Ярослав мудрый печенеги: Разгром печенегов под Киевом Ярославом Мудрым (1036 ) – кратко об участниках и итогах

Разгром печенегов под Киевом Ярославом Мудрым (1036 ) – кратко об участниках и итогах

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 64.

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 64.

Окончательный разгром печенегов под Киевом в 1036 году стал крупнейшим военным успехом князя Ярослава Мудрого. На несколько десятилетий угроза со стороны степей Приазовья и Причерноморья исчезла. До самой смерти Ярослава на южных границах Киевской Руси было спокойно.

Противостояние с печенегами

Печенеги представляли собой кочевой тюркский народ, который в IX веке перекочевал из Средней Азии, вероятно, с побережья Аральского моря, на запад, то есть в северное Причерноморье и Приазовье.

Рис. 1. Ярослав Мудрый.

Первой датой, под которой печенеги впервые упоминаются в древнерусских летописях, является 875 год. Именно тогда, по сведениям Никоновской летописи, они впервые потерпели поражение от киевских князей Аскольда и Дира. Первые конфликты печенегов с князьями из династии Рюриковичей относятся к 915 и 920 годам. С ними воевал князь Игорь. Первое серьезное противостояние относится к периоду правления князя Святослава. Он разгромил Хазарский каганат и отправился воевать с Византией на нижнем Дунае, а печенеги в 968 году осадили Киев. В 972 году они убили князя у Днепровских порогов, хотя ранее часть кочевников были участниками его войны с византийцами. С 990 по 1019 год печенеги несколько раз воевали с князем Владимиром Святым и принимали участие в усобице его сыновей

Печенеги не представляли угрозу государственности Древней Руси, они не могли ее вассализировать, как позже Золотая Орда, однако, наносили ущерб сельскому хозяйству, торговым путям на Днепре и людским ресурсам.

Рис. 2. Разгром печенегов 1036 год.

Годы правления Ярослава Мудрого

Князь вступил на престол в Киеве в 1019 году после победы над своим братом Святополком. До 1036 года его фактическим соправителем был черниговский князь и сводный брат Мстислав Удалой.

В крещении его звали Константином. Братья иногда воевали. В 1024 году Мстислав осадил Киев и разбил Ярослава у города Листвен под Черниговом.

Ярослав в 1036 году был киевским князем, но часто отлучался в Новгород, где он и начал княжить в 1010 году. В период его отсутствия печенеги впервые за много лет совершили поход на Киев. Князь прибыл в город с дружиной, которая состояла из новгородцев и варягов. Вместе с киевским гарнизоном они организовали выставку и разгромили степняков. При отступлении печенеги потеряли множество своих воинов, например, утонувшими в реках.

После победы князь заложил новую крепость в Киеве — Ярославов град. Другой важной постройкой стал Софийский собор. За образец был взят собор Святой Софии в Константинополе. Вскоре были заложен еще один Софийский собор — в Новгороде. Его строительство относится к 1045–1050 годам. В середине XI века был построен третий Софийский собор, в Полоцке. Эти города на Руси были наиболее значительными и богатыми.

Мирный период после разгрома печенегов продлился до смерти князя в 1054 году. Очередное столкновение со степняками произошло в 1060 году. Племя торков было разгромлено сыновьями Ярослава Мудрого. Следующим противником Древней Руси в степях Приазовья стали половцы. Войны с ними начались с 1068 года.

Еще до разгрома печенегов брат Ярослава, Мстислав, успел совершить поход к берегам Каспийского моря, к Дербенту и в Закавказье. События относятся к 1031 году. После смерти Мстислава все его владения на левом берегу Днепра перешли к Ярославу, и он управлял этой территорией до 1054 года.

Рис. 3. Русь при Ярославе Мудром карта.

Что мы узнали?

Одним из итогов княжения Ярослава Мудрого стал разгром печенегов в 1036 году. В честь этого события был заложен Софийский собор в Киеве, который стал одной из первых древнерусских каменных построек.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дима Хан

    8/10

Оценка доклада

4. 8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 64.


А какая ваша оценка?

«Русско-печенежские войны во времена Ярослава Мудрого»

Разгром печенегов Ярославом Мудрым под Киевом стал финалом русско-печенежских войн, шедших уже более ста лет. Печенеги были союзом воинственных тюркоязычных племён, граничивших с Русью на юго-востоке. Первое столкновение с кочевниками произошло в 875 году, при Аскольде и Дире, с тех пор и начались печенежские набеги на Русь.

В отличие от татаро-монгол, у них не хватало сил для захвата русских земель, а крепостные стены городов были от них надёжной защитой. Однако они грабили мелкие деревни и сёла, угоняли скот, захватывали людей в рабство. Недостаток силы они компенсировали быстротой и молниеносностью.

Борьба с печенегами шла с переменным успехом. Если при Святославе они были достаточно сильны, что смогли осадить Киев, а позже разбили измотанное боями войско Святослава, убив самого князя, то уже начиная с правления Ярополка и позже, Владимира Святого кочевники всё чаще терпели поражения, а границы их территорий отодвигались.

Интересно: некоторые князья не гнушались заключать союзы с печенегами, для борьбы друг с другом.

Штурм Киева в 1017 году

После смерти князя Владимира вспыхнула междоусобная война между его сыновьями – Ярославом и Святополком. Союзниками последнего были печенеги, а также его тесть, польский король Болеслав I Храбрый. Главными союзниками Ярослава выступали варяжские наёмники во главе с конунгом Эймондом.

Не смотря что в 1016 году Ярослав разбил его войско, уже на следующий год Святополк не только собрал новые силы, но и во главе печенежской армии сумел осадить Киев. Ярослав позаботился об обороне города: были укреплены стены, а вокруг города выкопаны замаскированные рвы. Кроме того, двое ворот Киева были специально оставлены открытыми, чтобы заманить противника в ловушку.

План князя сработал – ворвавшиеся в город печенеги были выбиты с большими потерями, а при преследовании врага было захвачено знамя Свявтополка.

Сражение на реке Буге в 1018 году

После своих поражений Святополк запросил о помощи короля Болеслава. Новая армия, состоящая в основном из поляков, подкрепленных печенегами, венграми и немцами (примерно 7000 человек) выступила к Киеву. Встреча с войском Ярослава произошла на реке Буге, при этом оба войска стояли по разным берегам и долго не решались перейти. Наконец, Болеслав первым повёл армию в атаку.

Для Ярослава это стало неожиданностью, он не успел перестроить войска для боя, что и стало причиной разгрома. В результате он бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.

В результате этого Болеслав и Святополк захватили Киев, однако закрепиться новому князю там не удалось. Вскоре в городе вспыхивает восстание, причины которого до сих пор не ясны. Согласно летописям, Святополк сам разорвал союз с поляками, не желая содержать польское войско и делиться добычей. По другой – оно было организовано жителями города, недовольными поляками. Болеслав покинул город, оставив за собой полученные от Святополка Червенские города (были отвоеваны Ярославом в 1031 году).

Интересно: по одной из версий, именно в этой битве Ярослав был ранен в ногу, от чего и стал хромым.

Сражение на реке Альте в 1019 году

После бегства в Новгород Ярославу удаётся собрать новую армию и на следующий год подступает к Киеву и Святополк бежит к печенегам. В том же году происходит последняя решающая битва между армиями братьев.

Численность и подробности битвы не известны, в летописи лишь сказано, что она была очень жестокой. В результате Святополк потерпел поражение и бежал к половцам. О том, что с ним случилось дальше данные расходятся:

  • В «Новгородской летописи Старшего извода» после упоминания о его бегстве (И бѣжя Святопълкъ въ Печѣнѣгы) о дальнейшей его судьбе не говорится
  • В «Повести временных лет» сказано, он бежал «в пустынное место между Польшей и Чехией» где был разбит параличом, сошёл с ума. Примечательно, что летописец сравнивает его с библейскими Каином и Ламехом, а также называет «новым Авимелехом» (то есть с библейскими убийцами братьев).
  • В «Саге об Эймонде», где он вероятно выведен как князь Бурицлав, сказано, что он был убит конунгом Эймундом, тайно пробравшимся в лагерь князя. Последнее до сих пор вызывает много споров — ряд историков считает, что здесь описана гибель Бориса, убитого по приказу Ярослава.

Интересно: согласно «Повести временных лет», битва произошла на том же месте, где был убит князь Борис.

  • «Сага об Эймунде» считается одним из главных аргументов в пользу гипотезы об убийстве Бориса и Глеба Ярославом, а не Святополком. Некоторые исследователи идут ещё дальше и полагают, что основная борьба Ярослава в междоусобице шла именно с Борисом, а не Святополком.

Осада Киева в 1036 году

Осаде Киева печенегами предшествовала новая междоусобица, на сей раз между Ярославом и другим его братом, князем Мстиславом Удалым. Братьям удалось примириться и поделить земли. После смерти Мстислава в 1036 году, не оставившего наследников, Ярослав становится единовластным правителем. Когда в этом же году он едет в Новгород, чтобы посадить на княжение своего сына Владимира, печенеги воспользовались отсутствием князя в Киеве и осадили город.

Ярослав собирает войско, куда входят также словены и варяги и идёт на помощь Киеву. Ему удаётся пробиться в город. Позже, он выводит армию из города для решительной битвы. Согласно летописи, армию князь разделил на три части: в центре поставил варягов, на правом фланге – киевлян, а на левом – новгородцев. О печенегах лишь сказано, что их было «без числа». Битва продолжалась весь день, и лишь к вечеру Ярослав взял верх и разгромил врага. При бегстве многие из печенегов утонули в реках.

Важно: в следующем году Ярослав Мудрый заложил храм Святой Софии, на том самом месте, где и была битва и победа над печенегами. Впрочем, согласно «Новгородской летописи» храм был заложен ещё в 1017, двадцатью годами ранее.

Последствия

Разгром печенегов под Киевом стал для них тяжелейшим поражением, от которого они фактически так и не оправились, что и положило конец русско-печенежским войнам. В дальнейшем Киевской Руси приходится воевать уже с половцами, пришедшими на смену печенегам. Последние же в 1091 году потерпели сокрушительное поражение от византийцев, при Левунионе, при этом победители перебили захваченных женщин и детей. Это фактически и стало их концом.

Список литературы:

  1. Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д. С. Лихачева,О. В. Творогова. Коммент. А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова при участии А. М. Введенского и Л. В. Войтовича. Ил. М. М. Мечева. — СПб.: Вита Нова, 2012. — 512 с.: 186 ил. — (Фамильная библиотека: Героический зал).
  2. Сага об Эймунде // Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв.: Материалы и исследования. М., 1978. С. 89-104.
  3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // Полное собрание русских летописей. Том третий. Москва-Ленинград: «Издательство Академии Наук СССР», 1950.

Банкнота номиналом 2 гривны

На лицевой стороне новой банкноты, как и на лицевой стороне предыдущих 2-х гривенных банкнот, изображен портрет Ярослава Мудрого, а на оборотной стороне изображен Софийский собор.

Ярослав Мудрый был великим князем киевским (1019-1054). При нем было составлено и принято «русское правосудие» Древней Руси, окончательно утвердилось христианство на Руси и развилась культура. Ярослава Мудрого похоронили в Софийском соборе в Киеве.

Софийский собор в Киеве – исторический, архитектурный и настенный памятник первой половины XI века, известный во всем мире. Он был построен в золотой век Киевской Руси, чтобы стать митрополичьим собором, то есть главным храмом Руси, на месте, где Ярослав одержал победу над печенегами. Ярослав основал здесь первую на Руси библиотеку.

Защитные элементы

Банкнота отпечатана на тонированной бумаге коричневого цвета, который является преобладающим цветом дизайна банкноты.

Размер банкноты (63×118) мм.

1. Водяной знак

Многоцветный портрет, образованный внутренней структурой бумаги, имеет фиксированное положение на банкноте и становится видимым при поднесении банкноты к свету. Повторяет портрет, напечатанный на лицевой стороне банкноты.

1а. Light Watermark Element

Оттиск числового обозначения номинала виден при взгляде на банкноту против света.

2. Кодированная защитная нить

Полностью вшитая в бумагу полимерная кодированная нить со следующими прозрачными прямыми и перевернутыми изображениями: «2 ГРН», трезубцем и подчеркнутым номиналом «2». Участки нити, светящиеся зелено-желтым и синим цветами в УФ-свете.

3. Скрытое (скрытое) изображение

Числовое обозначение номинала становится видимым при наклоне банкноты под острым углом к ​​свету.

4. Рельефные изображения

Графические элементы на лицевой стороне банкноты нанесены специальной полиграфией, когда краска приподнята над поверхностью бумаги и ощущается на ощупь: а) знак для слепых; б) портрет; в) надписи; г) ИЗАРД; д) цифровое обозначение номинала.

5. Прозрачный элемент

Печатные элементы на лицевой и оборотной сторонах банкноты, которые дополняют друг друга и образуют букву «Y», когда банкноту смотрят на свет.

6. Печать «Орлов»

Особый вид печати, формирующий рисунок красками разных цветов, обеспечивающий скачкообразную смену одного цвета в другой без прерывистости и смещения графических элементов рисунка (линий, плоскостей).

7. Микротекст

Повторяющиеся надписи, которые можно прочитать с помощью увеличительного стекла.

8. Печать радужная

Специальный вид печати, обеспечивающий плавный переход одного цвета в другой без прерывистости и смещения графических элементов рисунка.

9. Серийный номер

Серийные номера печатаются высоким шрифтом:

1) черными красками, обладающими магнитными свойствами;

2) красными красками, светящимися в УФ-свете желто-красным цветом.

10. Антисканирующая сетка

Тонкие линии, расположенные под разными углами, образующие муаровый рисунок при копировании или сканировании.

11. Защитные волокна

Хаотично встроенные в бумагу невидимые защитные волокна, светящиеся в УФ-свете красным и зеленым цветами.

Для путешественников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Отзывы сообщества

Написать рецензию


Япония/США/Европа — 09-Sep-21 —

Прожив в Чернигове, Украина, более 18 месяцев, я был вынужден отдать должное киевскому ВСГ, самому важному ВСН страны, посетив все связанные с ним сайты, в том числе и на предложенных расширение, я не посещал раньше. (Я посетил Софийский монастырь и Киево-Печерскую Лавру в центральной зоне, а также Михайловский монастырь и Андреевскую церковь в буферной зоне). хотелось бы поговорить здесь.

WHS имеет отношение к OUV, а не к политике или религии. Но я считаю, что посетители должны, по крайней мере, знать, что они посещают. Я встречал некоторых иностранных гостей в Японии, которые понятия не имели, посещают ли они синтоистское святилище или буддийский храм. Кто-то даже подумал, что замок Химэдзи был синтоистским храмом!

Первоначальная Святая София (Святая София/Святая Мудрость) в Константинополе/Стамбуле теперь снова является исламской мечетью. Так что насчет Святой Софии в Киеве? Значение Софийского собора в Киеве, основанного за 40 лет до Киево-Печерской Лавры, невозможно преувеличить, но сегодня оно заключается в том, что это своего рода нейтральное место отправления культа, на что претендовали все основные христианские конфессии в Украине. к Софийскому собору, что вызвало большой конфликт. Так что сегодня он остается музеем, как и собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле до 2020 года. 

Если вы посетите Софийский собор в Киеве, то сразу заметите еще один впечатляющий монастырь на противоположном конце Владимирского проезда. Это Михайловский, единственный крупный действующий монастырь помимо Киево-Печерской Лавры в Киеве, но его нигде не видно в предлагаемом расширении этого Киевского ОВН (хотя он находится в буферной зоне). Происхождение Михайловского собора восходит так же далеко, как и собора Святой Софии, но собор Святого Михаила был снесен Советским Союзом в 1935 г. и восстановлен только после распада СССР в 19 г.91. (К счастью, Софийский собор был спасен от разрушения советскими войсками.) Реконструкция — одна из причин, по которой Михайловский собор не включен в пристройку, но есть и другая причина.

Основной религиозной организацией в Украине сегодня называется Православная Церковь Украины, после ее создания путем слияния нескольких конфессий в 2018 году и признания Вселенским Патриархом Константинополя Варфоломеем I (т.н. Первым среди равных), в последующем год. Это также означало раскол между «Православной церковью Украины» и «Украинской православной церковью», которая является филиалом Русской православной церкви. Штаб-квартира Православной церкви Украины находится в описанном выше Михайловском монастыре, а штаб-квартира Украинской православной церкви — в Киево-Печерской Лавре. Номинация Михайловского еще больше разозлит Русскую Православную Церковь и Путина. Во время признания Варфоломей I сказал: «Этого благочестивого дня ждал благочестивый украинский народ целых семь столетий». Мне интересно, что ЮНЕСКО оставило хотя бы одну фотографию Михайловского собора в галерее Киевского сайта WHS.

Вообще, после аннексии Крыма Россией в 2014 году и войны на Донбассе сегодня в Украине наблюдается тенденция, к сожалению, все больше и больше сторониться всего русского, включая религию и язык.

Кратко: 

Софийский собор: нейтральное место отправления культа

Михайловский монастырь: Православная церковь Украины

Киево-Печерская лавра: Украинская православная церковь / Русская православная церковь

только один, который я недавно посетил, — это церковь Спаса в Берестове. Эта церковь находится сразу за стеной Киево-Печерской Лавры, но считается частью Лавры. Первоначальная церковь 12-го века была разрушена монголами и была перестроена до половины размера оригинала в 17-м веке, включая некоторые остатки от оригинала. Фундамент первоначальной церкви все еще можно увидеть за пределами нынешней. Эта церковь считается весьма важной отчасти потому, что основатель Москвы Юрий Долгорукий (109 г.9-1157), предположительно здесь и захоронен.

ОБНОВЛЕНИЕ: май 2022 г.

Украинская Православная Церковь разорвала отношения с Русской Православной Церковью из-за того, что последняя полностью поддерживает войну России против Украины.

Подробнее о Цунами здесь.


4.00 США — 20.12.18 —

В детстве я много раз бывал в Киеве, но никогда не посещал достопримечательности. Спустя десятилетия я оказался в Киеве в командировке. Это был январь 2014 года, период относительного затишья революции Майдана перед ее окончательным взрывом. Город не чувствовал себя нестабильным или опасным для навигации, поэтому в свой единственный свободный день я провел время, изучая некоторые из основных достопримечательностей города, включая обе части Всемирного наследия.

Занесенные в список за духовное и интеллектуальное влияние этих религиозных комплексов на «русский мир» в 17-19 веках, Софийский собор и Киево-Печерская Лавра являются на самом базовом уровне увлекательными архитектурными памятниками с почти тысячелетней историей. годы. Увидеть их крупным планом настоятельно рекомендуется, если вы находитесь в городе.

Это не одно место, а два разных комплекса, оба из которых относятся к 11 веку. Великая церковь Святой Софии приняла свой нынешний вид к 1767 году вместе с группой окружающих ее зданий. Лавра также претерпела значительное расширение в 16-17 веках, хотя некоторые из ее первоначальных пещер сохранились и доступны для посещения.

Оба объекта расположены в центральной части Киева, хорошо обслуживаются общественным транспортом (хотя и не в пешей доступности друг от друга). Во время моего визита общий вход был бесплатным, но для входа внутрь, не связанного с богослужением, требовались билеты. Посетить Софийский собор можно было только в сопровождении гида. Пешеходная экскурсия по Лавре включала внутреннее осмотр единственного храма Всехсвятского.

Фотосъемка внутри большинства зданий ограничена.

Следует отметить, что в городе Киеве есть много других замечательных достопримечательностей, не менее интересных тем, что они не признаны объектами ЮНЕСКО. Михайловский и Владимирский соборы — лишь два ярких примера.

Подробнее от Ильи Бурлака здесь.


4.00 Великобритания — 17 июня 10 —

Это был мой первый настоящий опыт посещения восточного православного собора, и интерьер Софийского собора, безусловно, разочаровал. Не ожидал увидеть такой красивый набор фресок. Я обнаружил, что блуждаю от арки к арке, глядя вверх и восхищаясь следующим новым впечатляющим зрелищем. Я провел довольно много времени, бродя по интерьеру, потеряв своего попутчика только для того, чтобы воссоединиться с широкими улыбками на наших лицах; ни один из нас действительно не ожидал сайта такого качества. Остальная часть территории Святой Софии была довольно милой, но не особенно интересной.

Через день мы посетили Лаврский монастырь чуть южнее центра. Это гораздо более крупный комплекс, который до сих пор является активным местом паломничества. Верхняя часть монастыря была довольно занята, колокольня была закрыта на ремонт, поэтому мы направились в собор, который был в основном перестроен и внутри был лишь слегка интересен. Изюминкой Верхней части была Трапезная церковь, имевшая великолепный интерьер, действительно демонстрирующий византийское наследие архитектуры построек.

Затем мы спустились в нижнюю часть монастыря, откуда открывается прекрасный вид на Днепр, протекающий через центр Киева. Нижняя часть комплекса является центром паломничества, так как здесь находятся пещеры, которыми славится это место. Все желающие могут войти в некоторые из пещер, чтобы увидеть мумифицированные тела святых, хотя есть просьбы о том, чтобы определенные места были зарезервированы только для паломников и молитв. В пещерах нет света, и единственный способ ориентироваться — купить свечу из пчелиного воска, чтобы освещать путь. Это на самом деле приводит к довольно сенсорной нагрузке. Почти полная темнота, холод пещер, жара и запах тающего пчелиного воска делают посещение этого WHS совершенно уникальным опытом.

В целом Киев меня очень впечатлил, это большой, шумный город, напоминающий мне такие места, как Барселона и Милан. Было много усаженных деревьями бульваров с выходящими на них кафе. Дороги заняты, и есть множество грандиозных зданий. Это не то место, где можно полностью освоиться за несколько дней, и я думаю, что повторные посещения будут очень вознаграждены. Сам WHS действительно великолепен, архитектура и внутреннее убранство просто фантастические. Настоящий любимый сайт из списка.


Швеция — 20.08.05 —

Киев оказался для меня полной неожиданностью. Но я не в первый раз ездил в бывшие восточноевропейские страны, чтобы убедиться, что там не все конкретно, сталинско-архитектурно и вообще убого.

То же самое повторилось и в Киеве, городе, который оказался спокойным местом, с красивыми зданиями, в которые хорошо вписалась даже постсталинская архитектура. Город, полный хороших ресторанов, кафе, невероятных парков, хороших магазинов и, конечно же, великолепных церквей и монастырей Киево-Печерской Лавры и Софийского собора, объекта Всемирного наследия Киева.

Монастыри и храмы действительно являются визитной карточкой Киева, и кто-то сказал, что на этом православном «узле» славянской Европы насчитывается более 200 храмов. Чтобы еще лучше понять религиозную историю, я отправился в Чернигов, примерно в 170 км к северу от Киева, сегодня это небольшой город на севере Украины, но когда-то религиозный центр с одними из старейших церквей и монастырей в стране. Даже один из монастырей находится полностью под землей. Чернигов также находится в предварительном списке и может однажды стать настоящим объектом Всемирного наследия, чего он вполне заслуживает.


Джаред Снайдер

Шривпорт, Луизиана, США —

Несколько лет я жил в Украине и несколько раз посещал Святую Софию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *