Явление первое действие второе горе от ума: «Горе от ума. Действие 1»

Содержание

Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)

Крылатое выражение
Персонаж
Действие
Явление
1. Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Фамусов 1 2
2. Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. Лиза 1 2
3. Счастливые часов не наблюдают. София 1 3
4. Бывают странны сны, а наяву страннее. Фамусов 1 4
5. Кто беден, тот тебе не пара. Фамусов 1 4
6. Нельзя ли для прогулок Подальше выбрать закоулок. Фамусов 1 4
7. Подписано, так с плеч долой. Фамусов 1 4
8. Шел в комнату, попал в другую. София 1 4
9. Грех не беда, молва не хороша. Лиза 1 5
10. Мне всё равно, что за него, что в воду. София 1 5
11. А впрочем, он дойдет до степеней известных. Чацкий 1 7
12. Блажен, кто верует, — тепло ему на свете! Чацкий 1 7
13. Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. Чацкий 1 7
14. Где ж лучше? Где нас нет. София, Чацкий 1 7
15.
Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским? Чацкий 1 7
16. И дым Отечества нам сладок и приятен! Чацкий 1 7
17. Числом поболее, ценою подешевле. Чацкий 1 7
18. Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом! Фамусов 1 10
19. Век нынешний и век минувший Чацкий 2 2
20. Свежо предание, а верится с трудом. Чацкий 2 2
21. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий 2 2
22. Что говорит! и говорит, как пишет! Фамусов 2 2
23. Ах! тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет. Чацкий 2 4
24. Времен Очаковских и покоренья Крыма. Чацкий 2 5
25. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Чацкий 2 5
26. Дверь отперта для званных и незванных Фамусов 2 5
27. Дома новы, но предрассудки стары. Чацкий 2 5
28. Ну как не порадеть родному человечку!.. Фамусов 2 5
29. Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали! Чацкий 2 5
30.
На всех московских есть особый отпечаток.
Фамусов 2 5
31. Поспорят, пошумят, и… разойдутся. Фамусов 2 5
32. Ах, злые языки страшнее пистолетов. Молчалин 2 11
33. Герой… Не моего романа. Чацкий, София 3 1
34. Я странен; а не странен кто ж? Чацкий 3 1
35. А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа. Чацкий 3 3
36. В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Молчалин 3 3
37. Всё врут календари. Хлестова 3 21
38. А книги сохранят так: для больших оказий. Скалозуб 3 21
39. Ученье — вот чума; ученость — вот причина. Фамусов 3 21
40. Влеченье, род недуга. Репетилов 4 4
41. Да умный человек не может быть не плутом. Репетилов 4 4
42. Есть от чего в отчаянье придти. Чацкий 4 4
43. Послушай! ври, да знай же меру. Чацкий 4 4
44. Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют — И вот общественное мненье! Чацкий 4 10
45.
Молчалины блаженствуют на свете! Чацкий 4 13
46. Ба! знакомые все лица! Фамусов 4 14
47. В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов. Фамусов 4 14
48. Где оскорбленному есть чувству уголок! Чацкий 4 14
49. Сюда я больше не ездок. Чацкий 4 14
50. Карету мне! Карету! Чацкий 4 14

«Горе от ума»_Вопросы по действиям | Учебно-методический материал по литературе (9 класс):

  1. Почему изначально комедия называлась Горе уму? А после изменено на Горе от ума?
  1. Значение говорящих фамилий и имен

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.

Софья Павловна, его дочь.

Лизанька, служанка. (суффикс!)

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна, молодая дама } Горичи.

Платон Михайлович, муж ее

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня бабушка }Хрюмины.

Графиня внучка

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова.

г. N*.

г. D*.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.

  1.  Найти в Словаре русских имен значение имен и отчеств
  2.  Что значит латинское слово «fama»?

Fama –

  1.  Чадский или Чацкий? Почему первоначально герой назывался Чадским?

Чад –  

Чаадаев и пророчество Грибоедова (о сумасшествии Чаадаева распространил слух император Николай I позже, чем была написана пьеса. В начале октября 1836 года в России вышла 15-я книга «Телескопа», где в отделе «Науки и искусства» была опубликована статья под оригинальным названием: «Философические письма к г-же ***. Письмо 1-ое». Статья была не подписана. Вместо подписи значилось: «Некрополис. 1829 г., декабря 17» [«Некрополис, 1829, 1 декабря» Император Николай I, прочитав 1-е «Письмо», наложил следующую резолюцию: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Журнал «Телескоп» был запрещен.)

Кто еще был прототипом Чадского? (Кюхельбекер)

  1. От каких слов образованы остальные фамилии?
  1. Действие первое.

Явление 1

  1. За кого беспокоится Лиза и почему?
  2. Какие музыкальные инструменты звучат до начала реплик?
  3. Для чего А.С. Грибоедов упоминает о музыкальных инструментах?
  4. Почему П.А. Фамусов не стал беспокоиться, услышав музыку? Как это характеризует Софью?
  5. Который час? (Начало пьесы)

Явление 2

  1. Как ведет себя Фамусов с Лизанькой? Как это его характеризует?
  2. Как ведет себя с барином Лиза? Как это ее характеризует?
  3. Что придумывает Лиза, чтобы выгородить свою барышню? Часто ли за этим занятием Софья? Как это ее характеризует?
  4. Как Фамусов показывает нелогичность объяснения служанки?
  5. Какое выражение из речи Лизы стало крылатым?

Явление 3

  1. За что осуждает Лиза хозяйку?
  2. Какое выражение из речи Софьи стало крылатым?
  3. Как ведет себя Софья с Молчалиным? Как это характеризует ее?
  4. Как ведет себя Молчалин с Софьей? Как это характеризует его?

Явление 4

  1. Как можно охарактеризовать речь Молчалина?
  2. Какое выражение из речи Фамусова стало крылатым?
  3. «А все Кузнецкий мост и вечные французы. ..»,  — что находилось на этой улице в Москве? Что не нравится Фамусову?
  4. От чего «смешалась» Софья?
  5. Какую характеристику дает себе Фамусов сам? Соотнося его поведение с Лизой, что можно сказать про мадам Розье? Чем нехороша оказалась мадам Розье?
  6. Какое еще одно выражение из речи Фамусова стало крылатым?
  7. Почему Фамусов не дает высказаться Лизе?
  8. Что говорит Фамусов об образовании и что узнаем мы о Молчалине?
  9. Какое выражение из речи Софьи стало крылатым?
  10. Какое значение сна Софьи? Действительно ли Софья видела сон? Это ли ее беспокоит?
  11. В Соннике Густавуса Миллера есть такое толкование снов.

— Счастливым предзнаменованием является только сон о зеленой и сочной траве.

— Если молодая особа получает во сне букет самых разных цветов — это предсказывает, что у нее будет много поклонников.

— Видеть во сне отца — означает, что Вы с трудом избегнете затруднения в делах, и Вам потребуется чей-то мудрый совет, чтобы самому решить возникшие проблемы. Если Вам снится, что Ваш отец умер — это означает, что дела пойдут с трудом и Вам придется проявлять осторожность в их ведении. Для молодой женщины видеть во сне своего умершего отца — означает, что любовник обманывает или вскоре обманет ее.

