алкуин даже включил несколько вопросов с подвохом, например: «Бык целый день пашет поле. Сколько следов он оставляет в последней борозде?». Ответ на этот последний вопрос, конечно, «никаких», поскольку вол предшествует плугу и, следовательно, все его следы стираются!
Ниже приведены семь головоломок Алкуина. Некоторые могут проверить вашу смекалку, в то время как другим может потребоваться лист бумаги. Если вам нужен настоящий средневековый опыт, не используйте калькулятор! Решения представлены в конце этого сообщения в блоге. Перевод Propositiones ad acuendos iuvenes выполнен Джоном Хэдли (Hadley & Singmaster 1992):
i) Не потопите лодку!
Женщина, мужчина, двое детей и лодка, c.
Мужчина и женщина, каждый весом с телегу, с двумя детьми, которые вместе весят столько же, сколько воз, должны пересечь реку. Они находят лодку, которая может вместить только одну повозку. Сделайте перевод, если можете, не потопив лодку.
ii) Собака, преследующая зайца
Собака, преследующая зайца в рукописи тринадцатого века © Британская библиотека, Harley 928, f. 10Есть поле длиной 150 футов. На одном конце собака, а на другом заяц. Собака гонится, когда заяц бежит. Собака прыгает 9футов за раз, а заяц проходит 7 футов. Сколько метров пройдет преследующая собака и убегающий заяц, прежде чем заяц будет схвачен? [т. е. сколько времени потребуется собаке, чтобы обогнать зайца, который имеет преимущество в 150 футов?]
iii) Покупка верблюдов, овец и ослов
Верблюды в древнеанглийском Шестикнижии © The British Library, Cotton Claudius B.
Мужчина с востока хотел купить 100 разных животных за 100 шиллингов. Он приказал своему слуге заплатить 5 шиллингов за верблюда, один шиллинг за осла и один шиллинг за 20 овец. Сколько верблюдов, ослов и овец он купил?
iv) Лестница с голубями
Голуби в рукописи четырнадцатого века © The British Library, Royal 2 B VII, f. 117вЛестница имеет 100 ступеней. На первой ступеньке стоит голубь; на вторых двух; на третьей тройке; на четвертом 4; на пятом 5. И так далее, на каждом шагу до сотого. Сколько всего голубей?
v) Стая аистов
Аист в рукописи пятнадцатого века © The British Library, Additional 16577, f. 41вДвое пешеходов увидели аистов и поинтересовались, сколько их. Посовещавшись, они решили: если будет такое же число еще раз, и еще раз, а потом полтретьи суммы, которая получится, плюс еще два, то будет 100. Сколько аистов видели?
vi) Выравнивание быков
Быки в рукописях четырнадцатого века © The British Library, Royal 2 B VII, f.
Два человека вели волов по дороге, и один сказал другому: «Дай мне двух волов, и у меня будет столько же, сколько у тебя». Тогда другой сказал: «Теперь ты дашь мне двух быков, и у меня будет вдвое больше, чем у тебя». Сколько быков было и сколько было у каждого?
vii) Убой свиней
Голландские англо-саксонские свиньи и четное количество англо-саксонских свиней в Bede’s World, JarrowУ одного человека было 300 свиней. Он приказал убить их всех за три дня, но каждый день убивали нечетное количество. Он хотел, чтобы то же самое было сделано с 30 свиньями. Пусть скажет тот, кто может: Какое нечетное число свиней из 300 или 30 должно быть заколото за три дня?
Solutions
Алкуин (в центре) с Рабаном Мауром (слева) и архиепископом Майнца Отгаром (справа) (ИСТОЧНИК)Упомянутые работы:
- С. Аллотт (пер.), Алкуин Йоркский: его жизнь и письма (Йорк, 1974)
- Джон Хэдли (перевод) и Дэвид Сингмастер, «Проблемы для повышения квалификации молодых», The Mathematical Gazette 76 (1992), стр.