Юма философия кратко: Дэвид Юм — кратко

Содержание

Дэвид Юм — кратко

Дэвид Юм родился в Эдинбурге в 1711 году. Отец его был землевладельцем, родившимся в Шотландии. Дэвид был третьим ребёнком в семье. Мать полностью отдавалась семье и воспитанию детей. Мать была религиозной женщиной, поэтому в семье всегда читались молитвы и проводились соответствующие обряды. Юм признавался в зрелом возрасте, что в детстве верил в Бога.

Учился юный Дэвид в университете Эдинбурга, где основной упор делался на изучении основ юриспруденции. Семья хотела, чтобы Дэвид стал специалистом в адвокатской деятельности. Ему поначалу нравилась это направление, но вскоре он его забросил и переехал во Францию, где работал над своей рукописью.

С раннего возраста Юм проявлял интерес к литературе, много размышлял о вопросах нравственности и бытия. С 20 лет он писал свои мысли в дневникно вскоре его сжег. Желания Юма не сходились с желаниями родственников. Те настаивал на изучении права, а молодого мыслителя тянуло в философские работы великих деятелей.

Спустя некоторое время Юм написал новое произведение “Опыты нравственные, политические и литературные”, которое сделало его известным писателем.

Торговля

Пробовал себя Юм и в качестве торгового деятеля. В 1734 году у мыслителя появились проблемы со здоровьем, и им было принято решение переехать в Бристоль. Здесь он попытался устроиться конторщиком в дом торговли. Но, проработав там некоторое время, понял, что эта профессия абсолютно ему не подходит. Тяга к философии ещё больше укрепилась.

Первые плоды писательской деятельности

После первых продуктивных работ Юм отправился в путешествие по Европе, параллельно готовя к выходу новое произведение. Вернувшись в Эдинбурге, писатель стал библиотекарем в университете. Проводя каждый день среди обширного количества книг, Дэвид Юм написал “Историю Англии до революции 1688 года”.

Из-за рассказа истории Англии Юм нажил себе врагов в виде шотландцев и ирландцев. Но после выхода нескольких других томов истории, публика поменяла свое отношение к автору и признала его произведения.

Работа

После окончания войны между Францией и Англией Юм был приглашён во Францию в качестве секретаря, где получил признание за свою работу по историческим события Англии. Взгляды Дэвид разделились известными философами, например, Вальтером. Известно, что Юм вёл переписку с известными личностями того времени.

Приятельские отношения с Ж. Руссо постепенно потерпели крах, и бывшие товарищи превратились во врагов. Руссо выдвинул обвинения Юму, что тот виновен в его неудачном переезде в Англию. Через время Руссо отправлял письма с обвинениями по многим европейским странам. Из-за этого конфликта Дэвид издал “Краткое и истинное объяснение спора между Юмом и Руссо”. После чего обидчик уехал из Англии.

В 1769 году Юм организовал философское общество в родном городе, где выступил в роли секретаря. В тематической кружке состояли: Адам Смит, Александр Монро, Адам Фергюсон.

В течение всей деятельности Дэвид написал собственную автобиографию, где представил себя как открытого и веселого человека, любившего литературу.

Из-за своего скептического отношения к религии Юм не могу получить должность преподавателя, хотя всегда к этому стремился. Ему хотелось преподавать в родном городе.

Философия Юма

В ходе долгих исследований было принято решение, что взгляды и философия Юма носит радикальный характер. Свои идеи и взгляды Дэвид черпал из деятельности Сэмюэла Кларка, Исаака Ньютона, Джона Локка. Определенное воздействие на мировоззрение Дэвид оказали и рационалисты, например, Декарт.

Идеи произведений Юма были основаны на том, что все человеческое познание начинается с опыта. Но философ не исключал вероятности внеопытного познания. Например, такой, по его взглядам, являлась математика.

Последние годы

В 1769 году Юм ушёл с должности государственного секретаря и вернулся в Эдинбург. Он был весьма состоятельным и известным человеком к этому времени. Свою деятельность он продолжил в родном городе, где встречался с другими известными мыслителями.

За всю жизнь Юм написал 49 произведений. В последние годы писатель работал над произведением “Диалоги о естественной религии”, идея которого возникла ещё много лет назад. Но так и не решил опубликовать работу при жизни.

В 1775 году Юм начал испытывать проблемы со здоровьем. С каждым днем состояние философа ухудшалось. В итоге оказалось, что он болен раком кишечника. Болезнь была неизлечимой и смертельной. Через некоторое время Юм скончался в собственном доме. По некотором данным, последние дни своей жизни он провел за чтением книг, острыми высказываниями о религиозной деятельности и рассуждения и о загробном мире.

После захоронения мыслителя могилу его охраняли на протяжении недели, чтобы избежать осквернения религиозными людьми.

Добавить комментарий

«В чём заключалась философия Дэвида Юма?» — Яндекс Кью

В своей философии Дэвид Юм пытается построить, или хотя бы начать построение «всесторонней науки о человеке». Чтобы подступиться к столь обширной задаче, Юм разделяет человеческую природу на три основные составляющие: познание, аффекты и мораль.

Юм относится к эмпирической традиции европейской философии Нового времени. Это значит, что для него логическая работа разума бессмысленна без фундамента опыта в самом широком смысле этого понятия. Про Юма можно сказать, что он открыл психологию до того, как она оформилась в самостоятельную науку. Всё содержимое нашего сознания он называет «пучком перцепций» (перцепция — фигуральная «единица» восприятия). Они появляются в результате опыта (больше им неоткуда взяться, Юм отрицает теорию «врожденных идей»). Перцепции подразделяются на два неотделимых друг от друга вида: впечатления и идеи. Впечатления — яркие, а идеи — более тусклые. Впечатления появляются непосредственно благодаря чувственному восприятию, а по истечении некоторого времени, пройдя сквозь «фильтры» воображения, ассоциаций, причинно-следственных связей, они превращаются в идеи. Механику появления перцепций Юм предлагает открыть биологам, а не философам.

Природа наделила человека способностью к аффектам (мы умеем гневаться, любить, страдать). Эта сфера деятельности относится к бессознательной составляющей нашей природы и заложена в нас с рождения. Мало того, что аффекты способны повлиять на формирование идей, они, к тому же, являются сильнейшим мотивом наших действий.

Таким образом, Юм нацеливается ниспровергнуть догмат рациональной составляющей нашей сущности. Чтобы довести дело до конца, Юм встаёт на скептические позиции по отношению к нашему познанию в целом и научному в частности. Философ утверждает, что поскольку всё наше знание является производным от чувственных данных (а наши чувства, как известно, очень изменчивы), то ни о каком объективном знании мы говорить не можем. При этом, мы естественным образом наделены способностью накапливать и структурировать знания. За это отвечают наша память и упомянутые выше принципы ассоциации и причинности.

По Юму, новое знание закрепляется в результате многократного повторения одного и того же действия. Это действие должно происходить в одинаковых условиях. В какой-то момент разум привыкает ожидать наблюдаемый результат и потому верит в универсальность выработанной схемы. В логике такой метод называется индукцией. Слабость данного метода Юм видит в привычке и вере, ведь именно эта пара лежит в основе большей части знания. Зачастую, человеческий разум подменяет действительную причину предшествующим действием. Так появляются догмы, основанные на вере в ложную причину событий. Юм скептически относится к вере в возможность установления истинной причинно-следственной связи.

Наконец, последний раздел философии Юма связан с моралью. Несмотря на то, что в академической среде теории познания традиционно отводится большее значение, в тексте самого Юма мы можем найти следующее: «нравственность — такой предмет, который интересует нас больше всех остальных». Теорию познания Юм оставляет в качестве фундамента для построения моральной философии.

Юм пытается преодолеть оппозицию природного и искусственного. Он утверждает, что моральные законы, регулирующие поведения людей как на индивидуальном, так и на общественном уровне, появляются вследствие эгоистических мотивов, заложенных в нас от природы. Юм задаётся вопросом: каким образом люди смогли преодолеть природный эгоизм и создать государства, в которых общественное благо ценится выше частного успеха? В ответе на этот вопрос Юм проявляет себя в качестве доброго британского джентльмена и апеллирует к человеческой способности к симпатии, которая позволяет вставать на позиции других людей и формировать общепринятые законы. Однако, Юму не представляется возможным нахождение какого-либо абсолютного закона, который можно установить раз и навсегда. Мораль носит конвенциональный характер и зависит от экономического, политического, исторического контекста.

Юм пытается описать единство всех процессов жизнедеятельности человека и обнаруживает культуру, в самом широком смысле этого слова, которая выступает сущностной характеристикой человеческой природы. Культуру, как источник развития и непостоянства человеческого общества в целом и индивидуальной жизни в частности. Мысль, казалась бы тривиальная в современности, в первой половине 18 века совершенно не была принята современниками.

Так выглядят программные тезисы Юмовской философии. Безусловно, в его текстах можно обнаружить гораздо больше тем для размышления. Для быстрого ознакомления с его философией я бы рекомендовал читать сокращенное изложение “Трактата о человеческой природе”, лаконично написанное самим Юмом для широкой публики. Если Вы откроете сам “Трактат”, то увидите достаточно объемный текст, написанный высококачественным и живым литературным языком, редким для философских текстов. Кроме того, философия Юма содержит ряд работ на религиозную тему, в которой шотландец предстает ярым антиклерикалом.

Философия человека | Модуль II: Знакомство с иезуитскими традициями | Учебная программа | University Core

Этот курс знакомит студентов с методами строгого философского рассуждения; знакомит студентов с философскими вопросами, методами и цифрами, сыгравшими ключевую роль в формировании иезуитского подхода к образованию и науке; и учит студентов критически исследовать предположения о реальности (особенно предположения о нашей природе как человеческих существ). Каждый раздел исследует два или более из следующих фундаментальных философских вопросов: проблема человеческого познания, проблема разума/тела, проблема личной идентичности, проблема свободы и детерминизма и проблема других людей. Этот курс также направлен на развитие навыков критического мышления, чтобы подготовить учащихся к более углубленному изучению этики (в последующем курсе «Этическое мышление»), улучшить навыки критического мышления и письма, а также улучшить понимание учащимися сложности и двусмысленности.

Могу ли я познать себя?

Факультет: Янси Хьюз Доминик

Этот курс знакомит студентов с философским мышлением посредством тщательного изучения нашей человеческой природы. Характер человека был ключевой темой философии, по крайней мере, со времен Сократа, а также центральной темой интеллектуальной традиции иезуитов. Изучая эту тему, мы сосредоточимся на описаниях природы и пределов человеческого знания, а также на обсуждениях человеческого разума и его связи с телом.

Философия человека

Факультет: Мария Карл

Этот курс исследует фундаментальные вопросы, касающиеся природы, ценности и способностей человека, а также служит введением в дисциплину и предмет философии. В частности, мы обсудим идею того, что значит быть человеком, что значит быть личностью и что значит оставаться одной и той же личностью во времени; феномен человеческого познания и природа разума; возможность бессмертия и отношения между душой или разумом и телом; противостояние свободы и детерминизма; и значение социального измерения человеческого существования. На протяжении всего курса учащиеся будут развивать свои навыки критического чтения, письма и мышления, а также создадут основу для понимания этической значимости этих основополагающих вопросов, касающихся знания, существования и человеческой природы.

Философия человеческой личности: философская жизнь

Факультет: Элизабет Сайкс

Направляющие вопросы для этого класса: что такое философская жизнь и почему я должен вести ее? В чтениях и занятиях, призванных ответить на эти вопросы, мы откроем дверь для дальнейшего исследования некоторых классических проблем философской традиции иезуитов, а также более современных проблем, связанных с ролью природы и технологий в созерцательной жизни.

Философия и гуманитарные науки | Традиция и современность: философские размышления об африканском опыте

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТрадиции и современность: философские размышления об африканском опытеАфриканская философияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТрадиции и современность: философские размышления об африканском опытеАфриканская философияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Gyekye, Kwame,

‘Philosophy and Human Affairs’

,

Tradition and Modernity: Philosophical Reflections on the African Experience

(

New York,

1997;

online edn,

Oxford Academic

, 3 октября 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195112252.003.0001,

по состоянию на 10 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТрадиции и современность: философские размышления об африканском опытеАфриканская философияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТрадиции и современность: философские размышления об африканском опытеАфриканская философияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Философия — это дисциплина, которая выдвигает фундаментальные вопросы — не обязательно обращаясь к ним — об опыте людей. Ввиду этого автор заявляет, что его интерес к философским размышлениям о человеческих делах основан на важном месте интеллектуального предприятия в понимании самых сложных систем и структур жизни. Большая часть этого раздела посвящена развитию философской мысли в западных обществах и обычаях, из которых можно извлечь теоретические основы и осязаемые исторические свидетельства. Чтобы различать релевантную информацию и анализировать человеческую деятельность, «сущностный универсализм» и «условный универсализм» имеют четкое определение. Это стремление направлено на то, чтобы установить значимость попыток поставить под сомнение мир, его компоненты и цель при ограниченной проницательности людей и их начинаний.

Ключевые слова: философская мысль, западные общества, люди, опыт, западные обычаи, сущностный универсализм, случайный универсализм

Предмет

Социальная и политическая философияАфриканская философия

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *