Характеристика катерины из пьесы островского – Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского – сочинение по теме

Характеристика Катерины («Гроза», Островский)

Среди всех видов работ с текстом пьесы «Гроза» (Островский) сочинение вызывает особые затруднения. Вероятно, это происходит потому, что школьники не до конца понимают особенности характера Катерины, своеобразие времени, в котором она жила.

Попробуем вместе разобраться в вопросе и, опираясь на текст, интерпритировать образ так, как его хотел показать автор.

А.Н Островский. «Гроза». Характеристика Катерины

Самое начало девятнадцатого века. Первое знакомство с Катериной помогает понять, в какой сложной обстановке она живет. Безвольный, боящийся матери муж, самодурка Кабаниха, любящая унижать людей, душат и угнетают Катерину. Она чувствует свое одиночество, свою беззащитность, но с великой любовью вспоминает о родительском доме.

Характеристика Катерины («Гроза») начинается картиной городских нравов, а продолжается ее воспоминаниями о доме, где она была любима и свободна, где чувствовала себя птицей. Но так ли все было хорошо? Ведь ее отдали замуж по решению семьи, и родители не могли не знать, насколько безволен ее муж, насколько жестока свекровь.

Однако девушка даже в душной атмосфере домостроя сумела сохранить способность любить. Он влюбляется в племянника купца Дикого. Но характер Катерины столь силен, а сама она столь чиста, что девушка даже подумать боится об измене мужу.

Характеристика Катерины («Гроза») ярким пятном выделяется на фоне других героев. Слабый, безвольный, довольный тем, что вырвется из-под материнского контроля Тихон, лживая по воле обстоятельств Варвара — каждый из них по-своему борется с невыносимыми и бесчеловечными нравами.

И только Катерина борется.

Сначала с собой. Она и слышать сначала не хочет о свидании с Борисом. Пытаясь «соблюсти себя», умоляет Тихона взять ее с собой. Потом она восстает против бесчеловечного общества.

Характеристика Катерины («Гроза») построена на том, что девушка противопоставляется всем персонажам. Она не бегает тайком на гулянки, как это делает хитрая Варвара, не боится Кабанихи, как это делает ее сын.

Сила характера Катерины не в том, что она влюбилась, а в том, что она посмела сделать это. И в том, что, не сумев сохранить свою чистоту перед Богом, она посмела принять гибель вопреки человеческим и Божественным законам.

Характеристика Катерины («Гроза») создавалась Островским не описанием черт ее натуры, а поступками, которые совершала девушка. Чистая и честная, но беспредельно одинокая и бесконечно любящая Бориса, она хотела всему Калиновскому обществу признаться в своей любви. Он знала, что ее может ждать, но не боялась ни людской молвы, ни издевательств, которые обязательно бы последовали за ее признанием.

Но трагедия героини в том, что больше ни у кого не оказывается такого сильного характера. Борис бросает ее, предпочтя эфемерное наследство. Варвара не понимает, зачем она призналась: гуляла бы себе потихоньку. Муж может только рыдать над трупом, приговаривая «счастливая ты, Катя».

Образ Катерины, созданный Островским — отличный пример пробуждающейся личности, которая старается вырваться из липких сетей патриархального уклада жизни.

fb.ru

описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой

Екатерина в драме «Гроза»
Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»
Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная
идея произведения — конфликт этой девушки с «темным царством»,
царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не
чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине

снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но
искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис —
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за

ecoprog.ru

характеристика героини романа А. Островского

По одной из версий, А. Островский писал «Грозу» в то время, когда был влюблен в одну из актрис Малого театра. Звали ее Любовь Косицкая, ей посвятил писатель свое произведение. Однако чувство его оказалось безответным, и девушка отдала свое сердце другому человеку, из-за которого она стала нищей и скоропостижно скончалась. Актриса, которая исполнила роль Катерины, практически играла саму себя, предопределяя на сцене свою реальную судьбу. Для нее Катерина — характеристика ее собственного внутреннего мира, собственных страданий и переживаний. Постановка понравилась не только широкой публике, но и самому императору.

Катерина: характеристика общества XIX века

В «Грозе» Островский показывает всю драматичность, весь трагизм женской жизни в России. В 19 веке женская половина населения была ограничена в правах, все юные девушки, выходя замуж, должны были беспрекословно подчиняться мужчине и следовать правилам семейной жизни. Большая часть браков заключалась по расчету, поэтому супруги были лишены любви и взаимопонимания, но не смели даже подумать о разводах. Из-за высокого положения в обществе и материального благополучия родители могли выдать свою дочь даже за пожилого человека. Так сложилась и судьба Катерины, которая стала женой зажиточного купца Тихона Кабанова. Сравнительная характеристика Катерины с другими персонажами русской классической литературы дает читателю понять исключительность и неповторимость этой героини. При прочтении «Грозы» необходимо обращать внимание на особенности исторического периода и перестройку сложившихся многовековых укладов в обществе. На этом фоне стойкость характера Катерины поражает еще больше и вызывает истинное уважение.

Детство и юность

На личность девушки повлияло в значительной степени ее детство. Юные годы ее были счастливыми и беззаботными: она радовалась жизни, была вольна в своих поступках, наслаждалась свободой и нежилась в тепле и заботе близких людей. Катерина, характеристика которой с первых страниц романа кажется читателю едва ли не идеальной, с ранних лет посещала церковь, была очень нравственной и набожной, соблюдала божьи заветы, во время служб она словно уходила в «иной мир», лицо ее становилось одухотворенным и возвышенным. Неистовая вера во многом и стала предпосылкой для личностной катастрофы Катерины, ведь именно в церкви она встретила своего возлюбленного Бориса. В родительском доме девушка научилась быть честной, открытой, научилась испытывать любовь, выросла доброй и ласковой.

Замужняя жизнь Катерины и тирания Кабанихи

В семье Кабанихи, где царила атмосфера деспотии и агрессии, кроткий нрав Катерины претерпел многочисленные изменения. Будучи подверженной нападкам и оскорблениям от свекрови, которая ввела в доме «режим диктатуры», Катерина чувствовала свою зависимость от родственников, но была абсолютно обделена поддержкой мужа, ощущала себя угнетенной и несчастной. Но от природы полная света, добра и жизнерадостности, Катерина не могла терпеливо существовать в этом хаосе, в этом мире, переполненном злом и жестокостью. Она стала открыто противостоять деспотизму Кабанихи.

Катерина: характеристика героини в кульминации пьесы

Девушка совершила сильный поступок, полюбив другого человека, когда Тихон был в отъезде. Сама она воспринимает это как страшное преступление, корит себя и мучается, религиозные каноны и совесть не позволяют девушке относиться к измене легко и бесстрастно. Осознание греха вынудило Катерину совершить публичное покаяние и признаться в своем поступке. Кульминация пьесы ознаменовалась грозой в природе и в обществе, которое осудило девушку единодушно и безжалостно. Сама героиня воспринимает катаклизм как Божью кару, бежит за поддержкой и защитой к мужу и возлюбленному. Но Тихон испугался злобной и беспощадной натуры матери, Борис же оказался слишком слабым, чтобы спасти несчастную от позора. Разочаровавшись в своих близких, Катерина от отчаяния решается на единственно приемлемый для нее выход -самоубийство. Убив себя, девушка становится свободной от гнета свекрови, при этом дух ее остается свободным и непокорным.

Роль Катерины в русской литературе

Образ Катерины, равно как и ее смерть, является «лучом света в темном царстве», она разрушает царство Кабанихи. Все члены семьи Кабановой восстают против нее. Катерина — это настоящий протест против традиционных укладов русского общества, которое стоит на грани краха и разрушения.

fb.ru

Описание характера Катерина из пьесы «Гроза» Островского — реферат

КАТЕРИНА — героиня  драмы А.Н.Островского «Гроза» (1859). Пьеса Островского имеет все  основания именоваться «русской трагедией». Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве «рока» выступают «роковая» страсть героини, ведущая к «погибели», образ «грозы», пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф «о трагической вине, заложенной в красоте» (П.А.Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и комментаторы важнейших событий, как бы образуют хор. Протагонисткой трагедии является К. В ней более всего выражено начало драмы с ее предчувствием беды и неотвратимости возмездия, с ее сознанием трагической вины («греха»).

В литературе о  «Грозе» сложились три толкования образа К. Первое, «добролюбовское», рассматривает К. как вольнолюбивую натуру, страдающую под гнетом «темного царства» и ценой жизни бросающую вызов его косности и жестокости. В толковании, предложенном А.А.Григорьевым, «темное царство» рассматривается как категория душевной жизни, подверженной борьбе страстей. Образ К. рассматривается как «органическое» выражение народной души. «Символическая» версия под «темным царством» понимает власть демонических сил, видя в К. вестницу иного, идеального мира, скорбно отрешенную от жизни. При любом истолковании остается несомненной в образе К. ее народность.

Тайна К. открылась  в пьесе единственному человеку, Борису, увидевшему ее в церкви и  пораженному тем, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». В этом внутреннем свете души К. — ее «неотмирность», ее целостное «средневековое» мироощущение: жизнь пред Богом, в ощущении Его близости. Этим живым переживанием наполнен рассказ о детстве К. («Отчего люди не летают») и страх грозы, налетевшей как раз в тот момент, когда она признавалась Варваре в своих греховных помыслах.

К. отнюдь не экзальтированная, мистически настроенная натура. Она  земная страстная женщина, неожиданно для себя охваченная чувством любви. Замужняя женщина, К. полюбила всем своим  существом, и всем своим существом  она сознает греховность своего чувства. Борьба К. с собой определяет перипетии пьесы. Она ищет спасения в молитве и «не отмолится  никак». Она стремится подавить в  себе «незаконную» тягу к Борису, хочет  «мужа любить» — и не может. Она ищет в муже поддержки —  и не находит. В сцене отъезда Тихона она пытается «заклясть» судьбу («Умереть мне без покаяния, если я…»), но Тихон останавливает ее («Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»). Последующий монолог К. раскрывает ее внутреннюю борьбу с соблазном и победу страсти: «Мне хоть умереть, да увидеть его».

Сцена свидания с  Борисом наполнена атмосферой греховной  и сладкой любви. Здесь во всей полноте проявляется отважная, решительная  натура К., отбросившей все сомнения и смело идущей навстречу самому страшному — небесному 

наказанию. «Геенна огненная», о которой  вещала сумасшедшая барыня, такая  же реальность для К., как и гроза  — вестник гнева Божия. Понятно, что перед этой абсолютностью  «небесного» меркнут все условности «мирского»: «Коли я для тебя греха  не побоялась, побоюсь ли я людского суда».

Прилюдное признание в содеянном — во время грозы, перед фреской с изображением страшного суда — доказывает правоту и прямоту слов К. Она призналась, но, как показывают события пьесы, не покаялась в содеянном. К. не может осудить свой грех, не может отречься от своей любви. «Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил»,— говорит она в монологе, полном предсмертной тоски. Благодатное, полное счастье переживание красоты Божьего мира — в начале трагедии и «Свет Божий не мил» — в финале — такова эволюция К. в пьесе. Трагическая коллизия между неодолимыми требованиями жизни, натуры и максимализмом христианского народного миропонимания приводит героиню к потере благодати, к утрате желания жить.

Расставаясь навсегда с Борисом, она просит его не пропустить по дороге ни одного нищего, каждому  подать, «чтоб молились за мою грешную  душу». Мысль о смерти овладевает К. и перебивается другой — мыслью о неиску-пимости греха самоубийства: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» Смерть К. вызвана категорической невозможностью примирить «земное» и «небесное», крушением ее целостного, глубоко народного, религиозного в основе миросозерцания.

Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров.  
    В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в мрак темного царства?” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя — обличение и психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза” — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники.  

    Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подробно анализируя это произведение, пишет, что Катерина — “луч света в темном царстве”. Почему же именно она? Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с протестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно, можно сказать обратное. Это мечтательница девушка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоянным ощущением счастья, радости, и маменька в ней души не чаяла. Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь.  
    Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей “темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина, от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге.  
    В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего люди не летают?”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство.  
    Но героиня изо всех сил сражается против “темного царства”, и именно эта ее неспособность до конца смириться с кабановским гнетом обостряет уже давно назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”  
    Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса. Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и приземленным, осторожным увлечением Бориса.  
    Но даже в такой трудной ситуации девушка пытается быть верной себе, своим жизненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву верности, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с Борисом Катерина колеблется. “Зачем ты пришел, погубитель мой?” — говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась.  
    Катерина не могла жить с грехом, в четвертом акте пьесы мы видим ее покаяние. И выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в содеянном, тем более, что Катерина всю жизнь боялась умереть “со своими грехами” — не покаявшись. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой идти, что в могилу, даже “в могиле лучше”. Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество нужно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся “жить… да мучиться” Тихон. Своим поступком Катерина доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”.  
    Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных условий жизни. Катерина, которая своей искренностью, цельностью и безоглядностью чувств враждебна этому миру, подтачивает “темное царство”. Слабая женщина смогла выступить против него и одержала победу.  
    Героиня Островского — поистине луч света в “темном царстве”. В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты — вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить  вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить  в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной  литературе мира мы не встретим таких  прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также  своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение  внутреннего мира и сложных переживаний  женской души. Начиная с XII века, через  всю нашу литературу проходит образ  русской женщины-героини, с большим  сердцем, пламенной душой и готовностью  на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского «Гроза», в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.  
    Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться.  
    Катерина — самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.  
    Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не страх перед гиеной огненной побудили героиню сказать правду.  
    «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» — так начала она свое признание. Для её честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить, лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души.  
    Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам, и в тоже время сопоставлен с ними.  
    Главным внешним конфликтом пьесы является противостояние Катерины и Кабанихи.  
    Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого уклада жизни. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел, перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.  
    Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.  
    У Катерины и Кабанихи различное отношение к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.  
    Характер Катерины также противопоставлен характерам Тихона и Бориса, безвольных людей смирившихся с властью самодуров. Так, муж Катерины Тихон Кабанов во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Борис мало чем отличается от Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.  
    Образ Катерины противопоставлен Варваре и Кудряшу, молодому поколению города Калинова, которые научились жить в «темном царстве».  
    Варвара — наперсница и постоянная спутница Катерины. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать. Приспосабливаясь к нравам города Калинова, Варвара выучила все его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Ложь для нее — норма жизни: «У нас весь дом на этом держится», без обмана нельзя. Не видя ничего плохого в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина не может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.  
    А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем Калинова. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми. Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают «темное царство», но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же «темном царстве», но уже хозяевами в нем.  
    Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Кулигин дает яркую и верную характеристику «темному царству»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…»  
    Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился с ними.  
    Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность главной героини. И это выразилось в создании образа, в речи Катерины. Также внутренний мир героини выражается в ее монологах, в них мы видим ее переживания, мотивы поступков. Первый монолог — вдохновенное воспоминание о детстве. И характер воспоминаний, и манера говорить свидетельствуют об одухотворенности Катерины. Второй монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. Ей пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем по приказу матери. Из монолога мы узнаем, о чем думает она, оставшись одна. Монолог покоряет нас отсутствием какого-либо надрыва. Сцена эта словно затишье перед грозой. Последний монолог Катерины словно подводит черту. Он погружает нас во внутренний мир потрясенной женщины. Возвращение домой означает духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти она мечтает обрести подлинное спокойствие. Весь последний монолог звучит как грустная, проникновенно — лирическая песня. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А последние слова героини еще сильнее заставляют ощутить трагическое несоответствие живой души с законами мрачного патриархально-деспотического уклада.  
    Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело”.

 

Катерина — русский  сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. Это — поступок человека с характером сильным, не терпящим ограничений.  
    Мы видим, что Катерина росла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым^она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Катерина была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.  
    После замужества жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана и насилия. Дело даже не в том, что Катерина, вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится совсем одинокой.  
    Любовь к Борису — чувство, возникшее, по-моему, по причине глубокой человеческой неудовлетворенности. Катерине недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему дальше нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Символом неотвратимой небесной кары для героини становится гроза. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и вполне естественный для ее религиозного сознания выход — покаяние. Она признается во всем мужу и свекрови. Но покаянию должно сопутствовать смирение, а его-то и нет в свободолюбивой героине. Самоубийство — страшный грех, но именно на него решается Катерина, будучи не в силах существовать в мире, где люди не летают, как птицы.


freepapers.ru

Островский а. н. — катерина —

В пьесе «Гроза» А.Н.Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко

выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве» Диких и Кабановых.

Катерина- натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании: «Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?… Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…». Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле». Ласки матери, которая в ней «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату -вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. «…В солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь

в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и

сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре. Катерина

обладает пылкой и страстной душой, «Такая уж я зародилась горячая! — говор ила она, -я

еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело

было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..,». Катерина способна не только на смелые

поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — Признается она. — Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу

здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает в обстановку «темного царства». Естественно, что конфликт между «темным

царством» и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и не любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими, ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего»греха». Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против «темного царства».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова,»дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятии о нравственности,

протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над

бездной, в которую бросилась бедная женщина.
Пьесу “Гроза” написал Александр Николаевич Островский в 1859 году. Появлению пьесы предшествовала экспедиция 1856 года по Волге и воспоминания от поездки в 1848 году.

Главная героиня в пьесе “Гроза” — Катерина. Действие происходит в городе Калинове, на

берегу Волги, летом. В купеческом Калинове виден мир, порывающий с нравственными

традициями народной жизни. Лишь Катерине дано удержать всю полноту жизнеспособности и сохранить чувство ответственности перед лицом тех испытаний, которым она подверглась после замужества. Каба-ниха — свекровь Катерины — невзлюбила ее и все время хочет ей навредить. Катерина и Кабаниха — два противоположных характера. Катерина очень религиозна. Радость жизни она переживает в храме. По правилам на молитве церковной надо с большим вниманием слушать божественное пение, а очи устремить вниз. Катерина же устремляет свои очи к

иконам. Когда она заходит в храм, то чувствует: “Точно, бывало, я в рай войду и

не вижу

никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”. Она не привыкла к рабству, на которое ее обрекло замужество с Тихоном.

В доме Кабановых она совсем завяла. Катя привыкла радоваться каждому дню, всему, что

ее окружает. Многое про свою жизнь она рассказывала Варваре: “Такая ли я была! Я

жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,

наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю”. В

трудные минуты своей жизни Катя думала:

“Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка”.

Катерина полюбила Бориса. Когда Тихон собирался уезжать, то она умоляла взять ее с собой, потому что боялась греха, который она могла совершить в его отсутствие: “Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!” Катерина призналась Варваре, что давно уже влюблена в Бориса, Варвара замечает:

“Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще”. На что Катерина отвечает: “И никогда не уходится… Такая уж

я зародилась горячая”. И рассказывает Варваре (когда она была маленькая и как она

уплыла на лодке): “Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку да и

отпихнула ее от берега”. Варваре стало жалко Катю: нелегкая у нее судьба, и она

решила ей помочь, устроив свидание Катерине с Борисом. С этого и началась Катерина — “луч света в темном царстве”. Она любила Бориса и ради любви была готова на все, не боясь осуждения:

“Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”

После возвращения Тихона Катерина признается ему в грехе. Покаяние не приносит облегчения: новые страдания и унижения приводят к решению о самоубийстве. Свободолюбивая, полная стремления к счастливой жизни Катерина протестует, бросается в Волгу. Ее смерть — попытка расшевелить жизнь “темного царства”. Если самые слабые не смогут жить в обстановке пошлости, жестокости, ханжества — движение есть, и жизнь

обязательно изменится к лучшему.
А.Н. Островский, великий русский драматург, является “Колумбом Замоскворечья”. Он

впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества,

показал бесправность женщин в этой среде.

Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться

мужу. Женщина должна была забыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н.А. Добролюбов писал, что “самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых”. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский показывал во

многих своих пьесах. Так возникает тема “горячего сердца” — положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах “Бесприданница”и “Гроза”.

Добролюбов считает Катерину “решительным, цельным русским характером”. Это натура

ге

mirznanii.com

Нужна характеристика Катерины из пьесы Островского «Гроза»

Эпиграфом «Грозы» служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. В песне предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет? «), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? «). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было.. . летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка». В сознании Катерины оживают древние мифы славянской культуры. Надо чувствовать свежесть внутреннего мира Катерины. В ней торжествует народное начало, нравственная народная крестьянская культура. «Какая я была резвая! — обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: — Я у вас завяла совсем». Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире Диких и Кабановых. Измена Катерины — это несомненно преступление, и Катерина понимает всю тяжесть своего поступка, но она не может жить без нормальной, естественной любви, которую она нашла в Борисе. И как оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж все равно, уж душу я свою я ведь погубила».Источник покаяния героини в чуткой ее совестливости. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. Катерина очень религиозная женщина. Она слишком тяжело выносит духовные муки в этом ужасном обществе: насмешки и издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви Бориса. Катерина надеется, что. Бог простит ей ее грехи из-за мучений в этом обществе. Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: «…И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет не пойду.. . Придешь к ним — они ходят, говорят, — а на что мне это?… » Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо, так хорошо.. . А об жизни и думать не хочется.. . Опять жить? Нет, нет не надо.. . нехорошо… «. Но когдаКатерина бросается в Волгу, она проявляет себя как мужественная женщина. Ведь только мужественный человек может решиться на такой страшный шаг. Своей смертью Катерина показывает всем обитателям «Темного царства», что она не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обменять свою живую душу на жалкое прозябанье. Катерина протестует против кабановских понятий о нравственности. В этом и состоит глубокая трагедия Катерины, Но Кабанов только в самом финале этой страшной трагедии ощущает в себе что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы… » Уход Катерины русским народом воспринимается, как гибель чего-то светлого и прекрасного. «А точно, ребяты, как живая!… » -говорит мужик, глядя на мертвую Катерину.

touch.otvet.mail.ru

Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» А. Н. Островского

Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» настолько неоднозначна, что до сих пор вызывает противоречивые мнения и споры критиков. Одни называют ее «светлым лучиком в темном царстве», «решительной натурой». Другие, наоборот, упрекают героиню за проявленную слабость, неумение постоять за собственное счастье. Кем на самом деле является Катерина, однозначно ответить сложно, да и невозможно. У каждого есть свои достоинства и недостатки, были они и у главной героини.

Стремление создать счастливую семью

О противостоянии света и тьмы, добра и зла, нового и старого рассказывает пьеса Островского «Гроза». Характеристика Катерины позволяет читателю понять, насколько девушке, воспитанной в любящей семье, где всегда царило тепло и взаимопонимание, тяжело находиться в доме, где все живут в страхе. Главная героиня всей душой желала полюбить своего мужа, создать счастливую семью, родить детей и прожить долгую жизнь, но, к сожалению, все ее надежды пошли прахом.

Свекровь Катерины держала в страхе весь город, что уж там говорить о родных, которые боялись шаг ступить без ее ведома. Кабаниха постоянно унижала и оскорбляла невестку, настраивала против нее своего сына. Тихон хорошо относился к жене, но не мог ее защитить от произвола своей матери, которой он безоговорочно подчинялся. Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» показывает, насколько ей претит выполнять на людях определенные «ритуалы», бессмысленные и уже не актуальные.

Поиск счастья

Совершенно ясно, что долго жить в такой обстановке, которую создала Кабаниха, главная героиня не могла, поэтому трагичный финал был очевиден изначально. Описание Катерины в пьесе «Гроза» создает образ чистой и светлой девушки, очень доброй и трепетно относящейся к религии. Она не может выносить гнет, и когда ее муж уезжает в поездку, решается найти счастье на стороне. Катерина заводит роман с Борисом Григорьевичем, но идя к нему на свидание уже понимает, что жить ей осталось недолго.

Время, проведенное с любовником, является самым лучшим в жизни героини, она как будто попадает на праздник. Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» показывает, что Борис Григорьевич становится для женщины мечтой и отдушиной, о которой она все время грезила. Героиня понимала, что за измену ее никогда не простят, а свекровь так вообще со свету сживет, да и сама она не может жить с таким тяжким грехом.

Признание

Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» позволяет понять, что героиня не может жить во лжи, постоянно обманывать окружающих. Женщина признается в измене мужу и свекрови «перед всем честным народом». Такого позора Кабаниха стерпеть не могла. Если бы Катерина не погибла, то ей бы пришлось жить под вечным арестом, свекровь бы ей вздохнуть свободно не дала.

Надеяться на то, что Борис спасет свою возлюбленную и увезет из города, не стоило. Этот человек выбрал деньги, тем самым бросив Катерину на погибель. Самоубийство не оправдывает женщину, но этот шаг был сделан от безысходности. Героиня – светлая натура, она не смогла прижиться в царстве тьмы.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *