Образ и характеристика Тришки в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Образ Тришки в комедии Фонвизина «Недоросль» кажется читателю второстепенным, не очень важным и чуть ли ненужным, однако, на мой взгляд, Тришка играет огромную роль, хоть и появляется в комедии всего один раз.
Тришка — это самоучка-портной, крепостной Простаковых. И вся его роль как раз и заключается в том, что он самоучка. Можно с уверенностью сказать, что Тришка — неглупый человек, ведь дурак не смог бы сам обучиться портному ремеслу, хоть и с недочётами. Когда Тришка приносит кафтан Митрофана, который он сшил, показать госпоже Простаковой, то получает от неё сыпь и ругань. Ещё до самого появления Тришки, Простакова уже называет его вором, подлецом и всеми скверными словами того времени.
Исходя из её слов, читатель может подумать, что Тришка действительно плохой человек, однако вскоре читатель понимает, что проблема не в Тришке. Когда Простакова ругает его за неправильно сшитый кафтан, он оправдывается тем, что он самоучка, что он просил госпожу обратиться к профессиональному портному, но она не послушала. Она и в момент оправдания не слушает Тришку, потому что считает себя правой.
Если же подумать, то становится очевидно, что Простакова просто винит своего крепостного, потому что может это безнаказанно делать. Тришка не теряется перед хозяйкой и всячески отстаивает свою позицию, он — единственный персонаж комедии, который смеет перечить глупой и необразованной Простаковой. Отсюда можно сделать вывод, что Тришка не просто довольно умный человек, но и весьма отважный и даже смелый. За свои отстаивания он уже не раз терпел боль, но это не останавливает его в том, чтобы говорить, что он прав.
Образ Тришки показывает нам, что для Простаковой и всей элиты того времени было вовсе не важно образование, что они не понимали значения этого образования, ведь Тришка был самоучкой, который был не в состоянии сшить достойны кафтан, но Простакова была настолько глупа, что винила Тришку во лжи и всех смертных грехах, вместо того, чтобы обратиться к хорошему портному и простить неумелость своего крепостного, ведь он предупреждал её о последствиях.
Кого бы стоило винить в этой ситуации, так это саму Простакову. Кроме того, она могла бы отдать на обучение своего крепостного к настоящему портному, тогда бы у неё при дворе появился свой портной, это было бы выгоднее для неё же, но она и слышать не хотела о том, что такое «мастерство» и что ему нужно обучаться. Тришка — один из самых достойных образов среди всей этой грязи из людей в комедии «Недоросль».
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Тришки в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
- Про войну
- Анализ рассказа Илюха Шолохова
Произведение является составной частью прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь» и имеет в своем содержании автобиографические элементы, связанные с жизнью автора.
- Сочинение День семьи, любви и верности
Лето – это не только период длинных каникул, тёплых беззаботных деньков, летом отмечается особенный праздник – День семьи. Начал праздноваться этот день у нас не так давно: с 2008 года 8 июля. Официальное название праздника – День семьи, любви и верности.
- Анализ произведения Критики Шукшина
В рассказе Шукшина критики перед читателем предстает трогательная картина отношений дедушки и внука, которые увлекаются просмотром различного кино в деревенском клубе.
- Сочинение Танцы — мой любимый кружок (хобби)
В нашей школе довольно много кружков, потому каждый из учеников может выбрать себе занятие по душе.
sochinimka.ru
Характеристика Тришки и его образ в комедии Недоросль Фонвизина
Крепостной Тришка, принадлежащий семье Простаковых выведен для демонстрации невежества дворян. Целью писателя было восславить разум и заклеймить невежество, поэтому в произведении глупость атакуется Фонвизиным с разных сторон, устами многих героев.Портной Тришка вынужден оправдываться и пытаться доказать своей хозяйке госпоже Простаковой, что он плохо сшил кафтан для недоросля Митрофанушки, так как его не учили этому. Слуга- портной самоучка выведен для контраста молодому барину Митрофанушке, который ничего не знает, но не потому что его не учили, а из-за нежелания знать и понимать что-либо.
По сравнению с Митрофанушкой Тришка выглядит вполне достойным человеком. Он пытается овладеть профессией и выставлен в комедии неглупым человеком, рассуждающим достаточно здраво. Простаковы же показаны соответствующими своей говорящей фамилии.
Фонвизин делает упор на невежестве помещичьей семьи, выставляя это обстоятельство, как корень всех зол. Его госпожа явно проигрывает в разговоре с ним. Портной не боится спорить со своей хозяйкой , причем в ходе их стычки Простакова опять выставлена в неблагоприятном свете. Вместо здравых рассуждений, которые постоянно звучат из уст положительных героев комедии, помещица быстро срывается на брань. Оскорбления по отношению к портному явно выглядят несправедливыми.
Простакова оскорбляет не только этого дворового человека, обвиняя в воровстве и мошенничестве, но и других своих слуг. При этом из текста произведения не видно, что он заслужил подобное обращение и виновен в хищении хозяйского добра. Тришка, как наиболее развитый из представленных в произведении слуг, оказывается выше своей госпожи. Однако идеально положительным его образ назвать нельзя.
В изображении крепостных, тем более дворовых, чувствуются сословные предрассудки Фонвизина. Конечно, он сочувствует представителям низших классов общества, но все же ставит из ниже «людей благородных». Тот же Тришка смирился со своей участью и побоями, он может лишь огрызаться за несправедливые оскорбления. В конце комедии помощь крепостным Простаковой также приходит со стороны дворян. А не является результатом усилий таких как Тришка.
Сочинение Тришка в Недоросле
Во время написания произведения «Недоросль» учеба для помещиков была совсем не актуальной. Скорее просто мода на нее заставляла их корпеть над бумагой с пером. Многие из помещиков, ленивых и привыкших к жизни в свое удовольствие, даже не умели читать. И что мы видим, начиная погружаться в первую сцену пьесы? В ней появляется простой, работящий парень, крепостной крестьянин Тришка, которому барыня Простакова поручила пошить кафтан для любимого сыночка Митрофанушки. Но парень не справился с заданием. А не справился он потому, что нигде никогда не учился портновскому мастерству.
Тришка был портным самоучкой, о чем и пытался донести своей помещице. Но она с невероятной руганью отчитывает крепостного за неудачно сшитый кафтан. Он кажется ей сначала слишком широким, потом слишком узким, короче не знает к чему придраться. Из уст Простаковой вырываются такие слова как скот, мошенник и вор. И все они летят в адрес несчастного портного. Конечно, вряд ли все эти сокрушительные эпитеты, сказанные в адрес несчастного, каким-либо образом дают ему определенного рода характеристику. Просто барыня нынче не в духе и барыне надо развлечься. И вот таким нехитрым способом она это делает.
Тришка пытается оправдаться, но ему, конечно, не удается быть услышанным. Вообще, в комедии этот крепостной крестьянин оказывается единственным, осмелившимся на спор со своей владычицей. Именно эта ситуация на примере портного-самоучки показывает весь разгул беспредела помещиков над своими крестьянами. Ведь пошив кафтана был изначально поручен тому, кто профессионально этого не умел делать в принципе. А затем возникол желание наказать за то, что плохо сделал.
Автор произведения, на примере Тришки, возможно еще, хотел донести до читателя ту истину, что «учение свет, а не учение тьма». И не смотря на свое происхождение именно Тришка, дворовый парень, понимает, что если бы он учился, навыков у него было гораздо больше, и он бы многое умел. Барский же сынок Митрофанушка, наоборот, имея учителя, которого называл гарнизонной крысой, и возможность учиться, отказывался это делать в принципе. Достаточно вспомнить его коронную фразу: «Не хочу учиться, а хочу жениться!». Избалованный шестнадцатилетний маменькин сынок отличался своим отвратительным поведением и плохими манерами. Что в принципе и понятно. Ведь, как говорят: «От осинки не родятся апельсинки». Помните, когда Простаковой принесли письмо и предложили ей прочитать его самой она этого сделать не смогла. А все потому, что была неграмотной и читать не умела.
Другие сочинения:Характеристика Тришки и его образ в комедии Недоросль
Несколько интересных сочинений
sochinite.ru
Презентация к уроку литературы на тему «Речевая характеристика героев комедии Фонвизина «Недоросль». 7 класс»
Речевая характеристика персонажа
Подготовка к сочинению на литературную тему
Портной Тришка
Характеристика Тришки (комедия «Недоросль» Фонвизина)
Тришка – один из второстепенных героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Это крепостной крестьянин семьи Простаковых, портной-самоучка. Простакова обзывает Тришку «мошенником», «вором», «скотом», «воровской харей», но мы видим , что это талантливый человек из народа. Когда госпожа Простакова ругала его за якобы плохо сшитый кафтан, Тришка справедливо замечает: «…Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет…» И тем не менее, кафтан, по мнению Скотинина, «сшит изряднехонько»!
Тришка — бойкий парень, единственный крестьянин, который осмеливается спорить со своей хозяйкой, которую боится даже муж, помещик Простаков: «…Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному…»
По немногим репликам Тришки видно, что это человек из народа: он употребляет просторечные слова «вить» (=ведь), «первоет» (=первый), не совсем правильно строит предложение: «Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего », « ну, да извольте отдавать портному ».
Таким образом, анализируя речь Тришки, можно определить его социальный статус, уровень образованности, некоторые черты характера.
План.
I. Кто такой Милон?
II. Речь Милона – речь образованного, благородного и честного человека.
1) Книжность речи героя.
2) Характерные обороты речи.
3) Как суждения Милона характеризуют героя?
III. Особенности речи Милона позволяют отнести его к положительным героям.
I . Кто такой Милон?
Милон – герой комедии Фонвизина «Недоросль». Это офицер, жених Софьи. Он любит Софью и любим ею. Милон – один из положительных героев, честный, порядочный, благородный человек. Докажем это, анализируя его речь.
Софья -О.Н.Абрамова, Милон А.Е.Дривень
Малый театр
II. Речь Милона – речь образованного, благородного и честного человека. 1) Книжность речи героя.
Речь этого героя правильная, книжная ,. Так, встретив Правдина, он говорит: «Как я рад, мой любезный друг, что нечаянно увиделся с тобою! Скажи, каким случаем…», «…я сам горю нетерпением быть в Москве», «Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя», «почту за истинное счастие».
Чаще всего он использует сложные предложения.
2) Характерные обороты речи Милона
В его речи много слов и оборотов высокой лексики : «корыстолюбцы», «изъявить», «тиранство», «буде» (=если), «добродетель», «извлекает», «злодеи» «презрения достойны», «почтенный», «нем прогневайся», «нимало не пеняю» и другие.
Говоря о своих чувствах к Софье, он употребляет сентиментальные обороты : «тайна сердца моего», «таинство души моей», «трогает мое сердце», «владеет моим сердцем», « мое счастье несравненно».
Он практически не использует разговорную лексику. Во всей комедии есть только несколько примеров: « идучи», «подхватя», «не ушибла ль », «не убояся» .
3) Как суждения Милона характеризуют героя?
Милон – благородный, принципиальный человек. О его взглядах можно судить по его высказываниям: «Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой». (Д.4 явл. 1)
Или «Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни». (Д.4 явл. 1)
3) Как суждения Милона характеризуют героя?
В разговоре со Стародумом он показывает себя честным, верным своему долгу офицером: «В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник. Он с холодною кровью усматривает все степени опасности, принимает нужные меры, славу свою предпочитает жизни; но что всего более – он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу. Неустрашимость его состоит, следственно, не в том, чтоб презирать жизнь свою. Он ее никогда и не отваживает. Он умеет ею жертвовать».
Рассуждения Милона близки взглядам Суворова, который видел в неустрашимости высшую форму государственной доблести.
3) Как суждения Милона характеризуют героя?
Милон говорит серьёзно, не допускает шуток и не понимает их. Так, герой упрекает Софью, которая шутливо говорит о «достоинствах» Митрофанушки: «А, любезная Софья, на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением».
III. Особенности речи Милона позволяют отнести его к положительным героям.
Речь Милона – это речь образованного человека времён Екатерины II. Её отличительные черты – чёткость, правильность, однообразие, насыщенность книжными оборотами. Его речь практически не отличается от речи другого положительного персонажа – честного чиновника Правдина. Фонвизин не индивидуализирует речь Милона, этим подчёркивается близость этих положительных персонажей комедии Фонвизина.
Правдин – В.К.Бабятинский, Милон А.Е.Дривень
Малый театр
Речевая характеристика госпожи Простаковой план
I Кто такая госпожа Простакова? Судя по речи, героиня Фонвизина – невежественная, грубая женщина, жестокая помещица, не чающая души в своём сыне.
II Как речь характеризует Простакову?
1) как относится к крепостным, Еремеевне, как их называет (примеры грубой лексики, вульгаризмы)
2) Как в её речи проявляется неуважение к мужу ?
3) Как в её речи проявляется любовь к сыну Митрофанушке?
4) Как обращается с приезжими дворянами?
5) Образность речи Простаковой (фразеологизмы, пословицы,) – близость народному языку.
6) диалектная лексика, просторечье в лексиконе героини.
III Колоритная речь г-жи Простаковой — важное средство характеристики отрицательного персонажа.
Речевая характеристика Цыфиркина план
I Кто такой Пафнутьич Цыфиркин? Как характеризует героя его фамилия?
II Как речь характеризует Цыфиркина?
1) Цыфиркин – отставной солдат. Какие обороты речи это доказывают?
2) «Арифметизмы» Цыфиркина.
3) Выразительность речи героя (фразеологизмы, пословицы) ?
4) Каким видим героя из его высказываний? (например, он честный, справедливый и т.д)
III Особенности речи этого героя определяются его социальным положением, характером прошлых и настоящих занятий, профессией.
Использованные материалы
- Образ и характеристика Тришки в комедии «Недоросль» Фонвизина http://www.literaturus.ru/2015/06/trishka-portnoj-nedorosl-harakteristika-fonvizin.html @Сайт www.literaturus.ru
- Милон. http://a4format.ru/book-titles.php?lt=%D4&author=66&dtls_books=1&title=14&submenu=4
multiurok.ru
подскажите характеристику Тришки в рассказе недоросль
герои. Любого из основных действующих лиц можно четко отнести к положительным или отрицательным героям, и особенно выпукло обрисованы характеры именно отрицательных героев — Простакова, его жены, Скотинина и Митрофанушки. Другой стороной конфликта являются Софья, Правдин, Стародуб и Милон. Внешне речь идет о замужестве Софьи, но в сущности тут столкнулись два совершенно разных образа жизни — жадные и неграмотные Простаковы и Скотинин с одной стороны, и просвещенные и благородные влюбленные Софья и Милон, а также выступающие на их стороне Правдин со Стародубом.Характеристика героев «Недоросль» в том, что сама комедия озаглавлена «Недоросль» в честь Митрофанушки, сына госпожи и господина Простаковых. Митрофанушке принадлежит широко известная фраза из этой комедии, гласящая: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Молодому человеку почти 16 лет, но воспитан он чрезвычайно плохо. Он угрожает избить выкормившую его в младенчестве и заботящуюся о нем сейчас кормилицу, называет своего учителя гарнизонной крысой. Его мать и отец неграмотны — это выясняется, когда Софья предлагает им самим прочитать полученное ею письмо. Простакова называет своего мужа уродом и рохлей, а супруг опасается быть избитым своей женой. Рукоприкладство вообще весьма распространено в этой семье, первое явление начинается с угроз Простаковой в адрес Тришки, недостаточно хорошо пошившего кафтан для Митрофана, о наносимых ей побоях говорит и Еремеевна, няня Митрофана, кроме того, между Простаковой и ее братом Скотининым происходит драка, которую приходится разнимать Милону.
Любящий Софью Милон храбр в сражениях, отлично управляет вверенными его попечению солдатами, образован и добр — именно он разнимал подравшихся брата и сестру. Софья много читает, например упомянута книга Фенелона о воспитании девиц, ее речь выдает ее образованность. Стародум любит племянницу, отказался от карьеры придворного, поскольку она противоречила его принципам, и поехал добывать богатство на север, где можно это сделать, не угнетая и не притесняя других людей. Правдин прислан защищать от произвола Простаковой принадлежащих ей крестьян, и в своих действиях он руководствуется соображениями гуманизма и общественного блага. В целом, положительные образы описаны менее красочно, даже несколько схематично, однако симпатии читателя всецело на их стороне, и благополучный конец произведения воспринимается с удовлетворением — Софья с Милоном, Митрофана забирают служить, Скотинина увещевают относится к людям по-человечески, и даже у Простаковой есть надежда, что все сложится благополучно, когда ее ограничат в возможности причинять зло зависимым от нее людям.
otvet.mail.ru
Описание тришки из комедии недоросль. Характеристика героев
Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?
Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.
После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.
Жанр произведения
КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:
- не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
- направлен на «ничего не несущие» цели;
- повествование живое и яркое.
Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.
«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.
О чем произведение?
Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.
Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.
Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.
Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.
Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».
Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».
Главные герои и их характеристика
Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.
- Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
- Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
- Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
- Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
- Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.
Тема про
tattoo-club.ru
подскажите характеристику Тришки в рассказе недоросль
герои. Любого из основных действующих лиц можно четко отнести к положительным или отрицательным героям, и особенно выпукло обрисованы характеры именно отрицательных героев — Простакова, его жены, Скотинина и Митрофанушки. Другой стороной конфликта являются Софья, Правдин, Стародуб и Милон. Внешне речь идет о замужестве Софьи, но в сущности тут столкнулись два совершенно разных образа жизни — жадные и неграмотные Простаковы и Скотинин с одной стороны, и просвещенные и благородные влюбленные Софья и Милон, а также выступающие на их стороне Правдин со Стародубом.
Характеристика героев «Недоросль» в том, что сама комедия озаглавлена «Недоросль» в честь Митрофанушки, сына госпожи и господина Простаковых. Митрофанушке принадлежит широко известная фраза из этой комедии, гласящая: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Молодому человеку почти 16 лет, но воспитан он чрезвычайно плохо. Он угрожает избить выкормившую его в младенчестве и заботящуюся о нем сейчас кормилицу, называет своего учителя гарнизонной крысой. Его мать и отец неграмотны — это выясняется, когда Софья предлагает им самим прочитать полученное ею письмо. Простакова называет своего мужа уродом и рохлей, а супруг опасается быть избитым своей женой. Рукоприкладство вообще весьма распространено в этой семье, первое явление начинается с угроз Простаковой в адрес Тришки, недостаточно хорошо пошившего кафтан для Митрофана, о наносимых ей побоях говорит и Еремеевна, няня Митрофана, кроме того, между Простаковой и ее братом Скотининым происходит драка, которую приходится разнимать Милону.
Любящий Софью Милон храбр в сражениях, отлично управляет вверенными его попечению солдатами, образован и добр — именно он разнимал подравшихся брата и сестру. Софья много читает, например упомянута книга Фенелона о воспитании девиц, ее речь выдает ее образованность. Стародум любит племянницу, отказался от карьеры придворного, поскольку она противоречила его принципам, и поехал добывать богатство на север, где можно это сделать, не угнетая и не притесняя других людей. Правдин прислан защищать от произвола Простаковой принадлежащих ей крестьян, и в своих действиях он руководствуется соображениями гуманизма и общественного блага. В целом, положительные образы описаны менее красочно, даже несколько схематично, однако симпатии читателя всецело на их стороне, и благополучный конец произведения воспринимается с удовлетворением — Софья с Милоном, Митрофана забирают служить, Скотинина увещевают относится к людям по-человечески, и даже у Простаковой есть надежда, что все сложится благополучно, когда ее ограничат в возможности причинять зло зависимым от нее людям.
sprashivalka.com
Цыфиркин в комедии «Недоросль»: образ, характеристика, описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы
Цыфиркин и Кутейкин. Художник Н. Муратов |
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль»: описание героя в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль» Фонвизина: описание в цитатах
Имя персонажа в пьесе не указано, его отчество и фамилия — Пафнутьич Цыфиркин:
«…И Пафнутьич Цыфиркин…»Цыфиркин является учителем математики Митрофана. Занятия продолжаются уже 2 года, но не дают результатов:
«…Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит…»
«…Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет…»Учитель Цыфиркин — это отставной сержант, прослуживший в армии более 20 лет:
«…Я государю служил с лишком двадцать лет…»
«…Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин…» (Простакова о нем)Цыфиркин служил когда-то в подчинении у офицера Милона, еще одного героя пьесы:
«…Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?..»Как настоящий солдат, Цыфиркин является сильным, крепким мужчиной с «железными лапами»:
«…Один десятерых уберу!..» (Цыфиркин о своей силе)
«…Ой! ой! шелесны лапы!..» (у него «железные лапы»)Судя по всему, Цыфиркин — бедный человек:
Милон: Чем же ты питаешься?
Цыфиркин: Да кое-как, ваше благородие!..»Учитель Цыфиркин является добрым человеком:
«…Вот прямо добрый человек!..»
«…Вот тебе, друг мой, за добрую душу…»Цыфиркин — неглупый человек. Он понимает, что его подопечный Митрофан должен не только повторять старый материал (то есть повторять «зады»), но и учить что-то новое:
«…Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся…»Цыфиркин — честный, скромный, человек. Он никогда не берет того, чего не заслужил:
«…Сам, не заслужа, век не потребую…»
«…За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму…»
Будучи добрым человеком, Цыфиркин при этом является невежественным, плохим учителем. Он не способен преподавать математику ни Митрофану, ни кому-либо еще:
«…Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина…»
«…невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..»Цыфиркин немного разбирается в арифметике, но этого недостаточно, чтобы быть настоящим учителем:
«…Малу толику арихметике маракую*…» (*мараковать — разбираться, соображать)Чтобы прокормить себя, Цыфиркин также работает в городе, где помогает неграмотным чиновникам вести их счета:
«… так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь…»Учитель Цыфиркин — трудолюбивый человек. Он не любит праздно жить:
«…праздно жить не люблю…»Цыфиркин — нерасчетливый, некорыстный человек. В этом он не похож на Кутейкина, другого учителя Митрофана:
«…ты не походишь на Кутейкина…»Цыфиркин не любит своего ученика Митрофана за его лень и глупость:
«…Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…»При этом Цыфиркин терпит унижения и оскорбления от Митрофана:
«…Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать…»В конце концов Цыфиркин отказывается брать деньги за уроки с Митрофаном, потому что понимает, что его занятия были бесполезны:
«…Не возьму ничего. Он ничего не перенял…»
«…кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…»
Критика о об образе Цыфиркина в комедии «Недоросль»
«Состав учителей … таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. Глубоко невежественный и недобросовестный Вральман, добросовестный, но малосведущий Цыфиркин, малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки. <…> было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился.»
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)Это был цитатный образ и характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера и биографии героя в цитатах.
Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»
www.literaturus.ru