Император Юстиниана I. «Золотой век» Византии
Власть византийских императоров не была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться любой. В 518 г., после смерти Анастасия, в результате интриги, на трон взошёл начальник гвардии Юстина. Это был крестьянин из Македонии, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевший никакого опыта в государственных делах солдат. Этот выскочка, ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднен доверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице его племянника Юстиниана.
Уроженец Македонии Юстиниан по приглашению своего дяди юношей явился в Константинополь, где получил полное римское и христианское воспитание. Он имел опыт в делах, обладал зрелым умом, сложившимся характером. И с 518 по 527 гг. он фактически правил от имени Юстина. А после смерти Юстина, последовавшей в 527 г., он стал единственным правителем Византии.
Юстиниан был благородным представителем двух великих идей: идеи империи и идеи христианства
Юстиниан мечтал восстановить Римскую империю такой же, какой она некогда была, укрепить незыблемые права, которые Византия, наследница Рима, сохраняла в отношении западных варварских королевств, и возродить единство римского мира.
Юстиниан считал своей первоочередной задачей усиление военной и политической мощи Византии. При Юстиниане территория Византии увеличилась почти вдвое, ее границы стали приближаться к границам Римской империи. Она превратилась в могущественное государство Средиземноморья. Юстиниан именовал себя императором франкским, алеманским и прочими титулами, подчеркивая свои претензии на господство в Европе.
Созданный при Юстиниане «Свод гражданского права» — вершина византийской юридической мысли. В «Своде» нашли отражение изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, в т.ч. улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю и др. Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой.
При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и правопорядок в стране. Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и искусств», за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.
При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней — Собор Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне. Он наладил связи с Папой Римским Иоанном, которого с почетом встречал в своей столице. в Константинополе в 525 г . Папа Иоанн — первый из римских первосвященников, посетивший новый Рим.
Формально по отношению к Церкви Юстиниан соблюдал принцип симфонии, предполагавший равное и дружественное сосуществование Церкви и государства
Человек верующий и убежденный в том, что правит благодатью Божьей, он придавал существенное значение духовно-нравственному руководству своими подданными. Он хотел, чтобы в единой империи, в которой установлен был им единый закон, существовала единая вера и единая духовная власть, именно его вера и его воля. Он очень любил богословские рассуждения, считал себя замечательным теологом, верил, что Бог глаголет его устами, — и объявил себя «учителем веры и главой церкви», готовым охранять церковь от ее собственных заблуждений и от нападений противников. Всегда и неизменно он предоставлял себе право диктовать церкви догматы, дисциплину, право, обязанности, словом, превращал ее в орган своей высшей (святейшей) власти.
Законодательные его акты полны постановлений о церковном устройстве, регламентирующих все его мелочи. Вместе с тем Юстиниан стремится благодетельствовать церкви щедрыми пожалованиями, украшением и постройкой храмов. Чтобы лучше подчеркнуть свое благочестивое усердие, он сурово преследовал еретиков, в 529 г . приказал закрыть афинский университет, где еще тайно оставалось несколько языческих преподавателей, и яростно преследовал раскольников. Помимо этого он умел управлять церковью, как господин, и в обмен за покровительство и милости, которыми он ее осыпал, деспотически и грубо предписывал ей свою волю, откровенно называя себя «императором и священником».
Наследник цезарей, он хотел подобно им быть живым законом, наиболее полным воплощением абсолютной власти и вместе с тем непогрешимым законодателем и реформатором, заботящимся о порядке в империи. Император присвоил себе право свободно назначать и смещать епископов, устанавливать удобные для себя церковные законы Это он сказал, что «источником всех богатств церкви является щедрость императора».
При Юстиниане чины церковной иерархии получили много прав и преимуществ. Епископам было поручено не только руководительство делами благотворительности: они поставлены были исправителями злоупотреблений в светской администрации и суде. Иногда они перерешали дело сами, иногда вступали в соглашение с должностным лицом, на которое заявлялась претензия, иногда доводили дело до сведения самого императора. Клирики были изъяты от подчинения обыкновенным судам; священников судили епископы, епископов — соборы, в важных случаях — сам император.
Особой опорой и советником для Юстиниана в его деятельности была его жена императрица Феодора
Феодора также происходила из народа. Дочь сторожа медведей с ипподрома, модная актриса, заставила Юстиниана жениться на себе и вместе с ним вступила на трон.
Несомненно, что пока она была жива — Феодора умерла в 548 г., — она оказывала на императора огромное влияние и управляла империей в такой же мере, как и он, а может быть и в большей. Происходило это потому, что несмотря на свои недостатки — она любила деньги, власть и, чтобы сохранить трон, часто поступала коварно, жестоко и была непреклонна в своей ненависти, — эта честолюбивая женщина обладала превосходными качествами — энергией, твердостью, решительной и сильной волей, осторожным и ясным политическим умом и, быть может, многое видела более правильно, чем ее царственный супруг.
В то время как Юстиниан мечтал вновь завоевать Запад и восстановить в союзе с папством Римскую империю, она, уроженка Востока, обращала свои взоры на Восток с более точным пониманием обстановки и потребностей времени. Она хотела положить там конец религиозным ссорам, вредившим спокойствию и могуществу империи, вернуть путем различных уступок и политики широкой веротерпимости отпавшие народы Сирии и Египта и, хотя бы ценой разрыва с Римом, воссоздать прочное единство восточной монархии. Политика единения и веротерпимости, которую советовала Феодора, была, без сомнения, осторожной и разумной.
Будучи императором, Юстиниан неоднократно оказывался в затруднении, не зная, какой линии поведения ему следует держаться. Для успеха своих западных предприятий ему было необходимо сохранять установленное согласие с папством; чтобы восстановить политическое и моральное единство на Востоке, надо было щадить монофизитов, весьма многочисленных и влиятельных в Египте, Сирии, Месопотамии, Армении. Его колеблющаяся воля пыталась, несмотря на все противоречия, обрести почву для взаимного понимания и найти средство для примирения этих противоречий.
Постепенно, в угоду Риму, он позволил Константинопольскому собору 536 г . предать инакомыслящих анафеме, начал преследовать их (537–538), напал на их цитадель — Египет, а в угоду Феодоре дал возможность монофизитам восстановить их церковь (543) и постарался на Константинопольском соборе 553 г . добиться от папы косвенного осуждения решений Халкидонского собора. Рост богатства империи, неограниченная власть монарха, стоявшего над законами, подчиненная роль Церкви, унизительные церемонии поклонения императору-христианину, достойные скорее языческих царей, не могли не сказаться на нравах тогдашнего общества.
Духовные запросы людей оскудевали. Жители Константинополя проводили дни в цирках, где они в азарте делились на партии, провоцирующие беспорядки и кровопролития. На ипподромах зрители яростно вопили: «Богородица, дай нам победу!» Нанимались колдуны, чтобы напустить порчу на коней; выступали артисты-мимы, изображавшие самые непристойные сцены и, не смущаясь, богохульствовали. В городе процветали притоны, кабаки, повальное пьянство, разврат. С непомерной роскошью императорской знати и высшего духовенства соседствовала ужасающая бедность.
Парадоксально, но распущенность нравов уживалась в Византии с повсеместной демонстрацией благочестия. Население Византии проявляло удивительную склонность к богословствованию. Так, по словам историка Агапия, толпы бездельников на базаре и в пивных рассуждали о Боге и Его сущности. По остроумному замечанию русского философа Вл. Соловьева, «в Византии было больше богословов, чем христиан».
Так, с подачи самого благословенного из византийских императоров, над христианским миром, который хранил Божественные заповеди, но не исполнял их, нависла неизбежная кара. Приближаясь к старости, Юстиниан терял энергию и энтузиазм. Смерть Феодоры (548 г.) лишила его важной опоры, источника твердости и вдохновения. Ему уже тогда было около 65 лет, но он процарствовал до 82-летнего возраста, склоняя понемногу голову перед преградами, которые жизнь ставила его целям. Погружаясь в апатию, он почти равнодушно смотрел, как управление все более расстраивалось, бедствия и недовольство все более росли. Корипп рассказывает, что в эти последние годы «старец-император ни о чем не заботился. Как бы уже окоченелый, он весь погружался в ожидание вечной жизни; дух его был уже на небе». Юстиниан умер в ноябре 565 г., не назначив себе преемника (Феодора оставила его бездетным)..
Александр А. Соколовский
Юстиниан (император Византии)
Император Юстиниан. Мозаика в Равенне. VI в.
- Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по приглашению своего дяди Юстина, влиятельного придворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то что сам так и остался неграмотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили престарелого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отличали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его фактически правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Её жизнь сложилась необычно: дочь бедного циркового артиста и сама цирковая артистка, она 20-летней девушкой уехала в Александрию, где попала под влияние мистиков и монахов и преобразилась, став искренне религиозной и благочестивой. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась незаменимой подругой императору в трудные минуты. Юстиниан и Феодора были достойной парой, хотя злым языкам долго не давал покоя их союз.
В 527г., после смерти дяди, 45-летний Юстиниан стал автократором — самодержцем — империи ромеев, как называлась тогда Византийская империя.
Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь раздирали споры о том, был ли Христос «богочеловеком»; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не обрабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан, чуждый роскоши и удовольствий, искренне верующий православный христианин, богослов и политик, как нельзя лучше подходил для этой роли.
В царствовании Юстиниана I ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527-532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раздачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это время укрепились позиции Христианской Церкви в борьбе с другими религиями: в Афинах был закрыт последний оплот язычества — платоновская Академия; ограничены возможности для открытого исповедания культов инаковерующих — иудеев, самаритян и т. д. Это был период войн с соседней иранской державой Сасанидов за влияние в Южной Аравии, целью которых было укрепиться в портах Индийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем. Это было время борьбы с произволом и злоупотреблениями знати.
Главное событие этого этапа — реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Комиссия подготовила собрание императорских указов — «Кодекс Юстиниана», свод сочинений римских юристов — «Дигесты», а также руководство по изучению права- «Институции». Проводя законодательную реформу, исходили из необходимости сочетания норм классического римского права с духовными ценностями христианства. Выразилось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равенства граждан перед законом. Более того, при Юстиниане унаследованные от Древнего Рима законы, связанные с частной собственностью, приняли окончательный вид. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь — «говорящее орудие», а как человека. Хотя рабство не отменялось, для раба открывалось много возможностей освободиться: если он стал епископом, ушёл в монастырь, стал солдатом; раба было запрещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, по новым законам права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый Церковью развод. Вместе с тем на право не могла не наложить отпечаток эпоха. Часты были казни: для простолюдинов — распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зверям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали. Смертью каралось и оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.
Реформы императора были прерваны народным восстанием «Ника» в Константинополе (532 г.). Всё началось с конфликта между двумя партиями болельщиков в цирке: венетами («голубыми») и прасинами («зелёными»). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-политические союзы. К традиционной борьбе болельщиков добавились политические обиды: прасины считали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недовольны злоупотреблениями «министра финансов» Юстиниана — Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Лидеры прасинов предъявили свои требования императору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное оскорбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столкновению из обеих партий и приговорили их к смерти, двое осуждённых сорвались с виселицы («были помилованы Богом»), но власти отказались их освободить.
Тогда была создана единая «зелено-голубая» партия с лозунгом «Ника!» (цирковой клич «Побеждай!»). В городе начался открытый бунт, совершались поджоги. Император согласился на уступки, отправив в отставку наиболее ненавистных народу министров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к мятежу. Ничего не дали ни попытки силой подавить восстание с помощью отряда варваров, ни публичное покаяние императора с Евангелием в руках. Мятежники требовали теперь его отречения и провозгласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожаров между тем становилось всё больше. «Город представлял груду чернеющих развалин», — писал современник. Юстиниан был готов отречься, но в этот момент императрица Феодора заявила, что предпочитает смерть бегству и что «пурпур императора — отличный саван». Её решительность сыграла большую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную попытку восстановить контроль над столицей: отряд полководца Велизария, победителя персов, проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и устроил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.
Страшная катастрофа, постигшая Константинополь, — пожары и смерти — не повергла, однако, в уныние ни Юстиниана, ни горожан. В том же году на средства казны началось бурное строительство. Пафос восстановления захватил широкие слои горожан. В каком-то смысле можно сказать, что город восстал из пепла, как сказочная птица Феникс, и стал ещё красивее. Символом этого подъёма было, конечно, строительство чуда из чудес — константинопольского храма Святой Софии. Оно началось сразу же, в 532 г., под руководством архитекторов из провинции — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Внешне здание мало чем могло поразить зрителя, но настоящее чудо преображения происходило внутри, когда верующий оказывался под огромным мозаичным куполом, который как бы висел в воздухе без всякой опоры. Купол с крестом парил над молящимися, символизируя божественный покров над империей и её столицей. Юстиниан не сомневался, что его власть имеет божественную санкцию. В праздники он восседал на левой части трона, а правая была пуста — на ней невидимо присутствовал Христос. Автократор мечтал, что невидимый покров будет вознесён над всем римским Средиземноморьем. Идеей восстановления христианской империи — «римского дома» — Юстиниан вдохновил всё общество.
Когда купол константинопольской Софии ещё возводился, с Великого освободительного похода на Запад начался второй этап правления Юстиниана (532-540 гг.).
К концу первой трети VI в. варварские королевства, возникшие в западной части Римской империи, переживали глубокий кризис. Их раздирала религиозная рознь: основное население исповедовало православие, но варвары, готы и вандалы были арианами, чьё учение было объявлено ересью, осуждённой в IV в. на I и II Вселенских соборах Христианской Церкви. Внутри самих варварских племён быстрыми темпами шло социальное расслоение, усиливалась рознь между знатью и простолюдинами, что подрывало боеспособность армий. Элита королевств была занята интригами и заговорами и не заботилась об интересах своих государств. Коренное население ждало византийцев как освободителей. Поводом для начала войны в Африке послужило то, что вандальская знать свергла законного короля — друга империи — и посадила на престол его родственника Гелизмера. В 533 г. Юстиниан отправил 16-тысячную армию под командованием Велизария к африканским берегам. Византийцам удалось скрытно высадиться и беспрепятственно занять столицу вандальского королевства Карфаген. Православное духовенство и римская знать торжественно встречали императорские войска. Простой народ также относился к их появлению сочувственно, так как Велизарий сурово карал грабежи и мародёрство. Король Гелизмер пытался организовать сопротивление, но проиграл решающее сражение. Византийцам помогла случайность: в начале боя погиб брат короля, и Гелизмер покинул войска, чтобы похоронить его. Вандалы решили, что король бежал, и армию охватила паника. Вся Африка оказалась в руках Велизария. При Юстиниане I здесь развернулось грандиозное строительство — было построено 150 новых городов, восстановлены тесные торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Провинция переживала экономический подъём все 100 лет, пока она была в составе империи.
Вслед за присоединением Африки началась война за обладание историческим ядром западной части империи — Италией. Поводом к началу войны стали свержение и убийство законной королевы остготов Амаласунты её супругом Тео-датом. Летом 535 г. Велизарий с восьмитысячным отрядом высадился на Сицилии и в короткий срок, почти не испытывая сопротивления, занял остров. На следующий год его войско переправилось на Апеннинский полуостров и, несмотря на огромный численный перевес противника, отвоевало его южную и центральную части. Италийцы всюду встречали Велизария с цветами, сопротивление оказал лишь Неаполь. Огромную роль в такой поддержке народа сыграла Христианская Церковь. Кроме того, в стане остготов царил разброд: убийство трусливого и коварного Теодата, бунт в войсках. Армия выбрала новым королём Вити-гиса — смелого солдата, но слабого политика. Он тоже не смог остановить наступление Велизария, и в декабре 536 г. византийская армия без боя заняла Рим. Духовенство и горожане устроили византийским солдатам торжественную встречу. Население Италии более не желало власти остготов, о чём свидетельствует следующий факт. Когда весной 537 г. пятитысячный отряд Велизария был осаждён в Риме огромной армией Витигиса, битва за Рим длилась 14 месяцев; несмотря на голод и болезни, римляне сохранили верность империи и не впустили Витигиса в город. Показательно и то, что и сам король остготов печатал монеты с портретом Юстиниана I — только власть императора считалась законной. Глубокой осенью 539 г. армия Велизария осадила столицу варваров Равенну, и через несколько месяцев, опираясь на поддержку друзей, императорские войска заняли её без боя.
Казалось, власть Юстиниана не знает границ, он в апогее своего могущества, сбываются планы восстановления Римской империи. Однако главные испытания ещё только ждали его державу. Тринадцатый год правления Юстиниана I был «чёрным годом» и начал полосу трудностей, преодолеть которые могли только вера, мужество и стойкость ромеев и их императора. Это был третий этап его царствования (540-558 гг.).
Ещё когда Велизарий вёл переговоры о капитуляции Равенны, персы нарушили подписанный ими десять лет назад «Вечный мир» с империей. Шах Хосров I с огромным войском вторгся в Сирию и осадил столицу провинции — богатейший город Антиохию. Жители смело защищались, но гарнизон оказался небоеспособным и разбежался. Персы взяли Антиохию, разграбили цветущий город и продали жителей в рабство. На следующий год войска Хосрова I вторглись в союзную с империей Лазику (Западная Грузия), началась затяжная византийско-персидская война. Гроза с Востока совпала с нашествием славян на Дунае. Пользуясь тем, что укрепления границы остались почти без гарнизонов (войска были в Италии и на Востоке), славяне дошли до самой столицы, прорвались через Длинные стены (три стены протяжённостью от Чёрного моря до Мраморного, защищающие предместья города) и начали грабить пригороды Константинополя. Велизарий был срочно переброшен на Восток, и ему удалось остановить нашествие персов, но пока его армии не было в Италии, там оживились остготы. Они выбрали королём молодого, красивого, смелого и умного Тотилу и под его руководством начали новую войну. Варвары зачисляли в армию беглых рабов и колонов, раздавали своим сторонникам земли Церкви и знати, привлекали тех, кого обидели византийцы. Очень быстро маленькая армия Тотилы заняла почти всю Италию; под контролем империи остались лишь порты, которые без флота взять было невозможно.
Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чумы (541-543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения. Казалось, что невидимый купол Софии над империей дал трещину и в неё хлынули чёрные вихри смерти и разрушения.
Юстиниан хорошо понимал, что главная его сила перед лицом превосходящего противника — вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше занимали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений Отцев Церкви (традиционное название деятелей Христианской Церкви, создавших её догматику и организацию) и написанием собственных богословских трактатов. Однако император хорошо понимал, что именно в христианской вере ромеев их сила. Тогда была сформулирована знаменитая идея «симфонии Царства и Священства» — союза церкви и государства как гарантии мира — Империи.
В 543 г. Юстиниан написал трактат, осуждающий учение мистика, аскета и богослова III в. Оригена, отрицающее вечные муки грешников. Однако главное внимание император уделял преодолению раскола православных и монофизитов. Конфликт этот вот уже более 100 лет терзал Церковь. В 451 г. IV Вселенский собор в Халкидоне осудил монофизитов. Богословский спор был осложнён соперничеством между влиятельными центрами православия на Востоке — Александрией, Антиохией и Константинополем. Раскол между сторонниками Халкидонского собора и его противниками (православными и монофизитами) в царствование Юстиниана I принял особую остроту, так как монофизиты создали свою отдельную церковную иерархию. В 541 г. начинается деятельность известного монофизита Якова Барадея, который в одежде нищего обошёл все страны, населённые монофизитами, и восстановил монофизитскую церковь на Востоке. Религиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим народом в империи ромеев, были преимущественно православными, а копты и многие арабы — монофизитами. Для империи это было тем более опасно, что богатейшие провинции — Египет и Сирия — давали огромные суммы в казну и от поддержки правительства торгово-ремесленными кругами этих областей многое зависело. Пока была жива Феодора, она помогала смягчать конфликт, покровительствуя монофизитам, несмотря на нарекания православного духовенства, но в 548 г. императрица умерла. Юстиниан решил вынести вопрос о примирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгладить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов — Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так называемые «три главы»). Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с Церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились Папа римский Вигилий и подавляющее большинство западных епископов. Император вывез Папу в Константинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осудил «три главы». Папа не участвовал в работе собора, ссылаясь на недомогание, и пытался противодействовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их.
В истории этого собора следует различать его религиозный смысл, заключающийся в торжестве православного догмата о том, что божественная и человеческая природа соединены в Христе не-слиянно и нераздельно, и политические интриги, которые его сопровождали. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофи-зитами не наступило, и чуть было не произошёл разрыв с западными епископами, недовольными решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации Православной Церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юстиниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком, одним из виднейших представителей которой был Роман Сладкопевец. Это была эпоха расцвета палестинского монашества, время Иоанна Лествичника и Исаака Сирина.
Произошёл перелом и в политических делах. В 552 г. Юстиниан снарядил новую армию для похода в Италию. На этот раз она отправилась сухопутной дорогой через Далмацию под командованием евнуха Нарсеса, храброго полководца и хитрого политика. В решающем сражении конница Тотилы атаковала войска Нарсеса, построенные полумесяцем, попала под перекрёстный обстрел лучников с флангов, обратилась в бегство и смяла свою же пехоту. Тотила был тяжело ранен и умер. В течение года византийская армия восстановила своё господство над всей Италией, а ещё через год Нарсес остановил и уничтожил полчища лангобардов, хлынувших на полуостров.
Италия была спасена от страшного разграбления. В 554 г. Юстиниан продолжил завоевания в Западном Средиземноморье, попытавшись захватить Испанию. Полностью этого сделать не удалось, но небольшая область на юго-востоке страны и Гибралтарский пролив перешли под господство Византии. Средиземное море вновь стало «Римским озером». В 555г. имперские войска разгромили огромное персидское войско в Лазике. Хосров I подписал сначала перемирие на шесть лет, а потом и мир. Удалось справиться и со славянской угрозой: Юстиниан I заключил союз с кочевниками-аварами, которые взяли на себя охрану дунайской границы империи и борьбу со славянами. В 558 г. этот договор вступил в силу. Для империи ромеев наступил долгожданный мир.
Последние годы правления Юстиниана I (559- 565 гг.) прошли спокойно. Финансы империи, ослабленные четвертьвековой борьбой и страшной эпидемией, восстанавливались, страна залечивала раны. 84-летний император не оставлял своих богословских занятий и надежд покончить с расколом в Церкви. Он даже написал близкий по духу монофизитам трактат о нетленности тела Христа. За сопротивление новым взглядам императора в ссылке оказались константинопольский патриарх и многие епископы. Юстиниан I одновременно был продолжателем традиций ранних христиан и наследником языческих кесарей. С одной стороны, он боролся против того, чтобы в Церкви были активны только священники, а миряне оставались лишь зрителями, с другой — постоянно вмешивался в церковные дела, смещая епископов по своему усмотрению. Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей — помогал бедным, облегчал положение рабов и колонов, восстанавливал города — и одновременно подвергал население жестокому налоговому гнёту. Пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог уничтожить продажность и злоупотребления чиновников. Его попытки восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись реками крови. И всё же, несмотря ни на что, империя Юстиниана была оазисом цивилизации в окружении языческих и варварских государств и поражала воображение современников.
Значение деяний великого императора выходит далеко за рамки его времени. Укрепление позиции Церкви, идейная и духовная консолидация православия сыграли огромную роль для становления средневекового общества. Кодекс императора Юстиниана I стал основой европейского права последующих веков.
Византийская империя: Карта, история и факты
Карта Византийской империи в период ее наибольшего расширения в 565 году нашей эры. (Изображение предоставлено Димитриосом Карамитросом через Getty Images)Византийская империя, также известная как Византия, относится к восточной половине Римской империи, которая просуществовала почти 1000 лет после краха западной части империи.
Византийская империя располагалась в Константинополе (современный Стамбул) и на пике своего развития контролировала территорию от южной Испании до Сирии.
На протяжении всей своей истории византийцы редко контролировали Рим и говорили в основном на греческом. Несмотря на это, жители Византии продолжали называть себя «римлянами», писал Тимоти Грегори, почетный профессор истории Университета штата Огайо, в книге « A History of Byzantium » (Wiley- Блэквелл, 2010). Их более широкая империя считалась «римской» империей, хотя она редко контролировала Рим.
В отличие от западной половины империи, Византийская империя процветала и переживала «золотой век» во время правления Юстиниана (527–565 гг. н. э.), когда территории империи простирались до Западной Европы, а строители императора построили Собор Святой Софии, большой собор, который стоит до сих пор и
После смерти Юстиниана Византийская империя ослабла и потеряла территорию. В 1204 году во время крестовых походов византийцы были преданы, когда крестоносцы с запада разграбили Константинополь, пытаясь получить деньги.
Византийская империя в конце концов пала, когда Константинополь был завоеван Османской империей в 1453 году после осады.
Происхождение
К началу четвертого века нашей эры Римская империя охватила огромную территорию, от северной Англии до Сирии. Однако им стало трудно управлять и возникло много проблем, поэтому в 293 году нашей эры император Диоклетиан ввел систему, известную как тетрархия. Это фактически разделило империю на четыре региона, двумя из которых правили императоры (Август), а двумя другими правил наследник каждого императора (Цезарь). Констанций (жил в 250–306 гг.) был назван одним из этих цезарей и в конце концов стал августом на западе. После его смерти в 306 году армия объявила его сына Константина августом.
Константин взял под свой контроль западную половину Римской империи после победы в битве у Мильвийского моста в 312 году нашей эры против Максенция, претендента на западный трон. Легенды, рассказанные при жизни Константина, говорят, что перед битвой у Константина был какой-то религиозный опыт, который привел к тому, что он стал христианином. В 324 году нашей эры Константин стал императором всей Римской империи после победы в битве при Хрисополисе на территории современной Турции против Лициния, императора на востоке.
Воссоединив империю, Константин внес ряд важных изменений, которые заложили основы Византийской империи.
«Наиболее значительными из этих изменений были появление христианства как излюбленной (а затем и официальной) религии государства и создание Константинополя как нового городского центра империи на берегу Босфора, на полпути между все границы империи, — отметил Григорий.
Статуя римского императора Константина Великого, 274-337 гг., расположенная за пределами Йоркского собора, Англия. Здесь он был провозглашен римским императором в 306 году нашей эры. (Изображение предоставлено RichieChan через Getty Images)Константинополь был построен на месте Византии, городского центра, имевшего долгую историю предшествующей оккупации. Писатель Созомен, живший в пятом веке нашей эры, утверждал, что выбор Константином места для его нового города был вдохновлен Богом — якобы Бог явился перед Константином и повелел ему построить город там, где он это сделал.
Григорий отметил, что Константин крестился незадолго до своей смерти в 337 г. н.э. Смерть Константина привела к череде недолговечных преемников. Феодосий I был последним единоличным римским императором. После его смерти в 39 г.5 империя разделилась на две империи — восточную и западную.
Пятый век станет концом западной половины Римской империи. После потери территорий так называемыми «варварскими» группами и раздираемой междоусобицами Западная Римская империя рухнула в 476 году, когда ее последний император был вынужден отречься от престола.
Восточная Римская империя, напротив, выжила, превратившись в то, что мы сегодня называем «Византийской империей», хотя ее жители по-прежнему считали себя «римлянами».
Юстиниан I
Юстиниан I стал императором в 527 году. Он был племянником и приемным сыном Юстина I, который был дворцовой стражей до узурпации престола в 518 году. Хотя многие историки говорят, что золотой век Византии пришелся на время его правления, Правление Юстиниана началось не очень многообещающе.
В начале своего правления Юстиниан решил еще больше укрепить христианство как официальную религию Византийской империи. Ко времени его вступления на престол традиционные греко-римские религии были в значительной степени запрещены. Юстиниан расширил это, закрыв философскую школу в Афинах в 529 г., место, где студенты узнали о работах древнегреческих философов, таких как Платон, которые следовали традиционным греко-римским религиям.
В 532 году, всего через пять лет после его правления, в Константинополе произошли восстания Ника (Ника в переводе с греческого означает «победа» или «завоевание»). Древний писатель Прокопий (живший в шестом веке нашей эры) писал, что Константинополь, наряду с другими имперскими городами, был расколот на две фракции — «синих» и «зеленых», — которые имели тенденцию устранять свое соперничество в гонках на колесницах и другие события. Гонки на колесницах были чрезвычайно популярны в то время и были связаны с имперской властью: сам Юстиниан был «Синим», как писал автор Джеймс Граут в Римская энциклопедия (открывается в новой вкладке).
Перед беспорядками византийские власти арестовали нескольких членов обеих фракций и приговорили их к казни. Это спровоцировало сторонников «синих и зеленых», которые также были возмущены высокими налогами, введенными Юстинианом. Когда требования фракций об освобождении арестованных членов были проигнорированы, они объединились и попытались свергнуть императора.
«Члены двух фракций, сговорившись между собой и объявив перемирие друг с другом, схватили заключенных, а затем сразу вошли в тюрьму и освободили всех, кто там находился в заточении… Город был обстрелян, как если бы он попал под рука врага…» — писал Прокопий. 14 через веб-сайт Университета Фордхэма (открывается в новой вкладке)).
Подробная византийская мозаика императора Юстиниана со свитой. (Изображение предоставлено Ричардом Т. Новицем через Getty Images)Беспорядки продолжались несколько дней, и Юстиниану пришлось призвать войска, чтобы подавить бунтовщиков. (Прокопий писал, что в результате было убито 30 000 человек.) Беспорядки причинили значительный ущерб, но Юстиниан воспользовался ситуацией, чтобы построить что-то грандиозное. На месте разрушенной церкви, называемой Святой Софией (что означает «Святая Премудрость»), он приказал построить новый, гораздо более величественный собор.
«Размеры собора Святой Софии огромны для любой конструкции, построенной не из стали», — написали историк искусства Хелен Гарднер и профессор истории искусств Бостонского университета Фред Кляйнер в книге « Искусство Гарднера сквозь века: A Global History (открывается в новой вкладке)» (Cengage Learning, 2015). Замещающий собор «около 270 футов [82 метра] в длину и 240 футов [73 метра] в ширину. Диаметр купола составляет 108 футов [33 метра], а его корона возвышается примерно на 180 футов [55 метров] над мостовой». написал.
Говорят, что после того, как он был построен, около 537 года, Юстиниан заметил: «Соломон, я превзошел тебя». Эта цитата впервые упоминается писателями спустя столетия после постройки собора Святой Софии и может быть недостоверной. Большой баптистерий собора , который, возможно, недавно был обнаружен археологами, был местом, где крестили многих византийских императоров.
В дополнение к строительству невероятного собора Юстиниан руководил крупной территориальной экспансией империи, отвоевывая территории в Северной Африке, Италии (включая Рим) и части Западной Европы.
Интеллектуальные достижения Юстиниана также были значительны. «Искусство и литература процветали при его правлении, и его чиновники осуществили удивительно тщательный синтез римского права, который до наших дней служил основой правовых систем большей части Европы», — писал Григорий.
Собор Святой Софии (Ая-София), большой купольный монумент, построенный как собор и ныне являющийся музеем в Стамбуле, Турция. (Изображение предоставлено Эмадом Альджума через Getty Images)Эти достижения произошли, несмотря на то, что Юстиниан не оказывал прямой поддержки искусству или литературе, писала Филиппомария Понтани, профессор Университета Ка’Фоскари в Венеции, в книге « История древнегреческой стипендии: От истоков до Конец византийской эпохи г. (открывается в новой вкладке)» (Brill, 2020).
«Долгое правление императора Юстиниана (527–565) стало свидетелем замечательного расцвета поэтов, юристов, архитекторов и историков», но «прямое покровительство Юстиниана в конкретной области литературы было на самом деле довольно ограниченным», — писал Понтани. . Кроме того, в 562 году произошло крупномасштабное сожжение книг, которые считались «языческими».
В период с 541 по 542 год чума разорвала империю Юстиниана и даже поразила самого императора, хотя он и выжил. Однако «многие из его соотечественников этого не сделали, и некоторые ученые утверждали, что погибла до одной трети населения Константинополя», — писал Григорий, отмечая, что болезнь будет повторяться примерно каждые 15 лет с этого момента до седьмого. век.
Нехватка продовольствия, вызванная более прохладными погодными условиями, произошла примерно в то же время, что усугубило ситуацию. Исследования показывают, что обломок кометы Галлея врезался в Землю в 536 году нашей эры, в результате чего в атмосферу попало столько пыли, что планета значительно остыла. Также было высказано предположение, что извержение вулкана в Сальвадоре способствовало более прохладному климату.
Темные века Византии
Карта Византийской империи при императоре Юстиниане I, до его вступления на престол и после его смерти. (Изображение предоставлено Димитриосом Карамитросом через Getty Images)Юстиниан I умер в 565 году. Столетия после смерти Юстиниана иногда называют византийским «Темным веком», так как империю постигла череда несчастий.
На западе большая часть территории, захваченной Юстинианом, была потеряна. К началу седьмого века «большая часть Италии находилась под властью лангобардов, Галлия была в руках франков, а прибрежные районы Испании, окончательное завоевание Юстинианом повторного завоевания, должны были вскоре перейти к вестготам», Эндрю Лаут, почетный профессор святоотеческой и византийской филологии Даремского университета, написал в главе книги « The Cambridge History of the Byzantine Empire » (Cambridge University Press, 2008).
Лаут отметил, что между 630 и 660 годами большая часть восточной территории империи, включая Египет, была завоевана особенно таких, как Рашидунский и Омейядский халифаты. Это значительно ослабило позиции Византии. «Это радикальное потрясение вместе с упорной агрессией арабов против оставшихся византийских земель и вторжениями славян и народов, происходящих из среднеевропейских степей, на Балканы , ускорил переход городов восточного Средиземноморья, который уже шел полным ходом», — писал Лаут. 0003
«К концу (седьмого) века города утратили большую часть своего социального и культурного значения и сохранились как укрепленные анклавы», а также рынки, добавил Лаут. «Даже Константинополь едва выжил, и сделал это в гораздо более тяжелых условиях».
Недавнее исследование обнаружило свидетельства того, что в некоторых византийских городах были остановлены даже службы по вывозу мусора; археологи обнаружили, что он закончился в Элузе в Израиле в середине шестого века.
Эти трудные времена, возможно, способствовали иконоборчеству, имевшему место в восьмом и девятом веках в Византийской империи. В этот период было уничтожено много византийских религиозных произведений искусства.
Византийское возвращение?
К 1025 году Византийская империя простиралась на территорию современной Турции, Греции и Балкан. (Изображение предоставлено Cplakidas/Creative Commons.)Византия так и не вернулась к «золотому веку», который она пережила во время правления Юстиниана. Тем не менее в IX веке военное положение стабилизировалось, и к XI веку Византия вернула себе значительную территорию, которую она потеряла.
Ко времени смерти императора Василия II в декабре 1025 года, после почти 50-летнего царствования, Византия была «господствующей державой на Балканах и Ближнем Востоке, с явно безопасными границами по Дунаю, в Армянском нагорье и за Евфрат», — писал Майкл Ангольд, почетный профессор Эдинбургского университета, в другой главе «Кембриджской истории Византийской империи». Кроме того, византийцам удалось распространить христианство на Руси.
Тем не менее, это своего рода возвращение было, мягко говоря, незначительным. «Пятьдесят лет спустя Византия боролась за свое существование. Все ее границы были нарушены», — писал Ангольд. К этому времени кочевники проникали в Турцию и придунайские провинции, а норманны захватили итальянские территории Византийской империи.
Тем не менее, империя, в конце концов, вновь обрела некое подобие стабильности и продолжила свое существование.
Великий раскол 1054 года
16 июля 1054 года папский легат (представитель) по имени Гумберт Сильва Кандидский отлучил Константинопольского патриарха Михаила I Керулария от церкви. В то время Папа Лев IX недавно умер, а новый Папа еще не был выбран. Патриарх отказался отказаться от власти и взамен отлучил Гумберта от церкви. Это привело к расколу между церковью в Константинополе и церковью в Риме.
Михаил I Керуларий ввел правила, гласящие, что все церкви в Константинополе должны следовать греческим обычаям — даже те, в чьих прихожанах было много прихожан из Западной Европы, — писал Филип Кеннеди, старший научный сотрудник богословия Мэнсфилд-колледжа Оксфордского университета в его книга «Христианство: введение» (Bloomsbury Publishing, 2011). Это разозлило папу Льва IX, который отправил легатов во главе с Гумбертом в Константинополь с письмом протеста против его действий. Керуларий отказался встречаться с этими легатами, и после смерти папы Льва IX Гумберт решил отлучить Керуларий от церкви, писал Кеннеди.
На протяжении столетий между западными и греческими церквями возник ряд различий в обычаях. Например, церкви в Риме использовали пресный хлеб, тогда как греческие церкви, как правило, использовали квасной хлеб. Были также различия в том, как следует формулировать Никейский символ веры — заявление веры. Были также различия в безбрачии священников — греческие церкви разрешали женатым священникам.
Кеннеди отметил, что в начале 11 века, когда норманны вторглись на Сицилию, они заставили греков, живущих на острове, принять религиозные обычаи, используемые в Риме, что раздражало церковных чиновников в Константинополе, включая Керулария.
Четвертый крестовый поход
В 1204 году армия крестоносцев с запада разграбила Константинополь и установила недолговечную линию правителей.
Идея крестового похода христиан против других христиан была странной даже по меркам Средневековья. Есть ряд причин, почему это произошло. Великий раскол 1054 года и последующие десятилетия разделения между Православной церковью и церковью в Риме были значительным фактором, писали Джон Гибфрид, доцент истории в Государственном колледже Восточной Джорджии, и Кайл Линкольн, специальный лектор в Оклендском университете, в своей книге «Переделка средневекового мира, 1204 г. , Четвертый крестовый поход» (University of North Carolina Press, 2021). Другим важным фактором является то, что люди с запада были убиты в Константинополе в 1182 году, писали Гибфрид и Линкольн.
Это означало, что в 1203 году ряд безденежных крестоносцев, которые искали деньги для финансирования военной экспедиции в Египет, были готовы выслушать Алексия Ангелоса, претендента на византийский престол, который призвал крестоносцев отправиться в Константинополь.
«Портрет четырех тетрархов» — скульптурная группа из порфира, изображающая четырех римских императоров, датируемая примерно 300 годом нашей эры. Со времен средневековья она была прикреплена к углу фасада базилики Святого Марка в Венеции, Италия. Вероятно, первоначально он был частью украшений Филадельфии в Константинополе. (Изображение предоставлено Франческо Кантоне через Getty Images)Алексий Ангелос пообещал крестоносцам, что, если «они помогут восстановить его в Константинополе, он заплатит им 200 000 марок, даст им все необходимые припасы и предоставит армию из 10 000 человек. Он также передаст Греческую православную церковь под власть папства», — написал Джонатан Филлипс, профессор лондонского Королевского университета Холлоуэй, в статье журнала History Today в 2004 году.
форма. «Смерть императора Мануила Комнина (1143–1180) предвещала серию регентств, узурпаций и переворотов. Между 1180 и 1204 годами в империи произошло не менее пятидесяти восьми восстаний или восстаний».
Крестоносцам удалось взять Константинополь в 1204 году, они разграбили город и посадили на византийский престол новую линию «латинских» королей с запада. Эти правители оставались на своих местах до тех пор, пока греческий полководец по имени Михаил Палеолог не захватил Константинополь и не короновал себя Михаилом VIII в 1261 году (он продолжал править до 1282 года).
Конец Византийской империи
В то время как Константинополь снова находился под властью греческого правителя, его конец приближался. Империя боролась до 15 века, но императоры постепенно теряли свое значение в пользу религиозных деятелей.
В 1395 году Патриарх Антоний, Патриарх Константинопольский, почувствовал необходимость произнести речь, объясняющую, почему византийский император по-прежнему важен. «Святой император имеет великое место в церкви, ибо он не подобен другим правителям или правителям иных областей. Это потому, что с самого начала императоры установили и утвердили [истинную] веру во всем населенном мире…» он (Из книги «Византия: церковное общество и цивилизация глазами современников», University of Chicago Press, 19.84, через Веб-сайт Фордхэмского университета )
В 1453 году Османская империя, которая расширялась на территорию Византии с 14 века, осадила и захватила Константинополь, положив конец Византийской империи. Сегодня, хотя Византийской империи уже давно нет, город Константинополь (сейчас он называется Стамбул ) процветает и по-прежнему считается перекрестком, как в прямом, так и в переносном смысле, между Европой и Азией.
Эта статья была обновлена 10 мая 2022 г. участником Live Science Оуэном Джарусом.
Дополнительные ресурсы
Воины Византийской империи участвовали во многих битвах. Читайте об обнаружении солдата 14-го века, чья сломанная челюсть была залечена золотой нитью . Вы также можете узнать о некоторых редких 1000 — летних византийских мечах в этой статье. Некоторые примеры кораблекрушений византийской эпохи можно увидеть в этой фотогалерее.
Библиография
Геанакоплос, Д. (1984) «Византия: церковное общество и цивилизация глазами современности» University of Chicago Press
Теотокис, Г., и Мешко, М. (редакторы) (2021) «Война в одиннадцатом -Century Byzantium» Routledge, 2021
Грегори Т. (2010) «История Византии» Wiley-Blackwell
Джон Гибфрид и Кайл Линкольн «Переделка средневекового мира, 1204 г. Четвертый крестовый поход» University of North Carolina Press , 2021
Кеннеди, Филип «Христианство: введение» Bloomsbury Publishing, 2011
Филлипс, Дж. (2004) «Четвертый крестовый поход и разграбление Константинополя» History Today, 54, 5
https://www.historytoday. com/archive/crusades/fourth-crusade-and-sack-constantinople
Piltz, E. (2005) «Византия в зеркале: послание Скилица Матритенского и собора Святой Софии в Константинополе» Британские археологические Отчеты
Понтани, Ф. «История древнегреческой науки: от истоков до конца византийской эпохи», Брилл, 2020 г.
Шепард, Дж. (редактор) «Кембриджская история Византийской империи» Cambridge University Press, 2008
Хронология
Октябрь 312 Константин I побеждает в битве у Мильвийского моста и становится императором западной половины Римская империя.
324 Константин побеждает в битве при Хрисополисе и становится единоличным правителем Римской империи. После этого Византия (позднее переименованная в Константинополь) становится второй столицей Римской империи.
337 Константин умирает вскоре после обращения в христианство.
395 Феодосий I, последний император, контролировавший всю Римскую империю, умирает. После этого раскол между западной и восточной половиной Римской империи становится постоянным, а Константинополь становится столицей восточной половины.
476 Западная Римская империя рушится, и ее последний император свергнут.»
527 Юстиниан становится императором Византийской империи.
532 Беспорядки в Нике привели к массовым разрушениям в Константинополе. По их следу Юстиниан начинает строительство собора Святой Софии.
536 Примерно в это время температура падает, возможно, в результате извержения вулкана или столкновения с куском кометы.
537 Примерно в это же время завершено строительство собора Святой Софии.
541/542 Чума пронзает Византийскую империю; умирает до трети населения Константинополя.
565 Юстиниан умирает. Годы после его смерти иногда считаются византийским темным веком, поскольку территория империи уменьшается, а ее власть ослабевает.
630-660 Арабские вторжения приводят к потере Египта и Леванта.
1025 Смерть императора Василия II. К этому времени Византийская империя стабилизировалась и вернула себе территорию на Балканах и Ближнем Востоке
1054 Православная церковь отделяется от Римско-католической церкви, создавая религиозный раскол между Византийской империей и Западной Европой.
1182 Людей из Западной Европы, живущих в Константинополе, убивают.
1204 В результате Четвертого крестового похода крестоносцы с запада разграбили Константинополь и установили недолговечную линию правителей.
1259 Греческий генерал по имени Михаил VIII снова берет Константинополь и провозглашает себя императором.
1395 Патриарх Антоний произносит речь, объясняющую, почему византийский император по-прежнему важен. К этому моменту территория и влияние Византийской империи сильно ослабли.
1453 Византийской империи приходит конец, когда Константинополь захвачен османской армией.
Оуэн Джарус — постоянный автор Live Science, который пишет об археологии и прошлом человечества. Он также писал для The Independent (Великобритания), The Canadian Press (CP) и Associated Press (AP) и других. Оуэн имеет степень бакалавра искусств Университета Торонто и степень журналистики Университета Райерсона.
Византийская империя — Обществознание 6 класс
Византийская империя
Опирайтесь на то, что вы знаете В Уроке 1 вы читали, что Константин переименовал город Византии в Константинополь. Этот город стал столицей Восточной Римской империи. Из-за первоначального названия города историки называют Восточную Римскую империю Византийской империей .
Мозаика Юстиниана — Юстиниан вернул потерянные земли и ненадолго воссоединил Восточную и Западную Римские империи. Он считается одним из самых важных императоров Византийской империи.
Продолжающаяся империя
ОСНОВНОЙ ВОПРОС Как Юстиниан восстановил Восточную Римскую империю?
Византийская империя существовала около 1000 лет после падения Западной Римской империи. Подобно императорам Западной Римской империи, император Византийской империи был ее абсолютным правителем. Как и Западная Римская империя, византийские императоры изо всех сил старались не допустить германцев, гуннов и других народов на свои земли. Несмотря на их усилия, большая часть византийских земель была потеряна для захватчиков.
Юстиниан
Один император смог восстановить контроль над бывшими землями Восточной Римской империи. Юстиниан был императором с 527 по 565 год нашей эры. Его армии отвоевали утраченные территории, включая Италию, северную Африку и южное побережье Испании.
Собор Святой Софии. Построенный Юстинианом, собор Святой Софии был величайшей из всех церквей Константинополя. Сегодня это музей.
Восстановление Константинополя
г. Юстиниан также начал восстанавливать Константинополь, сильно пострадавший от восстания. Он восстановил городские стены. Он также построил школы, больницы, суды и церкви. Самой известной церковью была Святая София (ХАЙ•ее•ух, сох•ФЕЕ•ух). Константинополь снова стал славным городом.
Сохранение римской культуры
Юстиниан назначил комитет для создания единого свода законов, основанного на римском праве. Эти эксперты отказались от устаревших законов и переписали другие, чтобы сделать их более понятными. Новый код получил название 9.0207 Код Юстиниана . Кодекс включал законы о браке, рабстве, собственности, правах женщин и уголовном правосудии.
Хотя они говорили по-гречески, византийцы считали себя частью римской культурной традиции. Византийские студенты изучали латинский и греческий языки, римскую литературу и историю.
Таким образом, Восток сохранил греческую и римскую культуру. В бывшей Западной империи германские народы смешали римскую культуру со своей собственной. Однако они утратили большую часть научных и философских знаний греков и римлян.Императрица Феодора (ок. 500–548)
Феодора была императрицей Византии, что было необычно, учитывая ее происхождение. Феодора была актрисой, а византийское общество смотрело на актрис свысока. И все же Юстиниан, наследник престола, женился на Феодоре в 525 году нашей эры. Его выбор был удачным. | Мозаичный портрет Феодоры до сих пор можно увидеть в церкви Сан-Витале в Равенне, Италия. |
Разделение церкви
ОСНОВНОЙ ВОПРОС Почему христианская церковь разделилась?
Разделение империи коснулось и христианской церкви. Религиозные практики по-разному развивались в христианских церквях востока и запада. Культурные обычаи и ограниченные контакты между двумя областями вызвали эти различия.
Церковь разделяет
Еще одно различие касалось власти императора над церковными делами. На востоке император имел власть над главой церкви. На западе не было императора, и папа стал брать на себя больше ответственности в управлении бывшей Западной империей.
Проблемы между двумя церквями начали нарастать. Папа претендовал на власть над церквями как в восточной, так и в западной империи. В 1054 году нашей эры делегаты папы попытались убрать восточную главу церкви. Восточная церковь ответила отказом признать власть папы.
Наконец христианская церковь разделилась на две части. Церковь на западе стала известна как Римско-католическая церковь . Католический означает «универсальный». Церковь на востоке стала Восточная Православная Церковь . Православный означает «придерживающийся устоявшихся убеждений». Со временем раскол привел к развитию двух отдельных европейских цивилизаций. У каждого был свой взгляд на отношения между церковью и государством.
Религия и правительство
Папа претендовал на власть над христианскими императорами и королями. Эта власть позволяла Римско-католической церкви влиять на правительство в землях, которые когда-то были частью Западной Римской империи. Разногласия между церковью и некоторыми королями и императорами Западной Европы позже вызовут крупные конфликты в европейской истории.
В Византийской империи император был абсолютным правителем. Он имел власть как над церковью, так и над правительством. Это означало, что император имел власть над духовным главой Восточной Православной Церкви. В целом византийский император обладал большей властью, чем императоры или короли на западе.
Византийская империя рушится
ОСНОВНОЙ ВОПРОС Что случилось с Византийской империей?
В течение многих лет после разделения Римской империи Византийская империя продолжала римские традиции. Но это было непросто. Византийская империя сталкивалась с постоянными угрозами как с востока, так и с запада.
Водопад Константинополя
В 600-х годах в Аравии возникла новая религия под названием ислам. Мусульманские армии поднялись и атаковали близлежащие территории и Константинополь. Позже гражданские войны, а также нападения османских турок и сербов еще больше ослабили империю.