Слово о полку Игореве — Анализ произведения
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Слово о полку Игореве — Анализ
История написания произведения
Факты, подтверждающие историю создания данного литературного творения достаточно размыты. По сегодняшний день остается неподтвержденным истинное авторство «Слова». Существует два предположения по поводу написания известной поэмы:
Согласно первому из них автором произведения выступает непосредственно Мусин-Пушкин, который создал литературное творение с целью поддержки мнения о богатстве и развитости русской цивилизации в не меньшей степени, нежели европейской.
Другую версию происхождения поэмы выдвигает ряд критиков и филологов, опираясь на характеристику выразительности и стиля написания «Слова». Согласно их предположениям, создатель произведения в действительности был участником похода Игоря и хорошо знал описываемые территории.
Жанровые особенности
Так как литературное произведение относится к образцам литературы древнерусской эпохи 12-го столетия, его нельзя отнести ни к одному из известных литературных направлений.
Рассматриваемое литературное творение принято относить к жанру эпической поэмы. Характеризуется данный жанр описанием длительного временного промежутка, множества важных событий с большим количеством участников. Кроме того, «Слово» является стихотворным произведением большого объема.
Композиционная структура
Прежде всего, следует обратить внимание на авторское обращение к читателю в начале поэмы, где он повествует о своем желании описать события с максимальной правдивостью и достоверностью. В целом структура произведения отличается достаточной простотой. Можно выделить вступительную часть, в которой осуществляется сбор князем Игорем своих сподвижников, основную, где описываются самые важные события, и эпилог, который резюмирует последствия описываемых событий.
Особенностью композиции поэмы является то, что ее части представляют собой отдельные произведения.
Сюжетная линия
Повествование произведения посвящено описанию похода отважного правителя Игоря, сына Святослава против половцев в 1185 году. Рассказ построен на описании поражения князя, а не победы. Главная цель поэмы заключается в поучительных моментах. Автор стремиться посредством изображения поражения главного героя показать то, как не стоит действовать.
Начало книги представлено в виде песни Бояна, являющегося образом придворного поэта того времени. В контрасте с этим образом писатель стремился пояснить свое предназначение – не прославлять княжеские действия, а описывать факты действительности.
Первая часть «Слова» посвящена описанию похода княжеской дружины против половецких отрядов. Однако, поход заканчивается неудачей, половцы перебили дружину, а самого князя захватили в плен с целью получения выкупа.
Вторая часть представлена Золотым словом киевского князя Святослава, закликающим к объединению земель русских.
В третьей части написан плач Ярославны, обращение жены к природным силам за помощью в спасении мужа. Эти силы оказывают помощь Игорю и дают ему возможность выбраться из плена.
Заключение описывает радость народа за удачу своего князя, которому удалось избежать смерти.
Описание главных персонажей
Весь спектр основных героев произведения представлен положительными образами. Отрицательным является только образ половецких кочевников.
Образ князя Игоря изображен отважным, находчивым, но тщеславным и недальновидным главным персонажем поэмы. Однако, в заключительной части это уже другой князь – с более ясным умом и нравом, избавившемся от гордыни.
Святослав выступает в образе мудрого и справедливого киевского правителя. Превыше всего для него – государственные дела.
Ярославна является ярким и своеобразным женским образом произведения. Она – воплощение образа сильной, верной, любящей и эмоциональной супруги.
Еще одним героем произведения выступает и образ автора поэмы, который прослеживается на протяжении всего «Слова» достаточно ярко, который является большим патриотом своей земли, и к тому же хорошо осведомленным в событиях того периода.
Основные темы
В поэме следует выделить несколько раскрывающихся тем. Главная из них представлена темой патриотизма, любви к родной земле. Помимо этого, отображаются тема природы, тема Родины, любви и верности, героизма и смелости, опыта и ошибок.
Главные проблемы произведения
Проблематика поэмы нацелена на раскрытие причин поражения князя в походе. Они заключаются в:
— разобщенности князей, правящих русскими земля в тот период;
— тщеславном стремлении князя Игоря получить собственную славу ценой жизни других;
— превышении чувства гордыни над разумом, что и помешало князю обратиться за помощью;
— столкновении менталитетов.
Основная идея поэмы
Сквозь всю сюжетную линию просматривается яростное обращение к объединению. Основная мысль «Слова» заключается в необходимости объединения земель русских перед опасностью. Актуальна эта идея и по сегодняшний день. Кроме того, поэма призывает к любви и верности, которые невозможно сломать разлукой и препятствиями.
Заключение произведения
Окончание «Слова о полку Игореве» благополучное. Игорь при помощи природных стихий, к которым взывала Ярославна, бежит из плена, прибывает на родину, где ему был уготовлен теплый прием радующегося народа.
Мораль
Произведение направлено на формирование у читателя чувства гордости за родную историю, поучение истинному чувству патриотизма, прославление нравственных ценностей. Вывод из поэмы довольно простой: необходимо соблюдать моральные каноны, избавляться от чувства гордыни, эгоизма и тщеславия. На уровне государства произведение призывает к необходимости объединения земель и народа, а на уровне личности – к гармоничным семейным отношениям.
2 вариант
Первым представляется Боян, который является придворным поэтом. С помощью этого героя автор показывает собственную позицию, он не намерен славить людей, занимающих высокие должности, он намерен преподносить реальные факты и показывать их простому народу.
Повествование не скрывает то, что у Игоря есть суетные и корыстные планы, которые он намерен осуществить по время похода на половцев. Он явно перечит воле Богов, которые с помощью стихий и сил природы.
Киевский князь сразу реагирует на происшествие, он решает произнести мудрую речь о том, чтобы русские земли объединялись и сохраняли единство. Эта речь и является главной моралью произведения. Тогда существовала феодальная раздробленность, каждый правитель старался перетянуть власть себе, каждый из них был готов бороться за каждый клочок земли, даже за небольшое влияние и власть.
Последний отрывок рассказывает о плаче Ярославны, которая безудержно страдает по собственному супругу. Эта часть повествует о том, что наши поступки отражаются так же и на окружающих людях, особенно на близких и родных, которым приходится нести бремя ответственности и разделять его с другими.

Образец 3
«Слово о полку Игореве», без сомнения, является одним из величайших произведений в истории русской литературы. И более того, именно благодаря ему, на сегодняшний день мы знаем, что русский эпос, не только самобытен, но и является древнейшей веткой культуры в Европе.
Произведение написано в 10 веке неизвестным монахом. Только священнослужители имели достаточное знание грамоты для написания такого культурного памятника. Однако как именно звали этого монаха, мы не знаем, поскольку в те времена им было запрещено подписывать свои работы, поскольку они считались лишь средством донесения информации. Священнослужитель, по всей видимости, был обеспокоен событиями, происходящими в стране – феодальная раздробленность, дележ богатства, война всех против всех. Он не мог сказать о своих тревогах правителям напрямую, но зато сумел оставить послание потомкам, чтобы они не повторяли ошибок прошлого и объединили страну в единое целое. Но, к несчастью, вскоре рукопись исчезла.
Также существует гипотеза, что никакого древнего документа не существовало вовсе, и Мусин-Пушкин сам выдумал и написал данное произведение. В те времена было модно говорить об отсутствии исконной русской культуры и традиций, и даже более того, знатные люди поголовно общались лишь на иностранных языках. Дворянина данное обстоятельство сильно огорчало, и он решил вселить в соотечественников гордость за свою великую родину. И он решил создать «древнюю рукопись», которая, несомненно, удивит русских людей своей древностью и уникальностью. Мусин-Пушкин был образованным человеком, и ему не составляло никакого труда описать походы Игоря. И тот самый пресловутый пожар, который уничтожил оригинал, тоже заставляет задуматься о правдивости слов дворянина. Но, так или иначе, многие приняли его историю с радостью и благоволением, и признали в его труде тот самый русский древний эпос. Но, все же стоит понимать, что сами рукописи никто кроме Мусина-Пушкина никогда не видел, а книга написана в манере, которая пришла в литературу много позже 10 века. Таким образом, многие сходятся во мнении, что Мусин-Пушкин был мошенником, пусть им и двигали светлые мотивы.
Сюжет произведения действительно имел место быть в русской истории, поход Игоря Святославича мы можем также видеть в хрониках тех веков – в Ипатьевской и Лавреньтевской летописях.
Анализ Слова о полку Игореве
В данном эпическом произведении автор, изобразивший поражение русских войск от старых врагов Руси – половцев, вместе с тем размышляет о причине бед, постигших родную землю, и дает материал, показывающий верования и воззрения своих современников.
Изображение поражения своих войск не свойственно дружинному эпосу, к которому можно отнести Слово. Однако автор выбрал трудную и горькую и для него и для слушателей и читателей тему, чтобы заставить задуматься о главной причине несчастий Земли Русской – раздробленности русских княжеств.
В походе на кочевников, постоянно разоряющих русские земли, состоявшемся в XII веке, действии, которое считалось обязанностью правителя каждого княжества, общерусским делом, участвуют не самые значимые князья: новгород-северский, курский, путивльский и рыльский. После первой победы они терпят поражение, причем главный герой — новгород-северскиий князь Игорь Святославич оказывается в плену.
Свою идею о пагубности для Руси отсутствия у князей единства перед извечным врагом, приходящим из степи, их распри друг с другом, автор подчеркивает сном и речами великого князя Киевского Святослава. Тот готов помочь князьям, честно исполняющим свой долг пред родной землей, но понимает, что его не поддержат другие правители удельных княжеств. Объяснение причин поражения похода на половцев автор завершает призыом к князьям встать на защиту родной земли.
Тот факт, что князья, совершившиеся поход в степь, поступают правильно, автор подчеркивает тем, что сам природа помогает новгород-северскому князю бежать из неволи. Затмение перед битвой также служит знаком, что плохо подготовленный поход должен кончиться неудачей. Природа здесь выступает как олицетворение естественного хода вещей.
В произведении использованы чисто художественные приемы, с помощью которых автор хотел вызвать сочувствие к своим героям. Это эмоциональный плач Ярославны, сравнение, например, князей с соколами, выражения сходные с используемыми в народном творчестве.
Слово создано в эпоху двоеверия. Его автор – явно нецерковный человек, он (как и большинство его современников) говорит и о молитвах своих героев и упоминает языческих богов.
Также читают:
← Кормилица в произведении Ромео и Джульетта Шекспира ← Варя в рассказе Разгром Фадеева↑ ДругиеПоэзия серебряного века → Любовь в произведениях Бунина и Куприна →
Картинка к сочинению Слово о полку Игореве — Анализ
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Шишкина Лесные дали
Природа нашей страны удивительна, допуская, что по территории, наша страна, самая большая, и по всему ее обширному пространству раскинулись реки, леса, горы со своей индивидуальной красотой.
- Сочинение по роману Три товарища Ремарка
Это один из трёх романов, посвященных потерянному поколению. Действие происходит в Германии. Начало 30-х годов прошлого века. В результате путча к власти приходит Гитлер. Ремарк вынужден эмигрировать в Америку.
- План рассказа Лев и собачка Толстого
Однажды в Лондон приехал зоопарк. Чтобы попасть туда, нужно было заплатить деньги или принести маленькое животное на корм зверям.
- Сочинение Любовь в рассказе Кавказ Бунина 8 класс
Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт с тонкой душевной организацией и своими особенными взглядами на жизнь. Бунин очень многие свои рассказы посвящал теме любви. Он описывал её как некую силу
- Герои поэмы Кому на Руси жить хорошо (характеристика персонажей)
В данном тексте представлена характеристика главных и дополнительных героев произведения Некрасова.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
«Слово о полку Игореве» — сочинение по плану для 9 класса
«Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, беречь ее от врагов.
Содержание
- «Слово о полку Игореве» сочинение, 9 класс
- Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»
- Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами
- Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами
- Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве»
- Русская земля в «Слове о полку Игореве»
- Сочинение — рассуждение «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» сочинение, 9 класс
Вариант 1
Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.
Одним из таких шедевров является ». Созданное в 1185 году, оно и по сей день потрясает своей актуальностью и мудростью. И неслучайно это творение, глубокими корнями связанное с культурой народа, считается памятником древнерусской литературы. Как известно, для произведений данного жанра неприемлем был художественный вымысел. Ей присущ исключительно исторический характер. Описание реальных исторических событий и есть основа произведений древнерусской литературы.
Уже по названию можно определить тематику «Слова…». Поводом для его написания стал поход князя Игоря Святославича на половцев. Этот поход оказался неудачным: дружина Игоря была разбита, сам же северский князь пленён.
Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.
Очень трогателен образ природы в произведении. Она является полноправным героем. Природа в «Слове…» предупреждает, запрещает, помогает, плачет, предсказывает…
Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.
Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.
И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.
Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.
Вариант 2
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.
Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.
Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит своё «золотое» слово, который содержал в себе упрёк и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчёт, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.
Вариант 3
«Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры.
Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги героев и их великие дела, в «Слове о полку Игореве» речь идет о военном походе с неудачным исходом.
И пусть не все битвы оканчиваются успехом и триумфом, военное дело для русского народа всегда играло немаловажную роль. В средневековье и древности русские неоднократно подвергались нападениям племен-захватчиков, и тогда им, разумеется, приходилось биться за свободу, за свою родину, за защиту своих жен и детей. Между прочим, важность образа жены, ожидающей своего воина-супруга дома, также отражена в поэме. воплощает в себе горе всех матерей и жен, тоскующих по воинам, ушедшим на поле брани.
Помимо исторических данных, поэма включает в себя также довольно значительную культурную составляющую. Самый очевидный культурный элемент – это знамения. На древней Руси существовали такие явления, которые считались знаками свыше (например, солнечное затмение). Было принято относиться к ним с должной внимательностью и следовать им, но главный герой поэмы пренебрег знамением и впоследствии потерпел неудачу.
Таким образом, «Слово о Полку Игореве» — это не только описание исторического события, но и достойный материал для исследования культурных особенностей древнерусского народа, что по праву позволяет называть поэму памятником литературы.
Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»
«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.
Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.
В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.
Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.
Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами
Сюжет описывает неудачный поход на половцев князя Игоря. Автор, несмотря на свою симпатию к герою, осуждает его неразумные действия и отмечает, что поход был предпринят из-за тщеславия, глупости и недальновидности князя:
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»
Игорь не видит картины в целом, не представляет, какими последствиями для Руси обернется его опрометчивость. Он не слушает советы мудрого Святослава, игнорирует знамения, которым в Древней Руси верили очень серьезно: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
Дружина Игоря терпит сокрушительное поражение, сам князь пленен, а половцы, которых никто не в состоянии сдержать, вторгаются на российскую землю. Игорь бежит из плена, переоценив и поняв истинную суть произошедших событий, и родина принимает своего блудного сына, как любящая мать.
Образ князя Святослава контрастен образу князя Игоря, это мудрый правитель, заботящийся о своем народе и безопасности страны. Главная забота Святослава Всеволодовича – объединение разрозненной, и потому слабой Руси: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
«Золотое слово» — это главная идея произведения, обращение автора к грядущим поколениям, вложенное в уста Святослава:
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
После бегства Игоря из половецкого плена, Святослав Всеволодович прощает молодого, эгоистичного, но признавшего свои ошибки князя. Вместе они сумеют объединить Россию и победить ее врагов.
На фоне сильных мужчина Ярославна, жена князя Игоря, не выглядит слабой и беспомощной. Эта молодая, нежная женщина сумела подчинить своей воле неуправляемые силы природы и помогла своему мужу сбежать из плена.
Образ Ярославны невероятно выразителен и символичен. Юная жена князя является прообразом всех российских женщин – мудрых, любящих и преданных. Она не бесправная рабыня, а верная и сильная подруга, охраняющая своего мужчину и домашний очаг, хранительница.
Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами
«Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне.
Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, дошедшими к нам из глубокой древности, воспринимают слова жены князя, как красивые стихи. Некоторые видят в них скрытый символизм, повествующий о языческих настроениях. Русь уже окрещена, но в плаче Ярославны явно присутствуют языческие нотки.
О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?..
О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую…
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
Чтобы не слала я к нему слез
на море рано.
На самом деле все намного глубже и, как ни странно, проще. Русские женщины во все времена считались хранительницами очага. В наше время — это понятие утратило свой первоначальный смысл. В Древней Руси хранительница очага, мудрая и сильная женщина, обладала особым даром чувствовать природу, исцелять. Люди в то время были очень близки с землей и умели слышать, видеть и понимать окружающий мир. Не символичен плач Ярославны. Автор рассказывает нам о том, что жена князя была ведуньей, в те времена таких женщин очень уважали и ценили в обществе. Ярославна не поплакать вышла на валу, она помогает своему мужу вернуться домой, используя настоящую, древнюю магию. В минуту испытания она обратилась с просьбой о помощи к стихиям.
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Неуправляемые силы природы услышали и откликнулись, помогли.
Образ Ярославны можно с полной уверенностью назвать собирательным портретом всех русских женщин. Они красивы, нежны, но обладают невероятной внутренней силой, способной управлять мощными стихиями. Секрет этой силы заключается в великой любви и мудрости. Мужчины воюют, убивая друг друга, а женщины дарят жизнь, берегут семейный очаг и исцеляют силой своей любви их раны. Они не рабыни, известный всем “Домострой” появится намного позже. Во времена Древней Руси женщины были равноправными партнерами мужчин и пользовались уважением.
Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.
Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.
Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла., хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки. Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»
«Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои». Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но также понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.
Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам. Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и. в результате, превращает в рабов.
Русская земля в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».
Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.
Сочинение — рассуждение «Слово о полку Игореве»
Вариант 1
Произведение “Слово о полку Игореве”, представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение “Слово о полку Игореве”, представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведен на современный. Основными моментами произведения “Слово о полку Игореве”, является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племен.
В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод,
сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.
Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит свое “золотое” слово, который содержал в себе упрек и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчет, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.
Вариант 1
Данное произведение поистине считается, не побоюсь этого слова, удивительным и уникальным идолом древнерусской литературы. В XII—XV в. развивалась с неумолимой скоростью живопись, архитектура, литература. Как к этой эпохе и относится произведение «Слово о полку Игореве». Но при всех положительных аспектах – в это время происходит распад Русского государства – на отдельные княжества, который характеризовался междоусобными войнами князей и ослаблением Руси (как единого целого).
В произведении затрагиваются идеи о необходимости объединения князей, о прекращении войн, из-за которых на русскую землю кинули своё ненасытное око половцы. Но на фоне других произведений того временного отрезка, «Слово о полку Игореве» — именно первое в мировой культуре литературное художественное произведение, повествующее настоящие исторические события и в этом его несоизмеримое богатство.
Судьба произведения
Интересная и в тоже время драматическая судьба у этого произведения. В XVII века знаток древности А. И. Мусин – Пушкин нашёл в одном единственном экземпляре сборник рукописных текстов.
Там было и «Слово о полку Игореве». Данная находка произошла в Спасском монастыре Ярославля, где работал на тот момент Мусин-Пушкин.
И он всячески старался, что бы эта вещь была напечатана и опубликована. Так и произошло. В 1800 г. – выходит в свет первое издание. А через двенадцать лет, оригинал текстов написанных от руки, среди которых было и «Слово», сгорел в пожаре, в городе Москва. Первый печатный текст и рукописная копия – теперь считаются первоисточником.
В этом произведение происходит повествование о походе, в 1185 году, на половцев, Игоря Святославовича (Новгород-северского князя).
Поход завершился поражением.
Пришел, увидел, не победил.
Произведение было изложено на бумаге под свежим эффектом от поражения, не смог дойти князь Игорь до моря Чёрного. Не смог он вернуть Руси земли, которые ей принадлежали.
Одолев отряды войск князя, половцы, самого Игоря ранили. А потом пленили и тем самым на Русской земле посеяли несчастье, беды и страх. Однако Игорь Святославович был «крепкий орешек» и сбежал – и в скором времени вернулся на родину.
Так как «Слово о полку Игореве» было изложено практически сразу после неудачного похода князя, автор предполагал на точные знания чтеца обстоятельств данного плачевного похода. И как следствие в произведении отсутствует точная последовательность событий, а из-за того, что произведение изложено фрагментами – «Слово» сложно для восприятия, но даже при этом интересность и ценность произведения, ни на йоту не уменьшается.
Прославление Игоря в произведении
Народ восхваляет Игоря, несмотря на то, что он проиграл свой бой, так как он всё-таки хотел защитить Русскую землю, хотел сделать как лучше, но получилось, как всегда. В произведении происходит описание князя как смелого воина, верным братом, с огромным стремлением сбежать из плена и вернуться домой. Автор наделяет Игоря доблестью, несоизмеримой любовью к своей родине, честью, силой.
Оригинальность данного произведения заключается в том, что автор сюжетно описал нрав, переживания и мысли героев. Помимо всего этого, автор, выразил своё мнение о происходящем и отношения к героям – для мировой литературы это произошло впервые именно в данном литературном произведении, и оно оказало огромное влияние на последующие произведения.
Харьков: Крах России на северо-востоке Украины вызвал ярость сторонников Путина
Си-Эн-Эн —
На прошлой неделе произошли ошеломляющие изменения на поле боя на востоке Украины, когда украинские войска в ходе стремительного бронетанкового наступления прошли через линии российской обороны и отвоевали более 3000 квадратных километров (более 1100 квадратных миль) территории.
Это больше территории, чем российские войска захватили во всех своих операциях на Украине с апреля.
Несмотря на то, что наступление было блестяще задумано и реализовано, оно также удалось благодаря неадекватности русских. На всей территории Харьковщины российские части были плохо организованы и оснащены, и многие из них не оказывали сопротивления.
Их неудачи и беспорядочное отступление на восток значительно усложнили достижение цели специальной военной операции президента Владимира Путина по захвату всей Луганской и Донецкой областей.
9@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> В выходные продолжилось отступление русских из приграничных районов, оккупированных с марта. Населенные пункты в пяти километрах от границы поднимали украинский флаг.
Обновления в реальном времени: война России в Украине
Крах российской обороны вызвал взаимные обвинения среди влиятельных российских военных блоггеров и деятелей российских государственных СМИ.
По мере того как украинский флаг поднимался в одном населенном пункте за другим в течение последних нескольких дней, в центре внимания оказался один вопрос: как на это реагирует Кремль?
Украинские официальные лица телеграфировали о неизбежности наступления, но не там, где оно произошло на самом деле. Было много шума о контрнаступлении на юге, и даже официальные лица США говорили об украинских операциях по «формированию поля боя» в Херсоне. Российское подкрепление — возможно, до 10 000 человек — устремилось в регион в течение нескольких недель.
В этом раздаточном материале фото взято из видео, обнародованного пресс-службой Минобороны России в пятницу, 9 сентября. , 2022 год, российская военная техника выезжает на харьковское направление с заданием в Украине.
Украинские силы входят в ключевой город Изюм, что свидетельствует о том, что новое наступление Киева работает
В Херсоне действительно было украинское нападение, но его намерением, по-видимому, было остановить российские войска, в то время как настоящие усилия были нанесены в сотнях миль к северу. Это была дезинформационная операция, которой русские могли бы гордиться.
Катерина Степаненко из вашингтонской аналитической группы Института изучения войны говорит, что обман сработал.
«Украинские военные сообщили, что (российские) подразделения Восточного военного округа, которые ранее поддерживали наступательные операции в направлении Славянска, были передислоцированы на Южную ось», — сказала она CNN.
Их замена явно не соответствовала поставленной задаче — по словам Степаненко, это была смесь «казаков-добровольцев, добровольческих отрядов, отрядов ополчения ДНР/ЛНР и российской Росгвардии (Росгвардии). Таких сил было недостаточно для защиты обширной и сложной линии фронта».
Украинцы выбрали самое слабое место в российской обороне для своего первоначального удара — район, контролируемый луганским ополчением с подразделениями Российской национальной гвардии позади. Они не могли сравниться с высокомобильным бронированным штурмовиком, который быстро сделал артиллерию бесполезной.
Игорь Стрелков, бывший глава ополчения ДНР, а ныне едкий критик российских военных недостатков, отметил слабую подготовку этих частей и «исключительную осторожность действий российской авиации». Короче говоря, русские передовые части зависли без достаточной поддержки с воздуха.
Многочисленные видео, геолоцированные и проанализированные CNN, а также местные аккаунты, показывают хаотический отход российских подразделений с оставленным большим количеством боеприпасов и техники.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_4B5D1A1F-E6AF-5E65-497D-2DAD66AD0FD8@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Плохое качество российской обороны вдоль критически важного направления север-юг, поддерживающего наступление в Донецке, трудно понять. После начала наступления цель украинского наступления была кристально ясной — уничтожить эту артерию снабжения. В течение трех дней они это сделали — не в последнюю очередь потому, что русские подкрепления медленно мобилизовывались.
Украинские флаги на статуях на площади в Балаклее в субботу.
Хуан Баррето/AFP/Getty Images Министерство обороны России в субботу попыталось изобразить оставление Харькова как запланированное перенаправление усилий на Донецкую область, но на самом деле это усложняет эти усилия.
ХАРЬКОВ, УКРАИНА — 07 СЕНТЯБРЯ: Мужчина стоит перед обломками здания, пострадавшего от российского ракетного удара, в украинском городе Харькове, Харьковская область, Украина, 07 сентября 2022 года. (Фото Метина Актаса/Агентство Анадолу) через Getty Images)
Метин Актас/Агентство Анадолу/Getty ImagesПоскольку Украина продвигает южное наступление, оно также наносит удар по России на северо-востоке.
До этой недели россиянам удавалось атаковать украинскую оборону в Донецке с трех направлений: с севера, востока и юга. Северного направления больше нет: угроза промзоне в Славянске и его окрестностях значительно уменьшилась, как и перспектива окружения украинских оборонительных сооружений.
Проще говоря, поле боя на востоке Украины было перерисовано за несколько дней.
Самым влиятельным — и, возможно, неожиданным — публичным критиком ситуации был чеченский лидер Рамзан Кадыров, предоставивший для наступления тысячи боевиков. В сообщении Telegram в воскресенье он сказал, что свяжется с высокопоставленными чиновниками в министерстве обороны, чтобы изложить свое сообщение.
«Понятно, что были допущены ошибки. Я думаю, они сделают некоторые выводы», — сказал он.
Намекая на разброд среди командиров, Кадыров сказал, что «если бы Генштаб России не хотел уйти, то (войска) не отступили бы», но у российских солдат «не было надлежащей военной подготовки», и это привело к их отступлению. .
Влиятельные военные блоггеры в России были еще более откровенны. Захар Прилепин, чей Telegram-канал насчитывает более 250 000 подписчиков, сделал репост комментария, в котором события в Харькове охарактеризовал как «катастрофу» и массовый провал разведки.
Послушайте, что Зеленский сказал бы Трампу о Путине
02:02 — Источник: CNN
«Сейчас мы можем наблюдать результат преступной безответственности тех, кто отвечал за это направление», — говорится в посте, а затем в заключении: «Спецоперация давно завершена. Идет война».
Другой пропутинский блогер под ником Холмогоров сделал репост не менее язвительного аккаунта Telegram-канала «Партизан» с передовой, в котором, по сути, обвинял российские власти в том, что они бросили войска.
«Солдаты были пешие с одним автоматом и мешком. Брошенные командованием, не зная дороги, они шли наугад», — говорится в сообщении.
Плакат, называющий себя русским православным националистом, говорит, что по мере того, как растет ненависть к врагу, «еще больше растет ненависть к правительству и командованию».
Добавляя свои мысли, Холмогоров сказал: «Господи, сохрани русских воинов от ударов с фронта и еще более от ударов в тыл».
Похожий анализ пришел из Telegram-канала Петра Лундстрема.
«НЕТ ни тепловизоров, ни бронежилетов, ни разведывательного оборудования, ни защищенной связи, ни коптеров в достаточном количестве, ни аптечек в армии».
Говоря о праздновании в России в эти выходные Дня Москвы, дня рождения города, он добавил: «Вы отмечаете миллиардный праздник. Что с тобой не так?»
В субботу, когда разгром продолжался, Путин открывал колесо обозрения в Москве.
Институт изучения войны отмечает, что «объявление о выходе еще больше оттолкнуло российских блоггеров и русские националистические сообщества, которые поддерживают грандиозное видение Кремля по захвату всей Украины».
Украинские войска освободили город Балаклея.
Метин Актас/Агентство Анадолу/Getty ImagesВидные деятели СМИ в России пытаются представить произошедшее на этой неделе бедствие как спланированную операцию. Телеведущий Владимир Соловьев репостнул комментарий в Telegram, в котором утверждалось, что «противник, покупаясь на легкое продвижение на заданном участке фронта, загоняет в ловушку».
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_01EDF696-6FCB-2432-C133-2DAD672AD7D2@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> «В настоящее время российские подразделения целенаправленно перегруппировываются», — говорится в комментарии, хотя признаков этого мало.
Возникает вопрос, как Кремль ведет войну после худшей недели за всю кампанию. Кажется, что ему не хватает высококачественных единиц. Были воссозданы некоторые существующие батальонные тактические группы; по всей России были сформированы добровольческие батальоны для формирования Третьего армейского корпуса. Официальные лица США говорят, что у русских не хватает боеприпасов, и они даже обращаются за поставками к Северной Корее.
ХАРЬКОВ, УКРАИНА — 08 СЕНТЯБРЯ: Танк украинской армии продвигается к фронту в северо-восточных районах Харькова, Украина, 08 сентября 2022 года. Украинские силы заявляют, что они отбили более 20 населенных пунктов у российских войск. (Фото Метин Актас/Агентство Анадолу через Getty Images)
Неожиданное возвращение Украины может дать импульс рынкам
Степаненко из Института изучения войны сказал CNN, что выдающийся успех украинского контрнаступления заставит пересмотреть то, как используется новый армейский корпус.
Степаненко, изучающий комплектование и организацию российских вооруженных сил, говорит, что русские «все еще могут попытаться использовать эти подразделения, чтобы остановить украинское контрнаступление в Харькове, хотя бросать плохо обученные и неподготовленные необработанные подразделения в такие операции было бы весьма рискованно». опасное предприятие».
Она считает, что, учитывая потребность России в свежих кадрах, «вероятно, что российские силы перебрасывают эти элементы непосредственно на линию фронта в любом случае, основываясь на сообщениях о том, что некоторые добровольческие батальоны уже сражаются на линии фронта в Херсоне».
Российские вооруженные силы по-прежнему могут обладать значительной мощью с точки зрения своих ракетных, артиллерийских и ракетных войск. Но, несмотря на уже одну перетасовку высшего командования, его наземные операции кажутся плохо организованными, с небольшой автономией, переданной командирам. Последняя неделя обнажила проблемы мотивации и лидерства.
Российские блоггеры, поддержавшие наступление, говорят, что требуется радикальное переосмысление. Один из них прокомментировал: «Необходимо изменить подход к войне в Украине. Мобилизация экономики и промышленности. Создание политического центра управления войной».
К такому же выводу пришел Стрелков, заявив, что пора «начать борьбу по-настоящему (с военным положением, мобилизацией армии и экономики)».
На протяжении всего конфликта Путин избегал всеобщей мобилизации, которая может быть непопулярна дома.
Неизвестно, удвоит ли теперь Кремль усилия по завершению спецоперации или начнет искать мирное урегулирование.
Первый вариант выглядит трудным, учитывая события прошлой недели; второе было бы унизительно. Третья возможность, возможно, наиболее вероятная, заключается в том, что Россия будет упорно продолжать наступление, шаг за шагом, практически не захватывая дополнительных территорий. Но теперь он столкнулся с противником, ветер в его парусах и свежие вливания западной военной помощи готовятся на зимние месяцы.
Успехи Украины на поле боя омолодили поддержку союзников, а встреча в Германии в эти выходные привела к дальнейшим обещаниям о долгосрочной поддержке.
From hooligans to thrash talk: Evolution of the genre
XML для сайта doaj.org
engSaratov State UniversitySpeech Genres2311-07402311-07592021-11-3032425926610.18500/2311-0740-2021-4-32-259-266articleFrom hooligans to трэш-ток: эволюция жанра Базылев Владимир Николаевич2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20В статье рассматривается трэш-ток как речевой жанр. Термин, пришедший в современный русский язык из английского, относится к речевой практике, в которой формулируются оскорбительные высказывания в адрес оппонента, призванные нарушить психологическую невозмутимость оппонента. Это может быть форма хвастовства или оскорбления в соревновательных ситуациях. Исследование проводилось в контексте отечественных и зарубежных работ по инвективной практике в русской лингвокультуре, которые не только представляют собой константу, но и эволюционируют. Учитываются такие проблемы, как соотношение национально-специфического и общечеловеческого, языкового и экстралингвистического аспектов, развитие новых явлений на национальной основе и заимствований. Трэш-ток, если использовать этот термин в узком смысле, является автохтонным для русской лингвокультуры. Методология исследования основана на сопоставлении описания речевой практики с эталоном. Для наших целей мы сформулировали стандарты “обвинение”, “унижение” и «гиперидентичность», составляющими описания которой были языковые и психологические особенности. Таким образом, можно сказать, что наше исследование проводится в рамках парадигмы психолингвистики. Обосновывается это тем, что трэш-ток балансирует на грани языка и психики. В результате процедуры сравнения можно сделать вывод о наличии соответствия или расхождения между этими описаниями. Основой нашего исследования стали открытые интернет-источники, содержащие примеры трэш-ток как элемента персонажей’ речевое поведение в текстах или видеороликах. В результате исследования удалось описать и систематизировать речевые цели – убеждение и демонстрация, использование образных, стилистически маркированных, экспрессивно окрашенных языковых средств, психологических манипулятивных средств склонения и угрозы.
В заключении статьи обозначены перспективы исследований, связанных с такими жанрами, как флейминг, полет, катание на санях, свист волка, кошачий зов, уличная домогательство и др. https://zhanry-rechi.sgu.ru/ru/system/ файлы/pdf-полная версия/2021/11/259-266.pdfтрэш-токинвективстандартные методыречевой жанрпсихолингвистикаобвинениеунижениегиперидентичность
BibTeX
@статья{
https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=32235-32-4-259,
автор = {Базылев Владимир Николаевич},
title = {От хулиганов до трэш-ток: Эволюция жанра},
год = {2021},
журнал = {жанры речи},
объем = {32},
число = {4},
url = {https://zhanry-rechi.sgu.ru/ru/system/files/pdf-full-version/2021/11/259-266.pdf},
address = {Саратовский государственный университет, ул. Астраханская, 83, Саратов, 410012, Россия},
язык = {en},
дои = {10,18500/2311-0740-2021-4-32-259-266},
страницы = {259—266},
иссн = {2311-0740},
ключевые слова = {трэш-ток,инвектива,стандартный прием,жанр речи,психолингвистика,обвинение,унижение,гиперидентичность},
abstract = {В статье рассматривается трэш-ток как речевой жанр. Термин, пришедший в современный русский язык из английского, относится к речевой практике, в которой формулируются оскорбительные высказывания в адрес оппонента, призванные нарушить психологическую невозмутимость оппонента. Это может быть форма хвастовства или оскорбления в соревновательных ситуациях. Исследование проводилось в контексте отечественных и зарубежных работ по инвективной практике в русской лингвокультуре, которые не только представляют собой константу, но и эволюционируют. Учитываются такие проблемы, как соотношение национально-специфического и общечеловеческого, языкового и экстралингвистического аспектов, развитие новых явлений на национальной основе и заимствований. Трэш-ток, если использовать этот термин в узком смысле, является автохтонным для русской лингвокультуры. Методология исследования основана на сопоставлении описания речевой практики с эталоном. Для наших целей мы сформулировали стандарты “обвинение”, “унижение” и «гиперидентичность», составляющими описания которой были языковые и психологические особенности.