Характеристика фамусова с цитатами в комедии горе от ума – Характеристика Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова (с цитатами)

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусов: цитатная характеристика

В сатирической комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» гости, собранные в доме барина Павла Афанасьевича Фамусова, совершенно не случайно оказались героями с нарицательными характеристиками. Раскрывая тему «Фамусов: цитатная характеристика» и разбирая образ хозяина дома Фамусова, стоит отметить, что практические каждое произнесенное его слово выступает в защиту «века страха и покорности». Он любитель поучать молодежь и хочет, чтобы она брала пример со старшего поколения, которое всегда отдавало предпочтение лести и низкопоклонству. Эти качества, по его словам, всегда помогали продвинуться по карьерной лестнице, а значит, и разбогатеть, а большего и желать не надо было.

Дядя Фамусова

Всегда с большим удовольствием вспоминает своего покойного дядю Максима Петровича Фамусов, цитатная характеристика которого звучит примерно так: «Едал не то на золоте, не то на серебре, но если надо было подслужиться, то сгибался вперегиб». Для Фамусова он образец для подражания, ведь в свое время дядя был богатым вельможей, жившим во времена правления Екатерины Великой. Фамусов восторженно рассказывает о том, как Максим Петрович случившийся с ним конфуз на приеме во дворце у императрицы использовал себе во благо, разыграв смешного шута, чем обрел благосклонное внимание Екатерины. После чего стал самым почитаемым и уважаемым при дворе вельможей.

Для Фамусова тот высокий государственный чин, который он занимал, не был чем-то важным, он даже не старался вникнуть в суть дела, подписывал бумаги, не читая, как сам он говорил: «Подписано, так с плеч долой». Дочка Софья отмечает, что отец «брюзглив, неугомонен, скор…».

Дядя Грибоедова

Если изучать глубже тему «Цитатная характеристика: «Горе от ума», Фамусов», то прототипом героя Фамусова для писателя Грибоедова послужил его собственный дядя — Алексей Федорович. В своем отрывке «Характер моего дяди» автор отмечает, что характер дяди буквально господствовал лет 20 тому назад. Эту давность Грибоедов называет временами пороков и любезности, считая, что снаружи в нравах было рыцарство, а в сердцах — полная пустота чувств.

Но тут сходство дяди с Фамусовым выявлено лишь в нескольких чертах – бытовых и психологических. В образе Фамусова много всякого типичного, он отождествляет собой большое количество представителей аристократической московской знати. В то время было много дуэлей, при этом многие имели какую-нибудь страсть, например, обмануть мужчину в карты, женщину в любви, а подчиненные зачастую строили своим начальникам подлости, давая обещания и не исполняя их.

Автор дальше объясняет, что если говорить по-простому, то всякий был бесчестный в душе и лживый на языке. И добавляет: «Кажется, нынче этого нет, а возможно, и есть». Но дядю своего он причисляет именно к той эпохе. Он говорит о нем, что дядя мог драться как лев с турками под командованием Суворова, а потом в передних дворцов Петербурга пресмыкался перед случайными людьми, а в отставке и вовсе жил сплетнями.

Фамусов — типичный представитель своего общества

Но, как было сказано раньше, к службе Фамусов не горит, а больше боится скопления бумаг. Развивая дальше тему «Фамусов: цитатная характеристика», надо отметить, что жизнь этого государственного чиновника заполнена не чем иным, как посещением разных приемов, званых обедов и ужинов, крестин и именин. Да и на службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы помочь им подняться по карьерной лестнице и не столь важно, специалист он в этой области или нет, главное, чтобы потом «порадеть родному человечку» и вовремя представить его к ордену.

Фамусов: цитатная характеристика

Фамусов оценивает людей по их чинам и богатству, а для Софьи он ищет подходящего человека, говоря ей: «Кто беден, тот тебе не пара». По его мнению, жених тот, у кого хоть пару тысяч душ наберется. А служанка Лиза подмечает, что ее отец желал бы зятя с чинами и звездами.

В споре с Чацким Фамусов делает свои выводы, заключающиеся в том, что «ученость – вот чума». Он говорит: «Забрать бы книги бы да сжечь». Личные качества и просвещенность человека не интересуют Фамусова, ему важна знатность и материальное положение, в то время как его оппонент Чацкий резко критикует устаревшие консервативные взгляды московского общества, которые рано или поздно заведут в тупик.

fb.ru

мне нужна характеристика Фамусова из рассказа «Горе от ума»

Прототипом Фамусова (от лат. : fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича. Сам поэт в отрывке «Характер моего дяди» так изображает его: «Вот характер, который почти исчез в наше время, но двадцать лет тому назад был господствующим, характер моего дяди. Историку предоставляю объяснить, почему в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэллировались, но всякий пылал непреодолимою страстью обманывать женщин в любви, мужчин в карты или иначе; по службе начальник уловлял подчиненного в разные подлости обещаниями, которых не мог исполнить, покровительством, не основанном ни на какой истине; но за то как и платили их светлостям мелкие чиновники, верные рабы — спутники до первого затмения! Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: «я, брат! «». Нельзя не признать, что самый тон этой характеристики близко напоминает монологи Чацкого, обращенные к Фамусову. «Образец нравоучений» дяди поэта «я, брат! » воспроизводится в словах Фамусова: «Мы, например… » (д. II, 65). А. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон» . Сохранился рассказ С. Н. Бегичева, что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю, о котором К. Н. Батюшков писал Н. И. Гнедичу в феврале 447 1810 г. : «Сегодня ужасный маскарад у г-на Грибоедова, вся Москва будет» . Но, разумеется, сходство не идет далее нескольких черт — психологических и бытовых. В Фамусове столько типичного, что в нем узнавались черты многих московских бар.
Самым ярким представителем старой барской Москвы является Павел Афанасьевич Фамусов, который занимает высокий пост. На то, что это “человек известный”, указывает фамилия. Фамусов управляющий в казенном доме, но к службе относится формально. Служит же он для того, чтобы “чины добыть”, ордена и иные блага. Фамусов с благоговением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который, по его мнению, является образцом для подражания. Вельможа при дворе Екатерины, Максим Петрович был человеком гордым и надменным, но, “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Фамусов восторгается тем, как покойный дядя сумел использовать себе во благо даже конфуз, случившийся с ним при дворе, на приеме у императрицы. Разыграв шута, он приобрел благосклонность Екатерины и стал самым уважаемым человеком при дворе. И Фамусов поучает молодежь: “Учились бы, на старших глядя”. Сам же Фамусов, достигнув “степеней известных”, службой практически не занимается, он только подписывает бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их. Больше всего он боится скопления бумаг, поэтому и заявляет:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай тот такой:
Подписано, так с плеч долой.

Неделя этого государственного чиновника заполнена посещениями приемов, обедов, ужинов, именин и крестин. На службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы “порадеть родному человечку” и помочь ему сделать карьеру.

При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.

Фамусов ценит в людях чины и богатство, поэтому он ищет для своей дочери соответствующую пару. “Кто беден, тот тебе не пара”, — внушает он Софье, разъясняя ей, какой человек может быть принят в семью:

Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.

otvet.mail.ru

речевая характеристика фамусова в коммедии Горе от ума

Речь Фамусова напоминает речь старомосковского дворянства,
с её народной, разговор­ной манерой, красочную,
образную и меткую.
Павел Афа­насьевич склонен к философствованию, дидактизму,
остро­умным замечаниям, к краткости формулировок и лаконич­ности.
Речевая манера его необыкновенно подвижная,
живая, эмоциональная, что указывает на интеллект героя,
его темперамент, проницательность, определенный арти­стизм.

Фамусов реагирует на ситуацию мгновенно, он высказы­вает
свое «сиюминутное мнение», а затем начинает рассуж­дать
на данную тему более «абстрактно», рассматривая ситуа­цию
в контексте своего жизненного опыта, знаний о челове­ческой
природе, о светской жизни.
Мысль Фамусова склонна к синтезу, к философским обобщениям,
к иронии.

По приезде Чацкий спрашивает, отчего Павел Афанасье­вич невесел, —
Фамусов тут же находит меткий ответ:

Ах! батюшка, нашел загадку,
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне в присядку!

Он выступает в самых различных ипоста­сях —
заботливого отца, важного барина, старого волокиты и т. д.
Поэтому интонации Павла Афанасьевича — самые раз­нообразные,
он прекрасно чувствует своего собеседника .
С Молчалиным и Лизой, слугами Фамусов разговаривает
по-свойски, не церемонясь.
С дочерью он вы­держивает строго-добродушный тон,
в речи его появляются дидактические интонации,
однако чувствуется и любовь.

Тот же самый дидактизм, родительские интонации появляются
и в диалогах Павла Афанасьевича с Чацким.
За этими нравоучениями, как ни парадоксально, стоит особое,
отеческое отношение к Чацкому, который вырос вместе
с Софьей на глазах Фамусова.

Замечателен по своей образности и темпераментности
мо­нолог Павла Афанасьевича о Москве, его возмущение
по по­воду засилья всего иностранного в воспитании
московских ба­рышень:

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему,
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.

Множество высказываний Фамусова стали афоризмами:
«Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»,
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина»,
«Подписано, так с плеч долой».

otvet.mail.ru

Образ Павла Афанасьевича Фамусова (по комедии «Горе от ума» Грибоедова А.С,)

Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» — князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.

Фамусов — вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов — сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину — секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («…и будь не я, коптел бы ты в Твери…»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано,  так с плеч долой.

На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:

Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Самое  важное для  Фамусова-чиновни­ка — это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович — подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».

Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.

Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье  —   вот чума,   ученость  —  вот причина, Что  нынче  пуще,   чем  когда, Безумных развелось  людей,    и дел,    и мнений.

И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:

Нет!   Уж  коли зло   пресечь:

Забрать   все   книги   бы да   сжечь!

Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:

Мать   умерла:   умел   я   принанять

В   мадам   Розье   вторую   мать.

Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», — поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».

Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему — он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.

В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий

lit-helper.com

Психолого художественная характеристика Фамусова из комедии Грибоедова «Горе от ума»

В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего.
АС. Грибоедов

В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века.
Заглянем в дом “московского туза” Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте. Чем занят Фамусов? Каков круг его интересов? Каково его окружение? Каковы его идеалы?
При первом появлении на сцене Фамусов, почтенный отец взрослой дочери, заигрывает со служанкой Лизой, а потом читает мораль дочери. Он замечает всю ночь читавшей Софии, что “в чтеньи прок-то невелик”.
Фамусов высказывает неудовольствие по поводу дворянского воспитания девушек. Моды, шляпки, шпильки, книжные лавки — “губители карманов” отцов. Но сам он следует тому, что заведено в обществе, часто его слова и поступки не совпадают. Главное в человеке, по мнению Фамусова, — знатность и богатство.
“Кто беден, тот тебе не пара”, — говорит Фамусов дочери. “Подписано, так с плеч долой”, — говорит он об отношении к делу.
Кто же окружает Фамусова?
Секретарь Молчалин живет авторитетами фамусовского общества. Чинопочитание, трусость, изворотливость и услужливость — основные черты Молчалина. Вот как говорит о нем Чацкий:

А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

О своих жизненных устоях Молчалин рассказывает сам:

…Во-первых, угождать всем людям, без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить.. .

В случае с Молчаливым автор использует прием “говорящей фамилии”. Молчалин молчит, но до поры.
“Молчаливы блаженствуют на свете”, — говорит о нем Чацкий.
Полковник Скалозуб — “и золотой мешок, и метит в генералы”.
Глупость и глупость написаны у Скалозуба на лице.
Окружают “московского туза” родственники, “свояченицы детки” (один Молчалин чужой) . Все родные обязаны Фамусову местечком.
Окружающих Фамусова людей лучше всего можно разглядеть на балу.
Вечер. Но в доме Фамусова не спят. Огромный, ярко освещенный зал постепенно “принимает” гостей.
Первыми появляются Горичи — Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович. Жена хвастливо замечает, что муж ее мог бы стать комендантом Москвы. Но Платон Михайлович вышел в отставку и томится от безделья. Он находится под каблуком жены и только вздыхает о прежнем славном житье. Многочисленное семейство князя Тугоуховского (прибыло на бал, чтобы подыскать дочерям богатых женихов.
Антон Антонович Загорецкий — лгун, угодник. Он, видимо, не богат, потому и старается угодить дочери вельможи. Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова, невежественна, ворчлива, хочет удивить гостей крепостной девушкой.
На балу присутствует и Скалозуб, мечтающий об усилении власти военных, когда всех будут учить, как он говорит, “по-нашему: раз, два, а книги сохранят для больших оказий”.
Каких только типов нет в доме Фамусова! Сколько интриг, глупостей и сплетен исходило от женщин! София нехотя сочиняет сплетню о сумасшествии Чацкого. Эта сплетня обрастает, как снежный ком, нелепыми подробностями.
Все окружение Фамусова презирает все русское, говорят на нелепой смеси “французского с нижегородским”, одеваются вычурно, на иностранный манер. Отношения между людьми в окружении Фамусова держатся на страхе, подчинении вышестоящим. Недаром Чацкий замечает: “…и точно, начал свет глупеть”. Он осуждает “прошедшего житья подлейшие черты”: клевету, подлость, чинопочитание.
Восхищает талантливость и остроумие автора бессмертной комедии “Горе от ума”, многие фразы которой стали афоризмами. Произведение актуально и в наши дни. Ведь и сейчас, как и двести лет назад, большой властью пользуются люди, подобные Загорецкому, дяде Фамусова, и блаженствуют подобные Молчалину.

otvet.mail.ru

Цитатная характеристика Фамусова. Грибоедов, «Горе от ума»

Павел Афанасьевич Фамусов — один из ключевых и самых ярких персонажей комедии «Горе от ума». Если разбирать его фамилию, то она происходит от fama, что с латыни переводится как «общественное мнение, молва». Цитатная характеристика Фамусова говорит о нем как о человеке, у которого в приоритете чины и деньги. Все действия комедии происходят в доме Фамусова, и поэтому в сюжете дом имеет весьма большое значение.

Цитатная характеристика Фамусова

Все события развернутся очень рано на рассвете, когда день чуть забрезжит, а закончатся, когда погаснет последняя лампа. Именно с той самой минуты, когда бой старинных часов нарушит ранее сонное утро, старик Фамусов будет вовлечен поначалу в события комических розыгрышей, но постепенно все это перерастет в драму.

Образ хозяина дома имеет двойственный характер. В первой части произведения его ставят в нелепое положение интриги молодежи, которые он никак не может проследить и понять. Сначала Софья морочит голову ему какими-то возлюбленными, рожденными в бедности, а потом его пугает Чацкий своим вольнодумством — «карбонариями». А дальше от всего увиденного и услышанного он и сам начинает ждать чего-то вроде «разбоя и пожара», и поэтому изо всех сил будет стараться спасти свою дочь и гостей от Чацкого, которого называет «безумным вольтерьянцем».

Фамусов — яркий представитель старой и закоренелой московской знати. Цитатная характеристика Фамусова указывает на то, что он еще тот «крепкий орешек». Его убеждения и взгляды непоколебимы, так как представляют собой опыт предков и передавались из поколения в поколение. Он абсолютно не слушает чужих мыслей и доводов, и поэтому Грибоедов нарочно делает его глуховатым. В беседе с Чацким он часто выражается: «Не слушаю»; «Под суд! Под суд!». Его негативное отношение к Чацкому полностью противоположно обхождению со Скалозубом, в котором он показывает свою заинтересованность как в потенциальном женихе для Софьи. Отношение Фамусова к Скалозубу определяет его одинаковое отношение как к семейной жизни, так и к службе, потому как все в равной степени построено на выгоде. Чацкий о Скалозубе отзывается словами: «Имеет страсть к мундиру».

Конфликт

Фамусов о Чацком говорит, что он «враг исканий», не требующий «ни мест, ни повышенья в чине», занимающийся одной наукой. Цитатная характеристика Фамусова говорит о том, что он никогда не позволит «ввести в свое семейство» такого человека, для него он лицо антигосударственных взглядов, а это значит, что таких нужно опасаться, чтобы не накликать на себя беду. Для Фамусова такие вещи требуют искоренения, то есть человека, нарушающего общие устои, необходимо изолировать или посадить в рамки общепринятых оценок и мнений, таким образом не давая ему мыслить по-своему и тем более высказывать свое мнение приличной публике.

Для Фамусова самое страшное то, что Чацкий много размышляет, а еще у него есть привычка во всем иметь свое суждение, которое он свободно выражает. Фамусов говорит о нем: «Что говорит! И говорит, как пишет!» Помещик понимает, что умение так мыслить и говорить воспитывается посредством книг, и поэтому Фамусов выражается с негодованием об образовании: «Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».

Окончание пьесы

Фамусов вольномыслие Чацкого называет «чумой и заразной болезнью», он считает его поколение бездумным, от которого необходимо ограждать семью и государство. Ошибочно думая, что Софья крутит роман с Чацким, Фамусов решает огласить его сумасшедшим: «Оглашу во весь народ»; «Подам в сенат министрам, государю».

Именно в этом состоит вся цитатная характеристика Фамусова. «Горе от ума» показывает очень яркий и живописный образ с типичными аристократическими мыслями и привычками своего времени.

В заключение непременно стоит отметить, что этот образ сыгран на сцене многими знаменитыми актерами русской сцены, среди них даже сам К. С. Станиславский.

fb.ru

Грибоедовская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума»

Авторская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» выполнена Александром Сергеевичем Грибоедовым последовательно и всесторонне. Почему же столько внимания уделено ему? По простой причине: «Фамусовы» — основной бастион старого строя, препятствующий прогрессу. Они – тот барьер, из-за которого идеи Чацкого не могут стать реальной силой, придав обществу динамику.

Как служит Фамусов

Как известного и влиятельного московского аристократа, служащего на высокой государственной должности, изобразил его Грибоедов. Горе от ума Фамусову не грозит. Этот человек не проявляет такого же усердия по службе, как, скажем, боярин Андреев из карамзинской «Натальи, боярской дочки». Он не «сгорает дотла» на службе. Скорее – наоборот, государственным делам Павел Афанасьевич уделяет минимум времени.

Молчалин готовит ему на подпись бумаги, а Фамусов их, соответственно, заверяет. Для этого ему не нужно даже находиться на службе, в рабочем кабинете. Зачем? Молчалин принесет нужный документ «на дом». Поэтому мы говорим, что характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» обличительна. Ведь и в наши дни многие госслужащие самого высокого ранга, владеющие многомиллионными состояниями, занимаются «фамусовщиной». Подписанное далее уже не беспокоит бюрократа. За это уже отвечают подвластные ему «Молчалины». Как это удобно!

Не кажется ли вам, дорогие читатели, что Александр Сергеевич Грибоедов указывает нам на главную причину того, что в наше время «не работают» законы? Все просто! Ими занимались современные «Фамусовы» и «Молчалины».

Чему он служит

Можно ли назвать Фамусова бездельником? Пожалуй, что нет, характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», наоборот, показывает, что он деятелен и даже планирует наперед, что делать. К каким стремится идеалам?

Его идеалом является аристократ Екатерининской эпохи – Максим Петрович, изгибающийся перед начальством «вперегиб», зато перед низшими кастами выступающий всегда «цугом». Но самое главное, что нравилось ему в дяде, это то, что тот окружил себя роскошью. Возвыситься для того, чтобы, как дядя, даже «кушать на золоте», — к этому он стремится.

Деятельность Павла Афанасьевича Фамусова происходит по двум направлениям: кадровая политика (помните, «кадры решают все»?) и связи с другими властьимущими людьми, московскими аристократами. Фамусов пытается окружить себя на службе родственниками. Он охотно помогает таким «человечкам» занять «местечко». Таким образом вокруг образуется круговая порука, «рука руку моет».

Что такое «связи» с «нужными людьми» в его понимании? Это отнюдь не контакты с учеными, инженерами, общественными деятелями, способствующими прогрессу. Фамусов считает, что таким выскочкам следует перекрывать дорогу и совать палки в колеса («Все беды – от науки!»). Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» показывает его как убежденного противника развития общества.

Павел Афанасьевич стремится стать влиятельным среди единомышленников, путем широкого «неформального» общения с аристократами. Вот и не жалеет он своего времени для создания подобного сообщества, связывающего воедино деньги и власть. Терпеливо налаживает контакты с другими высокими чиновниками, аристократами при помощи визитов и подарков. Не жалеет своего времени на это Фамусов. Свои визиты планирует, даже привлекая к этому помощника – грамотного крепостного Петрушку.

Следует признать: его работа плодотворна. Поэтому так и единодушны фамусовские знакомые в противодействии Александру Чацкому, поэтому так сообща они объявляют его сумасшедшим.

Семейная жизнь

Вдовец Фамусов проживает в деревне, хотя числится на службе в Москве. Функции курьера и секретаря исполняет Молчалин. У себя в поместье он барин. Своих крепостных он ежедневно унижает и оскорбляет («чурбаны», «ослы», «фомки», «олухи»). Он любит читать морали окружающим, что, впрочем, не мешает ему приставать к крепостным женщинам.

Женихов для дочери Софьи он видит в пределах своей касты – помещиков, владеющих более двумя тысячами крепостных.

Вывод

Пожалуй, мы имеем основание сказать, что и в сегодняшнем дне злободневный представляет Фамусов образ. «Горе от ума» актуально и в наши дни, в которые «фамусовщина» названа по-другому, посовременней – коррупцией. Однако приходится признать, что нынешние последователи Павла Афанасьевича гораздо изощренней своего литературного прототипа, созданного два века назад.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *