За какой поступок князь святополк получил прозвище окаянный: Тест по истории на тему: «Рассвет древнерусского государства»

Русские земли

Как скоро в Киеве разнеслась весть о кончине Владимира, то Святополк сел на отцовском месте, созвал киевлян и начал раздавать им подарки — это уже служило знаком, что он боялся соперничества и желал приобресть расположение граждан; граждане принимали подарки, говорит летописец, но сердце их не было с Святополком, потому что братья их находились на войне с Борисом. Следовательно, граждане были равнодушны; они опасались одного что как вдруг братья их провозгласят князем Бориса, а Святополк потребует от них помощи против последнего? Их пугало это междоусобие. Борис, не нашедши печенегов, был уже на возвратном пути и стоял на реке Альте, когда пришла к нему весть о смерти отцовской. Бывшая с Борисом дружина Владимирова, бояре, старые думцы предпочитали Бориса всем его братьям, потому что он постоянно находился при них. привык с ними думать думу, тогда как другие князья привели бы с собою других любимцев, что и сделал Святополк, если обратим внимание на намек летописца о поведении последнего: «Люте бо граду тому, в нем же князь ун, любяй вино пити с гусльми и с младыми советниками».

Вот почему отцовская дружина уговаривала Бориса идти на стол киевский; но молодой князь отвечал, что не поднимет руки на старшего брата, который будет ему вместо отца: тогда войско разошлось, оставя Бориса с малым числом приближенных служителей. Святополк очень хорошо понимал опасность, могущую грозить ему со стороны Бориса, и потому на первых порах хотел и с ним поступить так же, как с гражданами, послал сказать ему, что хочет иметь с ним любовь и придаст еще к волости, которую тот получил от отца; узнав же, что войско разошлось от Бориса, он решился на убийство последнего. Мы не станем объяснять этого поступка Святополкова желанием отомстить за смерть отца своего Ярополка, во-первых уже потому, что это объяснение кажется нам натянутым само по себе; во-вторых, основывается на странном толковании слов летописца, который, желая объяснить себе зверский поступок Святополка, предполагает, что он был от двоих отцов, тогда как, кроме этого предположения, нет в рассказе ни малейшего намека на то, чтоб Святополк не был сыном Владимира; вводить какое-то усыновление для предотвращения мести странно, когда мы знаем, что дядя без всякого усыновления считался отцом племяннику; потом еще новое предположение, что это усыновление охраняло Владимира от мести, но не охраняло от нее сыновей и проч.
Давняя ненависть Святополка к Борису как сопернику, которому отец хотел оставить старший стол мимо его; явное расположение дружины и войска к Борису, который мог воспользоваться им при первом случае, хотя теперь и отказался от старшинства; наконец, что, быть может, важнее всего, пример соседних государей, с одним из которых Святополк находился в тесной связи, объясняют как нельзя легче поведение Святополка: вспомним, что незадолго перед тем в соседних славянских странах — Богемии и Польше, обнаружилось стремление старших князей отделываться от родичей насильственными средствами. Первым делом Болеслава Храброго польского по восшествии на престол было изгнание младших братьев, ослепление других родичей; первым делом Болеслава Рыжего в Богемии было оскопление одного брата, покушение на жизнь другого, а Святополк был зять Болеслава польского; почему ж то, что объясняется само собою в польской и чешской истории, в русской требует для своего объяснения какого-то кодекса родовых прав?
Летописец так рассказывает об убиении Бориса. Святополк ночью пришел в Вышгород, тайно призвал какого-то Путшу и вышегородских боярцев — Тальца, Еловита и Лешька, и спросил их: «Привержены ли они к нему всем сердцем?» Путша с вышегородцами отвечали: «Можем головы свои сложить за тебя». Тогда он сказал им: «Не говоря никому ни слова, ступайте и убейте брата моего Бориса». Те обещались исполнить его желание как можно скорее. Здесь останавливает нас одно обстоятельство, почему Святополк обратился к вышгородским боярцам с предложением убить Бориса? Нам кажется очень вероятным, что по освобождении из темницы Владимир уже не отдал Святополку волости Туровской, как ближайшей к границам польским, а посадил его где-нибудь подле Киева, чтоб удобнее наблюдать за его поведением, и что новая волость была именно Вышгород, куда теперь Святополк и обратился к старым своим слугам, которые были готовы сложить за него свои головы.
Путша с товарищами пришли ночью на Альту и, подошедши к шатру Борисову, услыхали, что князь поет заутреню; несмотря на осторожность, Святополк не мог утаить своих замыслов, и Борис знал, что сбираются погубить его. Убийцы дождались, пока князь, помолившись, лег в постель, и тогда бросились на шатер, начали тыкать в него копьями, пронзили Бориса и вместе слугу его, который хотел защитить господина собственным телом; этот отрок был родом венгр, именем Георгий. Борис его очень любил и дал ему большую золотую гривну, в которой тот и служил ему; убили тут же и других многих отроков Борисовых, а у этого Георгия отсекли голову, потому что не могли скоро снять гривны с шеи; Бориса, еще дышавшего, убийцы завернули в шатерное полотно, положили на воз и повезли. Но Святополк, узнав, что Борис еще дышет, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце; тело его принесли тайно в Вышгород и положили в церкви св. Василия. За этим убийством следовало другое — у Бориса оставался единоутробный брат Глеб, сидевший в Муроме. «Бориса я убил, как бы убить Глеба?» — говорит Святополк в рассказе летописца; но Глеб был далеко, и потому Святополк послал сказать ему: «Приезжай поскорее сюда: отец тебя зовет, он очень болен».
Глеб немедленно сел на коня и пошел с малою дружиною. Когда он пришел на Волгу, к устью Тмы, то конь его споткнулся на поле во рве и намял ему немного ногу, после чего князь пришел к Смоленску, а отсюда поплыл в барке и остановился в виду города на Смядыне. В это время настиг его посланный от брата Ярослава из Новгорода: «Не ходи, велел сказать ему Ярослав: отец умер, а брата твоего Святополк убил». Глеб сильно тужил по отце, но еще больше по брате. Между тем явились и убийцы, посланные от Святополка; они овладели Глебовою баркою и обнажили оружие. Глебовы отроки потеряли дух; тогда главный из убийц, Горясер, велел немедленно зарезать Глеба, что и было исполнено поваром последнего; этого повара звали Торчин: имя указывает на происхождение. Сперва тело Глеба бросили на берег между двумя колодами, потом свезли в Вышгород и положили вместе с братом, уже в княжение Ярослава. Страдальческая кончина и прославление двух братьев-друзей не остались без сильного влияния в последующей истории. Русская земля и преимущественно род княжеский приобрели святых покровителей «молитвенников за новые люди христианские и сродники свои, земля благословилась их кровию!» Но кто же эти новые светильники? Это два князя, погибшие от родного брата, который хотел единовластия! Можно думать, что святость Бориса и Глеба и проклятие, тяготевшее над Святополком, не раз удерживали впоследствии братоубийственные руки; мы увидим, как после стесненный князь останавливал притеснителя напоминанием, что он хочет быть вторым Святополком.
Святые Борис и Глеб и проклятый убийца их Святополк были беспрестанно в памяти князей, и, разумеется, духовенство не пропускало случая напоминать им о них. С другой стороны, Борис пал жертвою уважения к родовым понятиям, погиб оттого, что не хотел поднять руки на старшего брата и своею смертию освятил эти родовые понятия; пример его должен был сдерживать попытки младших пользоваться обстоятельствами и вооружаться против старших для отнятия у них этого старшинства.
Ближайший к Киеву князь, Святослав, сидевший в земле Древлянской, узнав о гибели Бориса и Глеба, не стал спокойно дожидаться такой же участи и бежал в Венгрию; но Святополк послал за ним в погоню, и Святослав был убит в Карпатских горах. Тогда, по словам летописца, Святополк начал думать: «Перебью всех братьев и приму один всю власть на Руси». Но гроза пришла на него с севера. Ярослав новгородский для защиты от отца призвал к себе заморских варягов; те стали обижать новгородцев и жен их, тогда новгородцы встали и перебили варягов на дворе какого-то Парамона. Ярослав рассердился и задумал отомстить хитростию главным из убийц; он послал сказать им, что на них не сердится более, позвал их к себе и велел умертвить; по некоторым известиям, убито было 1000 человек, а другие убежали. Но в ту же ночь пришла к нему весть из Киева от сестры Предславы: «Отец умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, послал и на Глеба, берегись его». Ярослав стал тужить по отце, по брате и по новгородцам, которых перебил вовсе не вовремя. На другой день он собрал остальных новгородцев на вече в поле и сказал: «Ах, любимая моя дружина, что вчера избил, а нынче была бы надобна, золотом бы купил», и, утерши слезы, продолжал: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев, помогите мне на него». Новгородцы отвечали: «Хотя, князь, братья наши и перебиты. однако может по тебе бороться». Причину такого решения новгородцев объяснить легко. Предприятие Ярослава против Владимира было в выгоде новгородцев, освобождавшихся oт платежа дани в Киев: отказаться помочь Ярославу, принудить его к бегству — значило возобновить прежние отношения к Киеву, принять опять посадника киевского князя, простого мужа, чего очень не любили города, а между тем Ярослав если убежит, то может возвратиться с варягами, как Владимир прежде, и уже, конечно, не будет благосклонен к гражданам, выгнавшим его от себя, тогда как в случае победы Ярослава над Святополком они были вправе ожидать, что Ярослав не заставит их платить дани в Киев, уже потому, что сам прежде отказался платить ее.
Что же касается до поступка Ярославова с убийцами варягов, то мы должны смотреть на его следствия по отношениям и понятиям того времени; из летописного рассказа мы видим уже всю неопределенность этих отношений: новгородцы ссорятся с варягами, дело доходит до драки, в которой граждане бьют варягов, князь хитростию зазывает к себе виновников убийства и бьет их в свою очередь. В понятиях новгородцев, следовательно, все это было очень естественно, и потому трудно было им за это много сердиться; у нас нет никакого основания принимать убийство варягов за дело целого города; это была частная ссора и схватка, на что указывает определение места — двор Парамонов; число жертв мести Ярославовой явно преувеличено: трудно было обманом зазвать такое количество людей, еще труднее перерезать их без сопротивления в ограде княжеского двора; мы видим, что не все знатные новгородцы были перерезаны, оставались бояре и старосты, которые после собирают деньги для найма варягов. Отвечали на вече те, которые остались в живых, остались в живых те, которые не участвовали в убийстве варягов, а те, которые не участвовали в убийстве варягов, были по этому самому равнодушны к делу.
Поступок Ярослава был совершенно в понятиях того времени: князь должен был каким бы то ни было способом схватить убийц варяжских и отдать их на месть варягам, родственникам убитых. Итак, если это было частное дело и обыкновенное, то целому городу не для чего было много обращать на него внимания; Ярослав жалеет не о том, что перебил новгородцев, но о том только, что этим убийством отнял у себя воинов, которые в настоящих обстоятельствах были ему очень нужны, и новгородцы отвечают в этом же смысле: «Хотя наши братья и перебиты, но у нас все еще достаточно народа, чтоб биться за тебя».
Впрочем, это место летописи нуждается еще в другом объяснении: почему Ярослав так испугался следствий своего поступка с новгородцами? Для чего так жалел об избитии дружины? Ведь она была нужна ему и прежде, ибо он готовился к войне с отцом; для чего же он не подумал об этом прежде убиения новгородцев? Дело объясняется тем, что Ярослав знал о медленных сборах Владимира, о его болезни, которая мешала ему спешить походом, мог надеяться на борьбу Святополка с Борисом, которая надолго оставила бы его в покое. Но теперь дела переменились: Владимир умер, Святополк начал княжить, убил Бориса, послал убить Глеба, хочет бить всех братьев, подобно соседним государям; опасность, следовательно, наступила страшная для Ярослава; сестра писала: «Берегись!» Оставаться в бездействии — значило жить в беспрестанном страхе от убийц, нужно было или бежать за море, или выступить немедленно против Святополка, предупредить его, одним словом, поступить по примеру отца своего Владимира.
После того как новгородцы решились выступить в поход, Ярослав собрал оставшихся у него варягов, по одним известиям — тысячу, по другим — шесть тысяч, да новгородцев 40000, и пошел на Святополка, призвавши имя божие; он говорил: «Не я начал избивать братьев, но Святополк; да будет бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй, и со мной тоже сделает». Мы слышим здесь те же самые слова, которые летописец влагает и в уста Владимиру, шедшему против Ярополка, с тем только различием, что христианин Ярослав призывает бога в мстители неповинной крови и отдает свое дело на суд божий. Святополк, узнав, что Ярослав идет на него, собрал множество войска из Руси и печенегов и вышел к Любечу; он стал по ту сторону Днепра, а Ярослав — по эту. Ярослав, без сомнения, приплыл в лодках, а Святополк пришел из-за Десны с печенегами. В третий раз Днепр видел враждебное движение Северной Руси на Южную; оба первые раза при Олеге и Владимире сопротивления было мало со стороны юга, но теперь он собрал свои силы, и как север явился с естественными своими союзниками — варягами, так юг соединился с печенегами. Три месяца, а по другим известиям — только три недели, стояли враги по обеим сторонам Днепра; ни те, ни другие не смели перевезтись и напасть. Был в то время обычай поддразнивать врагов, чтоб побудить их начать дело к своей невыгоде. Видя, что главная сила Ярослава состояла из новгородцев горожан и сельчан, воевода Святополков ездя подле берега, бранил новгородцев, называл их ремесленниками, а не воинами. «Эй вы, плотники, — кричал он им, — зачем пришли сюда с хромым своим князем? Вот мы вас заставим рубить нам хоромы». Новгородцев сильно рассердила насмешка, и они сказали Ярославу: «Завтра перевеземся на них, а если кто не пойдет с нами, того сами убьем».
В лагере у Святополка Ярослав имел приятеля, к которому послал ночью спросить: «Что делать? Меду мало варено, а дружины много»; тот отвечал, что пусть Ярослав к вечеру отдаст мед дружине; новгородский князь догадался, что ночью должно сделать нападение. Была заморозь; Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиною, а Ярослав перед рассветом исполчил свое войско и перевезся на другой берег, причем новгородцы, высадившись из лодок, оттолкнули их от берега, чтоб отнять у себя всякую возможность к побегу; Ярослав приказал дружине повязать головы платками, чтоб в сече узнавать своих. Враги сошлись, была сеча злая; печенеги, стоявшие за озером, не могли помочь Святополку, который был притиснут с своею дружиною к озеру, принужден вступить на лед, лед обломился, и Ярослав одолел. Святополк бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском, проживя на севере 28 лет. Новгородцы были отпущены домой и оделены щедро: старосты получили по 10 гривен, смерды — по гривне, а горожане все — по 10.
Но Святополк был жив, и потому Ярослав не мог успокоиться. Для Болеслава польского открылись такие же теперь виды на восток, какие он имел прежде на запад; на Руси, как прежде у чехов, семейные раздоры приглашали его к посредничеству и к утверждению своего влияния, тем более, что теперь Болеслав должен был помочь своему зятю. Он воспользовался благоприятным случаем: по его наущению печенеги напали на Киев; под самым городом была злая сеча; едва к вечеру Ярослав мог прогнать варваров. С своей стороны Ярослав выступил к польским границам, заключив союз с врагом Болеславовым, императором Генрихом II; но поход русского князя кончился неудачною осадою Бреста; поход императора против Болеслава также не удался, он принужден был заключить с ним мир и, желая избавиться от опасного врага, обратить его деятельность на восток, сам советовал ему вооружиться против русского князя. В 1017 году Болеслав выступил в поход, усилив свое войско 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов, и 22 июля достиг берегов Буга, разделявшего польские владения от русских; Ярослав ждал его на другом берегу с русью (жителями Южной Руси), вырягами и славянами (новгородцами). Здесь повторилось то же явление, какое видели на берегах Днепра у Любеча: воевода Ярославов Будый, ездя по берегу, начал смеяться над Болеславом; он кричал ему:«Вот мы тебе проткнем палкою брюхо твое толстое!» Был Болеслав, говорит летопись, велик и тяжел, так что и на коне с трудом мог сидеть, но зато был смышлен. Не вытерпел он насмешки и, обратившись к дружине своей, сказал: «Если вам это ничего, так я один погибну», — сел на коня и бросился в реку, а за ним — и все войско. Полки Ярослава, вовсе не ожидая такого внезапного нападения, не успели приготовиться и обратились в бегство; Ярослав ушел в Новгород только сам-пять; а Болеслав с Святополком почти беспрепятственно вошли в Киев 14 августа. В городе нашли они мачеху, жену и сестер Ярославовых, из которых за одну (Предславу) сватался прежде Болеслав, получил отказ и теперь в отмщение взял ее к себе в наложницы. Часть своего войска он отпустил назад, другую велел развести по русским городам на покорм. Но и в Киеве повторились те же явления, какие мы видели в Праге у чехов, и, как видно, по тем же причинам. Русские вооружились против поляков и стали убивать их; летописец приписывает это приказу Святополка, но очень вероятно известие, что поляки вели себя и на Руси так же, как в Богемии, и возбудили против себя восстание; очень вероятно также, что и Святополк, наскучив неприятным гостем, слишком долго зажившимся в Киеве на его счет, не был против народной мести полякам. Это заставило Болеслава уйти из Киева; пример чешских событий научил его быть осторожнее в подобных обстоятельствах. Половину войска он отослал домой, разосланные по русским городам поляки истреблены, трудно было противиться, если бы вспыхнуло восстание; притом же, вероятно, он слышал уже о новых приготовлениях Ярослава. Но Болеслав ушел не без выгоды: он захватил себе все имущество Ярослава, к которому приставил Анастаса: хитрый грек умел подольститься к каждому сильному и менял отечество, смотря по выгодам; Болеслав ему вверился лестию, говорит летопись. Польский князь повел также с собою бояр Ярославовых, двух сестер его и множество пленников, взятых в бою; на дороге Болеслав захватил и Червенские города, приобретение Владимира Святого; впрочем, вероятно, что эти города были уступлены ему Святополком в награду за помощь.
Между тем Ярослав, явившись в Новгород без войска, хотел бежать за море; но граждане вместе с посадником Константином, сыном Добрыни, рассекли княжеские лодки, приготовленные для бегства, и объявили: «Хотим еще биться с Болеславом и Святополком». Такая решительность понятна: им нечего было теперь ожидать хорошего от Святополка, а защищаться от него без князя было также невыгодно. Они начали сбирать деньги — с простого человека по 4 куны, со старост — по 10 гривен, с бояр — по 18 гривен, привели варягов, дали им эти деньги, и таким образом у Ярослава набралось много войска, и он двинулся против Святополка; тот был разбит, бежал к печенегам и привел огромные толпы их против Ярослава в 1019 году. Ярослав вышел навстречу и сошелся на реке Альте, где был убит Борис. Место благоприятствовало Ярославу по воспоминанию о преступлении Святополка; летописец говорит, что Ярослав молил бога об отмщении новому Каину. Он же говорит, что сеча была злая, какой еще не бывало на Руси, — секлись, схватываясь, руками, трижды сходились биться, по удольям текла кровь ручьями; к вечеру одолел Ярослав, а Святополк бежал в пограничный польский город Брест, где, вероятно, умер от ран, полученных в битве; по скандинавским преданиям, он пал от руки варяга Эймунда, служившего в войске Ярослава, а по русским, — погиб злою смертию в пустыне между Польшею и Богемиею. Ярослав сел в Киеве, утер пот с дружиною, по выражению летописца, показав победу и труд великий.
Таким образом, северное народонаселение в четвертый раз доставило победу своему князю над югом. С Святополком дело было кончено;

Святополк Владимирович Окаянный

6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия».

Вступительное слово: Здравствуйте, мои уважаемые респонденты. Спасибо вам за ваши вопросы. Я очень рад, что эти исторические события, связанные с именами святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба вызвали столь живой интерес. Дело в том, что Борис и Глеб это не только первые русские святые, об этом мы еще поговорим, но и подвигоположники, явившие такой уникальный образ святости как страстотерпчество, характерные для традиции русского благочестия. А сейчас давайте приступим к вопросам.

Андрей, Москва: Почему Святополк бежал в Польшу? Почему польский король поддержал его и помог изгнаннику вернуть киевский престол?

Алексей Светозарский: Дело в том, что Святополк вынужден был бежать в Польшу, поскольку столкнулся с весьма активными действиями Ярослава, который как знамя поднял имена убитых Святополком братьев и начал борьбу за киевский престол под лозунгом священной мести. Именно поэтому Святополк, потерпев поражение в битве под Любичем, должен был бежать в Польшу, где получил поддержку Болеслава Храброго, польского короля, который был его тестем. Болеслав чрезвычайно активный политик, боровшийся за Чехию с германским императором, воевавший в свое время с князем Владимиром, не преминул воспользоваться ситуацией, тем более что для этого у него были все основания (помощь близкому родственнику). Болеслав насылал печенегов на Киев, и от этого набега Ярослав еле отбился. Затем Ярослав в союзе с императором Генрихом Вторым выступил к польской границе, но потерпел неудачу.

В 1017 году Болеслав захватил Киев, а Ярослав должен был с поспешностью отступить. Поляки, немцы, венгры и печенеги, оказавшись в Киеве, вызвали недовольство киевлян своим поведением, в городе началось восстание и Болеслав ушел. Возможно, восстание спровоцировал Святополк, тяготившейся затянувшимся пребыванием тестя в Киеве. После этого удача от Святополка отвернулась, он был разбит на реке Альте в 1019 году. И затем бежал. По разным источникам он либо умер от ран в Бресте, либо был убит варягом Эймундом из дружины Ярослава, либо, как считает наша древняя летопись («Повесть временных лет»), погиб злой смертью где-то между Польшей и Богемией.

Владимир, Москва: В школе каждый для себя извлекает уроки из истории. Какой урок мы можем извлечь из истории со Святополком Окаянным?

Алексей Светозарский: Урок из истории со Святополком Окаянным извлекли уже наши предки. Образы убитых им князей, покровителей княжеского рода, святых сродников в течение многих лет служил светлым идеалом евангельского отношения к политике. Но не только. Русские князья воспринимали их как своих особых молитвенников. Достаточно вспомнить явление Бориса и Глеба Пелгусию накануне битвы Александра Невского со шведами. Подвиг Бориса и Глеба осветил существовавший порядок государственного устройства, основанный на родовых началах. А пример Святополка Окаянного (подобного библейскому братоубийце Каину) стал предостережением для других князей. Почитание Бориса и Глеба стало объединяющим началом для наших предков, переживавших период феодальной раздробленности, их мощи являлись общерусской святыней, в то время как большинство подвижников того времени почиталось лишь местно, в отдельных областях и княжествах.

Светлана, Москва: Откуда появилась уверенность что Бориса и Глеба убил Святополк, очень многие историки приходят ко мнению, что это сделал Ярослав Мудрый.

Алексей Светозарский: Исходя из исторических источников, не могу согласиться с предположением о том, что Бориса и Глеба убили по инициативе Ярослава Мудрого. Для этого нет решительно никаких оснований. Более того, Сергей Михайлович Соловьев не без оснований утверждает, что на тот момент Ярослав был крайне заинтересован в том, чтобы Борис остался в живых и активно действовал против Святополка.

Напомню, что перед смертью Владимира Ярослав находился с ним в затяжном конфликте. А после смерти отца столкнулся с очень сильным соперником в лице Святополка. Поэтому, естественно, что он надеялся на длительную борьбу Бориса со Святополком.

Марина, Москва: К сожалению, я впервые услышала это имя — Святополк. Скажите, почему так мало внимания учителя уделяют истории древней Руси, и чем бы это изучение пошло нам на пользу?

Алексей Светозарский: На мой взгляд, действительно в школьном курсе русской истории изучению Древней Руси уделяется не так много внимания и времени. Но, полагаю, что здесь многое зависит от личности учителя, не случайно многие из нас, проходившие историю в средней школе еще в советские времена, когда изучению русской истории, и в том числе истории Древней Руси, до монгольского периода, уделялось совсем немного места, тем не менее знают эту поучительную историю о первых русских святых и о их коварном убийце.

Несомненно, согласен с Вами, что более подробное изучение истории домонгольского периода пошло нам на пользу, поскольку цивилизация Киевской Руси явилась основой цивилизации трех братских православных восточно-славянских народов – русского, украинского и белорусского, и тех народов, которые связали с ними свою историческую судьбу. Именно в этот период сформировались основы нашего менталитета и многие архетипы национального сознания.

Владислав, Москва: Святополку и Ярославу была выгодна смерть их братьев Бориса и Глеба? Почему тогда большую вину взваливают на Святополка?

Алексей Светозарский: Дело в том, что согласно историческим источникам, именно Святополк осуществил братоубийственный замысел. Несомненно, святой Борис был очень сильным конкурентом для Ярослава. Но обстоятельства сложились так, что Ярослав выступил мстителем за братьев в соответствии с понятиями о родовой мести, характерными для того времени.

Юрий, Москва: Братоубийственные распри были характерны для Руси? Прослеживается ли здесь некая тенденция?

Алексей Светозарский: Братоубийственные распри были характерны, конечно, не только для Древней Руси. Можно предположить, что Святополк вполне мог руководствоваться примером соседей – своего тестя Борислава Храброго, который изгнал из Польши своих младших братьев, а одного родича даже ослепил, и Борислава Рыжего, в Богемии оскопившего своего брата и пытавшегося убить другого брата. Борьба за власть между князьями-братьями или близкими родственниками (дядя-племянник, отец-сын) была характерной для периода феодальной раздробленности.

Но важно отметить другое. На Руси грех небратолюбия всегда осуждался церковью и народным сознанием. Эта мысль особенно подчеркивается в таком замечательном произведении древнерусской литературы как «Чтение о Борисе и Глебе», автором которого является Нестор летописец. Эта мысль постоянно присутствует в общественном сознании, и пример Бориса и Глеба, отказавшихся от междуусобной борьбы ради своих христианских убеждений, играет здесь не последнюю роль. Более того, наши предки из числа людей книжных воспринимали Батыево нашествие как наказание, посланное свыше именно за княжеские усобицы.

Важно отметить еще один момент – в те времена государственное единство только складывалось, поэтому жители других областей, представляющие собой противоборствующую сторону, воспринимались почти как иностранцы. Таковыми в глазах южан были новгородцы, а в глазах новгородцев – киевляне. В этом, несомненно, ощущалось влияние родового строя.

Олег, Москва: Почему в одних источниках Святополка называют сыном Ярополка, в других — сыном Владимира?

Алексей Светозарский: Вопрос отцовства Святополка затрагивается лишь в одном летописном фрагменте, где проклятый братоубийца для усугубления негативной характеристики именуется сыном двух отцов. Но это скорее риторический прием. Дело в том, что мать Святополка, гречанка по происхождению, была вдовой Ярополка, неудачливого соперника Владимира, и последним была взята в жены, после того как брат-соперник, то есть Ярополк, проиграл. От этого брака Владимира с вдовой Ярополка и родился Святополк.

Михаил: Какова роль Святополка в истории? Как вы считаете, является ли он характерным властителем периода феодальной раздробленности?

Алексей Светозарский: Полагаю, что Святополк представил собой негативный пример правителя, переступающего через нравственные заповеди на пути к престолу. К сожалению, подобные явления были не редки. Но по контрасту с действительно светлыми образами Бориса и Глеба Святополк выглядит особенно негативно. Свою роль сыграло и то, что трагические события развернулись в особый период нашей истории – на заре начала христианства среди первого, второго поколения русских христиан, осмыслявших события современности через призму нового евангельского учения.

Несомненно, в данной системе координат Святополк и должен был получить самую негативную оценку, о чем ясно свидетельствует его прозвище – Окаянный, подобный Каину. Конечно, в какой-то мере его действия характерны, также как и действия многих других властителей периода феодальной раздробленности. Но в борьбе за престол он идет дальше многих, предполагая уничтожить всех потенциальных соперников. Напомним, что Святополк явился виновником гибели еще одного брата – Святослава, бежавшего из своего удела и погибшего где-то в районе Карпат.

Александр, Москва: Как Вы относитесь к версии, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие в убийстве? Смерть братьев была ему даже более выгодна, чем Святополку. И еще одно. Профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде» («Эймундова прядь»), обнаружил там, что варяг Эймунд (который и убил Бориса по русской версии) вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие — польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком).

Алексей Светозарский: Я бы не стал доверять такому жанру, как сага. Все-таки это произведение особого рода, тем более что и сам автор вопроса отмечает здесь очевидные противоречия. В качестве аналога приведу в пример изложение истории крещения князя Владимира в другой византийской саге – Саге об Олафе, которая существенно отличается от вариантов, приведенных в русских и зарубежных источниках (западноевропейских, византийских и арабских). И еще одна аналогия. Обращение к устному народному творчеству в плане изучения русской истории привело бы к тому, что мы с вами изучали бы историю князя Владимира и его эпохи, например, по русскому богатырскому эпосу, который содержит немало забавных анахронизмов, не замечаемых народным сознанием, но очевидных для историка. Например, князь Владимир сражается с татаро-монголами и так далее.

Светлана, Москва: Когда и, главное, почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми и небесными помощниками русских князей? В чем проявилась их святость? Ведь они погибли не защищая христианство и убиты были христианами, а не язычниками. К этому времени уже было достаточно русских князей погибших в битвах с «погаными», а их почему то не «произвели» в святые.

Алексей Светозарский: Борис и Глеб не мученики, пострадавшие за Христа, хотя их таковыми именовали. Но страстотерпцы, поставившие следование заповедям Евангелия выше всех земных интересов, в том числе и политических. Это высочайший идеал, его носителей всегда бывает немного. Это очень чутко почувствовали наши предки, которые вскоре после страдальческой кончины братьев стали почитать их как святых, что привело к достаточно скорой канонизации (или в 20-е годы 11 века, или в 1072 году).

Еще один важный момент – критерием канонизации явился не только их самоотверженный поступок, но и многочисленные чудеса, совершившиеся у их святых мощей и зафиксированные современниками. В те времена именно наличие чудес являлось основным критерием для прославления в лике святых. По причине отсутствия чудес очень долго не канонизировали князя Владимира, княгиню Ольгу, святого Исайю Ростовского и некоторых других подвижников, отличавшихся праведной жизнью и имевших несомненные заслуги перед церковью и христианским народом.

Из примеров страстотерпцев можно привести уникальный случай со святым Михаилом Черниговским, осознанно отказавшемся выполнять ритуальные действия в ставке Батыя. Таких людей было немного, большинство русских князей принимало (вынуждено было принимать) основанный на языческих суевериях этикет в ставке монгольских ханов. Но, тем не менее, каждый из них понимал, что в идеале по-настоящему поступил лишь Михаил.

Из истории княжеской святости известны также случаи жертвенного служения (именно жертвенность, а не факт гибели на поле брани или в ставке врага считался критерием святости), таких князей как Михаил Тверской, Георгий Владимирский, Василько Ростовский и другие. Но это уже другая эпоха, хотя, несомненно, память о Борисе и Глебе сыграла в этом определенную роль.

Завершающее слово: Выражаю благодарность всем своим заочным собеседникам, благодаря которым я вновь обратился к этой давней и поучительной истории, произошедшей на заре нашей национальной истории и в начале истории нашей святости. Спасибо.

Источник: РИА Новости

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Святополк Киевский — Academic Kids

From Academic Kids

В Википедии нет статьи с таким точным названием.

  • Начать статью Святополка и Киева ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Sviatopolk_i_of_kiev&action=edit ) .
  • Искать Святополк и киевлянин в других статьях.
  • Ищите Святополк и Киевлянин в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
  • Ищите Святополка и киевлянина в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

  • Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Sviatopolk_i_of_kiev&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Ренессанс ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Government )
    • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
    • планет ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
  • Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
  • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
  • Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
  • штатов США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/US_States )

Информация

  • Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
  • Свяжитесь с нами ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )

  • Картинки ( http://classroomclipart.com )
Поиск
Набор инструментов
  • Специальные страницы
Персональные инструменты

Объяснение самых странных прозвищ в истории

Андреас Волохов/Shutterstock

Стивен Дж. Шайлер/ноябрь. 10, 2021 11:11 EST

Хорошая вещь в исторических прозвищах заключается в том, что они вам немного говорят о человеке, о котором идет речь, или, по крайней мере, говорят вам, как люди относились к ним. Подумайте о Владе Цепеше, источнике всех знаний о Дракуле, или об Александре Македонском, знаменитом завоевателе. Ник говорит вам, что Влад… хорошо пронзил своих врагов. Это также означает, что он просто не был хорошим парнем. Затем любой человек, получивший прозвище «Великий», обычно является предметом той или иной формы почитания, восхищения или, по крайней мере, признания того, что он оказал большое влияние.

Влад и Александр — это всего лишь два известных примера исторических прозвищ. Есть много более неясных на выбор. Например, Альфонсо XI Кастильский был известен как «Мститель» — вероятно, одно из самых крутых прозвищ в мире — а затем есть Иоанн I Арагонский, известный как «Беспечный».

История изобилует прозвищами, и некоторые из них более странные, чем другие. Вот некоторые из самых странных прозвищ в истории и истории, связанные с ними. Начнем с журнала средневековой Англии.

Этельред Неготовый

Wikimedia Commons

Одним из самых позорно титулованных английских монархов является Этельред Неготовый. Согласно Britannica, Этельред II (также пишется как Этельред) стал королем Англии в 978 году. Когда он пришел к власти, на нового короля легла тень, поскольку его сводный брат, король Эдуард, был убит. Многие подозревали, что Этельред имеет к этому какое-то отношение. В Англии тоже было немало разобщенности, а это означало, что, когда датчане вторглись в 9 г. 80 Этельред мало что мог сделать, кроме как попытаться заплатить им, чтобы они ушли.

Попытка умиротворения дала обратный эффект. Датчане продолжали брать верх. Затем Этельред попытался убить поселенцев в 1002 году, но это только спровоцировало датчан послать больше воинов. Этельред так плохо управлял королевством, что в 1013 году был свергнут в пользу датского короля Свейна I. Англичанам датчане казались предпочтительнее Этельреда.

Однако в следующем году Свейн умер, поэтому Этельреда пригласили обратно при условии, что он расскажет о недовольстве страны. Король умер в 1016 году вместе с Англией в клочья. Сын Свейна Канут захватил королевство на своем пути к созданию сверхкоролевства.

Согласно Королевскому двору, Этельреда звали «Ун-раэд», что означает «без совета». Это была игра с именем короля, которое, согласно «Словарю британской и ирландской истории», означает «благородный советник». Итак, Этельред Унраэд буквально означает «благородный совет, а не совет». Позже это превратилось в «неготовность», чтобы продемонстрировать несчастье его правления.

Святополк Окаянный

Heritage Images/Getty Images

Как получить прозвище Проклятый? Как насчет того, чтобы убить своих братьев и сестер? В XI веке Киевское княжество представляло собой хаотичную братоубийственную неразбериху. В «Истории русского права» поясняется, что после смерти князя Владимира в 1015 году власть должна была наследовать его сын Ярослав. Однако брат Ярослава, Святополк, князь Туровский, оказался единственным братом в Киеве, когда умер их отец. Будучи человеком на месте, он узурпировал власть как киевский князь. Наступил хаос.

Младшего сводного брата Святополка, Бориса, собственные люди уговорили свергнуть узурпатора. Однако Борис отказался, как сообщается, сказав: «Не мне поднимать руку на старшего брата». Это благочестивое заявление, как сообщает «Ранняя Украина», не помешало Святополку послать бояр (дворян) убить Бориса, пока тот молился. Бояре напортачили и, привезя тело в Киев, нашли Бориса еще живым и дергающимся. Затем Святополк приказал стражнику добить дело мечом, пронзившим сердце. То же самое принц сделал со своей второй половинкой и родными братьями, за что получил прозвище «Проклятый» или «Проклятый». В конце концов Святополку бросил вызов последний сводный брат Ярослав в братоубийственной войне. Он закончился в 1019 году.с поражением Проклятых в битве. Он скончался от ран при попытке к бегству.

Альфонсо Слюнявый

Juan Aunion/Shutterstock

Король Леона и Галиции Фернандо II не хотел, чтобы его сын Альфонсо стал королем. Тем не менее, принц действительно стал Альфонсо IX в 1188 году. Возможно, Фернандо II возражал либо против приступов ярости своего сына, которые, как рассказывает нам «Битва престолов», вызывали у короля пену у рта. Это принесло ему прозвище Альфонсо Слюнявый. Другая теория, предложенная «Сообщником деспота», утверждает, что король мог быть эпилептиком. В любом случае, Britannica объясняет, что Альфонсо, правивший до 1230 года, был «сильной личностью». Он вел войну против соседних иберийских королевств и даже в какой-то момент объединился с исламскими Альмохадами против своих соперников в королевстве Кастилия. Это привело к его отлучению от церкви Папой, а его королевство было помещено под интердикт, в котором таинства не совершались.

В конце концов Альфонсо был вынужден уступить и, вернув земли, потерянные Кастилии, начал войну против Альмохадов, выиграв несколько важных сражений на этом этапе Реконкисты в Испании. Между тем Слюнявый тоже внес свой вклад в развитие демократии. Придя к власти, он собрал первые кортесы, собрание, чтобы заручиться поддержкой своей знати. Он согласился на ограничения своей власти и свод законов. Это создало чувство общей ответственности за королевство и, возможно, было первой современной формой парламента.

Harald Bluetooth

Wikimedia Commons

Одним из самых влиятельных норвежских правителей эпохи викингов был король Дании Харальд I. Харальд, живший примерно с 910 по 987 год, считается первым правителем, объединившим Данию (через Британнику). Харальд также завоевал Норвегию и обратился в христианство вместе со своими подданными. После его смерти его сын Свейн I завоевал Англию. За Свейном последовал его собственный сын Кнут, который основал Датскую империю, которая охватила большую часть Скандинавии и Англии.

Харальда прозвали Блотанд, что буквально означает «Bluetooth». Почему блютуз? Исторический консенсус, как рассказывают «Викинги», заключается в том, что у Харальда просто был больной зуб, который был более темного, голубоватого оттенка — подумайте о сильном кариесе. Однако существует альтернативная теория, основанная на археологическом открытии останков молодых самцов викингов, у которых на передних зубах были вырезаны борозды. Было высказано предположение, что они могли быть нарисованы либо для «эротических, либо для воинственных сигналов, и в этом случае у Харальда был бы синий цвет».

Харальд Bluetooth приобрел большую известность в последние годы, так как беспроводная технология Bluetooth была названа в его честь. Почему? Приводились слова одного из руководителей Bluetooth: «Король Харальд Bluetooth… прославился тем, что объединил Скандинавию точно так же, как мы намеревались объединить индустрию ПК и сотовой связи с помощью беспроводной связи ближнего действия». Символ Bluetooth — это руническая буква имени Харальда.

Арчибальд Неудачник

Культурный клуб / Getty Images

Согласно Оксфордскому справочнику, Арчибальд, четвертый граф Дуглас, был могущественным шотландским дворянином, жившим примерно с 1372 по 1424 год. В то время между Англией и Шотландией шли непрекращающиеся войны. Как сообщает Britannica, шотландский король Яков I в молодости находился в заключении. В это время Арчибальд был одним из трех критически настроенных дворян, обладавших большой властью в стране. Согласно «Национальному биографическому словарю», Арчибальд и другие магнаты, вероятно, замышляли наращивание власти, и ему даже было предъявлено обвинение в убийстве наследника шотландского престола.

У Арчибальда был неоднозначный послужной список на поле боя. Он имел некоторый успех против английского короля Генриха IV. Затем в 1402 году он проиграл крупное сражение, был пять раз ранен и потерял глаз. Затем в 1403 году он снова потерпел поражение в битве при Шрусбери, где был тяжело ранен и взят в плен, хотя ему приписывалась большая личная храбрость. Он был освобожден из Англии в 1408 году после уплаты выкупа. Затем Арчибальд снова вступил в битву в 1417 году, осадив и не сумев взять английские города. Дальнейшие поражения последовали до 1423 года, когда он был убит в битве при Верней.

Арчибальда звали Тайнеман, что означает неудачник. Как указано в Национальном биографическом словаре, «в шотландской истории он получил прозвище Тайнеман, поскольку проигрывал почти все сражения, в которых принимал участие, от Хомилдона до Вернейля».

Хальвдан Щедрый на золото и скупой на еду

Nejron Photo/Shutterstock

Что касается простых, но странных прозвищ, очень немногие могут сравниться с скандинавским королем восьмого века, чье имя в «Библиотеке саги» было на древнескандинавском языке 9. 0342 Хальфдан Хинн милди ок Хинн матарилли . Согласно «Викингам», это переводится как «Халфдан Щедрый и скупой на еду». Хотя у скандинавов была привычка давать своим правителям очень прямые прозвища, для этого есть очень практические причины. Ожидалось, что правители викингов будут щедрыми, и только плохие правители сохраняли богатство при себе.

Одним из величайших титулов, которыми мог называться скандинавский правитель, был даритель браслетов, что было выражением великодушия, объединявшего полководца и его воинов. Учтите, что у скандинавского бога войны Одина было волшебное кольцо под названием Драупнир, которое самовоспроизводилось. Эти кольца могли быть даны воинам Одина в награду за их службу. Так же и скандинавский правитель должен был быть дающим. Что касается Хальвдана, то он был лишь наполовину паритетом. С одной стороны, он давал своим последователям золотые гроши вместо серебряных, но, увы, не давал им достаточно еды.

Уилфред Волосатый

Juan Aunion/Shutterstock

Основателем Каталонии является полулегендарный граф Уилфред. Согласно «Авторству прошлого», он правил с 878 по 897 год как граф Барселоны и Нарбонны. Согласно легенде, Уилфред в молодости в изгнании имел роман с фламандской графиней. Хотя графиня не собиралась сразу выходить замуж за молодого дворянина, она пообещала ему руку своей дочери, если он сможет заверить ее, что унаследует Барселону, которой тогда правил узурпатор. Чтобы доказать это, он вернулся в Барселону переодетым, где его мать узнала его по волосам, покрывавшим его спину, что является унаследованной чертой. Таким образом, Уилфред Волосатый — это не аллюзия и не аллегория. Он был буквально волосатым парнем.

В этом убедились и бароны Барселоны, признавшие его сходство с предками. Таким образом, он смог жениться на дочери графини, заручиться поддержкой императора Священной Римской империи и стать графом Барселоны. Это, как объясняется в «Борьбе за Каталонию», основало Дом Барселоны. Его герб стал каталонским флагом, а Уилфред Волосатый стал иконой каталонского национализма.

Анунд Джейкоб Угольник

Лукас Гойда/Shutterstock

Раннее правление шведского королевства имеет очень скудные исторические записи, хотя и упоминает колоритных персонажей. Согласно «Законам Вестгёты», одной из этих фигур был король Анунд Якоб (иногда называемый Эдмундом), которого прозвали Кольбранна, что означает «угольщик». Он правил Швецией примерно с 1022 по 1050 год и, будучи вторым христианским королем шведов, был назван «наиболее христианским величием» согласно «Историкам мира».

Анунд Джейкоб был довольно могущественным региональным королем. Как пояснила «Швеция», он пытался сохранить баланс сил против Канута, могущественного датского короля. Результаты неоднозначны — его флот был уничтожен Канутом, но ему удалось сохранить власть до самой смерти. Это было само по себе подвигом, учитывая количество войн между скандинавскими королевствами в то время.

Так как же Анунд Джейкоб получил прозвище Углежог? Судя по всему, король издал довольно суровый закон о око за око, согласно которому, если кто-то повредит имущество соседа, то имущество нарушителя будет сожжено за вознаграждение. Небольшое изменение этой темы представлено в «Введении в английскую политику», в котором просто говорится, что нарушителей закона наказывали сжиганием их имущества, эквивалентного вреду, который они причинили.

Всеслав Чародей

Юрий Мацук/Shutterstock

Полоцкое княжество было центром современной Беларуси в средние века. В «Истории Беларуси» поясняется, что наибольшего могущества это государство достигло в период долгого правления князя Всеслава, с 1044 по 1101 год. Князь развивал государство, одновременно завоевывая соседние территории и находясь в почти постоянном состоянии войны с князьями Киев. Действительно, в какой-то момент он был схвачен и заключен в Киев, но вспыхнул внутренний мятеж, посадивший его на киевский престол на несколько месяцев.

Враги Всеслава часто приписывали его успехи сверхъестественной силе. В результате он получил прозвище Всеслав Колдун (через «Появление России»). Легенды были переданы ему. Согласно русской «Первой летописи», Всеслав родился «по волшебству, ибо, когда мать родила его, на голове его был колпак, и волхвы велели матери навязать ему этот колпак, чтобы он мог носить его с собою». до конца своей жизни. Соответственно, Всеслав терпит и по сей день, и по этой причине он беспощаден в кровопролитии». В некоторых сказках также говорилось, что колдун превратился в оборотня. Дурная репутация Всеслава, вероятно, незаслуженна и является результатом многолетней киевской пропаганды.

John Softsword

Wikipedia

Король Англии Иоанн взошел на английский престол в 1199 году. Историки высмеивают его как одного из худших монархов в истории Соединенного Королевства. Согласно Энциклопедии всемирной истории, Джон был младшим из четырех королевских братьев и сестер. Таким образом, его отец, король Генрих II, не дал ему земли. Таким образом, его первое прозвище было Джон Безземельный.

Джон сражался со своими братьями, в том числе с королем Ричардом Львиное Сердце, и пытался узурпировать власть, пока Ричард был в Третьем крестовом походе. Это восстание было подавлено, и Ричард не только простил Джона, но и назначил его наследником. Но когда Джон стал королем, дела пошли под откос. Он оттолкнул французских лордов, которые владели его землями на севере Франции, и Джон в конечном итоге уступил большую часть этой территории Франции.

«Жизнь английских монархов» объясняет, что он получил свое второе прозвище, Джон Мягкий Меч, в результате своей неумелости, и что прозвище также было очевидным ударом по его мужественности. Кроме того, королю Иоанну удалось настолько оттолкнуть Церковь, что он был отлучен от церкви. На его королевство был наложен интердикт, то есть таинства не совершались. Он так разозлил свою знать своей жестокостью и неспособностью, что они заставили его подписать Великую хартию вольностей, которая, по сути, ограничила его полномочия. Таким образом, современная демократия и ограниченное правительство могут быть благодарны этому королю. Это говорит о том, что со времен правления Джона Софтсворда никогда не было короля Англии Иоанна II.

Эрик Клиппинг Машинка для стрижки монет

Википедия

Эрик V в 13 веке Дания находилась в постоянном конфликте с знатью своего королевства, а также с Церковью. Согласно «Императорскому универсальному биографическому словарю», в 1282 году сейм в Ниборге вынудил его ограничить свои полномочия, согласившись править по закону. Эта хартия, как объясняется в «Дании от А до Я», была датским эквивалентом Великой хартии вольностей. К сожалению, это, похоже, не разрешило спор, поскольку король был убит дворянином, замаскированным под монаха. Ему все еще оставалось несколько лет до 40.

Эрика звали Клиппинг или Глиппинг. «Исторический словарь Дании» объясняет, что это было связано с тем, как король отрезал кусочки монет. Буквально это относилось к «кому-то, кто мог бы дважды постричь овцу за дополнительные деньги». Эта практика, естественно, обесценила монеты, положив немного серебра в казну Эрика. Вероятно, это не помогло ему в отношениях с дворянством.

Капуста Ивайло

Wikimedia Commons

Крестьянские восстания в Средние века в Восточной Европе были почти повсеместно безуспешными, за исключением заметного исключения в 1277 году в Болгарии. Согласно «Половцам и татарам», это восстание возглавил неграмотный свинопас по имени Ивайло, который вел мощную и успешную борьбу против татар в северо-восточной Болгарии. Эти успехи укрепили репутацию Ивайло, так что все больше людей стекалось под его знамя, которое угрожало царю Константину Тихому, правителю Болгарии.

В греческих источниках Ивайло носит имя Лаханас, что является переводом его прозвища Капуста, а иногда и Салат, намек на его крестьянское происхождение. Ивайло победил царя Константина в битве, убив его, и после политических махинаций, достойных «Игры престолов», он стал царем Болгарии в 1278 году. Тем временем Капуста продемонстрировал искусное военное мастерство, сумев победить византийские армии, выставленные против него. Однако правление Капусты было недолгим, поскольку бояре из высшего сословия презирали его крестьянское происхождение. Он был свергнут в 1280 году и казнен.

Пивной кувшин Джона Джорджа

Wikimedia Commons

Иоанн Георг I был курфюрстом Саксонии с 1611 по 1656 год. Это правление полностью охватывало Тридцатилетнюю войну, и, согласно Британнике, большую часть его правления как «самого выдающегося лютеранского принца» Германия была охвачена этой чрезвычайно сложной борьбой.

Как описано в «Down Beer Street», курфюрст, хотя и был очень ярым антикальвинистом, симпатизировал католикам Габсбургам и сначала оставался верным им, поскольку они были императорами Священной Римской империи. Однако все изменилось в 1631 году, когда он вступил в союз со шведами, с которыми одержал победу в битве при Брайтенфельде против Габсбургов. В конце концов он вышел из войны с некоторыми скромными территориальными приобретениями.

Джон Джордж был широко известен как приветливый алкоголик. Его прозвище согласно «Густаву Адольфу» было «Пивной король» или «Пивной кувшин». Как сообщает Britannica, главной целью Джона Джорджа Пивного Кувшина было «пить пиво спокойно». Повлияло ли это на принятие его внешнеполитических решений, неизвестно.

Санчо Население

chrisdorney/Shutterstock

Санчо I был вторым королем Португалии, и вскоре после вступления на престол в 1185 году он столкнулся с проблемой. Это произошло из-за войн с альмохадами, известными как мавры. «Турист в Португалии» рассказывает, как после вторжения огромной армии Альмохадов в 119 г.1 королевство страдало от чумы и других болезней. Эта и последующие войны привели к огромному сокращению населения в королевстве. Поэтому Санчо задался целью решить проблему, заработав себе прозвище «Население».

Как заселяется Populator? Во-первых, Санчо лично выполнил свой долг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *