СЛАВЯНОФИЛЫ • Большая российская энциклопедия
Авторы: К. М. Антонов
СЛАВЯНОФИ́ЛЫ, либерально-консервативное направление рус. общественной мысли и философии 1840–50-х гг. С. видели оригинальные начала в «русском просвещении», выступали против односторонней «подражательности» Западу. Назв. «С.» (не отражало сути их воззрений) дали идейные противники С. – т. н. западники из-за симпатий С. к славянам, особенно южным. Разл. варианты самоназвания («самобытники», «туземники», «православно-словенское направление», «русское направление») не прижились. С. и западники воспринимали себя как единое сообщество интеллектуалов до 1845, когда между ними произошёл раскол.
Предпосылки славянофильства сложились в позднем творчестве Н. М. Карамзина, в ходе дискуссий по историч. вопросам членов пушкинского круга писателей и любомудров. Первой работой, написанной в духе С., можно считать ст. «Несколько слов о философическом письме» (1836, обычно приписывается А. С. Хомякову), которая была направлена против идей П. Я. Чаадаева. Осн. взгляды С. впервые сформулированы в 1839 в статьях, не предназначавшихся для печати, Хомяковым («О старом и новом») и И. В. Киреевским («В ответ А. С. Хомякову»). К теоретикам славянофильства относят также Ю. Ф. Самарина и К. С. Аксакова. Активными С. были П. В. Киреевский, А. И. Кошелёв, И. С. Аксаков, А. Н. Попов, Ф. В. Чижов и др. По мн. вопросам к С. примыкали М. П. Погодин и С. П. Шевырёв, поэты Н. М. Языков и Ф. И. Тютчев, писатели – С. Т. Аксаков, А. К. Толстой, историки, языковеды, фольклористы А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, В. И. Ламанский и др. С. публиковались преим. в журналах «Москвитянин», «Русская беседа», «Сельское благоустройство», газетах «Молва» и «Парус», изданиях И. С. Аксакова – газетах «День», «Москва», «Русь». Выпускали «Московский сборник» (1846, 1847; т. 1, 1852). Распространению идей С. препятствовали постоянные цензурные преследования.
Славянофильская мысль сформировалась под влиянием нем. идеализма, прежде всего Ф. В. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, и романтизма. Большую роль в становлении религ. идей С. сыграло обращение к традиции вост.-христианской патристики. В философском и богословском отношении С. – ярко выраженные персоналисты. В основе их учения лежит представление о безусловном значении человеческой личности в её отношении к др. людям и к Богу. Осн. категорией антропологии и теории познания у С. является «вера», понимаемая как «сознание об отношении живой Божественной личности к личности человеческой» (И. В. Киреевский). Она обеспечивает цельность человеческого духа как основы «верующего мышления», соединяющего все познавательные способности человека. В качестве непосредственного «живого знания» (А. С. Хомяков) вера предшествует чувственному опыту и его рациональному осмыслению. Она оказывается «пределом разумения» народа (Хомяков), основой народности (центр. категория эстетики и философии общества и истории у С.) и рус. просвещения. Личность существует только в общине (монастырской, крестьянской) – союзе личностей, отрёкшихся от своего «произвола», община – в Церкви, а Церковь – в народе.
С этих позиций С. критиковали рационализм зап. философии. Осн. характеристиками зап.-европ. культуры они считали рассудочность в отличие от разумности и раздвоение в отличие от цельности (И. В. Киреевский). Усвоение начал этой культуры рус. образованным обществом при Петре I привело к разрыву «публики» и «народа» (К. С. Аксаков) и возникновению «европейско-русской образованности» (И. В. Киреевский). Задачу нового этапа рус. истории С. усматривали не в возвращении к «допетровской Руси» и не в тотальной европеизации, а в усвоении, переработке и дальнейшем развитии достижений зап. культуры на основе изначальных интуиций рус. культуры: только в «народном» для них раскрывается универсально-общечеловеческое.
В своих обществ. взглядах С. предлагали оригинальную интерпретацию триады «православие – самодержавие – народность», сочетая либерализм (активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861, требования отмены цензуры, телесных наказаний и смертной казни, модернизации хозяйства России) и традиционализм (незыблемость православной веры, сохранение крестьянской общины, патриархальных форм жизни, самодержавия). Неограниченное политически самодержавие должно было в нравственном смысле ограничиваться верой и основанным на ней народным мнением: «сила власти – царю, сила мнения – народу» (К. С. Аксаков). С. исходили из того, что для рус. истории (в отличие от Зап. Европы) изначально и до 18 в. был характерен союз «земли» и «государства».
Народность у С. предстаёт как формирующая сила иск-ва, создающая его неповторимое своеобразие. Выражение идеалов народа в соответствующих образах и формах суть оправдание личного творчества художника и условие его полноценности. Борьба народности и подражательности образует у С. осн. нерв движения рус. лит-ры, иск-ва и науки.
Славянофильская концепция рус. общины существенно повлияла на мысль А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, легла в основу народничества. Идеи С. способствовали возникновению панславизма, послужили исходной точкой для почвенничества Ф. М. Достоевского, Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева («неославянофильство), отчасти К. Н. Леонтьева, Вл. С. Соловьёва и В. В. Розанова.
Славянофилы и западники — История России
Период: XIX век. автор: Всемирная История
Большое значение в общественной жизни 40-х годов приобрела борьба различных литературных группировок, так как всякая другая легальная общественная деятельность беспощадно пресекалась правительством. Литература сделалась поэтому почти единственной общественной трибуной, а редакции журналов — главными центрами общественной мысли.
Идеологическая борьба в России 40-х годов стала более сложной и оживленной. В ходе ее определились различные направления общественного движения. В это десятилетие возникла и оформилась особая разновидность дворянско-помещичьей идеологии — славянофильство.
Кружок славянофилов сложился на рубеже 30—40-х годов в Москве. Он объединял небольшую группу дворянских публицистов и писателей. Ядро его составляли А. С. Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, сыновья писателя С. Т. Аксакова — Константин и Иван.
Славянофилы отрицали общую для современных им стран закономерность общественного развития и решительно противопоставляли «самобытную» Россию государствам Западной Европы. Они утверждали, что буржуазные государства находятся в упадке, под которым понимали развитие там массовой пролетаризации населения, обострение классовых противоречий и рост революционного движения. Осуждая общественно-политические порядки Запада, славянофилы не признавали достижений западноевропейской культуры и считали ошибочным и вредным сближение России с этой культурой со времен Петра I. Они заявляли, что историческое развитие России идет якобы своим, совсем особым путем, отличным от истории других европейских народов, и указывали при этом, что русская община является будто бы защитой от возникновения пролетариата и революционных потрясений.
Замалчивая классовые противоречия в крепостной деревне, они рисовали взаимоотношения помещиков и их крепостных как патриархально-идиллические.Идеология славянофилов была противоречива и непоследовательна. Они не раз выступали с осуждением крепостного права, но эти выступления носили общий, декларативный характер и рассчитаны были на освобождение крепостных крестьян исключительно путем правительственных реформ в более или менее отдаленной перспективе. Славянофилы не видели начавшегося уже перехода России к капитализму и весьма туманно представляли себе ее будущее, рисуя его в форме возрождения идеализированных порядков «допетровской Руси»..
Общественно-политические взгляды славянофилов не получили широкого распространения даже в дворянско-помещичьей среде. В 40-х годах у славянофилов не было и собственного печатного органа. Для своих литературных выступлений они чаще всего пользовались реакционным журналом М. П. Погодина «Москвитянин», который имел ничтожное даже для тех лет количество подписчиков — не более 300 человек.
Против славянофилов решительно выступали «западники» — сторонники западноевропейского пути развития. К их числу принадлежали представители прогрессивной дворянской интеллигенции и некоторые разночинцы: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. Н. Кудрявцев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш и другие.
Западники были уверены, что Россия, подобно другим странам, должна перейти к буржуазному строю. Они являлись убежденными сторонниками отмены крепостного права, необходимости ограничения самодержавной власти и широкого использования достижений западноевропейской культуры. Признавая неминуемым развитие капитализма в России, западники приветствовали усиление влияния буржуазии в стране и считали неизбежным переход к капиталистической эксплуатации труда.
Для пропаганды своих взглядов западники использовали периодическую печать, художественную литературу, университетскую кафедру, литературные салоны. Они выступали с научными и публицистическими статьями, в которых показывали несостоятельность теории славянофилов, противопоставлявшей Россию странам Западной Европы, сообщали о политической и общественной жизни в буржуазных государствах, а также о новейших зарубежных научных трудах, произведениях иностранной художественной литературы и искусства. Большим успехом пользовались публичные лекции, прочитанные в середине 40-х годов профессором Московского университета историком Т. Н. Грановским. По свидетельству Герцена, «его речь была строга, чрезвычайно серьезна, исполнена силы, смелости и поэзии, которые мощно потрясали слушателей…»
Мировоззрение западничества объективно отражало интересы нарождавшейся буржуазии и для того времени было прогрессивным. Этим объясняется значительное влияние западников на широкие круги современников. Журнал А., Краевского «Отечественные записки» имел до 4 тыс. постоянных подписчиков и пользовался в 40-х годах большой популярностью.
При всем этом общественно-политические взгляды западников отличались классовой ограниченностью, свойственной буржуазным идеологам. Западники признавали лишь реформистский путь перехода от феодального строя к капиталистическому и решительно отмежевывались от сторонников революционной борьбы. В их среде социалистические учения вызывали постоянную критику и осуждение. Для них была характерна также идеализация буржуазного строя.
славянофильство | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено
Романтическая ультранационалистическая идеология группы правых реформаторов XIX века, горячо предрекавших России блестящее будущее. Они выступали в бесконечных дебатах, неизбежно вызванных победой России над Наполеоном I в 1812 году. Для них это будущее зависело от восстановления законного прошлого России. Они презирали Санкт-Петербург, «немецкую» столицу России и память о человеке, который ее построил, императоре Петре I. Славянофилы, как их стали называть, были философами национальности (9).0009 народность ‘). Для них национализм был чем-то большим, чем проявление патриотической верности русского подданного петербургским законам, политике момента и международной приверженности концерту Европы. К тревоге царя, славянофильство логически переросло в культурный и политический панславизм с опасными мессианскими представлениями о Великой России. Славянофилов интересовал прежде всего славянский род, а также земля и вера русского народа (народ ). Русская национальность была предметом славянофильского почитания. Для них это была низовая «народность», комплекс богоносных аполитичных народных традиций и занятий: община ( мир ), религия и культ, дела души ( душа ) в целом. Славянофилы выступали против крепостного права, потому что раньше русские были вольными. Окончательная позиция славянофилов против их идейных противников-западников выкристаллизовалась летом 1836 г., когда гениальный П.0009 Первое Философское Письмо появилось в Телескопе Надеждина . Приехавший в гости маркиз Астольф де Кюстин впоследствии опубликовал язвительные наблюдения в «La Russie» в 1839 году. Император Николай I тут же официально объявил Чаадаева невменяемым, и славянофилы бросились защищать Россию, прошлое, настоящее и будущее которой так грубо оклеветали оба сын и чужеземец. Поскольку славянофилы защищали, так сказать, неправильную Россию, Николай I часто заключал их в тюрьму. По иронии судьбы, они часто были в материальном согласии со своими мнимыми врагами, западниками, как отмечали Герцен и Бакунин.
Консервативные славянофилы были глубоко религиозны и поддерживали православную церковь; религия была основой их предвзятости. Они сделали свою фразу, возможно, впервые употребленную журналистским сторонником С. П. Шевыревым: «загнивающий Запад» ( гнилой запад ). Для таких людей, как их талантливые лидеры А. С. Хомяков и К. С. Аксаков, Запад деградировал из-за ложных принципов, на которых покоилась европейская культура, эклектизма и индивидуальности его мыслителей, мирских политических забот его философов и граждан. И. В. Киреевский и другие составили длинные списки противоположностей между Востоком и Западом, всегда в ущерб последнему. Славянофильская богословская мысль была враждебна как католицизму, так и протестантизму. Поддерживаемые М. П. Погодиным и Ф. И. Тютчевым славянофилы Ю. Самарин, И. С. Аксаков и их последователи логично требовали, чтобы Россия остановила процесс своей контаминации Западом и изолировала себя духовно и политически в гордом московском одиночестве Святой Руси Великой Отечественной. прошлый век.
Библиография: н. л. бродский, Ранние славянофилы (Москва 1910). ф. Фаднер, Семьдесят лет панславизма в России (Вашингтон, 1962). н. д. Рясановский, Россия и Запад в учении славянофилов (Кембридж, Массачусетс, 1952).
[ф. л. fadner]
Новая католическая энциклопедия
Еще из encyclopedia.com
дробилка , дробилка • джошер, шайба • мокша • тонзура • посудомоечная машина • побелка • порция • пусковая установка • брошюра, кошерная, шотландская • фуксия • толкатель • ручка-пушер • блю… Разделы Польши, разделы Польши: основные причины, приведшие к трем последовательным разделам (1772, 1793, 1795), устранившие Польшу с карты, были дек… Русская компания , В период раннего Нового времени различные отрасли международной торговли контролировались большими группами купцов, связанных с ней в единую компанию… Борис Годунов , БОРИС ГОДУНОВ (РОССИЯ ) (ок. 1551–1605; годы правления 1598–1605), царь России. Борис Федорович Годунов прославился при русском дворе в то время… Марина Мнишек , Смутное время Смутное время За полтора десятилетия до основания династии Романовых в 1613 году Россия пережила то, что было известно накануне… Екатерина Великая , Российская императрица Екатерина II (1729 г.
Об этой статье
Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью
Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ
Славянофилы и западники
Славянофилы
Славянские рапсодии
Славянские танцы
Славяне
Славяно-греко-латинская академия
Славков-у-Брна
Славитт, Дэвид Р. 1935- (Дэвид Бенджамин, Генри Лазарус, Линн Мейер, Дэвид Ритман Славитт, Генри Саттон)
Славитт, Дэвид (Ритман)
Славиш
Славиш (Роберт Эвардин) )
Slavin, Neal 1941-
Slavin, Millie
Slavin, Julia
Slavin, Helen 1966–
Slavin, Bill 1959-
Slavin, Bill
Slavin, Barbara 1951-
Slavin, Bill
, Barbara 1951-
Slavin. 1890–1943)
Slavík, Josef
Slavický, Klement
Slavicek, Milivoj 1929-
Slavicek, Louise Chipley 1956-
Slavicek, Louise Chipley
Slavic Religion
Slavophilism
Slavorum Apostoli
Славяне и раннеславянская культура
Славсон, Сэмюэль Ричард
Славута
Славутич, Яр
Славенсик Полтергейст
Славой-Складковский, Фелициан°
Slawson, Douglas J. 1947-
Slawson, John
Slawson, Wayne
Slay
Slayer,
Slayground
Slay
Slaymaker, Melissa Eskridge 1958-
, Donkemaler, Donkemaler, Donkemaler, Donkenald, Donkemall. »)
Слейтон, Роберт А(ллен)
SLC
SLC Панк!
SLCM
sld
SLE
Sleator, William (Warner), (III)
Sleator, William (Warner), (III) 1945–
Слеатор, Уильям 1945- (Уильям Уорнер III Слейтор)
Россия хочет спасти Европу от самой себя
С самого начала своего существования российское государство долгое время использовало Европу в качестве мерила для себя. В 19 -м -м веке в России ведущая интеллектуальная полемика велась между славянофилами и западниками, разделившимися по вопросу о сущности русской цивилизации и ее отношении к Европе.
Западники призвали Россию модернизировать экономику и политические институты, чтобы стать частью передового европейского интеллектуального пространства. Напротив, славянофилы видели в самодержавно-религиозной политической культуре не отсталость, а скорее выражение своеобразия русской идентичности, которое необходимо сохранить.
США, НАТО и вопрос России
ПОДРОБНЕЕ
На протяжении всего советского опыта Европа и Запад сохраняли эту позицию инакомыслия, а временами и вражды, особенно из-за длительной конфронтации СССР с США и НАТО, которые характеризовали годы холодной войны. Сегодня российская идентичность по отношению к Европе снова является предметом жарких споров.
Действительно, отношения между Москвой и ее западными соседями становятся все более конфликтными, особенно после событий на Украине, приведших к аннексии Крыма Россией в 2014 году. идей вокруг отношений между Москвой и Западом.
Консервативная мысльБурные события 2013 и 2014 годов ознаменовали решающий момент, когда политическая нестабильность в Украине — стране, которую Москва считает историческим и стратегическим союзником, — и свержение пророссийского президента Виктора Януковича привели к условия аннексии Крыма, провоцирующие ответ Запада в виде санкций.
Неудивительным последствием этих событий стало возвращение России к старому славянофильскому цивилизационному дискурсу с целью дистанцироваться от Европы. Но вместе с новым российским имперским нарративом для оправдания своих гегемонистских тенденций по отношению к другим постсоветским странам Кремль и российские консерваторы распространили другой, более двусмысленный дискурс.
Вставить из Getty Images
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что российская консервативная среда разнообразна и состоит из людей, хотя бы частично критически настроенных по отношению к президенту Владимиру Путину, но чьи идеи все же достаточно близки Кремлю, чтобы не считаться оппозиционерами. Среди них неоднозначный философ-неоевразийец Александр Дугин, откровенный империалистический лидер Либерально-демократической партии Владимир Жириновский и бескомпромиссный националист Александр Проханов. Интеллектуальные дебаты, происходящие в этом кругу, вносят свой вклад в официальную идеологию российского правительства.
В частности, из-за возобновившейся напряженности неудивительно, что Кремль распространяет антизападные дискурсы как внутри страны, так и за рубежом. Во многом благодаря развитой паутине альтернативных медиа, таких как RT и Sputnik, ориентированных на западную аудиторию, Россия пытается позиционировать себя как цивилизационную альтернативу, основанную на «традиционных ценностях», особенно среди тех на Западе, которые недовольны текущая политика.
Интересным способом представить Россию как антизападную цивилизацию, но при этом сохранить эту активную связь с Европой, является обозначение России как «Третьего Рима».
Эта идея проста и заманчива. Это влечет за собой переосмысление пророчества о Третьем Риме, сформулированного в 16 -м -м веке, согласно которому Москва является третьим и последним христианским царством после падения Рима и Константинополя. В соответствии с милленаризмом, характерным для христианской философии, Москва описывается как призванная представлять христианство в его последней и решающей борьбе с силами Антихриста: «Два Рима пали, Третий стоит, а четвертому никогда не быть».
Embed from Getty Images
Первый — это конечно же Древний Рим, принявший христианство в качестве государственной религии в 4 м веке при императоре Константине, но через столетие пал перед варварами, а второй — Византия, которая уступила османам в 1453 году. Переосмысленная в современных терминах, согласно антилиберальному и антизападному мировоззрению, ставшему частью официального дискурса России, страна переозначается как политическая наследница христианской Византийской империи и как последняя стоящим оплотом христианских моральных ценностей среди мира, испорченного культурным упадком и моральным релятивизмом.
Этот троп дистанцирует Россию от Запада и в то же время возвращает российские консервативные ценности как типично европейские. Действительно, центральное утверждение состоит в том, что Россия теперь является последней страной, которая полностью соблюдает христианские ценности, за которые когда-то якобы выступала Европа, о чем свидетельствует поддержка Кремлем семейных ценностей, характеризующихся традиционными гендерными ролями, противостоянием правам ЛГБТК+ и неприятием мультикультурализм.
Запад видится онтологически чуждым Европе, неким паразитическим образованием, поглотившим свою истинную душу, и именно России суждено спасти Европу от упадка.
Транснациональные последствияТакие идеи, распространяемые пророссийскими СМИ и другими симпатизирующими им СМИ, нашли одобрение ультраправых активистов в Европе и за ее пределами. На Международном консервативном форуме в Санкт-Петербурге, организованном в 2015 году российской ультранационалистической партией «Родина» («Родина»), Ник Гриффин, бывший лидер Британской национальной партии, и Роберто Фиоре, лидер итальянской неофашистской партии Forza Nuova («Новая Force) подчеркнул, что сегодня Россия является единственной страной, способной спасти Запад от посягательств мировых элит и исламизации.
Гриффин и Фиоре прокомментировали то, как Россия олицетворяет выживание христианского мира, а также надежду на многополярное будущее против «Нового мирового порядка», с не очень тонким заговорщическим оттенком.
Даже если эти идеи имеют отношение к восприятию Европы, их также можно легко переформулировать в более широкий цивилизационный оттенок. Мэтью Хаймбах, американский сторонник превосходства белой расы и основатель Традиционного рабочего движения, не скрывает своего восхищения президентом России Владимиром Путиным. В твите 2016 года он подчеркнул, что его правительство вновь заявило о себе «как защитник христианского мира и Третьего Рима и продемонстрировало заново открытую цель поддержки Традиций, христианства и идентичности».
В последнее время наблюдатели заметили распространение византийской тематики в кругах QAnon и подобных конспиративных групп, отметив преемственность между этим странным явлением и официальными заявлениями российского правительства, определяющего себя как законного наследника Византии. В период, отмеченный ростом напряженности в отношениях между Россией и Западом, крайне важно продолжать отслеживать эволюцию таких идей и их потенциальное влияние как в России, так и за ее пределами.