Я царь — я раб, я червь
Кто-то из нас учитель, кто-то – каменщик, кто-то – отец, кто-то – сын, кто-то – молодой, кто-то – старик… Но ко всем нам применимо одно наименование – человек. Такое привычное слово. А все ли мы знаем, что такое человек? Что он из себя представляет? Только ли две руки, две ноги, туловище, голова?.. Часто ли мы задаемся вопросом: кто я? А ведь, если задуматься, то нам может открыться много интересного и неожиданного. Об этом сегодня наша беседа с Алексеем Алексеевичем ЗАЙЦЕВЫМ, преподавателем Калужской духовной семинарии.
– Алексей Алексеевич, первый и самый общий вопрос: кто же такой человек, что значит быть человеком, каково его назначение, каким понятием о человеке руководствуется православное богословие?
– «Понятие есть вид ограничения», – сказал святой Григорий Богослов. А человек, как говорил Достоевский, широк, слишком широк. И потому при попытке дать какое-то однозначное определение человека есть вероятность сузить понятие о нем настолько, что самого человека может и не остаться, а останется лишь какой-то один его несущественный фрагмент.
– Так что же существенно в человеке, что именно в нем главное?
– Человек для его же собственного человеческого рассудка есть, прежде всего, логический парадокс, антиномия. Человека можно описывать на самых разных уровнях, причем на каждом из этих уровней делать это можно с помощью множества взаимоисключающих пар понятий, образов, метафор: дитя рая и исчадие ада, венец творения и проклятие вселенной, царь и раб, ангел и зверь, возвышенный дух и низменная плоть, ценитель прекрасного и любитель безобразия и пошлости, сосуд добродетелей и скопище низких пороков… И все это человек! То есть, как выразился упомянутый уже Достоевский, идеал содомский и идеал Мадонны могут в человеке парадоксальным образом уживаться.
Причем мы затронули сейчас только этический и эстетический уровни существования человека. Но ведь и на всех прочих он предстает точно таким же множеством противоречий. Видимо, именно потому в истории мировой культуры можно встретить столь крайние воззрения на человека – от гуманистической идеализации его до полного отрицания.
Поэтому, предпринимая попытку определить человека, то есть в любом случае по необходимости сузить и ограничить его до некоторого «сухого остатка», мы должны остановиться на таком определении, которое бы, во-первых, вычленяло в нем самое существенное и, во-вторых, объясняло все остальные стороны его жизни, было бы ключом ко всему многообразию противоречий, которых мы уже коснулись.
– И что, такое определение есть?
– Да. Такое определение в Предании Церкви есть: человек – это живое существо, призванное к обожению, тварь, получившая повеление стать Богом. Это выражение, можно сказать, суммирует всю святоотеческую антропологию, учение о человеке святых отцов Церкви, то есть тех людей, которые как раз и осуществили призвание к обожению и выполнили повеление стать Богом. А значит, эти люди знали, о чем говорили и писали, и знали в первую очередь на опыте, а не из одних рассуждений и книг.
– «Живое существо, призванное к обожению, тварь, получившая повеление стать Богом» – звучит вдохновенно. Но каким образом действует этот ключ? Как с его помощью можно разгадать парадокс, именуемый человеком?
– Во-первых, из этого определения следует, что человек — существо сотворенное. И сотворенное в соответствии с определенным замыслом Творца. Человек имеет призвание. И это призвание совсем не в том, чтобы он прожил отведенный ему век в свое удовольствие, покомфортнее устроившись на этой земле. Это призвание вообще выводит его за земные пределы, за грань этой временной жизни. Оно не ограничивается только тем, чтобы немного духовно возрасти, нравственно развиться и сделать себя самого и мир вокруг себя несколько лучше, чем есть. С точки зрения святых отцов, это была бы слишком мелкая, слишком незначительная и недостойная человека цель.
Призвание человека — превзойти самого себя, возвыситься над собой и над миром, стать не просто в той или иной мере лучше, но сделаться совершенным, подобно всесовершенному Богу, в конце концов стать Им Самим.
– Алексей Алексеевич, здесь хотелось бы уточнить, не является ли выражение святых отцов, что человек призван стать Богом, риторическим преувеличением, метафорой? В каком именно смысле человек может быть Богом?
– Как бы это ни показалось парадоксальным, человек, согласно святоотеческому учению, может и должен стать Богом в самом реалистическом смысле. Обожение – не метафора и не риторический прием. Это действительное состояние святых, обусловленное Боговоплощением, обожением человеческой природы во Христе.
Говоря об обожении, то есть свидетельствуя о своем собственном опыте, святые отцы имели в виду не одно только нравственное уподобление Богу, не одно только внешнее подражание Его свойствам. Они настаивали на реальном единстве человека с Богом, на действительном участии его в жизни Пресвятой Троицы. В состоянии обожения человек вводится внутрь Божества, а Божество пронизывает Собою человека. Причем пронизывает его всецело – и ум, и волю, и чувства, и само тело.
При этом человек сохраняет свою человеческую природу со всеми ее существенными свойствами, не утрачивает своей самотождественности, не превращается в природу Божественную и не ставится наряду с Отцом, Сыном и Святым Духом. Оставаясь сотворенным человеком, конкретной человеческой личностью, он вместе с тем становится нетварным и вечным Богом по причастию, по благодати. Из единого человек становится двуединым.
Для того, чтобы подчеркнуть этот факт, святые отцы использовали различные образы и сравнения. Один из самых распространенных – образ раскаленного железа: огонь своим действием всецело пронизывает природу железа, а железо всецело приобщается свойствам огня, так что одно от другого уже неотделимо. При этом железо не превращается в огонь, а по-прежнему остается железом, огонь же тем более остается неизменным.
Еще один характерный образ – единство разноприродных души и тела. Для примера можно привести очень яркие свидетельства св. Симеона Нового Богослова.
Душа и тело – две сущности, но соединяются в единого человека, так что два есть один. Соединяясь с Богом разумной душой, а через душу и с телом, человек и сам весь делается Богом по причастию. Поэтому святые и называются Богом, то есть именем Того, Кого всецело приобщились. Ведь горящий уголь действует как огонь, и огнем его и называют, так как предмет может быть наименован не только по его собственной сущности, но и по приобретенным свойствам.
А в заключение одного из таких описаний св. Симеон добавляет: если же ты сам таковым, то есть обоженным, еще не являешься, то не отказывайся по крайней мере доверять опыту тех святых, которые об этом свидетельствуют. Но от всего сердца взыщи соединения с Богом, отвергнись своих греховных наклонностей, которые одни только и препятствуют обожению, и получишь искру божественного огня, который воспламенит тебя всего.
– Вернемся к нашему «ключу» – к определению человека как живого существа, призванного к обожению. Какие еще стороны существования человека оно раскрывает?
– Кроме уже сказанного, из этого определения, во-первых, следует, что человек, как тварь, получившая повеление стать Богом, по своей природе не может быть ограничен одной только биологической жизнью. Человек — не просто живое существо, животное, движимое заложенными в его природу инстинктами. Осуществлять призвание, тем более призвание превзойти себя, стать выше себя, стать Богом может только существо, обладающее разумом и свободной волей, способное не только к различению добра и зла, но одновременно и к свободному самоопределению по отношению к ним.
Причем тело наше существует не автономно. Оно не самодостаточно. Оно часть окружающего его мира. Еще древние греки хорошо понимали, что тело человека совмещает в себе все, что присуще видимому миру, и вместе с тем теснейшим образом с этим миром связано. Они называли человека микрокосмом, малым космосом, вселенной в миниатюре.
Это, конечно, верно. И потому Церковное Предание усвоило эту очевидную идею. Отцы Церкви – и особенно ярко и убедительно святые Григорий Богослов, Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов – эту античную идею человека как микрокосма не просто усвоили, но восполнили и преобразили. Они наименовали человека макрокосмом. Лишь своим материальным телом человек есть малый космос, помещенный в большой космос. Но в целом, как единое духовно-телесное существо, да еще и способное к соединению с Богом, он – макрокосм, большой мир, большая вселенная, помещенная в малую.
Посредством тела человек связан с видимым, чувственным миром. Посредством души – с миром духовным, умопостигаемым. А будучи способным приобщиться Богу, он этот мир неизмеримо превосходит.И последнее. Для осуществления человеком своего призвания Бог даровал ему все необходимое. В нашу разумную природу заложено естественное стремление к Богу; наш ум имеет способность познавать материальный мир и словно в зеркале видеть в нем отражение мира небесного; в нашем сердце есть внутренний критерий различения добра и зла – совесть, которую святитель Григорий Палама назвал незнающей компромисса нормой, непогрешимым судьей и незаблуждающимся наставником; наконец, нашей душе присущи естественная вера и естественное покаяние. Все необходимое, повторю, заложено в нас по природе.
– Но если есть все необходимое для достижения цели, почему же она не была достигнута первыми людьми? Ведь Писание говорит, что Адам сотворен по образу и подобию Божию. Как же подобный Богу мог пасть?
– Да, человек сотворен по образу и подобию. Да, он, как мы уже определили, призван к обожению, и для достижения этой цели ему дано было все необходимое. Да, никаких внешних непреодолимых препятствий для осуществления им своего призвания не было. Но была и остается свобода!
Образ Божий, по которому человек сотворен, как раз и предполагает одной из своих самых существенных черт свободную волю. Как существо разумное, человек вместе с тем и существо свободное, способное к самоопределению.
Будучи образом Божиим по природе, имея его как изначальную данность, человек по замыслу Творца должен был свободно следовать этому образу и в этом следовании достигать подобия Богу, обоживаться, осуществлять свое призвание. Но по этой же самой причине, то есть будучи именно образом Божиим и потому обладая свободной волей, человек имел возможность это призвание и отвергнуть, что, собственно, увы, и произошло. Человек пал, извратив Божественный замысел о самом себе. В результате вместо того, чтобы уподобиться Богу, он, как сказал святой пророк Давид, уподобился скотам бессмысленным. Или как о том же выразился блаженный Августин: «Я увидел себя далеко от Тебя, в месте Твоего неподобия».
Повторим еще раз. Образ Божий есть изначальная природная данность. Подобие – динамическая задача, оно достигается через свободное стремление. Поэтому образ Божий в человеке неизгладим, он сохраняется даже в закоренелых грешниках. А вот подобие Божие напечатлевается только в тех, кто его свободно взыскует, – в святых. И потому во все времена человек в конечном счете сам выбирает, кем ему быть: Богом или червем, царем или рабом, духом или плотью, спутником ангелов или заложником бесов.
– Человек сам делает свой выбор, но в библейском повествовании о грехопадении следствия греха Адама описываются не просто как его личная трагедия и даже не только как трагедия общечеловеческая, но как вселенская катастрофа.
– Потому что выбор человека – это, можно сказать, выбор всей вселенной. Ведь созданный как средоточие сотворенного мира, как его царь, к тому же имеющий доступ к Царю Верховному – Богу, человек через себя и в себе должен был ввести в Божественное Царство всю подчиненную ему тварь, всю материальную природу. Участь вселенной полностью зависит от человека, он всецело за нее ответствен. В зависимости от направленности свободной воли человека, от направленности его движения или к Богу, или же от Бога, тварный мир либо преображается, либо обезображивается.
– Следует ли из этих слов апостола, что тварь будет освобождена от рабства тления, что вместе с людьми воскреснет и вся природа?
– Да. Причем в начатке это освобождение уже совершилось во Христе. А при Втором Его Пришествии в силу того, что все сотворенное естество есть, по выражению св. Григория Нисского, как бы одно живое существо, воскресение части перейдет на все целое.
Мы начали разговор с того, что первый человек, Адам, царь и предводитель сотворенного мира, должен был, соединив этот мир во всем его многообразии в одно целое, в себе и через себя ввести его в Божественную жизнь и тем самым навеки прославить его Божественной славой и обессмертить Божественным нетлением. Но Адам не выполнил своего призвания. Вместо того, чтобы подчинить чувственный мир своей умопостигаемой душе и тем самым соединить и срастворить их, а душу подчинить Богу, таким образом срастворив все и с Ним, Адам сам подчинился чувственному миру и из царя вселенной сделался ее рабом. И мир Божий стал миром, лежащим во зле, а сам человек – его заложником, заложником похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2, 16).
Но Божии обетования неизменны. И потому задачу, не выполненную первым Адамом, выполняет второй Адам – Христос. «Если человек, причастный к духовному и вещественному, – говорит преподобный Иоанн Дамаскин в слове на Рождество Богородицы, – связует собой все видимое и невидимое творение, то творческое слово Божие, соединившись с человеческим естеством, соединилось тем самым со всем творением». Таким образом, Сын Божий становится человеком, чтобы в Себе все воссоединить, все восстановить и привести все к задуманной Им конечной цели – «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15,28).
Беседовала Марина УЛЫБЫШЕВА.
Гавриил Державин — Бог «О ты, пространством бесконечный…» ~ Стих на Poemata.ru, читать текст полностью
О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем: бог_.
Измерить океан глубокий, Сочесть пески, лучи планет Хотя и мог бы ум высокий,- Тебе числа и меры нет! Не могут духи просвещенны, От света твоего рожденны, Исследовать судеб твоих: Лишь мысль к тебе взнестись дерзает, В твоем величьи исчезает, Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну Из бездн ты вечности воззвал, А вечность, прежде век рожденну, В себе самом ты основал: Себя собою составляя, Собою из себя сияя, Ты свет, откуда свет истек. Создавый всe единым словом, В твореньи простираясь новом, Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
Ты цепь существ в себе вмещаешь, Ее содержишь и живишь; Конец с началом сопрягаешь И смертию живот даришь. Как искры сыплются, стремятся, Так солнцы от тебя родятся; Как в мразный, ясный день зимой Пылинки инея сверкают, Вратятся, зыблются, сияют, Так звезды в безднах под тобой.
Светил возженных миллионы В неизмеримости текут, Твои они творят законы, Лучи животворящи льют. Но огненны сии лампады, Иль рдяных кристалей громады, Иль волн златых кипящий сонм, Или горящие эфиры, Иль вкупе все светящи миры — Перед тобой — как нощь пред днем.
Как капля, в море опущенна, Вся твердь перед тобой сия. Но что мной зримая вселенна? И что перед тобою я? В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров,- и то, Когда дерзну сравнить с тобою, Лишь будет точкою одною; А я перед тобой — ничто.
Ничто!- Но ты во мне сияешь Величеством твоих доброт; Во мне себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто!- Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь — конечно, есть и ты!
Ты есть!- природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть — и я уж не ничто! Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей ты телесных, Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен; А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель, Душа души моей и царь! Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! — в бессмертие твое.
Неизъяснимый, непостижный! Я знаю, что души моей Воображении бессильны И тени начертать твоей; Но если славословить должно, То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться И благодарны слезы лить.
1784
Я червяк и не человек
Сломаться — начало возрождения.
«Сломленность» — это первая глава вдохновенной сложной книги Роя Хессиона « Дорога на Голгофу». Он начинает с сокрушения, потому что без сокрушенного духа (блаженны нищие духом, сказал Иисус) мы не познаем жизни Иисуса.
Что такое разбитость? Ты узнаешь это, когда увидишь. Или испытайте это на себе. Это тот момент, когда вы понимаете, что вы погибли, что все, что вы пытались предложить Богу, — обман, что у вас больше нет оправданий.
Это мучительная смерть Себя.
Несломленный человек все равно попытается оправдаться. Они будут предлагать то, что им кажется хорошей причиной быть теми, кто они есть, и делать то, что они делают. Они будут винить свою историю, свою культуру, своих родителей, свою церковь, своего супруга, своих детей, свою работу и так далее и тому подобное. Они будут продолжать настаивать на том, что у них есть какие-то права. Они назовут определенные условия, прежде чем действовать.
Делая все это, они вполне могут извиниться. Но сожалеть — не то же самое, что сломаться. И сожаление заставляет вас просто, ну, сожалеть.
Бог ничего не может и не сделает с жалким человеком. Но Он сотворит чудеса со сломанным.
В Псалме 22 есть пророческое слово. Вы знаете этот псалом отчасти потому, что из него исходят слова, которые Иисус цитирует с креста:
Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?
Иисус не пытался привлечь наше внимание только к одному стиху, но ко всему псалму, как сделал бы любой хороший раввин. Ниже, в стихе 6, звучит жалкий крик:
Но я червь, а не человек
Иисус, сын Божий, имевший полное право хвалиться, полное право призвать легион ангелов себе на помощь, имевший полное право оправдаться перед Богом как безгрешный, не сделал ничего из этого. Вместо этого он стал червем на кресте и склонил голову перед волей Своего Отца.
Матфей в своем Евангелии не хочет, чтобы мы упустили эту связь. Он говорит нам, что когда Иисус висел на кресте, люди проходили мимо, насмехаясь над ним: « качает головами », — на него. То же самое, по словам псалмопевца, делают с ним люди, называющие себя червем (Пс. 22:7).
Хессион говорит о червях,
Существует большая разница между змеей и червем, когда вы пытаетесь ударить их. Змея поднимается на дыбы, шипит и пытается нанести ответный удар — истинное представление о себе. Но червяк не сопротивляется, он позволяет делать с ним все, что угодно, пнуть его или раздавить пяткой — картина истинной разбитости. И Иисус был готов стать для нас именно этим — червем, а не человеком.
Ты идешь к Богу как змея или как червь?
Сломаться — начало возрождения. Иисус стал ничем на кресте ради нас, и через три дня Бог воскресил его из мертвых. Тому, кто сломлен, не жалеет, но склоняет свою шею и говорит Богу: «я червь, а не человек», обещано, что Бог не презрит вас (Пс. 50:17), а исцелит вас. Он станет вашим Богом, а вы станете Его ребенком.
Я знаю, что это верно в моей жизни и в жизни многих других: Степень, в которой мы все еще находимся в рабстве нашего греха, — это степень, в которой мы все еще действуем как змея, а не как червь.
Сломаться — начало возрождения.
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Первоисточники — Евангелие от Фомы | От Иисуса ко Христу | FRONTLINE
Это евангелие «сокровенные изречения» не рассказывает историю жизни Иисуса, а скорее представляет собой список из более чем 100 его высказываний, некоторые из которых знакомы читателям Новый Завет, другие загадочные и странные.
Это тайные изречения, которые говорил живой Иисус и Дидим Иуда Томас записал.
1 И он сказал: «Тот, кто найдет толкование этих высказываний, не вкусите смерть».
2 Иисус сказал: «Те, кто ищет, не должны прекращать искать, пока не найдут. Когда они найдут, они будут обеспокоены. Когда они встревожены, они будут дивиться, и будет господствовать над всеми».
3 Иисус сказал: «Если ваши вожди скажут вам: «Вот, царское правление (Отца) в небе», то птицы небесные будут опережать вас. Если тебе скажут, «Это в море», тогда рыба пойдет впереди вас. Скорее, (Отца) имперское правление находится внутри вас и вне вас. Когда вы узнаете себя, тогда вы будете известны, и вы поймете, что вы дети живых Отец. А если вы не знаете себя, то вы живете в нищете, и вы бедность»
4 Иисус сказал: «Состарившийся днями человек без колебаний спросит у маленького ребенка семь дней около места жизни, и тот человек будет жить. Для многих из первые будут последними и станут одним целым».
5 Иисус сказал: «Знай, что пред лицем твоим, и что сокрыто от тебя». будет раскрыто вам. Ибо нет ничего тайного, что не открылось бы».
6 Ученики Его спросили Его и сказали Ему: «Ты хочешь, чтобы мы постились? Как должен мы молимся? Должны ли мы жертвовать на благотворительность? Какую диету мы должны соблюдать?»
Иисус сказал: «Не лги и не делай того, что ненавидишь, потому что все раскрывается перед небом. Ведь нет ничего скрытого, что не будет
7 Иисус сказал: «Счастлив лев, которого съест человек, так что лев становится человеком. И грязный человек, которого съест лев, и лев все еще станет человеком.»
8 И сказал он: Человек подобен мудрому рыбаку, который закинул сеть свою в море и вытащил его из моря, полного мелкой рыбы. Среди них мудрые рыбак обнаружил прекрасную крупную рыбу. Он бросил всю рыбку обратно в море, и легко выбрал крупную рыбу. Любой здесь с двумя хорошими ушами лучше слушай!
9 Иисус сказал: вот, сеятель вышел, взял горсть (семян) и рассыпал (их). Некоторые упали на дорогу, и прилетели птицы и собрали их. Другие упали на камень, и не пустили корня в землю, и не дали кочанов зерно. Другие упали на тернии, и они заглушили семена, и черви съели их. И другие упали на добрую землю, и она дала хороший урожай: шестьдесят процентов мера и сто двадцать за меру.
10 Иисус сказал: «Я бросил огонь на мир, и вот, я охраняю его пока не загорится»
11 Иисус сказал: «Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет прочь. Мертвые не живы, а живые не умрут. В дни когда ты съел мертвое, ты оживил его. Когда ты на свете, что вы будете делать? В тот день, когда вы были одним, вы стали двумя. Но когда ты станете двумя, что вы будете делать?»
12 Ученики сказали Иисусу: «Мы знаем, что ты собираешься оставить нас. Кто будет нашим вождем?»
Иисус сказал им: «Где бы вы ни были, вы должны идти к Иакову Справедливый, ради которого небо и земля сотворены» 9.0004
13 Иисус сказал своим ученикам: «Сравните меня с чем-нибудь и скажите мне, кто я
Симон Петр сказал ему: «Ты подобен праведному ангелу».
Матфей сказал ему: «Ты подобен мудрому философу».
Фома сказал ему: «Учитель, не могу сказать, что ты похожи.»
Иисус сказал: «Я не твой учитель. Потому что ты выпил, у тебя есть опьянеть от бурлящего источника, за которым я ухаживал.»
И он взял его, и удалился, и сказал ему три слова.
Когда Фома вернулся к своим друзьям, они спросили его: «Что Иисус сказал вас?»
Фома сказал им: «Если я скажу вам одно из слов, которые он говорил мне, вы поднимет камни и побьет меня камнями, и огонь выйдет из камней и пожрет
14 Иисус сказал им: если поститесь, то навлечете на себя грех, а если будешь молиться, будешь осужден, а если дашь на милостыню, навредишь ваши духи. Когда вы отправляетесь в какую-либо местность и гуляете по сельской местности, когда люди принимают вас, ешьте то, что они подают вам, и исцеляйте больных среди них. В конце концов, то, что входит в ваши уста, не осквернит вас; что выходит из твоего рот будет».
15 Иисус сказал: «Когда вы увидите того, кто не был рожден женщиной, падите на лица ваши и поклоняться. Это твой Отец».
16 Иисус сказал: «Возможно, люди думают, что Я пришел принести мир Мир. Они не знают, что Я пришел посеять раздоры на земле: огонь, меч, война. Ибо будет пятеро в доме: трое будут против двое и двое против трех, отец против сына и сын против отца, и они будет стоять один.
17 Иисус сказал: «Я дам вам то, чего не видел глаз, чего не слышало ухо, чего не касалась рука, что не рождалось в сердце человеческом».0004
18 Ученики сказали Иисусу: «Скажи нам, как придет наш конец?»
Иисус сказал: «Итак, вы нашли начало, которое ищете? конец? Видишь ли, конец будет там, где начало. Поздравления стоящий в начале: тот познает конец и не вкусите смерть».
19 Иисус сказал: «Поздравляю того, кто появился на свет до прихода в существование. Если вы станете моими учениками и будете внимать моим словам, то эти камни будут служить вам. Ибо для вас в раю пять деревьев; они делают не меняются ни летом, ни зимой, и их листья не опадают. Кто их знает не вкусит смерти»
20 Ученики сказали Иисусу: «Расскажи нам, на что похоже царское правление Небес».
Он сказал им:< Это похоже на горчичное зерно, (это) самое маленькое из всех семян, но когда оно падает на подготовленную почву, выпускает крупную ветку и становится укрытием для небесных птиц.
21 Мария сказала Иисусу: «Каковы Твои ученики?»
Он сказал: Они подобны маленьким детям, живущим на чужом поле. когда придут хозяева поля, скажут: «Отдайте нам наше поле». Они раздеваются перед ними, чтобы отдать им, и они вернуть им их поле. По этой причине я говорю, если владельцы дома знают, что идет вор, они будут на страже до того, как придет вор и не даст вору проникнуть в их дом (их владения) и украсть их имущество. Что же касается вас, то будьте начеку против мира. Подготовить себя с великой силой, чтобы разбойники не нашли пути добраться до вас, ибо беда, которую вы ожидаете, придет. Пусть будет среди вас человек понимающий. Когда созрел урожай, он быстро пришел с серпом и собрал его. Кто-нибудь здесь с двумя хорошими ушами лучше слушать!
22 Иисус видел грудных младенцев. Он сказал своим ученикам: «Эти кормящие младенцы подобны тем, кто входит во владения (Отца)».
Они сказали ему: «Итак, неужели мы войдем во владения (Отца) младенцами?»
Иисус сказал им: «Когда вы сделаете из двух одно, и когда вы делаете внутреннее подобно внешнему, и внешнее подобно внутреннему, и верхнее подобно ниже, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним целым, так что мужское не будет ни мужчиной, ни женщиной женщиной, если ты сделаешь глаза вместо глаз, рука вместо руки, нога вместо ноги, образ вместо образ, то вы войдете [во владения (Отца)]».0004
23 Иисус сказал: «Я выберу вас, одного из тысячи и двух из десяти тысяча, и будут стоять, как один».
24 Ученики Его сказали: «Покажи нам место, где Ты, ибо мы должны искать это.»
Он сказал им: «Любой здесь с двумя ушами лучше слушать! Там есть свет внутри человека света, и он сияет на весь мир. Если это так не светит, темно».
25 Иисус сказал: «Люби своих друзей, как свою душу, защищай их, как зрачок твоего глаза».
26 Иисус сказал: «Вы видите соломинку в глазу вашего друга, но не видите дерево в собственном глазу. Когда ты вынешь бревно из своего глаза, то увидишь достаточно, чтобы вынуть щепку из глаза твоего друга.»
27 «Если не постишься от мира, не найдешь владения (Отца). Если вы не соблюдаете субботу, как субботу, вы не увидите Отца».
28 Иисус сказал: «Я стал посреди мира, и во плоти Я явился им. Я нашел их всех пьяными, и я не нашел никого из них испытывающий жажду. Моя душа болела за детей человечества, потому что они слепы в их сердца и не видят, ибо они пришли в мир пустыми, и они также стремиться уйти от мира пустым. А между тем они пьяны. Когда они стряхните с себя вино, и тогда изменятся пути их» 9.0004
29 Иисус сказал: «Если плоть возникла от духа, то это диво, но если дух возник из-за тела, то это диво чудеса.
И все же я удивляюсь тому, как это великое богатство поселилось в этой бедности».
30 Иисус сказал: «Там, где есть три божества, они божественны. Где есть два или один, я с этим».
31 Иисус сказал: «Никакой пророк не приветствуется на его родной территории; врачи не лечат тех, кто их знает.»
32 Иисус сказал: «Город, построенный на высоком холме и укрепленный, не может это будет скрыто».
33 Иисус сказал: «Что на ухо услышишь, то на другое ухо возвести от ваши крыши. Ведь никто не зажигает лампу и не ставит ее под корзину, и никто не кладет его в скрытое место. Скорее, его ставят на подсвечник, чтобы что все, кто приходит и уходит, увидят его свет».
34 Иисус сказал: «Если слепой ведет связанного, оба они упадут в дыру.»
35 Иисус сказал: «Нельзя войти в дом сильного человека и взять его силой не связывая ему рук. Тогда можно ограбить его дом».
36 Иисус сказал: «Не беспокойтесь, с утра до вечера и с вечера до утро, о том, что вы собираетесь носить.
37 Ученики Его сказали: когда Ты явишься нам, и когда мы увидим тебя?»
Иисус сказал: «Когда ты раздеваешься без стыда и берешь одежду и положите под ноги свои, как детей, и тогда растопчите, тогда [ты] увидишь сына живого и не убоишься» 9.0004
38 Иисус сказал: «Часто вы желали услышать эти слова, которые я говорю вам, и вам не от кого их услышать. Будет
дней, когда вы будете искать Меня и не найдете».
39 Иисус сказал: «Фарисеи и ученые взяли ключи знания и спрятали их. Они не входили и не пускали тех, кто хотите войти, чтобы сделать это. Что касается вас, то будьте хитры, как змеи, и просты, как голубей».
40 Иисус сказал: «Виноградная лоза была посажена отдельно от Отца. Так как это не силен, то вырвется с корнем и погибнет» 9.0004
41 Иисус сказал: «Кто имеет что-нибудь в руках, тому будет дано больше, и кто
42 Иисус сказал: «Будьте прохожими».
43 Его ученики сказали Ему: «Кто ты такой, чтобы говорить нам это?» Не понимаю, кто я из того, что я говорю вам. Скорее у вас есть уподобьтесь иудеям, ибо они любят дерево, но ненавидят его плоды, или люби плод, но возненавидь дерево».
44 Иисус сказал: «Всякий, кто будет хулить Отца, простится, и кто будет хулить сына, простится, а кто будет хулить против святого духа не простится ни на земле, ни на небе» 9.0004
45 Иисус сказал: «Виноград не собирают с терновника, ни смоквы не собирают собранные с чертополоха, ибо они не приносят плода. Хорошие люди производят добро из того, что они накопили; плохие люди производят зло из нечестия они копят в сердце своем и говорят злое. Для от переполнения от сердца творят зло».
46 Иисус сказал: «От Адама до Иоанна Крестителя среди рожденных женами нет один настолько больше Иоанна Крестителя, что его глаза не должны быть предотвращено Но Я сказал, что кто из вас станет ребенком, тот узнает царское правление (Отца) и станет больше Иоанна». 0004
47 Иисус сказал: «Человек не может сесть на двух коней и натянуть два лука. нельзя служить двум господам, иначе тот раб будет чтить одного и оскорблять другой.
«Никто не пьет выдержанное вино и сразу хочет пить молодое. Молодое вино не наливают в старые мехи, иначе они могут треснуть, а выдержанное вино не переливали в новый бурдюк, а то испортится. Старый патч не шьется на новую одежду, потому что это произведет слезу».
48 Иисус сказал: «Если двое примирятся друг с другом в одном доме, они скажи горе: «Отойди отсюда!» и он будет двигаться»
49 Иисус сказал: «Поздравляю тех, кто одинок и избран, ибо вы найти домен (Отца). Ибо вы вышли из него, и вы вернетесь там снова».
50 Иисус сказал: «Если скажут тебе: ‘откуда ты пришел?’ скажи им, «Мы пришли из света, из того места, где свет возник благодаря сама, утвердилась [сама] и явилась по их образу». Если они скажут ты, «это ты?» сказать: «Мы его дети, и мы избраны живой Отец». Если они спросят вас: «Что свидетельствует о вашем Отце в вас?» скажи им: «Это движение и покой».
51 Ученики Его сказали Ему: «Когда же наступит покой для мертвых, и когда наступит новый мир?»
Он сказал им: «То, чего вы ожидаете, пришло, но вы не
52 Ученики Его сказали Ему: Двадцать четыре пророка говорили в Израиле, и все они говорили о вас». Он сказал им: «Вы пренебрегли живым который пред Тобою и говорил о мертвых.
53 Ученики Его сказали Ему: полезно ли обрезание или нет?
Он сказал им: «Если бы это было полезно, их отец произвел бы детей уже обрезаны от матери. Скорее истинное обрезание в духе стала полезной во всех отношениях».
54 Иисус сказал: «Поздравляю бедных, ибо вам принадлежит Небесное домен.»
55 Иисус сказал: «Кто не ненавидит отца и мать, не может быть Моим учеником, и кто не возненавидит братьев и сестер и, как я, несет крест, не будет достоин меня.»
56 Иисус сказал: «Кто познал мир, тот нашел труп,
57 Иисус сказал: Царство Отца подобно человеку, у которого [хорошее] семя. враг пришел ночью и посеял сорняки среди доброго семени. человек не дал рабочим вырвать сорняки, а сказал им: «Нет, иначе вы могли бы пойти выдергивать сорняки и выдергивать пшеницу вместе с их.» Ибо в день жатвы сорняки будут видны и быть вытащены и сожжены.
58 Иисус сказал: «Поздравляю человека, который потрудился и нашел жизни».
59 Иисус сказал: «Смотри на живого, пока живешь, иначе можешь
60 (Он увидел) самаритянина, несущего ягненка и идущего в Иудею. Он сказал своему ученики, «(…) тот человек (…) вокруг агнца». Они сказали ему: «Так чтобы он заколол его и съел». Он сказал им: «Он не будет есть его, пока он жив, но только после того, как он убил его, и он стал трупом».0004
Они сказали: «Иначе он не сможет этого сделать».
Он сказал им: «Так и вы, ищите себе место для отдыха или ты можешь стать трупом и быть съеденным».
61 Иисус сказал: «Двое будут возлежать на ложе; один умрет, один будет жить.»
Саломея сказала: «Кто ты, господин? Ты забрался на мой диван и ел из мой стол, как будто ты от кого-то».
Иисус сказал ей: «Я тот, кто пришел из целого. мне предоставили из вещей Отца Моего» 9.0004
«Я твой ученик.»
«По этой причине я говорю, что если кто-то (целостный), он будет наполнен светом, но если один разделен, то наполнится тьмой».
62 Иисус сказал: «Я открываю свои тайны тем, [кто достоин] [моего] тайны. Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая».
63 Иисус сказал: «Был один богатый человек, у которого было много денег. Он сказал: «Я вложу свои деньги, чтобы я мог сеять, жать, сажать и наполнять кладовые с продуктами, чтобы ни в чем не нуждаться». думал в сердце своем, но в ту же ночь умер. Любой здесь с двумя ушам лучше слушать!
64 Иисус сказал: Кто-то принимал гостей. Когда он приготовил обед, он послал своего раба пригласить гостей. Раб подошел к первому и сказал: «Мой хозяин приглашает вас». Первый ответил: «Некоторые купцы должны мне денег; придут ко мне сегодня вечером. Я должен пойти и дать им инструкции. Пожалуйста Извините меня от обеда». Раб подошел к другому и сказал: «Мой господин пригласил тебя». Второй сказал рабу: «Я купил дом, и я отозвали на сутки. У меня не будет времени.» Раб пошел к другому и сказал: «Мой господин приглашает тебя». Третий сказал
раб: «Мой друг собирается жениться, и я должен устроить банкет. Я не сможет прийти. Пожалуйста, извините меня за обед». Раб пошел к другой и сказал: «Мой господин приглашает тебя». Четвертый сказал рабу: «Я купили поместье, и я собираюсь собирать арендную плату. я не смогу приходить. Пожалуйста, извините меня». Раб вернулся и сказал своему хозяину: «Эти кого вы пригласили на обед, извинились, — сказал хозяин своему рабу: «Выйдите на улицу и верните того, кого вы найдете ужин»
Покупатели и торговцы [не войдут] в места моего Отца.
65 Он сказал: […] человек владел виноградником и сдал его в аренду некоторым фермерам, поэтому они могли обрабатывать его, и он мог собирать урожай с них. Он послал своего раба поэтому фермеры отдавали ему урожай виноградника. Его схватили, избили, и чуть не убил его, а раб вернулся и рассказал об этом своему господину. Его хозяин сказал: «Возможно, он не знал их». Он послал другого раба, и фермеры побить и его. Тогда хозяин послал своего сына и сказал: «Может быть, они будут проявить уважение к моему сыну». Потому что фермеры знали, что он наследник виноградник, они схватили его и убили. Любой здесь с двумя ушами лучше послушай!
66 Иисус сказал: «Покажи Мне камень, который отвергли строители: это краеугольный камень.»
67 Иисус сказал: «Те, кто знают все, но не имеют самих себя, совершенно недостает».
68 Иисус сказал: «Поздравляю вас, когда вас ненавидят и преследуют;
и не будет места, где бы вас ни преследовали».
69 Иисус сказал: «Поздравляю тех, кого преследовали в их сердца: это те, кто воистину познал Отца. Поздравляем голодающих, чтоб желудок нуждающегося мог наполниться» 9.0004
70 Иисус сказал: «Если ты родишь то, что внутри тебя, то то, что имеешь, спасет ты. Если в тебе нет того, чего нет в тебе [убьет] тебя».
71 Иисус сказал: «Я разрушу [этот] дом, и никто не сможет построить […]».
72 Один [человек сказал] ему: «Скажи моим братьям, чтобы они разделили имущество моего отца со мной».
Он сказал человеку: «Господин, кто сделал меня разделителем?»
Он повернулся к своим ученикам и сказал им: «Я не разделитель, не так ли?»
73 Иисус сказал: «Урожай огромен, а делателей мало, поэтому проси урожая начальника посылать рабочих на поля».
74 Он сказал: «Господи, вокруг поилки много, но есть ничего в колодце».
75 Иисус сказал: «Многие стоят у дверей, а те, кто один
76 Иисус сказал: Царство Отца подобно купцу, у которого был запас товар и нашел жемчужину. Этот купец был благоразумен; он продал товар и купил себе единственную жемчужину.
Так и с вами, ищите Его сокровище, неизменное, вечное, где моль не ест, и червь не губит».
77 Иисус сказал: «Я свет, Который над всем. Я все: от меня все вышел, и мне все достигнуто. Расколоть кусок дерева; Я там. Поднимать поднимитесь на камень, и вы найдете Меня там».
78 Иисус сказал: «Зачем ты вышел в деревню? Чтобы увидеть тростник, потрясенный по ветру? И видеть человека, одетого в мягкую одежду, [подобного вашим] правителям а твои сильные? Они одеты в мягкую одежду и не могут понять истину»
79 Одна женщина из толпы сказала ему: «Счастливо лоно, родившее тебя и грудью, вскормившей тебя».
Он сказал [ей]: «Счастливы те, кто услышал слово Отца и действительно сохранили его. Ибо будут дни, когда вы скажете: «Счастливы те, утроба не зачавшая и сосцы не давшие молока».
80 Иисус сказал: «Всякий, кто познал мир, нашел тело, и кто нашел тело, того недостоин мир» 9.0004
81 Иисус сказал: «Пусть царствует тот, кто разбогател, и пусть тот, кто обладает властью, отрекись (от него)».
82 Иисус сказал: «Кто рядом со мной, тот близ огня, а кто далеко от меня далеко от владения (Отца)».
83 Иисус сказал: «Изображения видны людям, но свет в них скрыт в образе света Отца. Он будет раскрыт, но образ его скрыт его светом».
84 Иисус сказал: «Когда ты видишь свое подобие, ты счастлив. Но когда ты видишь ваши образы, которые возникли до вас и которые не умирают и не становятся видно, сколько тебе придется терпеть!»
85 Иисус сказал: «Адам пришел из великой силы и великого богатства, но он не был достоин тебя. Ибо, если бы он был достоин, [он] не [вкусил бы] смерти».
86 Иисус сказал: «[Лисицы имеют] свои норы и птицы имеют свои гнезда, существам негде лечь и отдохнуть».
87 Иисус сказал: «Как несчастно тело, зависящее от тела, и как несчастна душа, которая зависит от этих двоих».
88 Иисус сказал: «Посланники и пророки придут к вам и дадут вам что принадлежит тебе. Вы, в свою очередь, отдаете им то, что имеете, и говорите себя: «Когда же они придут и возьмут принадлежащее им?»
89 Иисус сказал: «Почему ты моешь чашу снаружи? что тот, кто сделал внутренность, есть также и тот, кто сделал и внешность?» кроток, и вы найдете покой для себя.
91 Они сказали ему: «Скажи нам, кто ты, чтобы мы могли поверить в тебя.»
Он сказал им: «Вы исследуете лицо неба и земли , но у вас нет узнаешь того, кто в твоем присутствии, и ты не знаешь, как исследовать настоящий момент.
92 Иисус сказал: «Ищите, и найдете. тебе то, о чем ты спрашивал меня тогда. Теперь я готов сказать им, но вы не ищете их.»
93 «Не давайте то, что священно, собакам, они могут бросить их в навозная куча. Не бросайте жемчуг [перед] свиньями, а то они могут… это […]». открыл».
95 [Иисус сказал]: «Если у тебя есть деньги, не давай их в долг под проценты. Скорее дайте [это] тому, от кого ты не получишь его назад» 9.0004
96 Иисус [сказал], Царство Отца подобно женщине. Она взяла немного закваски, [спрятал] ее в тесте и сделал из нее большие лепешки. Кто-нибудь здесь с двумя ушами лучше слушать!
97 Иисус сказал: Императорское правление [Отца] подобно женщине, несущей [кувшин] полный муки. Пока она шла по дальней дороге, ручка кувшин разбился, и мука высыпалась за ней [вдоль] дороги. Она не знала Это; она не заметила проблемы. Когда она добралась до своего дома, она поставила банку вниз и обнаружил, что он был пуст.
98 Иисус сказал: Императорское правление Отца подобно человеку, который хотел убить кто-то могущественный. Еще дома он выхватил меч и вонзил его в стены, чтобы узнать, войдет ли его рука. Затем он убил могущественного один.
99 Ученики сказали Ему: «Твои братья и твоя мать стоят снаружи».
Он сказал им: «Здесь те, кто делает то, что хочет Мой Отец, являются Моими братьями и Моими мать. Это те, кто войдет в Царство Отца Моего» 9.0004
100 Они показали Иисусу золотую монету и сказали ему: «Люди римского императора Требуйте от нас налогов».
Он сказал им: «Отдайте императору то, что принадлежит императору, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и дай мне то, что принадлежит мне».
101 «Кто не ненавидит [отца] и мать, как я, не может быть моим [учеником], и кто [не] любит [отца и] мать, как я, не может быть моим [ученик]. За мою мать […], но моя истинная [мать] дала мне жизнь».
102 Иисус сказал: «Будьте прокляты фарисеи! Они как собака, спящая в скотине ясли: ни собака не ест, ни [дает] скоту есть».0004
103 Иисус сказал: «Поздравляю тех, кто знает, куда идут мятежники нападать. [Они] могут начать действовать, собирать свои имперские ресурсы и быть подготовиться до прихода мятежников».
104 Они сказали Иисусу: «Приди, помолимся сегодня и будем поститься».
Иисус сказал: «Какой я совершил грех, или как я погиб? Скорее, когда жених покидает комнату для новобрачных, тогда пусть люди постятся и молятся».
105 Иисус сказал: «Кто знает отца и мать, того назовут дитя шлюхи»
106 Иисус сказал: «Когда вы сделаете из двух одно, вы станете детьми Адам, и когда ты говоришь: «Гора, подвинься отсюда!» оно будет двигаться».
107 Иисус сказал: «Императорское правление (Фахтера) подобно пастуху, у которого сто овец. Один из них, самый крупный, сбился с пути. Он оставил девяносто девять и искал
, пока не нашел. После того, как он потрудился, он сказал овцам: «Я люблю вас больше, чем девяносто девять».
108 Иисус сказал: «Кто будет пить из уст Моих, станет подобен Мне; я сам станет этим человеком, и тайное откроется ему» 9.0004
109 Иисус сказал: Императорское правление (Отца) подобно человеку, у которого сокровище, спрятанное на его поле, но не знавшее его. И [когда] он умер, он оставил его своему [сыну].
Сын [не знал] (об этом тоже). Он взял поле и продал его. Покупатель пошел пахать, [обнаружил] клад и стал давать деньги в долг под интерес к тому, кого он хотел.
110 Иисус сказал: «Пусть тот, кто нашел мир и разбогател, отрекись от мира».
111 Иисус сказал: «Небеса и земля свернутся в твоем присутствии, и кто будет жить от живого, не увидит смерти». Разве Иисус не говорит: «Те, кто нашли себя, из них мир не достойный»?
112 Иисус сказал: «Будь проклята плоть, зависящая от души. Будь проклята душа, зависит от плоти.»
113 Его ученики сказали ему: «Когда же придет царское правление (Отца)?»
«Оно не придет, ожидая его.