— Увидеть во сне, что Вас преследует чудовище, означает, что печали и несчастья скоро займут большое место в Вашей жизни.

Можно ли сказать, что Софья сама вершит свою судьбу, а не провидение ее ведет? Почему?

  1. Зачем якобы искал Молчалин Фамусова?
  2. Почему Фамусов не очень этому верит?
  3. Хороший ли работник Молчалин?
  4. Как относится к делам Фамусов? Какая реплика стала крылатой?

Явление 5

  1. Что не нравится в поведении хозяйки Лизе? Какое выражение из речи Лизы стало крылатым?
  2. Какую характеристику «батюшке» дает Софья? Как она относится к свету? Как это ее характеризует?
  3. Чего боится Лиза?
  4. Докажите, что Софья действительно влюблена. Какое выражение из речи Софьи стало крылатым?
  5. Кого бы, по мнению Лизы, желал бы Фамусов в мужья к Софье? Как это характеризует отца семейства?
  6. Какую характеристику дает Софья этому персонажу? Как речь выдает ее нрав и отношение к обществу?
  7. Какое мнение о Чацком Лизы и Софьи?
  8. Какие слова произнес Чацкий при расставании с Софьей? Были ли они пророческими?
  9. Какие чувства испытывал Чацкий к Софье? Какое чувство связывало юношу и девушку, по мнению Софьи?
  10. Какое выражение из речи Софьи стало крылатым?
  11. На паритетных ли началах дружба Софьи и Лизы? Или барыни и наперсницы? Как это характеризует героинь?
  12. Чем наедине заняты Софья и Молчалин? Кому об этом рассказывает Софья?
  13. На какого литературного героя похож Молчалин? (Направление в литературе).
  14. Как характеризует Софья Молчалина? Какие его основные достоинства, по мнению Софьи?
  15. Почему хохочет Лиза? Действительно ли ее рассмешила история с тетушкой?

Явление 6

  1.  Почему в явлении шестом только одна реплика? Что такое явление в театре (определение)?

Явление 7

  1. Какая фраза Чацкого стала крылатой?
  2. Разум или чувства преобладают в Чацком, когда он видит Софью? Какой он по своей натуре человек? Открытый или загадка? Кто является его противоположностью?
  3. Как Софья встречает Александра?
  4. Как характеризует то, что Чацкий явился без приглашения, утром? (Все приемы, обычно, были вечером. Утром можно было, по этикету, прислать карточку, визитку, записку)
  5. Какая фраза Чацкого стала крылатой?
  6.  Сколько лет Софье?
  7. Почему Софья не отвечает на прямой вопрос о том, «не влюблена ли она»?
  8. Какую характеристику дает Чацкий Фамусову и его обществу?
  9. Какая фраза о смеси языков Чацкого стала крылатой?
  10. Какую характеристику Чацкий дает Молчалину?
  11. Понимает ли А. А. Чацкий почему задевает Софью?
  12. В какое время года происходит действие пьесы?
  13. Какие фразы о лице Софьи и об уме Чацкого стали крылатыми?

Явление 8

  1. Сон в руку – реальность? «Милый человек» из сна, кто он для Софьи и кто для Фамусова?

Явление 9

  1. Сколько лет не было А.А.? Во сколько лет Софья была очарована Чацким? Может ли девушка в таком возрасте хранить верность?
  2. Как относится Фамусов к Чацкому при встрече?
  3. Обсуждение Софьи какие эмоции вызывает у Фамусова?
  4. Какая фраза Фамусова стала крылатой?
  5. Чему верит Чацкий?
  6. Как быстро ехал Чацкий в дом Фамусовых? Почему?
  7. Почему встает поспешно и уходит?

Явление 10

  1. Какими глазами смотрит на Молчалина и Чацкого Фамусов? Какие характеристики дает он молодым людям?
  2. Какая фраза Фамусова стала крылатой?

  1. Действие второе.

Явление 1

  1. Чем занят Фамусов?
  2. За что отчитывает он Петрушку? Кто такой пономарь?
  3. Какая фраза Фамусова стала крылатой?
  4. Сколько по времени идет обычный московский обед?
  5. Что случилось с Кузьмой Петровичем? Что это за человек?
  6. Какой день недели в пьесе «Горе от ума»?
  7. Почему Фамусов знает, когда должна родить вдова-докторша? Как это характеризует персонажа?

Явление 2

  1. Как Чацкого реагирует на «суету в движеньях и лице» Фамусова? Как это может охарактеризовать Чацкого?
  2. Хотел бы Чацкий посвататься к Софье Павловне?
  3. Какой совет дает Чацкому Фамусов?
  4. Какая фраза Чацкого стала крылатой?Какая фраза Фамусова стала крылатой?
  5. Что сделал Максим Петрович? За что его уважают?
  6. Умен или не умен Максим Петрович, по мнению Фамусова и Чацкого? Ум – это свободомыслие, ученость или приспособленчество и здравый смысл?
  7.  «Начал свет глупеть»? Или нет?
  8. Век нынешний и век минувший, что меняется, по мнению Чацкого?
  9. Какая фраза Чацкого стала крылатой?
  10. Кто такой карбонарии? Почему Фамусов называет Чацкого так, добавляя опасный человек?
  11. Какая фраза Фамусова стала крылатой?
  12. Что за принцип qui pro quo ([квипрокво])? Как реализуется он в диалоге Фамусова и Чацкого? Слышат ли они друг друга?
  13. Что не может вынести в Молчалине Чацкий?
  14. Что такое вольность, по мнению Фамусова?
  15. Признает ли властей Чацкий? В чем разврат, по мнению Фамусова?
  16. Какое физическое действие подчеркивает, что Фамусов не хочет слышать Чацкого?
  17. В чем комичность диалога?

Явление 3

  1. Какую судьбу пророчит Фамусов Чацкому?
  2. Как изменяется поведение Фамусова при Скалозубе?
  3. Зачем Чацкому Фамусов говорит о слухах про свадьбу Софьи и Скалозуба?
  4. Почему Фамусов поспешно уходит?

Явление 4

  1. О чем начал догадываться Чацкий?

Явление 5

  1. Как говорит Скалозуб? Какой тембр голоса?
  2. В егерские полки брали низкорослых солдат, и, скорее всего, Скалозуб не отличался от них. Для чего соединяет низкий рост и «густой …» Скалозуба?
  3. Как кто садится в комнате?
  4. Как характеризует ума Скалозуба шутка про Настасью Николаевну?
  5. Как относится к семейной преемственности в делах Фамусов?
  6. Кем приходится Молчалин Фамусову?
  7. Какая фраза Фамусова стала крылатой?
  8. Скалозуб в 1813 году служил в 30-м егерском полку вместе со своим братом и был награждён за участие в боях в Силезии. В 45-м егерском полку служили Берстель, Александр Карлович — декабрист, участник Кавказской войны, Булгари, Николай Яковлевич — декабрист, Вольф, Христиан-Фердинанд Богданович — военный врач, декабрист, Погоский, Александр Фомич— писатель, издатель. Почему декабристы оставляли военную службу? Почему «чин следовал» брату Скалозуба, а он «службу оставил»? 3.08.1813 считалось, что не было боевых действий
  9. С какого года служит Скалозуб? Сколько ему сейчас лет, если ориентировочно год в пьесе 1823, а после военного учебного заведения юноши уходили в 18 лет на службу?
  10. Как можно охарактеризовать шутку о товарищах? Что такое «черный» юмор?
  11. Какое определении дается Москве? Какая фраза Скалозуба стала крылатой?
  12. В чем истинная суть дворянства, по Фамусову?
  13. Столбовые – это какие?
  14. Какая фраза Фамусова стала крылатой?
  15. Что нравится Фамусову в московских дворянках?
  16. Какая фраза Чацкого стала крылатой?
  17. Какая фраза Фамусова стала крылатой?
  18. Какую рекомендацию Скалозубу дает Фамусов Чацкому?
  19. Кто судьи?
  20. Какое отношение к крепостным? К слугам?  Какое отношение к искусству, науке?
  21. Перед чем раболепствуют служащие?
  22. У Булгакова М. А.«Мастере и Маргарите» (1928-40) появляется сквозной персонаж костюм без человека.

 За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом. Услыхав, что кто-то вошел, костюм откинулся в кресле, и над воротником прозвучал хорошо знакомый бухгалтеру голос Прохора Петровича: — В чем дело? Ведь на дверях же написано, что я не принимаю.

Изменяется ли отношение людей к чинам со временем? Сравни отношение в XIX и XX веках.

  1. Почему уходит Фамусов?

Явление 6

  1. Понял ли о чем говорил Чацкий Скалозуб?

Явление 7

  1. Кто «ушибся»?
  2. Почему Софья теряет сознание? Что это показывает? Как действует бессознательное в человеке?
  3. Какая фраза Лизы стала крылатой?
  4. Какую характеристику дает Скалозуб Молчалину?

Явление 8

  1. Какие реабилитационные действия по отношении к Софье проводит Чацкий?
  2. Почему Чацкий холоден с Софьей?
  3. Кого в окошке показывает Лиза Софье?
  4. Тонкий ли психолог Чацкий? Если да, то приведите доказательство.

Явление 9

  1. Что ушиб Молчалин? Серьезный ли ушиб?
  2. Ирритация что такое?
  3. Труслива ли Софья?
  4. Какую очередную шутку рассказывает Скалозуб?

Явление 10

  1. Почему нельзя дать бал Фамусовым?

Явление 11

  1. Верит ли Лиза в болезнь Молчалина?
  2. Кого боится Лиза и почему?
  3. Кто осуждает в откровенности Софью?
  4. Каким человеком показывает себя Софья?
  5.  Какая фраза Молчалина стала крылатой?
  6. Что советует Лиза своей хозяйке?

Явление 12

  1. Из-за чего Молчалин любит Софью?
  2. Как он относится к Лизе?
  3. Что предлагает Молчалин Лизе? Как характеризует его попытка купить любовь девушки?
  4. Зачем Молчалин оставил повязку?

Явление 13

  1. Какое задание дает Софья Лизе?
  2. Больна ли Софья? Для чего она это говорит?

Явление 14

  1. Кого любит Лиза? Почему она не признается в этом Молчалину и Фамусову?

  1. Действие третье.

Явление 1

  1. С каким музыкальным инструментом сравнивает Чацкий Скалозуба?
  2. Почему Софья, не трусливая по самоопределению, не признается Чацкому о том, кого она любит?
  3. Для чего решил притвориться Чацкий?
  4. Какие догадки Чацкого о Молчалине оказались верными?
  5. Почему Софья «во сто раз грешнее»?
  6.  Кто впервые упоминает сумасшествие? Сравни действие I, явление 7 «ум с сердцем не в ладу» и действие III, явление I  «от сумасшествия могу я остеречься»?
  7. Что будет делать Чацкий разочароваашись в любви?
  8. Что про себя говорит Софья?
  9. В чем обвиняет Софья Чацкого? Почему она разгорячилась?
  10. Как приобрел дружбу всех в доме Молчалин, со слов Софьи?
  11. Почему Чацкий считает, что «она его не уважает», «не ставит в грош его», «шалит, не любит» ?
  12. Кто не герой романа Софьи?

Явление 2

  1. Почему Софье срочно понадобилось к парикмахеру?
  2. Кто еще член Английского клуба?

Явление 3

  1. Какая фраза Чацкого стала крылатой?
  2. Где работает Молчалин и где он «числится»?
  3. Есть ли знаки отличия на «работе»?
  4. Какие таланты у Молчалина? Сколько их?
  5. Какая фраза Чацкого стала крылатой?
  6. Кто такая Татьяна Юрьевна? Какую характеристику дает Чацкий и Молчалин?
  7. О чем говорит тот факт, что Чацкий был вхож в кабинет министров?
  8. Зачем советует съездить Молчалин Чацкому к Татьяне Юрьевне?
  9. Каково кредо в делах Чацкого?
  10. Кто такой Фома Фомич? Какую характеристику дает Чацкий и Молчалин?
  11. Какая фраза Молчалина стала крылатой?
  12. Почему, по мнению Молчалина, надо зависеть от других?
  13. Почему Чацкий опять не верит в то, что Софья любит Молчалина?

Явление 4

  1. Кто первый приезжает на званый вечер?

Явление 5

  1. Как ведет себя Чацкий с Натальей Дмитриевной?
  2. Можно ли предположить, что он пользуется особым вниманием у дам?
  3. Кто такой Платон Михайлович?
  4. Какую характеристику дает Наталья Дмитриевна Платону Михайловичу?

Явление 6

  1. Знаком ли Чацкий с Платоном Михайловичем?
  2. Чем занят он в отставке?
  3. A-moll – это какой?
  4. Куда советует на лечение отправиться Чацкий Платону Михайловичу?
  5. Нравится ли эта идея Наталье Дмитриевне?
  6. Кому обычно говорят отойти от дверей, берегут от сквозняков?
  7. Как относится Наталья Дмитриевна к своему мужу?
  8. Каким был до жениться Платон Михайлович?

Явление 7

  1. О чем разговор княжон?
  2. Что такое тюрлюлю? Эшарп?
  3. Барежевый – это какой?
  4. Пригласил ли князь Чацкого на вечер, в четверг?

Явление 8

  1. Как рождаются слухи? (Сцена приезда графини и реакция княжны)
  2. Что интересует графиню внучку больше всего о Чацком?
  3. Какая фраза Чацкого стала крылатой?

Явление 9

  1. Почему Загорецкий не прислал, как все подарок утром, а при всех начал его нахваливать? Что это за подарок?
  2. За что «вдвойне» благодарна Загорецкому Софья?
  3. Какую характеристику дает Платон Михайлович Загорецкому?
  4. Какая фраза Платона Михайловича стала крылатой?

Явление 10

  1. Откуда и как долго ехала Хлестова к племяннице, предположительно живущей на Тверском бульваре? Можно ли такой укор назвать колкостью?
  2. Кого взяла с собой тетушка?
  3. Кого и как просит накормить Хлёстова?
  4. С кем сравнивает Хлёстова арапку?
  5. Кто достал рабыню?
  6. Какую характеристику дает Хлёстова Загорецкому?
  7. Почему «не поздоровится от этаких похвал»?
  8. Что Хлёстовой не понравилось в Чацком? Можно ли ее язык назвать злым?

Явление 11

  1. Зачем Фамусов громогласно говорит? (К кому обращается он?)

Явление 12

  1. Зачем  Хлёстова завела речь о гренадерском росте, т. е. о том, что Скалозуб никак не выделяется среди своих солдат? (Невысокого роста и говорит басом)?
  2. Как характеризует эти шуточки Хлёстову?
  3. Почему Фамусов уводит Скалозуба?
  4. Кого полоумным называет Хлёстова?
  5. Кто подает карту Хлёстовой?
  6. Чем похожи Загорецкий и Молчалин?
  7. Какое домашнее животное умилило Молчалина и почему?

Явление 13

  1. Кто разогнал тучу?
  2. Какую характеристику дает Молчалину и Загорецкому Чацкий?

Явление 14

  1. Кто расстроен и почему?
  2. Кто распространяет слух о том, что Чацкий «не в своем уме»?
  3. Зачем Софья задумала сыграть такую злую шутку над Чацким?

Явление 15

  1. Кем и ком сообщается новость о сумасшествии Чацкого?

Явление 16

  1. Как сплетня обрастает подробностями?

Явление 17

  1. Знает ли Загорецкий того, ком распускает сплетни?
  2. Кто после Загорецкого соглашается с тем, что Чацкий сумасшедший?

Явление 18

  1. Чем занята графиня внучка?
  2. Почему у нее нет времени объяснить все бабушке?

Явление 19

  1. Понимает ли графиня бабушка, что говорит Загорецкий?
  2. Что возникает в комедии, благодаря принципу qui pro quo?
  3. Как разрастается из-за этого сплетня?
  4. Кто такай «фармазон»?

Явление 20

  1. Кому графиня бабушка пересказывает новость о Чацком?
  2. Как разрастается сплетня?
  3. Что якобы сделал Чацкий – «переменил закон»? Пусурман – это кто?
  4. «Волтерьянец» (вольтерьянец)- это кто?

Явление 21

  1. Почему Софья не отвечает на вопрос тетушки о том, слышала ли она весть о Чацком?
  2. Кто не верит в эту сплетню?
  3. Кто приписывает себе авторство новости о Чацком?
  4. Что не нравится фамусовскому обществу в Чацком?
  5. Кто такая модистка?
  6. Какие догадки строят по поводу течения болезни Фамусов, Хлёстова, Наталья Дмитриевна, Загорецкий?
  7. От чего можно сойти с ума, по мнению фамусовского общества?
  8. Что такое «ланкартачные взаимные обучения»?
  9. Чем занимаются в педагогическом институте?
  10. Какая фраза Фамусова стала крылатой?
  11. Жаль ли Хлёстовой Чацкого?
  12. В чем суть спора Хлёстовой и Фамусова?
  13. Почему последнее слово должно остаться за Хлёстовой? Как это ее характеризует?

Явление 22

  1. Какое предположение выдвигает Хлёстова о дальнейших действиях Чацкого?
  2. Что советует Фамусов Чацкому?
  3. Из-за чего «мильон терзаний» в Москве у Чацкого?
  4. Понимает ли Хлёстова, о чем говорит Чацкий?
  5. Почему Софья не обращает внимания на Фамусова?
  6. Почему только Фамусов и Софья обращаются к безумному Чацкому?
  7. Что «гневит» Чацкого?
  8. Должна ли Россия быть  французской провинцией?
  9. У кого должны учиться русские национальной гордости?
  10. Чем закончился разговор в соседней комнате?
  11. Часто ли это случается с Чацким?
  12. Чем закончился его монолог? Что делают старики? Что делает вся молодежь «с величайшим усердием»?
  13. Вальс первого отделения открывают всегда хозяин и хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как хозяева сделают три тура вальса. Как это характеризует отношение Фамусовых отца и дочери к Чацкому?

  1. Действие четвертое.

Явление 1

  1. Кто первый уезжает?
  2. Чем расстроена графиня внучка? Чего ждала она от этого бала?
  3. Чем обычно занята графиня бабушка? Что ее печалит?
  4. Какая фраза графини бабушки стала крылатой?

Явление 2

  1. Платон Михайлович говорит, что «бал – вещь хорошая», а что же плохо? 

Явление 3

  1. «Все призраки, весь чад и дым», как это фраза соотносится с фамилией героя?
  2. Почему Чацкий торопится уехать с бала?

Явление 4

  1. Почему Репетилов падает при самом входе? В каком состоянии человек несет вздор?
  2. Какую характеристику дает себе Репетилов?
  3. Чему удивляется Чацкий?
  4. Чем по ночам занят Рпетилов?
  5. Что за собрания тайного общества?
  6. Как относится к секретнейшему союзу Чацкий?
  7. О чем ведется разговор на собраниях?
  8. Какая фраза Репетилова стала крылатой?
  9. Кто посещает собрания?
  10. Какая фраза об умных людях Репетилова стала крылатой?
  11. Какие достоинства у Репетилова?

Явление 5

  1. Только ли о Чацком распускаются сплетни?
  2. Какие две причины есть у Репетилова, чтобы попасть к князю Григорю?
  3. В чем причина неудач по службе, по мнению Репетилова?

Явление 6

  1. Как ведет себя Репетилов с Загорецким? Рад ли он этому общению?
  2. Какую характеристику Репетилов дает Чацкому?
  3. Что такое химеры?

Явление 7

  1. Почему Загорецкий подогревает сплетню о безумии Чацкого?
  2. Сколько семей уже в курсе «новости»?
  3. Можно ли идти против всех? Способен ли на это Репетилов?
  4. Кто такой якобинец?

Явление 8

  1. Как зовут Хлёстову? Значение имени и отчества?
  2. Как относится Хлёстова к Молчалину?

Явление 9

  1. Почему Репетилов не торопится домой (Подумать над тем, что ранее сказал о жене, танцовщице, о том, что играл и проигрывал. «В опеку взят указом» — как это?)

Явление 10

  1. Почему Софья не увидела Чацкого?
  2. Как ведет себя фамусовское общество по отношению к Чацкому?
  3. Что людях хуже душа или язык?
  4. Дорожит ли кем-то Софья или догадка Чацкого верна?
  5. Почему Чацкий думает, что он сошел с ума?
  6. Где спрятался Чацкий?

Явление 11

  1. Почему уходит Софья?
  2. Что думает Лиза о местонахождении Чацкого?

Явление 12

  1. Что делает Молчалин, когда к нему стучится Лиза?
  2. Планирует ли Молчалин жениться на Софье?
  3. Чего боится Молчалин?
  4. Как характеризует Молчалин любовь Софьи?
  5. Какой завет дал Молчалину отец?
  6. Почему, когда стоило бы промолчать, Молчалин публично раскаивается?
  7. Боится ли Софья мнения света?
  8. Почему для Софьи Чацкий – «укоряющий свидетель»?

Явление 13

  1. Есть ли свет в комнате, когда происходит объяснение Чацкого и Софьи?
  2. В чем обвиняет Чацкий Софью?
  3. Какая фраза о Молчалиных Чацкого стала крылатой?
  4. Раскаивается ли Софья в своем поступке?

Явление 14

  1. Яркий ли свет в комнате, когда приходит Фамусов или нет?
  2. Что можно узнать о матери Софьи?
  3. Как представляется сплетня о Софьи Фамусову в этот момент?
  4. Какова дальнейшая судьба Фильки?
  5. Какова дальнейшая судьба Лизы?
  6. Какова дальнейшая судьба Софьи?
  7. Какая фраза о Фамусова стала крылатой?
  8. Какова дальнейшая судьба Чацкого, по мнению Фамусова?
  9. Завлекала ли надеждой Софья Чацкого?
  10. Обратила ли все в смех Софья?
  11. Какую судьбу пророчит Чацкий Софье?
  12. Какая фраза о Чацкого о московских мужах стала крылатой?
  13. Каков идеал мужа в фамусовском обществе?
  14. Что планирует делать дальше Чацкий?
  15. Какая фраза о Чацкого стала крылатой?

Явление 15

  1. Почему Софья до сих пор молчит?
  2. Чего больше всего боится Фамусов?
  3. Какая фраза Фамусова стала крылатой?

  1. Общие вопросы по тексту
  1. Что такое экспозиция? Экспозиция –
  2. Что такое завязка действия? Завязка действия
  3. Что такое кульминация? Кульминация –
  4. Что такое развязка действия? Развязка действия –
  5. Что такое конфликт? Конфликт –
  6. Между кем и кем в пьесе происходит конфликт?
  7. Сколько конфликтов в «Горе от ума»?
  8. Какой из них разрешимый, а какой нет?
  9. Найдите:
  1. экспозицию и кульминацию пьесы;
  2. завязку для любовного конфликта и завязку для социально-политического конфликта;
  3. развязку для одного из конфликтов.
  1. Как свет солнца и свечей в пьесе фигурируют?

 

1

язык комедии афористичен; сродни пословицам и поговоркам

2

условные комедийные образы преображаются в типические характеры

Князь Тугоуховский – тип подкаблучника, человек не имеющий собственного мнения и голоса; Хлёстова – тип жестокосердной самодурши

3

За Чацким угадывается круг единомышленников, а в самом герое, в его мировоззрении, нравственной позиции, психологии, манере поведения ощутима близость к декабризму.

Стремление героя служить, но не прислуживаться; вера в «уменье, бодрые» силы народа; нетерпимость к угодничеству

4

В «Горе от ума» лирическая, публицистическая, сатирическая функции речей персонажа обычно не расходятся с его психологической характеристикой

Лирический монолог Чацкого: «Чуть свет уж на ногах…»,  публицистический монолог Чацкого: «А судьи, кто?», сатирическая : диалог князя Тугоуховского и княгини на балу

Психология горя: объяснение четырех стадий

Горе характеризуется противоречием.

С одной стороны, это сложный и болезненный водоворот мыслей и эмоций, вызванный потерей близкого человека.

С другой стороны, это естественный и позитивный процесс исцеления, который играет важную роль, помогая нам справиться с часто неизбежной травмой утраты и отпустить ее.

В этой статье вы узнаете, как разрешить это противоречие, и поймете, что, хотя горе сложно и сложно, его в конечном счете легко понять и сориентироваться.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три упражнения на горе [PDF]. Эти научно обоснованные инструменты помогут вам с состраданием пережить горе себе или другим.

Эта статья содержит:

  • Что такое горе? 5 симптомов и общих эмоций
  • Теории горя и потери: 4 модели и циклы
  • Как горе влияет на мозг и тело?
  • Горе против сложного горя
  • Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое горе? 5 Симптомы и общие эмоции

Проще говоря, горе — это сильное эмоциональное переживание, вызванное потерей. Горе чаще всего переживается в контексте смерти, например, смерти близкого человека или самого человека в процессе умирания.

Однако потери бывают разных форм, и горе также может быть пережито после потери отношений, работы, веры, значительных материальных ценностей и так далее.

Вполне уместно, что слово «горе» происходит от латинского «gravis», что приблизительно переводится как «тяжелое бремя». Горе возникает из-за тяжелого бремени эмоций, вызванных потерей (Dunne, 2004).

Прежде чем читать дальше, важно помнить, что горе — это не клиническое состояние. Предположение, что ваш клиент испытывает клиническую проблему, может быть опасным подходом, поскольку это может оттолкнуть его в то время, когда он уже чувствует себя изолированным, и заставить его замкнуться или стыдиться раскрытия полностью здоровых переживаний.

В конце концов, каждому в жизни приходится переживать горе. Горе также может проявляться по-разному у разных людей. Опыт вашего клиента будет формироваться его личными ожиданиями и представлениями о природе горя, которые в свою очередь формируются уникальным сочетанием личности, веры, культуры и истории жизни вашего клиента.

Имея это в виду, некоторые симптомы, характерные для горюющих людей, также могут характеризовать горе. Мы можем сгруппировать эти симптомы в пять разных категорий: физические, когнитивные, эмоциональные, межличностные и связанные с образом жизни (Stroebe & Schut, 19).98).

Физические симптомы

Это симптомы, оказывающие физиологическое воздействие на скорбящего человека. Они напоминают физические симптомы депрессии и включают потерю аппетита, проблемы со сном, усталость и упадок сил, физические боли (которые могут быть психосоматическими) и подавленную иммунную систему. Более острыми физическими симптомами могут быть эпизоды плача, плача или сильного физического возбуждения.

Когнитивные симптомы

Горе также может влиять на то, как человек думает и воспринимает окружающий мир. Например, скорбящий человек может испытывать чувство отчужденности и отдаления от реальности, связанное с чувством недоверия к утрате. Они также могут испытывать спутанность сознания, плохую память и отсутствие внимания.

Эмоциональные симптомы

Наиболее типичным симптомом горя являются отрицательные эмоции. Спектр возможных эмоций может быть разнообразным, включая депрессию, вину, гнев, враждебность, тревогу, отчаяние, безнадежность и чувство изоляции. Эти эмоции редко возникают одновременно и могут проявляться в связанных, но разных фазах.

Межличностные симптомы

Последствия горя могут распространяться на отношения скорбящего человека с другими. Например, горе часто сопровождается социальным отчуждением и чувством дистанции или обиды на отношения, которые раньше могли быть здоровыми.

Симптомы образа жизни

Наконец, симптомы горя также могут наблюдаться при изменении образа жизни, например, при неспособности выполнять повседневные дела и уход за собой, а также отказе от деятельности, которую скорбящий человек ранее считал стимулирующей.

Роль гнева во время горя

Возможно, вас удивит, что гнев упоминается как один из возможных симптомов горя. Гнев — это, по сути, протест нашего мозга против того, что мы переживаем, что воспринимается как несправедливое и разочаровывающее.

Скорбящий человек сталкивается с рядом запутанных и стрессовых переживаний, вызванных потерей, которая часто воспринимается как несправедливая и разочаровывающе неконтролируемая. В этом смысле гнев и горе идут рука об руку, поскольку гнев позволяет выразить бессилие и отчаяние, испытываемые скорбящим человеком (Rueth & Hall, 1999).

Следствием этого является то, что может показаться, что человек враждебно или ожесточенно относится к окружающим людям или к себе. Но важно не обращать внимания на это и признать, что гнев может быть необходимым выражением более глубокого психологического стресса горя.

Как долго длится горе?

По сути, продолжительность горя зависит от характера утраченного. Само собой разумеется, что чем сильнее эта потеря затронет вашего клиента, тем больше времени ему понадобится, чтобы исцелиться. Например, горе после потери любимого питомца или ценной работы не менее законно, чем горе после потери любимого человека, но оно, вероятно, будет менее сильным и, следовательно, более коротким.

Теории горя и потери: 4 модели и циклы

Чтобы понять процесс обработки огромной потери, были смоделированы различные теории. Ниже приведены четыре основные теории.

Модель реакции на горе: 5 стадий горя

Популярный теоретический подход состоит в том, чтобы структурировать горе как последовательность стадий, которые следуют систематическому и часто линейному порядку.

Кюблер-Росс (1969) предложил теорию пяти стадий, основанную на опыте неизлечимо больных людей, примирившихся со своей смертью. Здесь горе начинается с отрицания, при котором скорбящий человек не просто не может пережить свою утрату, но активно не желает и будет тщетно пытаться избежать признания того, что произошло.

Это ведет к следующему этапу, на котором неспособность отрицать потерю вынуждает человека столкнуться с ней лицом к лицу, вызывая острые чувства разочарования и горечи, которые проявляются как гнев и враждебность.

Когда гнев не приносит утешения, горе затем перерастает в попытки торговаться, характеризующиеся тем, что скорбящий человек ищет средства восполнить потерю в обмен на жертву, часто включающую призывы к религии или духовности. Это часто не удается, и скорбящий человек может все больше размышлять о потере и испытывать чувство вины или отчаяния, поскольку он думает, как этого можно было избежать.

Это приводит к депрессии, поскольку человек смиряется со своей судьбой, в то же время по существу находясь в состоянии конфликта со своей утратой. Положительным моментом этой безрадостной стадии является то, что человек больше не пытается избежать принятия своего горя (через отрицание, торг и т. д.), что в конечном итоге приводит к истинному принятию и отпусканию своей потери или, по крайней мере, к достижению состояния амнистия.

Работа с горем

Альтернативная теоретическая точка зрения называется «работой с горем». Работа с горем предполагает, что человек не сможет преодолеть свое горе, если не попытается активно отпустить то, что было потеряно. Как только они сделают это, они смогут взять энергию, которая была вложена в отчаяние, и использовать ее конструктивно, чтобы приспособиться к любым изменениям, которые произошли из-за потери (Lindemann, 19). 44).

Уорден (1982) дал формальное описание этого процесса работы над горем в виде ряда задач, которые скорбящий человек должен последовательно выполнить, чтобы принять свою потерю и двигаться дальше.

Первая задача — признать, что потеря действительно произошла, и отказаться от любых попыток отрицания. Вторая задача состоит в том, чтобы позволить пережить боль горя, не пытаясь подавить или перенаправить эту боль куда-то еще.

Третья задача — принять тот факт, что в жизни больше нет того, что было утрачено, и начать приспосабливаться к этой новой жизни. Последняя задача — взять энергию, которая была вложена в потерянные отношения, и реинвестировать ее в новые или существующие отношения.

Цикл горя

Не все теоретические подходы к горю структурированы как линейная последовательность через серию стадий. Некоторые предпочитают представлять горе как циклический процесс, в котором скорбящий человек повторяет фазы несколько раз на постепенном пути к выздоровлению.

Модель двойного процесса горя (Stroebe & Schut, 1999) является примером циклической модели, в которой скорбящий человек колеблется между двумя процессами горя. Первый, ориентация на потерю, включает в себя признание потери и переживание связанной с ней боли как необходимый процесс эмоционального исцеления.

Вторая ориентация, ориентация на восстановление, включает в себя отход от эмоций и решение более практических вопросов образа жизни, вызванных тем, что было утрачено. Эти два процесса циклически повторяются, постепенно исцеляя скорбящего человека, пока он не сможет уйти от своей потери.

Кривая горя

Теории, описанные выше, могут быть излишне сложными для вашей практики или могут быть непростыми для вашего клиента. Если это так, гораздо более простым способом осмысления горя является идея кривой горя. Эта концепция была первоначально разработана для дополнения Kübler-Ross (1969) описанная выше теория стадий, но ее можно использовать независимо от конкретной теории.

Кривая горя представляет собой простое представление горя в виде U-образной кривой, двигающейся от высокого морального духа и энергии к низкому моральному духу и безнадежности, а затем обратно к высокому моральному духу и энергии. Высшая точка в начале кривой характеризуется почти маниакальной энергией отрицания, шока и гнева.

Нижняя точка в середине кривой — это глубина отчаяния и депрессии после того, как первоначальные затраты энергии оказались тщетными. Наконец, высшей точкой в ​​конце кривой является восстановление энергии и морального духа по мере того, как потеря принимается и жизнь возобновляется.

Это можно использовать как простую карту для представления пути вашего клиента через переживания горя. Они могут легко оценить, где, по их ощущениям, они находятся на кривой, не прибегая к более сложным теориям стадий, циклов или задач.

Как горе влияет на мозг и тело?

Сильная эмоциональная боль, переживаемая горем, может оказывать глубокое воздействие на мозг и тело. Вы могли заметить это ранее, когда описывались возможные физические симптомы горя.

Это яркое напоминание о связи между нашим психическим и физическим здоровьем, и может быть полезно иметь представление о последнем при работе с вашим клиентом над первым.

Мозг

Горе связано с заметными изменениями активности мозга, обнаруживаемыми с помощью нейровизуализации. Эти изменения наблюдаются в различных областях мозга, связанных с различными аспектами переживания горя.

При воздействии слов, связанных с их потерей, скорбящие люди проявляли повышенную активность в миндалевидном теле, древней области мозга, сильно связанной с негативными эмоциями и страхом. Области, связанные с руминацией, также проявляют повышенную активность, как у людей с клинической депрессией (Freed, Yanagihara, Hirsch, & Mann, 2009).; О’Коннор, 2019).

Другое исследование показало, что восстановление после горя происходило медленнее у скорбящих людей, у которых была более высокая активность в прилежащем ядре, области мозга, связанной с преследованием желаний, что, вероятно, отражает постоянную активность по поиску того, что было потеряно (О’Коннор). и др., 2008).

Это поперечное сечение горя в мозгу, но горе также имеет долгосрочные последствия. У людей, которые испытывают тяжелое длительное горе, наблюдается более выраженное снижение когнитивных функций, что является ранним признаком серьезных приобретенных нейродегенеративных состояний, таких как болезнь Альцгеймера (O’Connor, 2019).).

Используйте это, чтобы расширить возможности своего клиента, убедив его, насколько важны его усилия по преодолению своего горя и что его горе узаконено четкими физическими отпечатками пальцев в его мозгу.

Тело

Такие термины, как разбитое сердце, используются в разговорной речи при описании горя, и клиенты могут выражать субъективное ощущение боли в сердце, сопровождающее их отчаяние и тревогу.

Но это ощущение может быть более чем субъективным. «Феномен разбитого сердца» стал предметом серьезного научного исследования. Это явление связано с повышенным риском смертности после потери близкого человека и, в частности, риском смерти от сердечно-сосудистых заболеваний.

В крупномасштабном опросе вдовцов риск ишемической болезни сердца был вдвое выше в течение шести месяцев после их потери. Другое исследование показало, что этот повышенный риск сердечных заболеваний был даже более значительным, чем риск, связанный с курением (O’Connor, 2019).

Физический стресс, связанный с разбитым сердцем, следует воспринимать буквально. Опять же, используйте это как возможность подтвердить выбор вашего клиента и, возможно, изучить методы лечения стресса, которые могут помочь снизить этот риск.

Горе против сложного горя

Для большинства скорбящих людей со временем и настойчивостью их горе проходит, и этот опыт можно рассматривать задним числом как необходимый и здоровый процесс отпускания.

Однако для некоторых этот процесс не так прост. Процесс горя может быть затруднен или иметь траекторию, напоминающую нисходящий градиент (в отличие от U-образной кривой, которая представляет собой нормальную траекторию горя). Это растягивает продолжительность переживания горя на годы и превращает его из здорового процесса в серьезную проблему психического здоровья.

Термин «осложненное горе» используется для того, чтобы отличить эту форму горя от обычного горя.

Осложненное горе представляет собой проблему, которая требует клинического подхода, поскольку скорбящий человек нуждается в профессиональном вмешательстве, чтобы избежать более глубокой травмы. Другими словами, если нормальное горе — это лекарство, то осложненное горе — это серьезная аллергическая реакция на это лекарство, требующая медицинской помощи.

Может ли горе вызвать депрессию?

Усталость и безнадежность, испытываемые человеком, борющимся с длительным сложным горем, могут быть фактором риска сопутствующей депрессии, которая затем может еще больше усложнить их и без того сложное горе.

Однако, несмотря на то, что осложненное горе и депрессия имеют много общего, тем не менее важно рассматривать осложненное горе как отдельное состояние.

Там, где депрессия характеризуется чувством ненависти к себе, этого не наблюдается при горе, а там, где депрессия представляет собой генерализованную потерю интереса к жизни, горе характеризуется навязчивым, но болезненным стремлением вернуть утраченное.

В результате лечение осложненного горя следует рассматривать как приоритет и не путать с лечением любой сопутствующей депрессии (Shear, 2012).

Могут ли горе и потери привести к беспокойству?

Тревога — распространенный эмоциональный симптом горя, характеризующийся чувством тревоги разлуки, чувством перегруженности и социальной тревогой. Человек с осложненным горем может испытать значительную травму из-за длительного переживания этой тревоги, и этой травмы может быть достаточно, чтобы вызвать тревожное расстройство.

К сожалению, может быть трудно определить, что такое тревога из-за горя, а что может быть связано с приобретенным расстройством. Если вас беспокоит тревога вашего клиента, поработайте с ним, чтобы выяснить, соответствует ли он критериям панического расстройства или генерализованного тревожного расстройства. Это может помочь вам не потерять след горя вашего клиента среди других состояний, которые он может испытывать.

Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology.

com

В рамках набора инструментов Positive Psychology Toolkit©, на который вы можете приобрести годовую подписку, мы предлагаем более 400 инструментов и упражнений, а также доступ к нашему сообществу профессионалов.

Ниже перечислены некоторые из наших инструментов, которые могут помочь справиться с горем.

  1. Признание потери может быть трудным, особенно если это смерть близкого человека. Может быть полезно подойти к признанию этой потери через структурированную и позитивную структуру, что и является именно тем, что Упражнение Life Certificate обеспечивает.
  2. Переживание боли утраты является необходимой частью горя. Воспитание принятия этих эмоций может помочь вашему клиенту справиться с этим сложным аспектом горя. Им может быть полезно практиковать нашу медитацию «Принятие эмоций» .
  3. Для более наглядной демонстрации им может пригодиться упражнение
    «Практика принятия с кубиками льда»
    .
  4. Наконец, им может быть полезно использовать наш рабочий лист на Определение стратегий эмоционального избегания .

Еще один ресурс, о котором стоит упомянуть, — наша статья «Как справиться с горем для детей».

Важная информация

Горе имеет множество типичных симптомов, но эти симптомы могут проявляться в различной комбинации или интенсивности у разных людей.

Горе — нормальный и здоровый процесс, но он может быть связан с негативными изменениями в физическом здоровье. Будьте бдительны в отношении сложного горя, которое представляет серьезную проблему для психического здоровья.

Существует ряд теоретических подходов к пониманию горя и сложного горя. Поразмышляйте над теориями, о которых вы здесь прочитали, и подумайте, с какими из них (если таковые имеются) вы себя отождествляете или признаете в своем клиенте.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три упражнения для горя [PDF].

  • Данн, К. (2004). Горе и его проявления. Стандарт сестринского дела,   18 (45), 45–51.
  • Фрид, П. Дж., Янагихара, Т.К., Хирш, Дж., и Манн, Дж.Дж. (2009 г.). Нейронные механизмы регуляции горя. Биологическая психиатрия , 66 (1), 33–40.
  • Кюблер-Росс, Э. (1969). О смерти и умирании . Саймон и Шустер.
  • Линдеманн, Э. (1944). Симптоматика и лечение острого горя. Американский журнал психиатрии , 101 (2), 141–148.
  • О’Коннор М.Ф., Веллиш Д.К., Стэнтон А.Л., Айзенбергер Н.И., Ирвин М.Р. и Либерман М.Д. (2008). Жажда любви? Стойкое горе активирует центр вознаграждения мозга. НейроИзображение
    , 42 (2), 969–972.
  • О’Коннор, М. Ф. (2019). Горе: Краткая история исследований того, как адаптируются тело, разум и мозг. Психосоматическая медицина , 81 (8), 731–738.
  • Рует, Т.В., и Холл, Ю.Е. (1999). Работа с гневом и враждебностью тех, кто горюет. Американский журнал хосписной и паллиативной помощи , 16 (6), 743–746.
  • Шир, М. К. (2012). Горе и скорбь пошли наперекосяк: Путь и течение сложного горя. Диалоги в клинической неврологии , 14 (2), 119–128.
  • Стробе М. и Шут Х. (1998). Культура и горе. Уход за близкими , 17 (1), 7–11.
  • Стробе М. и Шут Х. (1999). Модель двойного процесса преодоления утраты: обоснование и описание. Исследования смерти , 23 (3), 197–224.
  • Уорден, В. (1982).
    Консультирование по поводу горя и терапия горя: руководство для практикующего психиатра
    . Спрингер.

Горе и сожаление (также известное как взросление с монстром горя)

Итак, есть такая вещь, как горе. Вы, наверное, слышали об этом. Вы, наверное, хотели бы, чтобы вы не слышали об этом. Существует также двойственное горе, и кумулятивное горе, и вторичное горе, и предвосхищающее горе, и травматическое горе и множество других видов горя. Вы, вероятно, слышали о большинстве из них, если вы провели здесь много времени, а если нет, вы можете нажать на любой из этих терминов, чтобы узнать больше. Вдобавок ко всему этому, есть еще «отчаяние». Есть большая вероятность, что вы никогда не слышали о горе, но если бы я предположил, я бы сказал, что вы, вероятно, точно знаете, что это такое. Во-первых, потому что мы на самом деле довольно много говорим здесь о сожалении и вокруг него (хотя мы никогда не тратили время на то, чтобы обозначить его и объяснить). Во-вторых, потому что это явление, которое, как я подозреваю, может коснуться большинства скорбящих, вы просто можете еще не знать об этом!

Итак, скорбь за тридцать секунд или меньше:  согласно Справочнику по танатологии, скорбь — это «соответствующая развитию обработка опыта [горя] с другой точки зрения, чем это было возможно раньше». Чисто как грязь, да? По сути, когда вы ребенок и теряете кого-то на определенной стадии развития, вы можете скорбеть только так, как позволяют ваш возраст и развитие (способами, «соответствующими развитию»). Если мне будет пять лет, и я потеряю маму, я осмыслю эту потерю, как пятилетний ребенок, с когнитивными и эмоциональными способностями, которые есть у пятилетнего ребенка. Но потом происходит такая забавная вещь — я старею. Я перехожу на следующую стадию развития, и на следующую, и на следующую. На каждом новом этапе у меня внезапно появляется новое понимание моей потери, и теперь я «оплакиваю» эту потерю с этой новой, более зрелой точки зрения. Мое познание и эмоции развились, и я могу внезапно почувствовать новые и разные вещи или справиться со своим горем новыми и другими способами. Если вы хотите узнать больше об этом, эта книга содержит полезную информацию.

Тем из вас, у кого есть скорбящие дети, следует помнить об этом. Вы можете не только увидеть, как происходит это «огорчение», но для вас будет важно быть готовым. Переживание может вызвать новые вопросы о потере, новых эмоциях и новых потребностях. Если вы хотите узнать больше о том, чего ожидать от детей на разных этапах развития, вы можете прочитать наш пост об этом. Для тех из вас, кто читает это, у кого нет скорбящих детей и кто сам не оплакивал детей, пока не закрывайте браузер. Несмотря на то, что литература о «горе» посвящена детям, мы здесь, в What’s Your Grief, уверены, что многие взрослые испытывают свой собственный тип «горя».

Если вы регулярно читаете WYG, идея эволюции горя, вероятно, не нова для вас. Мы снова и снова писали о продолжающихся связях и о том, что у нас есть постоянные и развивающиеся отношения с умершими людьми, которых мы любим. По мере того, как мы приближаемся к новым этапам жизни (брак, родительство, выход на пенсию и т. д.), мы по-другому понимаем вещи и удивляемся нашим близким. Мы строим свои представления о том, кем они были бы, какие советы они дали бы нам, и мы думаем о том, на что был бы похож этот этап жизни, если бы они были здесь для этого. Мы снова и снова отчаянно скучаем по ним, когда их нет рядом с тем, для чего мы всегда думали, что они будут там.

Нетрудно увидеть, как само наше отношение к горю меняется и развивается по мере того, как мы взрослеем. Если мы вернемся к определению сожаления, то это «соответствующая развитию обработка опыта с другой точки зрения, чем это было возможно раньше». Несмотря на то, что ученые и исследователи представили концепцию сожаления применительно к детскому развитию, мы, взрослые, тоже много растем и развиваемся. У нас есть свои психосоциальные задачи, которые мы выполняем на протяжении всей жизни, и, хотя изменения с годами могут быть не такими очевидными, как у детей, они, несомненно, есть (вы можете помнить парня по имени Эрик Эриксон, который разработал эту концепцию психосоциальной психологии). развитие у детей и взрослые чертовски знамениты). Вдобавок к нормальному развитию, которое происходит на протяжении всей взрослой жизни, смерть может бросить нас в штопор или серьезно ударить по заднице, влияя на то, как мы понимаем и обрабатываем задачи развития и наше горе. Меняются наши приоритеты, меняются наши отношения, фундаментально меняется то, как мы понимаем мир. Проходит время, и чувства и проявления горя меняются.

В первые дни горя часто вы едва можете видеть от одного момента к другому. Когда кто-то говорит вам, что станет легче, вы хотите ударить его по лицу. Затем в один прекрасный день (и давайте будем честными, мы часто шокированы этим) мы понимаем, что каким-то образом это стало немного более управляемым. Может быть, не легче, но та острая бездна, которая была там, начала чуть-чуть ослаблять свою хватку. Вначале мы ненавидим этих неприятных скорбящих, которые пишут по всему Интернету о том, как их потери сделали их сильнее, а затем, в конце концов, спустя месяцы, годы или десятилетия, мы понимаем, что выросли и стали сильнее, даже в самой малой степени. В первые дни мы думали, что в конце концов вернемся к «нормальному». Это было бы жестоко и мучительно, но в конце концов мы дошли бы до финальной стадии горя, выполнили последнее задание горя, и наше горе было бы сделано. Пока мы в конце концов не осознаем, что никогда не будем теми, кем были раньше. Даже если сейчас это станет чуть более управляемым и даже если я стану немного сильнее, это горе останется со мной навсегда. Оно будет меняться, прибывать, отходить и развиваться, точно так же, как я меняюсь, приливы, отливы и развитие, но оно всегда будет здесь. Пройдут десятилетия, я изменюсь во взрослой жизни, и я всегда буду обрабатывать и понимать это с «другой точки зрения, чем это было возможно раньше». В этом нет ничего плохого, просто так устроены жизнь и утрата — мы помним эту утрату и переживаем ее навсегда, так что она с нами навсегда.

Мне не нравится термин «отчаяние», но у меня нет для него лучшего слова. Возможно, это потому, что, по моему мнению, сожаление — это просто горе. Это не то, что останавливается и возобновляется на новом этапе развития. Это одна длинная, развивающаяся, трансформирующаяся вещь.

Недавно Элеонора говорила о монстрах горя. То, как я думаю о горе, очень похоже на то, как я думаю о своем монстре горя:

Твой монстр горя рождается, когда умирает любимый человек, и он пугает тебя до чертиков.

Он заставляет вас кричать и плакать, прятаться в своем доме и набрасываться на людей, а иногда он заставляет вас хотеть умереть. Все, что вы хотите, это чтобы он ушел, поэтому вы избегаете его при каждом удобном случае. Затем медленно, но верно вы понимаете, что он никуда не денется, так что вы могли бы также посмотреть, сможете ли вы привыкнуть к нему, может быть, даже подружитесь и поделитесь некоторыми воспоминаниями вместе.

С годами ты становишься старше, и твой монстр горя тоже стареет. Ваши отношения развиваются, как и любые отношения. Вы начинаете понимать друг друга немного по-другому. Он заставляет вас чувствовать себя так, как вы не чувствовали раньше, иногда лучше, иногда хуже. Вы задаете ему вопросы, которых раньше не задавали, и, исходя из собственного жизненного опыта, вы относитесь к нему иначе, чем прежде. Вы делаете другие вещи вместе, чем раньше. Вы все еще иногда ненавидите его, потому что он заставляет вас плакать в отделе носков в Target,

, но вам также нравится, что он делится с вами воспоминаниями, поддерживает связи и помогает вам жить так, как хотел бы ваш любимый человек.

В понимании мира WYG наши монстры горя всегда с нами, тусуются, хорошо это или плохо. Они не покидают вас и возвращаются на каждом новом этапе развития через детство и взрослую жизнь. Они просто остаются с вами повсюду, и вы узнаете их и понимаете по-новому. Иногда вы чувствуете, что это изменение происходит, иногда вы просто оглядываетесь назад и видите, что это произошло, но в любом случае эти изменения реальны и являются лишь частью того, как работает горе (и сожаление).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *