Языческий пантеон: Славянский пантеон. Язычество древней Руси

Создание славянского пантеона языческих богов

Для киевской Руси той эпохи, создание пантеона языческих богов славян было важным политическим решением. Князь Владимир I был внуком великой княгини Ольги и легендарного князя Игоря. С 970 года он княжил в Новгороде, а с 978 года принял великокняжеский престол города Киева. В правление князя Владимира и по его повелению Языческая Русь приняла христианскую веру.

До этого Владимир Святославич был язычником и на своих и завоёванных землях ставил капища древних славянских  богов. Этим идолам поклонялись и приносили жертвы, которые не всегда были бескровными. Часто в жертву приносились иноверцы. Так приняли мученическую смерть варяги Феофан и его сын Иоанн.

Создание пантеона богов в языческой древней Руси

В Киеве, на одном из холмов, по велению князя Владимира был создан пантеон языческих богов. Это были шесть славянских идолов:

  • Перун.
  • Хорс.
  • Дажьбог.
  • Стрибог.
  • Семаргл.
  • Макошь.

В то время князь Владимир был уверен в истинности языческой веры, и создание в Киеве пантеона языческих богов славян означало полное неприятие других религий. Это был своего рода вызов мусульманам, иудеям и православной христианской Византии. Интересна идея создания пантеона славянских  языческих богов. Пантеон на греческом языке означает «Храм всех богов» или место поклонения и жертвоприношения всем богам одной культуры.

В древней мифологии восточных славян идолов было значительно больше, но князь Владимир выбрал именно эти. Создание пантеона языческих богов славян могло преследовать несколько целей. Созданием капища князь Владимир подчеркнул суверенность киевской Руси от Византии, которая пыталась распространить христианскую православную веру на своих ближайших соседей.

Во главе пантеона стоял бог грозы, грома и молний Перун, как символ высокого положения князя Владимира – главного воеводы древней Руси. В процессе реформы князя Владимира была пересмотрена структура языческой веры и определена чёткая иерархия. Несмотря на то, что создание капища идолов воспринималось, как укрепление язычества, многие исследователи считают, что это был первый шаг к замене религии и принятию христианства.

О том, как устроен пантеон до настоящего времени дошло мало информации. Вообще славянское языческое капище представляло собой площадку на возвышенном месте. На площадке в землю вкапывались деревянные столбы, каждый из которых символизировал определённого бога. С этой целью на дереве вырезался лик, его знаки и символы. Это могли быть изображения животных, оружия или предметы быта. Сам божественный образ расписывался красками и украшался. Так Перун из пантеона князя Владимира имел «…серебряную главу и ус золотой…»

В процессе сооружения пантеона языческих богов славян князь Владимир направил своё посольство в Новгород, для учреждения там культа Перуна. Это должно было объединить север и юг, то есть два важнейших города древней Руси должны были сплотиться в единую зону власти и влияния князя Владимира.

Интересно: О важности древнего языческого бога говорит тот факт, что самой надёжной клятвой Русичей была клятва Перуном. Этой клятвой скрепляли даже государственные документы.

Иерархия языческих богов

Языческая славянская культура, как и большинство культов древности, возводила в божественный ранг активные силы природы. Это, прежде всего, грозы с громом и молниями, ветер, ураган, дождь.  Древнеславянские идолы влияли на весь жизненный уклад древних славян. Причём они могли, как оказать помощь, так и наказать. Славянский символ веры мог дать землепашцу обильный урожай или побить все злаки градом, мог наслать хворь или излечить от неё.

Особенно было важно благоволение высших сил перед военными походами или при нападении внешнего врага. Славянские божества были не всесильны, поэтому каждый выполнял какую-либо определённую функцию. Структура языческих идолов представляла собой вертикаль, на вершине которой располагалось верховное божество, уровнем ниже помещались святые среды обитания. Это были божества рек, лесов полей и гор. Рядом с ними располагались сущности, покровительствующие разным ремёслам, сельскохозяйственным работам, охоте и рыболовству. К этим божествам чаще всего обращались древние славяне, для решения своих бытовых проблем.

Ещё ниже было место высших сил, которые распоряжались человеческими судьбами. В самом низу вертикали находились самые грозные идолы. Им подчинялись стихии, которые всегда вызывали трепет у древних славян. Там же внизу было место сил тьмы и нечеловеческих сущностей. Древние славяне верили в леших, домовых, русалок и кикимор.

Важно: Некоторых богов славяне боялись, но ко всем относились уважительно и старались задобрить разными подношениями.

Боги древних славян не вошедшие в пантеон

Многие важные языческие идолы не были представлены в пантеоне князя Владимира. Он отказался от следующих, важных для славян, сущностей:

  • Род
  • Ярило
  • Сварог
  • Велес

Главным у древних славян всегда считался Род. Это единый кумир всех славян. С небольшими различиями он присутствует в верованиях восточных, западных и северных славян. Он создатель мира или вселенной. До появления Рода не было ни света, ни тьмы, ни земной тверди, ни воды. Он создал всё сущее из своего тела и души. Род считается прародителем всех древнеславянских богов. Символ его сувастика (свастика) или коловрат, напоминает изображение спиральной галактики.  Князь Владимир не включил Творца в свой пантеон, умышленно. Род был справедливым. Он очень редко наказывал и жестоко не карал.

Ярило – один из четырёх солнечных сущностей. Это светлая сила плодородия и любви. Славяне, занимающиеся сельским хозяйством, приносили дары Яриле и просили его, чтобы земля была плодородной, а урожай обильным. Супружеские пары молились ему о большом и здоровом потомстве.

Ярило языческий Бог

Сварог, у языческих славян, считался верховным и почитался выше, чем остальные языческие идолы. Он являлся прародителем многих других славянских идолов. В некоторых легендах он называется  отцом  Перуна и Дажьбога. Сварогу подчиняется сила огня и всё, что с ним связано. Это плавление и обработка металлов, поэтому он является покровителем кузнецов и оружейников. Как греческий Прометей, Сварог дал людям огонь, знания и ремёсла.

Велес один из самых загадочных богов древних славян. Он повелевает зверями, птицами, рыбами и всей дикой природой. Дары ему приносили странники, торговые люди, скотоводы и земледельцы. Но его главная миссия заключается в другом. Велесу доступны тайные знания, поэтому он владыка и покровитель магии и чародейства. Ему подчиняется всё тайное и непознанное. Велес одинаково близок и к свету и тьме. Одной из его обязанностей была переправа душ умерших в другой мир.

Главные божества языческого пантеона

Изначально у древних славян было очень много идолов. Сведений о большинстве не сохранилось. В настоящее время известно около двух десятков языческих сущностей древних славян. Создавая свой пантеон, князь Владимир умышленно оставил только шесть из них.

Перун

Во главе капища идолов стоял Перун. Это суровый идол гроз и войн. Обычно он считается символом небесного правосудия. На изображениях Перун всегда вооружён. В правой руке у него палица или топор. Изначально он был ниже Рода, но с появлением военной знати Перун возвысился, а реформа князя Владимира сделала его главой славянского пантеона. Основной символ Перуна «громовой знак» в виде колеса с шестью спицами, часто изображался на щитах славянских воинов.

Хорс

Хорс один из самых почитаемых богов у древних славян. Он один из четырёх солнечных символов, каждый из которых «отвечает» за определённое время года. Хорс олицетворяет собой зимнее солнце, которое защищает и спасает людей от зимних холодов. Он дарит свет и тепло, но у него есть тёмное воплощение. Чёрный Хорс насылает морозы, метели, снегопады и может погубить путника в дороге. Две ипостаси это постоянная борьба добра и зла, где добро почти всегда побеждает.

Дажьбог

Дажьбог (Даждьбог) сын Сварога и предок всех людей. Это дающий бог, который раздаёт различные блага, но одновременно наблюдает за нравственностью людей и соблюдением житейских законов. Его именем клялись при торговых сделках. Дажьбог никогда не считался очень важным языческим идолом, но князь Владимир возвысил его образ, поставив в пантеоне столб Дажьбога.

Стрибог

Стрибог один из богов древних славян, чьи функции точно не установлены. Считается, что это бог ветра, покровитель птиц  и хозяин всей воздушной стихии. Князь Владимир мог выбрать его для своего пантеона из-за свободолюбивого нрава этого бога. Стрибог на своём пути легко преодолевает все преграды и, несмотря ни на какие препоны и препятствия уверенно достигает своей цели. По верованиям древних славян воздушная стихия наполняет всё пространство между земным и небесным миром, поэтому Стрибог может являться проводником между землёй и небом. Он олицетворяет такие качества, как сила, воля, целеустремлённость и непобедимость.

Семаргл

Семаргл мало известный и загадочный бог южных славян – бог огненной стихии. В отличие от Сварога, который покровительствует кузнецам и огню разрушителю, плавящему металлы, Семаргл символизирует мирный огонь домашнего очага. Он может изображаться в виде крылатого волка. Семаргл также исцеляет болезни. Когда повышается температура, славяне считали, что это Семаргл пришёл на помощь и своим жаром прогоняет хворь.

Мокошь

Мокошь (Макошь) единственная сущность женского рода, помещённая князем Владимиром в свой пантеон. Первоначально Мокошь символизировала стихию земли или Мать-Землю. Затем у богини появились новые функции. Она стала восприниматься как богиня судьбы. Она часто изображалась в виде женщины с веретеном, которая прядёт нить того, что было и того, что будет. Поэтому Мокошь считается покровительницей ткачих и женщин рукодельниц. Древние славяне относились к Мокошь с большим почтением. Она одна во вселенной знает тайну судеб и весь земной путь любого человека. Она даёт право выбора между добром и злом и тех, кто выбрал зло, богиня беспощадно карает.

Политическое значение славянского пантеона князя Владимира

За несколько лет до крещения Руси князем Владимиром была проведена языческая реформа. Князь за пределами теремного двора поставил на холме идолы шести богов. В пантеоне отсутствуют Род и Велес, которые более других почитались на Руси. Это было сделано неспроста. Князь удалил символы мирной жизни и поставил во главе пантеона жестокого Перуна. Этим он давал понять всем оппонентам, что никаких мирных компромиссов князь отныне не допускает, и будет править силой оружия, карая непокорных.

Хорс, в верованиях древних славян, является символом  борьбы добра и зла. В славянской мифологии добро всегда выходит победителем. Существует мнение, что князь Владимир хотел, чтобы его воспринимали как сущность Перуна с ликом Хорса. То есть воителя, который символизирует добро, всегда прав и всегда побеждает. Смысл помещения в пантеон Дажьбога, Стрибога и Макошь до конца неясен.

Скорее всего, князь Владимир хотел внести раскол среди ортодоксальных язычников, удалив самых почитаемых богов.

Введение в пантеон языческих славянских богов Семаргла имело важное политическое значение. Считается, что ему поклонялись жители Ирана. В их вере он назывался немного по-другому. В то время в Киеве была большая хазарская диаспора. Много было и сарматов иранского происхождения. Поместив Симаргла в свой пантеон, князь Владимир оказал большое уважение южным народам, тем самым заручившись поддержкой сарматов и укрепив свою власть.

Можно сделать вывод, что выбор шестёрки идолов для пантеона языческих богов славян определялся целями князя Владимира. Прежде всего, это укрепление его личной власти и получение поддержки от хазарской и сарматской общин. Есть версия, что князь Владимир давно решил сменить язычество на другую веру. Первым шагом к этому была смена приоритетов в поклонении высшим силам.

Литература:

  • Карпов А.Ю. «Владимир святой»
  • Толочко П.П. Назаренко А.В. «Владимир Святославич»
  • Мансикка В.Й. «Религия восточных славян»

ЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН В КИЕВЕ — Русь Изначальная

AdminИстория, Рюриковичи

  Князь Владимир хорошо понимал необходимость преобразований, которые могли бы поставить Киевскую Русь в один ряд с наиболее цивилизованными странами эпохи.

 

  Будучи ярым язычником, Владимир в те годы еще не видел в крещении Руси средства укрепления государственной власти. Взойдя на киевский престол, он первым делом решил создать единый пантеон из шести языческих богов, полагая, что это сможет объединить и сплотить его разноплеменные земли.

  Владимир объявил всепобеждающего и карающего Перуна-громовержца главным богом Руси. Это покровитель небес поражал нечестивцев огненными стрелами и почитался как покровитель земледелия и податель всех мыслимых благ. В Киеве идол Перуна был установлен на требище — месте, где приносились ему жертвы, в том числе человеческие.

  На некотором удалении от Перуна были установлены изваяния остальных кумиров. Хорс и Даждьбог относились к небесным богам. Хорс олицетворял ночь и луну, а также покровительствовал людям в тяжелую осенне-зимнюю пору. Даждьбог почитался как бог солнца, бог благополучия и богатства, бог рода и семьи. Стрибог, бог ветров, ураганов и смерчей, мог вызвать или укротить бурю, нарушить покой или распространить благо. Симаргл относился к неславянским божествам. Изображаемый в виде крылатого пса, он был охранителем посевов и злаков. Ему поклонялись в период весенних полевых работ, от него зависел будущий урожай. Единственной богиней пантеона Владимира стала Мокошь, покровительница плодоносящей земли, воды, дождя и плодородия.

  Культ Перуна на Руси насаждался Владимиром самым жестоким образом. До сего времени с язычеством уживались и другие верования. В русских пределах более почитались Световит, бог света и радостей жизни, и Велес, бог тьмы и загробного мира, а также бог богатства. Насаждая культ Перуна, Владимир утверждал свое право подчинять себе всех подданных, обожествлял свою княжескую власть. В далекую Новгородскую землю Владимир отправил своего дядьку Добрыню. «И придя в Новгород, поставил кумира над рекой Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу«, — свидетельствует «Повесть временных лет». Вокруг идола в Новгороде горело восемь негасимых костров. Владимир энергично восстанавливал языческие обряды, игрища, состязания и поединки. Несмотря на это, многие не желали подчиняться княжеской воле, ограничивавшей количество кумиров, и продолжали оставаться верными многочисленным божествам, которым молились их предки.

 

  Ради укрепления подданных в культе Перуна Владимир решил восстановить традицию принесения людей в жертву богу-громовержцу. В 983 году, возвратившись из удачного похода на ятвягов, киевский князь задумал возблагодарить богов за победу так, как это делалось при его отце Святославе. Во время походов для кровавого ритуала брали кого-либо из пленных, а в мирное время в присутствии князя и его дружины представители городских слобод и улиц кидали жребий, и слепой случай определял жертву. В тот раз суждено было погибнуть юноше-христианину по имени Феодор.


Язычники убивают первых христиан.
В.И. Суриков 1884 г.

  К дому его отца Иоанна по указанию Владимира отправили стражу, чтобы доставить отрока к идолу Перуна. Но Иоанн отказался отдать сына на заклание. В гневе и отчаянии он стал обличать ничтожество языческих кумиров: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам!«

  Услышав речь Иоанна, толпа язычников начала рубить углы его дома топорами, и скоро крыша обрушилась на головы несчастных, находившихся внутри. Их гибель привела к серьезным столкновениям между язычниками и христианами в Киеве. Вероятно, она заставила Владимира впервые задуматься о целесообразности принятия христианства как единой религии на Руси.

  В XIII веке церковь объявила Феодора и Иоанна первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле.

 

 

Пантеоны — Языческое путешествие

Вы можете найти различных последователей разных богов или группы, которые поклоняются многим богам и богиням из разных пантеонов. Здесь я перечислил многие из них по Пантеону. Некоторые вы можете узнать, некоторые нет. (Источник: Одинокая ведьма от Silver RavenWolf)

Имейте в виду: это далеко не полный список. Я перечислил лишь некоторые из наиболее известных пантеонов. Я постараюсь добавить больше позже.

Кроме того, я исправляю эту страницу. Это капризничало, поэтому прошу прощения, если некоторые имена исчезнут. Я не знаю, почему он продолжает это делать, но я пытаюсь это исправить! Если вы заметили, что чего-то не хватает, то не стесняйтесь обращаться ко мне, чтобы сказать мне, что мне нужно добавить!

Амон: сначала почитался как бог плодородия, стал известен как самый важный бог Египта
Анат: госпожа небес, защитница царя; известна своей свирепостью
Анубис: Бог мертвых и защиты, Ввод — его женский аналог
Анукис: Богиня воды
Апис: Черный Бык, символ плодородия и бессмертной души
Атон: Бог Солнца, превратившийся в монотеистическую сущность , затем потерял опору среди других богов и богинь
Бастет: Богиня кошек, плодородия, музыки, луны и защиты от зла ​​(связанная с Сехмет)
Бес: Бог удачи и защиты беременных женщин; Бесет — женская сторона Беса
Геб: Бог Земли
Хатор: Богиня бизнеса, красоты, радости, любви, гармонии, детей и всевидящего «Ока Ра»
Гор: Бог неба, божественный ребенок

Hauhet: Богиня безграничной бесконечности; Ху — ее коллега-мужчина
Гекат: Богиня акушерства и родов, связанная с водой
Исида: Богиня всего; Божественная Мать; партнер бога Осириса
Иус-аас: Богиня творения
Маат: Богиня истины
Мехет-Верет: Богиня неба и наводнений
Достоинства: Богиня музыки
Мин: Бог дорог, плодородия и земледелия; защитница путешественников
Нерит: богиня судьбы, войны и мать Ра; защитник мертвых; бисексуал
Нехбет: Изначальная Богиня-Мать; божественная медсестра
Нефтида: Богиня тайн, посвящения и мертвых
Нут: Богиня неба
Осирис: Бог растительности и мертвых; правила с Исидой
Птах: Бог обучения, архитектуры и строительства
Ра: Бог солнца
Рененет: Богиня процветания и дома

Сехмет: Богиня защиты
Селкет: Богиня скорпионов; защитница мертвых, путешественников и погоды
Сешат: богиня письма и покровительница библиотек
Сет: Бог бурь и хаоса, хотя и недружелюбный и жестокий, его уважали
Шу: Богиня влаги
Собек: Крокодил Бог озер и защиты
Таверет: Бегемот Богиня родов
Тефнут: Бог воздуха
Тот: Бог знание, мудрость и луна
Ваджет: Змея Богиня защиты, детей и земли
Венут: «Быстрая» — быстро перемещает вещи; заяц или змей
Уосрет: могущественная женщина

Языческие боги со всего древнего мира

Когда мы говорим о «языческих» богах или религиях, мы по своей сути обозначаем вещи с христианской точки зрения, поскольку слово «язычник» происходит от латинского «Paganus», которое было повторно присвоено христианством. , сначала в четвертом веке нашей эры, чтобы оттолкнуть тех, кто не придерживался христианской религии.

Первоначально это означало, что кто-то был «сельским», «деревенским» или просто «гражданским», но более поздняя христианская адаптация, которая получила дальнейшее развитие в средние века, означала, что язычники были отсталыми и анахроничными, пренебрегая одним истинный библейский бог для еретических языческих религий, требовавших гротескных жертвоприношений.

Действительно, этот последний образ остается удивительно упрямым, особенно в западном мире. В других местах языческие боги Древней Греции, Рима, Египта или кельтов не так уж чужды индуистскому или синтоистскому пантеонам Востока. Существенным для большинства из них является политеистическая концептуализация божественного — множество богов, а не один, каждый со своей областью покровительства, будь то война, мудрость или вино.

В отличие от иудео-христианского божества, они не были благожелательными или любящими, но были могущественными, и было важно задобрить их и, если возможно, привлечь на свою сторону.

Для древних они были неразрывно связаны с окружающим миром природы; чтобы успокоить их, означало быть в хороших отношениях с миром и самой жизнью.

Содержание

Громовержцы Неба в кельтской, римской и греческой мифологии

Зевс (греческий) и Юпитер (римский), а также их менее известный кельтский аналог Таранис были древними богами грома, т.е. потрясающее проявление силы природы. И действительно, борьба с природой и стремление понять ее часто упоминаются как одна из основных причин, по которой древние создали свои мифологические пантеоны и сопутствующие им культы. Поэтому уместно начать с этих трех.

Зевс

Для греков Зевс, рожденный от титанов Кроноса и Реи, был «царем богов» и управляющим вселенной. После убийства своего отца Зевс безраздельно властвовал на горе Олимп среди пантеона младших греческих богов, группы, известной как олимпийцы, и был женат на богине Гере (которая также была его сестрой!). Когда его описывают поэты Гесиод или Гомер, он является всемогущим двигателем, стоящим за каждым событием и аспектом вселенной, особенно ее погодой.

Действительно, в древних произведениях, таких как Илиада Гомера и Облака Аристофана, Зевс буквально олицетворяется как дождь или молния. Кроме того, его часто называют движущей силой времени и судьбы, а также порядка в обществе.

Поэтому неудивительно, что его почитали как величайшего из богов, прославляли как главного посвящающего все Олимпийские игры и чтили храм Зевса в Олимпии, в котором находилась знаменитая «Статуя Зевса» — одно из семи чудес древнего мира.

Юпитер

Римский аналог Зевса Юпитер не был его точным эквивалентом. В то время как он все еще был верховным богом, неся молнию и изображая из себя мускулистого и бородатого правителя вселенной, его ритуалы, символы и история явно римские.

Вместо Эгиды (щита), которую обычно носит Зевс, Юпитер обычно сопровождает орел — символ, который стал представлять и воплощать римскую армию.

В римской «Мифо-истории» ранний римский царь Нума Помпилий предположительно призывал Юпитера помочь с плохим урожаем, во время чего ему рассказывали о надлежащих жертвоприношениях и ритуалах.

Один из его преемников, Тарквиний Супербус, позже построил Храм Юпитера на Капитолийском холме в центре Рима, где приносили в жертву белых волов, ягнят и баранов.

Хотя более поздним римским правителям не так повезло, как Нуме, в том, что они действительно разговаривали с великим богом, иконография и образы Юпитера позже были повторно присвоены римскими императорами для повышения их предполагаемого величия и престижа.

Таранис

В отличие от этих греко-римских богов грома, у нас есть Таранис. К сожалению, как для него, так и для нас, у нас совсем немного информации о нем, а то, что у нас есть, несомненно, связано с предубеждением римлян против «варварских» богов.

Например, римский поэт Лукан называет Тараниса вместе с двумя другими кельтскими богами (Эсусом и Тевтатом) божествами, которые требовали человеческих жертв от своих последователей. других культур.

Что мы знаем, так это то, что его имя примерно переводится как «громовержец», и его обычно изображали с дубиной и «солнечным колесом». Это изображение солнечного колеса использовалось во всей кельтской иконографии и ритуалах не только на монетах и ​​амулетах, но также воплощалось в обетном захоронении самих колес в реках или в святилищах.

Кроме того, мы знаем, что он почитался как Бог во всем кельтском мире, в Британии, Испании, Галлии и Германии. Когда эти регионы постепенно становились более «романизированными», его часто синтезировали с Юпитером (обычная практика по всей империи), чтобы получился «Юпитер Таранис/Таранус».

Боги и богини Земли и ее дикой природы

Подобно тому, как древние представляли себе богов и богинь, когда смотрели в небо, они делали то же самое, когда смотрели вокруг на землю. .

Более того, несмотря на то, что многие сохранившиеся свидетельства существования древних культур происходят из остатков городских поселений, большинство людей на самом деле жили в сельской местности в качестве фермеров, охотников, торговцев и ремесленников. Неудивительно, что этих людей сопровождали боги и богини дикой природы, охоты, деревьев и рек! В менее христианизированном смысле это действительно были более «языческие» (сельские) божества!

Диана

Диана, пожалуй, самое известное из этих «сельских» божеств, и помимо того, что она была римской богиней-покровительницей деторождения, плодородия, луны и перекрестков, она также была богиней сельской местности, диких животных и Охота. Как одному из древнейших римских богов, о котором мы знаем, — скорее всего, происходящему или, по крайней мере, переосмысленному от греческой Артемиды, ей поклонялись по всей Италии, и у озера Неми было видное святилище.

В этом святилище, а позже и во всем римском мире, каждый год в августе римляне отмечали праздник Неморалии в честь богини Дианы.

Празднующие зажигали факелы и свечи, возлагали венки и возносили молитвы и подношения Диане за ее защиту и благосклонность.

Кроме того, в то время как священные сельские места, такие как озеро Неми, сохраняли свой особый статус, Диана также символизировалась как домашняя и «домашняя» богиня, особенно для сельских верующих, защищающая их дома и фермы.

 Cernunnos

Cernunnos, что в переводе с кельтского означает «рогатый» или «бог с рогами», был кельтским богом диких животных, плодородия и сельской местности. В то время как его образ в виде бога с рогами весьма бросается в глаза и, возможно, угрожает современному наблюдателю, особенно там, где он появляется на знаменитом «Столпе лодочников», использование рогов на изображениях Цернунна (в отличие от рогов) должно было обозначают его защитные качества.

Как бог с зооморфными чертами, которого часто сопровождал олень или странная полубожественная змея с бараньими рогами, Цернуннос представлен как защитник и покровитель диких животных. Кроме того, его святилища часто находили рядом с источниками, что указывает на восстанавливающее и исцеляющее свойство Бога.

Мы знаем, что Цернуннос был выдающимся богом в кельтском мире, с местными вариациями в Британии, Галлии и Германии.

Однако самое раннее известное нам его изображение происходит из провинции на севере Италии в 4 -м веке до нашей эры, где он изображен на камне.

В то время как его зооморфные черты были популярны у кельтов, римляне по большей части воздерживались от изображения своих богов с животными свойствами. Позже образ бога с рогами стал ассоциироваться с Дьяволом, Бафометом и оккультным культом. Соответственно, христианская церковь, вероятно, смотрела на Цернунноса с пренебрежением и недоверием как на ранний прецедент рогатого дьявола.

Геб

Последним из обсуждаемых здесь земных божеств является Геб (также известный как Себ и Кеб!), который был египетским богом самой земли и всего, что произошло от нее. Он не только был богом земли, но и, согласно египетскому мифу, фактически поддерживал землю, как считалось Атласом, греческим Титаном. Он появлялся обычно в виде антропоморфной фигуры, часто со змеей (поскольку он был «Богом змей»), но позже его также изображали в виде быка, барана или крокодила.

ПОДРОБНЕЕ: Змеиные боги

Геб занимал видное место в египетском пантеоне как сын Шу и Тефнут, внук Атума и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.

Как бог Земли, этой равнины между небесами и подземным миром, он считался неотъемлемой частью тех, кто недавно умер и был погребен в этой самой земле.

Кроме того, его смех считался источником землетрясений, а его благосклонность определяла, будет ли расти урожай. Однако, несмотря на то, что его явно почитали как грозного и всемогущего бога, которого в более поздние времена часто приравнивали к греческому титану Кроносу, он так и не получил собственного храма.

Боги воды

Теперь, когда мы покрыли небо и землю, пришло время обратиться к богам, которые управляли бескрайними океанами, многочисленными реками и озерами старого мира.

Так же, как небо и плодородная земля были важны для всех в древности, так же были важны постоянный поток дождя и спокойствие воды.

Для древних море служило кратчайшим путем в дальние регионы, а реки служили удобными пограничными пунктами и границами. Во всем этом был погружен божественный аспект, который мог вызвать бури, наводнения или засухи — вопросы жизни и смерти для многих.

 Ægir

Теперь мы начнем немного дальше на север, с скандинавского божества Эгира, который технически не был богом, а вместо этого был «йотунном» — сверхъестественными существами, контрастирующими с богами, хотя обычно они были очень близки сопоставимо. Эгир был олицетворением самого моря в скандинавской мифологии и был женат на богине Ран, которая также олицетворяла море, а их дочери были волнами.

Мало что известно об их роли в скандинавском обществе, хотя вполне вероятно, что они широко почитались более поздними викингами, чей образ жизни сильно зависел от мореплавания и рыболовства.

В скандинавских мифологических поэмах, или «Сагах», Эгир предстает великим воинством богов, устраивающим знаменитые банкеты для скандинавского пантеона и варящим колоссальные порции эля в специальном котле.

Подробнее: Скандинавские боги и богини 

Посейдон

Было бы упущением не рассказать о Посейдоне в этом кратком обзоре морских богов Древнего мира. Он, несомненно, самый известный из всех океанских богов и был повторно присвоен римлянами как «Нептун».

Известный как греческий бог моря, штормов, землетрясений и лошадей, владеющий трезубцем и часто сопровождаемый дельфином, он занимал видное место в греческом пантеоне, а также в мифах и литературе греческого мира.

В «Одиссее» Гомера Посейдон мстит главному герою Одиссею за то, что тот ослепил своего сына-циклопа Полифема, который так или иначе намеревался съесть Одиссея и его команду, — тогда вряд ли можно считать оправданной обиду! Однако как покровителю мореплавателей ему было важно поклоняться в древнегреческом мире, полном многочисленных островных городов-государств, или «полисов».

Нун

Египетский бог Нун, или Нун, занимал центральное место как в египетских мифах, так и в обществе. Он был старейшим из египетских богов и отцом важнейшего бога солнца Ра, а также играл центральную роль в ежегодном разливе реки Нил. Однако из-за своего уникального положения в египетской мифологии он не принимал участия в религиозных ритуалах, и у него не было храмов или священников, которые поклонялись бы ему.

В древнеегипетских представлениях о творении Нун и его двойник-женщина Наунет рассматривались как «первичные воды хаоса», через которые возник бог солнца Ра и вся воспринимаемая вселенная.

Таким образом, его коннотации вполне уместны, бескрайность, темнота и бурление бурных вод, и он часто изображался с головой лягушки и телом человека.

Божества урожая и скотоводства

К настоящему времени должно быть ясно, что естественный мир древности был занят и находился под надзором множества древних богов, чьи темпераменты были непредсказуемыми, но крайне важными. Однако для жизни наших Древних и «цивилизованных» предков было важно то, что они действительно могли приручить природу и стихию, в первую очередь посредством земледелия и земледелия. Как и следовало ожидать, у них были божества и для этих занятий!

Деметра

Греческая богиня зерна и земледелия Деметра считалась величественной фигурой, которая была источником смены времен года. Предполагалось, что их изменение произошло из мифа о Персефоне (прекрасной дочери Деметры) и Аиде, греческом боге смерти и подземного мира.

В этом мифе Аид крадет Персефону у Деметры и так не хочет ее возвращать, что достигается компромисс, согласно которому он может держать ее с собой в подземном мире в течение трети года.

Таким образом, эта унылая треть года для Деметры превратилась в зиму для смертных, пока богиня не вернула свою дочь весной! В другом мифе Деметра поручила элевсинскому князю по имени Триптолем засеять Аттику (а позже и весь остальной греческий мир) зерном, положив начало древнегреческому земледелию!

Рененутет

Во многом похожей на Деметру была ее египетская копия Рененутет, богиня питания и урожая в египетской мифологии. Ее также считали матроной, кормящей фигурой, которая не только наблюдала за урожаем, но и была богиней-хранительницей фараонов. В более поздней египетской мифологии она стала богиней, которая также контролировала судьбу каждого человека.

Ее часто изображали в виде змеи или, по крайней мере, с головой змеи, у которой должен был быть характерный взгляд, способный победить всех врагов. Тем не менее, он также обладал благотворной силой выращивания сельскохозяйственных культур и предоставления плодов урожая египетским фермерам.

Гермес

Наконец, мы смотрим на Гермеса, который был греческим богом пастухов и их стад, а также путешественников, гостеприимства, дорог и торговли (среди множества других, таких как воровство, что принесло ему титул как греческий бог-обманщик). Действительно, он был известен как немного озорной и хитрый бог в различных мифах и пьесах, что объясняет его покровительство как торговле, так и воровству в тандеме!

Тем не менее, для пастухов он гарантировал процветание и здоровье любого стада и занимал центральное место в торговле, поскольку она часто велась через крупный рогатый скот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *