Ю лермонтов биография: Белинский Виссарион Григорьевич — биография, личная жизнь и фото

Белинский Виссарион Григорьевич — биография, личная жизнь и фото

Персона

Годы жизни:

11 июня 1811 — 07 июля 1848

Страна рождения:

Финляндия

Сфера деятельности:

Философ

Виссарион Белинский — русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы.

Увлечение литературой

Акварель Александра Брюллова с оригинала Кирилла Горбунова. Портрет Виссариона Белинского. 1838. Изображение: wikipedia.org

Виссарион Белинский родился в 1811 году в Финляндии. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Пензенскую губернию, где он учился в местном училище, а чуть позже — в гимназии. С детства Белинский интересовался изучением русского языка и литературы: читал все, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.

Уездное образование не удовлетворяло любознательного юношу, поэтому в 1829 году он поступил на словесный факультет Московского университета. Первое время студенту приходилось бедствовать, пока ему не стали платить стипендию.

В комнате общежития, где жил Виссарион Белинский, стали собираться студенты, среди которых были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. На встречах они читали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Это собрание получило название «Литературное общество 11-го нумера».

Через год учебы в университете Виссарион Белинский написал свое первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. Цензурный комитет университета не только не разрешил печатать ее, но и пригрозил ссылкой и каторгой. Белинский вскоре попал в больницу, и в 1832 году его отчислили: здоровье сочли слишком слабым, а способности — «ограниченными». Он остался без средств к существованию, поэтому начал давать частные уроки и переводить зарубежные произведения.

«Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь»

В это время Виссарион Белинский подружился с основателем журнала «Телескоп» Николаем Надеждиным. Поначалу Белинский переводил для издания небольшие заметки, а в 1834 году опубликовал свою первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В работе автор делал обзор русской литературы — с точки зрения истории, — и рассуждал на тему ее будущего. Затем последовали другие литературные обозрения на произведения Николая Гоголя, Евгения Баратынского, Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. В этих работах Белинский писал о начале новой эпохи в русской литературе.

Белинский осуждает реформу. Изображение: althistory.wikia.com

Белинский высказывает свои тезисы на партийном собрании. Изображение: althistory.wikia.com

Через два года журнал закрыли — Белинский опубликовал в нем «Философические письма» Петра Чаадаева, в которых автор восхищался европейской культурой. Белинский вновь оказался в сложном финансовом положении, все попытки найти работу были тщетны. Дела несколько улучшились в начале 1838 года, когда Белинского назначили редактором журнала «Московский наблюдатель». Здесь он публиковал свои статьи, окончательно убеждаясь, что его призвание — литературная критика.

«Нужно быть гражданином, сыном своего общества»

Спустя год работы в московском журнале Виссариону Белинскому предложили переехать в Санкт-Петербург, чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки». Эта работа — расцвет его литературной критики. Белинский писал для журнала статьи о театре и молодых современных литераторах, обзоры новых литературных произведений, библиографические и политические заметки. Эти очерки объединили историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина.

Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881. Изображение: drug-gorod.ru

Как литературный критик Виссарион Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши.

«Свобода творчества, легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни».

В 1845 году Белинский тяжело заболел, ему стало все сложнее справляться с работой. Его отношения с сотрудниками испортились, и в начале следующего года критик ушел из редакции журнала. Некоторое время он путешествовал по Югу России. Вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», однако болезнь по-прежнему мешала работать. Не считая небольших библиографических заметок, критик написал только одну крупную статью — «Обозрение литературы 1847 года».

В начале 1847 года Белинский вновь заболел и отправился поправлять здоровье за границей, но лечение не помогло. Через несколько месяцев критик возвратился в Петербург, где и умер в 1848 году. Похоронили Белинского на Волковском кладбище.

Теги:

КритикиФилософыЛитератураФилософ

В публикациях

Пятигорск, Анапа, Сочи, Гагры, Ялта, Евпатория.

Публикации раздела Литература

Вспоминаем курортную жизнь героев русской прозы, а также города-здравницы, которые благодаря лету, морю и атмосфере всеобщей расслабленности становятся полноценными персонажами литературных произведений. Классическую художественную прозу о мирной жизни перечитывала Софья Багдасарова.

Пятигорск

Михаил Лермонтов. Вид Пятигорска. 1837

Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Дореволюционная открытка. Пятигорск. Общий вид. Фотография: photochronograph.ru

Хотя первый курорт в России (как и многое другое) был создан императором Петром Великим, этот поселок в Карелии, основанный в 1719 году и названный Марциальные Воды, следа ни в русской литературе, ни в массовом сознании не оставил. Жизнь отдыхающих начала проникать на страницы книг, лишь когда у России появились южные курорты.

Горцы еще не были окончательно усмирены, Кавказская война продолжала бушевать, а на бывших турецких владениях уже начали возникать первые санатории. И первыми отдыхающими там стали раненные на той же самой войне. Пятигорск — форт Азово-Моздокской оборонительной линии, заложенный в 1780 году, — официально становится курортом уже в 1803 году, по рескрипту императора Александра I. С тех пор слава Кавказских Минеральных Вод не ослабевает.

Именно в Пятигорске разворачивается действие одного из главных романов первой половины XIX века — «Героя нашего времени».

«Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы… Наконец, вот и колодец… На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод».

Вряд ли Печорин сумел бы так растревожить сердце княжны, встреть он ее в более чинной обстановке, не на курорте. Любопытно, но помещая действие этой части романа «на воды», Лермонтов действует вполне в русле общеевропейского романа той эпохи — то же делает и Джейн Остин, персонажи которой часто отдыхают на английском курорте в Бате и тоже ворчат на вкус лечебной воды. Другого вида курортного отдыха европейцы пока не знают: мода на привычные нам обильные купания и многочасовые солнечные ванны еще не наступила.

В последующие годы Пятигорск уходит в тень — герои романов на воды больше не ездят, да и соревноваться с призраком погибшего там Лермонтова трудно. Только в 1920-е сюда заглядывают Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым, чтобы выпить того же самого нарзана, переночевать у целебного источника и увидеть, что здесь все носят белые штаны: «из рогожки, чертовой кожи, коломянки, парусины и нежной фланели». Советский филиал Рио-де-Жанейро, не иначе. Недаром так мечтает бросить все к черту и уехать в находящийся поблизости Кисловодск неудачливый Михаил Берлиоз, сидя на душных Патриарших.

Снова Пятигорск появляется в историческом романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» про бегство влюбленных от действительности — сюжет разворачивается в николаевское время, и тут тень Лермонтова, наоборот, кстати.

Анапа

Кадр из фильма «Солнечный удар» (2014)

Дореволюционная открытка. Анапа. Пушкинская улица. Фотография: anapa.pw

Кадр из фильма «Солнечный удар» (2014)

Сегодня Анапа для нас — спокойный, полный детского смеха курорт, с вполне привычной русскому человеку природой, далекой от экзотических Сочи с мясистыми пальмами и сизыми горными вершинами. Но такие мирные ассоциации этот город начал вызвать с точки зрения русской литературы совсем недавно. Еще в пушкинское время главный автор «военных боевиков» того времени, позабытый Бестужев-Марлинский, писал:

«Анапа, эта оружейница горских разбойников, этот базар, на котором продавались слезы, и пот, и кровь христианских невольников, этот пламенник мятежей для Кавказа, Анапа, говорю, в 1828 году обложена была русскими войсками с моря и от угорья. Канонерские лодки, бомбарды и все суда, которые могли подходить близко к берегу, громили приморские укрепления. Сухопутные войска переправились через реку Рион, которая впадает в Черное море под северною стеною Анапы и расплывается кругом всего города топкими болотами».

Читайте также:

  • «Могучая кучка» русских музыкантов
  • Памяти Михаила Жарова
  • Тест: угадайте пьесу по обстановке

В 1829 году Анапа была окончательно отобрана у турок, а курортом она стала в 1866 году. Популярность город приобретает вместе с ростом моды на морские купания, сменившие питье минеральных вод. Но на страницах книг Анапа появляется лишь мельком. Вот, например, безымянная пассажирка в «Солнечном ударе» Бунина возвращается из Анапы: «И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы)». А вот героиня Катаева в романе «Время, вперед!» собирается туда уехать: «А там Анапа, море, иллюзии какого-то небывалого, нового счастья».

Но полноправным участником сюжета этот курорт не становился. Разве что мимоходом: вековой тоской веет от анапских сцен в «Хождении по мукам» Алексея Толстого. На опустевшем курорте во время Гражданской войны будущий анархист Жадов с женой Елизаветой Киевной сидит в «Шато Каберне» в «полуразрушенном доме на двух десятинах виноградника», пьет, как Атос, вино из бездонного подвала и размышляет о праве человека на преступление — решая для себя этот вопрос положительно.

Сочи

Дореволюционная открытка. Сочи. Общий вид. Фотография: sochiru.com

Кадр из фильма «Плохой хороший человек» (1973)

Дореволюционная открытка. Сочи. Дагомыс, вид на Царскую площадку. Фотография: sochiru.com

Некоторые авторы явно испытывают особую любовь к курортному антуражу. Вот снова Бунин: в очередном коротком рассказе о безумной страсти он повествует о замужней даме, которая с любовником снимает домик где-то в первобытном месте на черноморском побережье. А муж в это время продолжает ее искать.

«Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день, по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

И безудержная южная природа, заросшая «чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы», выступает уместным аккомпанементом этому любовному безумию. Где-то там же, в неназванном месте, где «пустынный берег моря, неутолимый зной и однообразие дымчатых, лиловатых гор», помещает своих героев Чехов в «Дуэли». Сюда тоже сбегают влюбленные, но, поскольку это Чехов, а не Бунин, дело кончается по-чеховски: их заедает быт.

До революции, впрочем, Сочи, чья история началась с морского десанта в 1839-м (чему был свидетелем Айвазовский), большим курортом не являлись. В начале ХХ века в посаде Сочи Черноморской губернии насчитывалось около 1300 жителей. В советские годы популярность региона растет, вот только про преступную любовь уже не сочиняют книг. Зато пишут про преступную деятельность: куда-то сюда, на юг, отправляют своих сыщиков Костенко и Гурова Юлиан Семенов и Николай Леонов («Огарева, 6», «Еще не вечер»). Однако конкретные названия городов авторы не указывают — и правильно: детектив — жанр легкомысленный, а солидные местные чиновники могли бы обидеться.

Гагры

Кадр из фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)

Дореволюционная открытка. Гагры. Гостиница «Gagri-Hotel». Фотография: ruscarts.ru

Кадр из фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)

Хотя, возможно, в этих советских детективах шла речь о курортах Абхазии — описания достаточно расплывчаты. Зато конкретно названо место в советской классике — «Сандро из Чегема». Фазиль Искандер сначала рассказывает, как кузен императора принц Ольденбургский в 1903 году этот курорт основал, потом показывает, как принц думает о лечебном массаже и смотрит на лебедей с пеликанами в парке… Но самый запоминающийся образ Гагр — в его новелле «Пиры Валтасара», где Сандро и абхазский ансамбль песни и пляски танцуют в роскошном советском санатории перед Сталиным, Берией и прочими вершителями судеб.

Этому же курорту в ХХ веке будут суждены самые большие потрясения.

«Летом 1974-го я проехал сквозь Гагры, направляясь в сторону Гудаут, в спортивном автомобиле француза в компании красивых женщин, а в 1992-м бродил по заросшему сорной травой пляжу Гудаут — авантюрист, приехавший на помощь Абхазской Республике.

Крым

Дореволюционная открытка. Крым. Инкерманский монастырь. Фотография: popovka.org

Кадр из фильма «Алые паруса» (1961)

Дореволюционная открытка. Севастополь. Графская пристань. Фотография: crimeaplus.ru

Екатерина Великая присоединила Крым к Российской империи в 1783 году, но даже много позже, при Гоголе, на полуостров на страницах книг отправлялись, пожалуй, только чумаки, которые везли туда табак, а увозили соль и рыбу. Да в «Рассказах русского солдата» Николая Полевого крымские места перечислялись вместе с другими славными победами екатерининских времен. Но уже в 1847 году в «Обыкновенной истории» Гончарова герои подумывают, не съездить ли на лето в Крым.

Переломом, вероятно, было крымское путешествие ссыльного Пушкина в 1820 году. (Тогда на Черное море ссылали, добровольно ехать хотелось немногим.) Множество стихов, посвященных им Тавриде, дало полуострову вечный пропуск в русскую литературу. Но основной массив текстов был создан во второй половине XIX — начале ХХ века, когда Крым и морские купания станут популярнейшим видом досуга.

Не стоит забывать, что крымское солнце было одним из немногих лечебных средств, продлявших жизнь больным чахоткой, перед которой медицина тогда была бессильна. Жизнь в Крыму прописали Чехову, и, наблюдая за жизнью отдыхающих, он делал много заметок. На полуостров едут или мечтают уехать герои «Попрыгуньи», «Ионыча», «Скучной истории», «Дома с мезонином» и многих других его текстов. Отсюда же пишет свое письмо смертельно больной герой рассказа Куприна «Первый встречный» о несостоявшемся адюльтере. Чахоточную девочку увозят в Крым даже в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького. В Крыму умирал от той же болезни Александр Грин, создавая свою сказочную приморскую страну (прозванную литературоведами «Гринландией») и ее главную книгу — повесть-феерию «Алые паруса».

Ялта

Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)

Дореволюционная открытка. Ялта. Гостиница «Россия». Фотография: yalta-tavrida.com

Кадр из фильма «Дама с собачкой» (1960)

Это был самый литературный из крымских городов. Во-первых, потому что здесь обосновался сам Чехов. Наблюдательный, желчный, умирающий и высмеивающий чужие влюбленности, он запечатлел этот город и курортную жизнь как непрекращающуюся череду внебрачных связей, а иногда и место зарождения настоящей любви.

«И часто на сквере в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно. Совершенная праздность, эти поцелуи среди белого дня, с оглядкой и страхом, как бы кто не увидел, жара, запах моря и постоянное мелькание перед глазами праздных, нарядных, сытых людей точно переродили его».

Во-вторых, про Ялту написано множество стихов — тут и Маяковский, и Бродский. Еще тут серьезно пьют: гипнозом Воланда сюда был закинут беспутный Степа Лиходеев из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Однако!» — сказал ему бессердечный курильщик на молу, приняв за пьяного. И пожалуй, только братьям Вайнерам в детективе «Я, следователь» про труп, обнаруженный на 38-м километре шоссе Ялта — Карадаг, удается показать крымскую курортную жизнь без головокружительного флера. Да беспокойные концессионеры Бендер и Воробьянинов (вот по чьим путешествиям путеводитель по России писать!) заглядывают сюда по делу — и даже становятся свидетелями большого крымского землетрясения 1927 года.

Евпатория

Дореволюционная открытка. Евпатория. Общий вид с моря. Фотография: crimea.mk.ru

Кадр из фильма «Сестры» (1957)

Дореволюционная открытка. Евпатория. Западная сторона (прибой). Фотография: crimea.mk.ru

Алексей Толстой, как и Бунин с Чеховым, — любитель помещать своих героев в курортную обстановку. Его Даша из «Сестер» накануне Первой мировой войны оказывается в Евпатории — как и половина Петербурга.

«По всему побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы с катарами и бронхитами и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и поющей речью… почтенные и семейные люди, живущие, как и всё тогда жило в России, расхлябанно, точно с перебитой поясницей. В середине лета от соленой воды, жара и загара у всех этих людей пропадало ощущение стыда, городские платья начинали казаться пошлостью, и на прибрежном песке появлялись женщины, кое-как прикрытые татарскими полотенцами, и мужчины, похожие на изображения на этрусских вазах.
В этой необычайной обстановке синих волн, горячего песка и голого тела, лезущего отовсюду, шатались семейные устои. По всему побережью не было ни одной благополучной дачи. Неожиданно разрывались прочные связи. И казалось, самый воздух был полон любовного шепота, нежного смеха и неописуемой чепухи, которая говорилась на этой горячей земле, усеянной обломками древних городов и костями вымерших народов».

В советское время — тоже жара, но все не так аморально. Николай Островский в романе «Как закалялась сталь» чеканит: «Опять Евпатория. Южный зной. Крикливые загорелые люди в вышитых золотом тюбетейках». А Окуджава в романе — лауреате Букера «Упраздненный театр», посвященном своему детству, подробно описывает атмосферу города между двумя мировыми войнами и вспоминает: «Из окна белого санаторного домика можно выпрыгнуть на золотой сухой, рассыпчатый песочек евпаторийского пляжа и втянуть всей грудью морской солоноватый дух — аромат голубой волны и выкинутых на берег, прожаренных под солнцем водорослей, и едва уловимое вкрадчивое благоухание серебряной, затаившейся в воде камбалы».

Помимо Крыма и Кавказа, русские писатели отправляли своих героев отдыхать и влюбляться туда же, куда ездили сами, например на морской курорт Сестрорецк близ Петербурга или на «финские дачи» (Куоккала и т. п.). А ведь были еще и заграничные поездки: особенно много в русской литературе Висбадена и Баден-Бадена, спасибо классикам — Тургеневу и Достоевскому. Кстати, согласно статистике, на зарубежные курорты до революции уезжало гораздо больше россиян, чем оставалось отдыхать на Черном море. Однако в литературу вошли именно они.

Теги:

Цитаты и афоризмысоветская литератураШкольная программаКлассикаПубликации раздела Литература

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) русский поэт и прозаик. Бесстрашный, порывистый и страстный, он был воплощением русского романтизма.

Вклад Михаила Лермонтова в русскую литературу замечателен ввиду его короткой жизни. Впитав в себя романтизм своих европейских предшественников и современников и в своем зрелом творчестве, дисциплинируя его реализмом и сдержанным языком, он обуздывает ранние романтические порывы и язык, не теряя колорита и личного лиризма, которые первоначально вдохновляли его произведения. Антон Чехов сказал: «Я не знаю языка лучше, чем язык Лермонтова», и рекомендовал его как образец для молодых писателей.

Лермонтов родился в Москве 2/3 октября 1814 года. Его мать умерла, когда ему было 3 года, и его бабушка и отец боролись за контроль над ребенком. В конце концов бабушка победила, но не раньше, чем на мальчике были нанесены эмоциональные шрамы. У него было слабое здоровье, поэтому бабушка несколько раз брала его с собой на Кавказ, в регион, который оставил у него сильные, нежные впечатления.

Получив блестящее среднее образование, Лермонтов в 1830 году поступил в Московский университет, где многим однокашникам, среди которых Виссарион Белинский, Александр Герцен, Константин Аксаков, Николай Станкевич, суждено было стать, как и ему, известными литераторами. Лермонтов плохо ладил со своими сокурсниками и по натуре держался в стороне. В июне 1832 г. он вышел и поступил в элитное гвардейское училище в Петербурге.

Реклама

Ранний период (до 1832 г.

)

К лету 1832 г. Лермонтов написал более 300 лирических стихотворений, 3 пьесы и несколько поэм, многие из которых остались незаконченными. Романтические экстравагантности и темы преданной любви, инцеста и убийства характеризуют повествовательные стихи, например, «Корсар» (1828 г.) и «Две одалиски» (1830 г.). Во многих ранних работах отмечены отмеченные влияние лорда Байрона, хотя среди прочих заметно влияние Фридриха фон Шиллера и Виктора Гюго. Драмы, такие как Испанцы и Странный человек, обычно имеют тему чувствительного юноши и трагических обстоятельств, вытекающих из этой чувствительности. Многие ранние стихи незрелы и экстравагантны, но некоторые из них замечательно хороши, например, «Ангел» (1831 г.), произведение-антология.

Средний период (1832-1837)

Служа в гусарах на легкой службе, Лермонтов преследовал светские удовольствия Петербурга, написав 4 поэмы, 2 драмы ( Маскарад и два брата ) и менее 30 текстов песен. Из повествовательных стихов Демон был самым важным. Лермонтов работал над ней с 1829 по 1841 год, сделав не менее восьми правок, пять к 1834 году. Тема представляет собой вариацию традиционного «падшего ангела».

В этот период Лермонтов впервые попробовал прозаическую прозу в Вадим и княгиня Лиговская, вероятно потому, что жанр был на подъеме. Вадим, , написанный между 1832 и 1834 годами, имеет корни в банальностях готической сказки и романтических темах. Действие рассказа происходит на фоне пугачевского бунта 1773-1774 годов, а его тема — безответная любовь. Важнейшее прозаическое произведение, неоконченная социальная повесть Княгиня Лиговская, представляет собой ранний набросок Печорина, героя Герой нашего времени, , хотя стиль временами витиеват, а структура повествования ошибочна.

В 1837 году Александр Пушкин был убит на дуэли, и Лермонтов, безмерно им восхищавшийся, написал хвалебную речь, порицающую окружающих престол. Его арестовали, посадили, а затем на год сослали на военную службу на Кавказ.

Реклама

Последние годы (1837-1841)

Практически все, что Лермонтов написал в эти годы, было на высоком уровне. В то время как более ранние стихи отражали его непосредственный личный интерес, эти более поздние стихи (менее 70 текстов) посвящены правде, свободе, честности и достоинству. Многие, исполненные презрения и презрения к обществу, касаются конфликта между поэтом и толпой. Он также завершил пять повествовательных стихотворений и начал два других, лучшими из которых были Беглец, Мцыри, и окончательная версия Демон.

Герой нашего времени (1840 г.), первый русский психологический роман и прекрасный образец русской прозы, вызвал массу критических замечаний. Влиятельный критик Виссарион Белинский высказался в одобрительном тоне, но многие критики сочли это искажением действительности. Произведение состоит из пяти рассказов, рассказывающих о приключениях Григория Печорина с разных сторон; последние три истории рассказываются в форме журнала. Место действия — Кавказ, а темы — похищение Печориным местной принцессы, встреча с контрабандистами в черноморском порту Тамань, романтическое соперничество между Печориным и другим офицером за расположение княжны Марии и эксперимент, проведенный друга Печорина, чтобы доказать законность предопределения. Пять частей упорядочены, чтобы постепенно дать более близкое и полное представление о Печорине, но порядок скорее психологический, чем хронологический, со всеми элементами истории, подчиненными этому психологическому портрету. Печорин страдает от скуки, маловерия и общего душевного иссушения. Это ярко нарисованный персонаж, триумф русской литературы.

В эти годы Лермонтова неоднократно ссылал на Кавказ царь Николай I, крайне недовольный его лихой непочтительностью. Лермонтова назначили в первые ряды, где его жизни угрожала большая опасность. Лермонтов весело выполнял приказы, отличаясь отвагой. Замыслу царя не суждено было осуществиться; другая судьба ждала Лермонтова. В Пятигорске Лермонтов спровоцировал Н. С. Мартынова, бывшего однокашника, а затем майора в отставке, на дуэль своей беспощадной сатирой на мартыновскую жеманность кавказской одежды и манер. На дуэли, состоявшейся 15 июля 1841 года, Мартынов первым выстрелом убил Лермонтова.

Advertisement

Дополнительная литература о Михаиле Юрьевиче Лермонтове

Сбалансированный и содержательный обзор работ Лермонтова и некоторые биографические сведения содержатся в John Mersereau, Михаил Лермонтов (1962), а также в длинном введении к Михаил Лермонтов, в переводе Авторы CE L’Ami и Александр Великотный (1967). Для общего историко-литературного ознакомления рекомендуется Кн. Д. С. Мирский, История русской литературы (2 т., 1927), который доступен в сокращенной форме в одном томе под редакцией Фрэнсиса Дж. Уитфилда (1958).

Дополнительные источники биографии

Келли, Лоуренс, Лермонтов: трагедия на Кавказе, Нью-Йорк: Г. Бразиллер, 1978, 1977. Waad ku mahadsan tahay doorashada maqaalka «Михаил Лермонтов: Taariikh Nololeed Kooban» ee goobtan! Халкан вацаа ах marxaladaha угу muhiimsan ee nolosha gabayaaga weyn ee Ruushka.

Михаил Лермонтов вакса уу ку дхашай Москва 15 октября 1814 года. Ааббихис, Юрий Петрович Лермонтов, ка йимид койс кадиймига Шотландия ах, аасаасихии каас оо ахаа бард хураафаад ах Томас Лермонт. Саннадкий 1613-кий лейтенант Георгий Лермонт аяа ла кабтай усууна галай адеегга Царь Руушка.

Юрий Петрович иё Мария Михайловна Лермонтова

Мария Михайловна Арсеньева вашай гуурсатай 17 жр жакайл. Wixii aroos ах, вашай ахайд xaflad qurux badan, maadaama qoysku ахаа мид шараф лех, qadiimi ах, laakiin sabool ах. Хуядид Мария, Елизавета Алексеевна, лага билаабо маалмаха угу хоррея вашай ка су хорджидай гууркан, лаакиин дадаалкиду вусуу ахаа мид аан вакстар лахайн.

Тарханы

Кадиб арооска, дхалиньяраду вашай ку ноолаайен Тарханы. Ayeeyo Waxay Jeclayd wiil ay ayeeyo u tahay oo keliya. Hooyaduna wakeay jeceshay inay ku ciyaarto biyaano, iyadoo ilmaha dhabta ku haysa. Sanadkii 1817, 3 toddobaad ka hor inta aysan gaarin 22 sano jir, Mariawawakay u dhimatay isticmaalka joogtada ah.

Юрий Петрович ма уусан хайсан си уу у корийо вийлкииса сида караабада аристократический ай рабеен. Ayeeyada ayaa Misha geysay meesheeda, iyada oo u xaqiijisay aabaheed in awow (dhaxalkeeda) uu la noolaan doono iyada ilaa da’da 16 jir, oo ay kala tashan doonto dhammaan arrimaha. Si kastaba ha ahaatee, ka dib, wakeay xitaa mamnuucday booqashooyinka aabaha iyo wiilka.

Elizaveta Alekseevna Arsenyeva, Nee Stolypin (1773-1845), M. Lermontov Ayeeyadii

Wiilka ayaa haaladiisa Caaafimaadia u-liidatay waxaana si hoagto agaaraana waxaana waxaana waxaana waxaaan Barcheon yar oo dhuuban oo jidhkiisa oo dhan ka soo baxay ayaa inta badan lagu qoslay. Markuu ahaa 10 jir, isaga iyo ayeeyadiis wakeay aadeen biyaha macdanta ee Caucasian.

Миша ваксай ла кулантай габад 9 джир ах, усууна лахаа дарин аан каддайн лаакиин кото дхир оо уусан илооби карин. Халкан вака уу ку dhacay jacaylka muuqaalka quruxda badan ee Кавказ.

Fasalada ayaa bilaabmay 1825. Laakiin macalimiintu wakeay awoodeen inay воска yar siiyaan wiil воска waydiinaya. Wuxuu «liqayaa» buugaagta maktabadda hodanka ah ee hantida.

Москва

Санадкий 1829-кий Елизавета Алексеевна иё вилкееда ваксай у тагин Москва си ай исугу диярияан гелитаанка фасалка 4аад ее гурига хойга. Kuraygu wuxuu si fiican u yaqaanaa afar luqadood oo Yurub ah, wuxuu akhriyaa shuqullada qorayaasha caanka ah ee asalka ah, si fiican ayuu u sayiraa oo u fahmaa farshaxanka. Дхалиньяраду вашай гурига ку джиртай лаба сано.

1830 Abwaanku wuxuu jacayl u qaaday Варенька Лопухина. Dareenkan, oo si tartiib tartiib ах угу бедделая saaxiibtinimo daacad ах, ayaa la joogi doona isaga ilaa maalinta ugu dambeysa. Waxa uu galaa jaamacada oo qoray «Предсказание» caanka ах.

Imtixaannada, ka dib markii uu dhammeeyey sannadkii labaad, kaas oo ku saabsan aqoonta aftahanimada, геральдика iyo нумизматика, ninkii dhallinyarada ah wuxuu muujinayaa aqoon cajiib ah oo cilmigan ah, lauxada ma ma soo sheegaan. Imtixaannadu wakeay си вада джир ах кула taliyeen didka aqoonta u leh inay ka baxaan darbiyada machadyada Waxbarashada.

Михаил вашка уу у гуурай каазимадда оо уу галай дугсига Юнкерс, оо уу ка калин джабийай 1834кий.

Caanood

1837kii А.С. Пушкин вуу дхинтай. Лермонтов «ку шубай кадхаадка кхасаараха» габайга «Дхимашада Абваан», халкаас оо уу си кадхо лех у дхалисией булшада саре. Ваа ла сидхай. Wax yar ka dib, iyada oo ay ugu wacan tahay isku xirka Arsenyeva, wakeaa loo wareejiyay cutubyo la geeyay Кавказ. Wuxuu meeshaas joogay Wax Ka Yar Lix Bilood.

Муддадан гаабан вашай беддешай Лермонтов. Дабикадда курухда бадан, нолоша дадка саре и чаадига ах, шико-якаанку вашай хелеен бускоода шакуйинкиса. Кавказ вашай у муукатаа инай диб у кусбунейсисо риёоин дхалиньяро ах, габаяагу уксуу абуураа «Демон» иё «Мцыри».

Duelka koowaad

Bilowgii 1840-kii, kubbad ku taal Графиня Лаваль,wawaaa jiray isku dhac u dhexeeya Faransiiska E. Barant iyo Lermontov. Maalmo ка bacdina wakeaa dhacay dagaal. Барант ваа сигай, Лермонтов-на васка уу хавада у ридай. Биший Маарсо, Лермонтов аяа ла ксирай, бил ка дибна вацаа лоо вариджий Кавказ.

Дагаал лабаад

Абваанку васка уу лахаа хорусокод мадоу оо, насиб дарро, путь румуобин. Интии уу ку сокдай гообтииса адеегга, уксуу истаагай Пятигорск, халкаас оо уу ку мурмай сааксиибкиис оо ка тирсан дугсига курсант, Николай Мартынов.

Лермонтов вуксуу у муукдай инуу раадинайо дхимашо нафтииса, уксуу си джугто ах у махаджилудай Мартынов оо ку саабсан джаакад черкес ах. Xataa kuwii dambe ee uu ku waaniyey in uu kaftankii uu bulshada ku dhex lahaa iska daayo, may joojin maan-socodkii abwaanka. Дуэлку вусуу дхачай 15 июля 1841 года. Лермонтов ушуу туогтай хавада, Мартынов — хабадка габаяда.

Абваанка аяа лаба маалмуд ка диб лагу аасай Пятигорск. Lix bilood ka dib, EA Arsenyeva, oo leh ogolaanshaha boqorka, ayaa u qaaday meydka wiilkeeda ay jeceshahay Tarkhany.

Xaqiiqda xiisaha leh ayaa ah in П.А. Столыпин иё М.Ю. Лермонтов ваа ильма адир лабаад.

Видео

Муукаалкан, маклуумаад дхираад ах оо ку саабсан таарих нололедка М.Ю. Лермонтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *