Взятие поляками москвы: Польско-литовская оккупация Москвы | это… Что такое Польско-литовская оккупация Москвы?

Польско-литовская оккупация Москвы | это… Что такое Польско-литовская оккупация Москвы?

Польская карта Москвы (1612)

Во время русско-польской войны Смутного времени в продолжение двух лет (с осени 1610 по осень 1612) Московский Кремль был занят польско-литовским гарнизоном под командованием Александра Гонсевского, содействие которому оказывали русские коллаборационисты во главе с боярином Михаилом Салтыковым.

С марта 1611 года оккупированная поляками и литовцами Москва была осаждена казаками князя Дмитрия Трубецкого. Окончательно освобождена осенью 1612 года Вторым народным ополчением. Дата взятия Китай-города (4 ноября) отмечается в современной России как день народного единства.

Содержание

  • 1 Жолкевский в Москве
  • 2 Осада Москвы казаками
  • 3 Голод и людоедство
  • 4 Осень 1612 года
  • 5 Судьба пленных
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Жолкевский в Москве

Станислав Жолкевский

После того, как царские войска были разгромлены при Клушине и Семибоярщина согласилась возвести на русский престол королевича Владислава, для поддержания порядка в столице до прибытия нового главы государства в октябре-ноябре 1610 года в Москву без боя вошли польско-литовские войска Станислава Жолкевского.

С начала августа Жолкевский стоял лагерем на Хорошевских лугах и Ходынском поле. В город он вошёл под нажимом короля, хотя сам был против оккупации русской столицы[1].

В конце 1610 года в Москве и Новодевичьем монастыре дислоцировалось около 6000 бойцов хоругвей панцирных и гусарских, 800 пехотинцев иноземного строя, 400 гайдуков — всего четыре полка во главе с Александром Гонсевским, Мартином Казановским, Людовиком Вейером и Александром Зборовским. На каждого солдата приходилось по трое гражданских из числа приставших к ним по дороге на Москву «тушинцев», прислуги, женщин лёгкого поведения[1].

Жолкевский разместил войска по Москве таким образом, чтобы в случае нападения они могли прийти друг к другу на помощь либо ретироваться в Кремль. Значительная часть гарнизона разместилась к западу от кремлёвской стены у реки Неглинной. Для поддержания порядка был учреждён трибунал, в котором русскую сторону представляли Григорий Ромодановский и Иван Стрешнев, а польско-литовскую — Александр Корычиньский и поручик Малыньский

[1].

Когда в ноябре Жолкевский поехал в Смоленск на совещание с Сигизмундом III, он забрал с собой свои полки. Несколько подразделений были оставлены в Новодевичьем монастыре, чтобы контролировать дороги на Можайск и Волоколамск. Остальных гетман разместил ближе к осаждённому Смоленску — в Верее и Можайске.

Осада Москвы казаками

Основная статья: Московское восстание (1611)

В марте 1611 года в связи с формированием Первого народного ополчения командир польского-литовского гарнизона Гонсевский спровоцировал уличные бои, в ходе которых сгорела большая часть Москвы. Заранее сломив сопротивление горожан, Гонсевский рассчитывал минимизировать поддержку Первому ополчению.

Ополченцы в апреле и начале мая штурмом взяли валы Земляного города и стены Белого города, освободив большую часть территории Москвы (более 95%), после чего заперли интервентов за Китайгородской и Кремлёвской стенами. Казаки князя Д. Т. Трубецкого фактически взяли кремлёвский гарнизон в осаду.

Вместе с поляками в осаждённом Кремле сидели члены Семибоярщины, а также будущий царь Михаил Фёдорович Романов с матерью[2].

Голод и людоедство

Основная статья: Голод в Москве (1612)

Изгнание польско-литовских интервентов из Кремля

Провизию для гарнизона собирал в Подмосковье полк Яна Петра Сапеги. В кормление польско-литовскому войску были выделены «стации» (области) к северо-востоку от Москвы. По свидетельству мемуариста Самуила Маскевича, «что кому понравилось, и у наибольшего боярина жена ли, дочь ли, брали их силой»[3]. После гибели Сапеги в сентябре 1611 году сложную задачу сбора провианта взял на себя Ян Кароль Ходкевич, гетман великий литовский.

Вся первая половина 1612 года выдалась аномально холодной. Не получая жалования, многие солдаты гарнизона составили конфедерацию и покинули русскую столицу. В городе начался голод. Спекулянты из Подмосковья сбывали в городе хлеб по 30-кратной цене. Хорунжий Будзило пишет, что от недостатка водки особенно страдали москвичи[4].

В конце 1611 года до Кремля добрались возы с провиантом, собранным Самуилом Корецким. В январе 1612 года в Москву смог прорваться полк Будзилы. Он подвёз съестные припасы, которые на время облегчили положение с продовольствием. Подоспевшие позднее венгерские пехотинцы Феликса Невяровского не привезли продуктов и своим присутствием только ускорили возвращение бескормицы. Несколько возов зерна подвёз 25 июля Якуб Бобовский, но это была капля в море.

Авраамий Палицын пишет, что после вступления в Кремль казаки Трубецкого «обретошя много тщанов и наполов плоти человеческиа солены и под стропами много трупу человеческого»[5].

Осень 1612 года

См. также: Московская битва (1612)

Минин и Пожарский в Москве. Картина Михаила Скотти (1850)

Видя бесполезность сопротивления, польско-литовские соединения стали покидать город. Наиболее боеспособный полк Зборовского ушёл к Смоленску в начале июня 1612 года. До конца лета за ним последовал и Гонсевский со всеми ветеранами Клушинского сражения

[6]. Вместе с собой отступавшие увезли остатки кремлёвской казны. Во главе гарнизона Гонсевским был оставлен Николай Струсь.

В первых числах осени вернулся из похода по верхневолжским землям Ходкевич с 400 возами провианта. В ходе кровопролитных боев 1-3 сентября 1612 года он приблизился к осаждённому Кремлю на 1800 метров, но, потеряв за 2 дня боев полторы тысячи воинов, был вынужден отступить. После этого судьба осаждённых была предрешена.

Казаки Трубецкого в начале ноября[7] установили контроль над Китай-городом, после чего Струсь открыл переговоры об условиях сдачи. Кремлёвский гарнизон капитулировал 7 ноября. Хотя побеждённых обещали «в здравии оставить и в уважении иметь», после сдачи Кремля произошла резня его защитников: «Казаки ж весь ево полк побиша, немногие осташа»[8].

Судьба пленных

Поляки в русском плену

Основная статья: Польско-литовские пленные в России (1612-1619)

До Деулинского перемирия 1619 года и последовавшего за ним размена пленными захваченных в Кремле поляков и литвинов поселили в Ярославле, Балахне, Нижнем Новгороде и других верхневолжских городах. Пленных в Галиче и Унже полностью истребили. В Нижнем Новгороде за Будзилу со товарищи вступилась мать князя Пожарского, после чего их поместили «в темнице, в коей сидели они недель девятнадцать, темной весьма, худой и смрадной»[4].

См. также

  • Оккупация Москвы французами

Примечания

  1. 1 2 3 Бохун Т. История польского гарнизона в Москве.
  2. А. В. Захаревич. Русские цари. Феникс, 2009. Стр. 127.
  3. Maskiewicz S. Dyjariusz Samuela Maskiewicza: Początek swój bierze od roku 1594 w lata po sobie idące // Moskwa w rękach Polaków: Pamiętniki dowódców i oficerów garnizonu polskiego w Moskwie w latach 1610—1612. — Liszki, 1995. — S. 175—176.
  4. 1 2 Budziłło J. Wojna moskiewska wzniecona i prowadzona z okazji fałszywych Dymitrów od 1603 do 1612 r. — Wrocław, 1995. — S. 136—138, 167.
  5. Сказание Авраамия Палицына. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. — С. 228.
  6. Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. — М., 1986.
  7. Различные источники датируют это событие 1, 2, 3 или 4 ноября.
  8. Новый летописец // Полное собрание русских летописей. — Т. XIV. — М., 1965. — С. 127.

4 ноября 1612 года — поворотный момент в борьбе с поляками

Краткое описание

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.


М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики Опричнины Ивана Грозного. Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство,  Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601–1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига,  смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу.  Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения ( Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября. По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября.

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы.  Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.


Источники и литература

Назаров В. 4 ноября. Злоключения одной даты // Вокруг Света. 2005. №11 (2782).

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990.

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 2007.

Соколов Б. Почему день 4 ноября стал праздником? // История. ру.

 

 

поляков взяли Кремль – 1610

9 октября исполняется 412 лет со дня взятия Кремля польско-литовскими экспедиционными войсками. По приглашению московских дворян тоже.

После битвы при Клушине 4 июля, в которой московские войска численностью около 30 000 человек были разбиты польским экспедиционным корпусом в четверть меньшего размера, московские бояре (дворяне) обратились к польскому полководцу гетману Станиславу Жолкевскому с предложением .

Взять Кремль.

Смутное время России

Неприятности Московии начались в 1598 году, когда бездетно умер последний оставшийся в живых сын царя Ивана Грозного, царь Федор. Трон, оставленный последним из Рюриковичей пустым, стал предметом борьбы крупной знати с разным уровнем родства, часто дальнего, к угасшему правящему дому.

Пожалуй, самым любопытным элементом периода, известного ныне как Смутное время, были Димитриады, когда толпа самозванцев, известных как Лжедмитрии, выдавала себя за царевича Дмитрия Ивановича, младшего сына царя Ивана, умершего в возрасте восемь в 1582 году. Дмитрия Ивановичи появлялись то направо, то налево, а следующие не обращали внимания на то, что каждый предыдущий встречал печальный конец.

Лжедмитрий сумел заручиться поддержкой польско-литовских магнатов и даже был принят московскими боярами за настоящего Маккоя, но вскоре оттолкнул двор и был убит. Когда второй появился в Польше (теперь это два чудесных уцелевших), на этот раз вокруг заинтересовался король Сигизмунд III Ваза (Зигмунт III Ваза) и отправил экспедиционный корпус под командованием гетмана Жолкевского, чтобы помочь ему обеспечить соблюдение своих требований. Но довольно скоро сторонники Дмитрия сообразили, что вместо фальшивого царевича, может быть, лучше посадить на престол страны настоящего князя с сертификатом качества Васа.

Лжедмитрия II бросили его сторонники, перешедшие на сторону гетмана Жулкевского. Дмитрий, по уже ставшей уже традиции, к концу года безвременно погиб от рук недовольного придворного, а тем временем…

Поляки входят в Кремль

Летом того же года, через несколько дней после того, как известие о поражении под Клушино достигло Москвы, бояре свергли царя Василия IV Шуйского.

Польские войска вошли в Москву 12 сентября, и бояре отправили послов к гетману Жулкевскому для переговоров. Польский полководец прибыл в Кремль 8 октября. Он принял предложение бояр поставить сына короля Сигизмунда Владислава (Владислава) своим новым правителем при условии перехода в православие.

На следующий день, 9 октября, польско-литовские войска заняли гарнизон в Кремле.

Пока Московский монетный двор начал чеканить серебряные монеты с изображением их Нового Царя Владислава Зигмунтовича, Жулкевский уехал в Польшу со низложенным царем Василием , его брат Дмитрий и Борис Годунов, еще один низложенный царь, которого низложил Василий, на буксире. В Кремле оставался польско-литовский гарнизон под командованием Александра Корвина Госевского.

Польский князь никогда не сидел на престоле Московии. Ярый католик, король Сигизмунд отказался принять условие обращения своего сына. В конце концов боярам надоело ждать, пока прибудет их новый правитель и наведет порядок в стране. Увидев позицию польского короля по поводу обращения его сына, они также стали опасаться, что их заставят обратиться в католицизм. Москвичи осадили польский гарнизон в Кремле и успешно заморили его голодом. Гарнизон сдался 7 ноября 1612 г.

Польский контроль над Москвой продлился всего два года. Возвращение Кремля дало москвичам мощный моральный импульс, столь необходимый для консолидации страны после многих лет хаоса. Для поляков этот короткий период времени — сноска в истории, короткая ссора, возможно, упущенная возможность, но всерьез на нее размышляют только поклонники альтернативных исторических сценариев, фантазирующие о польско-литовско-московской Речи Посполитой, простирающейся от Краков в Казань.

Тем не менее событие заслуживает внимания. Впервые Москва была завоевана в 1156 году, когда монгольские захватчики взяли город, защищенный лишь деревянной оградой и рвом, сожгли его дотла и вырезали жителей. В третий раз в покинутый город вошла Великая армия Наполеона, которой пришлось с позором отступить из него с наступлением зимы.

Между ними были поляки, чье присутствие в Москве было единственным, которое длилось сколько-нибудь более значительный период времени, и которым ключи от Кремля были переданы самими московскими боярами.

Возможно, если бы это присутствие продлилось дольше, история России сложилась бы иначе. Возможно, это была бы совсем другая страна, чем та, которую мы видим сейчас. Но Россия, которую мы видим, — единственная Россия, которая существует. А что такое Россия, лучше всего можно понять из сообщений о зверствах, которые россияне ежедневно совершают в Украине.

Включайтесь 29 октября, чтобы узнать о том, как московский царь отдал дань уважения польскому королю Сигизмунду III в Варшаве.

источник: TVP World

Польша просит Украину противостоять темному прошлому, несмотря на общий фронт против Москвы

ВАРШАВА, 11 июля (Рейтер) — Президент Польши в понедельник призвал Украину признать то, что он назвал позорной правдой о том, как украинские националисты убили более 100 000 поляков во время Второй мировой войны, несмотря на то, что сейчас Киев и Варшава имеют общий фронт против России.

Выступление Анджея Дуды было сделано по случаю 79-й годовщины убийств 1943 года на Волыни в оккупированной нацистами Польше и явилось острым напоминанием о сложных исторических связях между Варшавой и Киевом в то время, когда российское вторжение в Украину привело к соседи ближе друг к другу.

Польша открыла свои двери для украинских беженцев, и Дуда разрешил использовать свою страну в качестве логистического центра для снабжения Украины, которая ведет изнурительную войну на истощение против России.

Но на церемонии в Варшаве в понедельник Дуда сказал, что правда о массовых убийствах во время войны и других подобных им в Восточной Галиции в 1944-45 годах должна быть «твердо и ясно заявлена», несмотря ни на что, и призвал Киев признать этнические чистки Поляки украинскими националистическими ополченцами.

«Речь не шла и не идет о мести, ни о каком возмездии. Нет лучшего доказательства этого, чем то время, которое у нас есть сейчас», — сказал Дуда, имея в виду нынешнее сотрудничество двух стран против России.

Этот вопрос был сложным для украинцев, сказал он, поскольку некоторые считали тех же ополченцев героями сопротивления, которое они оказали Советскому Союзу, и символами болезненной борьбы Киева за независимость от Москвы.

«Те, кого мы знаем как убийц, тоже были героями для Украины, в другое время и с другим врагом, и часто умирали от рук Советов, с глубокой верой сражаясь за независимую, свободную Украину», — сказал Дуда.

Немедленной реакции Украины на комментарии Дуды не последовало, но его высказывания, вероятно, будут восприняты как несвоевременные в некоторых украинских кругах, которые рассматривают попытки обсудить такие события сейчас как часть вдохновленной Россией попытки ложно представить Украину как страна нуждается в денацификации, что является одной из заявленных целей того, что Россия называет специальной военной операцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *