Взгляды эразма роттердамского: Эразм Роттердамский, Дезидерий

Политические взгляды Эразма Роттердамского

2.04.2020

Герхарде Герхард (1469-1536), в дальнейшем на латинский манер называемый Дезидерий Эразм, — известный философ, богослов, ученый-гуманист. Он родился в голландском городе Роттердаме. По окончании школьного курса продолжил учебу в Парижском университете (Сорбонне), где получил степень магистра богословия. В то время гуманистическое движение, зародившееся в середине XIV в. в Северной Италии, постепенно распространилось на центральную и северную часть Западной Европы.

Ученые-гуманисты Франции, Голландии, Германии, Англии от традиционного обращения к античному наследию переходили к анализу новой реальности: общественных, экономических и политических отношений, форм правления и политических институтов. Кроме того, народы заальпийской Европы, с одной стороны, переживали процесс национальной идентификации и консолидации, с другой — видели коррупцию и бюрократизацию папской курии и страдали от гнета латинизированной римско-католической церкви.

Выход из этого положения ученые-гуманисты видели в умеренной, часто завуалированной критике папства и духовенства, в уничтожающей критике человеческих пороков: стяжательства, ханжества, жадности, обжорства, плутовства и т. д.

Внес свой вклад в это публицистическое движение и Эразм. После окончания университета он, обратившись к идеалам и образу жизни ранних христиан, создал свое философско-богословское учение — «философию Христа». Недальновидной политике и порокам римской курии он противопоставил возврат к моральным евангельским истокам, свободу духа, образованность, человечность общества и сильное, но просвещенное и гуманное национальное государство. Мир и человеколюбие первых христианских общин Эразм переносил и на межгосударственные отношения. Этнической и национальной ненависти и презрению, корыстолюбию и династическим амбициям правителей он противопоставил страстный призыв к миру между народами. Он издает перевод Нового завета, труды Отцов Церкви: Киприана, Амвросия, Августина, призывая тем самым вернуться к истокам христианства.

Эразм Роттердамский своим учением, своими книгами, которые получили широкую известность, всей своей жизнью объективно способствовал просвещению общества и правителей, приближал общий успех Реформации.

Наибольшую известность в образованных кругах получила книга «Похвала глупости» (1509), которую Эразм написал во время путешествия в Англию, к своему другу Томасу Мору и которая до сих пор пользуется популярностью в Европе, Америке и России. Эта книга, по мнению современных литературоведов, продолжая традиции античной сатиры (Овидия, Лукиана, Апулея), лежит в основе европейской (и русской) сатирической литературы. С одной стороны — развлекательная и шутливая, с другой — серьезная и поучительная, она содержит анализ и критику самых разных человеческих отношений и социальных сфер. Свое сатирическое перо Эразм направил, прежде всего, против католической церкви. В самом начале от имени Глупости он призывает:

«Чего ради выступаю я сегодня в несвойственном мне обличии, об этом вы узнаете, ежели будете слушать внимательно — не так, как слушают проповедников, но как внимают рыночным скоморохам, шутам и фиглярам. ..».

Как политический мыслитель Эразм более всего прославился призывами к миру в самом широком смысле этого слова: как к гражданской гармонии и человеколюбию (несмотря на все различия между людьми: религиозные, национальные, социальные) и как к взаимопониманию между народами. Эразм Роттердамский был одним из первых мыслителей, который вместе с последователями (Э. Крюссе, У. Пейном, Ш. де Сен-Пьером, Ж.-Ж. Руссо, И. Бентамом, И. Кантом) выступил зачинателем европейской пацифистской традиции. Действительно, в то время Европа представляла собой вовсе не общеевропейский дом для переговоров, а сплошное поле сражений. 

Войны, развязываемые правителями из-за непонятных народам династических споров и длившиеся десятками лет, «выкашивали» население, тормозили развитие торговли, культуры, международных коммуникаций, приносили неисчислимые страдания.

Одно из своих эссе на эту тему Эразм назвал: «Война сладка тем, кто ее не изведал». В 1517 г. он опубликовал свое главное антивоенное произведение — «Жалоба мира». В нем Мир то в ироничноюмористической, то в критическо-обличающей форме обращается к людям со страстным призывом защитить его, уничтожить войну, вычеркнуть ее из жизни человеческого сообщества.

«Я — источник, отец, кормилец, умножитель и защитник всего самого лучшего. Без меня никогда и нигде не бывает ничего процветающего, ничего надежного, ничего чистого и святого; без меня нет ничего приятного для людей и нет ничего угодного для богов.

Война же, наоборот, противна всему сущему: война — первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий все без различия. Из-за войны все цветущее загнивает, все здоровое гибнет, все прочное рушится, все прекрасное и все полезное уничтожается, все сладкое становится горьким».

Ключевые слова: Ренессанс, Политика

Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.

Материалы по теме

Политические взгляды Данте Алигьери

Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с…

Политические взгляды Марсилия Падуанского

Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….

Политические взгляды Мартина Лютера

Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….

Политические взгляды Жан Кальвина

Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….

Политико-реалистическое направление Никколо Макиавелли

Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….

Политические взгляды Жан Бодена

Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….

Политические взгляды Мишель Монтеня

Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов….

Политическая концепция Френсиса Бэкона

Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов….

Эразм Дезидерий Роттердамский — Лучшие педагоги России

Родился в Роттердаме. Будучи незаконнорожденным, в зрелые годы взял себе фамилию Дезидерий, что в переводе значит желанный. Рано оставшись сиротой, он поступил в монастырь, и долгое время был священником.

 Эразм побывал во многих университетах, в совершенстве овладел греческим и латинским языками.

В Швейцарии, в Базеле он занимался книгоиздательской деятельностью – издавал свои философские трактаты и труды древнегреческих и древнеримских философов. 

 В своем сатирическом произведении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки средневекового общества – невежество, тщеславие, лицемерие. В своих трудах высказывал мысли о свободе вероисповедания, признавал природное равенство людей. Эразма называли самым выдающимся умом своего времени. Эразм Роттердамский был дружен с Томасом Мором. Они познакомились в Оксфордском университете, когда в нем учился Мор, а Эразм приезжал в университет слушать лекции.

Эразм Роттердамский творил в самых разных областях. Основные его работы, посвященные вопросам воспитания: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Способ писать письма», «О благовоспитанности детей» и др.

В педагогике и философии он выступал как христианский гуманист. Рассуждая на педагогические темы, он высказал свои основополагающие идеи, где определил необходимость обязательного сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, раскрыл принцип активности воспитанника, выступал против всякого насилия и войн.

Одним из первых в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Считал, что вне воспитания развитие ребенка невозможно и вся дальнейшая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве.

Эразм Роттердамский выступил на защиту детства. Был убежден, что ребенок имеет право на правильное воспитание, а внутренний мир ребенка – это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью,  которая царила по всюду.

Осуждая грубых учителей, Эразм писал: «Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа». Ученый-гуманист резко выступил против жестокости средневековой школы, которую называл «пыточной камерой, где ничего не услышишь кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани». «Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?» — спрашивает Эразм Роттердамский.

Эразм считал, что начинать воспитывать ребенка необходимо с раннего детства, лучше, если этим будут заниматься родители. Но если родители не могут это делать сами, тогда они должны подобрать ребенку хорошего учителя и пригласить его в дом.

Ребенку необходимо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание. Необходимо помнить и о физическом развитии воспитанника, заботиться о его режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх.

Начинать обучать ребенка, по мнению, Эразма Роттердамского необходимо с трех лет сначала языкам, к которым ребенок в детстве восприимчив. Но учить детей надо, играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму.

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, доказывал Эразм, так как он считал, что от этой познавательной психической  функции зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *